Научная статья на тему 'Учетные тонкости торговых операций интернетизированных экономических субъектов'

Учетные тонкости торговых операций интернетизированных экономических субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочуля Т. В.

В статье исследован порядок организации и методики бухгалтерского учета торговых операций субъектами дистанционной торговли. Рассмотрены порядок и особенности ведения электронной торговли, перспективы расширения данного сектора экономики и необходимость адаптации нормативно-правовой базы к условиям ведения бизнеса в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетные тонкости торговых операций интернетизированных экономических субъектов»

УДК 339.188.4:366.63

УЧЕТНЫЕ ТОНКОСТИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ИНТЕРНЕТИЗИРОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

Т. В. БОЧУЛЯ,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: bochulya@i. ua Харьковский государственный университет питания и торговли, Украина

В статье исследован порядок организации и методики бухгалтерского учета торговых операций субъектами дистанционной торговли. Рассмотрены порядок и особенности ведения электронной торговли, перспективы расширения данного сектора экономики и необходимость адаптации нормативно-правовой базы к условиям ведения бизнеса в информационном обществе.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, электронная торговля, торговые операции, информационное общество.

В современное общество прочно вошло понятие «информационные технологии», которые охватили все сферы человеческой жизни. Особое место в жизнедеятельности индивида, социума и экономики заняла информация, привлечение которой предполагает получение в будущем безусловной выгоды, проявляющейся в материальных и нематериальных показателях. Вполне обоснованным является утверждение о бесспорном конкурентном преимуществе информации среди прочих явлений, что вызвано ее широким распространением в обществе [7]. Тем самым становление новой эры бизнеса обусловлено решающим влиянием информации на развитие

новых общественно-экономических отношений, вследствие чего изменилась концепция рынка и экономики. Интернет стал тем действенным инструментом, который способен удовлетворить потребность людей в информации, информационных связях и знаниях. Неслучайно информация и технологии признаны продуктами современного общества, которые способствуют достижению экономического эффекта и изменению ценностной ориентации экономики и общества. Примечательно, что они также являются ресурсом, активом, инструментом организации бизнеса и капиталом, вложение которого предполагает увеличение стоимости компании.

В условиях функционирования информационно ориентированного общества получила развитие новая сфера экономических отношений, прочно занявшая место на рынке — электронная торговля.

Торговля всегда являлась прибыльным сектором бизнеса, поскольку она связана с удовлетворением многочисленных насущных потребностей людей. Торговля в ее классическом представлении постепенно изживает себя, что связано с динамической эволюцией покупательских предпочтений.

К примеру, покупатель, вступая в отношения с субъектом торговли, ожидает удовлетворения потребности в покупке, но и желания получить сопутствующие ей отдых, развлечение, ознакомление, общение, личностное развитие. За эти дополнительные нематериальные блага покупатель готов удовлетворить ожидание продавца в получении дохода от основной торговой деятельности. Неслучайно отдельной статьей расходов, которые продавец списывает в часть расходов на сбыт, являются расходы на продвижение товара — рекламные акции, бесплатная дегустация, призы и подарки, раздача рекламных проспектов и листовок.

Вполне закономерно, что для торговли предполагается организация торговой площади, которая может иметь разные масштабы и характер — павильоны, лотки, магазины, торговые центры и пр. Покупатель ориентирован на крупные торговые площадки, где предложены широкий ассортимент продуктов, лояльные цены и акционные мероприятия. Среди прочего покупатель получает возможность отдыха и развлечения, так как на базе торговых комплексов также устраивают концерты, конкурсы, организованы зоны отдыха. Все это в совокупности дает тот положительный эффект, который обеспечивает лояльность покупателя, а значит, и формирование мощной клиентской базы, способной приносить прибыль, поскольку в современных конкурентных условиях продавец ориентирован не на стихийного покупателя, а на постоянного клиента, имеющего возможность и потребность совершить покупку.

