УДК 378.14.026.9 И.М. БУЛГАКОВА
старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 378.14.026.9 I.M. BULGAKOVA
Senior Lecturer, Department of foreign languages, Orel
State University E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
COMPETENCE-ORIENTED APPROACH TO THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES AS A CONDITION OF FORMATION OF MOTIVATION OF UNDERGRADUATE TEACHER EDUCATION
В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблему формирования мотивации при обучении иностранным языкам бакалавров педагогического образования с точки зрения компетентностного подхода в обучении.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, образовательный стандарт, внутренняя мотивация, зарубежные источники, динамика формирования мотивации, общекультурная компетенция.
This article attempts to address the problem offormation of motivation for teaching foreign languages undergraduate teacher education from the point of view of the competence approach in teaching.
Keywords: competence approach in education, educational standard, internal motivation, foreign sources, dynamics of formation of motivation, general cultural competence.
Современный этап развития высшего образования характеризуется ростом требований к профессиональной подготовке выпускников вуза. В современных условиях глобализации рынка интеллектуального труда наиболее востребованными становятся работники соответствующего профиля и уровня подготовки, свободно владеющие своей профессией, способные самостоятельно принимать решения, активно владеющие иностранным языком на уровне международных требо-ваний.Изменение общественно-политической ситуации в стране, развитие международных контактов во всех сферах, вовлеченность в эти контакты все большего числа россиян, международная интеграция привели к росту роли и значения умений и навыков иноязычного общения. Изменилось и само понимание этого общения в языковой педагогике и шире - в образовании в целом.
Компетентностный подход в образовании - основа Болонского процесса. Он реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов. В России переход ккомпетентност-но - ориентированному образованию был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. В рамках Болонского процесса наша страна взяла на себя обязательства присоединения, в том числе, к компетент-ностному формату представления результатов профессионального образования.
Существенное изменение взглядов на ценности со-
временного образования требует создания нового образовательного продукта, основой которого становится компетентностный подход, где приоритетным является не информированность обучающегося, не усвоение и репродукция учебного материала, а самостоятельный мотивированный поиск информации, ее интерпретация, обработка и анализ с целью получения нового знания, то есть исследовательская деятельность.[6]
В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблему формирования мотивации при обучении иностранным языкам бакалавров педагогического образования с точки зрения компетентностного подхода в обучении. В настоящее время бакалавру педагогического образования недостаточно ориентироваться только в вопросах организации учебно-воспитательного процесса и методике преподавания учебной дисциплины. Он должен быть активным гражданином, иметь знания об окружающей его социокультурной действительности, быть знакомым с передовым зарубежным опытом обучения и воспитания, быть креативной и творческой личностью, участником мультикультурного диалога. Знание иностранного языка способствует развитию данных направлений деятельности бакалавров педагогического образования.
Однако, как отмечают исследователи, несмотря на необходимость знания иностранных языков специалистами различных сфер деятельности и понимание его значимости, выпускники бакалавриата неязыковых факультетов вуза (и бакалавры педагогического образования в том числе) недостаточно хорошо им владеют.[5] Существует ряд проблем, снижающих качество иноя-
© И.М. Булгакова © I.M. Bulgakova
зычной компетентности студентов.
Среди основных можно выделшъ«отсутствие внутренней мотивации и стимулов к изучению иностранного языка, интереса, потребности и возможности использовать полученные знания в будущей работе, общатъся с представителями иноязычных кулътур, использования иностранного опыта в области своей специальности и т. д.[2,4]
Во многом данные проблемы обусловлены необходимостью преодоления существующих противоречий между:
- возрастающим объемом информации, возможностью использовать зарубежные источники, общаться с представителями разных стран и недостаточно высоким уровнем владения иностранным языком выпускниками вуза;
- необходимостью повышения уровня иноязычной подготовки бакалавров педагогического образования и практикой дальнейшей разработки адекватных методик, способствующих положительной динамике формирования мотивации к изучению иностранного языка у данной категории студентов;
- желанием бакалавра осваивать иностранный язык, как важную составляющую компетентностно-го развития личности и необходимостью дальнейшей научно-методической оптимизации образовательного процесса вуза в данном направлении.
