Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИТАРНЫМ АНСАМБЛЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИТАРНЫМ АНСАМБЛЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
129
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ГИТАРНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНСАМБЛЯ / ENSEMBLE / GUITAR PLAYING / EARLY STAGE OF EDUCATION / MUSICAL PSYCHOLOGY / METHODIC OF ENSEMBLE TEACHING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Перешеина Марина Юрьевна

В статье определена роль ансамблевого исполнительства в развитии личности и музыкальных навыков учеников младших классов ДМШ, раскрыты критерии отбора репертуара, даны методические рекомендации при работе над произведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF WORK WITH A GUITAR ENSEMBLE AT AN EARLY STAGE OF EDUCATION IN THE CHILDREN’S MUSIC SCHOOL

The article defines the role of ensemble performance in developing the personality and musical skills of junior school pupils in the Children’s music school. It provides the criteria for choosing the repertoire, and gives methodical recommendations on how to work at compositions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИТАРНЫМ АНСАМБЛЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ»

Перешеина Марина Юрьевна

преподаватель ДШИ № 8 им. В. Ю. Виллуана Нижнего Новгорода, студент Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: rigai88@mail.ru

Научный руководитель — Платонова Олеся Александровна

кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки

В статье определена роль ансамблевого исполнительства в развитии личности и музыкальных навыков учеников младших классов ДМШ, раскрыты критерии отбора репертуара, даны методические рекомендации при работе над произведениями. Ключевые слова: ансамбль, гитарное исполнительство, начальный этап обучения, музыкальная психология, методика преподавания ансамбля

Работа детских музыкальных школ ставит своей целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности. И основополагающую роль в реализации

Особенности работы с гитарным ансамблем на начальном этапе обучения в ДМШ

этих целей играет совместное ансамблевое музицирование.

Исполнительский ансамбль (с фр. ensemble — «совокупность», «согласие») — высшая форма общения музыкантов в процессе творчества, построенная по принципу равного присутствия творческой воли всех партнеров. Это вводит исполнителей в особое психологическое состояние, позволяющее им передать атмосферу, эмоциональное настроение, глубокий смысл исполняемого музыкального произведения.

Психологические и технические особенности данного вида исполнительства требуют от участников не только профессионального владения инструментом, но и обладания такими важнейшими личностными качествами, как умение грамотно выстраивать коммуникацию, работать в команде, проявлять при необходимости лидерские качества, а также искать оптимальное решение различных творческих и технических проблем.

Гитарное ансамблевое исполнительство зародилось еще в XIX веке. Например, всем известный композитор и гитарист Мауро Джулиани играл в трио с пианистом Иоганном Непо-муком Гуммелем и скрипачом Хосе Майседером. Их ансамбль пользовался большим успехом в Европе. Во Франции в 1826 году сложился также дуэт двух великих гитаристов: Фернандо Сора и Дионисио Агуадо. Все эти музыканты-классики дали толчок для развития ансамблевой игры,

появления гитарных дуэтов, трио, квартетов, а также смешанных ансамблей.

Обучаясь игре на классической гитаре, учащиеся ДМШ наряду с сольными навыками овладевают и приемами игры в ансамбле. Коллектив становится ансамблем только в том случае, если он способен творить, импровизировать, создавать живые образы во время исполнения произведения, то есть не просто технически вер- 67 но и слаженно играть его, но и успешно решать поставленные композитором художественные задачи. Для этого требуется:

• свободное владение инструментом каждого участника ансамбля;

• умелое сочетание темпов, метроритма, динамики, артикуляции, тембров и ряда других элементов музыкального произведения;

• синхронность исполнения и удержание визуального контакта.

Руководителю ансамбля, его лидеру, требуется комбинировать в своей работе разные типы взаимоотношений в коллективе: от авторитарного до либерального, но в приоритете должен быть коллегиальный тип взаимоотношений, когда лидер ведет диалог с партнерами по ансамблю, а проблемные ситуации решаются в результате всестороннего обмена мнениями и творческих дискуссий [8].

