Научная статья на тему 'Особенности разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере юриспруденции'

Особенности разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL STANDARD / JURISPRUDENCE / EDUCATION / QUALIFICATION / LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебыкина Елизавета Сергеевна

В настоящее время разработка профессиональных стандартов различных сфер профессиональной деятельности продолжается, однако отсутствует единый слаженный механизм по их внедрению. Юриспруденция достаточно распространенная сфера деятельности специалистов в области права и вполне естественно, что введение профессиональных стандартов в данной сфере требует особого подхода к их разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALITY OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF JURISPRUDENCE

Currently, the development of professional standards in various fields of professional activity continues, but there is no uniform coordinated mechanism for their implementation. The jurisprudence is a fairly widespread field of activity of specialists in the field of law and it is quite natural that the introduction of professional standards in this field requires a special approach to their development.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере юриспруденции»

УДК 349.2

Чебыкина Елизавета Сергеевна Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции Россия, Екатеринбург liza.tchebickina@yandex.ru Chebykina Elizaveta Sergeevna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ Аннотация: в настоящее время разработка профессиональных стандартов различных сфер профессиональной деятельности продолжается, однако отсутствует единый слаженный механизм по их внедрению. Юриспруденция достаточно распространенная сфера деятельности специалистов в области права и вполне естественно, что введение профессиональных стандартов в данной сфере требует особого подхода к их разработке.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, юриспруденция, образование, квалификация, правовая деятельность.

ACTUALITY OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF JURISPRUDENCE Annotation: currently, the development of professional standards in various fields of professional activity continues, but there is no uniform coordinated mechanism for their implementation. The jurisprudence is a fairly widespread field of activity of specialists in the field of law and it is quite natural that the introduction of professional standards in this field requires a special approach to their development.

Key words: professional standard, jurisprudence, education, qualification, legal activity.

Стремление работодателей получать подготовленных специалистов всех уровней, систематизация и документальное закрепление современных требований к трудовому функционалу работников привело к необходимости разработки квалификационных характеристик нового типа - профессиональных стандартов [2; с. 9].

Понятие «профессиональный стандарт» названо в ст. ст. 195.1 - 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации. В настоящее время отсутствует единое определение профессионального стандарта, и используются два. Статья 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статья 1 Федерального закона «О техническом регулировании» дает определение профессионального стандарта как «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». В Положении «О Профессиональном стандарте», разработанным Российским союзом промышленников и предпринимателей под профессиональным стандартом понимается «многофункциональный нормативный документ, определяющий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям». Другими словами, профессиональный стандарт - это документ, регламентирующий требования к содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, требования к квалификации работников по различным квалификационным уровням. Долгое время в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и внедрение профессиональных стандартов на практике.

Как утверждает Кравцов Д. И. «в современном российском обществе одной из значимых задач социально-трудовой сферы выступает повсеместное введение профессиональных стандартов, которое уже столкнулось с целым рядом проблем. На сегодняшний день профессиональные стандарты носят обязательный характер в соответствии с Трудовым кодексом. Однако, как показывает практика, их внедрение затруднено. Одной из причин этого является неполная обеспеченность профессиональными стандартами, что и можно наблюдать в юридической сфере» [1; с.55].

В настоящее время в стране уже утвержден 1261 профессиональный стандарт, причем большинство стандартов подготовлено для рабочих профессий. Если в сфере здравоохранения имеется 61 стандарт, в области связи - 44, то в сфере юриспруденции всего два профессиональных стандарта, относящиеся к профессиям следователей-криминалистов и специалистов в области конкурентного права. Это лишь малая доля всех юридических профессий,но очень важно учесть весь спектр специалистов в области права, а значит, юридическому сообществу предстоит большая работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов для них. Для того чтобы советы работодателей смогли сформулировать универсальные требования для своей сферы деятельности, необходимо провести мониторинг рынка труда и определить, как использовать стандарт при оценке квалификации юриста.

