Научная статья на тему 'Академическая компетентность курсантов как объект педагогического исследования'

Академическая компетентность курсантов как объект педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КАЧЕСТВА / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ / COMPETENCE / COMPETENCY / META-SUBJECT QUALITIES / BASIC COMPETENCE / CADETS'ACADEMIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианова Анна Семеновна

Инструментальными средствами достижения целей образования являются компетенции, компетентности и ключевые квалификации. Все эти образовательные конструкты взаимосвязаны между собой, имеют внутреннюю структуру и находят отражение в образовательных стандартах Республики Беларусь высшего образования первой ступени, закрепляющих требования к академическим, социально-личностным и профессиональным компетентностям специалиста. Основой для формирования профессиональных и социально-личностных компетентностей является академическая компетентность. В связи с этим актуализируется проблема развития у обучающихся качеств, позволяющих успешно решать задачи, моделирующие социально-профессиональные ситуации, адаптироваться и действовать в изменяющихся жизненных условиях. Автором изучены исследования в области академической компетентности обучающихся, обобщен опыт осмысления содержания академической компетентности, выявлены сущностные характеристики данного понятия. На основе проведенного анализа определен перечень компетенций, входящих в состав академической компетентности курсантов учреждений высшего образования МВД Республики Беларусь, а также выделены компоненты для построения нормативной модели академической компетентности курсантов будущих сотрудников органов внутренних дел: ценностно-мотивационный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный. Для эффективности использования в образовательном процессе разработанной модели академической компетентности курсантов определены уровни и критерии оценки сформированности каждого из компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрианова Анна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC COMPETENCE OF CADETS AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

The instrumental means of achieving the goals of education are competences, competences and key qualifications. All these educational constructs are interrelated, have an internal structure and are reflected in the educational standards of the Republic of Belarus of higher education of the first stage, fixing the requirements for academic, social, personal and professional competence of the specialist. The basis for the professional and socio-personal competencies formation is academic competence. In this regard, the problem of the students development qualities that can successfully solve problems that simulate social and professional situations, adapt and act in changing living conditions is actualized. The author studied the research in the field of students` academic competence, summarized the experience of understanding the content of academic competence, identified the essential characteristics of this concept. On the basis of the analysing the list of competencies included in the academic competence of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Belarus Republic, as well as components for building a normative model of academic competence of cadets future employees of internal affairs: value-motivational, activity, cognitive, reflective. For effective use in the educational process of the developed model of cadets` academic competence, the levels and criteria for assessing the formation of each of the components are determined.

Текст научной работы на тему «Академическая компетентность курсантов как объект педагогического исследования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147

Андрианова Анна Семеновна

преподаватель кафедры правовых дисциплин, Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь,

212011, Республика Беларусь, г. Могилев, ул. Крупской, 67, e-mail: andrian-anna@yandex.ru

Anna S. Andrianova

Teacher of the Legal Disciplines Department, Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Belarus Republic,

Krupskaya str., 67, Mogilev, Republic of Belarus, 212011, e-mail: andrian-anna@yandex.ru

АКАДЕМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Инструментальными средствами достижения целей образования являются компетенции, компетентности и ключевые квалификации. Все эти образовательные конструкты взаимосвязаны между собой, имеют внутреннюю структуру и находят отражение в образовательных стандартах Республики Беларусь высшего образования первой ступени, закрепляющих требования к академическим, социально-личностным и профессиональным компетентностям специалиста.

Основой для формирования профессиональных и социально-личностных компетентностей является академическая компетентность. В связи с этим актуализируется проблема развития у обучающихся качеств, позволяющих успешно решать задачи, моделирующие социально-профессиональные ситуации, адаптироваться и действовать в изменяющихся жизненных условиях.

Автором изучены исследования в области академической компетентности обучающихся, обобщен опыт осмысления содержания академической компетентности, выявлены сущностные характеристики данного понятия. На основе проведенного анализа определен перечень компетенций, входящих в состав академической компетентности курсантов учреждений высшего образования МВД Республики Беларусь, а также выделены компоненты для построения нормативной модели академической компетентности курсантов - будущих сотрудников органов внутренних дел: ценностно-мотивационный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный. Для эффективности использования в образовательном процессе разработанной модели академической компетентности курсантов определены уровни и критерии оценки сформированно-сти каждого из компонентов.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, метапредметные качества, базовые компетенции, академическая компетентность курсантов.

