Перешеина Марина Юрьевна
преподаватель ДШИ № 8 им. В. Ю. Виллуана Нижнего Новгорода, студент Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: rigai88@mail.ru
Научный руководитель — Платонова Олеся Александровна
кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки
В статье определена роль ансамблевого исполнительства в развитии личности и музыкальных навыков учеников младших классов ДМШ, раскрыты критерии отбора репертуара, даны методические рекомендации при работе над произведениями. Ключевые слова: ансамбль, гитарное исполнительство, начальный этап обучения, музыкальная психология, методика преподавания ансамбля
Работа детских музыкальных школ ставит своей целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности. И основополагающую роль в реализации
Особенности работы с гитарным ансамблем на начальном этапе обучения в ДМШ
этих целей играет совместное ансамблевое музицирование.
Исполнительский ансамбль (с фр. ensemble — «совокупность», «согласие») — высшая форма общения музыкантов в процессе творчества, построенная по принципу равного присутствия творческой воли всех партнеров. Это вводит исполнителей в особое психологическое состояние, позволяющее им передать атмосферу, эмоциональное настроение, глубокий смысл исполняемого музыкального произведения.
Психологические и технические особенности данного вида исполнительства требуют от участников не только профессионального владения инструментом, но и обладания такими важнейшими личностными качествами, как умение грамотно выстраивать коммуникацию, работать в команде, проявлять при необходимости лидерские качества, а также искать оптимальное решение различных творческих и технических проблем.
Гитарное ансамблевое исполнительство зародилось еще в XIX веке. Например, всем известный композитор и гитарист Мауро Джулиани играл в трио с пианистом Иоганном Непо-муком Гуммелем и скрипачом Хосе Майседером. Их ансамбль пользовался большим успехом в Европе. Во Франции в 1826 году сложился также дуэт двух великих гитаристов: Фернандо Сора и Дионисио Агуадо. Все эти музыканты-классики дали толчок для развития ансамблевой игры,
появления гитарных дуэтов, трио, квартетов, а также смешанных ансамблей.
Обучаясь игре на классической гитаре, учащиеся ДМШ наряду с сольными навыками овладевают и приемами игры в ансамбле. Коллектив становится ансамблем только в том случае, если он способен творить, импровизировать, создавать живые образы во время исполнения произведения, то есть не просто технически вер- 67 но и слаженно играть его, но и успешно решать поставленные композитором художественные задачи. Для этого требуется:
• свободное владение инструментом каждого участника ансамбля;
• умелое сочетание темпов, метроритма, динамики, артикуляции, тембров и ряда других элементов музыкального произведения;
• синхронность исполнения и удержание визуального контакта.
Руководителю ансамбля, его лидеру, требуется комбинировать в своей работе разные типы взаимоотношений в коллективе: от авторитарного до либерального, но в приоритете должен быть коллегиальный тип взаимоотношений, когда лидер ведет диалог с партнерами по ансамблю, а проблемные ситуации решаются в результате всестороннего обмена мнениями и творческих дискуссий [8].
Особенно осторожно необходимо вести себя педагогу, работающему с детьми младшего
ПЕРЕШЕИНА M. Ю. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИТАРНЫМ АНСАМБЛЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ
и среднего школьного возраста. Сохраняя свой авторитет, преподаватель должен ориентироваться на возрастные особенности, а также на типы характера участников ансамбля.
Как показывает практика, далеко не все дети способны, точнее сказать готовы, к такому сотрудничеству. Поэтому рекомендуется вести подготовительную работу еще тогда, когда этого предмета нет в расписании: элементы ансамблевого музицирования включаются как упражнения в уроки по специальности.
Так, практически с первых занятий на инструменте учащемуся предлагается играть про-68 стую попевку, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный аккомпанемент. Этот прием в работе способен значительно обогатить слух ребенка в гармоническом плане и поддержать его интерес к занятиям. Это особенно важно на начальном этапе, когда исполнительские возможности учащегося пока еще не раскрыты. Такое тесное сотрудничество способствует укреплению взаимопонимания между педагогом и учеником.
Однако бывают ситуации, когда, слыша параллельно звучащую партию в исполнении педагога, ученик может забыть о своих «обязанностях» за инструментом. Некоторые дети даже просят педагога «пока не играть, так как это им мешает». В таких случаях педагогу следует проявлять терпение и такт, предупредить ученика о своем намерении играть с ним вместе, удостовериться в его готовности. Также педагогу полезно исполнять сначала только один из голосов, например, линию баса на piano, постепенно добавляя другие
элементы фактуры. Кроме того, важно специально познакомить ученика с партией сопровождения, которую исполняет преподаватель, чтобы выявить в ней сходства и отличия с партией ученика.
Подобная практика позволяет подготовить сознание и слух ученика к тому, что в некоторых произведениях должны одновременно звучать мелодия, которую он играет, и аккомпанемент в исполнении педагога. В дальнейшем, когда ученик освоит достаточное количество нот на добавочных линиях, он может попробовать свои силы и в игре «вторых» партий, в то время как педагог будет играть «первую».
Подготовительный этап работы в ансамбле развивает у ученика навыки чтения с листа, построения и выполнения плана произведения, концентрации внимания и готовит его непосредственно к занятиям по ансамблю.
При формировании начального репертуара для гитарного ансамбля педагог прежде всего должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать соответствующий музыкальный материал. Часто бывает так, что учащиеся I или II класса ДМШ не могут играть друг с другом в силу различных психологических и технических моментов. В таких случаях в «партнеры» можно рекомендовать ученика старших классов, имеющего достаточный исполнительский опыт, и поручить ему исполнение «второй» партии в ансамбле.