Тем не менее покупатель информационной эры предполагает разумное использование денежных средств, что побуждает его обращаться к субъектам альтернативной торговой деятельности — интернет-магазинам. Во-первых, это возможность экономии затрат времени, во-вторых, экономия на покупке, поскольку. стоимость товара здесь ниже, чем у традиционных торговых субъектов. Это объясняется отсутствием расходов на обслуживание торгового помещения, оплаты работы персонала и прочих расходов, связанных с ведением торговой деятельности. Организация интернет-магазина предполагает разработку сайта и его поддержку (обслуживание), что по затратам дает преимущества в сравнении с прочими субъектами хозяйствования.

Вопрос об организации торговли через интернет-магазины поднимается уже не первый год. Еще 10 лет назад эксперты развернули широкие научные исследования, направленные на развитие теории, методологии и практики бухгалтерского учета в части деятельности субъектов электронной торговли. Как показала практика, на сегодняшний день данный вопрос по-прежнему остается актуальным и противоречий возникло больше, чем решений по оптимизации этого направления деятельности.

В последнее время эксперты отмечают ускоренный рост рынка электронной коммерции в Украине, динамика которого составляет около 30 % в год [2]. Развитие национальной электронной торговли связано с расширением направлений использования информационно-коммуникационных технологий, развитием рынка программных продуктов, увеличением интернет-аудитории.

Среди прочих актуальных вопросов организации и ведения электронной торговли особое значение имеет урегулирование учетных аспектов торговых операций, что позволяет получить необходимые сведения о состоянии электронного бизнеса и выявить пути его оптимизации и последующего развития. Эффективность использования товарных потоков в торговле в значительной степени зависит от уровня организации и методики их учета и контроля [5]. В связи с этим приобретает актуальность вопрос об исследовании учетных нюансов осуществления продажи товаров субъектами электронной торговли.

В статье обращается внимание на важность организационно-методологических аспектов бухгалтерского учета торговых операций субъектов электронной торговли, цель статьи — рассмотрение учетных нюансов отражения операций по продаже товаров субъектами электронной торговли.

Среди теоретиков и практиков по-прежнему актуальным остается вопрос о том, что представляет собой электронная торговля, так как ее можно идентифицировать и как розничную торговлю, поскольку в большинстве случаев продажа товара совершается конечному потребителю, и как дистанционную торговлю, которая устанавливает опосредованный характер отношений между покупателем и продавцом.

Торговля может быть организована по розничным, мелкооптовым и оптовым операциям [12]. В 2010 г. в Украине вступила в силу новая редакция Классификации видов экономической деятельности (ДК 009:2010) (далее — КВЭД), действующая с 01.01.2012, построенная на базе NACE (Rev. 2), внедренной постановлением от 20.12.2006 № 1893/2006 Европейского парламента и Совета Европейского Союза. Согласно структуре КВЭД электронную торговлю относят к розничной торговле, осуществляемой фирмами почтового заказа или через сеть Интернет (код КВЭД — 47.91) [11]. Подобной мысли придерживаются эксперты в части бухгалтерского учета, которые отмечают, что преимущественно через интернет-магазины осуществляются продажа товаров и предоставление торговых услуг конечному потребителю, что, соответственно, дает все основания для отнесения подобного вида деятельности к розничной торговле [9].

Интернет-магазин — это не только его страницы, но и обеспечение возможности управления каталогами товаров, информационными страницами, анонсами, новостями, фотоизображениями товаров, а иногда прямая интеграция со складскими базами данных, бухгалтерскими программами и службой доставки с подключением к платежным системам (полнофункциональный интернет-магазин) [8].