По мнению Т.В. Ежовой[1], именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Значимость этого интегративного качества личности повышается в связи с переходом от традиционной к личностно-ориентированной парадигме образования, когда обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие ставить цели и конструировать пути их достижения.
Недостаточная сформированность общекультурной компетентности тормозит личностный рост студентов-бакалавров педагогического образования и влияет на эффективность всего образовательного процесса. Поэтому формирование общекультурной компетентности как интегративного качества личности определяет личностный рост студентов и влияет на эффективность всего образовательного процесса, приобретает особую значимость.[1]
Кроме того, в настоящее времявладение иностранным языком является одной из составляющих компетентности бакалавра педагогического образования, о чем свидетельствуют требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Компетенция, связанная с овладением иностранным языком, относится к обще-
культурным компетенциям (0К-10). Она предусматривает для бакалавра педагогического образования различных профилей владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников.
Дисциплина «Иностранный язык» относится к базовой обязательной части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». В результате ее изучения студент-бакалавр педагогического образования должен уметь использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранном языках в учебной и профессиональной деятельности, а также владеть навыками коммуникации в родной и иноязычной среде. Овладение компетенцией происходит в результате реализации компетентностного подхода к изучению данной дисциплины. Значит, модернизация профессионального образования в современных условиях подразумевает переход на новое поколение стандартов, одной из отличительных черт которых является ориентированность на формирование у будущих специалистов определенной системы компетенций.[7]
Этот вывод подводит к проблеме формирования мотивации при преподавании иностранного языка бакалаврам педагогического образования с точки зрения компетентностного подхода.
Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:
- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития);
- особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности;
- организацией педагогического процесса;
- спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка).
Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:
- мотив достижения - вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д.;
- мотив самоутверждения - стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
- мотив аффилиации - стремление к общению с другими людьми. Человек может учить иностранный язык, чтобы общаться с друзьями-иностранцами;
- мотив саморазвития - стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека;
- просоциальный мотив - связан с осознанием общественного значения деятельности. Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.
Внутренняя же мотивация связана не с внешними
обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Бакалавру нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения и т. д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.[9]
Одной из основных движущих сил процесса познания является внутренняя мотивация, исходящая из самой учебной деятельности. Внутренняя мотивация считается побудительной силой самодеятельности, т.е. это то, что побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой. Формирование внутренней мотивации является необходимым условием успешной деятельности в любой сфере. В том числе и при обучении иностранному языку.
Выделяют четыре характерных проявления внутренней мотивации деятельности:
- стремление к новизне. Выделяют два вида новизны: абсолютная, т. е. та, которая не встречалась в прошлом опыте человека, и новизна как необычное сочетание знакомых раздражителей (обладает большей привлекательностью). Для бакалавров педагогического образования, изучающих иностранный язык, можно использовать их основную специализацию в качестве преподавания уже знакомого им по профильным дисциплинам материала, возможны незначительные добавления новой информации. Таким образом, бакалавры будут понимать важность овладения языком, а также узнают много нового о своей профилирующей специализации на иностранном языке, что расширит их кругозор;
- стремление к эффективному освоению мира. Чувство удовольствия от качественного выполнения какого-либо дела - сильнейший побудитель внутренне мотивированной активности. Достичь этой умелости и эффективности можно только через обучение. При благоприятных условиях бакалавр будет иметь внутреннюю мотивацию к тому, чтобы научиться чему-нибудь новому. Более высоким уровнем стремления к эффективному освоению мира является тенденция к созиданию, конструированию, совершенствованию, способности создать что-либо новое. Бакалавры в процессе обучения должны осознавать, а главное чувствовать, что происходит изучение чего-то нового и полезного, чувствовать прогресс в освоении дисциплины;
- стремление к «самодетерминации» как одна из специфических человеческих форм проявления внутренней мотивации выступает в виде стремления личности ощутить себя источником своей деятельности, быть хозяином себя самого, своей деятельности, ее результатов. Бакалавры должны ощущать, что не все зависит только от преподавателя, а нести ответственность за свою деятельность, делать выводы и совершенствовать, корректировать свою работу с помощью преподавателя;
- самореализация, творческое и конструктивное человеческое «Я», которые начинают требовать своего
проявления и реализации. Самореализация может осуществляться в разных видах деятельности. Например, преподаватель может предложить бакалаврам выполнить различные виды творческих заданий в группах или же индивидуально для самореализации. Она является главной, побудительной силой деятельности личности, где в итоге проявляется и чувство компетентности, эффективности и самодетерминации. [9]
Принципиально воздействовать на мотивационную сферу возможно в связи с тем, что когнитивные оценки человека относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат - корректировать процесс мотивациистудента.
