Научная статья на тему 'ГИТАРНЫЙ ОРКЕСТР: ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА'

ГИТАРНЫЙ ОРКЕСТР: ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИТАРНЫЙ ОРКЕСТР / ИСТОРИЯ / СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Данилова Дарья Александровна

В статье рассматривается одна из популярных форм концертирования и обучения исполнителей на народных инструментах - гитарный оркестр. Представлена история появления подобных коллективов, обозначена их специфика, а также предложены способы преодоления оркестровых трудностей, основанные на опыте работы автора статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUITAR ORCHESTRA: HISTORY AND PRACTICE

The article considers one of the popular forms of concertizing and training performers on folk instruments - a guitar orchestra. The history of such groups emergence is presented, their specificity is indicated, and ways of overcoming orchestral difficulties based on the author's experience are suggested.

Текст научной работы на тему «ГИТАРНЫЙ ОРКЕСТР: ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА»

Гитарный оркестр: история и практика

Данилова Дарья Александровна

преподаватель Детской музыкальной школы № 11 им. Б. А. Мокроусова г. Нижнего Новгорода E-mail: gurskaia@yandex.ru

В статье рассматривается одна из популярных форм концертирования и обучения исполнителей на народных инструментах — гитарный оркестр. Представлена история появления подобных коллективов, обозначена их специфика, а также предложены способы преодоления оркестровых трудностей, основанные на опыте работы автора статьи. Ключевые слова: гитарный оркестр, история, специфика

Известно о существовании симфонического, духового оркестра, а также оркестра народных инструментов или баянов и аккордеонов. Вместе с тем в мире очень популярны и гитарные оркестры. К сожалению, в России мало кто знает о существовании подобных коллективов, тогда как в Японии или в Швеции таких оркестров достаточно много.

Гитарные оркестры в настоящее время — активно развивающееся явление. В нашей стране

они существует чаще всего как ученические коллективы. Для начинающих исполнителей это удобный вариант совместного музицирования на своем «родном» инструменте, так как у школ нет возможности задействовать всех учащихся в работе народного оркестра из-за недостаточного количества необходимого инструментария. То, что у гитаристов не хватает опыта ансамблевой игры, — очевидно. У других музыкантов таких проблем нет: к примеру, флейтисты играют в духовом оркестре, скрипачи — в струнном и т. д. Так почему бы не создать оркестр, состоящий целиком из гитар?

Оркестр гитаристов является одной из эффективных обучающих форм работы, которая имеет широкое распространение во многих странах Европы, Латинской Америки, Японии. Гитарные оркестры существуют в виде постоянно действующих коллективов профессионалов и любителей, а также как сводные составы, объединяющие исполнителей на фестивалях гитарной музыки (GFA Convention в США; Hermoupolis Guitar Festival в Греции).

Исторически гитарные коллективы появились достаточно давно и назывались неаполитанскими оркестрами, получившими распространение в Европе в конце XVIII - начале XIX века. В состав такого оркестра, наряду с гитарной, входила мандо-линная группа. В наше время в неаполитанском оркестре при-

сутствуют: мандолины (обычно делятся на две партии), мандолы (октавные), гитары классические (две партии), бас (или смычковый контрабас, ввиду большей доступности). Подобные коллективы получают широкое распространение в Германии, Испании, Голландии, Италии, Японии, странах Латинской Америки.

В середине XX века неаполитанские оркестры были очень популярны. Как правило, в каждом Доме культуры был свой оркестр: любительские творческие объединения крупных предприятий, вузов, школ не обходились без маленького неаполитанского оркестра [1, 3].

В статье Б. Тарасова подробно освещена история возникновения, развития и становления оркестров народных инструментов почти всех типов, а также представлен разбор структуры составов на примере формирования оркестра В. Андреева [5, 26]. Однородные оркестры формируются по принципу создания групп с разнотембровыми инструментами внутри одного семейства с функциональным делением по партиям при наличии оригинального репертуара для данного состава.

