Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианова Анна Семеновна

Академическая компетентность курсантов - основа формирования профессиональной и социально-личностной компетентности специалиста. Академическая компетентность представляет собой совокупность умений самостоятельно получать, обрабатывать и применять знания в области юриспруденции, а также изучать и объяснять с теоретических позиций явления, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности. Специфика обучения в учреждениях высшего образования МВД предопределяет необходимость системной организации деятельности по развитию академической компетентности курсантов. В статье дана характеристика этапов проектирования образовательного процесса с учетом этапов профессионализации курсантов в ходе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрианова Анна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF CADET'S ACADEMIC COMPETENCE IN THE PROCESS OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The academic competence of cadets is the basis for the formation of professional and social-personal competence of a specialist. Academic competence is a set of skills to independently obtain, process and apply knowledge in the field of jurisprudence, as well as to study and explain from a theoretical point of view the phenomena associated with the implementation of law enforcement. The specifics of training in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs predetermines the need for a systematic organization of activities to develop the academic competence of cadets. The article describes the stages of designing the educational process, taking into account the stages of professionalization of cadets in the learning process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 378.1 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-31-153-157

Науч. спец. 13.00.08

Анна семеновна Андрианова

Могилевский институт Министерства внутренних дел, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин,

Могилев, Республика Беларусь e-mail: andrian-anna@yandex.ru

Особенности развития академической компетентности курсантов в процессе обучения в учреждениях высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Аннотация. Академическая компетентность курсантов — основа формирования профессиональной и социально-личностной компетентности специалиста. Академическая компетентность представляет собой совокупность умений самостоятельно получать, обрабатывать и применять знания в области юриспруденции, а также изучать и объяснять с теоретических позиций явления, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности. Специфика обучения в учреждениях высшего образования МВД предопределяет необходимость системной организации деятельности по развитию академической компетентности курсантов. В статье дана характеристика этапов проектирования образовательного процесса с учетом этапов профессионализации курсантов в ходе обучения.

Ключевые слова: академическая компетентность, проектирование образовательного процесса, профессионализация, целеполагание, педагогические условия.

Anna s. Andrianova

Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, Senior Lecturer of the Department of Legal Disciplines, Mogilev,

Republic of Belarus e-mail: andrian-anna@yandex.ru

Features of Development of Cadet's Academic Competence in the Process of Training in Higher Education Institutions of the Ministry of Internal Affairs

of the Republic of Belarus

Abstract. The academic competence of cadets is the basis for the formation of professional and social-personal competence of a specialist. Academic competence is a set of skills to independently obtain, process and apply knowledge in the field of jurisprudence, as well as to study and explain from a theoretical point of view the phenomena associated with the implementation of law enforcement. The specifics of training in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs predetermines the need for a systematic organization of activities to develop the academic competence of cadets. The article describes the stages of designing the educational process, taking into account the stages of professionalization of cadets in the learning process.

Keywords: academic competence, educational process design, professionalization, goal setting, pedagogical conditions.

Введение (introduction)

Изменения, произошедшие в XXI в. во всех сферах жизнедеятельности общества, предопределили необходимость формирования у человека совокупности качеств, позволяющих самостоятельно получать, обрабатывать и применять знания. Указанные качества в педагогической науке получили название метапредметных, надпредмет-ных, общеобразовательных либо академических компетенций, входящих в состав академической компетентности. Сформированность данной компетентности дает возможность личности непрерывно повышать свой уровень обра-

зования, способствует получению новых специальностей и квалификаций, позволяет быстро адаптироваться к новым условиям жизни в социуме и осуществлять профессиональную деятельность.

Цель исследования — охарактеризовать особенности развития академической компетентности курсантов в процессе обучения в учреждениях высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — УВО МВД).

Гипотеза исследования: успешность развития академической компетентности курсантов может быть обеспечена

© Андрианова А. С., 2021

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 2 (31), с. 153-157. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 2 (31), pp. 153-157.

