ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
В.К. Слюсаренко, студент В.А. Дмитриевская, студент Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)
Аннотация. Российский интернет рынок торговли стремительно растет. Есть новые онлайновые покупки, традиционные розничные магазины переводятся в сеть. Онлайновые покупатели увеличивают свои расходы на покупку товаров и услуг в онлайновом режиме. Оборот рынка интернет-торговли в России начиная с 2014 года ежегодно превышает полтриллиона рублей, и данная отметка стремительно растет. В ходе данного исследования, авторы выявили факторы, сдерживающие развитие интернет-торговлю в России.
Ключевые слова: интернет-торговля, оборот, Россия, экономика, интернет, коммерция, электронная торговля.
Известно, что российский рынок электронной коммерции отстает от иностранного как по обороту, так и по и уровню организации. Для сокращения этого разрыва необходимо понять, какие проблемы замедляют развитие российского бизнеса в области электронной торговли. Большинство их них связаны не с Интернетом, а с бизнес-процессами, которые необходимо обновить. Это исследование посвящено рассмотрению наиболее важных проблем развития электронной торговли в России:
1. Проблемы с логистикой - постоянная «головная боль» для российских Интернет-предпринимателей. Доставка - один из наиболее важных процессов в Интернет-магазине. Это связь между продавцом и покупателем. Существует несколько способов организации доставки товаров покупателю. Возможно организовать доставку своими силами, но это решение сопряжено с большими финансовыми издержками: аренда помещений для хранения, обслуживание сотрудников курьеров. Если количество курьеров недостаточно, заказы доставляются клиентам с длительной задержкой, что отрицательно сказывается на репутации магазина. Факты кражи и потери среди курьеров довольно распространены. На самом деле, организация собственной службы доставки очень затруднена, поскольку текучесть кадров среди работников, занимающихся оказанием услуг, очень высока. Отсутствие собственного склада значительно увеличивает время
доставки, поскольку курьер должен сначала забрать товары у поставщика складских услуг, а затем доставить его в место назначения. Обычно аудитория интернет-магазинов не ограничивается одним населенным пунктом. Для этого необходимо перевести функцию доставки на внешний подряд третьим сторонам. Можно использовать услуги «Почты России». Основным преимуществом работы с государственной почтой является сравнительно дешёвое обслуживание. Однако, по опыту миллионов людей по всей стране, можно сказать, что у «Почты России» есть еще одна сторона - ее непредсказуемость. Пакет может быть доставлен через неделю, месяц или даже два месяца. Кроме того, периодически отправляется на другой адрес или пакет, который может быть уже открыт, а иногда даже утерян. Приведенные выше факты не являются лучшим способом, влияющим на репутацию Интернет-магазина. Альтернатива государственной почты - услуги частных курьерских услуг, например: «DHL», «Грузовывоз», «SPSR Express» и др. Эти компании работают быстро, эффективно, без каких-либо жалоб от клиентов. Однако стоимость таких услуг является достаточно высокой, а в некоторых случаях может превышать стоимость продукта. При принятии решения о выборе конкретного способа поставки Интернет-предприниматели должны руководствоваться аналитическими данными. Необходимо определить, какой вариант потерь
будет минимальным, и если продажа оправдывает затраты на доставку.
2. Еще одной столь же важной проблемой в развитии онлайновых покупок является управление множеством товаров. При открытии нового Интернет-магазина немедленно встает вопрос о полном ассортименте продуктов. Если вы заполните склад малым количеством популярных товаров, продажи будут серьезной проблемой. Кроме того, желательно избегать «наклона» в направлении какого-либо конкретного продукта. Для решения этой дилеммы необходимо регулярно проводить маркетинговый анализ рынка и определять наиболее популярные товары.
Специфика электронной коммерции заключается в том, что многие магазины в первую очередь фокусируются на получении заказов. Товаров в наличии в компании может и не быть, но если она будет представлять только те продукты, которые находятся на складе, то значительно сузится диапазон. Российская специфика заключается в том, что трудно добиться достижения точного выполнения обещаний поставщиков. Бывают ситуации, когда товара нет на складе у поставщика, несмотря на его наличие в списках и доступность для заказа. В результате заказы, которые оплатили клиентов, поставщики не могут доставить Интернет-магазин, а магазин, в свою очередь, не может доставить клиенту. Для поддержания высокого уровня выполнения заказов менеджеры магазинов должны тщательно выбирать поставщиков и сотрудничать только с теми, кто имеет минимальное несоответствие между объявленным и фактическим ассортиментом товаров.
