Научная статья на тему 'Содержательная сторона процесса формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России'

Содержательная сторона процесса формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУРСАНТ ВУЗА МВД РОССИИ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / МОТИВАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / COMMON CULTURAL COMPETENCE / CADET OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS UNIVERSITIES OF RUSSIA / LAW-ENFORCEMENT OFFICERS / COMPETENCE-BASED APPROACH / LEARNING CONTENT / PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS / SOCIOPSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS / MOTIVATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Тамара Николаевна, Маланов Иноккентий Александрович, Цыренова Валентина Бабасановна

Введение. Реализация компетентностного подхода в системе современного высшего профессионального образования требует правильного отбора содержания обучения, направленного на формирование необходимых компетенций. Материал и методы. Материалом исследования послужило содержание образовательных программ курсантов вузов МВД. Их использование позволило выявить и описать содержание образования курсантов вузов МВД России с целью формирования и развития их общекультурной компетентности. Результаты и обсуждение. Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России рассматривается в качестве основополагающей компетентности их будущей профессиональной деятельности. Грамотный отбор содержательной стороны обучения курсантов с целью формирования их общекультурных компетенций следует производить на основе определенных принципов и критериев. Содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России представлен тремя структурными компонентами: философско-педагогическим, социально-психологическим, мотивацией и самоактуализацией курсантов в овладении общекультурными компетенциями. Формированию данных структурных компонентов способствуют предусмотренные учебным планом дисциплины, а также разработанный авторами спецкурс «Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России как педагогическая задача». Заключение. Таким образом, правильно отобранный содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в свете реализации компетентностного подхода сможет обеспечить формирование закрепленных 12 общекультурных компетенций, закрепленных в ФГОС высшего образования по рассматриваемым нами специальностям. При этом особое значение имеет грамотное процессуальное развертывание содержания обучения в учебном процессе курсантов вузов МВД России на основе адекватных методов и технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Тамара Николаевна, Маланов Иноккентий Александрович, Цыренова Валентина Бабасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE PROCESS FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF THE CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS UNIVERSITIES OF RUSSIA

Introduction. TThe application of the competence-based approach in the system of higher professional education requires competent and correct selection of training content, aimed at formation of necessary competencies. Materials and methods. The material of the study was the content of educational programs of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs. Their use made it possible to identify and describe the content of education of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the aim of forming and developing their general cultural competence. Results and discussion. The common cultural competence of the cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russian universitiеs is defined as the fundamental competence of their future professional activity. The selection of the content of training cadets, aimed at formation of common cultural competencies, should be made on the basis of certain principles and criteria. The informative block of common cultural competence of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia universities is represented by three structural components: philosophical-pedagogical, socio-psychological, motivation and self-actualization of cadets in mastering common cultural competencies. The development of these structural components is facilitated by the disciplines, stipulated by the plan, as well as the special course, developed by the authors «Common cultural competence of cadets of the Ministry of Internal Affairs universities of Russia as a pedagogical task». The course includes consideration important from the point of view of formation of common cultural competences of the twelve questions: modern conceptual approaches in the educational process of Russia and principles of their implementation; motive, motivation and the process of self-actualization of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia; value attitude of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia to cultural competence as the basis of modern professional activity of the bodies of internal Affairs of Russia; professional consciousness and awareness, the process of its formation within the professional training of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia; thinking, its types and methods of development of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia; the typology and issues of communication in the activity of employees of Internal Affairs bodies; the patriotism and civil position of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia, the peculiarities of their formation within the framework of professional training; professional ethics and business etiquette, morality and principles of justice in professional activity of employees of Internal Affairs bodies; worldview and study of the ideas of sustainable development of the Russian state and society. Conclusion. Thus, a correctly selected substantive unit for the formation of the general cultural competence of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the light of the implementation of the competency-based approach will be able to ensure the formation of twelve general cultural competencies enshrined in the Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialties we are considering. At the same time, the competent procedural deployment of the content of training in the educational process of the cadets of the Russian Ministry of Internal Affairs on the basis of adequate teaching methods and technologies is of particular importance.

