Научная статья на тему 'Подготовка квалифицированных юристов в рамках введения профессиональных стандартов'

Подготовка квалифицированных юристов в рамках введения профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL STANDARD / EDUCATION / JURISPRUDENCE / QUALIFICATION / COMPETENCE / LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапанцева Евгения Юрьевна

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» значимость термина профессиональный стандарт значительно возросла. Несмотря на обязательность профстандартов, в сфере юриспруденции до сих пор отсутствует их единая разработанная система, а их внедрение сильно затруднено. В работе показано, как профессиональный стандарт в сфере юриспруденции способен регламентировать процедуру подбора персонала и правильного соотнесения должностей и требований к персоналу с квалификационными уровнями. Так, после введения профессиональных стандартов, станет ясно, какие квалификационные требования и уровень образования будут предъявляться к кандидату на конкретную должность «юриста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREPARATION OF QUALIFIED LAWYERS IN THE FRAMEWORK OF THE INTRODUCTION OF PROFESSIONAL STANDARDS

When the Federal Law of May 2, 2015 №122-FL “On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Articles 11 and 73 of the Federal Law “On Education in the Russian Federation” took legal force, the professional standard becomes binding. In the field of jurisprudence there is still no uniform of professional standard and their implementation is very difficult. A professional standard in the sphere of jurisprudence is able to regulate the procedure for recruiting staff and the correct correlation of positions and staff requirements with qualification levels. After the introduction of professional standards, it will become clear what qualifications and level of education will be presented to the candidate for the position of "lawyer".

Текст научной работы на тему «Подготовка квалифицированных юристов в рамках введения профессиональных стандартов»

УДК 349.2

Сапанцева Евгения Юрьевна Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции Россия, Екатеринбург sapantseva@gmail.com Sapantseva Evgeniya Yurevna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЮРИСТОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Аннотация: в связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» значимость термина профессиональный стандарт значительно возросла. Несмотря на обязательность профстандартов, в сфере юриспруденции до сих пор отсутствует их единая разработанная система, а их внедрение сильно затруднено. В работе показано, как профессиональный стандарт в сфере юриспруденции способен регламентировать процедуру подбора персонала и правильного соотнесения должностей и требований к персоналу с квалификационными уровнями. Так, после введения профессиональных стандартов, станет ясно, какие квалификационные требования и уровень образования будут предъявляться к кандидату на конкретную должность «юриста».

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образование, юриспруденция, квалификация, компетенция, правовая деятельность.

THE PREPARATION OF QUALIFIED LAWYERS IN THE FRAMEWORK OF THE INTRODUCTION OF PROFESSIONAL STANDARDS Annotation: when the Federal Law of May 2, 2015 №122-FL "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Articles 11 and 73 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" took legal force, the professional standard becomes binding. In the field of jurisprudence there is still no uniform of professional standard and their implementation is very difficult. A professional standard in the sphere of jurisprudence is able to regulate the procedure for recruiting staff and the correct correlation of positions and staff requirements with qualification levels. After the introduction of professional standards, it will become clear what qualifications and level of education will be presented to the candidate for the position of "lawyer". Key words: professional standard, education, jurisprudence, qualification, competence, legal activity.

Нормативно-правовое регулирование социально-трудовой сферы постоянно подвергается изменениям, однако в последнее время это направление переживает достаточно серьезные изменения. Профессиональные стандарты стали обязательными к применению с 1 июля 2016 г.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональные стандарты разработаны и применяются согласно статье 195.2 и статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

В настоящее время огромное количество профстандартов для значительных блоков профессий и специальностей все еще не готовы, кроме того отсутствует отлаженный механизм по их созданию внедрению. Так, например, по состоянию на апрель 2019 года утверждены два профессиональных стандарта в сфере юриспруденции: специалист по

конкурентному праву и следователь-криминалист. Данные профстандарты утверждены Приказом Минтруда России от 09.10.2018 № 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по конкурентному праву" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 № 52581) и Приказом Минтруда России от 23.03.2015 № 183н "Об утверждении профессионального стандарта "Следователь-криминалист" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 № 36755) соответственно.

