УДК 351.74
ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
© Михайлова Тамара Николаевна
преподаватель кафедры уголовного процесса, Восточно-Сибирский институт МВД России Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110. E-mail: [email protected]
В статье проводится подробный анализ философско-мировоззренческих компетенций, закрепленных в федеральном государственном стандарте высшего образования по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (уровень специ-алитета). Указанные компетенции составляют основу общекультурной компетентности современного сотрудника органов внутренних дел. Авторами уделено особое внимание наиболее проблемным вопросам формирования данных компетенций: мировоззренческой проблеме, аспектам построения правового государства и создания гражданского общества, важности формирования глобального мышления и мировоззрения на современном этапе развития российского государства. В ходе изложения материала предложено применить принцип дополнительности и теорию самоактуализации для решения некоторых из обозначенных проблем. Обоснована необходимость творческого подхода к реализации федеральных государственных стандартов в процессе обучения курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: общекультурная компетентность; компетенции; курсант вуза МВД России; сотрудник органов внутренних дел; мировоззрение; правовое государство; гражданское общество; патриотизм; принцип дополнительности; самоактуализация; творческий подход в образовании.
В Федеральном государственном стандарте высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (уровень специалитета), утвержденном Министерством образования науки России 19.12.2016 г., определены требования к результатам освоения программы специалитета, в соответствии с которыми у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции [1]. В совокупности перечисленные компетенции, будучи взаимосвязанными каждая с каждой, будут составлять профессиональную компетентность выпускника вуза МВД России.
Основу профессиональной компетентности современного сотрудника органов внутренних дел, безусловно, составляет его общекультурная компетентность. Курсант высшего учебного заведения МВД России, освоивший программу специалитета, должен обладать двенадцатью общекультурными компетенциями. Из двенадцати общекультурных компетенций в группу философско-мировоззренческих компетенций мы отнесли ОК-1, ОК-2, ОК-3. Группу коммуникативных компетенций составляют ОК-5, ОК-7, ОК-10, ОК-11, ОК-12. Данная статья будет посвящена анализу философско-мировоззренческих компетенций, поскольку именно они являются базисом для построения общекультурной компетентности курсанта вуза МВД России.
1. Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1).
Понимание мировоззренческих и личностно значимых философских проблем — это процедура осмысления этих проблем, их интерпретация. Интерпретация философских проблем требует от обучаемого курсанта вуза МВД России, прежде всего, осознание цели органов внутренних дел, состоящей в правоохранительной деятельности, которая в государственном стандарте описана следующими функциями: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства; профилактика, пресечение, выявление и расследование преступлений и иных правонарушений; поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности; обеспечение законности и правопорядка.
Безусловно, ОК-1 имеет большое значение в системе общекультурных компетенций и является одной из самых емких по содержанию. Мы же здесь ограничимся наиболее важными с точки зрения нашего исследования философскими проблемами.
1) Среди мировоззренческих проблем необходимо, в первую очередь, рассмотреть вопрос формирования научной картины мира.
Систему представлений об окружающем мире, полученную в результате философского обобщения научных достижений его познания, называют научной картиной мира. Ее главной составляющей является естественно-научная картина мира. Атомистическим, корпускулярным представлениям о материи отвечала механическая картина мира. В XIX в. произошел переход от механической к электромагнитной картине, а затем уже к современной квантово-релятивистской картине мира.
Эпоха квантово-релятивистского мировидения продолжается и сегодня. Мы считаем, что у курсантов вузов МВД России должны быть сформированы представления о том, что научная картина мира постоянно меняется и всегда находится в развитии. Однако, несмотря на революционные переходы от одной физической картины мира к другой, всегда можно найти непрерывность в содержании этих картин. Мы имеем виду освоение курсантами принципа дополнительности (комплементарности), который был сформирован датским физиком-философом Нильсом Бором (1885-1962) [2].