применением технологии проектирования образовательного процесса с учетом этапов профессионализации обучающихся в ходе обучения в УВО МВД.

методы (Methods)

Теоретико-методологической базой проведенного исследования стали компетентностный и личностно-ориентиро-ванный подходы к формированию академической компетентности курсантов, позволившие выделить и раскрыть особенности этапов профессионализации обучающихся в образовательном процессе УВО МВД.

литературный обзор (Literature Review)

Специфика образовательного процесса в УВО МВД предполагает необходимость системной организации образовательной деятельности по развитию академической компетентности курсантов посредством применения технологии проектирования образовательного процесса, под которым будем понимать «...построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности» [1, с. 30]. Особенности проектирования образовательных процессов отражены в работах В. П. Беспалько, Н. А. Масюковой, Е. И. Снопковой и др., анализ которых позволил выделить следующие взаимосвязанные элементы: целевой, нормативный, теоретический, функциональный и диагностический блоки.

Развитие академической компетентности курсантов осуществляется посредством их включения в образовательный процесс УВО МВД. Критерии для их выделения содержатся в работах Д. Сьюпера, В. А. Бодрова, Т. В. Кудрявцева, Е. А. Климова, А. К. Марковой.

Основываясь на работах А. В. Торховой, в качестве этапов проектирования выделим этапы профессионализации курсантов в ходе обучения в УВО МВД (адаптация к обучению в УВО МВД, индивидуация в образовательном пространстве УВО МВД, интеграция в сферу правоохранительной деятельности), каждый из которых включает в себя следующие направления деятельности: целеполагание и определение желаемого конечного результата; определение условий успешности достижения запланированного результата; выбор методов и организационных форм осуществления деятельности; разработка методического обеспечения развития академической компетентности курсантов; контрольные мероприятия. Рассмотрим каждое из выделенных направлений с учетом специфики определенного этапа профессионализации.

результаты и обсуждение (results and Discussions)

В качестве цели этапа адаптации к обучению в УВО МВД определим вхождение в профессию посредством осознания курсантом ценности деятельности сотрудника органов внутренних дел, возможностей образовательного пространства УВО МВД. Актуальность указанной цели подтверждается исследованиями в области адаптации к обучению студентов учреждений высшего образования в целом и курсантов в частности. При этом авторами научных работ акцентируется внимание на таких аспектах, как содержание процесса адапта-

ции; учет личностных, физиологических и иных факторов адаптации обучающихся в учреждениях высшего образования; приспособление к новым условиям, формам и методам обучения; специфика адаптации к обучению в УВО МВД.

Цель этапа индивидуации курсантов в образовательном пространстве УВО МВД — приобретение юридических знаний и усвоение умений посредством самореализации в учебно-познавательной деятельности. В педагогической науке можно выделить следующие подходы к достижению данной цели: через организацию самостоятельной деятельности обучающихся; через интериоризацию профессиональной подготовки; посредством учета индивидуальных особенностей обучающихся при организации учебной деятельности; посредством анализа особенностей самостоятельной учебной деятельности в сфере профессионального образования; посредством специфики организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности курсантов.

Цель этапа интеграции в сферу правоохранительной деятельности — формирование у курсантов системы знаний и представлений о себе и о деятельности сотрудника органов внутренних дел, а также устойчивая ориентация на освоение профессиональных функций с учетом своих личностных качеств, готовность к осуществлению правоохранительной деятельности. Анализ теоретических и практических работ в сфере профессиональной подготовки специалистов с юридическим образованием позволил определить в качестве направлений достижения указанной цели формирование готовности обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности, а также правовой культуры и правосознания будущих специалистов.