Все профстандарты вносят определенный порядок в регламентацию должностных требований. С ними гораздо удобнее формулировать служебные инструкции для различных должностей, разрешать вопросы, относительно штатного расписания, планировать прохождение аттестации и обучение сотрудников. Обязательные требования для отбора персонала позволяют достичь более высокой «концентрации» сотрудников с более лучшей квалификации.

Однако дискуссионным вопросом является обязательность профстандартов для работодателей. По мнению Н. М. Саликовой и Ю. А. Кучиной профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, только если ТК РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (не сами профессиональные стандарты, утверждаемые приказами Минтруда РФ, а иные нормативные правовые акты РФ!) устанавливают требования к квалификации работников. Например, ст. 3302 ТК РФ предусматривает обязательное соответствие лиц, принимаемых на подземные работы, квалификационным требованиям; ст. 52 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» обязывает работодателей допускать к работе на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям [1].

По мнению Ю. И. Клепаловой, обязанность применения профессиональных стандартов в части установления требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции может быть установлена Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, конкретным работодателем. На наш взгляд, требует уточнения законодателя перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, которыми может быть установлена обязанность применения работодателями профессиональных стандартов в целях установления гарантий трудовых прав и защиты прав работников [2].

Профстандарт четко определяет, какую на какую должность можно претендовать в сфере юриспруденции, имея уровень бакалавра, а какую могут занять выпускники специалитета или магистратуры. Также становится ясным, какие профессиональные задачи при выполнении трудовых обязанностей может решать лицо, окончившее магистратуру или бакалавриат по другому направлению, кроме юриспруденции. Это очень важно с правовой точки зрения для защиты прав работников представителями профессиональных союзов. Дело в том, что одна из проблем трудоустройства юристов с дипломом бакалавра состоит в том, что работодатели предпочитают принимать на работу магистров, даже если такой уровень подготовки вовсе не требуется для той должности, на которую претендует соискатель. Мотивировка «бакалавр - еще не состоявшийся юрист» вызвана стереотипами работодателей, а отнюдь не реальным положением вещей. Принятие профстандартов по конкретным видам юридической деятельности поможет окончательно устранить подобные недоразумения раз и навсегда, официально определив необходимый уровень образования для каждой конкретной должности. Как было уже сказано, юриспруденция охватывает труд множества специалистов различных профилей. Юристом полноправно назовут и консультанта в штате какой-либо организации, и судью, и следователя. Любой служитель закона по праву может

быть назван юристом, хотя обязанности у них сильно отличаются, а значит, должны быть регламентированы конкретными профстандартами. Предсказать точное содержание будущего профессионального стандарта для юристов, работающих в конкретной сфере, нельзя до его опубликования на сайте Минтруда РФ. Однако можно предположить, что все они будут выстроены по единой схеме, принятой приказом Министерства труда № 147н от 12 апреля 2013 г. и обязательно будут включать в себя общепринятые разделы:

• введение, которое содержит общие сведения о профессии, ее официальная дефиниция, классификация по справочникам ОКЗ и ОКВЭД;

• карту трудовых функций с описанием функциональных обязанностей юриста;

• характеристику функций с подробным рассмотрением каждой из обобщенных функций, перечнем необходимых профессиональных знаний и юридических умений;

• источник в виде содержания сведений о той организации, которая разработала и апробировала данный профстандарт.

В настоящее время требования профессиональных и образовательных стандартов слабо согласованы между собой, и это связано с тем, что такие стандарты разрабатывают разные структуры. Как известно, профессиональные стандарты создаются под руководством Министерства труда и социальной защиты, тогда как образовательные - Министерство образования и науки РФ. При этом профессиональные стандарты разрабатываются в основном профессиональным сообществом, тогда, как образовательные - академическим. Так же, как и фонды оценочных средств по независимой оценке квалификаций создаются, в большей степени представителями работодателей, а фонды оценочных средств университетов - профессорско-преподавательским составом. Идеологи профессиональных стандартов считают, что система оценки знаний должна быть отделена от источника их получения, и это

присуще большинству развитых стран и декларируется международными стандартами [3].