Дистанционная торговля — это прежде всего традиционные торговые отношения, в которые вступают субъекты рынка с целью получить ожидаемые эффекты разной целевой направленности. Для продавца эффект (выгода) состоит в получении дохода (прибыли) за реализованный товар, а для покупателя эффект имеет также нематериальный характер, который связан с ожиданием потребителя в удовлетворении своих запросов. Тем не менее дистанционная торговля имеет принципиальное отличие — это изменение характера взаимодействия в рамках купли-продажи — косвенная торговля. Покупатель может получить примерное представление о товаре и вступает в договорные отношения с продавцом, исходя из предположения, что продавец полностью обеспечил его информацией о характеристиках товара.

Учитывая опосредованный характер отношений между покупателем и продавцом, к послед-

нему предъявляется ряд требований: он должен указать основные характеристики предлагаемой продукции, условия оплаты, цену за единицу продукции, итоговую стоимостью заказа с вариантами оплаты, доставки, выполнения договорных условий со стороны продавца, порядок и условия расторжения договорных обязательств, условия возврата товара и услуги по гарантийному обслуживанию. Качественные характеристики доступны потребителю в форме описания, размещенного продавцом. Если товар, предлагаемый на сайте, по своим характеристикам отличается от фактически продаваемого, продавец должен сделать об этом соответствующую запись.

Правовые основы регулирования отношений между потребителями товаров и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и поставщиками услуг, соблюдения выполнения прав потребителей, определения механизмов их защиты для субъектов электронной торговли изложены в таких украинских нормативно-правовых актах, как Закон Украины «О защите прав потребителей» [18], Правила продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений [15], Гражданский кодекс Украины [19], Правила розничной торговли продовольственными товарами [17], Правила розничной торговли непродовольственными товарами [16], Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения [14]. Назначение данных законодательных актов состоит прежде всего в защите прав потребителей, которые уплачивают денежные средства не за сам товар, а за его виртуальную интерпретацию, предложенную для визуализации с целью понимания покупателем физических характеристик товара.

Примечательно, что на субъектов электронной торговли распространяются правовые нормы, которые используются в целях контрольно-регулирующего действия организационно-методологических аспектов ведения традиционной торговой деятельности.

Решение об урегулировании вопросов, связанных с организацией дистанционной торговли в Украине, представляется возможным путем принятия украинскими законодателями закона «О внутренней торговле», согласно которому сетевые торговцы обязаны будут организовать офисные

помещения и хранить товары на лицензированных складах. Отметим, что законодательная инициатива в части урегулировании вопроса о дистанционной торговле вызвала резонанс среди субъектов электронной торговли. Так, ожидается, что норма закона может привести к уходу с рынка многих мелких игроков и обернется подорожанием товаров и услуг для покупателей, которые будут оплачивать содержание офисов и складов продавцов. Цены поднимутся на 10—15 % и будут уже не столь привлекательными по сравнению с оффлайновыми. По оценкам экспертов, после того как закон «О внутренней торговле» вступит в силу, закроется примерно треть небольших магазинов, работающих практически с нулевой рентабельностью [1].

Данное утверждение представляется достаточно противоречивым, поскольку практика показывает, что наличие офисных и складских помещений несущественно отягощает цену, предлагаемую покупателю. Таким образом, довольно спорным представляется мнение о том, что требования закона негативно повлияют на интенсивное развитие отрасли, тем самым поставив под угрозу ее продвижение и продуктивность. Более того, данное нововведение может быть определено как положительное, учитывая, что его принятие направлено на защиту прав потребителей и повышение информационной прозрачности электронного бизнеса.

Цикл товарных операций в среде электронной торговли ориентирован на косвенное удовлетворение покупателя в получении информации о качественных характеристиках товара с целью его использования для получения выгоды как материального, так и нематериального характера. Но при этом существенным отличием является организация торговых взаимоотношений, которые налажены через удаленное взаимодействие с субъектом электронной торговли (см. рисунок).

