УДК 378:351.74
йО! 10.23951/2307-6127-2019-3-41-47
К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ»
Т. Н. Михайлова1, И. А. Маланов2
1 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск
2 Бурятский государственный университет, Улан-Удэ
В свете рассмотрения проблемы формирования профессиональной компетентности курсантов военизированных вузов проводится исследование понятия «общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России». Общекультурная компетентность определяется в качестве ведущей компетентности, являющейся основой профессиональной деятельности современного сотрудника органов внутренних дел. С целью выявления сущности понятия «общекультурная компетентность» проводится подробный анализ определений понятия «культура», а также рассматриваются соотношение и взаимосвязь предлагаемых педагогической наукой понятий «компетенция» и «компетентность». В результате проведенного исследования предлагается авторское определение понятия «общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России» в широком и узком смыслах. Значимость формирования общекультурной компетентности в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России позволила выделить внутренний и внешний аспекты данного понятия и раскрыть их в тексте проведенного исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная экспертиза» - определяют 12 общекультурных компетенций, которыми должны обладать выпускники высших учебных заведений МВД России, освоившие программу специалитета.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, компетентностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, культура, компетенции, компетентность, курсант вуза МВД России, сотрудник органов внутренних дел.
Потребности современного общества, мобильность и необходимость адаптации человека в быстро развивающемся инновационном мире, проблема саморазвития и самореализации личности привели к новой парадигме российского высшего образования, в большей степени ориентированного на формирование и развитие требуемых для осуществления будущей профессиональной деятельности компетенций.
Сегодня подготовка курсантов вузов МВД России осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего образования по специальностям: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» [1], 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» [2], 40.05.03 «Судебная экспертиза» [3], согласно требованиям которых у выпускника должны быть сформированы общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и профессионально-специализированные (ПСК) компетенции. Взаимосвязь между указанными компетенциями мы определяем в следующем порядке: системообразующая составляющая - это ПК, от которой зависят все иные компетенции, однако среди иных ОК стоят на более высоком уровне, при этом ПК и ПСК находятся в зависящем от сформированности ОК состоянии.
Мы считаем, что в условиях становления правового государства общекультурная компетентность сотрудников органов внутренних дел России выступает стержневым началом и основой их профессиональной деятельности. Многолетний опыт работы в правоохранительных органах позволил выявить проблему несоответствия уровня сформированности общекультурной компетентности выпускников вузов МВД России ожиданиям современного общества и требованиям госстандартов, предъявляемым к их общекультурной грамотности, моральным и нравственным устоям, духовности и ценностным ориентациям. Сегодня культурное и духовно-нравственное развитие и воспитание молодежи является одной из приоритетных задач современной государственной политики РФ, которая находит отражение как в законодательных актах, так и во ФГОС высшего образования и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [4]. В связи со сказанным назрела необходимость педагогического изучения проблемы формирования общекультурной компетентности курсантов в условиях их профессиональной подготовки в рамках системы вузов МВД России. Изучение данной проблемы следует начать с анализа самого понятия «общекультурная компетентность».
К сожалению, сегодня научная литература не предлагает однозначной и устоявшейся трактовки понятия «общекультурная компетентность», в связи с чем мы будем исходить из содержательной стороны данного термина, включающего в себя такие понятия, как «культура» и «компетентность».
Первое объяснение термина «культура» встречается в 1871 г. в работе Э. Б. Тайлора, который определил культуру через совокупность способностей и привычек человека [5, с. 248]. Культура как общечеловеческое социальное наследие рассматривается в трудах Р. Линтона [6], а М. Херсковец рассматривает культуру как созданную человечеством часть окружающей среды [7]. В научной литературе встречаются и другие определения данного термина с перечислением таких составляющих, как религия, общество, материальные ценности, речь, собственность, правительство, война.
