УДК 331
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Д. И. Кравцов
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: sochneva.e@inbox.ru
Вскрываются некоторые проблемы и особенности профессиональных стандартов по направлению «Юриспруденция», анализируется уже утвержденный профессиональный стандарт следователя-криминалиста, раскрываются особенности согласования компетенций профессионального стандарта с компетенциями, получаемыми в системе профессионального образования в России. В современном российском обществе одной из значимых задач социально-трудовой сферы выступает повсеместное введение профессиональных стандартов, которое уже столкнулось с целым рядом проблем. На сегодняшний день профессиональные стандарты носят обязательный характер в соответствии с Трудовым кодексом. Однако, как показывает практика, их внедрение затруднено. Одной из причин этого является неполная обеспеченность профессиональными стандартами, что и можно наблюдать в сфере «Юриспруденция». Важной особенностью разработки профессиональных стандартов в сфере юриспруденции является то, что деятельность юристов является разноплановой. Наибольший интерес вызывает, так называемый, корпоративный юрист, который приобрел особую актуальность в связи с ужесточением внешних условий функционирования предприятий на рынке. В работе показано, что профессиональный стандарт в сфере юриспруденции способен регламентировать процедуру подбора персонала и правильного соотнесения должностей и требований к персоналу с квалификационными уровнями. Так, после введения профессиональных стандартов, станет ясно, что «юрист» должен иметь седьмой уровень квалификации, что соответствует образованию магистратура или специалитет. В исследовании поднята проблема несоответствия компетенций, требуемых к специалисту в профессиональном стандарте, и тех компетенций, которые он получает в системе профессионального образования. Это связано с тем, что профессиональные стандарты и фонды оценочных средств в системе независимой оценки квалификаций разрабатывает одно ведомств, а за образовательную деятельность отвечает другое. Это приводит не столько к упорядочиванию и структурированию на рынке труда, сколько к дополнительным проблемам и сложностям. Важно отметить также, что при подготовке юристов необходимое огромное внимание уделять выработке коммуникативных качестве. Так как это существенно влияет на эффективность их деятельности.
Ключевые слова: образование, юриспруденция, профессиональный стандарт, компетенция, правовая деятельность.
PROBLEMS OF TRAINING OF LAWYERS IN THE FRAMEWORK OF INTRODUCTION OF PROFESSIONAL STANDARDS
D. I. Kravtcov
Siberian Federal University 79, Svobodniy Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: sochneva.e@inbox.ru
This article reveals some of the problems and peculiarities of professional standards in the field of "Jurisprudence", analyzes the already approved professional standard of the investigator-criminalist, reveals the features of harmonizing the competencies of the professional standard with the competences obtained in the vocational education system in Russia. In modern Russian society, one of the most important tasks of the social and labor sphere is the widespread introduction of professional standards, which has already faced a whole range of problems. To date, professional standards are mandatory in accordance with the Labor Code. However, as practice shows, their implementation is difficult. One of the reasons for this is the incomplete provision of professional standards, which can be observed in the field of "Jurisprudence". An important feature of the development ofprofessional standards in the field ofjurisprudence is that the work of lawyers is diverse. The most interesting is the so-called corporate lawyer, which acquired special relevance in connection with the toughening of external conditions for the functioning of enterprises on the market. The paper shows that a professional
standard in the field of jurisprudence is able to regulate the procedure for recruiting personnel and correctly correlating posts and requirements for personnel with qualification levels. So, after the introduction of professional standards, it becomes clear that the "lawyer" must have a seventh level of qualification, which corresponds to the formation of a master's degree or specialty. The study raises the problem of the discrepancy between the competencies required for a specialist in the professional standard and those competencies that he receives in the vocational education system. This is due to the fact that professional standards and funds of evaluation tools in the system of independent assessment of qualifications are developed by one department, and for educational activities, another is responsible. This leads not so much to ordering and structuring in the labor market, but to additional problems and difficulties. It is also important to note that when preparing lawyers, great attention must be paid to the development of communicative quality. Since this significantly affects the effectiveness of their activities.
