Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ (РЕЧЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ПАМЯТЬ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энверова М.Ш.

В статье дается понятие «задержка психического развития» по определению современных ученых, освещены особенности познавательных процессов, а именно: речь, мышление, внимание, восприятие, память, а также предоставлен ряд рекомендаций по работе с детьми данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF WORKING WITH CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The article deals with the concept of «mental retardation» as defined by modern scholars, the peculiarities of cognitive processes, namely, speech, thinking, attention, perception, memory, and provided a number of recommendations on work with children in this category.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159.946.2

Энверова М.Ш. магистрант группы ЗМС (Д)О-15 ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Крым

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация. В статье дается понятие «задержка психического развития» по определению современных ученых, освещены особенности познавательных процессов, а именно: речь, мышление, внимание, восприятие, память, а также предоставлен ряд рекомендаций по работе с детьми данной категории.

Ключевые слова: задержка психического развития, познавательные процессы (речь, мышление, внимание, восприятие, память), эмоционально-волевая сфера, рекомендации.

Enverova M. Sh.

Graduate student of ZMS (D) O-15 group PECULIARITIES OF WORKING WITH CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT Annotation. The article deals with the concept of «mental retardation» as defined by modern scholars, the peculiarities of cognitive processes, namely, speech, thinking, attention, perception, memory, and provided a number of recommendations on work with children in this category.

Keywords: mental retardation, cognitive processes (speech, thinking, attention, perception, memory), emotional and volitional recommendations.

На сегодняшний день отдельного внимания заслуживает организация психологического сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями, потому что успешное обучение данной категории требует постоянного тесного контакта педагогов, родителей и психолога. Вообще, весь процесс обучения таких детей должен носить коррекционный характер, быть направленным на устранение препятствий для успешной интеграции ребенка в социальную среду, а не просто на овладение ребенком определенного комплекса знаний.

Для детей с ЗПР характерным является то, что у большинства из них может наблюдаться расторможенность процессов нервной системы и, как следствие, возникает чрезмерная подвижность, частое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Такие дети находятся в постоянном движении. Они поверхностно воспринимают окружающий мир, не слушают объяснений, а сразу переходят к действиям. Может наблюдаться и другая картина, когда дети медленные, не воспринимают объяснений или даже демонстрации их. Кроме того, дети с ЗПР требуют разрядки и смены видов деятельности значительно чаще других. В условиях классно - урочной

системы обучения сделать это для них достаточно сложно. Для таких детей коррекционные занятия являются важным фактором разрядки и выражения эмоций [2].

Проблема ЗПР детей младшего школьного возраста остро встала перед психолого-педагогической наукой уже давно. Вопросами диагностики и коррекции этого недостатка первыми начали заниматься дефектологи (Н.А. Бастун, И.Д. Бех, И. Бондарь, Т.П. Висковатова, Т.А. Власова, Т.Д. Ильяшенко, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Н.С. Певзнер, Н.В. Рождественская и др.).

Эта проблема активно изучалась и в отечественной психологической науке (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.М. Леонтьев и др.), согласно которой обучение и воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что одновременно с дефектом ребенок имеет психологические тенденции противоположного направления, внутренние компенсаторные возможности для преодоления своего дефекта, которые имеют важное значение в ее развитии и должны быть включены в учебно-воспитательный процесс как его движущая сила [6].

Некоторые вопросы коррекции недостатков психического развития детей рассматривались в контексте проблемы психологической готовности детей к школе и трудностей школьного обучения (И.Н. Агафонова, Н.И. Безруких, С.М. Громбах, И.В. Дубровина, С.И. Ефимова, Б.Г. Круглов, В.Г. Степанов, А.В. Фурман и др.).

Следовательно, задержкой психического развития (ЗПР), по определению современных ученых (Ю.Г. Демьянов, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, А.Л. Сиротюк), называют временное отставание психомоторных функций ребенка, которое выражается в проблемах речи, общения, отставание мыслительных процессов, внимания, восприятия, памяти, а также отставание моторной сферы психической деятельности, познавательной и эмоционально-волевой [4].