Особого внимания заслуживает перечень культурных материалов в изложении Д. П. Мердока [8], в числе которых выделены: общие характеристики (личность и поведение, география, демография, биология человека, история, коммуникации, язык и др.); пища и предметы одежды; технология и строительство; экономика; транспорт; индивидуальная и семейная деятельность; наука и религиозные убеждения; цикл жизнедеятельности человека; правительство и сообщество (государство, деятельность правительства, территориальная организация, право, санкции, преступление и наказание, правосудие и др.). Именно в последнем аспекте «правительство и сообщество» содержится культурная практика правоохранительных органов нашей страны и, в частности, сотрудников органов внутренних дел России, отражающаяся в таких категориях, как закон (право) и правосудие, политика и санкция, преступление и наказание и т. д.
В свете проведенного анализа предлагаемых педагогической наукой определений мы склонны считать, что культура сверхорганизмична и, по верному замечанию американского «культурного антрополога» А. Л. Кребера, существует выше, вне организма человека, на собственном энергетическом уровне [9]. Культура, существуя вне человека, обогащается за счет новых ценностей (как духовных, так и материальных) и выступает исторически обусловленным уровнем развития общества. Человек является носителем культуры, которая отражает уровень развития всех его способностей (интеллектуальных, творческих и других). Культура выражается в сущности личности, в организации ее жизнедеятельности, а также в созданных ею различного рода ценностях. Таким образом, культуру можно определить как совокупность духовных и материальных ценностей человечества, которые как
нельзя лучше отражают уровень его исторического развития. Как правило, говорят о культуре конкретного, определенного человека, однако в культурологии существует понятие и общей культуры, определяемой нами как совокупности духовных и материальных ценностей, которыми обладает какая-либо группа лиц, например, группа курсантов вузов МВД России.
В середине 60-х гг. XX в. в отечественной педагогике получили распространение два основных понятия компетентно стного подхода в образовании: «компетенция» и «компетентность». В качестве научного термина понятие «компетенция» впервые было использовано английским лингвистом Н. Хомским для определения характеристики способности личности к осуществлению какой-либо деятельности. По мнению ученого, компетенция представляет собой определенную систему знаний, а компетентность - способность лица употреблять, использовать данную систему знаний [10].
После вышедшей в свет работы Н. Хомского в научных педагогических кругах развернулась активная дискуссия, связанная с интерпретацией основных понятий компетентност-ного подхода в системе отечественного образования. В переводе с латинского термин «компетенция» означает «соответствую» и «подхожу». Современный энциклопедический словарь содержит следующее определение понятия «компетенция» - «система знаний, опыт в определенной области». Под компетентностью понимается определенный нормами закона круг полномочий, функций конкретного органа.
Академик РАО А. А. Бодалев определяет компетентность через способность человека к установлению и поддержанию контактов, при этом человек должен обладать необходимой системой знаний и умений. По мнению академика, компетентность и компетенция в своей сущностной основе построены на активном взаимодействии субъектов общения, без которого невозможно представить реализацию процесса коммуникации в любой сфере жизнедеятельности современного общества [11].
По мнению А. Н. Щукина, компетенция выступает итоговым результатом всего процесса образования, а компетентность рассматривается им как компетенция в процессе, в динамике [12, с. 15].
А. В. Хуторским компетенция определяется как наперед заданная норма, профессиональный ориентир для продуктивного и качественного осуществления профессиональной деятельности современной личности. Под компетентностью понимается такое состояние личности, как обладание определенной компетенцией или совокупностью определенных компетенций, которое также включает в себя отношение личности к компетенции и к предмету будущей профессиональной деятельности [13, с. 152].
Если обратиться к зарубежным источникам, то в них также можно встретить мнения ученых, которые вполне аргументированно разграничивают понятия «компетентность» и «компетенция»: Competencies are a cluster of related knowledge, skills and attitudes that affects a major part of one's job (a role or responsibility), that correlates with performance on the job, that can be measured against wellaccepted standards, and that can be improved via training and development (from The Art and Science of Competency Models: Pinpointing Critical Success Factors in Organizations, by Anntoinette D. Lucia and Richard Lepsinger). Anntoinette D. Lucia и Richard Lepsinger трактуют компетенции как кластеры совокупности взаимосвязанных между собой знаний, умений и навыков, а также отношений, которые могут быть измерены против установленных обществом эталонов подражания (стандартов) и улучшены посредством образовательного процесса личности [14].