Особенно осторожно необходимо вести себя педагогу, работающему с детьми младшего

ПЕРЕШЕИНА M. Ю. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИТАРНЫМ АНСАМБЛЕМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ДМШ

и среднего школьного возраста. Сохраняя свой авторитет, преподаватель должен ориентироваться на возрастные особенности, а также на типы характера участников ансамбля.

Как показывает практика, далеко не все дети способны, точнее сказать готовы, к такому сотрудничеству. Поэтому рекомендуется вести подготовительную работу еще тогда, когда этого предмета нет в расписании: элементы ансамблевого музицирования включаются как упражнения в уроки по специальности.

Так, практически с первых занятий на инструменте учащемуся предлагается играть про-68 стую попевку, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный аккомпанемент. Этот прием в работе способен значительно обогатить слух ребенка в гармоническом плане и поддержать его интерес к занятиям. Это особенно важно на начальном этапе, когда исполнительские возможности учащегося пока еще не раскрыты. Такое тесное сотрудничество способствует укреплению взаимопонимания между педагогом и учеником.

Однако бывают ситуации, когда, слыша параллельно звучащую партию в исполнении педагога, ученик может забыть о своих «обязанностях» за инструментом. Некоторые дети даже просят педагога «пока не играть, так как это им мешает». В таких случаях педагогу следует проявлять терпение и такт, предупредить ученика о своем намерении играть с ним вместе, удостовериться в его готовности. Также педагогу полезно исполнять сначала только один из голосов, например, линию баса на piano, постепенно добавляя другие

элементы фактуры. Кроме того, важно специально познакомить ученика с партией сопровождения, которую исполняет преподаватель, чтобы выявить в ней сходства и отличия с партией ученика.

Подобная практика позволяет подготовить сознание и слух ученика к тому, что в некоторых произведениях должны одновременно звучать мелодия, которую он играет, и аккомпанемент в исполнении педагога. В дальнейшем, когда ученик освоит достаточное количество нот на добавочных линиях, он может попробовать свои силы и в игре «вторых» партий, в то время как педагог будет играть «первую».

Подготовительный этап работы в ансамбле развивает у ученика навыки чтения с листа, построения и выполнения плана произведения, концентрации внимания и готовит его непосредственно к занятиям по ансамблю.

При формировании начального репертуара для гитарного ансамбля педагог прежде всего должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать соответствующий музыкальный материал. Часто бывает так, что учащиеся I или II класса ДМШ не могут играть друг с другом в силу различных психологических и технических моментов. В таких случаях в «партнеры» можно рекомендовать ученика старших классов, имеющего достаточный исполнительский опыт, и поручить ему исполнение «второй» партии в ансамбле.

Для первых уроков ансамбля рекомендуется использовать известные мотивы народных песен, танцев или романсов. Одним из таких произведений может стать русская народная

песня «Два веселых гуся» в переложении М. Александровой. При работе над этой легкой пьеской необходимо воспитывать у ученика умение уходить на «второй» план, отказываясь от форсирования звука и при этом не теряясь в музыкальной ткани. Русская народная песня хорошо всем известна, поэтому подобный материал может использоваться на первых ансамблевых занятиях, а затем вводиться в качестве легких разминок, упражнений для «разыгрывания».

В дальнейшем музыкальный материал можно усложнять, включать произведения композиторов XVIII—XIX веков, например Гавот a-moll Р. де Визе или Larghetto a-moll М. Каркасси (Прим. авт. — Указанные переложения для гитарного ансамбля выполнены автором статьи).

При игре в ансамбле учащихся младших и средних классов очень важен разбор и анализ той музыки, которую им предстоит сыграть. Это касается расстановки аппликатуры, объяснения способов игры — гармонического анализа произведения, анализа формы, штрихов, построения динамического плана и т. д. В некоторых случаях полезно дать учащемуся задание самостоятельно разобрать ту или иную пьесу. Рекомендуется также начинать ознакомление с сочинением с краткого рассказа о творческой биографии композитора, сведений о жанре и характере музыки.

