Научная статья на тему 'Розничный интернет-бизнес'

Розничный интернет-бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Розничный интернет-бизнес»

Профессиональные обзоры

РОЗНИЧНЫЙ ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС Малышева Ирина Анатольевна

аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Email: irina@nn.ru

Интернет-магазины становятся все более прибыльным видом электронной коммерции и создаются многими компаниями не только как дополнение к основному (оффлайновому) бизнесу, но и как самостоятельное направление.

Лидером по оборотам Интернет-магазинов является США. Статистическое бюро Министерства торговли США [Census Bureau of the Department of Commerce] опубликовало результаты деятельности американских Интернет-магазинов в I квартал 2004 г. Общий оборот составил 15,5 млрд. долл., что на 28% больше соответствующего периода прошлого года. В целом Интернет по-прежнему обеспечивает 1,9% всего торгового оборота в США. За весь прошлый год Интернет-магазины США продали товаров на общую сумму 54,9 млрд. долл., а в текущем году оборот может превысить 100 млрд. долл.

В России развитие рынка Интернет-продаж сдерживают следующие объективные факторы: недостаточное развитие информационной индустрии и распространение персональных компьютеров, небольшое число пользователей Интернета (по данным Фонда «Общественное мнение» летом 2004 г. российская Интернет-аудитория составила 17 млн. человек; для сравнения: Интернет-аудитория США в 2004 г. составила более 185 млн. чел.), пока еще высокая стоимость услуг связи, недостаточное развитие и распространение платежных систем. Несмотря на это перспективность Интернет-магазинов очевидна.

В данной статье содержится обзор наиболее крупных общероссийских, а также нижегородских Интернет-магазинов. В основу статьи положено исследование Интернет-коммерции, проведенное автором в 2003 г. В качестве респондентов выступали: участники молодежной всероссийской конференции «IT-Youth - 2003. Будущее электронного бизнеса в России» (Москва); Всероссийской научно-практической конференции «Технологии Интернет - на службу общества» (Саратов); и эксперты - представители нижегородских фирм (28 человек).

Примеры успешных Интернет-магазинов

Самые яркие примеры успешных Интернет-магазинов - это Amazon.com (на международном рынке) и Ozon.ru (на российском рынке).

Компания Amazon. com

Крупнейший в мире Интернет-магазин Amazon.com, открытый в 1995 г., является первопроходцем в области электронной торговли. В настоящее время магазин предлагает своим виртуальным клиентам книги, музыкальные компакт-диски и кассеты, видеопродукцию, подарки и поисково-справочные услуги. Прибыльность в I квартале 2004 г. составила 111 млн. долл. Руководители Amazon.com объяснили успехи компании ценовой политикой и стимулированием покупателей бесплатной доставкой, что способствовало повышению Интернет-продаж.

Набирают обороты зарубежные продажи Amazon.com (через британский, немецкий французский и японский сайты) - в 2004 г. они составили 684 млн. долл. (на 80% больше, чем в I кв. 2003 г.). Компания пока находится на этапе освоения этих рынков, а значит, темпы прироста являются естественной составляющей данного процесса.

Компания Ozon.ru

Самый успешно развивающийся российский Интернет-магазин «Озон» предлагает книги, музыкальную и видеопродукцию, детские товары, программные продукты и мультимедийные игры с 1998 г. Как сообщает пресс-релиз магазина, в марте 2004 г. ежемесячный оборот превысил 1 млн. долл. США.

Сейчас ассортимент Интернет-магазина «Озон» составляет более 200 тыс. товаров. Ежемесячно «Озон» продает более 80 тыс. книг. На 1 апреля 2004 г. общее количество зарегистрированных клиентов «Озона» составило 680 тыс. человек, проживающих в 97 странах мира. «Озон» объективно является крупнейшим Интернет-магазином Рунета как минимум по двум показателям: ассортименту и количеству принимаемых ежедневно заказов (1500-1600 в январе - марте 2004 г.).

Нижегородские Интернет-магазины

Как видно из обзорной таблицы (см. Приложение в конце статьи), рынок розничной Интернет-торговли в Нижнем Новгороде развит недостаточно. Основная причина - в малой численности нижегородской Интернет-аудитории. По оценкам экспертов, на данный момент в Нижнем Новгороде около 100 тыс. активных пользователей, что составляет около 7% всего населения города. В Нижнем Новгороде также наблюдается недостаточное использование систем электронных расчетов Интернет-магазинами, что обусловлено низким уровнем доверия граждан к платежным системам подобного рода и слабым развитием электронных банковских систем в регионах.