Важно определить различия организационно-исполнительских форм оркестра и ансамбля. Количественная характеристика является лишь следствием основных различий данных форм. Первое принципиальное отличие — «кардинальный признак оркестра» [3, 141] — это уни-

31

сонное дублирование партий. В ансамбле каждый исполнитель претендует на определенную самостоятельность. Унисонное дублирование партий ведет к иным художественным и акустическим эффектам и несет в себе признаки иной формы музицирования.

Вторым признаком оркестровой формы называют функциональное деление партий. «Инструменты любого оркестрового состава обязательно группируются по признаку выполнения ими тех или иных оркестровых функций. Это может быть мелодическая линия, басовый голос, подголоски, аккордовый аккомпанемент, педаль и т. д.», — пи-32 шет в своем исследовании профессор М. И. Имханицкий [3, 143]. В моносоставе основополагающим является принцип «членения на различные по тесситуре инструменты внутри одного семейства при унисонном дублировании партий» [3, 142]. За счет соблюдения этих принципов в оркестре возрастает количество участников, которым зачастую сложно сохранить единство трактовки произведения, и оркестр приобретает еще одно отличие от ансамбля — наличие дирижера.

Оркестровая исполнительская форма имеет большой развивающий потенциал за счет соблюдения основных дидактических принципов обучения — наглядности, систематичности, последовательности, доступности. Функциональная неравноценность партий дает возможность формировать состав участников разного уровня технической подготовки, а также предоставляет перспективу развития исполнительских навыков. Унисонное дублирование способствует усилению динамики развития на основе преемственности и сотрудничества, порождая рав-

нение менее продвинутых участников на более опытных. Присутствие руководителя на всех этапах подготовки позволяет контролировать сценическое состояние коллектива.

Объединив все вышесказанное, можно дать следующее определение гитарному оркестру — это музыкальный коллектив, состоящий по большей части из гитарообразных инструментов, способный выполнять основные оркестровые функции (мелодия, подголоски, педаль, бас, аккомпанемент), имеющий унисонные группы разнотембро-вых инструментов, управляемый дирижером, а также имеющий оригинальный репертуар для данного состава. Имеет смысл ввести в научный обиход термин «камерный гитарный оркестр». Он впервые был использован композитором Еленой Попля-новой в отношении гитарного оркестра «Консонанс» из города Каменск-Уральский [4, 62-63].

Оркестры складывались на протяжении нескольких веков, а в XXI веке — высоких информационных технологий и широких возможностей — можно прогрессировать гораздо быстрее. Об этом свидетельствует список оркестров, появившихся за последние 40-50 лет, который приводится в приложении к статье.

Первый профессиональный оркестр, состоящий только из гитар, был создан в Японии в начале 60-х годов XX века благодаря деятельности преподавателя гитары, основателя Японской образовательной гитарной ассоциации (Japan Educational Guitar Association, NKG), доктора Хи-роки Ниибори (Hiroki Niibori), который является главным дирижером и руководителем [7]. Он стал основателем разветвленной

структуры музыкальных

зовательных учреждений, обучение в которых базируется на оркестровом исполнительстве на гитаре и охватывает участников вне зависимости от статуса, возраста, профессиональной принадлежности. Данная многоступенчатая структура успешно функционирует уже более пятидесяти лет. Оркестр Ниибори на протяжении своей 19-летней деятельности дал около 3200 концертов. В 1984 году Ниибори основал Гитарную консерваторию в университете Нихон (Nihon), которая стала первой гитарной школой, а ее методики составили базу образовательной системы в Японии. В 1985 году он организовал образовательное общество — Музыкальную гитарную академию Ниибори, которая включает все ступени обучения. На сегодняшний день ее филиалы открыты в двадцати шести странах мира [6, 17].

Сейчас в Японии существует несколько профессиональных гитарных оркестров, которые выпускают альбомы, видеозаписи и дают сотни концертов в год. Такая активная деятельность подталкивает композиторов и музыкантов к созданию репертуара и переложений, а гитарных мастеров увлекает возможность освоить создание необычных гитар. Опыт у Японии в этом направлении очень богатый.

