УДК 378.147.34 ОБРАЗЦОВ П.И.
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева ШАЛИМОВА О.Н.
аспирант, преподаватель кафедры иностранных и русского языков, Орловский Юридический институт Министерства Внутренних дел России имени В.В. Лукьянова
UDC 378.147.34 OBRAZTSO V P.I.
Doctor of pedagogical sciences, professor, head of department, Orel state University named after
IS. Turgenev E-mail: [email protected] SHALIMOVA O.N.
Postgraduate, teacher of the department of Foreign and Russian languages, Orel Law Institute of the Ministry of Interior of Russia named after V.V. Lukyanov,
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ПОЛИЦИИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF A FUTURE POLICE OFFICER IN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION.
В статье на основании анализа педагогической литературы и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (ФГОС 3+) рассматривается проблема формирования общекультурных компетенций у будущих офицеров полиции в высшем учебном заведении МВД России.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС 3+), компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионализм, будущий офицер полиции.
The article, based the on analysis of the pedagogical literature and the Federal state educational standard of higher education of the third generation (Federal state educational standard (FSES 3+)) considers the problem of the formation of common cultural competence of future police officers at the high school of the Ministry of Interior of Russia.
Keywords: Federal state educational standard of higher education, competence, competency, competence approach, professionalism.
Прогрессивное эволюционное развитие российского общества требует от системы образования подготовки высококультурных, эрудированных и социально адаптированных граждан своей страны - специалистов в своей профессии. Современное общество стремится к профессионализму во всём.
Любой выпускник должен быть готов к действиям по предназначению, и, несомненно, будущий офицер полиции в первую очередь. Это и предопределяет появление новых педагогических подходов, своевременных «помощников» для реализации задач, выдвигаемых на первый план в высших образовательных учреждениях МВД.
Цели профессионального образования достигаются при помощи различных методов, эффективных методик, техник и профессионально-ориентированных технологий обучения. Эти «помощники» базируются на концепции личностно - ориентированного образования и направлены на скорейшую реализацию компе-тентностного подхода. Ведомственные документы МВД РФ, регламентирующие содержание профессиональной подготовки будущих офицеров полиции, имеют аналогичный вектор.
Рассмотрим ниже проблему формирования обще-
культурных компетенций будущего офицера полиции в рамках компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования на примере организации образовательного процесса в Орловском юридическом институте МВД России им. В.В. Лукьянова
Компетентностный подход сегодня требует переосмысления преподавателями вуза теоретико-методологических основ подготовки специалистов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС 3+) и Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.)
Компетентностно-ориентированное профессиональное образование - это, естественно, объективное явление в образовании, вызванное социально-экономическими и педагогическими предпосылками. Это реакция профессионального образования на постоянно меняющиеся социально-экономические условия, в которых к специалистам предъявляются всё новые требования, которые могут быть недостаточно учтены в программе их подготовки. Требования не только к содержанию образования, но, и к целям, результатам и профессионально-ориентированным технологиям обучения
Сегодня в качестве одной из основных целей на
© Образцов П.И., Шалимова О.Н. © Obraztsov P.I. . Shalimova 0,N.
современном этапе развития профессионального образования рассматривается формирование у будущих специалистов соответствующих их профилю компетенций. В качестве интегрального социально-личностного и поведенческого феномена как результата образования сегодня в вузах МВД России выступают компетенции и компетентности будущих офицеров полиции.
История этих понятий берет своё начало, как не странно, не в педагогике, где, центральной в педагогической концепции Яна Амоса Коменского стала идея пансофии [1] (всеобщей мудрости - знания, умения и навыки), а в области бизнеса, подготовки кадров и управления. Так, знания, умения и навыки - это образующие единицы культуры и ее ценностей, а компетенции - это единицы профессиональной деятельности в рыночной экономике. Компетенции позволяют в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, общественной и личной жизни. При этом особое значение придаётся умениям и навыкам, позволяющим действовать в новых, не определенных, не стандартных, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих методов и средств.
Существуют различные мнения относительно определения понятий «компетенции» и «компетентность». С.М. Вишнякова определяет компетентность как меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Такое понятие включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Компетенция же трактуется как круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает знаниями, опытом [3]. В трудах В.И. Байденко, прослеживается идея о том, что появление понятия компетентности в терминологической системе современной теории образования и педагогической практике позволяет получить «добавочную стоимость», не сводимую к традиционным знаниям, умениям и навыкам. В этом автор видит эвристический потенциал компетентностного подхода в образовании. Он полагает, что компетенция выступает новым типом целеполагания высшего образования [2]. Н.Ф. Ефремова полагает, что компетенции - это обобщенные глубокие качества личности, отображающие ее способности наиболее универсально использовать полученные знания, умения и опыт, действовать и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, которые могут быть сформированы и выявлены лишь в реальных ситуациях или их моделях [4]. Компетенция, по мнению Д. Равена - это знания, умения, мотивация и воля [9]. Данная категория чаще всего используется для описания действенности освоения и выполнения определённого типа деятельности. «Компетенция» как свойство личности, которое проявляется лишь в деятельности, выражается в готовности
будущего специалиста эффективно организовать внутренние и внешние потенциальные возможности в решении проблем, в воплощении целей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что «компетенция» - это такая «модель поведения», в которой используются не только знания, умения и навыки, но и опыт, приобретенный в деятельности по достижению определенных результатов.