Наибольшей популярностью среди российских онлайн-магазинов пользуются Ozon.ru (29%), Bolero.ru (27%) и Books.ru (11%) (согласно результатам исследований, проведенным автором данной статьи в 2003 г., всего 128 респондентов)

Способы оплаты и доставки, спектр товаров в Интернет-магазинах

Способы оплаты

Самый популярный способ оплаты - это наличными курьеру. Такой способ оплаты используют все Интернет-магазины, но в нижегородских Интернет-магазинах он практически единственный (см. табл. 1).

Таблица 1. Способы оплаты услуг Интернет-магазинов, % (от числа включенных в обзорную таблицу в Приложении)

Способ оплаты %

Наличные курьеру 100

Безналичный расчет для физических лиц (банковский перевод) 80

Кредитные и дебетовые карты 60

Электронные системы Интернет-оплаты 60

Безналичный расчет для юридических лиц 40

Наложенный платеж (на почте) 27

Почтовый перевод 20

При этом Интернет-продажи уже не могут обойтись без использования современных платежных систем. В настоящее время в России используются следующие виды платежных систем: CyberPlat, ASSIST, Рапида, Instant!, ЭлИТ, PayCash, e-port, КредитПилот, EACCESS, Яндекс. Деньги и WebMoney Transfer (см. табл. 2).

Таблица 2. Способы оплаты услуг Интернет-магазинов, % (по данным опроса)1

Способ оплаты %

Расчет наличными курьеру при получении товара 91

Почтовые, телеграфные переводы 33

WebMoney 31

PayCash (ЯЫех.Деньги) 12

Пластиковые карты 3

Недостаточное развитие информационной индустрии в России объясняет недоверие к Интернет-платежам.

В 2004 г. каталог PriceGrabber.ru и электронный магазин Hfree.ru провели на своих сайтах онлайн-опросы с целью изучения мотиваций пользователей при использовании платежных систем . Согласно результатам исследования, за последний месяц 24% участников опроса потратили в Интернете сумму до 100 у.е., 26% - от 100 до 500 у.е. и еще 6% - более 500 у.е. Постоянно делают покупки 34% опрошенных, иногда покупают в Сети 9% респондентов. Чуть больше 10% никогда не покупали товары через Интернет и не собираются это делать.

Способы доставки

Большинство Интернет-магазинов Рунета пользуются услугами сторонних организаций для доставки товаров конечным пользователям. Нижегородцы используют собственную службу доставки, что обусловлено нехваткой служб профессиональной доставки в регионе, а также дороговизной их услуг (см. табл. 3).

Таблица 3. Способы доставки, % (от числа включенных в обзорную таблицу в Приложении)

Способ доставки %

Курьерская служба 80,0

Собственный курьер 26,7

Почта 46,7

Спектр товаров

Предложение товаров распределилось следующим образом: компакт-диски, видеопродукция, книги, персональные компьютеры и комплектующие, сотовые телефоны. Помимо

1 Согласно результатам исследований, проведенных автором данной статьи в 2003 г.; всего 128 респондентов.

2 К сожалению, организаторы опроса не предоставили информации о количестве опрошенных пользователей и социально-демографическом составе участников. Как и многие онлайн-опросы, данный опрос также не может претендовать на репрезентативность.

лидирующих товаров на рынке розничного Интернет-бизнеса постепенно становятся популярными и товары повседневного спроса: продукты питания, товары бытовой химии, одежда и т.д. В данном случае экономия времени выступает решающим фактором при обращении к услугам Интернет-магазинов (см. табл. 4).

Таблица 4. Основные виды товаров, приобретаемых в Интернете, % (по результатам исследований, проведенных автором статьи, см.выше)

Приобретаемая продукция %

Книги 90

СБ 45

Программное обеспечение и компьютерные аксессуары 29

Аудио-, видеопродукция 26

Сотовые телефоны 24

Компьютеры 15

Другое: расходные материалы, канцелярские принадлежности, бытовая техника, фотооборудование, продукты питания, медицинские товары 3

Аудитория Интернет-магазинов и критерии выбора магазина

Компанией БруЬо§ в 2003 г. было проведено исследование «Статистика российского Интернета», объектом которого стали Интернет-магазины.

Недельная аудитория Интернет-магазинов составила 650 тыс. человек, ежемесячная - 2150 тыс. человек. Треть пользователей проживает вне Москвы и Санкт-Петербурга, для них актуальна проблема доставки товаров. Две трети посетителей Интернет-магазинов просматривают в неделю от 1 до 5 страниц на сайте магазина. Таким образом, реальная аудитория магазинов составляет 200 тыс. человек в неделю.

По результатам пилотного исследования3, основными критериями при выборе Интернет-магазина являются:

■ скорость доставки (31%);

■ цена (26%);

■ ассортимент товаров (21%);

■ сервис (наличие дополнительных услуг, скидки и т.д.) (14%);

■ способ оплаты (7,1%).