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Г.С. Костюк считал, что с помощью усваиваемой речи у учащихся с внешних действий производятся внутренние мыслительные действия с объектами, которые становятся далее мыслительными операциями, сначала конкретными, а затем - абстрактными. Усвоения языка ребенка опирается на развитие его мышления, обогащение ее знаний об окружающей действительности. Одновременно оно становится и средством ее общего умственного развития. Словесная система, уже в дошкольном возрасте начинает принимать активное участие в выработке новых связей, благодаря чему последние образуются быстрее, становятся крепче и подвижнее. Задержки в развитии речи у детей, сказываются на развитии их мышления. Когда эти задержки устраняются, развитие его ускоряется [5].

Язык. Характерным для словаря ребенка с ЗПР является бедность

языка и неточность. Особенности лексики проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. В большей степени усложняется подбор синонимов, чем антонимов. Изучение грамматического строя языка у детей с ЗПР выявляет у большого количества детей значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения, а также нарушения поверхностной структуры предложения, нарушения грамматического оформления предложений [2].

Рекомендация № 1 «Как формировать вещания»:

1. Чаще побуждайте ребенка рассказывать об увиденном на прогулке, в парке, на улице, по дороге в детский сад (школу), тем быстрее развивается его связную речь.

2. Очень важно учить ребенка говорить выразительно, прислушиваться, как говорят взрослые. Это вызовет у нее ответные чувства, которые будут непосредственно влиять на его речевое и эмоциональное развитие.

Рекомендация № 2 «Общение с ребенком, имеющим нарушения речи»:

1. Не игнорируйте ребенка, которому сложно говорить. Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор займет больше времени. Не перебивайте, не торопите и не исправляйте.

2. Смотрите в лицо, поддерживайте визуальный контакт. Не думайте, что усложнение речи - показатель низкого уровня интеллекта и что ребенок, имеющий речевые нарушения, не может понять вас.

3. Сначала старайтесь задавать такие вопросы, которые подразумевают короткие ответы или соответствующие движения головы («Да», «Нет»).

4. Не притворяйтесь, что поняли, если это не так. Повторите то, что вы поняли и не стесняйтесь переспросить то, чего не поняли. Если снова не удалось понять, попросите произнести слово медленнее, возможно, по буквам.

5. Если у вас возникла проблема в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать [4].

Рекомендация № 3: коррекционные занятия с логопедом.

Мышление. У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым необходимо стимулирующее задачи. Наглядно-образное мышление: большинству детей требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с задачей не справляются. Словесно-логическое мышление у таких детей не развито.

Рекомендации «Основные требования к развитию мыслительной деятельности»:

1. Общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный

раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий психологом и логопедом.

2. Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний.

3. Использование проблемных задач. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций [4].

Внимание. При ЗПР наблюдается недостаточный уровень внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 минут. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным и увлекательным, неустойчивость внимания, снижен объем, концентрация, избирательность и распределение внимания.

Рекомендации «Приемы развития внимания»: различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений дать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, использовать игровые моменты.

Восприятие. Для ЗПР характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как наглядность и структурность. Для детей свойственна пассивность восприятия, наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве - вправо и влево ориентации. Это негативно сказывается на графическом навыке [6].

Рекомендация № 1 «Учимся рассматривать сюжетные картинки»:

Расширять знания об окружающем мире, обогащать словарь развитие речи ребенка систематическое рассматривание сюжетных рисунков. Ребенка с ЗПР нужно учить рассказывать по рисункам. Для этого можно использовать иллюстрации из художественных книг, детских журналов. Во время рассматривания рисунка следует направлять восприятие ребенка, задавая вопросы: «Кто изображен на рисунке?», «Что делают звери?», «Откуда видно, что зайка плачет?», и тому подобное. Необходимо привлекать внимание к деталям, которые трудно заметить, объяснять их значение, если они малопонятны, активизировать высказывания ребенка. Со временем, вместе с ребенком можно придумывать названия к рисункам, составлять рассказ об одном из персонажей и тому подобное.

Рекомендация № 2 «Как формировать знания об окружающей среде»:

Предметы, которые воспринимаются, должны обозначаться словом, в то же время слово всегда должно подкрепляться чувственным опытом. Формируя у ребенка знания об окружающем мире, следует обязательно добиться связи между ощущением и словом, восприятием и словом, мыслью и словом [4].