ACADEMIC COMPETENCE OF CADETS AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

Summary. The instrumental means of achieving the goals of education are competences, competences and key qualifications. All these educational constructs are interrelated, have an internal structure and are reflected in the educational standards of the Republic of Belarus of higher education of the first stage, fixing the requirements for academic, social, personal and professional competence of the specialist.

The basis for the professional and socio-personal competencies formation is academic competence. In this regard, the problem of the students development qualities that can successfully solve problems that simulate social and professional situations, adapt and act in changing living conditions is actualized.

The author studied the research in the field of students' academic competence, summarized the experience of understanding the content of academic competence, identified the essential characteristics of this concept. On the basis of the analysing the list of competencies included in the academic competence of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Belarus Republic, as well as components for building a normative model of academic competence of cadets - future employees of internal affairs: value-motivational, activity, cognitive, reflective. For effective use in the educational process of the developed model of cadets' academic competence, the levels and criteria for assessing the formation of each of the components are determined.

Keywords: competence, competency, meta-subject qualities, basic competence, cadets'academic competence.

© 2019 Андрианова А. C.

Перемены в обществе детерминируют переход от традиционных форм обучения, имеющих репродуктивный характер, к использованию инновационных технологий, что определяет в качестве вектора проектирования процесса обучения создание условий для стимулирования и обеспечения всестороннего развития личности. Данная деятельность невозможна без установления конечных результатов образования: знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих выпускнику быстро адаптироваться к своей профессиональной деятельности. В качестве таких эталонов в настоящее время выступают компетенции и компетентности, перечень которых закрепляется в образовательных стандартах различного уровня (дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования и переподготовки руководящих работников и специалистов).

Следует отметить, что понятие «компетентность» характеризует не просто уровень образования, но и опыт, индивидуальные способности личности, ее потребность в непрерывном самосовершенствовании и повышении уровня образованности, а потому предопределяет формирование и развитие у человека качеств, позволяющих реализовывать данные потребности [1, с. 64]. Под компетенцией будем понимать (в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь высшего образования первой ступени по специальностям 1-93 01 01 Правовое обеспечение общественной безопасности и 1-93 01 03 Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности) совокупность «знаний, умений, опыта и личностных качеств, необходимых для решения теоретических и практических задач».

Соотнося понятия «компетенция» и «компетентность», будем придерживаться мнения о том, что компетентность обучающегося является реализованными в деятельности компетенциями, среди которых особое место занимают компетенции, дающие возможность эффективно решать проблемы и задачи в различных предметных областях, а также качественно выполнять учебные и профессиональные функции на основе знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения.

Для характеристики степени подготовки будущего специалиста, его способности работать в изменяющихся условиях общественной жизни и адаптироваться к модернизации, совершенствованию производства в 1974 г. Д. Мертенсоном был введен термин «ключевые квалификации». В современных педагогических и психологических исследованиях данные компетенции получили название метапредметных, надпредметных, ключевых, базовых, академических. А. В. Золотарева, Н. А. Мухамедьярова акцентируют внимание на синонимичном употреблении вышеперечисленных понятий, поскольку «грани между перечисленными видами настолько тонки, что разобраться, есть ли между ними разница или нет, достаточно сложно» [2, с. 60]. В рамках проводимого исследования будем применять термин «академическая компетентность», что соответствует образовательным стандартам Республики Беларусь для высшего образования первой степени.

В науке накоплен достаточно большой опыт осмысления сущности академической компетентности. Так, с точки зрения психологии данное понятие включает в себя совокупность качеств, необходимых личности для социальной адаптации в обществе (И. А. Зимняя) [3, с. 23], «совокупность умозрительного (абстрактного) и вербального интеллекта» (А. П. Лобанов) [4, с. 229], результат интеграции знаний, навыков и интеллектуальной составляющей образования (Э. Ф. Зеер, Э. Сыманюк) [5, с. 23]. При этом акцентируется внимание на первичности академических (базовых) компетенций, характеризующихся многофункциональностью, надпредметностью, междис-циплинарностью.