Текст научной работы на тему «Содержательная сторона процесса формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России»

УДК 378:351.74

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2019-8-92-97

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Т. Н. Михайлова1, И. А. Маланов2, В. Б. Цыренова2

1 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск

2 Бурятский государственный университет, Улан-Удэ

Введение. Реализация компетентностного подхода в системе современного высшего профессионального образования требует правильного отбора содержания обучения, направленного на формирование необходимых компетенций.

Материал и методы. Материалом исследования послужило содержание образовательных программ курсантов вузов МВД. Их использование позволило выявить и описать содержание образования курсантов вузов МВД России с целью формирования и развития их общекультурной компетентности.

Результаты и обсуждение. Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России рассматривается в качестве основополагающей компетентности их будущей профессиональной деятельности. Грамотный отбор содержательной стороны обучения курсантов с целью формирования их общекультурных компетенций следует производить на основе определенных принципов и критериев. Содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России представлен тремя структурными компонентами: фило-софско-педагогическим, социально-психологическим, мотивацией и самоактуализацией курсантов в овладении общекультурными компетенциями. Формированию данных структурных компонентов способствуют предусмотренные учебным планом дисциплины, а также разработанный авторами спецкурс «Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России как педагогическая задача».

Заключение. Таким образом, правильно отобранный содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в свете реализации компетентностного подхода сможет обеспечить формирование закрепленных 12 общекультурных компетенций, закрепленных в ФГОС высшего образования по рассматриваемым нами специальностям. При этом особое значение имеет грамотное процессуальное развертывание содержания обучения в учебном процессе курсантов вузов МВД России на основе адекватных методов и технологий обучения.

Ключевые слова: общекультурная компетентность, курсант вуза МВД России, сотрудник органов внутренних дел, компетентностный подход, содержание обучения, философско-педагогические основы, социально-психологические основы, мотивация, самоактуализация.

Введение

Одной из самых важных задач современного сотрудника органов внутренних дел России является обеспечение общественного порядка и национальной безопасности своей страны. При выполнении служебного долга сотрудник вступает в коммуникативное взаимодействие с различными организациями, коллегами по работе, представителями гражданского населения (законопослушного и криминогенного) и другими субъектами. Взаимодействие строится прежде всего на закрепленных в законе принципах законности и правопорядка [1], а также на принципах гуманизма и правилах общей культуры [2]. Данные положения и составляют основу общекультурной компетентности сотрудника органов внутренних дел России, формирование которой происходит в рамках профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России.

Результаты и обсуждение

Сегодня культурное и духовно-нравственное развитие и воспитание молодежи является одной из

приоритетных задач современной государственной политики РФ, которая находит отражение как в законодательных актах, так и в федеральных государственных стандартах (ФГОС) высшего образования и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [3].

Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России рассматривается нами как результат овладения ими общекультурными компетенциями, предусмотренными стандартами. В частности, ФГОС высшего образования по специальностям: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» [4], 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» [5], 40.05.03 «Судебная экспертиза» [6] - определяют и закрепляют требования к результатам освоения программы специали-тета, согласно которым в рамках профессиональной подготовки у обучаемого лица должны быть сформированы четыре группы компетенций: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и профессионально-специализированные компетенции (ПСК). В совокуп-

ности вышеуказанные компетенции, будучи взаимосвязанными между собой, будут составлять основу будущей профессиональной деятельности курсанта вуза МВД России.

Сегодня ведущим подходом в системе высшего профессионального образования провозглашен компетентностный подход. По замыслу законодателей, именно компетентностный подход в системе отечественного образования в большей степени направлен на формирование готовности выпускников вузов выполнять определенный вид профессиональной деятельности. В связи с присоединением России к Болонскому процессу, целью которого было создание целостного образовательного пространства, основой Концепции модернизации российского образования [7] стал термин «компетентность». Компетентностная направленность системы современного профессионального обучения нашла также отражение в таком важном документе, как Стратегия социально-экономического развития России, разработанная до 2020 г. [8]. Новый более практико-ориентированный подход, основой которого стал термин «компетентность», требует определенной совокупности знаний, однако в рамках учебного процесса приобретается, как правило, та совокупность знаний, которая востребована обучаемым с целью овладения необходимой компетенцией [9]. В связи с чем в процессе реализации компетентностного подхода в условиях профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России первостепенное значение должно придаваться грамотному отбору содержательной стороны процесса их обучения.