Рассматривая характерные нюансы выполнения договорных соглашений в части оплаты товара, отдельно приведем организацию расчетов покупателей за оформленный заказ, на что влияют следующие факторы: форма доставки, факт и вариант оплаты. Так, наличным расчетом будет считаться передача наличных средств при получении товара покупателем в офисе продавца или у курь-

ера — последующая оплата заказа. Безналичный расчет предполагает предоплату предоставленного продавцом счета с использованием банковского счета покупателя. Косвенно безналичным расчетом может считаться оплата заказа через почтовое отделение, отделение банка или иной вариант оплаты, предполагающий передачу покупателем наличных средств, которые в последующем будут зачислены на счет продавца. В мировой практике широко распространена оплата товаров путем использования банковских платежных карт и электронных денег, которые менее популярны в украинской практике. Вместе с тем именно такой вариант оплаты наиболее отвечает принципам организации электронной торговли, поскольку отношения между продавцом и покупателем сведены к минимуму и удобны для обеих сторон.

Понимая важность трансформации платежных систем для повышения ликвидности банков и привлечения средств, на законодательном уровне в Украине принято решение об увеличении количества платежных терминалов, а в качестве стимулов для этого предполагается установление льгот и штрафов [3]. Планируется, что подобные меры будут способствовать расширению использования платежных систем, что обеспечивает не только удобство, но и безопасность. В век развитых информационно-коммуникационных технологий наличные расчеты изживают себя, что ведет и к снижению затрат государства. Поэтому перспективным представляется заимствование мирового опыта в организации платежных расчетов в соответствии с требованиями и возможностями информационного общества и экономики.

Современные рыночные отношения выдвигают новые задачи по решению проблем учета операций по продаже товаров, тогда как существующие исследования базируются на классическом подходе. Некоторые аспекты учета операций по продаже товаров в системе управления торгового предприятия требуют более глубокого исследования [6].

Эксперты обращают внимание, что бухгалтерский учет в интернет-магазинах аналогичен учету в обычных магазинах. Однако существует и ряд особенностей:

— продажа товаров, как правило, физическим лицам;

Обязательство

у

Отсутствие юридических и договорных отношений

"У"

Получение товара, сопроводительных гарантийных и налоговых документов

Самовывоз из офиса продавца У

Начало договорных отношений

Выполнение договорных отношений

Цикл продажи товаров электронным субъектом торговли

— опосредованный контакт покупателя и продавца;

— виртуализированный характер торговой площади;

— организация деятельности через создание веб-сайта, регистрацию доменного имени и заключение договора с провайдером [4].

Учетные нюансы организации торговых отношений в сфере электронной торговли определяются исходя из способа оплаты, поскольку первым событием устанавливается либо авансовый платеж с последующим выполнением обязательства по поставке товара, либо последующая оплата товара после доставки покупателю.

Особенно важно урегулировать вопрос относительно признания дохода, поскольку согласно украинскому налоговому законодательству доход от реализации товаров может быть признан по дате перехода права собственности на товар покупателю [13], что в случае отношений в рамках электронной торговли приводит к асимметрии в налоговом учете. При получении товара покупателем в офисе продавца у последнего не возникает никаких проблем с отражением полученного дохода — покупателю передаются товар согласно предварительному заказу, сопроводительные документы — технический паспорт товара, гарантийный талон, чек об оплате, а также налоговые документы — экземпляр налоговой накладной,

если покупатель является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС). Если же передача осуществляется с привлечением курьерской службы, транспортной организации и почтового отделения, то момент признания дохода смещается во времени, что влечет за собой его отражение не в соответствующем налоговом периоде.

При реализации товаров через почтовое отделение связи в бухгалтерском учете доход от такой операции отражается в момент получения покупателем заказа. О наступлении такого момента продавцу становится известно из полученного от предприятия связи уведомления о передаче заказа [10].

Учитывая данную проблему, предлагаем признавать доход в момент отправки покупателю уведомления об отправке заказа. Может возникнуть закономерный вопрос: рационально ли считать, что покупателю переданы все права, риски и выгоды от использования товара? Целесообразно исходить из обратного — передав заказ на доставку, продавец передает полную материальную ответственность и тем самым больше не контролирует товар, что предполагает возможность отражения дохода. С учетом современного уровня развития информационных технологий полагаем целесообразным, чтобы покупатель в режиме реального времени получал на электронную почту уведомление об отправке заказа,

что автоматически фиксируется в базе данных продавца и может быть идентифицировано как дата признания дохода.

