Научная статья на тему 'МУЗИЦИРОВАНИЕ В СМЕШАННОМ АНСАМБЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

МУЗИЦИРОВАНИЕ В СМЕШАННОМ АНСАМБЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
492
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ансамбль / гитарный ансамбль / смешанный ансамбль / музыкальные способности детей / коммуникативно-психологические навыки / ensemble / guitar ensemble / mixed ensemble / musical abilities of children / communication and psychological skills

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е А. Каминская, С В. Дедов

В статье раскрывается проблема организации работы со смешанным ансамблем в классе гитары детской музыкальной школы/детской школы искусств. Аргументируется положительное влияние музицирования в смешанном ансамбле на развитие музыкальных способностей учащихся. Анализируется специфика взаимодействия гитары с различными инструментами. Предлагаются определенные методические приемы работы со смешанными ансамблями, которые могут применяться в практике преподавателей детской музыкальной школы/детской школы искусств. Представленный материал позволяет сделать вывод, что внедрение занятий со смешанным ансамблем в классе гитары обогащает процесс обучения, стимулирует интерес к занятиям, расширяет репертуарные рамки, способствует развитию коммуникативных навыков и музыкальных способностей учащихся. Участие в ансамбле позволяет не только совершенствовать технические приемы владения инструментом, по и вырабатывать психологические навыки соучастия в коллективном музыкальном творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAYING MUSIC IN A MIXED ENSEMBLE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article reveals a problem of organizing work with a mixed ensemble in the guitar class of a children’s music school. Positive influence of playing music in a mixed ensemble on the development of students’ musical abilities is revealed. The specificity of the interaction of the guitar with various instruments is analyzed. Certain methodological techniques of working with mixed ensembles are proposed, which can be applied in the practice of teachers of a children’s music school. The presented material allows to conclude that the introduction of classes with a mixed ensemble in the guitar class enriches the learning process, stimulates interest in classes, expands the repertoire framework, and contributes to the development of communication skills and musical abilities of students. Participation in the ensemble allows not only to improve the technique of using the instrument, but also to develop psychological skills of participation in collective musical creativity.

Текст научной работы на тему «МУЗИЦИРОВАНИЕ В СМЕШАННОМ АНСАМБЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ее реинтерпретация (понимаемая как «непрерывный процесс переосмысления традиции через ее одновременное восстановление и отражающее преломление» [6]), то есть ее актуализация в современных культурных практиках при сохранении русской песенной традиции.

Перспективу дальнейших исследований по избранной проблематике могут составить работы, посвященные изучению импровизационной природы музыкального фольклора, детерминантной основы его сценического действа.

Библиографический список

1. Мальцев ПИ. Традиционные формулы русской необрядовой лирики (Исследование по эстетике устно-поэтического канона). Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989.

2. Акустика инструментов. Available at: https://corpuscul.net/teoriya-zvuka-2/akusticheskie-xarakteristiki-orkestra/

3. Гуру Песен с. Нижняя Павловка Оренбургского р-на. Верея моя, вереюшка (свадебная). Available at: https://pesni.guru

4. Тексты песен. Available at: http://teksti-pesenok.ru/5/Don-kazaki/tekst-pesni-Vereya-moya-vereyushka

5. Блок О.А. Педагогический потенциал музыкального искусства. Вестник МГУКИ. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

6. Волкова П.С. Реинтерпретация в свете философии искусства: к постановке проблемы. Философские науки. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/reinterpretatsiya-v-svete-filosofii-iskusstva-k-postanovke-problemy/viewer

References

1. Mal'cev G.I. Tradicionnye formuly russkojneobryadovojliriki (Issledovanie po 'estetike ustno-po'eticheskogo kanona). Leningrad: Nauka, Leningradskoe otdelenie, 1989.