Анализируя научную дискуссию по вопросу разграничения базовых понятий компетент-ностного подхода, мы придерживаемся точки зрения А. В. Хуторского. В свете сказанного
считаем возможным переложить толкование анализируемых терминов на такой вид правоохранительной деятельности, как деятельность органов внутренних дел, и тогда компетенции следует рассматривать как определенные нормы или требования, необходимые для высокопродуктивного и качественного исполнения своих профессиональных обязанностей в системе правоохранительных органов нашей страны. Компетентность определяется нами как обладание определенной совокупностью компетенций. В том случае, когда в рамках профессиональной подготовки курсант вуза МВД России овладевает закрепленными во ФГОС высшего образования компетенциями, можно говорить о сформированности его компетентности на определенном уровне, которую он далее будет демонстрировать на итоговой государственной аттестации, после чего ему будет делегировано право выйти на практическую службу в органы внутренних дел.
Таким образом, закрепленные во ФГОС высшего образования общекультурные компетенции мы предлагаем рассматривать как нормы-требования, которыми курсант должен овладеть в период его профессиональной подготовки в высшем учебном заведении МВД России. После этого можно говорить о сформированности у курсанта общекультурной компетентности, которую он будет далее проявлять и совершенствовать посредством осуществления своей профессиональной деятельности.
ФГОС высшего образования по специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» 40.05.02, «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная экспертиза» определяют, что выпускники высших учебных заведений МВД России, освоившие программу специалитета, должны обладать совокупностью, состоящую из 12 общекультурных компетенций. В данных компетенциях отражены важные культурные и социальные феномены: мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы (ОК-1), чувство патриотизма и гражданская позиция личности (ОК-2), происходящие в мире социально-экономические, политические процессы и решения (ОК-3), нормы морали, служебного этикета и профессиональной этики (ОК-4), толерантность общения в коллективе (ОК-5), уравновешенное психологическое состояние, когнитивная и эмоциональная регуляция (ОК-6), интеллектуальное логическое мышление, устная и письменная грамотность (ОК-7), самостоятельность в управлении и организации служебной деятельности (ОК-8), правильный и здоровый образ жизни (ОК-9), коммуникация на русском и иностранном языках (ОК-10, ОК-11), способность работать с информационными потоками (ОК-12). При овладении перечисленными культурными и социальными феноменами, взятыми в комплексе, сможет быть обеспечена общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России.
На основании вышесказанного общекультурную компетентность курсантов вузов МВД России в узком смысле мы предлагаем рассматривать как результат овладения курсантами перечисленной совокупностью из 12 общекультурных компетенций, закрепленных во ФГОС высшего образования. Под общекультурной компетентностью курсантов вузов МВД России в широком смысле мы предлагаем понимать способность курсантов осваивать культуру общества и реализовывать потенциал этой культуры в своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой и укреплением общественного порядка и национальной безопасности России. Под процессом освоения культуры мы понимаем процесс ее усвоения и понимания, постижение ее внутренних смыслов, становление отношения курсантов вузов МВД России к ценностям, обычаям, нормам и правилам, существующим в культуре современного российского общества.
Сегодня общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России должна рассматриваться как стержневое и основополагающее профессиональное качество, являющееся
базовым компонентом их профессиональной компетентности. Проведенный анализ понятия «общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России» продемонстрировал ее особую значимость в процессе профессионального формирования и развития курсантов вузов МВД России, что позволило нам выделить внешний и внутренний аспекты.
Внешний аспект общекультурной компетентности состоит в ее значимой роли в процессе установления не только профессиональных, но и общественных связей и взаимодействии выпускников вузов МВД России; в активном поиске, определении и занятии ими достойного места в современном быстроразвивающемся обществе; в грамотной и качественной реализации закрепленных в законе полномочий и функций избранной ими профессии.