Если передача товара заказчику предполагается через службу доставки, то в этом случае доход целесообразно признавать в момент передачи товара службе доставки, о чем продавец получает соответствующие подтверждающие документы. Отметим, что служба доставки несет полную материальную ответственность за принятый товар и в случае его порчи или утраты должна полностью компенсировать стоимость товара. При этом ответственность перед покупателем в любом случае несет продавец. Поэтому необходимо предварительно обеспечить соответствующее правовое оформление отношений продавца и службы доставки в части соблюдения прав покупателя на получение товара надлежащего качества и количества.

Для отражения дохода, полученного в результате реализации товаров, в российском Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предназначен счет 90 «Продажи», в частности субсчет 1

«Выручка». На наш взгляд, с целью повышения аналитичности учета следует выделить субсчета второго порядка, на которых будет учитываться доход от реализации товара в зависимости от способа его передачи покупателю: 90-1-1 «Выручка от реализации товаров в офисе продавца», 90-1-21 «Выручка от реализации товаров собственной курьерской службой», 90-1-22 «Выручка от реализации товаров привлеченной курьерской службой», 90-1-3 «Выручка от реализации товаров через почтовое отделение». В таблице показано отражение на счетах бухгалтерского учета операций по продаже товаров субъектом электронной торговли при разных способах доставки.

Организация учета торговой деятельности субъектов электронной торговли предполагает отражение дохода от продажи несколько ранее, чем покупатель фактически получает товар. Также согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» покупатель имеет право вернуть товар [18]. В этом случае продавцу необходимо аннулировать операцию по отражению дохода путем корректировки методом красное сторно.

Учет оплаты товаров у субъекта электронной торговли (при разных способах доставки)

№ п/п Операция Отражение на счетах Сумма, руб.

Д-т К-т

Получение товара покупателем в офисе продавца

1 Получена оплата от покупателя за заказанный на сайте товар 50 62-2 408

2 Начислен НДС с авансов 62-2 68 62,24

3 Отражен доход от реализации товара 62-1 90-1-1 408

4 Восстановлен НДС с авансов 68 62-2 62,24

5 Начислен НДС по проданному товару 90-3 68 62, 24

6 Произведен взаимозачет задолженности 62-2 62-1 408

7 Списана себестоимость товара 90-2 41 252

8 Определен финансовый результат от продажи товара 90-9 99 93,76

Доставка товара через собственную курьерскую службу

1 Выданы из кассы средства для оплаты расходов по доставке 71 50 20

2 Передан товар покупателю (покупатель в экземпляре заказа отмечает факт получения товара) 62-1 90-1-21 408

3 Начислен НДС по проданному товару 90-3 68 62,24

4 Товар оплачен покупателем курьеру 71 62-1 408

5 Курьером внесены деньги в кассу 50 71 408

6 Списана себестоимость проданного товара 90-2 41 252

7 Отражены расходы, связанные с доставкой товара 44 71 15

8 Возвращен остаток подотчетных средств в кассу 50 71 5

9 Начислена заработная плата и отражены начисления, связанные с оплатой труда курьера 44 70, 69 36

10 Включены расходы, связанные с продажей, в себестоимость проданного товара 90-2 44 51

11 Определен финансовый результат 90-9 99 42,76

Окончание таблицы

№ п/п Операция Отражение на счетах Сумма, руб.