В Европе гитарные оркестры существуют в качестве учебных или самодеятельных коллективов. Наиболее известны гитарные оркестры Швеции. Одним из первых создателей гитарного оркестра является Ян-Олоф Эрикс-сон (Jan-Olof Eriksson). В большинстве музыкальных школ, а также высших музыкальных заведений (институтов, универ-

ситетов) есть свой гитарный оркестр, так как эта дисциплина является обязательной для всех гитаристов. В Швеции существуют более ста пятидесяти гитарных оркестров при населении в 9 миллионов человек. Это меньше, чем в Москве, и уровень жизни там один из самых высоких в мире, возможно поэтому они могут позволить себе иметь оркестр практически в каждой музыкальной школе. В Японии с населением в 130 миллионов человек гитарных оркестров тоже немало [2].

В нашей стране данная форма исполнительства пока не получила широкого распространения. Можно назвать единицы гитарных оркестров, действующих на регулярной основе. Они используют развивающие возможности оркестра в обучающих целях. Изредка возникающие временные оркестровые составы собираются для реализации конкретной цели, например, для фестивального выступления.

Появляется все больше гитарных конкурсов, имеющих номинацию «Гитарный оркестр»: в Гомеле «Ренессанс гитары», в Кургане «Гитарный ренессанс», в Санкт-Петербурге «Виртуозы гитары», в Кирове Конкурс гитаристов им. А. Матяева, в Москве «Tabula rasa», в Воронеже Конкурс гитарный ансамблей и оркестров, в Ярославле Форум классической гитары и другие.

Один из факторов, сдерживающих массовое распространение данной организационно-исполнительской формы в нашей стране, — отсутствие ее в образовательных программах музыкальных учебных заведений разного уровня. В качестве формы коллективного исполнительства на гитаре в программы большинства учебных заведений включен

ансамбль. Таким образом, деятельность гитарного оркестра составляет сферу внеклассной работы. В то же время гитарный ансамбль, объединяющий более четырех-пяти исполнителей, зачастую обнаруживает признаки камерного гитарного оркестра.

Среди иных причин, которые замедляют проявление данной организационной формы в России, — особенности формирования репертуара и инструментария коллектива. Участники и руководители зарубежных гитарных оркестров отмечают собственную целенаправленную работу по формированию репертуара, соответствующего требованиям художественной и образовательной ценности. Они определяют свой репертуар как сочетание обработок национальной народной музыки и классических произведений, создающихся в основном непосредственными участниками оркестра, и произведений современных композиторов, написанных для конкретного коллектива. Например, для своего учебного оркестра Ян-Олоф Эрикссон составил 15 сборников произведений под названием «Музыка для гитарного оркестра». Оригинальный репертуар для гитарных оркестров представлен произведениями современных композиторов Д. Дюарта, Т. Огавы, Р. Дьенса, Р. Чарльтона, Н. Кошкина, Х. Фу-дзикаке, Э. Йорка, О. Эрикссона, В. Виницкого, Н. Борисловой, Р. Лича, У. Дойчиновича и других. Дети знакомятся с музыкой различных авторов и разносторонне музыкально развиваются.

В России доступ к работам зарубежных композиторов и репертуару коллективов долгое время был осложнен информационной недоступностью.

Стремительное развитие интернет-технологий исключило эту проблему. Сейчас приобретение зарубежного репертуара, благодаря возможностям сети Интернет, не составляет труда. Также интерес к созданию оркестрового гитарного репертуара проявляют и российские композиторы. Например, активную работу в этом направлении в последние годы ведет композитор Никита Кошкин — руководитель гитарного оркестра Государственной классической академии им. Май-монида. Им были написаны «Две пьесы для оркестра гитар» (1996), Сюита (2007), сделано большое количество переложений.

Целесообразно формирование репертуара на основе оригинальных разностилевых произведений, в том числе мировой музыкальной классики, испанского, итальянского фольклора, которые более всего соответствуют тембральной окраске классической гитары и исторически сложившимся традициям.

Особой чертой гитарного оркестра является то, что он должен включать преимущественно один вид инструмента — гитару, сохраняя при этом широкую тембровую палитру. В поисках оригинальных красок в современных зарубежных оркестрах используются инструменты разного диапазона.