Исходя из открытого Н. Бором корпускулярно-волнового дуализма, который состоит в том, что микрочастицы движутся как волны, ученый сформулировал его как общенаучный принцип, который называется принципом дополнительности и применяется во многих науках, в том числе в психологии и в педагогике. Использование данного принципа в рамках учебного процесса в системе вузов МВД России позволяет выявить, что многие феномены образования являются дополняющими друг друга противоположностями. В частности, знания и умения курсантов можно рассматривать в качестве взаимодополняющих противоположностей и соответствие между ними должно быть согласованным, чтобы исключить в практике такого рода ситуации: «курсант много знает, но при этом мало умеет» или «курсант умеет, но мало знает». Таким образом, если достигнута согласованность между знаниями и умениями, созданы необходимые педагогические условия для их формирования, то взятые вместе они дадут полную картину
процесса усвоения знаний и формирования умений, тем самым обеспечат развитие знающей и умеющей личности курсанта — личности разумной во всех смыслах этого слова. Если воспользоваться терминологией теории комплементарно-сти, общекультурная компетентность и профессиональная компетентность также можно рассматривать как дополняющие друг друга стороны или противоположности в деятельности органов внутренних дел, которые взятые вместе составляют истинную природу этой деятельности, ее сущность.
Таким образом, использование в учебном процессе вузов МВД России общенаучного принципа комплементарности (дополнительности) будет иметь положительный эффект: во-первых: расширит кругозор курсантов вузов МВД России; во-вторых: поспособствует развитию логического мышления курсантов в результате переложения физических законов и открытий в сферу психологии и педагогики; в-третьих, заставит курсантов взглянуть по новому на природу вещей (в том числе и юридических понятий) и разделить их на взаимодополняющие или взаимоисключающие; в-четвертых, с помощью принципа комплементарности курсанты смогут получить более полную картину о любом исследуемом событии, что будет способствовать глубокому процессу усвоения знаний и формированию умений курсанта, тем самым обеспечит сформированную его общекультурную и профессиональную компетентность.
2) Еще одной из наиболее социально и личностно значимых философских проблем является проблема формирования и развития правового государства и гражданского общества в нашей стране.
В теории государства и права выделяют следующие признаки правового государства: господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гаран-тированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей [3].
Главное состоит в том, чтобы курсанты вузов МВД России были способны понимать и анализировать эти признаки, а также соблюдать их в своей будущей профессиональной деятельности [7]. В рамках учебного процесса в ходе изучения таких дисциплин, как «теория государства и права», «история государства и права», «история государства и права зарубежных стран», «правоохранительные органы» курсантам должны быть разъяснены правовые основы современного российского государства. Выпускники вузов МВД России должны быть способны охранять права и свободы граждан, обеспечивать их безопасность, утверждать критерии гражданского общества в согласовании с признаками правового государства.
2. Второй философско-мировоззренческой общекультурной компетенцией современного сотрудника органов внутренних дел является ОК-2 — способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма.
XXI век сопровождает активный процесс глобализации, усиливающий и глобализацию мировых проблем. На планете наблюдается неуправляемая, стихийно массовая миграция людей, которая несет за собой серьезные проблемы в безопасности всего мирового сообщества. Еще одной глобальной проблемой социального благополучия в мире является терроризм. Террористические акты охва-
тили всю планету, жители которой не могут чувствовать себя безопасно и уверенно даже в самой высокоразвитой стране.
В связи со сказанным, сегодня выпускники вузов МВД России должны обладать способностью ориентироваться в глобальных процессах, угрожающих национальной безопасности не только своей страны, но и всего мирового сообщества. Современный сотрудник органов внутренних дел должен обладать способностью разрешать профессиональные служебные обязанности в соответствии с нормами культурной этики, гуманизма и международной безопасности [6]. Такая повышенная ответственность к выполнению государственных задач требует от сотрудников органов внутренних дел повышенного чувства патриотизма и непоколебимой позиции как гражданина своего государства. Привитие патриотических начал службы в органах внутренних дел в большей части должно обеспечиваться в рамках образовательного процесса в вузах системы МВД России [5]. К сожалению, сегодня при анализе совершения должностных проступков в органах внутренних дел становится очевидным, что чувство патриотизма у некоторых сотрудников сформировано в искаженном виде с коррупционной направленностью на личную выгоду от осуществления властных полномочий в правоохранительной сфере. Для того чтобы избежать подобного рода ошибки, в рамках системы вузов МВД России на постоянной основе проводятся служебные занятия по патриотическому воспитанию не только курсантов, но и профессорско-преподавательского состава, являющегося основным наставником в патриотическом воспитании личности курсанта.