Д-т К-т

Доставка товара через привлеченную курьерскую службу

1 Покупатель предварительно оплатил заказанный товар, перечислив деньги на банковский счет продавца 51 62-2 408

2 Начислен НДС с авансов 62-2 68 62,24

3 Передан товар покупателю (покупатель в экземпляре заказа отмечает факт получения товара) 62-1 90-1-22 408

4 Восстановлен НДС с авансов 68 62-2 62,24

5 Начислен НДС по проданному товару 90-3 68 62,24

6 Закрыты взаиморасчеты с покупателем 62-2 62-1 408

7 Оплачены услуги курьера 76 50, 51 53,1

8 Списана себестоимость переданного товара 90-2 41 252

9 Отражена стоимость услуг курьерской службы 44 76 45

10 Учтен НДС по услугам курьерской службы 19 76 8,1

11 Принят к вычету НДС по услугам курьерской службы 68 19 8,1

12 Включены расходы, связанные с продажей, в себестоимость проданного товара 90-2 44 45

13 Определен финансовый результат 90-9 99 48,76

Доставка товара через почтовое отделение

1 Выданы средства из кассы для оплаты расходов по доставке (15 руб. + комиссионное вознаграждение) 71 50 23,16

2 На основании документов об отправке признан доход 62-2 90-1-3 408

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Начислен НДС по проданному товару 90-3 68 62,24

4 Списаны расходы, связанные с передачей на почтовое отделение товара 44 71 15

5 Списана себестоимость переданного товара 90-2 41 252

6 Зачислена оплата за товар на счет продавца 51 62-1 408

7 Отражено комиссионное вознаграждение за перечисление денег (2 %) 91-2 71 8,16

8 Включены расходы, связанные с продажей, в себестоимость проданного товара 90-2 44 45

9 Определен финансовый результат 90-9 99 48,76

99 91-9 8,16

Ранее отмечалось, что перечислить денежные средства покупатель может через банковское отделение. Если банк в своей деятельности предусматривает получение комиссионного вознаграждения за обслуживание такой операции, то оплата услуг банка для субъекта электронной торговли идентифицируется системой учета как прочие расходы, которые не связаны с продвижением товара. Поэтому вполне целесообразно отразить подобные расходы на счете 91-2 «Прочие расходы».

Отдельного внимания заслуживает отражение в бухгалтерском учете расчетов с помощью электронных денег и использованием банковской платежной карточки. Для этого на сайте интернет-магазина покупателю предлагается оплатить заказ через соответствующую платежную систему. В этом случае третьей стороной отношений купли-продажи выступает посредник, который

обслуживает подобные платежные системы и после получения оплаты от покупателя пересылает стоимость заказа за минусом комиссионного вознаграждение продавцу. Комиссионное вознаграждение согласно налоговому законодательству включается в состав прочих расходов [13]. С точки зрения бухгалтерского учета возникает дебиторская задолженность посредника, которая учитывается в составе расчетов с прочими дебиторами.

Подытоживая вышеизложенное, еще раз отметим, что основная сложность в организации деятельности субъектов интернет-торговли, ведения ими учетной деятельности в части отражения товарных операций состоит в отсутствии адаптированных к электронной торговле нормативных правовых актов. Принятие закона Украины «О внутренней торговле» может быть оценено по-разному с точки зрения координационно-регули-рующего действия на интернет-магазины.

На наш взгляд, норма о необходимости организовывать офисное или складское лицензируемое помещение негативно отразится на развитии электронной торговли, так как интернет-магазины утратят возможность использовать мощное конкурентное преимущество в сравнении с прочими субъектами торговли — низкие цены. Урегулирования требует частично удаленное взаимодействие продавца и покупателя путем перехода исключительно на безналичную систему оплаты через посредника с использованием платежных карт или электронных денег, что привлекательно для покупателя с точки зрения экономии затрат времени.