В педагогике академическая компетентность обучающихся определяется как совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности (логической, методологической, научной, проектной и др.) (Н. В Гордеенко, А. В. Торхова и др.) [6, с. 17-18; 7, с. 12], «комплекс умений, способностей и личных качеств студента, обеспечивающих успешность его обучения в вузе» (О. П. Меркулова, Н. С. Михайлова) [8, с. 483], способность оперировать и применять в учебной и иной деятельности межпредметные понятия и универсальные учебные действия (Н. А. Тимощук) [9, с. 190], «совокупность жизненно важных компетенций: языковой, коммуникативной, читательской, культуроведческой, обеспечивающих комфортное существование человека в социокультурном пространстве» (Л. А. Ходякова, А. В. Супрунова) [10, с. 89].

В результате анализа приведенных дефиниций понятия «академическая компетентность» были выявлены следующие сущностные признаки:

- представляет собой совокупность качеств, способствующих саморазвитию личности, ее самосовершенствованию, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающей средой;

- развивается на протяжении всей жизни человека;

- в качестве неотъемлемой составляющей включает интеллектуальный компонент;

- обеспечивает успешность и эффективность осуществления деятельности (учебной, информационной, профессиональной, досуговой и др.);

- позволяет человеку определять траекторию личностного развития.

Академическая компетентность позволяет обучающимся самостоятельно управлять своей

познавательной деятельностью (планировать, оценивать, переосмысливать), что оказывает положительное влияние на успешность процесса обучения и повышает успеваемость. На данном обстоятельстве акцентируют внимание В. Д. Шадриков, Е. И. Снопкова, А. В. Гагарин, Л. К. Раицкая и др.

Онтологическим коррелятором исследования сущности академической компетентности являются ее структурные компоненты (компетенции). Система европейских стандартов образования включает восемь ключевых компетенций, представляющих собой базис для построения моделей компетентностей, инвариантной основой которых, по мнению М. Д. Ильязовой и А. А. Вербицкого, являются две группы компетенций: общие, представляющие собой совокупность знаний, умений, навыков, опыта и готовность их использовать, и специальные, включающие в себя компетенции, необходимые для определенной профессиональной деятельности [11, с. 83].

Э. Ф. Зеер раскрывая содержание метакачеств (базовой компетентности) также выделяет две группы качеств: широкого радиуса функционирования, реализующиеся при выполнении многообразных видов учебно-познавательной и социально-профессиональной деятельности, и узкого радиуса действия, необходимые при выполнении конкретных профессиональных обязанностей [12, с. 32].

Несколько иной подход к определению содержания академической компетентности у И. А. Зимней, которая в качестве структурных компонентов рассматривает внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя составляющая включает базовый (интеллектуальные способности) и личностный (личностные качества, такие как самостоятельность, ответственность, целеустремленность, организованность) блоки, внешняя составляющая - социальный (способности к взаимодействию с окружающими людьми) и профессиональный (способности осуществлять профессиональную деятельность) блоки [13, с. 11-12].

Белорусскими и российскими учеными выделяются следующие компетенции, входящие в состав академической компетентности обучающегося (Э. Зеер, Э. Сыманюк, А. В. Хуторской, Н. В. Гордеенко, П. Д. Кухарчик, А. И. Андарало, А. В. Торхова, Г. Н. Каропа, Е. И. Луговцова, Ю. Н. Егорова, Э. Н. Макаренко, С. Ю. Аверьянова и др.):

1. Когнитивные компетенции, к которым относятся умения получать знания об окружающем мире, выявлять причинно-следственные связи происходящих явлений и др.

2. Креативные (творческие) компетенции, характеризующие творческий потенциал обучающегося, уровень развития фантазии, чувств, гибкость ума, критичность, способность генерировать способы решения проблем и др.