Таким образом, курсант вузов МВД России должен понимать сущность и важность современного периода развития нашего государства, когда речь идет о становлении в России демократического, плюралистического, гражданского общества, в котором существует «мозаика» этнокультурных групп, сохраняющих свою этничность, развивается мультикультурная стратегия взаимодействия и совместного развития этих групп, их гражданская позиция и чувство патриотизма.
3. Способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3).
Сегодня в условиях мировой глобализации, которое сопровождается ростом количества преступлений и увеличением количества миграционных процессов во всем мире, выпускник вузов МВД России должен быть готов к стратегическому поведению в любой ситуации. Правоохранительной системе необходимы сотрудники с глобальным мышлением и глобальным мировоззрением, способные ориентироваться во всех вопросах и процессах (политических, социальных, экономических) своего государства. Для этого в рамках учебного процесса с курсантами вузов МВД необходимо использовать не только традиционные (личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, компетентностный подход), но и инновационные методики образования (принцип комплементарности, контекстный подход в образовании, теорию самоактуализации А. Маслоу, основы трансперсональной педагогики и психологии). Для проведения учебных занятий должны быть задействованы всевозможные передовые технологии. Весь учебный комплекс должен работать на развитие личности курсанта, способной к самоактуализации, для того, чтобы иметь возможность ориентироваться не только в своей профессиональной деятельности, но и в разных сферах жизнедеятельно-
сти российского общества [4]. В связи с этим, образование в высших учебных заведениях МВД России сегодня должно быть фундаментальным и футуристическим (обращенным в будущее).
Таким образом, сегодня перед преподавателями высших учебных заведений МВД России, открываются широкие возможности творческого взаимодействия с курсантами, чтобы показать, во-первых, существование у них больших потенциальных способностей в освоении необходимых в профессиональной деятельности компетенций, во-вторых, показать перспективу реализации этих способностей в процессе их самоактуализации. Курсантам не стоит ограничиваться обладанием только профессиональных качеств, нужна общекультурная компетентность, открывающая путь к творчеству, к достижению настоящих результатов в профессии. Именно поэтому в высших учебных заведениях МВД России сегодня необходим творческий (креативный) подход к реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов высшего образования по всем специальностям в области национальной безопасности нашей великой страны.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01. Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета), утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2016 № 1614 [Электронная версия] // СПС Консультант Плюс Версия Проф. (дата обращения: 08.08.2017)
2. Макаров А. Б. Принцип дополнительности Н. Бора и проблема его статуса // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии и наук. 2012. Вып. 12. С. 98-109.
3. Кожевников В. В. Теория государства и права: учебник. М.: Проспект, 2016. 480 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. Спб.: Питер, 2014. 400 с.
5. Савельев В. К. Гражданское воспитание курсантов как фактор обеспечения национальной безопасности России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2014. 24 с.
6. Стародубцев М. П., Соколов М. И. Развитие общекультурных компетенций сотрудников полиции как педагогическое условие решения задач обеспечения общественной безопасности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2015. Вып. 126. № 8. C. 163-168.
7. Тихомиров С. Н., Вохонцева Н. С. Особенности формирования общекультурных компетенций в процессе вузовского образования // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 331-334.
PHILOSOPHICAL AND IDEOLOGICAL COMPETENCES OF CADETS THE HIGH SCHOOL OF THE MINISTRY OF INTERMAL AFFAIRS
Tamara N. Mikhailova
Lecturer of the Criminal Procedure Department East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russia, 664074, Irkutsk, Lermontov St., 110. E-mail: [email protected]
The article provides a detailed analysis of philosophical and ideological competences, enshrined in the Federal State Standard of Higher Education for the specialty «Legal Support of National Security» (level of specialist programme). These competencies form the basis of common cultural competence of modern law enforcement officers. The author pays special
attention to the most problematic issues of the formation of these competencies: the worldview problem, the aspects of building a lawful state and the creation of a civil society, the importance of the formation of global thinking and world outlook at the present stage of development of the Russian state. In the course of the presentation of the material, it is proposed to apply the complementarity principle and theory of self-actualization to solve some of the indicated problems. The necessity of a creative approach to the implementation of the Federal State Standards in the process of training cadets of the high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia is substantiated.
Keywords: common cultural competences; competences; cadets of the high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia; law enforcement officer; worldview; rule of law; civil society; patriotism; complementarity principle; self-actualization; creative approach in education.