2. Akustika instrumentov. Available at: https://corpuscul.net/teoriya-zvuka-2/akusticheskie-xarakteristiki-orkestra/

3. Guru Pesen s. Nizhnyaya Pavlovka Orenburgskogo r-na. Vereya moya, vereyushka (svadebnaya). Available at: https://pesni.guru/

4. Teksty pesen. Available at: http://teksti-pesenok.ru/5/Don-kazaki/tekst-pesni-Vereya-moya-vereyushka

5. Blok O.A. Pedagogicheskij potencial muzykal'nogo iskusstva. VestnikMGUKI. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

6. Volkova P.S. Reinterpretaciya v svete filosofii iskusstva: k postanovke problemy. Filosofskie nauki. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/reinterpretatsiya-v-svete-filosofii-iskusstva-k-postanovke-problemy/viewer

Статья поступила в редакцию 19.11.21

УДК 787

Kaminskaya E.A., Doctor of Sciences (Cultural Studies), Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Rector for Educational and Methodical Management,

Professor, Institute of Modern Art, Member of the Imperial Russian Musical Society, member of the Russian Musical Union,

member of the international club "Muzikantoff', member of the Russian national section of the International Society for Music Education at UNESCO

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Dedov S.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PLAYING MUSIC IN A MIXED ENSEMBLE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals a problem of organizing work with a mixed ensemble in the guitar class of a children's music school. Positive influence of playing music in a mixed ensemble on the development of students' musical abilities is revealed. The specificity of the interaction of the guitar with various instruments is analyzed. Certain methodological techniques of working with mixed ensembles are proposed, which can be applied in the practice of teachers of a children's music school. The presented material allows to conclude that the introduction of classes with a mixed ensemble in the guitar class enriches the learning process, stimulates interest in classes, expands the repertoire framework, and contributes to the development of communication skills and musical abilities of students. Participation in the ensemble allows not only to improve the technique of using the instrument, but also to develop psychological skills of participation in collective musical creativity.

Key words: ensemble, guitar ensemble, mixed ensemble, musical abilities of children, communication and psychological skills.

Е.А. Каминская, д-р культурологии, канд. пед. наук, проректор по учебно-методической работе, проф., Институт современного искусства,

г. Москва, E-mail: [email protected]

С.В. Дедов, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

МУЗИЦИРОВАНИЕ В СМЕШАННОМ АНСАМБЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье раскрывается проблема организации работы со смешанным ансамблем в классе гитары детской музыкальной школы/детской школы искусств. Аргументируется положительное влияние музицирования в смешанном ансамбле на развитие музыкальных способностей учащихся. Анализируется специфика взаимодействия гитары с различными инструментами. Предлагаются определенные методические приемы работы со смешанными ансамблями, которые могут применяться в практике преподавателей детской музыкальной школы/детской школы искусств. Представленный материал позволяет сделать вывод, что внедрение занятий со смешанным ансамблем в классе гитары обогащает процесс обучения, стимулирует интерес к занятиям, расширяет репертуарные рамки, способствует развитию коммуникативных навыков и музыкальных способностей учащихся. Участие в ансамбле позволяет не только совершенствовать технические приемы владения инструментом, по и вырабатывать психологические навыки соучастия в коллективном музыкальном творчестве.

Ключевые слова: ансамбль, гитарный ансамбль, смешанный ансамбль, музыкальные способности детей, коммуникативно-психологические навыки.

Первые десятилетия третьего тысячелетия характеризуются интенсивными процессами в различных областях жизнедеятельности социума, в том числе в сфере музыкального образования. Начальное предпрофессиональное музыкальное образование, утвердившееся в XXI веке в РФ, обусловило существенную роль детских музыкальных школ и детских школ искусств в формировании и развитии, с одной стороны, культурного пространства социума (на уровне района, города, иногда даже всей страны), с другой, талантов самого ребенка, его самореализации в сфере музыкальной культуры.

При обучении в музыкальной школе ребенок (или его родители) выбирает ту область культурно-творческой деятельности, которая в дальнейшем может стать его профессиональной деятельностью. Как следует из статистических данных, в учреждениях дополнительного музыкального образования (детских музыкальных школах, детских школах искусств) одним из самых популярных инструментов является гитара. При этом стоит отметить, что повышенный интерес к гитарному исполнительству относится не только к детскому музыкальному обра-

зованию. Во многих музыкальных школах предусматривается обучение взрослых людей на внебюджетном отделении, при этом количество желающих обучиться или усовершенствовать навыки игры на гитаре с каждым годом растет Именно поэтому интерес к гитарному образованию входит в число актуальных вопросов современной научной музыкально-педагогической мысли и практики.

