Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ПЕСКОТЕРАПИИ'

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ПЕСКОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕСКОТЕРАПИЯ / COGNITIVE PROCESSES / PRESCHOOL AGE / CHILDREN WITH DISABILITIES / SAND THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Быстрова Мария Васильевна

Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие познавательных процессов дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В статье охарактеризована программа коррекционно-развивающих занятий, построенных на применении техники песочной терапии, и направленных на решение указанной выше задачи, раскрыты научные основы применения песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также организационно-методические аспекты проведения коррекционно-развивающих занятий с применением пескотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE SPHERE OF PRESCHOOLS WITH HIA BY MEANS OF PESCOTHERAPY

The article is devoted to the problem of improving the content and organization of corrective and development work aimed at the development of cognitive processes of pre-school children with disabilities. The article describes the program of correction and development classes based on the use of sand therapy technique and aimed at solving the above-mentioned problem, discloses the scientific basis of sand therapy application in correction and development work with children with disabilities, as well as organizational and methodological aspects of correction and development classes with the use of sand therapy.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ПЕСКОТЕРАПИИ»

4. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Потенциал сетевого мероприятия в формировании профессиональной компетентности педагога-музыканта. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 150-153.

5. Медведева Т.Ю., Сизова О.А., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Проблемы профессионального самоопределения будущего специалиста сферы культуры в информационно-образовательной среде вуза. Школа будущего. 2018. № 6. С. 55-60.

6. Медведева Т.Ю., Васькина А.В., Сизова О.А. Проблемы проектирования профессионального развития научно-педагогических работников в современных условиях. Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 39-44.

7. Петрушин, В.И. Психология карьеры Текст. / В.И. Петрушин. М., 2004, - 208 с.

8.Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: Дисс. ...канд. психол. наук. - СПб., 1999. - 214 с.

9. Super D.E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957. - 391 p.

Педагогика

УДК 376.42 (045)

кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Быстрова Мария Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ПЕСКОТЕРАПИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие познавательных процессов дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В статье охарактеризована программа коррекционно-развивающих занятий, построенных на применении техники песочной терапии, и направленных на решение указанной выше задачи, раскрыты научные основы применения песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также организационно-методические аспекты проведения коррекционно-развивающих занятий с применением пескотерапии.

Ключевые слова: познавательные процессы, дошкольный возраст, дети с ограниченными возможностями здоровья, пескотерапия.

An^tatton. The article is devoted to the problem of improving the content and organization of corrective and development work aimed at the development of cognitive processes of pre-school children with disabilities. The article describes the program of correction and development classes based on the use of sand therapy technique and aimed at solving the above-mentioned problem, discloses the scientific basis of sand therapy application in correction and development work with children with disabilities, as well as organizational and methodological aspects of correction and development classes with the use of sand therapy.

Keywords: Cognitive processes, pre-school age, children with disabilities, sand therapy.

Введение. В настоящее время значительные изменения происходят в сфере образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), все более актуальным становится инклюзивное образование, предполагающее, что образование детей данной категории является одним из вариантов общего образования, учитывающим психофизические особенности обучающихся с ОВЗ. ФГОС дошкольного образования применительно к детям с ОВЗ предполагает создание условий для максимального развития их возможностей, а также организацию психолого-педагогического сопровождения.

Нарушения психического развития у детей приводят к специфическим проявлениям во всех сферах личности и взаимоотношениях с окружающим миром и социумом. При всех вариантах психического дизонтогенеза у детей нарушаются познавательные психические процессы (Л.С. Выготский (1956), В.В. Лебединский (1985), Н.М. Назарова (2010)). Огромное значение в процессе инклюзивного образования придается развитию познавательной сферы дошкольников с ОВЗ. Связано это, прежде всего, с тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития большинства познавательных процессов. Учитывая особенности психофизического развития детей с ОВЗ, современные педагоги осуществляют поиск наиболее эффективных методов, форм, средств и технологий проведения коррекционно-развивающей работы с ними. В частности, довольно много разработок и проектов, направленных на развитие их познавательной сферы.

