Научная статья на тему 'Карточный домик'

Карточный домик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Югринова

Россия почти догнала Западную Европу по уровню проникновения пластиковых карт, но продолжает сильно отставать по распространенности торговых точек, где карты принимают в качестве оплаты. Дело можно быстро поправить с помощью технологий мобильного эквайринга, которые позволяют превратить в POS-терминал любой планшет и смартфон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карточный домик»

Ki/рточнь

домик

Россия почти догнала Западную Европу по уровню проникновения пластиковых карт, но продолжает сильно отставать по распространенности торговых точек, где карты принимают в качестве оплаты. Дело можно быстро поправить с помощью технологий мобильного эквайринга, которые позволяют превратить в POS-терминал любой планшет и смартфон.

В России каждый месяц в традиционные дни получки к банкоматам выстраиваются очереди. По статистике, на каждого россиянина, включая младенцев, в среднем приходится по полторы пластиковые карты. Но привычка снимать деньги и расплачиваться всюду наличными в народе до сих пор крепка. Деньги на этой груде пластика, обращающегося в стране, имеются: суммарный объем транзакций по картам за прошлый год составил внушительные 26 трлн рублей. Однако львиная доля операций — банальное снятие наличных. «До 80% владельцев зарплатных карт пользуются ими главным образом для того, чтобы снимать наличные в банкомате, — подтверждает Ирина Пономарева, начальник управления развития расчетных продуктов массового бизнеса Альфа-Банка. — Отчасти это связано с низкой платежной культурой. Но основная причина — отсутствие инфраструктуры: вы можете расплатиться картой в крупных сетях, но не сумеете этого сделать в магазине у дома, в такси, в киосках».

НАТАЛЬЯ ЮГРИНОВА

Решить проблему того, что карты есть, а расплачиваться ими негде, власти надеются законодательно: с 1 января 2015 года торговые точки, не принимающие пластик, будут штрафовать на 30-50 тыс. рублей. Правда, поправки касаются только магазинов и предприятий сферы услуг с выручкой свыше 60 млн рублей в год. Микро- и малый бизнес по-прежнему чурается эквайринга, во многом из-за дороговизны и сложности процедуры подключения. «Вам нужно обратиться в банк, вашу заявку рассмотрят, вас оценят, потом вы оплатите стоимость оборудования ($700-1 000), и лишь после этого к вам приедут и подключат терминалы», — объясняет схему Алексей Захаров, директор по маркетингу департамента малого и среднего бизнеса ФГ «Лайф». Впрочем, альтернатива есть.

На помощь малому предпринимательству приходят мобильные терминалы — компактные считыватели пластиковых карт. Это устройства размером со спичечный коробок, которые подсоединяются к планшетам и смартфонам на операционных платформах iOS или Android через стандартный аудиоразъем. Гаджет превращает смартфон в мобильный кассовый аппарат. Для проведения платежа достаточно вставить карту в ридер, считать информацию с магнитной полосы или чипа, авторизовать покупку с помощью электронной подписи держателя карты и провести безналичный расчет из любой точки, где есть покрытие мобильной связью. Кардридер работает в связке с мобильным приложением и действует по той же схеме, что и стандартные POS-терминалы в торговых точках: информация в режиме онлайн (то есть смартфону необходимо иметь подключение к интернету) отправляется в процессинговый центр, где проверяют запрос и проводят платеж. Технология даже позволяет предоставить покупателю чек — на электронную

число POS-ТЕРМИНАЛОВ

НА ТЫСЯЧУ ЖИТЕЛЕЙ

3,7

россиЯ

22

ФРАНЦИЯ

лишь

20%

торговых ТОЧЕК и ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ УСЛУГ в РОССИИ ПРИНИМАЮТ ОПЛАТУ ПЛАСТИКОВОЙ КАРТОЙ

220

МЛН

ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ ВЫПУЩЕНО В РФ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.07.2014

Источник: Банк России, Министерство финансов РФ

почту или посредством текстового сообщения. Мобильный эквайринг особенно удобен для компаний и продавцов, чья работа не привязана к стационарной точке продаж: курьеров, мерчандайзеров, сотрудников выездной торговли, страховых агентов. Он мало зависит от географии и торговых оборотов — а потому позволяет охватить тех клиентов, которые по каким-либо причинам не готовы расплачиваться наличкой, даже если традиционного POS-терминала под рукой нет. Таких немало: по словам Ирины Пономаревой, при невозможности совершить оплату с помощью пластиковой карты до 20% клиентов вообще отказываются от покупки.

