Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку студентов неязыковых направлений бакалавриата'

Компетентностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку студентов неязыковых направлений бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / COMPETENCE-ORIENTED APPROACH / DEVELOPMENT OF COMMON CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / TECHNOLOGY OF THE PROFESSION-ORIENTED TEACHING FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Оксана Юрьевна, Образцов Павел Иванович

Рассматриваются вопросы формирования общекультурных и профессиональных компетенций в рамках реализации компетентностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку студентов неязыковых направлений бакалавриата. Представлены этапы проектирования технологии профессиональноориентированного обучения иностранному языку будущих бакалавров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Оксана Юрьевна, Образцов Павел Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NONLANGUAGE DISCIPLINES OF THE BACHELOR’ PROGRAMME

The article deals with the questions of development of common cultural and professional competences within the process of realization of the competence-oriented approach to teaching foreign language to students of non-language disciplines of the bacheor'sprogramme. The stages of technology designing of the profession-oriented teaching foreign language to future bachelors are presented.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку студентов неязыковых направлений бакалавриата»

MODERN PROBLEMS OF RAISING TRAINING IN THE PARADIGM OF STANDARDIZATION OF GENERAL SECONDARY EDUCATION EDUCATION

O.V. Zaslavskaya

The article examines the key problems of modernization of secondary education in the context of the Federal state educational standards of the second generation. The author offers modern approaches to quality improvement, training and development of students, optimization of the content and methods of educational process in modern school.

Key words: education, standardization of education, interdisciplinary approach, the development of educational programs, philosophical aspects of educational content.

Zaslavskaya Olga Vladimirovna, PhD.Sciences, Professor, honored teacher of the Russian Federation, GOU DPO "FDI and PPRO"

УДК 378.147.34

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА

О.Ю. Иванова, П.И. Образцов

Рассматриваются вопросы формирования общекультурных и профессиональных компетенций в рамках реализации компетентностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку студентов неязыковых направлений бакалавриата. Представлены этапы проектирования технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих бакалавров.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированный подход, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, технология профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.

В контексте решений Болонской Декларации политика модернизации системы российского высшего профессионального образования предполагает реализацию компетентностного подхода к обучению, который дает возможность отказаться от традиционной когнитивной модели обучения. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства [1].

Одним из важнейших преобразований в системе высшего профессионального образования является введение федеральных

государственных образовательных стандартов третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе. В рамках реализации данных образовательных стандартов особую значимость приобретает модернизация процесса иноязычной подготовки в высшей школе. Иностранный язык становится инструментом профессионального общения. Иноязычная подготовка в вузе представляет собой важную составляющую профессиональной подготовки, является многоуровневым процессом в контексте непрерывного образования, строится на междисциплинарной основе и предусматривает формирование всесторонне развитой интеллектуальной личности, обладающей высокой общей и профессиональной культурой.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку студентов неязыковых направлений бакалавриата предполагает формирование общекультурных и профессиональных компетенций у будущих выпускников.

В блок общекультурных компетенций входят, как правило, универсальные и организационные умения, определяющие готовность и способность выпускников адаптироваться в изменяющихся социально-экономических и политических условиях жизни.

Общекультурные компетенции заключаются в познании и опыте деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основах жизни человека, отдельных народов; культурологических основ социальных и общественных явлений и традиций.Общекультурные компетенции не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности; они образуют базу профессиональных компетенций и позволяют им более полно реализовываться. Рассматриваемые компетенции формулируются по-разному с учетом как специфики профессионального направления подготовки будущих бакалавров, так и приоритетов, определяемых в конкретной области профессиональной деятельности.

В блок профессиональных компетенций входят свойства субъекта, характеризующие его способность к овладению требуемым объемом профессиональных знаний и умений, а также готовность применять их на практике. Наряду с этим профессиональные компетенции определяют способности студентов осуществлять различные виды деятельности, а также виды заданий, связанные непосредственно с их будущей профессией.

Следует констатировать, что специфика компетентностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений бакалавриата заключается в том, что язык является не только предметом и объектом изучения, но и средством

обучения, т.е. инструментом получения дополнительных профессиональных знаний.