В статье сделана попытка повысить аналитичность учета формирования дохода, приняв в качестве критерия способ доставки товара покупателю. Предложение пересмотреть порядок признания дохода исходя из факта передачи его покупателю или курьеру предполагает урегулирование аспектов бухгалтерского и налогового учета. Отметим, что подобное предложение актуально и целесообразно только для субъектов электронной торговли, поскольку только в их деятельности процесс покупки товара не совпадает во времени с моментом перехода права собственности. В целом торговые операции как в традиционной, так и в электронной торговле имеют единую цель — удовлетворить запрос покупателя в получении товара и продавца в получении экономической выгоды. Полагаем целесообразным в дальнейшем углубить исследование учетных аспектов организации электронной торговли с целью внесения предложений по усовершенствованию теории и методологии учета организации и ведения электронной торговли.

Список литературы

1. Интернет-магазины берут в оборот // Свободная пресса. URL: http://www. goo. gl/q7rDX.

2. Компания POSTMAN вошла в пятерку компаний Украины в сегменте адресных доставок. URL: http://www. goo. gl/qS1l1.

3. Нацбанк будет приучать украинцев расплачиваться кредитками // Обозреватель. URL: http://www. goo. gl/2oCnl.

4. Бглоусова М. Бухгалтерський облш служб доставки та штернет-магазишв // ALLS. IN. UA. URL: http://goo. gl/T3fR1.

5. Бутинець Ф. Ф., Малюга Н.М. Бухгал-терський облш в торпвлг тдручник. Житомир: Рута, 2006. 576 с.

6. ВласюкГ. В. Напрями вдосконалення облшу опе-рацш з продажу товарiв. URL: http://www. goo. gl/nAxc2.

7. Гаман Т. В. До питания забезпечення шфор-мащею оргашв державного управлшня // Вюник Хмельницького шституту репонального управлiння та права. 2004. № 4. С. 307—312.

8. Грачова Р. Торпвля в штернет-магазиш // Дебет — Кредит. 2004. № 25. URL: http://www. dtkt. com. ua/show/1cid0497.html.

9. Золотухин О. 1нтернет-магазин: особливост дiяльностi та облiку // Вюник податково! служби Украши. 2009. № 25 (549). URL: http://www. lfcontact. com. ua/content/view/362/88/.

10. Кавторева Я. 1нтернет-магазин: оргашзащя, оподаткування, облш. Харьшв: Фактор, 2009. 128 с.

11. КВЕД 2010 (Класифшащя видiв екоиомiчиоl дiяльностi ДК 009:2010). URL: http://www. kchp. com. ua/novoe/1.html.

12. Комерцiйиа дiяльиiсть на ринку товарiв та послуг: пiдручиик / за ред. В. В. Апотя, Я. А. Гон-чарука. К: НМЦ Укоопосвiта, 2002. 450 с.

13. Податковий кодекс Украши [Електронний ресурс]. URL: <http://www. goo. gl/uAWXp>.

14. Про затвердження Порядку провадження торговельно! дiяльиостi та правил торговельно-го обслуговування на ринку споживчих товарiв: Постанова Кабшету Мiиiстрiв Украши № 833 ввд 15.06.2006 р. URL: <http://www. goo. gl/XzYYf>.

15. Про затвердження Правил продажу товарiв на замовлення та поза торговельними або офюни-ми примщеннями: Наказ Мiиiстерства екоиомiки Украши № 103 ввд 19.04.2007 р. URL: <http://www. goo. gl/NbCDj>.

16. Про затвердження Правил роз^бно! торпв-лi непродовольчими товарами: Наказ Мшстерства екоиомiки Украши № 104 ввд 19.04.2007 р. URL: <http://www. goo. gl/tEZPO>.

17. Про затвердження Правил роз^бно! тор-гiвлi продовольчими товарами: Наказ Мшстерства екоиомiки Украши № 185 ввд 11.07.2003 р. URL: <http://www. goo. gl/Xar3L>.

18. Про захист прав споживачiв: Закон Украши № 1023-XII вiд 12.05.1991 р. URL: <http://www. goo. gl/hva1q>.

19. Цивiльиий кодекс Украши № 435-IV вiд 16.01.2003 р. URL: <http://www. goo. gl/O42Gf>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.