Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку будущих специалистов социокультурной сферы'

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку будущих специалистов социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ЯЗЫКОВАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONALLY-ORIENTED APPROACH / LINGUISTIC AND SPECIALIZED TRAINING / TRAINING TECHNOLOGIES / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / INTERCULTURAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Р. З.

В данной статье освещаются актуальные вопросы профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам в высшей профессиональной школе. Представлен практический опыт профессионально-ориентированного обучения студентов в системе социокультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION

The article is devoted to the topical questions of professionally-oriented approach to teaching a foreign language. It is presented practical experience of professionally-oriented training of students in the system of socio-cultural education

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку будущих специалистов социокультурной сферы»

УДК 378

Р.З.Валеева

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В данной статье освещаются актуальные вопросы профессионально-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам в высшей профессиональной школе. Представлен практический опыт профессионально-ориентированного обучения студентов в системе социокультурного образования.

Ключевые слова: профессионально-орентированное обучение, социокультурная сфера, языковая и специальная подготовка, современные технологии обучения, межкультурная иноязычная компетентность.

Valeeva Roza Zakarievna PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION

The article is devoted to the topical questions of professionally-oriented approach to teaching a foreign language. It is presented practical experience of professionally-oriented training of students in the system of socio-cultural education.

Key words: professionally-oriented approach, linguistic and specialized training, training technologies, socio-cultural activity, intercultural foreign language competence.

Глобализация и интеграционные процессы, развивающиеся в социально-экономической, поли-тической, образовательной и культурной сферах, актуализируют возросшие требования к выпуск-никам высшей профессиональной школы. Современный специалист должен быть востребованным на рынке труда, что обусловливает наличие определенных профессиональных и личностных ка-честв, способствующих его социально-профессиональной адаптации. Основополагающие идеи Бо-лонской декларации предполагают как академическую, так и профессиональную мобильность для современной молодежи, которая возможна при наличии у нее конкурентных преимуществ, одним из которых является знание иностранного языка. Согласно требований федерального государст-венного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) и квалификационных характеристик будущие специалисты должны владеть иностранным языком для устного и письменного профессионального и научного общения, для самообразования и повышения своей профессиональной компетенции [7].

Важным условием в подготовке специалистов нового поколения является профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности [6, с.5]. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических зна-ниях [4, с.121]. Проблеме иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов пос-вящены работы многих исследователей: И.Л.Бим, Н.Н.Гез, Л.Ш.Гегечгори, И.А.Зимней, Н.М.Громовой, В.Л.Кузовлева, О.А.Ключниковой, Р.П.Мильруд, НА.Мыльцевой, П.И.Образцова, Е.И.Пассова, О.Г.Поля-кова, В.Ф.Тенищевой, С.ГТер-Минасовой, Н.П.Хомяковой и др. [4]. В них рассматриваются подходы к определению содержания профессионально-ориентированного обучения, методы и формы учебной деятельности, освещаются вопросы организации учебного процесса, ориентированного на фор-мирование профессиональной иноязычной коммуникативной и учебной компетенции.

Особую актуальность профессионально-ориентированный подход к иноязычному обучению приобретает для студентов вузов культуры и искусств, так как преподавание иностранного языка как части культуры обеспечивает опережающее обучение через культуру, то есть -профессионализацию, где содержание обучения, благодаря методической системе формирования элементов иноязычной куль-туры, обогащает обучающихся культурологическими знаниями, столь необходимыми в их предстоящей профессиональной деятельности [5, с. 58-60]. С другой стороны, данный подход формирует готовность студентов к межкультурной коммуникации, поскольку знакомство с особенностями материальной и духовной культуры носителей изучаемого языка, знание их национальной психологии, традиций, обы-чаев и норм поведения, специфики языковой картины мира способствует преодолению языкового барьера и культурно-адекватному поведению в инокультурной среде, создает ситуации для последую-щего общения на иностранном языке и повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Языковая подготовка студентов Казанского государственного университета культуры и

искусств (КазГУКИ) ориентирована на успешное развитие личности студента и является значимым компонентом в единой образовательной системе вуза с точки зрения реализации в ней профессии-ональной направленности. Профессиональную направленность большинство исследователей рас-сматривают как важную сторону общей направленности личности, как динамически развивающееся свойство, процессом формирования которого можно управлять, целенаправленно организуя учебно-воспитательный процесс[3]. Следует отметить, что профессионально-ориентиро-ванное обучение иностранному языку предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя приемы и операции, формирующие профессиональные умения. Профессиональная направленность деятельности требует интеграции дисциплины «иностранный язык» с профилирующими дисциплинами; нацеливает преподавателей иностранного языка на обучение будущих специалистов к использованию иностранного язык как средства систематического пополнения своих профессиональных знаний, а также как средства фор-мирования профессиональных умений и навыков; предполагает использование форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необходимых профессиональных умений и навыков будущего специалиста [2].