Важной особенностью разработки профессиональных стандартов в сфере юриспруденции является то, что деятельность юристов является разноплановой, а в связи с этим появляется проблема в «укомплектовании» всех необходимых знаний, умений и выполняемых трудовых функций для разнообразных юридических профессий.

Юриспруденция объединяет в себе множество профильных специальностей, ведь юристом называют и юридического консультанта в штате какого-либо предприятия, судью, следователя, адвоката, нотариуса, и государственного служащего различных ведомств. Специалистов в области

права множество, но обязанности у них сильно отличаются, а значит должны быть упорядочены и регламентированы профессиональными стандартами.

В связи с этим возникает еще одна проблема в разработке и внедрении профессиональных стандартов для специалистов в области права -необходимость выбора оптимальной «модели» профессиональных стандартов. То есть пока не ясно, необходимо ли внедрять единый для всех юристов профессиональный стандарт, объединяющий в себе все выполняемые работником трудовые функции, необходимые для этого знания и умения? Или же данная задача не выполнима в связи с разноплановостью юридических профессий и требуется разработка и внедрение профессиональных стандартов по каждой отдельно взятой профессии в сфере права? Эти вопросы являются дискуссионными и профессиональное сообщество пока не пришло к единому мнению, что и предстоит сделать в будущем. Предугадать точное содержание профессионального стандарта для юристов не представляется возможным до его опубликования на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Говоря о разработке профессиональных стандартов по различным профилям юриспруденции, следует заметить, что в адвокатском сообществе, например, имеются некоторые стандарты, а именно уже действующий Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, разработанный на VIII Всероссийском съезде адвокатов 20 апреля 2017 года. А также разработан проект Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров.

Роль профессиональных стандартов значительна, так как для работодателей профессиональный стандарт является профессиональным минимумом - основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации. В своем исследовании С.В. Ладаускас и Н.В. Сорокина отмечают, что в практической реализации профессиональные стандарты в большинстве своем будут использоваться работодателями в целях формирования своей

кадровой политики, для обучения работников. Также они найдут отражение и при установлении системы оплаты труда, и даже образовательные организации будут использовать их для своего применения в целях разработки своих образовательных программ профессионального образования. Более того профессиональные стандарты выступают определенным ориентиром для работодателей относительно того, какого бы специалиста они хотели бы видеть в своей организации, каковы его способности и что можно от него потребовать [4; с.52]. Таким образом, основной целью профессиональных стандартов является установление единых квалифицированных требований к работникам, которые осуществляют трудовую функцию по конкретной профессии.

Важно чтобы положения соответствующих профессиональных стандартов учитывались при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Образовательные стандарты должны применяться в комплексе с профессиональными, так как это необходимо для того, чтобы понимать, на какие должности можно рассчитывать при получении того или иного образования, вместе с этим должна решиться и такая проблема, когда выпускник учебного заведения не обладает профессиональными умениями, требуемыми работодателем.

Качество образования и его соответствие потребностям рынка труда в настоящее время недостаточно реализуется в современной системе образования [6; с. 196]. По мнению М. М. Мухлыниной потребность в разработке и введении профессиональных стандартов возникла в связи с разрывом реалий рынка труда и системой образования, что «работодателям часто приходится переучивать вчерашних выпускников, а также проводить адаптацию работников длительное время». По её словам, «в этих целях подготовлена программа обновления действующей системы квалификационных требований к работникам, что неизбежно приведет к изменению или дополнению образовательных программ» [3; с. 122].