Несмотря на то, что данный инструмент имеет весьма давнюю и богатую историю, в системе музыкального образования в нашей стране он закрепился сравнительно недавно (в 60-е годы XX века). На сегодняшний момент до сих пор нет единой школы и методики преподавания классической гитары, что обусловлено, в том числе, самой спецификой музыкального образования: индивидуальным подходом к обучению. Сегодня существует ряд образовательных пособий, например, таких авторов, как П.С. Агафошин, А.М. Иванов-Крамской, М. Каркас-си, Н.П Кирьянов и др., но в современных реалиях в силу усовершенствования техники игры, обновления репертуара многие из них требуют грамотной трансформации. Именно поэтому особое внимание в рамках современного музыкаль-

нога образования занимают вопросы совершенствования методики обучения игре на классической гитаре, в том числе в сфере ансамблевого музицирования.

В учебные планы детских музыкальных школ по общеразвивающим и пред-профессиональным программам в области инструментального исполнительства (народные инструменты - гитара) включены не только индивидуальные занятия по специальности, но и уроки по ансамблю или занятия по музицированию (в т.ч. ансамблю). При этом методической литературы, касающейся обучения игре в ансамбле, до сих пор практически нет, что является явной педагогической проблемой, требующей скорейшего решения. Методические разработки в этой сфере, как правило, ограничиваются хрестоматиями и репертуарными сборниками для гитарных ансамблей, иногда с пояснением принципа их составления, обоснованием выбора репертуара и техническими задачами (А.Ф. Гитман, О.В. Зубченко, Н.А. Иванова-Крамская, О.Ю. Малков и др.), что не решает острой проблемы создания школ ансамблевого исполнительства, тем более что в последние десятилетия значительно возрос интерес к этому распространенному виду музицирования, доступному всем обучающимся, независимо от их возраста и уровня подготовки.

Таким образом, можно выделить ряд противоречий между потребностью во внедрении и развитии в рамках образовательного процесса методологически обоснованной методики ансамблевого музицирования и недостаточной разработанностью вопросов его теоретико-методического обеспечения; между развивающимися технологиями обучения гитаристов, в том числе в рамках ансамблевого музицирования, и недостаточно активным включением в практику исполнительской деятельности смешанных ансамблей.

Цель статьи: описать музицирование в смешанных ансамблях (гитара и другой инструмент) как педагогическую проблему.

Задачи исследования:

- уточнить терминологический аппарат исследования;

- охарактеризовать ансамблевую игру с точки зрения развития основных музыкальных способностей исполнителя;

- описать специфику смешанных ансамблей;

- определить основные методические приемы работы над смешанными ансамблями.

Теоретико-методологическую базу исследования составили деятельност-ный и системный подходы. С точки зрения деятельностного подхода обучение навыкам игры на гитаре в классе смешанного ансамбля происходит в процессе активной творческой деятельности, предполагающей постановку целей и задач, составление плана и индивидуальной образовательной траектории обучающегося, оценивание результатов. С точки зрения системного подхода все компоненты музыкально-образовательной деятельности ребенка рассматриваются во взаимосвязи.

В основе работы лежат следующие исследования:

- по совершенствованию системы дополнительного музыкального образования, предпрофессиональному музыкальному обучению Абдулина Э.Б., Артоболевской А.Д., Баренбойма Л.А., Гитмана А.Ф., Мартыновой О.В.;

- по музыкальному исполнительскому искусству Нейгауза Г.Г, Петрушина В.И., Теплова Б.М., Цыпина ГМ.;

- по ансамблевому исполнительству Благого Д.Д., Готлиба А.Д., Грушиной Е.Е., Зыбцева А.Л., Матохина С.Н., Мильмана М.В., Петропавловского А.А., Са-мойлович Т.С.;

- по развитию навыков игры на инструменте, в том числе на гитаре, Ауэра Л., Дмитриевой Н.Н., Иванова-Крамского А.М., Михайленко Н.П., Карпова Л.В., Кирьянова Н.Г, Кузнецова В.А., Самохиной М.А.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта) и эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент).