Принимая во внимание эти положения, преподаватели иностранных языков кафедры филологии и межкультурных коммуникаций Казанского государственного университета культуры и искусств (КазГУКИ) рекомендуют к изучению учебно-методическое обеспечение, составленное на основе компетентностной модели специалиста социокультурной направленности, с учетом требований ФГОС ВПО, в соответствии с утвержденной учебным планом вуза программой обучения. В процессе обучения также применяются современные технологии обучения, которые способствуют процессу адаптации студентов к новой образовательной среде и формированию их профессио-нально-познавательной активности уже на первом этапе обучения в вузе. Как показывает опыт, к числу проблем, существенно снижающих эффективность данного процесса, следует отнести: специи-фику предмета «Иностранный язык», различный базовый уровень знаний иностранного языка, ограниченное количество аудиторных часов, недостаток учебных-методических материалов, состав-ленных с учетом интересов и потребностей студентов и обеспечивающих необходимый уровень языковой подготовки, недостаточную разработанность представлений о содержании и структуре иноязычной подготовки в системе социокультурного образования, особенности подгото-вки к профессиональной деятельности студентов вузов культуры и искусств.

В этих условиях актуализируется новый подход к отбору содержания обучения, который должен способствовать, во-первых, разностороннему и целостному развитию личности студента, ее творческой составляющей, во-вторых, формировать готовность будущих специалистов к профессио-нальной деятельности. По мнению исследователя Н.Д. Гальсковой, в содержание обучения ино-странному языку необходимо включать: сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студен-тов; языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им; комплекс специальных (речевых) умений, характери-зующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в межкультурных ситуациях; систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка [1 с. 17].

Целью проведения практических занятий по иностранному языку является формирование профессиональных иноязычных коммуникативных умений, расширение общей языковой культуры студентов, их профессионального кругозора. Специализация обучения студентов в системе соци-окультурного образования начинается на ранних этапах в формах специфической тематики фор-мирования лексикона, изучения грамматических конструкций, употребляемых в деловой и про-фессиональной речи. Так, например, студенты факультета экономики, менеджмента и туризма впер-вые встречаются с профессиональной терминологией при изучении различных тем модуля «Гга^И^ (Путешествие)»[8]. Организация досуга, подготовка к поездке, ориентирование в незнакомом городе, знакомство с различными указателями, вывесками, объявлениями, составление профес-сионально-ориентированного

терминологического словаря - все фонетические, лексико-граммати-ческие упражнения, тексты и тестовые задания, тематика итоговой проектной работы ори-ентированы на активизацию профессиональных интересов студентов по изучаемой теме. Необхо-димо указать на

результативность применения метода проектов как одной из наиболее продук-тивных форм учебной деятельности студентов, которая способствует формированию информа-ционных, языковых и коммуникативных умений и навыков студентов в процессе обучения профессионально-ориентированному курсу иностранного языка.

В ряду требований к выпускникам бакалавриата и магистратуры обозначено умение исполь-зовать иностранный язык в профессиональной и межличностной коммуникации, т.е. способности и готовности осуществлять как иноязычное межличностное и межкультурное, так и профессиональ-ное общение. Практический опыт показывает, что обучение навыкам устной речи (монологическому высказыванию, адекватному участию в диалоге) является одним из наиболее сложных этапов и видов работы на занятиях по иностранному языку. Одним из способов решения этой задачи является использование различных методов и форм обучения, в том числе, такой интерактивной формы проведения занятий как дискуссия, в процессе проведения которой участниками обсуждаются акту-альные вопросы изучаемых тем. Необходимыми условиями продуктивной дискуссии на иност-ранном языке являются: выбор интересной темы, посильность поставленных вопросов, языковая подготовленность, продуманность всех этапов обсуждения, личные знания обучающихся, приобре-тенные на практических занятиях и в самостоятельной работе, создание комфортной обстановки и т.д. С учетом этих требований и с целью формирования стереотипов в общении на иностранном языке, для развития навыков критического суждения и умений публичного выступления про-водится итоговое занятие первого модуля на тему "Character and Appearance (Внешность и Ха-рактер)", где студентам предоставляется возможность высказать свое мнение о том, как влияет внешность человека при устройстве на работу, как связаны между собой характер и внешность в профессиональной и в творческой деятельности.

