УДК 378.1
00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-153-156
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР КАК ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
А. А. Астахова, Н. А. Артеменко
Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России, Новороссийск
Рассматривается вопрос создания на базе веб-сайта высшего учебного заведения информационно-ресурсного центра, который позволит более эффективно применять педагогические инновации, а именно информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении (позволяющие формировать у будущих специалистов профессионально значимые компетентности посредством организации особой информационной среды, которая включает различные формы дистанционного образования), личностно ориентированные технологии в преподавании (освоение обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями), информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования будущих специалистов (объективная оценка уровня развития каждого студента, мониторинг интеллектуального развития).
Ключевые слова: информационный ресурсный центр, педагогические инновации, инновационные технологии, проект, информационно-проектная компетентность.
Направленность современного образования на личностно ориентированную педагогику требует актуализации потенциала всех участников педагогического процесса [1]. Для решения данной задачи необходим вариативный подход к процессу образования.
Инновации сегодня характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому вполне естественно, что они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Однако внедрение инноваций не может происходить стихийно, этот процесс должен быть управляемым [2, 3]. Авторы статьи полагают, что в рамках образовательного процесса инновация - это введение нового в цель и содержание обучения; это нововведения, результатом которых является повышение эффективности технологий обучения и воспитания.
Поиск инновационных технологий, внедряемых в образовательный процесс, привел авторов к идее создания информационного ресурсного центра на базе веб-сайта Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России. Создание информационного ресурсного центра позволяет решить ряд противоречий, имеющихся на сегодняшний момент в профессиональном образовании, а именно: с одной стороны, требования к написанию научно-исследовательской работы или статьи определяют наличие актуальности, научной новизны, практической значимости, цитируемости и т. д., с другой стороны, авторами редко выбираются малоизученные темы, в основном выбор определяет высокая разработанность проблемы, для научной новизны остается лишь минимум. Еще реже встречаются работы с эмпирическим исследованием или отличающиеся реально практической направ-
ленностью, и уж совсем единичны работы, решающие вполне злободневные вопросы, возникающие в практической деятельности органов внутренних дел. Порой авторы просто не имеют информации о том, какие вопросы требуют разработки, что действительно находится в проблемном поле или как подобраться к решению этого вопроса. Таким образом, наблюдается разрыв между теорией и практикой.
Еще одним противоречием является, с одной стороны, необходимость междисциплинарного и межкафедрального взаимодействия, с другой - отсутствие реальной общей образовательной платформы для эффективного взаимодействия. Единый информационный ресурсный центр решает данное противоречие.
Следующим немаловажным противоречием является то, что требования, предъявляемые к специалисту-выпускнику, не соответствуют возможностям молодого специалиста. Конечно, вклад самого обучающегося в решение этого противоречия очевиден - больше раскроешь свои ресурсы во время обучения, будешь более конкурентоспособным на рынке труда. Однако налицо отсутствие все той же единой образовательной платформы для эффективного взаимодействия и получения практического опыта специалиста-практика, специалиста-исследователя. Период обучения наиболее эффективен для закладки и раскрытия научного потенциала и интереса. Интерес к профессии непосредственно определяется его практической направленностью.
Таким образом, цель создания информационного ресурсного центра - использование инновационных технологий и информационных систем в
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 12 (189)
образовательном процессе для совершенствования профессиональной деятельности и решения практических задач.
Создание информационного ресурсного центра на базе веб-сайта позволит решить следующие задачи:
- обучение знаниям и умениям, позволяющим будущим специалистам свободно ориентироваться и саморазвиваться в современном информационном пространстве;
- формирование умения использовать знания, полученные при освоении различных дисциплин для создания проектов практической направленности;
- создание условий для совместной научно-исследовательской деятельности обучаемых и преподавателей, университета и практических органов внутренних дел;
- развитие способности креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, принимать оптимальные решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях;
- формирование у обучаемых понимания современных представлений о целях, задачах и практической программно-аппаратной реализации процесса информатизации всех сфер правовой деятельности.
Практическая значимость деятельности информационного ресурсного центра заключается в создании готового проекта или проектов практической направленности, которые смогут найти свое применение в деятельности органов внутренних дел.
Принцип реализации идеи создания информационного ресурсного центра следующий: создание веб-сайта «Информационно-ресурсный центр (ИРЦ)» - ссылка на сайт размещается на официальном сайте филиала, университета, является доступной для всех участников образовательного процесса, а также для работников практических органов; сайт имеет следующую структуру: вкладки - «Банк идей», «Проекты», «Группа менеджмента качества», «Участники» и др.
Пользователями и участниками ИРЦ могут стать курсанты, слушатели, преподаватели, сотрудники различных ведомств.