Очевидно, что дисциплина «Иностранный язык», относящаяся к циклу общегуманитарных и социально-экономических, не может априори охватить значительный спектр профессиональных компетенций и повлиять на их формирование и развитие в полной мере. Однако, учитывая профессиональную направленность обучения, при определенных условиях возможно воздействовать на эффективность формирования отдельных профессиональных компетенций студентов неязыковых направлений бакалавриата. К таким компетенциям относятся: умение логически верно и ясно строить устную и письменную речь, владение одним из иностранных языков, способность осуществлять сбор и анализ научно-технической информации в области профессиональной деятельности, способность решать коммуникативные задачи в рамках профессионального общения и т.д.

С целью более успешного формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов неязыковых направлений бакалавриата целесообразно, на наш взгляд, применение технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.

Считаем необходимым представить алгоритм действий преподавателя при проектировании и конструировании данной технологии:

• определение диагностических целей обучения, описание в измерительных параметрах ожидаемого результата;

• обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста; выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами;

• выбор методов, организационных форм, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

• выбор процедур контроля и оценки качества усвоения программы, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности студентов.

Первым этапом проектирования и конструирования технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, от которого зависит результативность всего процесса обучения, является этап целеполагания, т.е. определение педагогом целей обучения. Цель предполагает, как правило, сознательное отношение преподавателя к своей деятельности, а также достигаемым результатам, выражает его активное преобразующее отношение к субъекту образовательного процесса. Цель является тем стержнем, который объединяет все педагогические средства в систему, определяя место каждого из них. Дидактические цели целесообразно классифицировать на системные, предметные, модульные и

цели конкретного занятия [3]. Системный уровень предусматривает формирование общих целей профессионального образования в соответствии с ФГОС ВПО. Предметный уровень предполагает формулирование дидактических целей для изучения в вузе конкретной учебной дисциплины. На модульном уровне, а также на уровне конкретного учебного занятия происходит детализация предметных целей обучения.

Следующим этапом проектирования рассматриваемой технологии являются отбор и структурирование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности студентов.

Существенным показателем образованности выпускника вуза является владение иностранным языком и способность применять знания иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. Для этого ему необходимо обладать умениями устного и письменного иноязычного общения; владеть лексическим и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода текстов с профессиональной направленностью. Содержание дисциплины "Иностранный язык" должно включать информацию об аспектах языка (фонетика, лексика, грамматика, стилистика), которая составляет основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением всеми видами речевой деятельности в ситуациях профессионального общения. Генератором устного и письменного общения по определенной теме выступает текст: он создает содержательную базу для обучения всем видам коммуникативной деятельности, служит материалом для деятельностных заданий, источником и средством новых языковых единиц, содержит образцы использования языка. Поскольку текст стимулирует появление коммуникативного намерения у студентов и является образцом для структурного и языкового оформления собственного высказывания обучающихся, необходимыми, на наш взгляд, являются следующие требования к его отбору: профессионально-ориентированная информационная насыщенность; аутентичность; социокультурная направленность; достаточность по объему и доступность в языковом отношении.

Разработка процессуальной стороны обучения является следующим этапом проектирования и конструирования технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. Поиск дидактических процедур усвоения языкового материала в рамках определенной тематики связан с выбором методов, форм и средств обучения. Для более прочного усвоения иностранного языка студентами неязыковых направлений бакалавриата, его эффективного использования в будущей профессиональной деятельности наиболее целесообразно, на наш взгляд, использование проблемных методов обучения. Проблемное обучение представляет собой способ организации активного взаимодействия

субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения. Проблемные задания стимулируют интерес к иностранному языку как к учебному предмету, поскольку полученная профессионально значимая информация может быть использована в практической деятельности.

На заключительном этапе усвоения лексического и грамматического материала в рамках изучения определенного модуля предпочтение следует отдавать интерактивным методам обучения. Опыт интерактивного обучения во всех звеньях профессионального образования показывает, что с его помощью можно формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы; воспитывать системное мышление будущего специалиста; давать целостное представление о профессиональной деятельности; учить коллективной мыслительной и практической работе; формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения. Практика работы подтвердила тот факт, что более глубокое освоение иностранного языка студентами неязыковых направлений бакалавриата достигается путем применения таких интерактивных методов обучения, как учебно-ролевая игра, метод проектов, дискуссия.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку будущих бакалавров осуществляется в следующих организационных формах: практические аудиторные занятия, различные виды самостоятельной работы.