Внутренний аспект общекультурной компетентности состоит в осознании и понимании курсантами основополагающей (сущностной) роли общекультурной компетентности при реализации не только профессиональных, но и личностных качеств; значимости сформированной общекультурной компетентности в процессе трудоустройства курсанта в условиях конкуренции на рынке труда; ценности именно выпускников вузов МВД России как грамотных и готовых специалистов в области обеспечения общественного порядка и национальной безопасности России.
Подводя итог вышесказанному, мы считаем, что в соответствии с идеологией новых ФГОС высшего образования общекультурная компетентность должна рассматриваться в качестве ключевой и универсальной компетентности, которая в интегрированном виде отражает требования общества к системе современного высшего образования. Именно общекультурная компетентность позволит сегодняшнему выпускнику вуза МВД России быть востребованным и успешным не только в рамках его профессиональной деятельности, но и в любой другой сфере жизнедеятельности современного общества. Сегодня общекультурная компетентность должна стать основой в процессе формирования нового стиля профессиональной деятельности современного сотрудника органов внутренних дел России, обеспечив надежную основу выполнения им своих профессиональных обязанностей и служебного долга.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2016 № 1614. URL: http://consultant.ru/online/ (дата обращения: 20.10.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16.11.2016 № 1424. URL: http://consultant.ru/online/ (дата обращения: 20.10.2018).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.03 «Судебная экспертиза (уровень специалитета)», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2016 № 1342. URL: http://consultant.ru/online/ (дата обращения: 20.10.2018).
4. Николаева И. И. Особенности формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 17-24. DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-17-24.
5. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1989. 576 с.
6. Линтон Р. Понятие культуры // Вопросы социальной теории. 2009. Т. III, вып. 1 (3). С. 79-94.
7. Херсковец М. Культурная антропология. Б.и., 1955. 351 с.
8. Мердок Д. П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследования культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. 298 с.
9. Кребер А. Л. Культура: критический обзор понятий и определений // Культурология. ХХ век. М., 2000.189 с.
10. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972. 129 с.
11. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды: к изучению дисциплины. М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та, 2002. 256 с.
12. Щукин А. Н. Компетенция или компетентность: взгляд методиста на актуальную проблему лингводидактики // Русский язык за рубежом. 2008. № 5. С. 14-20.
13. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владос-пресс, 2005. 383 с.
14. Minner K. R., Childers W.K., Alperin M., Cioffi J., Hunt N. The Mach Model: From Competencies to Instruction and Performance of the Public Health Workforce // Public health reports. 2005. Vol. 120 (Suppl. 1). P. 9-15.
Михайлова Тамара Николаевна, кандидат педагогических наук, преподаватель, Восточно-Сибирский институт МВД России (ул. Лермонтова, 110, Иркутск, Россия, 664074). E-mail: [email protected]
Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет (ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.12.2018.
DOI 10.23951/2307-6127-2019-3-41-47
TO THE QUESTION OF THE DEFINITION COMMON CULTURAL COMPETENCE OF THE CADETS OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION
T. N. Mikhaylova1,1. A. Malanov2
1 East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation
2 Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation
In the light of the consideration of the problem formation of professional competence of militarized universities cadets, the concept of common cultural competence of the cadets of the university of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation is being researched. Common cultural competence is defined as the leading competence, which is the basis of the professional activities of a modern law-enforcement officers of Russia. In order to identify the essence of the concept of common cultural competence, a detailed analysis of the definitions of the concept of culture is carried out, and the relationship and interrelation of the concepts of competence and competence, proposed by the pedagogical science is considered. As a result of the study, the author's definition of the concept of common cultural competence of the cadets of the university of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation is proposed in a broad and narrow sense. The significance of the formation of common cultural competence in the process of professional training of cadets of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation allowed to highlight the external and internal aspects of this concept and reveal them in the text of the study. Federal state educational standards of higher education in the following specialties: 40.05.01 Legal Provision of National Security, 40.05.02 Law Enforcement, 40.05.03 Forensic Examination, determine twelve general cultural competencies that graduates of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation should have mastered the specialty program.
Keywords: common cultural competence, competence-based approach, Federal State Educational Standards, culture, competence, cadet of the university of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, law-enforcement officers.