Keywords: education, jurisprudence, professional standard, competence, legal activity.
Введение. Нормативно-правовое регулирование социально-трудовой сферы постоянно меняется, однако сейчас это направление переживает достаточно серьезные изменения. Положения, оформленные единым сводом условий, обязанностей и требований, в виде профессиональных стандартов стали обязательными к применению с 1 июля 2016 г. Исследуя данный вопрос, мы выяснили, что настоящее время не все профстандарты готовы, многие из них еще в работе и отсутствует единый отлаженный механизм по их внедрению [1].
Понятно, что в каждой сфере профессиональной деятельности возможны свои отличительные особенности внедрения нового для нашей страны документа, а юриспруденция достаточно распространенная сфера деятельности специалистов различных направлений в области права [2; 3].
В данной работе мы рассмотрим перспективы введения профессиональных стандартов по направлению «Юриспруденция», выясним какими нормами сегодня регламентируются профессиональные обязанности юриста, каким образом данный проф-стандарт будет вводиться в практику организации, какие новые функции могут быть вменены сотруднику.
Основная часть. Все профстандарты вносят определенный порядок в регламентацию должностных требований. С ними гораздо удобнее формулировать служебные инструкции для различных должностей, решать вопросы, касающиеся штатного расписания, планировать аттестацию и обучение сотрудников. Обязательные требования к отбору персонала позволят достичь более высокой «концентрации» сотрудников лучшей квалификации [4; 5].
По-нашему мнению, теперь можно будет однозначно ответить на вопросы, возникшие в связи с введением в России Болонской системы образования в рамках подготовки юридических кадров, впрочем, как и других. Профстандарт четко определяет, какую должность можно занимать в сфере юриспруденции, имея уровень бакалавра, а какую могут занять выпускники специалиста или магистратуры. Также становится ясным, какие профессиональные задачи на рабочем месте может решать магистр, закончивший бакалавриат по другому направлению, кроме юриспруденции. Это очень
важно с правовой точки зрения для защиты прав работниками представителями профессиональных союзов [6].
Дело в том, что одна из проблем трудоустройства юристов с дипломом бакалавра состоит в том, что работодатели предпочитают принимать на работу магистров, даже если такая подготовка вовсе не обязательна для той должности, на которую претендует соискатель. Мотивировка «бакалавр - еще не настоящий юрист» вызвана общими стереотипами, а отнюдь не реальным положением вещей [7]. Принятие конкретных профстандартов поможет окончательно устранить подобные недоразумения раз и навсегда, официально определив необходимый уровень образования для каждой конкретной должности.
Как было уже сказано, юриспруденция охватывает труд множества специалистов различных профилей. Юристом полноправно назовут и консультанта в штате какой-либо организации, и судью, и следователя. Любой служитель закона по праву может быть назван юристом, хотя обязанности у них сильно отличаются, а значит, должны быть регламентированы профстандартами. Предсказать точное содержание профессионального стандарта для юристов нельзя до его опубликования на сайте Минтруда РФ. Однако все они будут выстроены по единой схеме, принятой приказом Министерства труда № 147н от 12 апреля 2013 г. и обязательно будут включать в себя общепринятые разделы:
• введение, которое содержит общие сведения о профессии, ее официальная дефиниция, классификация по справочникам ОКЗ и ОКВЭД;
• карту трудовых функций с описанием функциональных обязанностей юриста;
• характеристику функций с подробным рассмотрением каждой из обобщенных функций, перечнем необходимых профессиональных знаний и юридических умений;
• источник в виде содержания сведений о той организации, которая разработала и апробировала данный профстандарт.
В целом разрабатывать профессиональные стандарты для юридических работников достаточно сложно, поскольку не выделены минимальные «планки» для самых простых вариантов юридиче-
ских должностей. По состоянию на лето 2016 года ни один дополнительный юридический профстан-дарт не подан на утверждение в Минтруда России, а соответствующие законопроекты будут представлены на голосование в Госдуме не раньше 2017 года. До тех пор, пока соответствующие профстан-дарты не приняты, руководители, принимающие на работу юристов, вправе руководствоваться Единым квалификационным справочником.