В процессе правильного отбора содержания обучения курсантов вузов МВД России с целью формирования и развития их общекультурной компетентности мы должны следовать трем основополагающим принципам, обобщенным в работе В. В. Краевского [10] в качестве ведущих принципов обучения:

- принцип согласованности содержательной стороны обучения степени и уровню развития современной науки, основам производства и требованиям правового общества;

- принцип структурного единства содержательной стороны обучения на разных уровнях его формирования (при этом должно учитываться индивидуальное развитие и становление курсанта вуза МВД России и условия гармоничности компонентов содержания учебного процесса);

- принцип учета единства содержательной и процессуальной стороны обучения с целью охвата всех видов человеческой деятельности и представленностью их в учебном процессе курсантов вузов МВД России.

Исходя из вышеуказанных принципов, нами сформулированы критерии, которые могли бы ис-

пользоваться при отборе содержательной стороны процесса обучения курсантов вузов МВД России с целью формирования их общекультурной компетентности:

- соответствие возрастным возможностям и способностям обучаемых курсантов;

- соответствие объему учебного времени, выделенному на изучение объекта;

- выделение существенного и главного в содержании обучения курсантов.

Таким образом, руководствуясь данными принципами и критериями отбора, мы выделили три структурных компонента, направленных на формирование общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России.

Философско-педагогический компонент: исторические этапы онтогенеза России, ее значимость в современном мире (ключевые и переходные этапы в истории Российского государства, территориальная особенность и географическое положение страны, менталитет русского народа); научная картина мира и корпускулярно-волновой дуализм (применение принципа комплементарности при формировании общекультурной компетентности курсантов, выявление в процессе их обучения взаимодополняющих противоположностей для более глубокого изучения исследуемого вопроса с целью формирования необходимых компетенций); глобализация мирового развития и национальная безопасность России в современных условиях (опасность «плавильного котла», исчезновения государственных границ по причине стихийного миграционного кризиса; востребованность глобального мировоззрения курсантов в условиях глобализации мировых проблем).

В развитии философско-педагогического компонента содержательного блока процесса формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России задействованы такие учебные дисциплины, как «История государства и права России», «История государств и права зарубежных стран», «Политология», «Основы теории национальной безопасности», «Теория государства и права», «Правоохранительные органы», «Конституционное право», «Уголовно-правовое обеспечение национальной безопасности» и другие. Особая роль в процессе формирования общекультурной компетентности курсантов, на наш взгляд, отводится такой науке, как философия. Философия -наука мудрая, она создает научную картину мира на основе синтеза результатов, достигнутых всеми другими науками: естественными, гуманитарными, общественными. Каждая из этих наук изучает определенный аспект окружающей нас действительности, а вместе они создают определенное представление об этой действительности - о мире,

в котором мы существуем, все больше преобразуя и приспосабливая его. Каждому отдельному человеку необходимо найти свое место в этом мире, а для этого ему нужно иметь мировоззрение, т. е. представление об этом мире. Мировоззрение складывается у человека на основе научных знаний, которые он получает в образовании, начинающемся сразу после его рождения и продолжающемся всю его жизнь. Если образование понимать как образо-вывание человека, творение человека, то педагогику, науку о воспитании человека, можно назвать наукой об образовании, наукой о формировании человека, в том числе - о формировании его мировоззрения на основе освоения научной картины мира. Вот где происходит встреча философии и педагогики: первая создает научную картину мира, вторая делает эту научную картину мира предметом приобщения к ней подрастающего поколения.