ДЕНЬГИ В КВАДРАТЕ

Первопроходцем мобильного эквайринга стала американская компания Square. В начале 2010 года ее основатель Джек Дорси, стоявший у истоков социальной сети Twitter, вывел на рынок небольшое устройство квадратной формы (отсюда и название) и софт, позволяющий проводить операции с платежами по банковским картам. Стартап «выстрелил» громко: уже в первый год после основания сервиса договоры с Square подписали около миллиона предпринимателей. Компания сделала ставку на простоту, дешевизну и удобство. Процесс регистрации в системе — с момента покупки кардридера до момента, когда с его помощью можно начинать принимать платежи, — занимает всего двенадцать минут. Square активно сотрудничает с крупными сетевыми партнерами: в августе 2012 года к услугам сервиса подключились кофейни Starbucks, а в феврале 2014-го — супермаркеты Whole Foods. В октябре компания завершила очередной раунд привлечения финансирования и была оценена в $6 млрд.

Идея Джека Дорси оказалась легко копируемой. Компания моментально обросла клонами — как внутри США, так и за пределами страны. Сегодня в мире насчитывается около 170 mPOS-проектов (так называют проекты мобильного эквайринга). Суммарные инвестиции в технологию составили более $1 млрд, а общая капитализация основных игроков перевалила за $20 млрд. Новацию подхватили и в России, где первые решения в области мобильного эквайринга появились в 2012 году. С тех пор технологией воспользовались десятки тысяч предпринимателей. По оценкам основателя компании «Смартфин» Николая Жмуренко, суммарный объем транзакций, проведенных через мобильные терминалы в России, к настоящему моменту превысил полтора миллиарда рублей. По сравнению с триллионами рублей на счету «взрослых» видов — традиционного торгового и интернет-эквайринга — это немного. Рынок только начал формироваться: в обращении находится не более 35-40 тыс. ридеров. До потолка еще далеко. Альфа-Банк консервативно оценивает потенциальную емкость рынка в 700-800 тыс. устройств, более оптимистично настроенные эксперты называют предел насыщения в 1,5-2 миллиона.

— Развитие рынка мобильных терминалов идет не слишком быстрыми темпами: за два года мы сумели охватить не более десятой его доли, — рассказывает Ольга Серякова, генеральный директор компании SumUp Russia (проект Связного Банка). — Рынок молод, ему свойственны все «детские» страхи: недоверие к портативным мобильным устройствам, низкое проникновение карт в регионах, «серая» бухгалтерия. Мы сейчас только ступили на ту дорогу, которую европейские и североамериканские компании прошли несколько лет назад.

Между тем сегментом заинтересовались как финансовые организации (Альфа-Банк, Московский Кредитный Банк, Связной Банк, Пробизнесбанк и др.), так и самостоятельные операторы (2Can), и платежные системы («Яндекс.Деньги» и RBK Money). Разобраться в том, сколько компаний занимается собственными хардверными и софтверными разработками, а сколько — маркетингом готовых решений, довольно трудно. Так, по словам Николая Жмуренко, технология, разработанная компанией «Смартфин» в рамках бренда 2Can, сегодня используется в восьми различных агентских проектах — от Райффайзенбанка до пилотного проекта Сбербанка. Пока от такого сотрудничества выигрывают все: независимые игроки получают гарантированный рынок сбыта в сегменте B2B, а банки могут быстро реализовать решение среди своих клиентов в малом и среднем бизнесе. Но кто останется в лидерах — вопрос.

— Самостоятельные игроки в силу своей специализации могут сосредоточиться на одном продукте, работая исключительно над его качеством, — рассуждает Артем Касабов, начальник управления партнерских продаж Московского Кредитного Банка, развивающего проект Simple Pay. — С другой стороны, у банков есть финансовые ресурсы, им не нужно искать инвесторов — ведь эквайринг скорее «факультативный» комиссионный продукт, драйверы доходности здесь совершенно иные. Это довольно низкомаржинальный бизнес, притом что запуск подобного проекта требует не только инвестиций на старте, но и постоянной работы по развитию и вытекающих из нее затрат. Сложно прогнозировать, останется ли на этом рынке много игроков через несколько лет, но мне представляется, что выживут сильнейшие и наиболее быстрые.