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 40.05.01 "Pravovoye obespecheniye natsional'noy bezopasnosti (uroven'spetsialiteta)", utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF 19.12.2016 no. 1614 [Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialty 40.05.01 "Legal support of national security (specialist level)", approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 19, 2016 No. 1614] (in Russian). URL: http://consultant.ru/online/ (accessed 20 October 2018).
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 40.05.02 "Pravookhranitel'naya deyatel'nost' (uroven'spetsialiteta)", utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF 16.11.2016 no. 1424 [Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialty 40.05.02 "Law enforcement (specialist level)", approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated November 16, 2016] (in Russian). URL: http:// consultant.ru/online/ (accessed 20 October 2018).
3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 40.05.03 "Sudebnaya ekspertiza (uroven' spetsialiteta)", utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF 28.10.2016 no 1342 [Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialty 40.05.03 "Forensic examination (specialist level)", approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 28, 2016 No. 1342] (in Russian). URL: http://consultant.ru/online/ (accessed 20 October 2018).
4. Nikolayeva I. I. Osobennosti formirovaniya dukhovno-nravstvennoy kul'tury studenta v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede [Features of the formation of the spiritual and moral culture of the student in a multicultural educational environment]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 12 (189), pp. 17-24 (in Russian). DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-17-24.
5. Taylor E. B Pervobytnaya kul'tura [Primitive culture]. Moscow, Gos. izd-vo politicheskoy literatury Publ., 1989. 576 p. (in Russian).
6. Linton R. Ponyatiye kul'tury. Voprosy sotsial'noy teorii [The concept of culture. Questions of social theory]. Moscow, 2009. Pp. 79-94 (in Russian).
7. Kherskovets M. Kul'turnaya antropologiya [Cultural Anthropology]. Nizhny Novgorod, 1955. 351 p. (in Russian).
8. Merdok D. P. Fundamental'nyye kharakteristiki kul'tury [Fundamental characteristics of culture]. Antologiya issledovaniya kul'tury. T. 1. Interpretatsiya kul'tury [Anthology of culture research. Vol. 1. Interpretation of culture]. Saint Petersburg, Universitetskaya kniga Publ., 1997. 298 p. (in Russian).
9. Kreber A. L. Kul'tura: kriticheskiy obzor ponyatiy i opredeleniy [Culture: a critical review of concepts and definitions]. Kul'turologiya. XX vek [Culturology. XX century]. Moscow, 2000. 189 p (in Russian).
10. Khomskiy N. Aspekty teorii sintaksisa [Aspects of syntax theory]. Moscow, 1972. 129 p. (in Russian).
11. Bodalev A. A. Psikhologiya obshcheniya. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy: k izucheniyu distsipliny [Psychology of communication. Selected psychological works: to the study of discipline]. Moscow, Moscow Psychology and Sociology Institute Publ., 2002. 256 p. (in Russian).
12. Shchukin A. N. Kompetentsiya ili kompetentnost': vzglyad metodista na aktual'nuyu problemu lingvodidaktiki [Competency or competence. Methodist view on the actual problem of linguodidactics]. Russkiy yazyk za rubezhom - Russian Language Abroad, 2008, no. 5, pp. 14-20 (in Russian).
13. Khutorskoy A. V. Metodika lichnostno-oriyentirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vsekh po-raznomu?: posobiye dlya uchitelya [Methods of student-centered learning. How to train everyone in different ways?]. Moscow, Vlados-press Publ., 2005. 383 p. (in Russian).
14. Minner K. R., Childers W.K., Alperin M., Cioffi J., Hunt N. The Mach Model: From Competencies to Instruction and Performance of the Public Health Workforce. Public Health Reports, 2005, vol. 120 (Suppl. 1), pp. 9-15.
Mikhaylova T. N., East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation
(ul. Lermontova, 110, Irkutsk, Russian Federation, 664074). E-mail: [email protected]
Malanov I. A., Buryat State University (ul. Smolina, 24a, Ulan-Ude, Russian Federation, 670000).
E-mail: [email protected]