Социально-психологический компонент: культура общения как показатель сформированности общекультурной компетентности курсанта (типы общения, специфика общения в системе правоохранительных органов); рефлексия, рефлексивность, мышление, письменная и устная речь курсанта вуза МВД России (интеллектуальное и творческое мышление курсанта как важнейшие профессиональные качества); профессиональная этика, правила служебного этикета и морально-нравственные принципы как основополагающие элементы общекультурной компетентности курсанта; ценностное отношение курсанта к выбранной им профессии как основа формирования его общекультурной компетентности (индивидуальный и общественный компоненты ценностного отношения, ценностные установки и ориентации, ценностное поведение курсанта, проблема идентичности и разрыва между ценностями).

На формирование социально-психологического компонента направлены такие учебные дисциплины, как «Социология», «Профессиональная этика», «Логика», «Психология и педагогика», «Судебная психиатрия», «Юридическая психология», «Юридическая техника», «Русский язык в деловой документации» и пр.

Мотивация и самоактуализация курсантов вузов МВД России в процессе овладения закрепленными в ФГОС высшего образования общекультурными компетенциями (мотив как потребность в овладении общекультурной компетентностью курсанта и как цель; мотивация курсанта как динамический процесс формирования мотива; процесс самоактуализации курсанта в рамках его профессиональной подготовки; система иерархизированных потребностей курсанта и востребованность их удовлетворения).

На формирование третьего структурного компонента направлены практически все учебные дис-

циплины, предусмотренные учебным планом по специальностям: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная экспертиза», а также разработанный и предлагаемый нами спецкурс «Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России как педагогическая задача». В рамках программы данного спецкурса анализируется проблема понятийного аппарата и раскрывается содержание закрепленных в ФГОС высшего образования 12 общекультурных компетенций (ОК1 - ОК12). Задачами спецкурса являются рассмотрение понятийного аппарата, профессионального значения и сущностного содержания общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в целом. При этом главной целью видится формирование у курсантов потребности в овладении общекультурной компетентностью как атрибутивным компонентом их будущей профессиональной деятельности в ее фундаментальном и основополагающем толковании. Спецкурс предусматривает изучение девяти важных с точки зрения формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России тем, среди которых:

- современные концептуальные подходы в образовательном процессе России, принципы их реализации;

- мотив, мотивация и процесс самоактуализации курсантов вузов МВД России;

- ценностное отношение курсантов вузов МВД России к общекультурной компетентности как основе профессиональной деятельности современного сотрудника органов внутренних дел России;

- профессиональное сознание и осознание, процесс его формирования в рамках профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России;

- мышление, его типы и способы развития у курсантов вузов МВД России;

- типология и проблемные вопросы общения в деятельности сотрудников органов внутренних дел;

- патриотизм и гражданская позиция курсантов вузов МВД России, особенности их формирования в рамках профессиональной подготовки;

- профессиональная этика и служебный этикет, нормы морали и принципы справедливости в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

- глобальное мировоззрение и освоение идей устойчивого развития Российского государства и общества.

Формами организации учебного процесса в ходе формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в рамках разработанного нами спецкурса являются лекции, семинары и практические занятия. При этом существенное внимание должно придаваться самоподго-

товке курсантов, способствующей развитию познавательных умений и формированию познавательных навыков. Речь идет о развитии не только интеллектуального мышления, но и творческого мышления курсантов. К средствам обучения курсантов относятся специально разработанные по темам спецкурса учебно-методические материалы, мультимедийные и компьютерные средства, а также интернет-технологии.

В процессе формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России могут быть также задействованы различные тренинги и упражнения, в частности: «Я-и-мир» (Д. Бьюджен-таль), «Мой портрет в лучах солнца» (А. М. Прихожан), «Человек-однодневка» (Г. Н. Абрамова), «Потребности и цели» (К. А. Морнов), «Письмо А. Ма-слоу» (М. Н. Очиров), «Версии» (Г. Н. Абрамова), «Метафорическое описание» (Е. В. Фалунина) и др.

Заключение

Таким образом, правильно отобранный содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в

свете реализации компетентностного подхода сможет обеспечить формирование закрепленных 12 общекультурных компетенций, закрепленных в ФГОС высшего образования, по рассматриваемым нами специальностям. При этом особое значение имеет грамотное процессуальное развертывание содержания обучения в учебном процессе курсантов вузов МВД России на основе адекватных методов и технологий обучения.