3. Методологические компетенции, включающие умение планировать свою деятельность, ставить цели и формулировать задачи, определять способы достижения поставленных целей, анализировать достигнутые результаты, вносить необходимые коррективы, что невозможно без рефлексивного мышления, способности к самоанализу и самооценке.

4. Коммуникативные компетенции, к которым относятся умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии и др.

5. Мировоззренческие качества, включающие способность обучаемого к самопознанию и саморазвитию, умение определять свое место и роль в обществе и государстве, патриотические качества личности, способность к толерантности, знание норм права и т. п.

Также не менее важными элементами исследуемой компетентности являются инструментальная (опыт осуществления деятельности) и конативная (механизм саморегуляции) основы деятельности [14, с. 50]. Все эти личностные качества составляют ценностно-мотивационный и дея-тельностный компоненты академической компетентности обучающихся.

Группировка компетенций, входящих в состав академической компетентности, по компонентам в зависимости от сферы их реализации является необходимым условием для разработки модели развития академической компетентности обучающихся, определения уровней сформиро-ванности каждого из компонентов, разработки системы методического обеспечения для развития академической компетентности в образовательном процессе.

Однако изучение научных исследований в области академической компетентности позволило выявить и иной подход к определению ее содержания. Так, А. М. Новиков, О. М. Бобиенко, Л. В. Богданова, Б. К. Коломиец и др., характеризуя содержание академической компетентности

обучающегося, перечисляют базовые (ключевые, общие, универсальные) компетенции: компьютерная грамотность; базовые научные знания и исследовательские умения; коммуникативные способности; лидерство и инициативность; умение планировать, организовывать и оценивать свою деятельность; целеустремленность и упорство в достижении цели и т. д.

Для характеристики сущности академической компетентности обучающихся построим ее нормативную модель путем выделения конкретных структурных элементов (компетенций), сгруппированных в следующие блоки:

1. Ценностно-мотивационный компонент, предопределяющий учебную активность, настойчивость и усердие в получении знаний, умений и навыков.

2. Когнитивный компонент, позволяющий оценить степень владения обучающимися знаниями и умениями, необходимыми как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности.

3. Деятельностный компонент, отражающий степень развития умений практического использования полученных знаний.

4. Рефлексивный компонент, определяющий возможность объективно оценивать уровень своих знаний и умений, а также задавать вектор саморазвития и самосовершенствования [15, с. 9].

Выделенные в составе академической компетентности обучающегося элементы будем использовать для определения и характеристики содержания академической компетентности курсантов.

Изучение исследований в области ключевых компетенций юристов (А. А. Ситников, К. М. Левитан, И. А. Жукова, Г. Н. Кузнецова, Т. И. Сороковик) позволило выявить систему требований, предъявляемых к специалисту с юридическим образованием:

- аналитические способности и профессиональные знания (когнитивный компонент);

- коммуникативные навыки, умение работать с большим объемом информации, способность принимать решения (деятельностный компонент).

Данные компоненты находят закрепление в образовательном стандарте Республики Беларусь высшего образования первой ступени по специальностям 1-93 01 01 Правовое обеспечение общественной безопасности и 1-93 01 03 Правовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. Однако деятельность сотрудника органов внутренних дел как представителя государства, наделенного властными полномочиями, предполагает не только наличие юридического образования, но и высоких моральных и гражданских качеств, способности организовать как себя, так и других людей, быстро принять взвешенные решения и нести за них ответственность.

Кроме того, специфика обучения курсантов состоит в том, что образовательный процесс включает в себя три компонента: несение службы, значительный объем физической подготовки и изучение учебного материала. Выпускник учреждения МВД должен быть готов к выполнению достаточно разнообразных функциональных обязанностей в будущем: участкового инспектора, инспектора ДПС ГАИ, оперуполномоченного уголовного розыска, инспектора по делам несовершеннолетних и др. Все это предопределяет необходимость более детальной разработки системы компонентов академической компетентности курсантов и дополнения общего перечня компетенций, предусмотренных образовательным стандартом для юристов, специальными компетенциями, необходимыми для подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел.