В силу того, что отечественная гитарная школа относительно молода и продолжает находиться на этапе становления, активно совершенствуется методика преподавания гитары. Обучающиеся должны приобретать навыки и сольного исполнительства, и ансамблевого музицирования, получать удовольствие от разнообразия форм работы на уроках, от общения с педагогом и другими обучающимися. Однако в практике ансамблевого музицирования в классе гитары, особенно на начальном этапе обучения, ситуация представляется неоднозначной. Безусловно, ансамблевой игре уделяют внимание многие преподаватели детских школ искусств/детских музыкальных школ. Довольно часто занятия в ансамбле ограничиваются составом «педагог - ученик», что может быть связано с большой нагрузкой преподавателя по индивидуальным занятиям и нехваткой времени для работы с ученическим ансамблем. Следовательно, упускается возможность общения учащихся друг с другом и их совместное творчество. В другом случае при организации ученического ансамбля чаще всего выбор падает на гитарный дуэт, реже - на трио или квартет. Тем самым ученики привыкают к работе только в этом составе и не имеют представления о других, более сложных вариантах совместного музицирования. Лишь в исключительных случаях отдельные педагоги организуют смешанные ансамбли с участием других инструменталистов, что заметно расширяет репертуарные рамки и способствует формированию и развитию новых специфических навыков игры с другими инструментами.

В музыкально-педагогической практике организуются различные типы ансамблей. По количеству участников различают камерные (дуэты, трио) и расширенные, в другой терминологии - концертные ансамбли. Весьма популярными в

последнее время становятся гитарные оркестры, которые организуются как на уровне музыкальных школ, так и в учреждениях среднего и высшего образования.

По составу ансамбли представляют собой игру на одних и тех же инструментах - однородные ансамбли (например, ансамбль баянистов, ансамбль гитаристов и пр.) и игру на разных инструментах - смешанные ансамбли (например, дуэт фортепиано и домры, баяна и балалайки и пр.). Кроме того, возможно в качестве концертмейстера включение в состав ансамбля и других инструментов.

Теория и практика ансамблевого исполнительства показывают, что именно игра в ансамбле представляет широкие возможности для развития всех видов слуха (мелодического, полифонического, гармонического, тембрового, динамического), чувства ритма, музыкальной памяти и мышления, а также произвольного внимания и слухового самоконтроля учащихся, «чувства локтя», т.е. умения ощущать себя частью команды, в целом исполняющей музыкальное произведение. Независимо от того, какую функцию предстоит выполнять в ансамбле - солирующую, аккомпанирующую, функцию гармонического баса, ансамблист должен, по обоснованному мнению Е.Е. Грушиной, «...не выделяясь из общего звучания группы, быть, тем не менее, её органичной частью» [1, с. 11]. Безусловно, нельзя не согласиться с тем, что в ансамблевом музицировании музыкальные способности учащихся развиваются в наиболее полной мере. Достижение слаженности совместной игры (от отдельных приёмов до общего замысла), синхронности исполнения взаимосвязано с умениями слухового самоконтроля и осознанного восприятия учащихся [2, с. 95].

Концертному выступлению предшествует длительный репетиционный процесс. Ансамблисты решают общие технологические задачи: единство темпа, недопустимость ошибок, использование единых приёмов звукоизвлечения и дифференцированной динамики [2, с. 93]. Это, несомненно, важный аспект работы в ансамбле, так как учащиеся приобретают навык самостоятельной работы, общения с другими музыкантами, умение договариваться и обсуждать рабочие моменты с коллегами по ансамблю.

Следует говорить об общности интересов, наличии позитивных эмоциональных состояний в сочетании с познавательной активностью, что представляет не желаемое, а необходимое в условиях ансамблевого музицирования. Практика совместной игры знакомит учащихся с большим количеством сочинений различных жанров, стилей и направлений. «Музыкальное искусство, как замечательное олицетворение нивы творчества, позволяет благополучно перетекать мысли в чувство, воображению в реальность, восхищению в осознание, интуиции в мир знания, импровизации в познание» [3, с. 229]. «Интеллект дает возможность «производить на свет», компоновать, структурировать и организовывать «умные эмоции», управлять ими, обеспечивая целостность, сохраняя мельчайшие детали глубоко-чувственной природы сочинения» [4, с. 269].

Важная часть репетиционного процесса - творческое общение учащихся, которое протекает по законам сотворческой деятельности даже в случае организации всего процесса педагогом. Е.Ю. Куприна включает в сферу сотворче-ской деятельности ансамблистов такие элементы, как «время, ритм, интонирование, единое исполнительское дыхание и единая исполнительская воля» [5, с. 428]. Под единой исполнительской волей нами понимается целенаправленное следование ансамблистов общему темпу, внутренней динамике произведения и «движению эмоций», обусловливающему единую музыкальную фразировку, «со-интонирование» [5, с. 430], т.е. подчинение своей игры единому целостному звучанию музыкального произведения.