Эффективность достижения целей профессионализации курсантов в процессе обучения в УВО МВД может быть гарантирована выполнением педагогических условий, обеспечивающих развитие академической компетентности. Следует отметить, что проблема определения понятия «педагогические условия» постоянно находится в фокусе педагогических исследований. Анализ работ в области педагогики и психологии позволил выделить следующие подходы к дефиниции данного понятия: способы и средства педагогического воздействия на процесс обучения; компонент педагогической системы; гипотеза, проверяемая в ходе педагогического исследования.

В рамках данной статьи под педагогическими условиями будем понимать «...один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие» [2, с. 11].

Развитию академической компетентности курсантов УВО МВД в процессе профессионализации способствует выполнение организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий.

Организационно-педагогические условия позволяют успешно решать поставленные педагогические задачи путем целенаправленного управления образовательным процессом. Эффективность данной деятельности обеспечивается посредством выявления особенностей личности

и способностей курсантов, мотивов обучения в УВО МВД (диагностические условия); разработки системы научно-и учебно-методического обеспечения, предоставляющей каждому обучающемуся возможность профессиональной подготовки по индивидуальной образовательной траектории (методические условия); соотнесения индивидуальных запросов курсантов с возможностями образовательного пространства УВО МВД (управленческие условия). На практике осуществление организационно-педагогических условий предполагает изменение стиля взаимодействия преподавателя и курсантов, расширение спектра форм и методов обучения, применяемых в учебном процессе, визуализацию информации, а также организацию сотрудничества участников образовательного процесса, основанного на совместном творчестве курсантов и преподавателей, проблемнос-ти и эклектичности образования.

Психолого-педагогические условия направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, стимулирование их самореализации в учебном процессе. Особое значение имеет формирование положительной мотивации курсантов к обучению в УВО МВД путем активизации учебно-познавательной деятельности, повышения интереса к изучаемому материалу и будущей профессиональной деятельности, развития навыков самооценки и самоконтроля. Налаживание сотрудничества обучающихся в рамках образовательного процесса УВО МВД обеспечивается применением:

- интеграционных методов, позволяющих сплотить отделение, взвод, курс (брейн-ринг, квест по учебной дисциплине, создание учебных фильмов, дидактические игры, метод принятия группового решения и др.);

- методов иерархизации, предполагающих необходимость выделения приоритетных задач, их упорядочение, определение порядка решения (творческое проектирование);

- дискуссионных методов, использование которых позволяет развивать коммуникационные компетенции у обучающихся (мозговой штурм, синектика, круглый стол, форум, «перекрестная дискуссия» и др.);

- методов творческого совместного решения проблемы, которые дают возможность рассмотреть проблему со всех сторон, выделив весь спектр ее составляющих, что способствует развитию мышления обучающихся (ментальные карты, «фишбоун», «дерево решений», сценарный метод, стратегия IDEAL, метод «ИНСЕРТ» и др.);

- методов планирования («звезда вопросов»);

- методов оценки, которые предполагают развитие навыков оценки и рефлексии как собственных действий, так и деятельности других членов коллектива («SWOT-ана-лиз») [3, с. 65].

Совокупность методов и форм обучения, применение которых способствует достижению целей обучения, образует систему дидактических педагогических условий. Компонентами данной системы являются информационные условия, которые определяют содержание и порядок изучения учебного материала; личностные условия, включающие требования к индивидуальной деятельности и взаимодействию обучающихся и преподавателей; технологические условия, предполагающие определение средств, форм, приемов, применяемых при организации учебного процесса [4].

Перечисленные педагогические условия должны быть учтены при построении педагогической стратегии деятельности преподавателя, направленной на развитие академической компетентности курсантов на каждом из этапов их профессионализации в образовательном пространстве УВО МВД, а также при определении его роли в образовательном процессе (наставник, коуч, тьютор). Наставничество предполагает передачу уже имеющихся, готовых знаний от преподавателя обучающемуся. Суть коучинга состоит в профессиональном консультировании обучающегося, ориентированном на повышение его рефлексивных способностей и самоконтроля. Тьюринг ориентирован на поддержку курсантов, отстающих в учебе по тем либо иным причинам (низкий уровень начальных знаний, сложности с адаптацией в УВО МВД, пропуски занятий и др.) [5, с. 60-61].