Рекомендация № 3 «Выделяем пространственные отношения»:

Важно учить ребенка выделять и уметь объяснять пространственные отношения между предметами, использовать их в практической деятельности. Большое внимание следует уделять выработке умения ориентироваться в сторонах предмета, который находится перед ребенком -определять ориентиры на листе бумаги, в альбоме; уметь находить верх и низ, правый и левый бок. С этой целью можно применять такие упражнения: обозначать левый верхний угол листа одной условной отметкой, нижний -второй, середину - третьей; разделить лист на определенное количество частей и выполнить по словесной инструкции рисунок в каждой из этих частей. С этой же целью даются задания на штриховку изображений предметов или геометрических фигур, рисование полосок: слева - направо, снизу - вверх, наклонно. Понимание пространственных отношений влияет и на речевое развитие ребенка [2].

Память. Для детей с ЗПР свойственна пониженная продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем в норме у сверстников) и неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

Рекомендации «Упражнения, направленные на развитие памяти»:

Память детей с ЗПР можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное. Ребенок должен понимать то, что ему предлагают запомнить. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания дает классификация. Такие упражнения способствуют развитию целенаправленного процесса запоминания, расширение объема памяти. Дети познают рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания, учатся устанавливать связи между предметами [4].

Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР также имеет свои существенные особенности. Дети с ЗПР имеют трудности в вербализации своих эмоций, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам: а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «определить» свои эмоции; б) у большинства таких детей есть негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения; в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему недостаточно для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли; г) наконец,

много детей с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях [1].

Высокий степень утомляемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Такие дети менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно заставлять ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, волевых усилий.

Чрезмерная возбудимость в сочетании с недостатками воспитания часто приводит, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, бурные реакции на иногда незначительные замечания: ребенок может падать на пол, бить ногами, громко кричать, иногда царапать себя, кусать.

Рекомендации «Особенности моторной, эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности младших школьников с ЗПР»:

Для развития ребенка с ЗПР полезными будут занятия лепкой. Изготовление даже простых фигурок из пластилина или глины требует согласованных движений и актов восприятия, анализа образца по различным признакам и воспроизведение этих признаков в изделии. Итак, активно тренируются именно те функции, которые у детей с ЗПР отстают и нуждаются в коррекции. Кроме того, работа с пластичным материалом развивает мелкие движения кисти руки, что положительно влияет не только на совершенствование двигательных функций, которые в таких детей несколько несовершенные, неуклюжие, но и на другие функции, в частности, речи. Известно, что между развитием функций руки и механизмами речи существует связь, и через это развитие одного благоприятно сказывается на развитие другого [5].

Также взрослые должны поддерживать ребенка, формировать у него положительную мотивацию. Поэтому, пока возможности такого ребенка окрепнут, целесообразно предлагать ему только те задания, которые он смог бы выполнить, то есть заслужить похвалу.

Итак, несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с ЗПР все же имеют возможности для развития. У них в основном подлежит хранению конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они

охотно включаются в трудовую деятельность.

Использованные источники:

1. Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М.: Просвещение, 2011. - 119 с.

2. Висковатова, Т.П. Проблема генеза, диагностики и психолого-педагогической коррекции задержки психического развития у детей (на примере неблагоприятного влияния природных и антропогенных факторов): Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.08. - К., 2014. - 382 с.

3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2013. - 654 с.

4. Психология детей с задержкой психического развития / сост. О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2014. - 214 с.

5. Коррекционная педагогика : учебное пособие для пед. специальностей вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин [и др.]. - Ростов-на-Дону : МарТ, 2012. - 304 с.

6. Ульенкова, У. В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психическо-го развития / У. В. Ульенкова, Т. Н. Князев // Дефектология. - 2005. - N 2. - С. 19-26.

УДК 343.951: 159.9.019.4_053.6

Яковлева Е. А. студент 3 курса «Юридический факультет» Шляпников Ю. В., к.юр.н.

доцент

кафедра уголовного права, криминалистики и криминологии

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Россия, г. Саранск ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРНОШЕННОЛЕТНЕГО Аннотация: Данная статья посвящена понятию и особенностям психологического контакта при допросе несовершеннолетнего. Рассматривается понятие и задачи допроса, а также критерии установления тактико-психологического контакта с несовершеннолетним.

Ключевые слова: несовершеннолетний, психологический контакт, допрос несовершеннолетнего, особенности, уголовный процесс, психология, законные представители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.