КАРМАННЫЙ КАССИР

С точки зрения потребителя, все представленные на рынке мобильные платежные терминалы выглядят примерно одинаково. До недавнего времени существовала разница в технических возможностях устройств: некоторые из них могли распознавать только магнитную полосу пластиковой карты, другие — только карты, оснащенные чипами, третьи — и те и другие. Однако в апреле 2014 года большинству операторов мобильного эквайринга пришлось обновить парк терминалов из-за ужесточенных требований международной платежной системы Visa. Она обязала их перейти на комбинированные типы устройств в связи с новой политикой безопасности. Эта мера вызвана в том числе решением ЦБ обязать все кредитные организации эмитировать с 1 января 2015 года только чипованные карты. К слову, и у Visa, и у MasterCard запущены специальные программы сертификации для mPOS-устройств.

Для подключения к сервису мобильных терминалов нужен минимум документов: свидетельства ИНН и ОГРН и паспорт руководителя компании. Иногда дополнительно запрашивается справка из банка или договор об открытии расчетного счета. Пакет документов предоставляется онлайн (реже — по почте), процесс подключения к системе занимает один-два дня. Нередко приходится заключать два договора: на сервисное обслуживание с компанией, предоставляющей оборудование, и с банком на проведение платежей. В среднем платежный терминал стоит чуть более тысячи рублей: такой не страшно дать в руки сотрудникам курьерской службы. Однако есть и сравнительно дорогие варианты (1 990 руб-

лей у Рау-Ме Альфа-Банка), а у некоторых игроков, обычно в рамках маркетинговых акций, вообще бесплатные. Так, компания 2Сап возвращает стоимость оборудования (1 550 рублей), если торговая точка «наработала» за первые месяцы платежей по картам на определенную сумму. Самый дешевый планшет, к которому можно подключить модуль терминала, по уверениям компании, стоит менее двух тысяч рублей. Комиссия у большинства операторов стандартная — 2,75% — и не зависит от размера платежа. Зато финансовые условия подключения разнятся: кто-то не предъявляет требований по минимальному объему ежемесячных платежей по картам, кто-то устанавливает верхнюю границу (обычно на уровне 15-20 тыс. рублей).

— До недавнего времени мы считали, что наш основной клиент — малый бизнес, — рассказывает Николай Жмуренко. — Сейчас же видим, что средние и крупные компании также активно проявляют интерес и хотят применять наш продукт там, где необходимо принимать платежи в мобильных условиях. Особенно это важно для разветвленных сетевых компаний. Мы разработали несколько кастомизированных отраслевых решений для курьерских служб, страховых компаний, ресторанного бизнеса, активно подключаем такси. Наиболее приоритетные сегменты — это интернет-магазины, точки розничной торговли, профессиональные услуги.

В ряде ниш мобильный эквайринг даже вытеснил по удобству интернет-эквайринг — хотя эффективнее всего, отмечают эксперты, когда все виды работают вкупе. Чаще всего мобильный эквайринг «подбирает» ту розницу, которая не сработалась с альтернативными способами платежей. Причин может быть множество. По результатам исследования Datainsight, покупатели неохотно платят картами через сайт из-за того, что не доверяют инструментам онлайн-оплаты, не хотят делать полную предоплату на большие суммы и сомневаются в сроках доставки. Отдельная история связана с интернет-магазинами одежды: покупатели не хотят платить заранее за вещь, которую перед покупкой еще нужно примерить. При оплате картой курьеру все эти сомнения снимаются: клиент платит только за то, что увидел, что ему понравилось и уже доставлено. Как отмечается в исследовании, оплата картой в момент доставки является вторым по востребованности способом оплаты в интернет-магазинах — сразу после наличных.