Выбор методов и организационных форм осуществления учебной деятельности курсантов предопределяется этапом профессионализации. Поступление в вуз, особенно в УВО МВД, зачастую сопровождается дезадаптацией, вызываемой новым студенческим статусом, отсутствием референтной (эталонной) группы, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава и строевого звена, напряженным и жестким режимом обучения, необходимостью несения нарядов и службы, отрывом от привычного социального окружения и проживанием в казарме, увеличением объема самостоятельной работы и ответственности в целом. Это требует от курсанта 1-го курса мобилизации всех своих возможностей для успешного вхождения в новую среду и иной ритм жизни, что и определяет особое внимание к периоду адаптации курсантов.

На процесс адаптации курсантов в образовательном пространстве УВО МВД оказывают воздействие такие объективные и субъективные факторы, как начальный уровень развития и подготовки личности курсанта (личностные качества, уровень образованности и др.); особенности организации учебного процесса в УВО МВД (строгая регламентация жизни и учебы курсантов, подготовка к занятиям только в часы самоподготовки, санкционированные пропуски занятий в связи с несением нарядов и др.); необходимость несения службы; специфические бытовые условия (жизнь в казарме, питание в столовой, распорядок дня и т. д.) [6, с. 79-80].

Процесс адаптации курсантов 1-го курса к новым условиям обучения в УВО МВД начинается с «подготовительного этапа», который характеризуется наличием у курсанта состояния неуверенности, неопределенности, связанного с изменением привычного уклада жизни, правил взаимоотношений в коллективе. Далее — «этап стартового психического напряжения», на котором у курсанта мобилизуются внутренние ресурсы, необходимые для учебной и служебной деятельности в изменившихся социальных условиях. «Этап острых психических реакций входа» характеризуется ощущениями, возникающими у курсанта под воздействием внешних факторов (изменение места жительства, круга общения и т. д.). Процесс адаптации курсантов заканчивается «этапом острых психических реакций выхода», на котором у обучающихся происходит изменение привычных правил поведения в обществе в соответствии с нормами,

установленными правилами внутреннего распорядка, уставами, приказами МВД [7, с. 71].

Процесс адаптации курсантов имеет индивидуальный характер и может занять достаточно длительный период времени. Его оптимизации способствует применение следующих методов и приемов:

- разработка и внедрение методов рационализации самостоятельной деятельности, новых информационных и педагогических технологий;

- проведение внеаудиторных мероприятий по учебным дисциплинам с целью повышения интереса у курсантов к учебному материалу;

- индивидуальный подход к курсантам;

- применение системы наставничества;

- проведение учебного сбора до принятия присяги курсантами, включающего занятия по строевой подготовке, основам организации внутренней службы, введению в специальность и др.;

- работа социально-психологической службы, кураторов взводов, курсов.

Педагогическое управление адаптацией курсантов предполагает информирование о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления, активизацию самовоспитания, развитие ценностно-мотивационного компонента академической компетентности курсантов [8, с. 107].

В ходе индивидуации курсантов в образовательном пространстве УВО МВД происходит увеличение объема профессионально значимых знаний и умений, а также формирование профессионально-личностных качеств, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел Республики Беларусь. Успешность данного этапа зависит от умения курсанта построить индивидуальную траекторию обучения с учетом объективных требований, предъявляемых к будущему сотруднику органов внутренних дел, и индивидуальных особенностей конкретного обучающегося.