Сегодня в условиях современной глобализации мирового развития овладение курсантами вузов МВД России общекультурной компетентностью -дело первостепенной профессиональной важности, связанное как с ростом их профессиональной компетентности, так и с состоянием уверенности в себе на протяжении всей жизни. Сверхзадача преподавателей вузов МВД России состоит в том, чтобы органы внутренних дел сегодня и в будущем состояли из высококультурных и патриотичных сотрудников - носителей благородства, силы и ума, способных обеспечить высокий уровень общественного порядка и национальной безопасности нашей великой страны.

Список литературы

1. Кононенко Б . И . Гуманизм и культура // Социология власти .2008. № 6 .С .22-35.

2 . Демидов А. В . Законность и правопорядок как теоретико-правовые категории // Новая наука: теоретический и практический взгляд .

2016 . № 3 (69) .С .213-215 .

3 . Николаева И . И . Особенности формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде //

Вестн. Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . № 12 (189) . С . 17-24 . DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-12-17-24.

4 . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40 .05.01 «Правовое обеспечение

национальной безопасности (уровень специалитета)», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 . 12 . 2016 № 1614 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29 .10 .2018) .

5 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40 05 02 «Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16 .11. 2016 № 1424 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29 10 2018)

6 . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40 .05.03 «Судебная экспертиза

(уровень специалитета)», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28. 10 .2016 № 1342 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29 .10 .2018) .

7 . Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» от

23.05.2015 № 497 // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29 .10 .2018) .

8 Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17 . 11.2008 № 1662-р (в ред .от 28 .09 .2018) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 29 .10 .2018) .

9 . Акмаева Р . И . Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестн .

Астраханского гос . техн . ун-та . 2010 . № 1. С . 123-128.

10 . Краевский В . В . Методология педагогического исследования . Самара, 1994. 165 с .

Михайлова Тамара Николаевна, Восточно-Сибирский институт МВД России (ул. Лермонтова, 110, Иркутск, Россия, 664074). E-mail: stn-postman@mail.ru

Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет (ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: tchimitkhanda@mail.ru

Цыренова Валентина Бабасановна, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет (ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: v.ts@mail.ru

Материал поступил в редакцию 23.04.2019.

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2019. 8 (205)

DOI: 10 .23951/1609-624X-2019-8-92-97

CONTENT OF THE PROCESS FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF THE CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS UNIVERSITIES OF RUSSIA

T. N. Mikhaylova', I. A. Malanov2, V B. Tsyrenova2

' East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation

2 Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation

Introduction. TThe application of the competence-based approach in the system of higher professional education requires competent and correct selection of training content, aimed at formation of necessary competencies.

Materials and methods. The material of the study was the content of educational programs of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs. Their use made it possible to identify and describe the content of education of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the aim of forming and developing their general cultural competence.

Results and discussion. The common cultural competence of the cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russian universities is defined as the fundamental competence of their future professional activity. The selection of the content of training cadets, aimed at formation of common cultural competencies, should be made on the basis of certain principles and criteria. The informative block of common cultural competence of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia universities is represented by three structural components: philosophical-pedagogical, socio-psychological, motivation and self-actualization of cadets in mastering common cultural competencies. The development of these structural components is facilitated by the disciplines, stipulated by the plan, as well as the special course, developed by the authors «Common cultural competence of cadets of the Ministry of Internal Affairs universities of Russia as a pedagogical task». The course includes consideration important from the point of view of formation of common cultural competences of the twelve questions: modern conceptual approaches in the educational process of Russia and principles of their implementation; motive, motivation and the process of self-actualization of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia; value attitude of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia to cultural competence as the basis of modern professional activity of the bodies of internal Affairs of Russia; professional consciousness and awareness, the process of its formation within the professional training of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia; thinking, its types and methods of development of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia; the typology and issues of communication in the activity of employees of Internal Affairs bodies; the patriotism and civil position of students of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia, the peculiarities of their formation within the framework of professional training; professional ethics and business etiquette, morality and principles of justice in professional activity of employees of Internal Affairs bodies; worldview and study of the ideas of sustainable development of the Russian state and society.

