УДК 378:371.13
doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-144-149
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
© Михайлова Тамара Николаевна преподаватель,
Восточно-Сибирский институт МВД России Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110 E-mail: [email protected]
В статье изложена образовательная модель формирования общекультурной компетентности сотрудников органов внутренних дел России. Она предусматривает мотивацион-ную, когнитивную и формирующую стадии, которые предполагают соответственно выяснение содержания совокупности предусмотренных государственными стандартами общекультурных компетенций; выполнение двух проблемных заданий пропедевтического характера; выполнение формирующего проблемного задания. В статье уделено особое внимание наиболее проблемным вопросам формирования данных компетенций: мировоззренческой проблеме, проблеме взаимодействия человека с природой, проблеме построения правового государства и создания гражданского общества. Обоснована необходимость творческого подхода к реализации федеральных государственных стандартов в процессе обучения сотрудников органов внутренних дел. Экспериментальное обучение было обеспечено психологическим сопровождением, применением принципа дополнительности и трансперсональной психологии. Психологическое сопровождение состояло в психологической поддержке, которая выражалась в актуализации собственного интеллектуального потенциала курсантов высших учебных заведений МВД России для самостоятельного преодоления препятствия. Ключевые слова: общекультурные компетенции; корпускулярно-волновой дуализм; принцип дополнительности; экоцентрическое экологическое сознание; правовое государство; гражданское общество; экспериментальное обучение; психологическое сопровождение; самоактуализация; сотрудник органов внутренних дел.
В Федеральных государственных стандартах высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специали-тета), утвержденной Министерством образования науки России 19 декабря 2016 г., определены требования к результатам освоения программы специалитета, в соответствии с которыми у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
В совокупности эти компетенции, будучи взаимосвязанными каждая с каждой, будут составлять профессиональную компетентность сотрудника органов внутренних дел. Вместе с тем каждая из них обладает относительной самостоятельностью, поэтому они представлены в государственном стандарте как совокупность компетенций, овладение которыми действительно может привести к формированию четырех базовых компетенций. В государственном стандарте они сокращенно обозначены ОК, ОПК, ПК и ПСК.
Выпускник высшего учебного заведения МВД России, освоивший программу спе-циалитета, должен обладать 12 общекультурными компетенциями.
Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и лич-ностно значимые философские проблемы (ОК-1).
Сегодня продолжается эпоха квантово-релятивистского мировидения. На наш взгляд, у курсантов высших учебных заведений МВД России должны быть сформированы представления о том, что научная картина мира всегда находится в развитии. Но как бы не менялись представления о материи, какими бы революционными не были переходы от одной физической картины мира к другой, всегда можно найти непрерывность в содержании этих картин. Мы имеем в виду освоение курсантами понятия о принципе дополнительности (комплементарности), который был сформирован датским физиком-философом Нильсом Бором (1885-1962).
Исходя из открытого им корпускулярно-волнового дуализма, который состоит в том, что микрочастицы движутся как волны, Нильс Бор сформулировал его как общенаучный принцип, который называется принципом дополнительности, теперь он применяется во многих науках, в том числе в психологии и педагогике.
Из числа наиболее социально и личностно значимых философских проблем следует выделить также проблему взаимодействия человека с природой. Современный глобальный экологический кризис является следствием потребительского отношения человека к природе, сложившегося в западной цивилизации под влиянием христианства и философского учения Декарта, получившего название «картезианство». Так, под влиянием христианства и картезианства произошло в Средние века становление антропоцентрического экологического сознания, которое и сегодня доминирует в мире, исключив, по словам Б. Каликотта [1], природу из сферы действия моральной оценки.
Для преодоления экологического кризиса и предотвращения экологической катастрофы необходимо формирование у большинства населения Земли экоцентрического экологического сознания, в соответствии с которым человек не противопоставлен природе, а является его частью. Основатель римского клуба А. Печчеи еще сорок лет тому назад высказал дилемму: «или человек изменится как личность, как профессионал, как частица общества, или ему суждено исчезнуть с лица Земли» [2]. Сотрудник органов внутренних дел должен, в свою очередь, понимать сущность проблемы формирования нового поколения людей, способных к соблюдению экологического императива, к реализации идей устойчивого развития.
В данной статье хотелось бы поднять еще одну важную социальную проблему — проблему правового государства [3] и гражданского общества [4]. Сотрудники органов внутренних дел стоят на страже государства, в своем лице представляют государство и несут ответственность за соблюдение устоев правового государства и гражданского общества [5]. Именно они обязаны охранять права и свободы граждан, обеспечивать их безопасность, утверждать критерии гражданского общества в согласии с признаками правового государства.
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2).
Здесь следует подчеркнуть важность понимания сотрудниками органов внутренних дел сущности современного периода развития России, когда речь идет о становлении в стране демократического плюралистического общества, в котором существует «мозаика» этнокультурных групп, сохраняющих свою этничность, развивается мультикультурная стратегия взаимодействия и совместного развития этих групп.
Способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3).
Эта способность определяет стратегическое поведение сотрудника органов внутренних дел в условиях глобализации, роста количества и видов международных преступлений и миграционных процессов в мире, сочетание у них толерантности и чуткости к гражданам России и мигрантам. Данная способность требует от сотрудников органов внутренних дел фундаментального образования.
Способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4).
Это профессионально важное качество сотрудника органов внутренних дел, не допускающее нарушения прав и свобод граждан, включая тех, кто подозревается в нарушении законов. Каждый сотрудник органов внутренних дел при выполнении своего служебного долга должен помнить один из важнейших принципов уголовного процесса [6], закрепленный в Конституции РФ — «презумпцию невиновности» [7].
Способность работать в коллективе (ОК-5) основана на коммуникативной компетентности, на взаимопонимании, взаимопринятии, взаимоуважении, умении согласованной деятельности для достижения совместных целей и результатов.
Способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6).
Применительно к данной компетенции следует сказать, что деятельность сотрудника органов внутренних дел связана с экстремальными ситуациями и требует крепких нервов, умения правильной оценки ситуации, не допускающей нарушения нормативно-правовых актов по отношению к участникам ситуации, психологической гибкости.
Способность к логическому мышлению, аргументированно и ясно выстраивать устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7).
Это дедуктивное, рассуждающее мышление, цель умозаключений, построенная на логическом следовании ее звеньев. Данная способность имеет профессионально важное значение для сотрудника органов внутренних дел.
Далее в государственных стандартах следуют способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8); способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9); способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10); способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11); способность работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).
Особенности педагогических проблем современного периода обусловливают необходимость обретения нового профессионального опыта, поскольку в связи с переходом к рыночной экономике и глобализацией экономических связей появились новые профессии, новая терминологическая система.
Обучение курсантов высших учебных заведений МВД России должно отвечать современным тенденциям в общественно-политической сфере, учитывать изменившиеся международные условия, усиление миграционных процессов, рост количества и видов преступлений. Требования к деятельности сотрудников органов внутренних дел за последний период значительно расширились. Необходимо творческое отношение к
реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов высшего образования по всем специальностям в области национальной безопасности, прежде всего по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности.
Общекультурная компетентность (далее по тексту — ОК) сотрудника органов внутренних дел должна формировать новый стиль их профессиональной деятельности, обеспечить надежную основу выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Именно поэтому нами была разработана инновационная модель формирования их общекультурной компетентности, максимально связанной с их профессиональной компетентностью.
Образовательная модель формирования общекультурной компетентности сотрудника органов внутренних дел состоит из 3 блоков:
- блока содержания экспериментального обучения;
- блока представления содержания обучения;
- блока подведения итогов экспериментального обучения.
В структуре содержания экспериментального обучения были представлены мировоззренческие, социально и личностно значимые философские вопросы; материал, отражающий историю России, ее место и роль в современном мире; политические, социальные и экономические процессы с целью формирования гражданской позиции, патриотизма и стремления к правовому обеспечению национальной безопасности.
Блок представления содержания обучения предусматривал проблемный метод обучения, согласованное применение личностно-ориентированного и компетентностного подходов, развитие потребности в самоактуализации и применение принципа компле-ментарности.
Блок подведения итогов обучения включал интерпретацию итоговой диагностики, установление репрезентативности эксперимента и разработку методических рекомендаций.
В ходе эксперимента нами были предложены курсантам следующие проблемные задания:
- дать понятие и определить признаки недвижимости;
- дать понятие и раскрыть содержание права собственности на недвижимость;
- рассмотреть такие понятия, как «правовая охрана» и «правовая защита», права собственности на недвижимость;
- раскрыть понятие и систему способов защиты права собственности на недвижимость.
Задания должны были выполняться в группах по 4-5 человек. Причем группы были сформированы так, чтобы в них обязательно присутствовали как сильные, так и слабые обучающиеся. При этом была поставлена задача критериально-ориентированного выполнения задания, для того чтобы слабые курсанты активно участвовали в этом. В ходе выполнения задания курсанты не раз сталкивались с проблемными ситуациями, которые им сначала предлагалось осмыслить и изучить во внеурочной учебной деятельности с помощью специальной литературы. На задание курсантам было отведено определенное время, и к указанному сроку оно должно было быть письменно представлено в виде самостоятельно проведенной научно-исследовательской работы по заранее предложенной схеме. Логически завершенная научная работа защищалась на занятии с использованием компьютерной презентации, где участвовали все члены группы с презентацией индивидуально достигнутых результатов.
Проблемные задания выполнялись курсантами дважды за время обучения. Предполагалось, что тема их дипломной работы является продолжением темы выполненных ими ранее двух проблемных заданий.