Любая профессиональная организация может стать автором профстандарта, для этого нужно, чтобы документ полностью соответствовал принятой Министерством вышеприведенной схеме. Одной из попыток была организованная юридическим факультетом МГУ имени М. Ломоносова проба составления макета стандарта «Корпоративный юрист». Под корпоративным юристом в общепринятом понимании подразумевается юрист, обеспечивающий хозяйственную деятельность организации. Обобщенные функции, выделенные разработчиком, включают в себя следующие виды юридической деятельности:
1. Корпоративная практика:
- организация процедуры регистрации юридических лиц;
- корректировка регистрационных документов предприятий;
- ведение перечней стейкхолдеров для учреждений.
2. Юридическое сопровождение хозяйственной деятельности:
- подбор и/или составление нужных нормативных актов;
- согласование проектов различной документации;
- правовое сопровождение работы фирмы;
- вопросы разрешительной документации.
3. Деятельность по договору с руководством организации - все общеправовые моменты, которые работодатель посчитает нужным включить в должностную инструкцию.
Уровень квалификации, который предполагается присвоить должности корпоративного юриста - 7. Планируемые требования к образованию - должно быть оконченное высшее по программам специали-тета или магистратуры. Потребуется также 3-4 летний опыт на должности юрисконсульта.
Министерством труда и социальной защиты РФ были зарегистрированы профессиональные стандарты для более чем трех десятков направлений работы по 814 конкретным профессиям. Своей очереди для обсуждения и принятия с последующей регистрацией в Минюсте России ожидают профстандарты нотариуса, юридического консультанта, адвоката, судьи, прокурора, корпоративного юриста, пенитенциарного работника.
Единственный принятый Министерством труда и социальной защиты России юридический стандарт зарегистрирован приказом № 183н от 23.03.2015 г. для следователя-криминалиста состо-
ит из вышеуказанных типовых блоков, которые подробнее рассмотрим ниже.
В качестве официального наименования направления деятельности следователя здесь выступает криминалистическое сопровождение расследования имевших место преступных действий. Код профессии по ОКЗ - 249, по ОКВЭД - 75.23.5 (деятельность СК Российской Федерации). Главной функцией следователя является организация всех процессуальных действий, в первую очередь, криминалистических процедур, в процессе расследования преступных деяний. Необходимый уровень квалификации - 7, для которого нужно овладеть рядом профессиональных знаний и определенных умений:
- квалифицировать действия преступников с точки зрения закона;
- проводить профессиональный осмотр места преступления и тела потерпевшего;
- вести соответствующую документацию и т. д.
В этом же пункте приведен подробный список
действий, которые необходимо осуществлять следователю в процессе работы от возбуждения дела до передачи его в прокуратуру.
На наш взгляд, профессиональный стандарт следователя, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты, не может заменить содержания должностной инструкции, но его требования обязательны и они должны быть обязательно включены в нее. Важно также понимать, что наряду с внедрением и переводом работников на профессиональные стандарты, работодателю необходимо продумать систему оценки результативности деятельности, что должно определяться качественными критериями.
Мы выявили, что уровень образования для юристов и в первом и во втором примере требуется достаточно высокий - 7. В связи с чем возник вопрос в отношении того насколько соответствуют друг другу система компетенций высшего образования и та, которая заложена в профстандарте.
Отметим, что в настоящее время требования профессиональных и образовательных стандартов слабо согласованы между собой, и это связано с тем, что их разрабатывают разные структуры. Как известно, профессиональные стандарты создаются под руководством Министерства труда и социальной защиты, тогда как образовательные - Министерство образования и науки РФ. При этом профессиональные стандарты разрабатываются в основном профессиональным сообществом, тогда, как образовательные - академическим. Так же, как и фонды оценочных средств по независимой оценке квалификаций создаются, в большей степени представителями работодателей, а фонды оценочных средств университетов - профессорско-преподавательским составом. Идеологи профессиональных стандартов считают, что система оценки знаний должна быть отделена от источника их получения, и это присуще большинству развитых
стран и декларируется международными стандартами [8].