В процессе ансамблевого музицирования дети и подростки учатся дифференцированному восприятию многоплановой фактуры. В исполнении задей-ствуется комплекс аудиальных, кинестетических и визуальных ощущений. Ведь полифония проявляется в ансамбле не только в нотном тексте, но и в количестве участников. Только ансамбль позволяет наглядно ощутить каждую партию фактуры, каждую музыкальную линию, закрепленную за отдельным инструментом.

Наконец, совместная игра снимает волнение учеников перед публичными выступлениями. Накопив опыт успешных выступлений в ансамбле, учащиеся более комфортно чувствуют себя на сцене в качестве солистов.

Стоит отметить существенную роль ансамбля в развитии коммуникативных навыков, концентрации внимания и активизации мышления, на которую указывали отечественные педагоги и психологи (Т.В. Васильева, Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский и др.). Помимо этого, при игре в ансамбле формируются такие человеческие качества, как эмпатия (совместное переживание), тактичность, партнерство, чувство взаимного уважения. Исследование Н.В. Степановой показало, что «в ансамбле развиваются значимые качества коммуникативности учащихся - конструктивность в общении, контактность, эмоциональный интеллект, ситуационная креативность, ответственность за собственное поведение» [6, с. 123]. Разделяя мнение исследователей, мы подчеркнем, что уроки ансамбля, несомненно, вносят разнообразие в учебный процесс, стимулируют интерес обучающихся к занятиям.

Все перечисленные положительные эффекты от занятий ансамблем полностью присущи игре в смешанном ансамбле. Кратко остановимся на них.

Ансамбль гитары и фортепиано считается одним из самых сложных видов ансамбля из-за динамического (звукового) баланса. Специфика игры на том и другом инструменте обусловливает ограничения нюансировки. Для этого, в свою очередь, требуется развитие специфических навыков: для исполнителя на

фортепиано - это тончайшая филировка звука, прежде всего, на нюансе piano; для исполнителя партии ансамбля на гитаре - объёмное звукоизвлечение, предельная конкретность артикуляции, многообразие градаций в рамках динамического нюанса forte [7, с. 6].

Ансамбль гитары и скрипки является наиболее распространённым в силу широких возможностей для выражения полного спектра музыкальной образности. Для такого ансамбля писали многие композиторы: Н. Паганини, М. Джулиани, Ф. Карулли, А. Пьяццолла. Данным дуэтом исполняются также переложения музыки, написанной для других инструментов.

Так как скрипка и гитара - струнные инструменты, они удачно гармонируют тембрально. Также преимуществом является разница в тесситуре этих инструментов: гитара осуществляет гармоническое заполнение в нижнем и среднем регистре, скрипка чаще всего ведет главную линию в верхнем.

Специфической особенностью данного дуэта является существенная разница в динамических возможностях гитары и скрипки. Скрипачу необходимо немного сдерживать свою подачу и играть партию на нюанс тише. В то же время гитарист должен играть ярко, насыщенно, вести свою партию максимально четко и ясно даже при игре на «piano». Вследствие этого динамические нюансы в партитуре данного дуэта весьма условны. Соответственно качество динамического баланса напрямую зависит от сыгранности участников ансамбля.

При этом разная техника и приемы звукоизвлечения (смычком на скрипке и пальцами на гитаре) позволяют органично дополнять друг друга и в этом отношении, требуя от исполнителей знания технологии исполнения на другом инструменте.

Вследствие вышеизложенных специфических особенностей для достижения полного «ансамбля» этим моментам необходимо уделять должное внимание в работе над данным видом дуэта.

Ансамбль гитары и флейты также весьма распространён. Репертуар для дуэта гитары и флейты разнообразен: это и старинная музыка, и классицизм (М. Джулиани), и сочинения современных композиторов (А. Пьяццолла, Х. Ро-дриго).

Звуковысотный диапазон, штриховое разнообразие, возможность тянуть звук и играть полноценное legato роднит флейту со скрипкой. В связи с этим во многих сочинениях для гитары и флейты предполагается возможность замены последней на скрипку.