Для первых уроков ансамбля рекомендуется использовать известные мотивы народных песен, танцев или романсов. Одним из таких произведений может стать русская народная
песня «Два веселых гуся» в переложении М. Александровой. При работе над этой легкой пьеской необходимо воспитывать у ученика умение уходить на «второй» план, отказываясь от форсирования звука и при этом не теряясь в музыкальной ткани. Русская народная песня хорошо всем известна, поэтому подобный материал может использоваться на первых ансамблевых занятиях, а затем вводиться в качестве легких разминок, упражнений для «разыгрывания».
В дальнейшем музыкальный материал можно усложнять, включать произведения композиторов XVIII—XIX веков, например Гавот a-moll Р. де Визе или Larghetto a-moll М. Каркасси (Прим. авт. — Указанные переложения для гитарного ансамбля выполнены автором статьи).
При игре в ансамбле учащихся младших и средних классов очень важен разбор и анализ той музыки, которую им предстоит сыграть. Это касается расстановки аппликатуры, объяснения способов игры — гармонического анализа произведения, анализа формы, штрихов, построения динамического плана и т. д. В некоторых случаях полезно дать учащемуся задание самостоятельно разобрать ту или иную пьесу. Рекомендуется также начинать ознакомление с сочинением с краткого рассказа о творческой биографии композитора, сведений о жанре и характере музыки.
Так, разбирая Гавот a-moll Р. де Визе, полезно будет упомянуть, что это французский гитарист-виртуоз, лютнист и композитор рубежа XVII—XVIII веков, придворный педагог, автор двух сборников пьес для гитары. Что касается жанра, то гавот — это двух- или четырехдольный танец
в умеренном темпе, в свое время распространенный в Европе и Южной Америке. Он зародился во Франции и первоначально распространялся как быстрый народный танец в южных и центральных районах этой страны. В XVII веке гавот был введен Ж. Б. Люлли в репертуар придворной и салонной музыки и стал часто встречаться в качестве составной части сюит, следуя, как правило, за сарабандой. Гавот Роберта де Визе — это полифоническое произведение, написанное в старинной двухчастной форме, причем каждый из разделов начинается из-за такта. Он требует разбора отдельной каждой партии с учащимся индивидуально. До начала игры в ансамбле каждый ученик должен максимально серьезно проучить свою партию, учесть все пометки аппликатуры и штрихов, чтобы не зацикливаться на «выигрывании» своих нот, а слушать и слышать своих партнеров. Динамический план желательно выстроить и обсудить с учащимися на общей репетиции, выслушать их мысли, внести поправки.
Еще одним примером пьесы для гитарного ансамбля в младших классах ДМШ и ДШИ может стать переложение пьесы Largetto a-moll М. Каркасси (1792-1853), классического гитариста и композитора XIX века. Larghetto написано в двухчастной форме, причем первая часть заканчивается модуляцией из a-moll в параллельную тональность С-dur. На примере пьесы педагог может объяснить, что размер 6/8 с затактом является сложным, состоящим как бы из двух простых (3/8 + 3/8). В этом размере есть не только сильная доля, но и относительно сильная, остальные четыре ноты — слабые. Как прави-
ло, произведения с размером 6/8 имеют подвижный, даже быстрый темп (он характерен, например, для тарантеллы или жиги). Однако Larghetto М. Каркасси, имеющее благородно-сдержанный характер, — исключение. Это произведение требует анализа каждой партии, индивидуального разбора аппликатуры, штрихов и других компонентов, вызывающих сложности у ученика.
Еженедельные репетиции вырабатывают умение исполнять произведение вместе, видеть ауфтакт и заканчивать пьесу синхронно. Чтобы уменьшить риск «расхождения» исполнителей при игре на сцене, необходимо на общих репетициях заниматься над произведением, вступая в различных частях формы.
Начальный этап обучения ансамблевой игре очень важен. Ведь именно в младших классах формируются слуховые, ритмические, образные представления учащихся, их эстетический вкус, воспитывается чувство партнерства, обогащается кругозор.
От каждого участника ансамбля требуется серьезный подход к работе, профессиональное владение инструментом, мобильность и гибкость во взаимодействии с остальным коллективом, адекватное восприятие замечаний, советов и, конечно же, творческое воображение. Работа в «коллективе» становится радостной и вдохновляющей только тогда, когда между ан-самблистами образуется некая общность, неразделимая связь, которая формируется благодаря осознанию, пониманию и принятию общей идеи.
Литература 1. Имханицкий М. И. Новые
тенденции в современной
музыке для русского народного оркестра: учебное пособие по курсу «История исполнительства на русских народных инструментах». М.: Изд-е ГМПИ им. Гнеси-ных, 1981. 80 с.
2. Гаккель Л. Ансамбль // Музыкальная энциклопедия. М., 1973. Т. 1. С. 536.
3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971. 94 с.
4. Гусев В. Психология коллективного творчества // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. С.218-233.
5. Имханицкий М., Мищенко А. Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики. Вып. 1. М., 2001. 87 с.
6. Рубинштейн С. Основы общей психологии. Изд. 2-е. СПб., 2002. 720 с.
7. Раабен Л. Вопросы квартетного искусства. Изд. 2-е. М.: Музгиз, 1960. 108 с.
8. Ансамбль: программа для факультетов народных инструментов музыкальных вузов / РАМ им. Гнесиных, сост.
B. П. Круглов и др. М., 1989. 30 с.
9. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К. Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979. 168 с.
10.Семенова Н. В. Профессионально-творческий портрет художественного руководителя ОРНИ как фактор совершенствования коллектива // Художественное произведение в современной культуре: творчество-исполнительство-гуманитарное знание: сб. материалов конференции / гл. ред. И. В. Безгинова. Челябинск: ЮУРГИИ, 2014.
C. 182-187.