Научная статья на тему 'Особенности формирования общекультурных компетенций в процессе вузовского образования'

Особенности формирования общекультурных компетенций в процессе вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / COMPETENCE APPROACH IN TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомиров Сергей Николаевич, Вохонцева Наталия Сергеевна

Рассматриваются особенности формирования общекультурных компетенций обучающихся в учебных заведениях МВД России; выделяются ключевые элементы процесса обучения и воспитания специалистов правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомиров Сергей Николаевич, Вохонцева Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation general cultural competence in the couree of higher education

The article discusses the features of the formation of common cultural competence of students in the Ministry of Internal Affairs of Russia, focuses on the process of training and educating law enforcement professionals.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования общекультурных компетенций в процессе вузовского образования»

УДК 378 ББК 74.48

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТИХОМИРОВ,

начальник кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат педагогических наук, доцент E-mail: 5103720@gmail.com НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА ВОХОНЦЕВА, адъюнкт кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются особенности формирования общекультурных компетенций обучающихся в учебных заведениях МВД России; выделяются ключевые элементы процесса обучения и воспитания специалистов правоохранительных органов.

Ключевые слова: компетентность, формирование общекультурных компетенций, компетентностный подход в обучении.

Annotation. The article discusses the features of the formation of common cultural competence of students in the Ministry of Internal Affairs of Russia, focuses on the process of training and educating law enforcement professionals. Keywords: competence, formation of common cultural competence, competence approach in teaching.

Известно, что для успешного осуществления своей профессиональной деятельности любой специалист должен владеть рядом компетенций, и первыми в этом ряду в федеральных государственных образовательных стандартах по всем направлениям названы общекультурные компетенции.

Мы согласны с мнением таких исследователей, как профессор И.А. Зимняя и Т.В. Ежова о том, что именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Значимость этого интегративного качества личности обучающегося повышается и в связи с переходом от традиционной к личностно-ориенти-рованной парадигме, когда обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие ставить цели и конструировать пути их до-

стижения [1]. Общекультурные компетенции имеют двойственную природу: не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности; образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей, позволяя им более полно реализовываться. Тем более, что не-сформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост курсантов и влияет на эффективность всего образовательного процесса. В связи с этим формирование общекультурной компетентности как интегративного качества личности, определяющего личностный рост специалистов органов внутренних дел и способствующего совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации МВД России, приобретает особую значимость.

В педагогической теории общекультурная компетентность определяется как уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений

о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур. В данной статье общекультурная компетентность нами определяется как интегративная способность личности обучающегося, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера.

Сказанное выше позволяет сделать первый вывод о то, что общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшей школы, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания.

Проведенный анализ научно-педагогической литературы, опыт деятельности и результаты исследовательской работы позволяют предположить, что структура общекультурной компетентности трехкомпонентна и включает когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты. Они имеют содержательное наполнение и возможна их оценка. Для исследования особенностей формирования части общекультурных компетенций и их компонентов важна мысль о том, что для перехода от реального к желаемому результату необходимо скорректировать требования к результатам высшего образования. Определение этих требований связано с выбором планируемого результата, который может заключаться либо в поверхностной информированности о большом числе первоисточников культуры, либо в глубоком знании небольшого их числа.

Так когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение, понимание. В разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов». Ценностно-ориен-тационный компонент предполагает приобщение к культуре как передаче ценностей через пережи-

вание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей». Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество [2, с. 20].

Другой компонент общекультурных компетенций — способность ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач по определенным критериям, в том числе по критерию достоверности информации.

Третий компонент — способность объяснять явления действительности, по крайней мере, те, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, с позиций науки. При этом речь идет не только о научном понимании таких явлений, но и о способности объяснять их другим людям.

Четвертый компонент — способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях решения). Было бы важно, чтобы каждый выпускник высшей школы мог привести примеры проблем, которые стали предметом общественного обсуждения, и определить свой взгляд на предлагаемые пути решения этих проблем.

Пятый компонент — способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, что предполагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с определенной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле.

Исключительно важным компонентом общекультурных компетенций является речевая культура учащихся. Каждый из перечисленных компонентов общекультурной компетентности может быть рассмотрен как относительно самостоятельная цель высшего образования, реализуемая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в процессе внеучебной деятельности курсантов и слушателей [3, с. 111—112].

Обратимся к рассмотрению возможностей отдельных учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла для формирования общекультурных компетенций, изучив паспорта компетенций, размещенные в электронных учебно-методических комплектах. В процессе освоения дисциплины «История

государства и права», наряду с решением познавательных задач (систематизация знаний в области отечественной и мировой истории; изучение закономерностей и тенденций развития мирового исторического процесса), у курсантов формируются как самостоятельность и критичность мышления, так и способность к восприятию и адекватной интерпретации проблем и процессов общественной жизни. Эти качества необходимы для личностной ориентации молодого специалиста в современном мире как условие свободного выбора своих мировоззренческих позиций, осознанного участия в жизни государства и общества. Учебные курсы «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран» направлены на формирование таких общекультурных компетенций, как способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства (ОК-3).