На этапе индивидуации особое значение должно уделяться организации учебного процесса на кафедре (факультете) УВО МВД. Применение инновационных методов проведения лекционных, семинарских и практических занятий позволяет оптимизировать интеграцию индивидуальных и групповых форм обучения, среди которых следует выделить:

- проведение проблемных лекций, лекций вдвоем, лекций с ошибками, лекций-конференций и др.;

- проведение семинарских занятий с использованием кейс-технологий, метода мозгового штурма с элементами консалтинга и т. д.;

- увеличение количества практических занятий в общем объеме аудиторных занятий;

- активизация самостоятельной работы курсантов по изучению учебного материала путем снижения количества аудиторных часов и увеличения объема времени, отводимого на управляемую самостоятельную работу;

- разработка системы разноуровневых тестовых заданий по всем темам учебных дисциплин и включение их в ЭУМКД (электронный учебно-методический комплекс по дисциплине);

- привлечение курсантов к участию в проведении научно-исследовательских работ по актуальным для юриспруденции и правоприменительной деятельности темам.

Индивидуация курсантов в образовательном пространстве УВО МВД предполагает активное включение обучающихся во все формы деятельности (учебную, служебную, научную, культурно-массовую, спортивную и др.). Комбинация различных форм организации учебного процесса позволяет курсанту самостоятельно строить траекторию своего обучения, самосовершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень, при этом происходит развитие когнитивного и деятельностного компонентов академической компетентности.

Интеграция курсантов в сферу правоохранительной деятельности невозможна без сформированных знаний: с одной стороны, о будущей профессиональной деятельности, а с другой — об имеющихся качествах у обучающегося, соотнесение которых позволит курсанту самостоятельно с учетом индивидуальных возможностей определить вектор профессиональной подготовки. В связи с этим возникает необходимость ориентации образовательного процесса на развитие у курсантов самооценки и умения саморегулирования учебной деятельности. Преобладающие формы организации учебного процесса на данном этапе:

- проведение производственных практик в практических подразделениях органов внутренних дел в соответствии с направлением специализации обучающихся;

- участие курсантов в деятельности юридической клиники;

- проведение научно-исследовательских работ по актуальным для юриспруденции и правоприменительной деятельности темам и отражение их результатов в отчетах, тезисах, статьях;

- участие курсантов в научных и научно-практических конференциях различного уровня;

- участие курсантов в олимпиадах по юридическим и тактико-специальным дисциплинам, проводимым как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

Результатом периода интеграции в правоохранительную деятельность становится наличие у обучающихся сформированных профессионально-личностных качеств, позволяющих адекватно оценить свои возможности, выявить недостатки в подготовке и определить способы их преодоления, что необходимо для полной самореализации курсантов в профессии сотрудника органов внутренних дел.

Выбранные методы и организационные формы осуществления деятельности предполагают разработку методического обеспечения развития академической компетентности курсантов, основу которой составляет система заданий, позволяющих структурировать учебный материал с целью его целостного освоения и формирования у курсантов умений осуществлять различные виды учебной деятельности на аффективном, практическом и когнитивном уровнях [9, с. 170].

Оценка успешности развития академической компетентности курсантов на каждом из этапов профессионализации осуществляется посредством системы контрольных мероприятий, включающих анкетирование, наблюдение, изучение результатов деятельности.

Заключение (conclusions)

Развитие академической компетентности курсантов в образовательном процессе УВО МВД происходит поэтапно. Цели каждого из этапов профессионализации предопределяются акцентированием внимания на развитии конкретного компонента академической компетентности курсантов: для этапа адаптации — ценностно-мотивацион-ного компонента, для этапа индивидуации — когнитивного

и деятельностного компонентов, для этапа интеграции — рефлексивного. Целеполагание предопределяет выбор методов и организационных форм осуществления и контроля деятельности, содержание методического обеспечения развития академической компетентности курсантов в соответствии с особенностями каждого из этапов профессионализации обучающихся в образовательном процессе УВО МВД.

Библиографический список

1. Снопкова Е. И. Педагогические системы и технологии : учеб. пособие. 2-е изд., испр. Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2013. 416 с.

2. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

3. Каминьска М. Формирование культуры сотрудничества участников образовательного процесса // Яросл. пед. вестн. 2018. № 4. С. 63-72. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10105

4. Ширяева В. А. Педагогические условия формирования универсальной ключевой компетентности. 2013. URL: https:// www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/i-09_shiryaeva.pdf (дата обращения: 20.07.2020).

5. Даммерер Й., Циглер В., Бартонек С. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей // Яросл. пед. вестн. 2019. № 1 (106). С. 56-69. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10278

6. Жигалова Е. А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестн. Вост.-Сиб. ин-та МВД России. 2014. № 4 (71). С. 76-85.

7. Чигрина И. Ю. Проблемы адаптации курсантов первого года обучения высших военных учебных заведений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 70-72.

8. Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / редкол. : Г. И. Николаенко (отв. ред.) [и др.]. Т. 1. А-М. Минск : Адукацыя i выхаванне, 2015. 736 с.

9. Торхова А. В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 286 с.

References

Chigrina I. Yu. (2014) Problemy adaptatsii kursantov pervogo goda obucheniya vysshikh voennykh uchebnykh zavedenii [Problems of Adaptation of First Year Students in Higher Military Schools], Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], no. 11, pp. 70-72. (in Russian)

Dammerer I., Tsigler V., Bartonek S. (2019) T'yutorstvo i kouching kak osobye formy nastavnichestva pri vkhozhdenii v professiyu molodykh uchitelei [Tutoring and Coaching As Special Forms of Mentoring for Young Teachers Starting Their Careers], Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik[Yaroslavl Pedagogical Bulletin], no. 1 (106), pp. 56-69, doi: 10.24411/1813-145X-2019-10278 (in Russian)

Ippolitova N., Sterkhova N. (2012) Analiz ponyatiya "pedagogicheskie usloviya": sushchnost', klassifikatsiya [Analysis of the Notion "Pedagogical Conditions": Essence and Classification], General and Professional Education, no. 1, pp. 8-14. (in Russian) Kamin'ska M. (2018) Formirovanie kul'tury sotrudnichestva uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Formation of Cooperation Culture of Participants of the Educational Process], Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], no. 4, pp. 63-72, doi: 10.24411/1813-145X-2018-10105 (in Russian)

Nikolaenko G. I. (ed.) (2015) Belorusskaya pedagogicheskaya ehntsiklopediya [Belarusian Pedagogical Encyclopedia]*. Minsk, Adukatsyya i vykhavanne Publ., vol. 1. A-M, 736 p. (in Russian)

Shiryaeva V. A. (2013) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya universal'noi klyuchevoi kompetentnosti [Pedagogical Conditions for the Formation of a Universal Key Competence]*. Available at: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/i-09_ shiryaeva.pdf (accessed: 20.07.2020). (in Russian)

Snopkova E. I. (2013) Pedagogicheskie sistemyi tekhnologii [Pedagogical Systems and Technologies]*. 2nd ed. Mogilev, Mogilev State A. Kuleshov University Publ., 416 p. (in Russian)

Torkhova A. V. (2006) Teoretiko-metodicheskie osnovy razvitiya individual'nogo stilya professional'noi deyatel'nosti budushchego uchitelya [Theoretical and Methodological Foundations for the Development of an Individual Style of Professional Activity of a Future Teacher]*: Dr. ped. sci. diss. Moscow, 286 p. (in Russian)

Zhigalova E. A. (2014) Adaptatsiya kursantov k sluzhebnoi i uchebnoi deyatel'nosti vysshikh uchebnykh zavedenii MVD Rossii [Adaptation of Cadets to Service and Training Activities of Higher Education Institutions Mia], Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii [Vestnik of East Siberia Institute of the Ministry of Internal Affai of the Russian Federation], no. 4 (71), pp. 76-85. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by author of the article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.