3. Другая проблема, связанная с развитием торговли Интернетом в России, заключается в несовершенстве платежных систем. Согласно статистическим данным, в большинстве случаев товары оплачиваются по получении. Наиболее популярным способом оплаты является почтовая передача. Для продавца это означает почти полную неспособность предоплаты. Продавцы должны инвестировать свои деньги в товар, не будучи уверенным в том, что он будет приобретен. Давайте рассмотрим
факторы, препятствующие развитию электронных денежных средств в России. Во-первых, «лазейка» в законодательстве и банковской системе. Клиенты опасаются «засветить» свою карточку банка в Интернете. Ситуация с электронными платежными системами также отличается (WebMoney, Яндекс Деньги и т. д.). Люди боятся за кошельки в Интернете, но необходимо разделить концепцию безопасности на реальную безопасность и предполагаемую безопасность. Реальная безопасность всех электронных платежных систем на высоком уровне. Все меры, принимающиеся в рамках системы платежей, адекватны существующей сегодня угрозе. Работа со страхами и опасениями называется «продукт PR» и работает эффективно. Рассмотрим, что значит «Яндекс Money» в качестве примера электронной платежной системы. Существует два типа проверки подлинности, доступных пользователю: стандартная и расширенная. При использовании стандартного входа пользователь выполняет оплату обычным способом, используя имя пользователя, пароль и пароль оплаты. В случае усиленной проверки подлинности вместо использования пользователя будет иметься пароль для оплаты каждый раз, когда необходимо ввести новый набор символов. Кроме того, пользователь может использовать электронный маркер (идентификационный номер). Число пользователей, пользующихся электронным токеном, очень мало. Это успокаивает. Клиент всегда знает, что при желании он может использовать эту функцию. Кроме того, вы должны предоставить пользователю информацию о безопасности электронных платежей как на части электронной платежной системы, так и из Интернет-магазина.
4. Проблема обработки персональных данных в информационных системах Интернет-магазинов также является одной из основных проблем на российском рынке электронной торговли. На территории Российской Федерации обработка персональных данных должна осуществляться в соответствии с федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «о личных данных» Федеральной службой безопасности
и другими нормативными актами. Принятие этого закона поставило под сомнение действительность регистрации заказов в онлайновых магазинах. В соответствии с российским законодательством, онлайн магазин, который является оператором личных данных, должен иметь письменное согласие покупателя при обработке своих персональных данных; сервер и программное обеспечение, которое является сайтом, должно быть защищено в соответствии с личными данными о законодательстве. Большинство онлайновых магазинов обрабатывают имя покупателя и его место жительства, которое соответствует третьим категориям личных данных.
Сегодня в России огромное количество Интернет-магазинов: большие и малые, узко-специализированные и с широким ассортиментом, местных и федеральных уровней. Однако для успешного функционирования на этом рынке необходимо сначала позаботиться о клиенте, повысить уровень обслуживания и, таким образом, повысить свою лояльность к вашему магазину. Для этого необходимо тщательно рассмотреть все процессы материально-технического обеспечения, не нарушать условия поставки, покупатель предлагает интересный ассортимент товаров и услуг, предлагать удобные методы оплаты и постоянно создавать новые услуги.
Библиографический список
1. Аналитическое агентство: исследования и консалтинг .DATA insight., Платформа интернет-магазина: Все для продаж уже внутри .InSales., Прием онлайн-платежей на вашем сайте. PAYU.: Интернет-торговля в России 2014, годовой отчет. / URL: http://www.datainsight.ru/files/DI_InSales_PayU-Ecommerce2014.pdf. (Дата обращения: 15.09.2015)
2. Интернет в России: Динамика проникновения. Весна 2015 / URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12275 (Дата обращения: 15.09.2015)
3. WILDBERRIES- интернет магазин / http://www.wildberries.ru
PROBLEMS OF E-COMMERCE DEVELOPMENT IN RUSSIA
V.K. Slusarenko, student V.A. Dmitrievskaya, student Far Eastern federal university (Russia, Vladivostok)
Abstract. The Russian Internet market of trade is growing rapidly. There are new online purchases, traditional retail stores are transferred to the network. Online buyers increase their spending on the purchase of goods and services on-line. The turnover of the Internet commerce market in Russia since 2014 annually exceeds half a trillion rubles, and this mark is growing rapidly. In the course of this study, the authors identified factors that hinder the development of Internet commerce in Russia.
Keywords: internet trade, turnover, Russia, economy, Internet, commerce, e-commerce.