Например, в состав японских оркестров Хироки Ниибори входят только гитары, многообразие которых составляет более 25 видов (пример). Многие из этих инструментов были разработаны и сконструированы специально для таких оркестров. Среди них есть семейство сопрано-гитар, альт-гитар, прим — классических шестиструнных гитар, чембало-гитар (клавесинных), бас- и

33

34

контрабас-гитар. Также состав расширяется многострунными инструментами: 7-ми, 12-струнными, гитарами с двойными струнами; юношескими (Children) и детскими (Infant) инструментами, электроинструментами. В оркестрах используются необычные инструменты: гитара-пикколо, кла-

тар Ниибори и заниматься дома на инструменте стандартного размера.

В условиях современного российского музыкального образования сложно добиться подобного тембрового разнообразия. С этой целью состав оркестра может быть дополнен электри-

9

ШИП

ШШи^Ш

с** г*»*».

Пример. 27 оригинальных гитар оркестра Ниибори

вишная гитара (Keyboard guitar), гитаррон (Guitarrón) — это инструмент без ладов, напоминающий виолончель, однако, в отличие от виолончели на гитарроне играют специальной техникой pizzicato и др. Все эти инструменты обладают одной особенностью — строй струн имеет такое же интервальное соотношение, что и на классической шестиструнной гитаре. Эта особенность позволяет участникам оркестра использовать любой инструмент из всей линейки ги-

ческой бас-гитарой, ударными инструментами, солирующими инструментами (оркестровые струнные, духовые и прочие). В задачу руководителя оркестра гитаристов входит подбор и переложение произведений для имеющегося состава с учетом инструментария и уровня исполнительских возможностей участников.

На примере гитарного оркестра «Астурия» (Нижний Новгород, ДМШ № 11) можно поделиться опытом создания коллек-

тива и рассмотреть трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы, а также шаги к их преодолению.

Гитарный оркестр «Астурия» был образован в Нижнем Новгороде в 2013 году на базе Детской музыкальной школы № 11 им. Б. А. Мокроусова. Руководителем оркестра является Дарья Александровна Данилова (автор настоящей работы). Основной идеей создания такого уникального в городе коллектива послужило немалое количество ребят-гитаристов, обучающихся в школе, стремление к коллективному музицированию на «родных» инструментах. Состав оркестра насчитывает 30 учащихся ДМШ № 11 в возрасте от 10 до 18 лет, объединенных общей идее исполнительства в коллективе, где основополагающее место занимает классическая гитара.

Несмотря на то что коллектив еще достаточно молодой, он уже стал обладателем Гран-при XIII Международного конкурса-фестиваля исполнителей на музыкальных инструментах (2017).

Большое преимущество гитарного оркестра состоит в том, что дети могут играть одноголосные партии, развивая навык чтения с листа, слушая другие голоса. В последнем случае формируется гармонический слух. Это очень важно, поскольку некоторым учащимся (особенно начинающим) представляется сложным освоить на инструменте аккордовое изложение.

Репертуар коллектива включает в себя как классические образцы мировой музыкальной культуры в собственных эксклюзивных переложениях и оригинальные пьесы современных композиторов, сотрудничающих с лучшими гитарными оркестра-

ми мира. Автор работает по программе, которая была разработана и составлена в соответствии ФГТ к минимуму содержания, структуре, условиям реализации ДПОП в области музыкального искусства «Гитарный оркестр». Программа была рецен-

зирована профессором ННГК им. М. И. Глинки В. Н. Митяко-вым.

В состав оркестра входят: духовая группа (флейты), группа гитар-сопрано, укулеле, группа кварт-гитар, группа гитар-чембало, группа гитар-прим (4-5 пар-

тий), бас-гитара, струнно-смыч-ковая группа (виолончели), фортепиано, ударные инструменты.

В таблице обобщены трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы с гитарным оркестром, и способы их преодоления.