Этот ансамбль также имеет ряд своих особенностей. К примеру, продолжительность фраз напрямую зависит от дыхания флейтиста, под которое приходится подстраиваться гитаристу. Соответственно необходимо уделять внимание грамотной фразировке, своевременным цезурам. Также в определенных случаях флейта ограничена динамически: в зависимости от выбранного регистра она может звучать только с определенной громкостью. Нижние звуки у данного инструмента малоэкспрессивны, невозможны как в piano, так и в forte. Но в более высоком регистре тембр, динамика и характер звучания этого инструмента меняются и, уже сохраняя свою индивидуальность и одновременно тонко сочетаясь с другими инструментами, создают целостную музыкальную картину. Это следует учитывать при работе над динамическим балансом. Как видно из изложенного, каждый вид ансамбля с участием гитары имеет свою специфику.

Продуктивная работа в ансамбле требует от педагога знания и применения эффективных условий, методов и приёмов работы.

Одним из главных условий является правильный подбор ансамблевого репертуара, а также партнера по ансамблю. Выбор партнера должен учитывать не только внешнюю сочетаемость и возрастную близость, но и характер межличностных отношений, понимание и взаимное уважение друг к другу. Репертуар следует подбирать исходя из интереса участников ансамбля и их технических возможностей.

Библиографический список

В результате изучения методической литературы нами был обобщен круг методов и приемов, используемых на уроках ансамбля.

1. Метод активизации слуха. Включает следующие приемы:

- закрыть глаза и сосредоточить внимание на других линиях ансамбля (параллельно представлять и пропевать свою партию);

- «упражнение-настройка» - до исполнения пьес собрать аккорд, ритмично играя друг за другом по одному звуку, сыграть последовательность звуков в форме канона;

- «словесные подтекстовки»;

- «один фрагмент исполнить - другой фрагмент прослушать» (последний прием рекомендовал Г.Г Нейгауз).

2. Метод одновременного прослушивания и просмотра текста пьесы.

3. Метод координирования метроритма и темпа (ГМ. Цыпин). Включает приемы:

- одному из участников ансамбля продирижировать пустой такт перед тем, как все вступят;

- достижение темпового единства путем согласования разных длительностей;

- игра участниками коллектива ритмического рисунка вместе и по очереди;

- исполнение с метрономом и преподавателем.

4. Аналитический метод - анализ структуры пьесы, определение её мелких и крупных составных частей.

5. Метод достижения общего интерпретаторского решения всех членов ансамбля. В данном случае необходим весьма распространенный в педагогической практике прием эмоционального воздействия. Прием основан на эмоциональном слове и ярком показе педагога.

6. Метод репетиции в отвлекающей обстановке для достижения стабильности исполнения на сцене, т.е. в ситуации реального звучания (шумы, звуки, иногда - без должного разыгрывания и пр.).

Многое также зависит и от того, как будет организован процесс занятия ансамблем. Урок коллективного музицирования, как утверждает О.В. Мартынова, характеризуется:

- определением задач технического и художественного планов с учетом особенностей ансамблевой деятельности;

- грамотным составлением репертуара;

- опорой на общедидактические и специальные принципы обучения;

- определением типа урока, его смысловых акцентов, объема содержания, возможностей вариативной структуры урока;

- сочетанием различных видов работы;

- диалогическим характером общения с учениками [8, с. 15].

Таким образом, необходимо знать и использовать богатейший педагогический потенциал, заложенный в искусстве ансамблевого музицирования. Игра в ансамбле развивает музыкальные способности, интеллект, расширяет музыкальный кругозор, позволяя сыграть большее количество произведений, повышает мотивацию к занятиям на инструменте. Важными аспектами выступают выработка специфичных коммуникативно-психологических навыков, формирующихся в процессе коллективного музыкального сотворчества, а также возможность обращения к более широкому репертуарному диапазону, обогащающему специальные навыки обучающегося и его способности более глубоко воспринимать разный музыкальный материал.

Тем самым, научная новизна исследования состоит в выявлении проблем ансамблевого исполнительства и нахождении путей их решения.

Практическая значимость заключается в возможности использования материала исследования в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования; в разработке учебных программ ДМШ и ДШИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Грушина Е.Е. Ансамблевое музицирование как фактор совершенствования профессиональной подготовки современного музыканта. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2018.

2. Готлиб А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля. Вопросы фортепианной педагогики: сборник статей. Москва: Музыка, 1971.

3. Блок О.А. Педагогический потенциал музыкального искусства. Вестник МГУКИ. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

4. Блок О.А. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2020; Т. 9, № 3: 265 - 272.