Таким образом, изложенная нами методика реализации проблемного обучения представляет собой описание осуществленного нами формирующего эксперимента при исследовании темы о формировании компетентности курсантов как сотрудников органов внутренних дел.
Данная модель предполагает непрерывное психологическое сопровождение формирования ОК в экспериментальном обучении, которое было лонгитюдным и продолжалось два года, охватывая третий и четвертый курсы. Она состояла из трех стадий: мотивацион-ной (5-й семестр), когнитивной (6-7-й семестры), формирующей (8-й семестр).
Непрерывное психологическое сопровождение формирования ОК выражалось в постоянном наблюдении психического состояния курсантов, в оказании им своевременной психолого-педагогической поддержки, которая состояла в актуализации собственного интеллектуального потенциала курсантов для самостоятельного преодоления препятствий. Нам приходилось постоянно следить за ходом выполнения задания для определения внутреннего состояния исполнителей проекта. Чтобы оказать психологическую поддержку в ее истинном смысле, а не в смысле подсказки, «скорой помощи», надо знать всю психологическую «подноготную» всех членов профгруппы [8].
Курсанты экспериментальной группы освоили принципы дополнительности, они узнали о корпускулярно-волновом дуализме в мире микроэлементов, но принципы дополнительности выходят далеко за пределы микромира. Возможно, весь мир состоит из противоположностей, многие из которых комплементарны. Если в исследовании какого-либо объекта удается обнаружить contradictions are not controversial but complementary (противоположности не взаимоисключающие, а дополняющие), то эти противоположности позволят получить более полную картину об объекте исследования [9].
В педагогических исследованиях есть широкие возможности использования принципа дополнительности, поскольку очень часто психологические противоположности являются комплементарными. Например, мы эффективно используем в формировании общекультурной компетентности сотрудников органов внутренних дел теорию самоактуализации, а также трансперсональную психологию [10], а они являются взаимодополняющими противоположностями, их одновременное использование дает более полную картину об общекультурной компетентности.
Также общекультурные и общепрофессиональные компетенции являются дополняющими противоположностями, их совместная представленность в обучении курсантов высших учебных заведений МВД России приводит к более полной картине об их профессиональной компетентности.
Это можно изобразить схематически следующим образом: ОК + ОПК = ПК. Причем эта схема справедлива не только для сотрудников органов внутренних дел, но и для любой другой профессии.
Итак, формирование общекультурной компетентности сотрудников органов внутренних дел в нашей модели осуществлялось в контексте реализации образовательной технологии, предусматривающей три последующие стадии: мотивационную, когнитивную и формирующую.
На мотивационной стадии выяснялось содержание двенадцати ОК, предусмотренных государственным стандартом, в результате чего у курсантов появлялась потребность в их освоении.
На когнитивной стадии выполнялось два проблемных задания, рассчитанных на формирование готовности к разрешению проблемных ситуаций.
На формирующей стадии выполнялось проблемное задание, которое предусматривало формирование общекультурной компетентности сотрудника органов внутренних дел.
Литература
1. Каликотт Б. Азиатская традиция и перспективы экологической этики: пропедевтика // Горелов А. А. Социальная психология. — М.: Изд-во МПСИ; Флинта, 2004. — 385 с.
2. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 447 с.
3. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2002. — 432 с.
4. Кожевников В. В. Теория государства и права: учебник. — М.: Проспект, 2016. — 480 с.
5. Власенко Н. А. Теория государства и права: учеб. пособие. — М., 2011. — 416 с.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18 декабря 2001. № 174-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч. 1) — Ст. 4921.
7. Конституция Российской Федерации: от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — № 237.— 25 дек.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2009. — 384 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2014. — 400 с.
10. Павелко Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика: учеб. пособие. — М.: Проспект, 2013. — 603 с.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT
OF GENERAL CULTURAL COMPETENCY OF LAW-ENFORCEMENT OFFICIALS
Tamara N. Mikhailova
Lecturer, East-Siberian Institute under
The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
110 Lermontova St., Irkutsk 664074, Russia
E-mail: [email protected]
The article presents an educational model for development of general cultural competency of law-enforcement officials of Russia. This model include motivational, cognitive and formative stages, which presuppose, respectively, identification of the content of a set of general cultural competencies provided for by state standards; performance of two propaedeutic problem tasks. The article focuses on the most problematic issues of developing these competencies: the problem of world outlook, the problem of human interaction with nature, the problem of building a rule-of-law state and a civil society. We justify the creative approach to implementation of federal state standards in the process of training law enforcement officials. Experimental training has been provided with psychological support, application of the principle of complementarity and transpersonal psychology. Psychological support is reflected in actualizing the intellectual potential of cadets of higher educational institutions of The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for independent overcoming of obstacles. Keywords: general cultural competency; wave-particle duality; complementarity principle; ecocentric consciousness; the rule of law; civil society; experimental training; psychological support; self-actualization; law-enforcement officials.