По мнению экспертов, постепенно акцент работы крупных российских Интернет-магазинов смещается в сторону совершенствования послепродажного обслуживания, поддержки обратной связи с клиентами. Все это будет способствовать росту доверия пользователей к онлайн-покупкам.

В пилотном исследовании приняли участие 28 экспертов из Нижнего Новгорода - опытные интернет-пользователи, занятые в области информационных технологий. Метод сбора информации - формализованная анкета.

Выводы

Проведенное исследование розничного Интернет-бизнеса позволяет сделать основной вывод: магазинам, специализирующимся на продаже персональных компьютеров и комплектующих, расходных материалов, сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов, целесообразно в дополнение к базовому направлению розничных оффлайновых продаж открывать и Интернет-магазин.

В России в целом (и в Нижнем Новгороде в частности) развитие Интернет-бизнеса пока находится на стадии становления. Тем не менее развитие очевидно.

Так, специально для развития регионального рынка электронной коммерции в Яндекс.Маркете появилась информационно-справочная система по товарам и услугам (http://market.yandex.ru), где для региональных Интернет-магазинов имеется возможность показывать свои предложения пользователям только из того региона, где оперирует данный магазин. Это, несомненно, огромный шаг в развитии региональной электронной коммерции.

В ближайшее время, по прогнозам экспертов, Интернет-магазины крупных российских торговых сетей окажут положительное влияние на развитие Интернет-бизнеса в целом. Бюджет этих компаний позволяет проводить полномасштабные рекламные акции в Интернете наряду с мощной оффлайн-рекламой, что приведет к росту доходов индустрии Интернет-рекламы и даст старт к увеличению количества сайтов, работающих по рекламной модели, и усилению конкурентной борьбы за внимание пользователей.

Подводя итоги вышесказанному, можно смело утверждать, что электронная розничная торговля - одно из перспективных направлений электронной коммерции, способное приносить реальный доход при условии скоординированных действий как в Интернете, так и вне Сети.

Обзорная таблица Интернет-магазинов1

Приложение

URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта

Общероссийские Интернет-магазины

book.ru Книги, CD, видеопродук ция Наличными курьеру; наложенным платежом и по предоплате через банк; по картам Visa, MasterCard, DinersClub, JCB, STB; через платежные системы WebMoney, Яндекс. Деньги, Киберплат, КредитПилот Курьером (Москва, С.Петербург, Калининград); почтой по России По Москве: 36-60 часов; С.-Петербург: 9-12 дней; Калининград: 14-18 дней 53 080 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

ozon.ru Книги, CD, видеопродук ция Предоплата через Сбербанк; предоплата почтовым переводом; пластиковыми картами через платежную систему Assist; наличными курьеру; наложенным платежом. Служба курьерской доставки СПСР, (охватывает более 400 городов России); курьерская служба Озона; почтой по России По Москве: 24 часа; по России: от 2 до 7 дней около 80 тыс. чел. в день (по данным SpyLog)

books.ru Книги, CD, видеопродук ция Наличными курьеру; почтовым и банковским переводом; пластиковыми картами; наложенным платежом; через платежные системы Webmoney и Яндекс. Деньги. Курьером (Москва); почтой по России По Москве: 4 часа; по России: 2 недели 55 993 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

1 Интернет-магазинов (как крупных российских, так и региональных) сейчас очень много, поэтому представить хотя бы большинство из них нет возможности. Однако наиболее интересные, перспективные и реально зарабатывающие деньги на онлайн-продажах общероссийские интернет-проекты представлены в данной таблице. Для сравнения дается информация и о нижегородских электронных магагинах.

URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта

nix.ru ПК и комплектующие Наличными; безналичный расчет Курьерская доставка в пределах Москвы и ближайшего Подмосковья По Москве: 2-3 часа 166 317 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

sunrise.ru Интернет-карты и карты экспресс оплаты WebMoney, PAYMER, e-port, e-gold, Яндекс. Деньги Через Интернет Мгновенно 141 966 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

foto.ru Фототехника Наличными; банковский перевод Курьерская доставка компанией «Скороход» По Москве, МО: несколько часов; по России курьером: 2-6 дней; по России почтой: от недели и более 237 274 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100

e-shop.ru Игры, игровые приставки, цифровая техника Наличными (Москва, МО); безналичная оплата единой картой e-port, электронными кошельками WebMoney, Яндекс. Деньги и картой STB; пластиковыми картами Visa, MasterCard или Euro Card через систему ASSIST Курьером; почтой По Москве: 1 день; по России: курьером от 2 дней; по России почтой: от 5 дней 43 590 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100