Условия, способствующие формированию у студентов положительной мотивации в целом, выделены А.И. Гебос:
- осознание ближайших и конечных целей обучения;
- осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
- эмоциональная форма изложения материала;
- показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;
- профессиональная направленность учебной деятельности;
- выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
- наличие любознательности и познавательного климата в учебной группе [3].
Исходя из данных условий при обучении иностранным языкам бакалавров педагогического образования следует в современных УМКД по иностранным языкам принять во внимание формирование общекультурных компетенций, которые рассматривается как:
- готовность и способность находить общее и культурно-специфическое в моделях развития изучаемого и родного языков;
- находить, сравнивать и обобщать культуровед-ческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках;
- строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.
То есть данные компетенции включают знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, что, в свою очередь, приводит к повышению мотивации при овладении иностранным языком. В формировании общекультурной компетенции особое внимание уделяется знаниям о социокультурной специфике страны или стран изучаемого языка, умениям строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, умениям адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, характерные для определенной страны. Для реализации данных знаний и умений следует, в дополнение, формировать компенсаторную компетенцию, т. е. умение выходить из
положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения;учебно-познавательную компетенцию - дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать владение иностранным языком и использовать его для продолжения образования и самообразования.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов и т.д) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития навыков владения иностранным языком у бакалавров педагогического образования. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.[6]
Для формирования мотивации преподавания иностранного языка студентам-бакалаврам педагогического образования с точки зрения компетентностного подхода следует также принять во внимание следующее :В методических работах все чаще говорится о формировании компетенций на занятиях по иностранному языку. Как правило, при этом речь идет о формировании межкультурной компетенции, социальной компетенции, коммуникативной компетенции и т.д. Но каким образом следует совместить формирование общекультурной компетенции, и в частности ОК-10 с мотивационным компонентом при преподавании иностранного языка студентам-бакалаврам педагогического образования. Для решения данной проблемы следует провести исследование, направленное на выявление педагогических условий при профессиональной подготовке в формировании общекультурной компетентности как центрального компонента профессиональной компетентности будущих педагогов. Следует рассмотреть процесс формирования мотивации преподавания иностранных языков бакалаврам педагогического образования с точки зрения реализации личностно-деятельностного подхода в рамках коммуникативного обучения иностранному языку. Стимулирование процесса развития будущих педагогов в процессе формирования профессиональной компетентности средствами иноязычной среды происходит в обеспечении интерактивного взаимодействия будущих педагогов посредством оптимального сочетания активных методов обучения, различных форм аудиторной и внеаудиторной работы в рамках дисциплины «Иностранный язык».
Для ее формирования следует использовать разработанный дидактический комплекс образовательных и воспитательных мероприятий и предложить определенную методику и комплекс педагогических технологий. Общекультурная компетенция, сформированная с учетом повышения мотивации к изучению иностранного языка, позволит бакалаврам педагогического образования приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы социальных и обществен-
ных явлений и традиций, роль науки в жизни человека.
Следовательно, при формировании мотивации к изучению иностранного языка студентами-бакалаврами педагогического образования следует исходить из требований стандарта и конкретно, ОК-10, к которой относится данная формулировка. «Общий» иностранный язык обеспечивает формирование учебно-речевой, лингво-коммуникативной и лингвострановедческой компетенции студента. К этому относится: самообразование; аннотирование и реферирование литературы; использование информационно-коммуникационных технологий; осуществление межкультурной коммуникации с представителями различных национальностей и культур.
Рассматривая феномен мотивации с данной точки зрения, необходимо также уделить внимание и причинам понижения мотивации у студентов-бакалавров педагогического образования неязыковых специальностей при изучении иностранного языка, а также условиям и способам ее повышения.