Значительную роль в формировании общекультурных компетенций специалиста правоохранительных органов играют учебные дисциплины «Психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел», задачи преподавания которых, лежат не только в познавательной, но и в ценностно-мотивационной, аксиологической, коммуникативной плоскостях. В результате освоения материала данной дисциплины у курсантов формируется способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).

Помимо этого, знания в области психологии и педагогики, овладение методологией психолого-педагогических исследований направлены на формирование у курсантов ценностей образования и воспитания, мотиваций к продолжению обучения, способностей оценивать и определять свои потребности, необходимые для профессионального и

личностного становления, а, следовательно, служат фундаментом для изучения дисциплин профессионального цикла и для последующей профессиональной деятельности и социальной активности.

Учебная дисциплина «Философия» в структуре образовательной программы вуза выполняет, в первую очередь, мировоззренческую, методологическую, аксиологическую функции и направлена на формирование способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2). В результате усвоения материала этой дисциплины курсанты должны понимать принципы единства естественнонаучной и гуманитарной культур, философии, применять философские принципы, законы, методы познания социальных явлений, философски осмысливать достижения современной науки, ориентироваться в системе социальных и духовных ценностей.

Таким образом, в качестве второго вывода отметим, что дисциплины социально-гуманитарного цикла в структуре образовательной программы подготовки специалиста для органов внутренних дел направлены не только на овладение знаниями в области конкретных наук, но и на становление личности, осознающей значение своих профессиональных и социальных функций, имеющей устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям, нацеленной на совершенствование и развитие общества.

В проведенном нами исследовании особенностей формирования общекультурных компетенций курсантов в процессе высшего образования, показано, что задача формирования данных компетенций должна решаться комплексно и на ее решение направлены содержание программ обучения и методика преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин. На наш взгляд, не менее значимым выступает внеаудиторная работа и воспитание обучающихся. Психологической службе образовательной организации и кураторам учебных групп важно учитывать и взаимопроникновение индивидуальных психологических характеристик курсантов и формируемых у них общекультурных компетенций. На основании анализа практики воспитания нами составлена таблица, в которой показаны взаимосвязи характеристик личности и компетенций.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица

Индивидуальные психологические характеристики курсантов Компетенции

Сформированность ценностных ориентаций (курсант разделяет профессиональные ценности) Знание правовых и этических норм, использование их в профессиональной деятельности

Высокая мотивированность учения (мотивы при опросе «овладение профессией» и «приобретение знаний» Способность критически переосмыслить накопленный опыт, изменить при необходимости профиль своей професссиональной деятельности

Сформированность познавательной самостоятельнсти (курсант умеет планировать свою самостоятельную работу) Способность и готовность свершенствовать и углублять свои знания, быстро адаптироваться к новой ситуации; умение планировать и организовывать свою работу

Сформированность межличностных отношений и деловых коммуникаций умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми

Анализируя особенности формирования общекультурных компетенций в процессе высшего образования можно констатировать, что они включают в себя систему общекультурных знаний, навыков, умений, получаемых в образовательном процессе вуза, необходимые для их профессиональной деятельности, рассматриваемой нами как целенаправленный процесс по формированию у обучающихся общекультурных компетенций.

Литература

1. Ежова Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2003; Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34.

2. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2004. 23 с.

3. Троянская С.Л.Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 19—23.

4. Бронзино Л.Ю., Филатова М.Н. Компетент-ностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среды вуза // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 6 (14). С. 10.

5. Гречухина Т.И. Формирование общекультурных компетенций у студентов университета: взаимосвязь процессов обучения и воспитания // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 1. С. 101—108.

6. Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.

References

1. Ezhova T.V. Formirovanie obshchekul'turnoi kompetentnosti studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2003; Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii — novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya//Vysshee obrazovanie segodnya. 2003. № 5. S. 34.

2. Troyanskaya S.L. Razvitie obshchekul'turnoi kompetentnosti studentov sredstvami muzeinoi pedagogiki: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Izhevsk, 2004. 23 s.

3. Troyanskaya S.L. Obshchekul'turnaya kompetentnost': opyt opredeleniya i strukturirovaniya // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2008. № 2. S. 19—23.

4. Bronzino L.Yu., Filatova M.N. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii: problema formirovaniya obshchekul'turnykh kompetentsii studentov v kontekste sotsiokul'turnoi sredy vuza // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2012. № 6 (14). S. 10.

5. Grechukhina T.I. Formirovanie obshchekul'turnykh kompetentsii u studentov universiteta: vzaimosvyaz' protsessov obucheniya i vospitaniya // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2012. № 1. S. 101—108.

6. Pakharenko N.V., Zol'nikova I.N. Model' opredeleniya urovnya sformirovannosti obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.