В «Банк идей» помещаются любые идеи, касающиеся проблемных вопросов практической направленности, возникающих в деятельности органов внутренних дел. Выдвигаемые идеи могут касаться не только вопросов, волнующих практические органы внутренних дел, но и вопросы улучшения образовательного процесса в части методической, научной и других видов деятельности. Также в «Банк идей» могут быть помещены темы и вопросы, разрабатываемые или разработанные
курсантами и преподавателями на момент создания ИРЦ.
Далее на основе идей формируются проекты. Вслед за А. И. Шевченко авторы понимают образовательный проект как ограниченное во времени направляемое изменение образовательной системы, обеспечивающее достижение ею новых целей в рамках возможных ресурсов, реальных средств и специфической организации [4, с. 6]. В реализации проекта могут принять участие все желающие на основе заявки. Проект реализуется по общему принципу проектной деятельности с обозначенными сроками всех этапов, составом участников, определению цели, задач и желаемого результата и т. д. В процессе оформления идеи или нескольких идей в конкретный проект появляется возможность достичь поставленной цели различными подходами, что становится возможным благодаря участию большего количества заинтересованных лиц. Междисциплинарное, межкафедральное, межведомственное взаимодействие в процессе разработки проекта повышает эффективность самой деятельности и качество итогового продукта. Результатом проекта могут быть рекомендации, алгоритмы, опросники, проекты правовых и нормативных актов или поправки к ним, результаты исследований, методические разработки проведения занятий с использованием инновационных технологий, разработки проведения занятий с личным составом и т. д.
Отдельно создается группа менеджмента качества, в которую входит руководство, сотрудники, ответственные за соответствующие направления, заведующие кафедрами и др. (список лиц определяется руководством). Данная группа дает экспертное заключение уже готовому проекту.
Необходимо отметить также, что работа обучающихся на базе ИРЦ позволяет решить проблему формирования профессионально значимых для специалиста любого профиля умений в области работы с информацией [5, 6]. ФГОС ВО по специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.03.01 «Юриспруденция» предусматривает формирование в числе общекультурных компетенций способности работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации [7, 8]; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях [9].
В числе профессиональных компетенций предполагается формирование способности анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов; способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований; проектировать, реализовывать, контролировать результаты своей деятельности [7-9].
Таким образом, умение работать с информацией (получать, хранить, перерабатывать, управлять) ФГОС ВО относит к общекультурным компетенциям, а умения в области анализа, интерпретации результатов, организации работы в коллективе - к профессиональным компетенциям. Все обозначенные компетенции, на взгляд авторов, составляют суть информационно-проектной компетентности, представляющей собой способность и готовность осуществлять информационную поддержку и сопровождение проектной деятельности, способность интегрировать и творчески осмысливать но-
вые знания и умело переносить их в профессиональную область в изменяющихся условиях, обеспечивая вхождение специалистов в информационное общество [10].
Поэтому возникает необходимость формирования именно информационно-проектной компетентности будущего специалиста, которая представляет собой умение применять в будущей профессиональной деятельности все полученные знания, а также навык самостоятельной работы с информационными и коммуникационными технологиями.
Итак, ИРЦ позволяет формировать и аккумулировать информационные образовательные ресурсы и обеспечить доступ к ним заинтересованных пользователей. То есть функционирование ИРЦ предоставляет возможность всем обратившимся к его ресурсам понять механизм обучения. Понимание этого механизма можно использовать для получения метазнаний путем адаптации электронного обучения и интеллектуального осознания данных процессов. Таким образом, информационный ресурсный центр, являясь единой инновационно-информационной платформой, позволит решить задачи подготовки высококвалифицированных специалистов.
Список литературы
1. Астахова А. А. Ментальные репрезентации учебных текстов подростками с разным учебно-познавательных опытом: дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2014. 310 с. (Т. 1, 2).
2. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. Тюмень, 1990. С. 8.
3. Наскалов В. М. Инновационные технологии в учебном процессе студентов вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 131-135.
4. Шевченко А. И. Проектирование дисциплинарного образовательного пространства в вузе и методика его освоения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 26 с.
5. Артеменко Н. А., Белогуров С. В. Об особенностях организации процесса формирования информационной компетентности будущего специалиста // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Rewiew). 2014. Вып. 1 (3). С. 13-18.
6. Степанова О. А. К вопросу о совершенствовании информационной компетентности преподавателей вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 51-53.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400501.pdf (дата обращения: 12.04.2017).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400502.pdf (дата обращения: 12.02.2017).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (дата обращения: 24.01.2017).
10. Белогуров С. В. Дидактические условия формирования информационно-проектной компетентности будущих инженеров в техническом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2016. 25 с.