5. Куприна Е.Ю. К вопросу о структуре сотворческой деятельности музыкантов-исполнителей. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006; № 4: 450.

6. Степанова Н.В. Содержание и структура коммуникативного комплекса музыканта-ансамблиста. Мир науки, культуры, образования. 2011; № 3: 359.

7. Матохин С.Н. Гитара в камерном ансамбле. Проблемы и специфика исполнительства. Камерная, камерно-ансамблевая музыка: вопросы теории, истории и педагогики: тезисы докладов научной конференции. Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2001: 82 - 87.

8. Мартынова О.В. Оптимизация урока фортепианного ансамбля с подростками в детской музыкальной школе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.

References

1. Grushina E.E. Ansamblevoe muzicirovanie kak faktor sovershenstvovaniya professional'noj podgotovki sovremennogo muzykanta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2018.

2. Gotlib A.D. Pervye uroki fortepiannogo ansamblya. Voprosy fortepiannojpedagogiki: sbornik statej. Moskva: Muzyka, 1971.

3. Blok O.A. Pedagogicheskij potencial muzykal'nogo iskusstva. VestnikMGUKI. 2016; № 1 (69): 227 - 232.

4. Blok O.A. 'Emocional'nyj intellekt i «umnye 'emocii» v muzykal'no-tvorcheskom razvitii obuchayuschihsya instrumentalistov. Gumanitarnoe prostranstvo. Mezhdunarodnyj al'manah. 2020; T. 9, № 3: 265 - 272.

5. Kuprina E.Yu. K voprosu o strukture sotvorcheskoj deyatel'nosti muzykantov-ispolnitelej. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2006; № 4: 450.

6. Stepanova N.V. Soderzhanie i struktura kommunikativnogo kompleksa muzykanta-ansamblista. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2011; № 3: 359.

7. Matohin S.N. Gitara v kamernom ansamble. Problemy i specifika ispolnitel'stva. Kamernaya, kamerno-ansamblevaya muzyka: voprosy ieorii, isioriiipedagogiki: tezisy dokladov nauchnoj konferencii. Volgograd: VMII im. P.A. Serebryakova, 2001: 82 - 87.

8. Martynova O.V. Opiimizaciya uroka foriepiannogo ansamblya s podrosikami v deiskoj muzykal'noj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 21.11.21

УДК 379.8

Panova N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

MUSICAL PERFORMANCE AS A MEANS OF MORAL EDUCATION FOR CHILDREN AND YOUTH IN THE CONTEXT OF LEISURE TIME. The article analyzes some aspects related to the influence of music performance on the formation of moral qualities of the younger generation. This problem is especially relevant today, as children and young people are increasingly demonstrating a low level of moral culture, in their environment clearly manifested negative trends in behavior and value orientations. The author draws attention to the fact that playing musical instruments, listening to various music in different historical periods has been successfully used not only for aesthetic education, but also to normalize the emotional and psychological state of the person, the formation of positive personality traits. The influence of music speaks of the numerous studies, which emphasize the uniqueness of its impact on the mental sphere of people. Folk music and playing folk instruments has a special potential due to the fact that it corresponds to the uniqueness of the national mentality and is perceived as something close, native. The article defines forms of musical activity in the sphere of leisure time and its specificity, indicates the possibilities of forming the moral qualities not only in the process of perception of the musical works, but also in the course of the classes. Stresses the effectiveness of music and creative activities in the formation of moral immunity, allowing the younger generation to resist the influence of negative phenomena of the surrounding reality. The author also identifies reasons that do not allow the full use of the resources of musical performance in the leisure sphere.

Key words: music, performance, children, youth, leisure, moral education, moral immunity.