Качество образования и его соответствие потребностям рынка труда в настоящее время недостаточно реализуются в современной системе образования [9]. В современных исследованиях показаны имеющиеся разрывы между профессиональным образованием и профессиональным трудом. И. С. Багдасарьян и Г. Ф. Каячев предлагают преодоление этих особенностей организовать через изменение подходов к методам обучения студентов. Авторы полагают, что трансформация методов преподавания, базирующаяся на развитии личности студентов в условиях новых общественных вызовов, на интерактивном подходе, будет своевременной и востребованной [10]. Кроме того, такой подход, несомненно. Будет способствовать наращиванию человеческого капитала в экономике [11].
Рассмотрим требования Федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Так, выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать профессионально-прикладными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: нор-мотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, экспертно-консультационная деятельность.
Важное значение в формировании требуемых компетенций приобретает практика. Так, в настоящее время все виды практики при получении квалификации «бакалавр» отражают стандартный набор профессиональных компетенций. Так, в нормо-творческой деятельности студент должен приобрести способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности. В правоприменительной деятельности выпускник должен уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, применять нормативные правовые акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, владеть навыками подготовки юридических документов. В правоохранительной деятельности должны быть выработаны навыки выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений, а в экспертно-консультационной деятельности будущий специалист должен быть готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.
Часто к дополнительным требованиям при прохождении практики относят образовательные учреждения относят:
- присутствие на переговорах и иных мероприятиях, требующих правового сопровождения, в соответствующих учреждениях и организациях;
- изучение и подготовку документов, в том числе проектов нормативных и ненормативных правовых актов;
- работу с архивными материалами;
- изучение и анализ статистических данных о деятельности органа, организации;
- подготовку по заданию руководителя практики соответствующих отчетов и правовых заключений;
- участие в приеме заявлений, жалоб и иных обращений граждан и организаций, запросов соответствующих органов и подготовку проектов ответов на них и другое.
Заключение. В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, поддерживать с ними на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов.
Для того чтобы эффективно участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально-важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность [12; 13].
Говоря о закономерностях общения, необходимо исходить из того, что в процессе общения юрист всегда выступает в определенном социально-правовом контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, прокурора, судьи и т. д.), которая выступает как определенное фиксированное положение конкретного человека в системе его межличностных отношений. Известно, что любой человек, включенный в те или иные общественные отношения, в определенных жизненных обстоятельствах, ситуациях играет различные заранее предписанные ему социальные роли.
В свою очередь, они формирует у окружающих в отношении ее носителя, наделенного определенными правами и обязанностями, систему ролевых ожиданий, которые реализуются в конкретных коммуникативных ситуациях. Пожалуй, развивая эти отношения, весьма значимым будет отыгрывание ролей с помощью специально созданных условий, например в рамках тренингов, или практических занятий с использованием его элементов [14]. Безусловно, развивая данные профессиональные навыки весьма важную роль играют вопросы развития компетенций, лежащие в плоскости отношений «человек-человек». А они, как известно, явля-
ются как личностным, так и профессиональным багажом, который обогащается опытом [15; 16].
Библиографические ссылки
1. Багдасарьян И. С., Сочнева Е. Н., Сафонова О. Н. Проблемы внедрения профессиональных квалификаций в региональном аспекте // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 3 (19). С. 14-21.
2. Навальный С. В., Павловский В. В. Общественное мнение студентов юридического института: новые старые вопросы // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 3 (14). С. 86-95.
3. Лопатина Д. В., Плисова В. В. Правовая информированность граждан // Основные тенденции развития Российского законодательства. 2011. № 6. С. 11-12.