Чаще всего в современных стандартах образования принято компетенции подразделять на две группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные). Первые - обще культурные компетенции (ОК) - являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда. Вторые - профессиональные компетенции (ПК) - отражают уровень профессиональной квалификации. Они различаются для разных направлений подготовки (специальностей).
Подготовка будущих офицеров полиции в ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова многофункциональна. Она требует формирования у будущих офицеров полиции как профессиональных, так и общекультурных компетенций (ОК), которые наравне с первыми являются важной составляющей их профессиональной состоятельности. И если сослаться на классификацию А.В. Хуторского, то он общекультурные компетенции относит к ключевым компетенциям, которые включаются в метапредметный уровень содержания образования
[5].
В ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова предъявляются очень высокие требования к приобщению курсантов к ценностям мировой и отечественной культуры, формированию у них навыков эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования.
Специфические условия работы будущего офицера полиции, характеризующиеся высоким уровнем ответственности, предъявляют особые требования к формированию общекультурных компетенций, которыми должны обладать будущие выпускники высших учебных заведений МВД России, так как только совокупность всех компетенций образует собой компетентность, важнейшее качество офицера полиции как квалифицированного специалиста и интеллигента России.
Недостаточная сформированность ОК негативно отражается на эффективности профессиональной деятельности. Использование компетентностного подхода в образовательной политике вуза актуализирует решение проблем, связанных не только с формированием соответствующих компетенций, но и контролем и оцениванием уровней их сформированное™. Разумеется, что успешность специалиста на рынке труда зависит от того, какими компетенциями он владеет, и на каком уровне. Успешность зависит от степени соответствия сформированных компетенций требованиям, поступающим от работодателя.
Следовательно, опираясь на содержание действую-
щего образовательного стандарта, планирование образовательного процесса в вузе МВД России должно опираться на модель жизнедеятельности человека, включая его будущую работу по профессии. Именно поэтому, ФГОС ВО последнего поколения, который реализуется в ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова ориентирует на формирование рада общекультурных компетенций (ОК), которыми должен обладать будущий офицер полиции концу обучения: способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1); анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2); ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3); выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4); работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно решать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5); проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6); к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7); принимать оптимальные организационно* управленческие решения (ОК-8); организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9); осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-Ю); к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных
языков (ОК-11); работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-2) [10].
На основе анализа опыта работы кафедр Орловского Юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, основными формами выработки данных компетенций у курсантов являются: лекционные. семинарские и практические занятия, деловые игры, индивидуальные или групповые консультации преподавателя, круглые столы, дискуссии, доклады, научные сообщения и их обсуждение. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Так как компетенция является теоретической и практической способностью, потенциальной возможностью решения разного рода задач, готовностью к осуществлению какой-либо деятельности, то преподаватель высшей школы не может быть только транслятором знаний. Основой формирования ОК является личность преподавателя, его система ценностей - профессиональные, общекультурные и педагогические компетенции.
Резюмируя сказанное выше можно сделать вывод о том. что важную роль в процессе формирования общекультурных компетенций будущих офицеров полиции должны сыграть разработка и внедрение в учебный процесс соответствующих реалиям времени, научно-обоснованных профессионально-ориентированных технологий как средств формирования ОК для будущих офицеров полиции. Такая подготовка обеспечит преемственность между результативными образовательными характеристиками и требованиями работодателей к профессиональной подготовке будущего специалиста.
Библиографический список
1. Ашй Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского / Перевод с нем. М. , 1957.
2. Байденко B.II. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 4-13.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь // Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: Изд-во НМЦСПО, 1999.
4. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. С. 24.
5. Иванов ДА. Компетентности и компетентно стный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. М. : Чистые пруды, 2007. 32 с.
6. Образцов ПЛ. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. 288 с.
7. Виленский М.М., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. перераб.Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010. 270 с.
8. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования / Под ред. П.И. Образцова. Орел: Изд-во ОГУ, 2011. 338 с.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: КОГИТО ЦЕНТР, 2002.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования от 16.11. 2016 г. № 1424
References
1. AlynR. Comenius' progressive pedagogy / Translated from German. M., 1957.
2. Baydenko VI. Competences in professional education //Higher education in Russia. 2004. No 11.Pp.4-13.
3. Vishnvakova S. M. Professional education: Dictionary // Key concepts, terms, relevant vocabulary. M.: Publishing house of NMTS SPO, 1999,
4. Efremova N. F. Competence in education: the formation and evaluation M: National education, 2012. P.24,
5. Ivanov D. A. Competence and competence approach in modem education. M: Chistye Prudy, 2007. 32 p.
6. ObraztsovP. I. Foundations of professional didactics: textbook for universities. M.: High school textbook, INFRA-M, 2015. 288 p.
7. VilenskyM. A/., Obraztsov P. /., UmcmA. I. Technology of professionally-oriented teaching in higher education: textbook / Under the editorship of V. A. Slastenin. 2nd ed. revised. Orel: SEI HPE "OSU", 2010. 270 p.
8. Technologies of training specialists in the system of professional education / Under the editorship of P. I. Obraztsov. Orel: Publishing house "OSU", 2011. 338 p.
9. RaveM John. Competence in the modem society: identification, development and implementation. M.: KOGITO TSENTR, 2002.
10. Federal state educational standard of higher education from 16.11. 2016 No. 1424,