Астахова Армини Аветиковна, кандидат психологических наук, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России (Сухумийское шоссе, 12 км, Новороссийск, Россия, 353911). E-mail: [email protected]
Артеменко Надежда Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России (Сухумийское шоссе, 12 км, Новороссийск, Россия, 353911). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 07.07.2017.
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)
DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-153-156
THE INFORMATION RESOURCE CENTRE AS ONE OF EXAMPLES OF USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS
A. A. Astakhova, N. A. Artemenko
Novorossiysk Branch of the Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of Russia, Novorossiysk, Russian Federation
The issue of creation on the basis of the website of a higher educational institution of the information resource center which will allow to apply more effectively pedagogical innovations is considered, namely: information and communication technologies in subject training (allowing future specialists to form professionally significant competences by means of the organization of special information environment which includes various forms of remote education), personally focused technologies in teaching (mastering of individual educational programs by students according to their capabilities and needs), information and analytical support of the educational process and quality management of the education of future specialists (an objective assessment of the level of development of each student, monitoring of intellectual development). Work on the basis of the information resource center promotes the development of future specialists in the skills to independently solve the problems in various spheres and activities. The ability to work with information and various information sources allows students to develop their creative potential, is a means of self-realization and self-training, and allows teachers to develop and define efficiency of conditions of inclusion of information technologies in project activity. In addition the work on the basis of the information resource center develops ability and readiness to provide information support and maintenance of project activity, ability to integrate and to creatively comprehend new knowledge and be able to transfer them to the professional area in the changing conditions, providing entry of specialists into information society.
Key words: information resource center, pedagogical innovations, innovative technologies, project, information and project competence.
References
1. Astakhova A. A. Mental'nyye reprezentatsii uchebnykh tekstovpodrostkami s raznym uchebno-poznavatel'nym opytom. Dis. kand. psikh. nauk [Mental representations of educational texts by teenagers with a miscellaneous educational and informative experience. Diss. cand. psych. sci.]. Rostov-on-Don, 2014. 310 p. (in Russian).
2. Zagvyazinskiy V. I. Innovatsionnyye protsessy v obrazovanii i pedagogicheskaya nauka [Innovative processes in education and pedagogical science]. Innovatsionnyye protsessy v obrazovanii: sbornik nauchnykh trudov [Innovative processes in education: collection of scientific works]. Tyumen, 1990. P. 8 (in Russian).
3. Naskalov V. M. Innovatsionnyye tekhnologii v uchebnom protsesse studentov vuzov [Innovative technologies in the students' system of education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 5 (120), pp. 131-135 (in Russian).
4. Shevchenko A. I. Proyektirovaniye distsiplinarnogo obrazovatel'nogo prostranstva v vuze i metodika yego osvoyeniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Design of disciplinary educational space in higher education institution and a technique of his development. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Stavropol, 2004. 26 p. (in Russian).
5. Artemenko N. A. Ob osobennostyakh organizatsii protsessa formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti budushchego spetsialista [Some features of the organization process of formation of information competence of the future expert]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye -PedagogicalRewiew, 2014, vol. 1 (3), pp. 13-18 (in Russian).
6. Stepanova O. A. K voprosu o sovershenstvovanii informatsionnoy kompetentnosti prepodavateley vuza [On improvement of information competence of university teachers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 9 (137), pp. 51-53 (in Russian).
7. Federal'nyygosudarstvennyyobrazovateTnyystandart vysshego obrazovaniyapo napravleniyupodgotovki40.05.01 "Pravovoye obespecheniye natsional'noy bezopasnosti" [The federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 40.05.01 "Legal support of national security"] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400501.pdf (accessed 12 April 2017).
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovateTnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.05.02 "Pravookhranitel'naya deyatel'nost'" [The federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 40.05.02 "Law-enforcement activity"] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400502.pdf (accessed 12 February 2017).
9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 "Yurisprudentsiya" [The federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 40.03.01 "Law"] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (accessed 24 January 2017).
10. Belogurov S. V. Didakticheskiye usloviya formirovaniya informatsionno-proyektnoy kompetentnosti budushchikh inzhenerov v tekhnicheskom vuze. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Didactic conditions of formation of information and design competence of future engineers of technical college. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Veliky Novgorod, 2016. 25 p. (in Russian).
Astakhova A. A., Novorossiysk Branch of the Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of Russia (Sukhumiyskoye shosse, 12 km, Novorossiysk, Russian Federation, 353911). E-mail: [email protected]
Artemenko N. A., Novorossiysk Branch of the Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of Russia (Sukhumiyskoye shosse, 12 km, Novorossiysk, Russian Federation, 353911). E-mail: [email protected]