В связи с этим представляется целесообразным рассматривать в качестве составляющих академической компетентности курсантов следующие компетенции:

1) уверенность в себе; умение регулировать собственное эмоциональное состояние, избегать эмоционального напряжения; нацеленность на успех (ценностно-мотивационный компонент);

2) знание методологии научного исследования в области юриспруденции; владение профессиональной лексикой, понятийным аппаратом, юридической техникой; знание структуры и содержания информационной составляющей образовательной среды учреждения высшего образования МВД Республики Беларусь; знание задач, видов и специфики предстоящей профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел (когнитивный компонент);

3) умение анализировать и систематизировать факты, имеющие юридическое значение, обобщать и делать выводы; умение работать с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами; коммуникативные умения; умение планировать свою деятельность; умение распределять внимание одновременно на несколько объектов (деятельностный компонент);

4) способность к самоанализу и самооценке; владение навыками самоконтроля; наличие системы внутренней самоорганизации по усвоению новых знаний, умений и навыков, направленной на собственное всестороннее развитие (самообразование) (рефлексивный компонент).

Разработанная модель академической компетентности курсантов может быть эффективно использована при подготовке специалистов при наличии следующих условий:

1) выделении уровней компетенций;

2) наличии специальной шкалы оценки, которая бы позволила ранжировать полученные результаты.

Степень развития академической компетентности у курсантов можно описать посредством констатации уровня сформированности каждого из компонентов: низкий, средний, высокий. Данные уровни отражают динамику формирования и развития академической компетентности курсантов: от теоретического изучения юридических дисциплин до применения полученных знаний в практической деятельности в период прохождения практик. Сущностные характеристики выделенных уровней академической компетентности курсантов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни академической компетентности курсантов

Компоненты академической компетентности Уровни проявления

низкий средний высокий

1. Ценностно-мотивационный Поведение неуверенное. Курсант испытывает сложности в ситуациях, требующих принятия решения, но может взять на себя ответственность за их реализацию. Недостаточная удовлетворенность результатами деятельности Поведение уверенное. Курсант способен принимать решения, однако избегает ответственности за их реализацию. Частичная удовлетворенность результатами деятельности Поведение уверенное. Курсант способен как оперативно и быстро принимать решения, так и брать на себя ответственность за их реализацию. Полная удовлетворенность результатами деятельности

2. Когнитивный Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данной учебной дисциплины умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия Знание основных понятий, теорий, закономерностей, изучаемых в рамках данной учебной дисциплины, при отсутствии умений применения имеющихся знаний для решения практических задач Знание основных понятий, теорий, закономерностей, изучаемых в рамках данной учебной дисциплины, и умение их применения для решения как типовых, так и нестандартных практических задач

3. Деятельностный Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что курсант не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков Недостаточный уровень развития навыков учебно- познавательной деятельности, что создает сложности при освоении необходимого объема знаний за отведенное время Уровень развития навыков учебно-познавательной деятельности позволяет курсанту в условиях ограниченного времени качественно изучить объем знаний, предусмотренный учебной программой, применить его для решения предложенных практических заданий. Умение вести научно-исследовательскую деятельность, что выражается в публикационной активности курсанта

4. Рефлексивный Недостаточный уровень развития личностных качеств, не позволяющих курсанту проявить самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения, а потому требуется постоянный контроль со стороны профессорско-реподавательского состава и курсового звена Курсант может самостоятельно успешно приобретать знания, выполнять поставленные перед ним задачи, однако делает это не систематично либо не качественно, а потому его деятельность требует периодического контроля и коррекции со стороны профес-сорско- реподавательского состава и курсового звена Курсант самостоятельно организовывает процесс обучения, оценивает его результаты, при необходимости вносит коррективы. Профессорско-преподавательский состав и курсовое звено выступают в роли тьюторов

Низкий уровень характеризуется слабым развитием всех или большинства показателей, определенных в качестве критериев для каждого структурного элемента академической компетентности курсантов. Признаком среднего уровня результативности является неравномерность развития выбранных показателей при условии обеспечения реализации учебной деятельности курсантов в соответствии с целями и задачами образовательного процесса. Высокий уровень может быть констатирован при равномерном формировании всех показателей, осуществлении учебной деятельности курсантами на основе уже усвоенных академических компетенций.