colibri.ru Книги, СБ, ПО Наличными курьеру; наложеным платежом по России; предоплата через банк (STB-CARD, VISA, Em^ard / Mastetórd, JCB, Diners Club); предоплата через платежные системы Яндекс. Деньги, WebMoney, КредитПилот Курьерская доставка; почтой по России; международной почтой за пределы России (предоплата картами VISA, Mastercard / Eurocard и др. или через платежные системы). По Москве: 2-3 дня; по России: 4-28 дней, в среднем 5-9 дней; почтой: 2-3 недели за рубеж: 2-4 недели Около 300 тыс. чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта

sotino.ru Сотовые телефоны Наличными; предоплата (WM и Yandex. Деньги); наложенным платежом Курьерская доставка по России службой СПСР По Москве, С.-Петербургу: 1 день; по России: 3-4 дня 245 596 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

porta.ru Цифровая фото и аудиопродук ция, ноутбуки, видеокамеры Наличными; предоплата через WM безналичный расчет для юридических лиц Курьерская доставка По Москве: 2-4 дня; С.-Петербург: 4-5 дней; по России: 7 дней 153 312 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

bolero.ru Книги, видео, программное обеспечение Наложенным платежом; наличными; пластиковыми картами VISA, EuroCard/MasterCard, Diners Club, JCB, карты российской платежной системы STB через систему ASSIST и скретч-карты e-port через систему CyberPlat; платежные системы Киберплат, WM, Кредит Пилот, Rapida Курьерская доставка; почтой Почтой по России: 2-3 дня; курьером: 1-10 дней 410 027 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

piter.com Книги Наличными; наложенным платежом; банковский перевод; пластиковыми картами VISA, EuroCard/MasterCard, Diners Club, STB Card Курьерская доставка; почтой По Москве: 1 день; почтой по России: от 8 дней 105 742 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

bvttehnika.ru Бытовая техника Наличный расчет; банковский перевод Курьерская доставка По Москве и МО: 1 день; по России: 2 дня Более 90 тыс. чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

mvideo.ru Бытовая техника и электроника Наличными курьеру (Москва, МО); банковский перевод; безналичный расчет для юридических лиц; Курьерская доставка Время согласуется с клиентом 328 950 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пластиковыми картами курьеру при доставке (Москва, МО): STB Card, VISA (кроме VISA Electron), Eurocard/MasterCard, Русский Стандарт

telephone.ru Сотовые телефоны Наличными; безналичный расчет (для юридических лиц); наложенным платежом Курьерская доставка по России службами EMS и СПСР По Москве: 1 день; по России: 2-5 дней 86 533 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

tmr.ru Сотовые телефоны Наличными; безналичный банковский перевод; оплата пластиковой картой (Москва); оплата через Яндекс. Деньги (Москва) Курьерская доставка По Москве: 24 часа 149 847 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

swaznov.ru Сотовые телефоны Наличными Курьерская доставка По Москве: 1 день 242 020 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

Нижегородские Интернет-магазины2

dvdkino.ru CD Наличными; безналичный расчет Курьерской службой «Cityexpress» по Н.Новгороду Скорость доставки определяется после согласования заказа 3 472 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

dvdru.ru CD Наличными; наложенным платежом; безналичный расчет (предоплата по счету); WebMoney Курьерская доставка В течение 24 часов при наличии на складе или в течение 10-14 дней при отсутствии на складе; 1859 чел. в месяц ( по данным Rambler's Top 100)

pizza.nnov.ru Пицца Наличными Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение 1 часа Нет информации

april.nnov.ru ПК Наличными; банковский перевод Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение дня 5 143 чел. в месяц (по данным Rambler's Top100)

2 Список нижегородских интернет-магазинов см.: http://www.nnov.ru/market

URL Продукция Оплата Доставка Скорость доставки Аудитория сайта

alidi.ru продовольств енные товары и продукты питания Наличными Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: 1 день 65 чел. на 14.10.04 (по данным системы статистики ННРУ3)

bomond.nnov.ru СБ Наличными; банковский перевод; почтовый перевод Курьерская доставка по Н.Новгороду; в другие регионы -почтой По Н.Новгороду: 1 день; в другие регионы: 6-24 дня 594 чел. по данным Spy Log на 14.10.04

cek.ru ПК Наличными; безналичный расчет Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение дня 51 чел. на 14.10.04 (по данным системы статистики ННРУ)

standartamt.nnov.ru Аксессуары к сотовым телефонам Наличными Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение дня 13 чел. на 17.10.04 (по данным системы статистики ННРУ)

andreevsky.nnov.ru Непродоволь ственные товары и продукты питания Наличными Курьерская доставка по Н.Новгороду По Н.Новгороду: в течение дня 44 чел. на 15.10.04 (по данным SpyLog)

tehataka.ru Бытовая техника Наличными; банковский перевод Курьерская доставка по Н.Новгороду и Нижегородской области По Н.Новгороду: в течение дня 12 чел. на 16.10.04 (по данным системы статистики ННРУ)

3 Городской портал http://www.nn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.