Оригинальные тексты рекламных объявлений о вакансиях, рекомендации по оформлению резюме и сопроводительных писем, советы по подготовке к собеседованию при приеме на работу, аудио и видеоматериалы по тематике модуля "Job, work, career (Работа, карьера и профессиональная деятельность)" повышают мотивацию к изучению иностранного языка, углубляют знания студентов о профессиональных сообществах и волонтерском движении в мире. Здесь необходимо отметить эффективность использования аутентичных материалов, которые играют существенную роль в привлечении среды изучаемого языка в качестве обучающего средства. В этом случае у студентов есть возможность приобщиться к работе с информацией, отражающей жизнь мирового сообщества и реалии современного английского языка, так как предлагаемые аутентичные материалы пред-ставляют правила иноязычного речевого этикета, развивают навыки работы с иноязычными текстами профессиональной направленности, формируют собственные взгляды и представления обучаемых на современный мир и на профессиональную деятельность, готовят к профессионально-му и межкультурному диалогу. Рекомендуемые к изучению материалы этого модуля вызывают оче-видный интерес, что, на наш взгляд, в значительной мере связано с региональными особенностями, профилем вуза и спецификой подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов социокультурной сферы.

Таким образом, учебно-методическое обеспечение, составленное в соответствии с современны-ми требованиями к языковой и профессиональной подготовке выпускника высшей профессиональ-ной школы, в сочетании с использованием современных форм и методов учебных занятий в вузе со-здают благоприятные условия для формирования профессиональных иноязычных навыков и умений. Профессионально-ориентированный подход к языковой подготовке в вузе позволяет буду-щим специалистам социокультурной сферы оперировать общекультурной и специальной терми-нологией и нацеливает на готовность к выполнению задач предстоящей профессиональной деятельности.

Литература

1.Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку [Текст]: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М: АРКТИ-Глосса, 2000. - 165 с.

2. Зиннурова, Ф.М. Формирование профессионально-языковой компетентности студентов ССУЗ в полиэтническом регионе (на примере строительных специальностей) [Текст]:

1.Gal'skova, N.D. Sovremennaja metodika obuchenija inostrannomu jazyku [Tekst]: posobie dlja uchitelja / N.D. Gal'skova. - M: ARKTI-Glossa, 2000. - 165 s.

2. Zinnurova, F.M. Formirovanie professional'no-jazykovoj kompetentnosti studentov SSUZ v polijetnicheskom regione (na primere stroitel'nyh special'nostej) [Tekst]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk /

автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ф.М. Зиннурова. -Йошкар-Ола, 2006. - 25 с.

3. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии [Текст] / Н.

B. Кузьмина. - СПб.: Политехника, 2002. - 230 с.

4. Матухин, Д.Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелинг-вистических специальностей [Текст] / Д.Л. Матухин // Язык и культура. - 2011. -№ 2. - С. 121-128.

5. Никодимова, Е.А. Развитие творческого потенциала студентов на уроках музыки [Текст] / Е.А. Никодимова, О.Г. Белозерова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №12. -

C.58-66.

6. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетов вузов [Текст] / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 1071800 «Социально-культурная деятельность» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11 6262/?frame=1

8.Basic English Course [Текст]: учеб. пособие / КазГУКИ; авт.-сост.: Ахмадуллина Л.Р., Кириллова А.И., Крепкогорская Е.В. и др.; под общ.ред. Р.З. Валеевой, А.В. Идиатуллина. - Казань, 2012. - 176 c.

F.M. Zinnurova. - Joshkar-Ola, 2006. - 25 s.

3. Kuz'mina, N.V. Predmet akmeologii [Tekst] / N. V. Kuz'mina. - SPb.: Politehnika, 2002. - 230 s.

4. Matuhin, D.L. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku studentov neling-visticheskih special'nostej [Tekst] / D.L. Matuhin // Jazyk i kul'tura. - 2011. - № 2. - S. 121-128.

5. Nikodimova, E.A. Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov na urokah muzyki [Tekst] / E.A. Nikodimova, O.G. Belozerova // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2008. - №12. - S.58-66.

6. Obrazcov, P.I. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku na nejazykovyh fakul'tetov vuzov [Tekst] / P.I. Obrazcov, O.Ju. Ivanova. - Orel: OGU, 2005. - 114 s.

7.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 1071800 «Social'no-kul'turnaja dejatel'nost'» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11 6262/?frame=1

8.Basic English Course [Tekst]: ucheb. posobie / KazGUKI; avt.-sost.: Ahmadullina L.R., Kirillova A.I., Krepkogorskaja E.V. i dr.; pod obshh.red. R.Z. Valeevoj, A.V. Idiatullina. - Kazan', 2012. - 176 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.