А ЧЕК — ИЗ ОБЛАКА

Задачи, которые хочет решать с помощью мобильных терминалов средний и крупный бизнес, несколько отличаются от задач малой розницы. По словам Жмуренко, в этом году крупные интернет-магазины, логистические и почтовые компании взяли курс на создание полноценных автоматизированных рабочих мест курьера на базе смартфона или планшета. Реализуются такие места с помощью специализированного приложения: оно повышает эффективность работы курьера с заказами и позволяет лучше контролировать его работу. Причем на это приложение должны быть замкнуты все аспекты работы курьера — и логистика, и платежи. То есть mPOS-приложениям приходится учиться интегрироваться в сторонний интерфейс — чтобы курьер в одно касание смог вызвать их для проведения оплаты.

— Необходимость интегрировать множество очень разных технологий — одна из главных сложностей работы

5 февраля, Москва

Национальная предпринимательская премия

«Бизнес-Успех»

Подайте заявку на участие в премии до 31 декабря 2014 года

премиябизнесуспех.рф

Т АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ

ОПОРА РОССИИ

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Бизнес-

Успех

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ

с мобильными платежными терминалами, — говорит Ирина Пономарева (Альфа-Банк). — Нам надо учитывать последние тенденции в сфере разработки мобильных приложений, серверных и веб-технологий, стандартов безопасности и платежных систем, организовать поддержку клиентов. За простым и удобным продуктом кроется сложная техническая работа.

Четких стандартов и правил на рынке мобильного эк-вайринга, как и в любой новой отрасли, пока не существует. Приходится работать на опережение, предугадывая потребности клиентов и телодвижения регуляторов. К примеру, в 2011 году «отец мобильного эквайринга» Square вплотную занялся вопросами безопасности своего ридера. Устройство терминала поначалу было предельно простым: магнитная головка для чтения полосы, припаянная к штекеру. Данные в открытом виде, без шифрования, попадали в смартфоны, откуда ими мог воспользоваться кто угодно — в том числе недобросовестный курьер или мошенник, разработавший мобильный «вирус». Компания Square вскоре пересмотрела политику безопасности и поместила специальный чип и модуль шифрования данных внутри ридера, то есть информация начала шифроваться до попадания в смартфон. Далее она по защищенным каналам связи поступает в процессинго-вый центр банка, там дешифруется, и с карты производится списание необходимой суммы. Сегодня такой метод используется в терминалах большинства рыночных игроков. Правда, пришлось «подружить» терминалы со всеми распространенными моделями смартфонов и планшетов на рынке. Проблема совместимости устройств — еще один «пунктик» мобильного эквайринга. На рынке много дешевых смартфонов с некачественными компонентами, поэтому немало времени

уходит на тестирование аппаратов и составление списка рекомендованных устройств.

Отдельным вопросом является интеграция мобильных терминалов с фискальными регистраторами — аппаратами для печати контрольно-кассовых чеков. В настоящее время фискальные чеки при мобильной оплате печатаются заранее либо с помощью носимых курьером небольших устройств. Будущее же, утверждает Николай Жмуренко, за инновационной технологией формирования фискального чека онлайн из «облака». Напечатать такой чек можно будет на любом недорогом, не фискальном принтере. ФНС уже начала эксперимент по апробации этой технологии в ряде регионов России, а компания «Смартфин» выступила партнером эксперимента, интегрировав свой mPOS-софт с программным обеспечением фискалов. Уже в следующем году «облачная фискализация» может стать доступна всем владельцам мобильных платежных терминалов.

Эксперты сходятся во мнении, что кастомизация и возможность интегрировать тР08-технологию с клиентскими автоматизированными сервисами — два ключевых тренда рынка мобильного эквайринга, которые будут определять его развитие в ближайшие годы. Артем Касабов (Московский Кредитный Банк) добавляет к этому растущий потенциал технологии в регионах: за пределами столицы малый и средний бизнес может увидеть в мобильных терминалах дешевую замену классическим ридерам карт, даже несмотря на то, что комиссия по платежам в этом сегменте выше. Как бы то ни было, мобильному эквайрингу в России еще есть куда расти и развиваться — а бизнес начинает воспринимать новый инструмент уже не столько с осторожностью, щв сколько с заметным интересом. ■■

ОБЪЕМ ПЛАТЕЖЕЙ ЧЕРЕЗ МОБИЛЬНЫЕ POS-ТЕРМИНАЛЫ В МИРЕ, $ млрд

5,4

3,6

2,4

1,6

0,5

0,7

0,9

Источник: Smart Insights

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.