Ведущей организационной формой в рамках проектируемой технологии являются практические аудиторные занятия, во время которых преподаватель ограничивается в основном управлением учебным процессом, стимулированием активной речевой деятельности студентов. Коммуникативная направленность занятия достигается путем взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности на основе профессионально-ориентированного учебного материала.

Гуманистическая направленность проявляется, прежде всего, в учете таких психологических факторов, как уважение к личности студента, принятие его индивидуальности, развитие межличностных отношений обучающихся, а также в создании атмосферы партнерства и сотрудничества на занятии, отношении к студенту как к субъекту учебно-воспитательного процесса.

Самостоятельная работа в процессе обучения иностранному языку используется как основной способ включения студентов в самостоятельную познавательную деятельность. Именно в ней более всего может проявляться мотивация обучающихся, целенаправленность, а также самоорганизованность. Содержание самостоятельной работы при изучении каждого модуля определяется с учетом уровня усвоения знаний, заданных целей обучения.

Следующий этап проектирования предлагаемой технологии - этап оценки и контроля результатов обучения, его коррекции.

В начале изучения определенного модуля осуществляется предварительный контроль. Его целью является определение исходного уровня обученности студентов. Данный вид контроля позволяет преподавателю выявить пробелы в знаниях обучающихся, установить необходимую и допустимую степень сложности изложения нового материала, а обучающемуся - актуализировать уже имеющиеся у него знания, повысить осознанность восприятия, интерес к материалу, самостоятельность в последующей работе.

После изучения каждой темы изучаемого модуля осуществляется текущий контроль, основным объектом которого служит степень сформированности языковых умений и навыков, а также контроль отдельных видов речевой деятельности. В процессе текущего контроля целесообразно использование упражнений, характерных для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевых упражнений.

Главная задача промежуточного контроля состоит в том, чтобы определить степень усвоения обучающимися модуля в целом, их способности связать учебный материал каждой темы модуля в единое целое. Контроль по окончании изучения определенного модуля используется для констатации достигнутого уровня обученности с учетом уровней знаний и умений, сформированных за данный период. Данный вид контроля позволяет определить уровень сформированности речевых умений.

Итоговый контроль ориентирован на констатацию результата и проводится в конце курса обучения иностранному языку.

По результатам контроля и оценки знаний студентов в рамках технологии предусмотрена возможность коррекции целей и содержания учебного материала, организационных форм и методов обучения.

Подводя итог вышеизложенному, следует констатировать, что компетентностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку студентов неязыковых направлений бакалавриата направлен на интеграцию языковой и профильной подготовки студентов, а это, в конечном итоге, способствует формированию профессиональной компетентности мобильных и конкурентоспособных специалистов.

Список литературы

1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 17-22.

2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 26.

3. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России. 2004. 192 с.

4. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учеб. Орел: ОГУ. 2005. 114 с.

5. Сидоренко Т.В., Замятина О.М. Профессиональные компетенции студентов неязыкового вуза и возможности их формирования в процессе обучения иностранному языку // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №368. С.141-147.

6. Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании // Инновации в образовании. 2008. №3. C.21-26.

Иванова Оксана Юрьевна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, ivanoksamail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет,

Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, kindaorel.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет

THE COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NON- LANGUAGE DISCIPLINES OF THE BACHELOR' PROGRAMME

O. Yu. Ivanova, P.I. Obraztsov

The article deals with the questions of development of common cultural and professional competences within the process of realization of the competence-oriented approach to teaching foreign language to students of non-language disciplines of the bacheor'sprogramme. The stages of technology designing of the profession-oriented teaching foreign language to future bachelors are presented.

Key words: competence-oriented approach, development of common cultural and professional competences, technology of the profession-oriented teaching foreign language.

Ivanova Oksana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, docent, head of the department of foreign languages, ivanoksa mail.ru, Russia, Orel, Orel State University,

Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of continuing education and new technologies of the educational, kindaorel.ru, Russia, Orel, Orel State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.