Следует согласиться с Д. И. Кравцовым, считающим, что в настоящее время требования профессиональных и образовательных стандартов слабо согласованы между собой, и что это связано с тем, что их разрабатывают разные структуры. А именно, профессиональные стандарты создаются под руководством Министерства труда и социальной защиты, тогда как образовательные - Министерством образования и науки РФ [1; с.56]. При этом профессиональные стандарты разрабатываются в основном профессиональным сообществом и практикующими юристами, тогда, как образовательные -профессорско-преподавательским составом. То есть профессиональные стандарты и фонды оценочных средств в системе независимой оценки квалификаций разрабатывает, как указано выше, одно ведомство, а за образовательную деятельность отвечает другое. Это приводит не столько к упорядочиванию и структурированию на рынке труда, сколько к дополнительным проблемам и сложностям.

Использование профессиональных стандартов для юристов позволяло бы обеспечить наличие четкой регламентации конкретных трудовых функций сотрудников, а также сформировать у студентов соответствующего профиля понимания нюансов и тонкостей предстоящей работы. При этом свои отдельные критерии, помогающие определить, какие умения и знания должен иметь выпускник, являющийся специалистом в области права нужны для имеющих дипломы магистра, бакалавра или специалиста. Особый профессиональный стандарт понадобится и для юристов со средним специальным образованием.

При разработке и внедрении профессиональных стандартов в сфере юриспруденции необходимо также учесть и уже практикующих юристов. Так «несоответствие образования и опыта работника требованиям к квалификации, указанным в профстандарте» - это одна из «болевых точек» внедрения профессиональных стандартов, как отмечают Н. М. Саликова и Ю. А. Кучина в своем исследовании. В связи с чем, возникает необходимость разрешения в

договорном порядке вопроса о получении работником соответствующегообразования (поскольку опыт в любом случае повышению не подлежит), и об источнике оплаты обучения работника [5; с. 81]. Обратить внимание следует и на точку зрения Клепаловой Ю. И. считающей, что в случае добровольного применения профессионального стандарта, а не квалификационного справочника конкретным работодателем возникает ситуация предъявления различных требований к конкретной должности, в частности к уровню образования, опыту работы, необходимым знаниям и умениям, что может повлечь за собой разные требования к содержанию понятия «деловые качества работника» [7; с. 378].

Подводя итог, нужно сказать, что внедрение профессиональных стандартов позволит сделать действия работников-юристов по выполнению ими своих должностных обязанностей легко проверяемыми и измеряемыми. Однако измерять «общим аршином» квалификацию юриста совершенно неуместно, и потому активизировать деятельность по разработке профессиональных стандартов в сфере юриспруденции следует, прежде всего, профессиональным сообществам, способным не только устанавливать обязательные требования к своей профессии, но и учитывать в определенных случаях ее творческий и даже научный характер.

Список литературы:

1. Клепалова Ю.И. К вопросу об обязательности применения профессиональных стандартов / Ю.И. Клепалова //Материалы Всероссийской научно-практической конференции отв. ред. В. Г. Голубцов; О. А. Кузнецова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. -2016. - С. 377-378.

2. Кравцов Д.И. Проблемы подготовки юристов в рамках введения профессиональных стандартов / Д.И. Кравцов // Менеджмент социальных и экономических систем. - 2017. - №1. - С. 54-59.

3. Ладаускас С.В. Профессиональные стандарты: особенности внедрения в Российской Федерации / С.В. Ладаускас, Н.В. Сорокина // Научный вестник ЮИМ. - 2017. - №2. - С. 51-56.

4. Максимова Н.В. Инновационное развитие вузов как основа повышения качества образования / Н.В. Максимова, З.Е. Шапорова, А.В. Цветцых // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции. - 2015. - С.195-197.

5. Мухлынина М.М. О некоторых особенностях разработки и внедрения профессиональных стандартов в трудовом законодательстве РФ / М.М. Мухлынина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 9. - С. 121-124.

6. Саликова Н.М. Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов / Н.М. Саликова, Ю.А. Кучина // Российское право: образование, практика, наука. - 2017. - С. 79-84.

7. Федотова В.В. Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения / В.В. Федотова, Н.В. Талапова, С.И. Шинявская, Н.В. Пуртова // Екатеринбург: УрФУ. - 2013. - 51 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.