Conclusion. Thus, a correctly selected substantive unit for the formation of the general cultural competence of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the light of the implementation of the competency-based approach will be able to ensure the formation of twelve general cultural competencies enshrined in the Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialties we are considering. At the same time, the competent procedural deployment of the content of training in the educational process of the cadets of the Russian Ministry of Internal Affairs on the basis of adequate teaching methods and technologies is of particular importance.

Keywords: common cultural competence, cadet of the Ministry of Internal Affairs universities of Russia, law-enforcement officers, competence-based approach, learning content, philosophical and pedagogical foundations, socio-psychological foundations, motivation, self-actualization.

References

1. Kononenko B . I . Gumanizm i kul'tura [Humanism and culture] . Sotsiologiya vlasti - Sociology of Power, 2008, no . 6, pp . 22-35 (in Russian) .

2 . Demidov A. V. Zakonnost' i pravoporyadok kak teoretiko-pravovyye kategorii [The rule of law as the theoretical and legal category] . Novaya nauka:

teoreticheskiy iprakticheskiy vzglyad, 2016, no . 3 (69), pp . 213-215 (in Russian) .

3 . Nikolayeva I . I . Osobennosti formirovaniya dukhovno-nravstvennoy kul'tury studenta v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede [Peculiearities of form-

ing the moral culture of a student in the multicultural educational environment] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta - TSPU Bulletin, 2017, vol . 12 (189), pp . 17-24 (in Russian) . DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-12-17-24.

4 . Federal'nyygosudarstvennyyobrazovatel'nyystandartvysshego obrazovaniyapo spetsial'nosti40.05.01 "Pravovoye obespecheniyenatsional'noy

bezopasnost" (uroven' spetsialiteta) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialty 40.05.01 "Legal support of national security" (specialist level)], utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF 19 . 12 . 2016 no . 1614 (in Russian) . URL: http://consultant.ru/ online/ (accessed 20 October 2018) .

5 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 40.05.02 "Pravookhranitel'naya deyatel'nost'"

(uroven' spetsialiteta) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialty 40 .05.02 "Law enforcement' (specialist level)], utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF16 . 11. 2016 no . 1424 (in Russian) . URL: http://consultant. ru/online/ (accessed 20 October 2018)

6 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 40.05.03 "Sudebnaya ekspertiza" (uroven'spe-

tsialiteta) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialty 40 .05.03 "Forensic examination" (specialist level)], utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF 28.10 .2016 no . 1342 (in Russian) . URL: http://consultant.ru/online/ (accessed 20 October 2018) .

7 . Postanovleniye pravitel'stva RF "Ob utverzhdenii federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 g" [Resolution of the

government of the Russian Federation "On approval of the Federal target program of education development for 2016-2020"] 23.05.2015 no . 497 (in Russian) . URL: http://consultant. ru/online/ (accessed 20 October 2018) .

8 . Rasporyazheniye Pravitel'stva RF "O kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 g" [Order of the

Government of the Russian Federation "On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020"] 17 .11.2008 no . 1662-r (in Russian) . URL: http://consultant.ru/online/ (accessed 20 October 2018) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 . Akmayeva R. I . Vozmozhnosti i problemy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v vysshem professionalem obrazovanii [Opportunities and

problems of implementation of the competence approach in higher professional education] . Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta - Vestnik of Astrakhan State Technical University, 2010, no . 1, pp . 123-128 (in Russian) .

10 . Krayevskiy V. V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology of pedagogical research] . Samara, 1994. 165 p . (in Russian) .

Mikhaylova T. N., East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (ul. Lermontova, 110, Irkutsk, Russian Federation, 664074). E-mail: stn-postman@mail.ru

Malanov I A., Buryat State University (ul. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Russian Federation, 670000). E-mail: tchimitkhanda@mail.ru

Tsyrenova V. B., Buryat State University (ul. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Russian Federation, 670000). E-mail: v.ts@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.