Подводя итоги, следует отметить, что академическая компетентность - один из компонентов образовательной компетентности, под которой понимается способность самостоятельно получать, обрабатывать и применять знания и умения, определенные образовательными стандартами, учебными программами, при решении теоретических и практических задач. Академическая компетентность является инструментальной основой для успешного освоения содержания учебных дисциплин, предусмотренных образовательным стандартом. Специфика правоохранительной деятельности, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел, предопределяет необходимость уточнения понятия «академическая компетентность курсантов», под которой понимаем совокупность теоретических знаний в области юриспруденции, а также умений изучения и объяснения с теоретических позиций явлений, связанных с осуществлением правоохранительной деятельности, навыков поиска информации и принятия решения в нестандартных ситуациях. Данные умения могут быть применены не только в рамках процесса обучения, но и в последующем при осуществлении правоохранительной деятельности.

В структуре академической компетентности курсантов учреждений высшего образования МВД Республики Беларусь были выделены ценностно-мотивационный, когнитивный, деятель-ностный и рефлексивный компоненты, что позволило разработать модель академической компетентности курсантов, определить систему критериев для оценки уровня сформированности каждого из компонентов.

Библиографический список

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI в. М.: Совершенство, 1998. 428 с.

2. Золотарева А. В. Результаты исследования уровня сформированности кластера метапредметных компетенций у педагогических работников сферы дополнительного образования детей // Образование личности. 2017. № 4. С. 59-70.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

4. Лобанов А. П. Интеллектуальная компетентность в структуре профессиональной подготовки психологов // Журнал ГрГМУ. 2009. № 2. С. 227-232.

5. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

6. Межкультурная академическая компетентность студентов педагогических специальностей: теоретический аспект: пособие / П. Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. А. В. Торховой. Минск: БГПУ, 2013. 116 c.

7. Гордеенко Н. В. Формирование академических компетенций у студентов учреждений высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 168 л.

8. Меркулова О. П., Михайлова Н. С. Академическая компетентность студентов вуза // Инновационные технологии в современном образовании: сб. трудов по материалам III Международной научно-практической интернет-конференции. М.: Научный консультант, 2016. С. 480-484.

9. Тимощук Н. А. К вопросу о формировании метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов // Самарский научный вестник. 2016. № 2(15). С. 189-194.

10. Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений) // Наука и школа. 2015. № 6. С. 87-94.

11. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 c.

12. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход в образовании // Образование и наука. 2005. № 3(33). С. 27-40.

13. Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: материалы XV Всероссийской научно-методической конференции. Кн. 2: Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. М.; Уфа, 2005. С. 10-19.

14. Ильязова М. Д. Инварианты профессиональной компетентности: сущность и структура // Педагогика и психология образования. 2011. № 1. С. 46-53.

15. Андрианова А. С. Понятие «академическая компетентность» в проблемном поле научных исследований // Весшк Магшеуск. дзярж. ун-та iмя А. А. Куляшова. Сер. С. Пшхолага-педагапчн. навую: педагопка, пахалопя. 2018. № 2(52). С. 4-10.

References

1. Gershunskii B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka [Philosophy of education for the XXI century]. Moscow: Sovershenstvo, 1998, 428 p. [in Russian].

2. Zolotareva A. V. Rezul'taty issledovaniya urovnya sformirovannosti klastera metapredmetnykh kompetentsii u pedagogicheskikh rabotnikov sfery dopolnitel'nogo obrazovaniya detei [The results of the study of the level of formation of the cluster of metasubject competences of teachers in the sphere of additional education of children]. Obrazovanie lichnosti [The formation of personality], 2017, no. 4, pp. 59-70 [in Russian].

3. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii: materialy ko vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara. [Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education]. Moscow: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004, 40 p. [in Russian].

4. Lobanov A. P. Intellektual'naya kompetentnost' v strukture profes-sional'noi podgotovki psikhologov [Intellectual competence in the structure of professional training of psychologists]. Zhurnal GRGMU [Journal GRGMU], 2009, no. 2, pp. 227-232 [in Russian].