Причины снижения мотивации можно обобщить следующим образом: низкий уровень знаний, несфор-мированность мотивов учебной деятельности и, прежде всего, приемов приобретения знаний. Очень большую роль играют методы преподавания учебного предмета и состояние учебников и учебных пособий.
Среди многообразия педагогических технологий обучения иностранному языку особое значение при обучении бакалавров педагогического образования, а именно формирования ОК-10, стоит уделить блочно-модульной технологии, которая реализуется в образовательном процессе университета.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что комплекс причин влияет на сформирован-ность мотивации учебной деятельности в целом и иностранного языка в частности. При обучении иностранным языкам студентов-бакалавров педагогического образования следует применять комплекс технологий для развития общекультурной и коммуникативной компетенции, развития личности бакалавра, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор педагогических средств и приемов и технологий, их упорядочение для достижения цели. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам. Поэтому можно говорить о том, что каждый студент-бакалавр педагогического образования находится на индивидуальном уровне сформированно-сти мотивации изучения иностранного языка и повысить данный уровень призвана система педагогического воздействия посредством оптимального использования соответствующих образовательных технологий.
Библиографический список
1. Ежова Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза. автореф. дисс. .. .канд. пед. наук. 0ренбург,2003. 22 с.
2. Емельянова Н.А. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза: автореф. дисс...канд. пед.наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 1997. 22с.
3. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. Воспитание, обучение, психическое развитие: тез. докл. к V Всесоюзному съезду психологов ССР. Ч. 1. М., 1987.
4. Касаткина Н.Н. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей: автореф. Дисс...канд. пед. Наук: 13.00.08. Ярславль,2003. 22с.
5. Лазарева М.В. Развитие языковой личности студента средствами мотивации в неязыковом вузе [Электронный ресурс]. Москва: ИД «Первое сентября», 2011. Режим доступа: http://festival/ 18ер1ешЪег/ги/агйс1е8/312200/-дата обращения 08.11.2011
6. МамироваН. Т. Применение блочно-модульной технология в развитии профессиональной деятельности студентов колледжа// Молодой ученый. 2013. № 9. С. 385-387.
7. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 150100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр»).
8. Хамедова Г.Н. К проблеме формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Оренбургский государственный университет// Вестник ОГУ. № 2 (138). февраль, 2012. C. 281-284.
9. Чирков В.И. Внешняя и внутренняя мотивация Psychology OnLine.Net.http://study-eng1ish.info/artic1e018.php# ixzz3TUH-wDKo6 http://study-еng1ish.info
References
1. Yezhov T. V. Formation of common cultural competence of students in the educational process of high school. thesis abstract diss. ... Cand. ped. Sciences. Orenburg, 2003. 22 p.
2. Emelyanova N.A. Formation of optimal motivation of mastering a foreign language not language high school students: thesis abstract diss ... cand. ped. sciences: 13.00.01. Nizhny Novgorod, 1997, 22p.
3. Gebos A.I. Psychological conditions of formation of positive motivation to learning. Education, learning, mental development: abstracts to the V All-Union Congress of psychologists SSR. Part 1. M., 1987.
4. Kasatkina N.N. Formation of motivation to learn a foreign language at students of not language specialties: thesis abstract diss ... cand. ped. Sciences: 13.00.08. Yarslavl, 2003. 22p.
5. LazarevaM.V. The development of language personality of students by means of motivation in not language high school [electronic resource]. Moscow: Publishing House "First of September", 2011. Access: http: // festival / 1september / ru / articles / 312200 / - Treatment date 08-11-2011
6. Mamirova N.T. Use of modular technology in the development of the professional activity of college students // The young scientist. 2013. № 9. Pp. 385-387.
7. The federal state educational standards of higher professional education in the direction of preparation 150100 Teacher education (qualification (degree) of "Bachelor").
8. Hamedova G.N. On the problem of formation of motivation to learn a foreign language at students of not language specialties. State University Orenburg // Herald OSU. № 2 (138). February, 2012. Pp. 281-284.
9. Chirkov V. I. External and internal motivation Psychology OnLine. Net.http: //study-english.info/article018.php# ixzz3TUHwDKo6 http: //study-english.info