Так, разбирая Гавот a-moll Р. де Визе, полезно будет упомянуть, что это французский гитарист-виртуоз, лютнист и композитор рубежа XVII—XVIII веков, придворный педагог, автор двух сборников пьес для гитары. Что касается жанра, то гавот — это двух- или четырехдольный танец

в умеренном темпе, в свое время распространенный в Европе и Южной Америке. Он зародился во Франции и первоначально распространялся как быстрый народный танец в южных и центральных районах этой страны. В XVII веке гавот был введен Ж. Б. Люлли в репертуар придворной и салонной музыки и стал часто встречаться в качестве составной части сюит, следуя, как правило, за сарабандой. Гавот Роберта де Визе — это полифоническое произведение, написанное в старинной двухчастной форме, причем каждый из разделов начинается из-за такта. Он требует разбора отдельной каждой партии с учащимся индивидуально. До начала игры в ансамбле каждый ученик должен максимально серьезно проучить свою партию, учесть все пометки аппликатуры и штрихов, чтобы не зацикливаться на «выигрывании» своих нот, а слушать и слышать своих партнеров. Динамический план желательно выстроить и обсудить с учащимися на общей репетиции, выслушать их мысли, внести поправки.

Еще одним примером пьесы для гитарного ансамбля в младших классах ДМШ и ДШИ может стать переложение пьесы Largetto a-moll М. Каркасси (1792-1853), классического гитариста и композитора XIX века. Larghetto написано в двухчастной форме, причем первая часть заканчивается модуляцией из a-moll в параллельную тональность С-dur. На примере пьесы педагог может объяснить, что размер 6/8 с затактом является сложным, состоящим как бы из двух простых (3/8 + 3/8). В этом размере есть не только сильная доля, но и относительно сильная, остальные четыре ноты — слабые. Как прави-

ло, произведения с размером 6/8 имеют подвижный, даже быстрый темп (он характерен, например, для тарантеллы или жиги). Однако Larghetto М. Каркасси, имеющее благородно-сдержанный характер, — исключение. Это произведение требует анализа каждой партии, индивидуального разбора аппликатуры, штрихов и других компонентов, вызывающих сложности у ученика.

Еженедельные репетиции вырабатывают умение исполнять произведение вместе, видеть ауфтакт и заканчивать пьесу синхронно. Чтобы уменьшить риск «расхождения» исполнителей при игре на сцене, необходимо на общих репетициях заниматься над произведением, вступая в различных частях формы.

Начальный этап обучения ансамблевой игре очень важен. Ведь именно в младших классах формируются слуховые, ритмические, образные представления учащихся, их эстетический вкус, воспитывается чувство партнерства, обогащается кругозор.

От каждого участника ансамбля требуется серьезный подход к работе, профессиональное владение инструментом, мобильность и гибкость во взаимодействии с остальным коллективом, адекватное восприятие замечаний, советов и, конечно же, творческое воображение. Работа в «коллективе» становится радостной и вдохновляющей только тогда, когда между ан-самблистами образуется некая общность, неразделимая связь, которая формируется благодаря осознанию, пониманию и принятию общей идеи.

Литература 1. Имханицкий М. И. Новые

тенденции в современной

музыке для русского народного оркестра: учебное пособие по курсу «История исполнительства на русских народных инструментах». М.: Изд-е ГМПИ им. Гнеси-ных, 1981. 80 с.

2. Гаккель Л. Ансамбль // Музыкальная энциклопедия. М., 1973. Т. 1. С. 536.

3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971. 94 с.

4. Гусев В. Психология коллективного творчества // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. С.218-233.

5. Имханицкий М., Мищенко А. Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики. Вып. 1. М., 2001. 87 с.

6. Рубинштейн С. Основы общей психологии. Изд. 2-е. СПб., 2002. 720 с.

7. Раабен Л. Вопросы квартетного искусства. Изд. 2-е. М.: Музгиз, 1960. 108 с.

8. Ансамбль: программа для факультетов народных инструментов музыкальных вузов / РАМ им. Гнесиных, сост.

B. П. Круглов и др. М., 1989. 30 с.

9. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К. Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979. 168 с.

10.Семенова Н. В. Профессионально-творческий портрет художественного руководителя ОРНИ как фактор совершенствования коллектива // Художественное произведение в современной культуре: творчество-исполнительство-гуманитарное знание: сб. материалов конференции / гл. ред. И. В. Безгинова. Челябинск: ЮУРГИИ, 2014.

C. 182-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.