4. Сочнева Е. Н. Человеческий капитал: проблемы измерения и роста в российской экономике : монография. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. 190 с.
5. Матюнькова Н. Н., Багдасарьян И. С., Дуд-кина Г. В. Проблемы кадровой политики в современной организации // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2009. № 1. С. 20-22.
6. Сочнева Е. Н. Новые вызовы профсоюзного движения в России / Народонаселение. 2014. № 3. С. 120-125.
7. Сочнева Е. Н. Повышение эффективности политики борьбы с безработицей в Красноярском крае. Восточный вектор : социально-экономическое развитие Красноярского края : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (29 окт. 2015 г.) / отв. за вып. З. А. Васильева, О. А. Алмабекова, И. И. Зырянова [и др.]. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 106-109.
8. Сочнева Е. Н., Федотов В. М. Сравнительный анализ моделей социальной политики зарубежных стран и России // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4. С. 67-69.
9. Максимова Н. В., Шапорова З. Е., Цветцых А. В. Инновационное развитие вузов как основа повышения качества образования // Проблемы современной аграрной науки : материалы Междунар. заоч. науч. конф. / отв. за вып. А. А. Кондрашев, Ж. Н. Шмелева. 2015. С. 195-197.
10. Каячев Г. Ф., Багдасарьян И. С. О трансформации системы методов подготовки магистров по направлению «Менеджмент» в контексте реализации современной научно-образовательной парадигмы высшего образования // Вестник Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2. С. 167-173.
11. Сочнева Е. Н. Наращивание человеческого капитала как важное направление социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 235-238.
12. Багдасарьян И. С., Дудкина Г. В. Подходы к управлению профессиональной компетентностью руководителя // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 6. С. 22-26.
13. Багдасарьян И. С., Каячев Г. Ф. Современный взгляд на подготовку магистров менеджмента: развитие личности студента в условиях новых общественных вызовов // Вестник Краснояр. гос. аг-рар. ун-та. 2012. № 4. С. 288.
14. Almabekova O. A., Bagdasaryan I. S., Vasi-leva Z. A. Communication and reflection in training master students // SGEM 2015. International multidisciplinary scientific conference on social sciences and ARTS / 2-nd international multidiscip-linary scientific conference on social sciences and ARTS. 2015. С. 173-180.
15. Мисинева И. А., Соколова Е. Л., Багдасарь-ян И. С. Возможности использования современных образовательных технологий в подготовке студентов с учетом международной практики // Международный менеджмент и маркетинг в вузе. Развитие в условиях кризиса. 2009. С. 177-179.
16. Покушко М. В., Багдасарьян И. С., Дудки-на Г. В. Современные технологии обучения в вузе как механизм развития социально-экономических систем // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. Г. Беломестнов. 2013. С. 152-154.
References
1. Bagdasar'yan I. S., Sochneva E. N., Safonova O. N. Problemy vnedreniya professional'nyh kvalifikacij v regional'nom aspekte // Modeli, sistemy, seti v ehkonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. 2016. № 3 (19), pp. 14-21.
2. Naval'nyj S. V., Pavlovskij V. V. Obshchest-vennoe mnenie studentov yuridicheskogo instituta: novye starye voprosy // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2014. № 3 (14), pp. 86-95.
3. Lopatina D. V., Plisova V. V. Pravovaya informirovannost' grazhdan // Osnovnye tendencii razvitiya Rossijskogo zakonodatel'stva. 2011. № 6, pp.11-12.
4. Sochneva E. N., CHelovecheskij kapital: problemy izmereniya i rosta v rossijskoj ehkonomike : monografiya ; Sib. feder. un-t. Krasnoyarsk, 2016. 190 p.
5. Matyun'kova N. N., Bagdasar'yan I. S., Dudki-na G. V. Problemy kadrovoj politiki v sovremennoj organizacii. Upravlenie chelovecheskimi resursami -osnova razvitiya innovacionnoj ehkonomiki. 2009. № 1, pp. 20-22.