Качество образования и его соответствие потребностям рынка труда в настоящее время недостаточно реализуются в современной системе образования. В современных исследованиях показаны имеющиеся разрывы между профессиональным образованием и профессиональным трудом. И. С. Багдасарьян и Г. Ф. Каячев предлагают преодоление этих особенностей организовать через изменение подходов к методам обучения студентов. Авторы полагают, что трансформация методов преподавания, базирующаяся на развитии личности студентов в условиях новых общественных вызовов, на интерактивном подходе, будет своевременной и востребованной [4]. Кроме того, такой подход, несомненно будет способствовать наращиванию человеческого капитала в экономике. Рассмотрим требования Федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Так, выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать профессионально-прикладными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: нормотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, экспертно-консультационная деятельность. Важное значение в формировании требуемых компетенций приобретает практика. Так, в настоящее время все виды практики при получении квалификации «бакалавр» отражают стандартный набор профессиональных компетенций. Так, в нормотворческой деятельности студент должен приобрести способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности. В правоприменительной деятельности выпускник должен уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, применять нормативные правовые

акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, владеть навыками подготовки юридических документов. В правоохранительной деятельности должны быть выработаны навыки выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений, а в экспертно-консультационной деятельности будущий специалист должен быть готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности. Часто к дополнительным требованиям при прохождении практики относят образовательные учреждения относят:

- присутствие на переговорах и иных мероприятиях, требующих правового сопровождения, в соответствующих учреждениях и организациях;

- изучение и подготовку документов, в том числе проектов нормативных и ненормативных правовых актов; - работу с архивными материалами;

- изучение и анализ статистических данных о деятельности органа, организации;

- подготовку по заданию руководителя практики соответствующих отчетов и правовых заключений;

- участие в приеме заявлений, жалоб и иных обращений граждан и организаций, запросов соответствующих органов и подготовку проектов ответов на них и другое.

Таким образом, в ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации и формы обучения, постоянно приходится общаться с разными людьми, поддерживая с ними на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Для того чтобы эффективно участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности коммуникативных процессов.

Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально-важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность [5]. Говоря о закономерностях общения, необходимо исходить из того, что в процессе общения юрист всегда выступает в определенном социально-правовом контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, прокурора, судьи и т. д.), которая выступает как определенное фиксированное положение конкретного человека в системе его межличностных отношений. Известно, что любой человек, включенный в те или иные общественные отношения, в определенных жизненных обстоятельствах, ситуациях играет различные заранее предписанные ему социальные роли. В свою очередь, они формирует у окружающих в отношении ее носителя, наделенного определенными правами и обязанностями, систему ролевых ожиданий, которые реализуются в конкретных коммуникативных ситуациях. Пожалуй, развивая эти отношения, весьма значимым будет отыгрывание ролей с помощью специально созданных условий, например, в рамках тренингов, или практических занятий с использованием его элементов. Безусловно, развивая данные профессиональные навыки весьма важную роль играют вопросы развития компетенций, лежащие в плоскости отношений «человек-человек». А они, как известно, являются как личностным, так и профессиональным багажом, который обогащается опытом.

Список литературы:

1. Саликова Н. М., Кучина Ю. А. Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов // Журнал Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 5. С. 79-84.

2. Клепалова Ю. И. К вопросу об обязанности применения профессиональных стандартов // Сборник трудов конференции ПГНИУ. 2016. С. 377-388.

3. Сочнева Е. Н., Федотов В. М. Сравнительный анализ моделей социальной политики зарубежных стран и России // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4. С. 67-69.

4. Каячев Г. Ф., Багдасарьян И. С. О трансформации системы методов подготовки магистров по направлению «Менеджмент» в контексте реализации современной научно-образовательной парадигмы высшего образования // Вестник Том. гос.ун-та. Экономика. 2012. № 2. С. 167-173.

5. Багдасарьян И. С., Дудкина Г. В. Подходы к управлению профессиональной компетентностью руководителя // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 6. С. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.