Проблема Решение

Длинные звуки, заполне- Овладение приемом тремоло на гитаре с помощью медиатора, введение в

ние (педаль) оркестр струнно-смычковой группы

Тихий звук Подзвучка инструментов

Однотембровость Включение в оркестр других инструментов и нестандартных гитар

Инструментарий Струны фирмы Magma (Transpozitor), позволяющие предоставить возможность гитаристам-классикам играть на инструменте в повышенном или пониженном строе в обычных позициях

Гитары нестандартного Распределение учеников на инструменты в соответствии с их

строя подготовкой и возможностями

Нехватка Поиск альтруистов

концертмейстеров

35

Таблица

Оркестровая форма работы гитаристов имеет большие перспективы в качестве внеклассной и профориентационной деятельности. Атмосфера преемственности, увлеченности общими целями создает потребность в повышении собственного уровня — интеллектуального, технического, повышает мотивацию индивидуальных занятий, работы на результат. Особые черты, характеризующие оркестровую форму игры, несут большой воспитательный и развивающий потенциал, дают возможность обеспечить взаимодействие мыслительной, исполнительской деятельности с процессом наблюдения, выработки оценочных критериев, атмосферой сотрудничества. Попадая в коллектив, участник начинает

оценивать свое положение в нем, свои возможности, перспективы лидерства. С помощью данной обучающей формы возникает возможность не просто объединения участников различного исполнительского уровня, но и достижения общего культурного и творческого развития.

Литература

1. Ашрафзан Р. Всерьез о гитаре. Неаполитанский оркестр // Скороходовский рабочий. 1974. 4 с.

2. Бойко С. Гитарный оркестр // Гитарный журнал. 2007. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gшtarmag. livejournal.com/28701.html (дата обращения: 29.01.2018).

3. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских

народных инструментах. М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. 352 с.

4. Милованов Д. Других в России просто нет // Каменский Заводъ. Городской журнал. 2001. № 3. С. 62-63.

5. Тарасов Б. А. О предпосылках формирования состава русского народного оркестра // Русские народные инструменты (история, теория, методика): сб. науч. статей / под ред. Б. А. Тарасова. Красноярск: изд-во Краснояр. ун-та, 1993. С. 26-47.

6. Филармонический гитарный оркестр Hirori Niibori // Гитарист. 2004. № 1. С. 17.

7. Niibory Gutar Group [Website] [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.niibori.com (дата обращения: 29.01.2018).

Приложение

W

36

Год

Страна Город Место Название образования Руководитель

ДМШ № 91 Оркестр гитаристов «Анимато» 1989 Г. А. Фетисов

Москва ГКА им. Маймонида Студенческий гитарный оркестр 2010 Н. А. Кошкин

РАМ им. Гнесиных Студенческий гитарный оркестр 2007 Д. А. Мурин

Россия Казань Сводный оркестр гитаристов Казани 2013 А. А. Лаврентьев

Воронежский

Воронеж музыкальный колледж им. Ростроповичей Гитарный оркестр «Большое баррэ» 2012 С. Н. Корденко

Нижний Новгород ДМШ №11 Гитарный оркестр «Астурия» 2013 Д. А. Данилова

Каменск-Уральский ДМШ № 1 Камерный гитарный оркестр «Консонанс» 1999 Л. А. Милованова

Беларусь Минск Белорусская государственная Студенческий оркестр гитаристов 2014 В. С. Живалевский

академия музыки

Украина Киев Оркестр гитаристов Киева «ПектораL» 2006 Б. Н. Бельский

Школа музыки

Бразилия Рио-де-Жанейро Федерального университета Рио-де-Жанейро Студенческий гитарный оркестр 1982 Турибиу Сантуш

Гитарный оркестр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мексика Мексика Мексика «Orquesta de Guitarras de Xalapa» 1995 Альфонсо Морено

Великобритания Лондон Лондонский оркестр гитаристов 1970 Том Керстенс

Пфорцхайм Gitarrenorchester Pforzheim 2011 Артур Меркель

Германия Баден-Вюртемберг Молодежный гитарный оркестр «GuitArt» 1994 Хельмут Остерейх

Молодежный

Тюрингия мандолинно-гитарный оркестр 1993 Виланд Группе

Испания Барселона Оркестр гитаристов Барселоны 1990 Серхио Висенте-Баррена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.