Н.Г. Панова, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА

В статье анализируются некоторые аспекты, связанные с влиянием музыкального исполнительства на формирование нравственных качеств подрастающего поколения. Данная проблема особенно актуальна в наши дни, так как дети и молодежь всё чаще демонстрируют низкий уровень нравственной культуры, в их среде отчетливо проявляются негативные тенденции в поведении и ценностных ориентациях. Автор обращает внимание на то, что игра на музыкальных инструментах, слушание различной музыки в разные исторические периоды успешно применялись не только для эстетического воспитания, но и для нормализации эмоционально-психологического состояния человека, формирования положительных черт личности. О влиянии музыки говорят многочисленные исследования, в которых подчеркивается уникальность ее воздействия на душевную сферу людей. Особенным потенциалом обладает народная музыка и исполнительство на народных инструментах в связи с тем, что это отвечает своеобразию национального менталитета и воспринимается как что-то близкое, родное. В статье определяются формы музыкальной деятельности в сфере досуга и ее специфика, обозначаются возможности формирования нравственных качеств не только в процессе восприятия музыкальных произведений, но и в ходе самих занятий. Подчеркивается эффективность музыкально-творческой деятельности в формировании нравственного иммунитета, позволяющего подрастающему поколению противостоять влиянию отрицательных явлений окружающей действительности. Автор также определяет причины, которые не позволяют использовать ресурсы музыкального исполнительства в досуговой сфере в полной мере.

Ключевые слова: музыка, исполнительство, дети, молодежь, досуг, нравственное воспитание, нравственный иммунитет.

В настоящее время особую тревогу вызывает нравственное состояние общества, приходится наблюдать негативные тенденции, происходящие в сфере воспитания и образования, что особенно печальным образом сказывается на подрастающем поколении. Немалую роль в этом играет расширение сферы влияния информационно-технического прогресса, проникновение на российскую почву чуждых, деструктивных моделей поведения, что отрицательно влияет на умы и сердца детей, подростков и молодежи. В связи с этим у них наблюдается ценностная дезориентация и утрата правильных векторов развития. Именно поэтому нравственное воспитание в наши дни становится не только одной из главных педагогических задач, но и условием обеспечения национальной безопасности, о чём открыто говорится в соответствующем документе [1], а целью молодежной политики является формирование у подрастающего поколения системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять различным негативным социальным явлениям [2].

Нравственное воспитание осуществляется разными путями и способами, и для того, чтобы достичь нужного результата, необходимо комплексное воздействие на личность всем доступным многообразием педагогических средств. Но есть среди них такие, которые обладают наибольшим потенциалом, и польза от их применения подтверждена многолетним, а вернее, многовековым опытом. Примером служит музыка и музыкальное исполнительство. Однако в настоящее время существует противоречие между осознанием возможностей музыкальной деятельности в нравственном воспитании подрастающего поколения и недостаточным их использованием в условиях свободного времени, досуга. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование возможностей нравственного воспитания детей и молодежи средствами музыкального исполнительства в условиях досуга. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Выявить педагогический потенциал музыкального исполнительства в нравственном воспитании детей и молодежи.

2. Определить специфику использования музыкального исполнительства в формировании нравственных качеств личности.

3. Обозначить причины, препятствующие эффективному использованию потенциала музыкального исполнительства в нравственном воспитании подрастающего поколения.

Музыкальное исполнительство традиционно воспринимается как средство эстетического воспитания, и это, безусловно, справедливо, так как музыка обладает большими возможностями в воздействии на личность, формировании эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, развитии способностей воспринимать и ценить прекрасное. Однако уже не одно тысячелетие пение, исполнительство на музыкальных инструментах используется и как средство нравственного воспитания, влияния на эмоционально-чувственную сферу человека. Вспомним о том, как применялась музыка в античные времена. Греки называли её «гимнастикой души», считали, что музыка способна оказать решающее воздействие на формирование характера; разработали так называемое учение об «этосе» - теорию нравственного воздействия на человека музыкальных ладов, ритмов и инструментов [3]. Пифагор с помощью определенных ритмов и мелодий лечил душевные недуги и усмирял страсти молодых людей. Платон полагал, что музыка влияет на нравственное и гражданское воспитание. Аристотель говорил о том, что музыка может избавить человека от болезненных переживаний и в целом содействует нормализации психического здоровья; использование разных ладов, по его мнению, вызывает в человеке определенные эмоции и настроение. Широко применялась музыка в качестве лечебного и воспитательного средства в Древней Индии и Древнем Китае. Отрадно, что в Китае изучение музыкальной науки и игра на инструменте считались обязательным качеством образованного и воспитанного человека.

В другие временные эпохи музыку также связывали с темпераментом, чувствами, эмоциями людей; считалось, что музыкальные произведения передают определенный характер, настроение. Особенно активно возможности музыкальной деятельности, в частности хорового пения, в деле воспитания подрастающего поколения использовались в советское время. Фактически каждый школьник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.