5. Zeer E. H. Kompetentnostnyi podkhod k modernizatsii professional'nogo obrazovaniya [Competence-based approach to modernization of vocational education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2005, no. 4, pp. 23-30 [in Russian].

becthhk cm

6. Mezhkul'turnaya akademicheskaya kompetentnost' studentov pedagogiche-skikh spetsial'nostel: teoreticheskii aspekt: posobie [Intercultural academic competence of students of pedagogical specialties: theoretical aspect]. In A. V. Torkhova (ed.). Minsk: BGPU, 2013, 116 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gordeenko N. V. Formirovanie akademicheskikh kompetentsii u studen-tov uchrezhdenii vysshego obrazovaniya. Diss. kand. ped. nauk [Formation of academic competences of students of higher education institutions. Candidate's of Pedagogy thesis]. Stavropol', 2006, 168 p. [in Russian].

8. Merkulova O. P., Mikhailova N. S. Akademicheskaya kompetentnost' studentov vuza [Academic competence of University students]. Innovatsionnye tekhnologii v sovremennom obrazovanii: sb. trudov po materialam III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi Internet-konferentsii [Collection of works on the materials of the III International scientific and practical Internet conference]. Moscow: Nauchnyi konsul'tant, 2016, pp. 480-484 [in Russian].

9. Timoshchuk N. A. K voprosu o formirovanii metapredmetnykh kompetentsii u budushchikh bakalavrov i spetsialistov [On the formation of metasubject competences of future bachelors and specialists]. Samarskii nauchnyi vestnik [Samara scientific Bulletin], 2016, no. 2(15), pp. 189-194 [in Russian].

10. Khodyakova L. A., Suprunova A. V. Chitatel'skaya kompetentsiya kak so-stavlyayushchaya obshchekul'turnoi kompetentnosti (diagnostika metapredmetnykh umeniI) [Reader's competence as a component of General cultural competence (metasubject skills diagnostics)]. Nauka i shkola [Science and school], 2015, no. 6, pp. 87-94 [in Russian].

11. Verbitskii A. A., Il'yazova M. D. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya: monografiya [Invariants of professionalism: problems of formation]. Moscow: Logos, 2011, 288 p. [in Russian].

12. Zeer E. F. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii [Competence approach in education].

Obrazovanie i nauka [Education and science], 2005, no. 3(33), pp. 27-40 [in Russian].

13. Zimnyaya I. A. Sotsial'no-professional'naya kompetentnost' kak tselostnyi rezul'tat professional'nogo obrazovaniya (idealizirovannaya model') [Social and professional competence as an integral result of professional education (idealized model)]. Aktual'nye problemy kachestva obrazovaniya i puti ikh resheniya v kontekste evropeiskikh i mirovykh tendentsiI: materialy XV Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii. Kn. 2: Problemy kachestva obrazovaniya. Kompetentnostnyi podkhod v professional'nom obrazovanii i proektirovanii obrazovatel'nykh standartov [Actual problems of education quality and their solutions in the context of European and world trends: proceedings of the XV all-Russian scientific and methodological conference. Kn. 2: Problems Of quality of education. Competence approach in professional education and design of educational standards], Moscow; Ufa, 2005, pp. 10-19 [in Russian].

14. Il'yazova M. D. Invarianty professional'noi kompetentnostI: sushchnost' i struktura [Invariants of professional competence: essence and structure]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education], 2011, no. 1, pp. 46-53 [in Russian].

15. Andrianova A. S. Ponyatie «akademicheskaya kompetentnost'» v pro-blemnom pole nauchnykh issledovanii [The concept of «academic competence» in the field of scientific research]. Vesnik Magileysk. dzyarzh. yn-ta imya A. A. Kulyashova. Ser. C. Psikholaga-pedagagichn. navuki: pedagogika, psikhalogiya [Bulletin of Mogilev state University named after A. A. Kuleshov. Series. C. Psychologists-pedagogical Sciences: pedagogy, psychology], 2018, no. 2(52), pp. 4-10 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.