6. Sochneva E. N. Novye vyzovy profsoyuznogo dvizheniya v Rossii. Narodonaselenie. 2014. № 3, pp.120-125.
7. Sochneva E. N. Povyshenie ehffektivnosti politiki bor'by s bezraboticej v Krasnoyarskom krae.
Vostochnyj vektor : social'no-ehkonomicheskoe razvitie Krasnoyarskogo kraya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 29 oktyabrya 2015g. otv. za vyp. : Z. A. Vasil'eva, O. A. Almabekova, I. I. Zyryanova [i dr.]. Elektron. dan. Krasnoyarsk : Sib. feder. un-t, 2015,pp. 106-109.
В. Sochneva E. N., Fedotov V. M. Sravnitel'nyj analiz modelej social'noj politiki zarubezhnyh stran i Rossii. Social'no-ehkonomicheskij i gumanitarnyj zhurnal KrasGAU. 2016. № 4, pp. 67-69.
9. Maksimova N. V., SHaporova Z. E., Cvetcyh A. V. Innovacionnoe razvitie vuzov kak osnova povysheniya kachestva obrazovaniya // Problemy sovremennoj agrarnoj nauki materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii. Otvetsvennye za vypusk: A. A. Kondrashev, Z. N. Shmeleva. 2015. Pp. 195-197.
10. Kayachev G. F., Bagdasar'yan I. S. O trans-formacii sistemy metodov podgotovki magistrov po napravleniyu "Menedzhment" v kontekste realizacii sovremennoj nauchno-obrazovatel'noj paradigmy vysshego obrazovaniya // Vestnik Tom. Gosudarst-ven-nogo universiteta. Ekonomika. 2012. № 2, pp. 167-173.
11. Sochneva E. N. Narashchivanie cheloveches-kogo kapitala kak vazhnoe napravlenie social'no-ehkonomicheskoj politiki. Ekonomika i predprini-matel'stvo. 2014. № 10 (51), pp. 235-23В.
12. Bagdasar'yan I. S., Dudkina G. V. Podhody k upravleniyu professional'noj kompetentnost'yu rukovoditelya // Nauchnoe obozrenie. Ekonomicheskie nauki. 2016. № 6, pp. 22-26.
13. Bagdasar'yan I. S., Kayachev G. F. Sovremennyj vzglyad na podgotovku magistrov menedzhmenta: razvitie lichnosti studenta v usloviyah novyh obshchestvennyh vyzovov // Vestnik Krasnoyar-skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. № 4, pp. 288.
14. Almabekova O. A., Bagdasaryan I. S., Vasi-leva Z. A. Communication and reflection in training master students // SGEM 2015. International multidisciplinary scientific conference on social sciences and ARTS 2-nd international multidis-ciplinary scientific conference on social sciences and ARTS. 2015. Pp. 173-180.
15. Misineva I. A., Sokolova E. L., Bagdasar'yan I. S. Vozmozhnosti ispol'zovaniya sovremennyh obrazo-vatel'nyh tekhnologij v podgotovke studentov s uchetom mezhdunarodnoj praktiki // Mezhdunarodnyj menedzhment i marketing v vuze. Razvitie v usloviyah krizisa. 2009. Pp. 177-179.
16. Pokushko M. V., Bagdasar'yan I. S., Dudki-na G. V. Sovremennye tekhnologii obucheniya v vuze kak mekhanizm razvitiya social'no-ehkonomicheskih system // Social'no-ehkonomicheskoe razvitie Rossii i Mongolii: problemy i perspektivy : materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii / Otvetstvennyj redaktor d-r ehkon. nauk, prof. V. G. Belomestnov. 2013. Pp. 152-154.
© Кравцов Д. И., 2017
Для цитирования: Кравцов Д. И. Проблемы подготовки юристов в рамках введения профессиональных стандартов // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 1. С. 54-59.
For citations: Kravtcov D. I. Problems of training of lawyers in the framework of introduction of professional standards // Social and economic systems management. 2017. № 1. Р. 54-59. (In Russ., abstr. in Engl.)