Одной из таких технологий, успешно применяющихся в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками, является пескотерапия. В психологической и психотерапевтической практике пескотерапия применяется, главным образом, как средство для снятия психоэмоционального напряжения, избавления от стресса, внутренних переживаний и различных психоневрологических проявлений. Однако, на наш взгляд, данная технология обладает значительным коррекционно-развивающим потенциалом и для развития познавательной сферы детей с ОВЗ дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях инклюзивного образования.

Изложение основного материала статьи. Совокупность всех психических процессов человека образует его познавательную сферу. Она является важнейшей для человека, так как обеспечивает познавательную активность, направленную на освоение окружающего мира, получение и обработку знаний, обеспечивает возможность участия человека в различных видах целенаправленной деятельности. К познавательным психическим процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. Эти процессы являются инструментами познавательной и других видов деятельности. Они обслуживают их и обеспечивают их эффективность. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли такие ученые, как Л.С. Выготский (1934), А.Н. Леонтьев (1959), С.Л. Рубинштейн (1958) и др. В частности,

Л.С. Выготский утверждал, что без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна. Они не только являются составляющими любой деятельности, развиваются и совершенствуются в ней, но и сами представляют собой особые виды деятельности [4, с. 75].

Одной из многочисленных категорий детей с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Н.В. Бабкина (2016) подчеркивает, что как многообразны причины, обусловливающие ЗПР, так многообразны и ее проявления [1, с. 23]. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что даже при негрубых функциональных изменениях в теменной, височно-теменно-затылочной, височной областях отмечаются изменения в процессах восприятия и анализа информации, ее переработке. Так или иначе, у детей с ЗПР нарушены познавательные процессы. В частности, отмечаются недостатки произвольного внимания, чрезмерная отвлекаемость, недостаточная распределение и концентрация внимания. У них затруднен процесс восприятия, снижен его темп, сужен объем, недостаточная точность и дифференциация восприятия. У детей с ЗПР ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, в наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии мышления детей с ЗПР. Затруднены все мыслительные операции, отмечаются трудности обобщения, классификации, сравнения. Снижена познавательная активность.

Сензитивным периодом для развития познавательных психических процессов является дошкольный возраст. Ведущие отечественные ученые отмечают, что развитие психических процессов в дошкольном возрасте осуществляется под влиянием обучения и воспитания, а также благодаря участию детей в различных видах деятельности и общения. Таким образом, развитие познавательных процессов происходит не само по себе, а опосредованно участием ребенка в различных видах деятельности и общения. Учитывая особенности психофизического развития детей с ОВЗ, современные педагоги осуществляют поиск наиболее эффективных методов, форм, средств и технологий проведения коррекционно-развивающей работы с ними. В частности, довольно много разработок и проектов, направленных на развитие их познавательной сферы. Педагоги выделяют ряд специфических принципов развития познавательной сферы дошкольников с ОВЗ, такие как принцип уникальности личности ребенка; принцип открытости педагога; принцип природосообразности и творчества; принцип деятельностного подхода и общения и др. Но ключевым принципом обучения и воспитания всех категорий детей с ОВЗ является принцип коррекционно-развивающего обучения (Б.К. Тупоногов (2013)), который состоит в необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в различных видах деятельности, во всех сферах обучения и воспитания [14].

Одной из инновационных технологий, успешно применяющихся в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ЗПР, является пескотерапия. М. Зейц (2010) отмечает, что принципы пескотерапии были разработаны основателем аналитической психологии К. Г. Юнгом. Благодаря ему, а также его последователям, юнгианскую песочную терапию стали использовать как самостоятельное направление в психотерапии [6]. Вопросами применения в психолого-педагогической работе с детьми технологии пескотерапии занимались Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева (2005), О.Г. Курдюкова (2016), Л.Д. Лебедева (2003), С.Г. Рыбакова (2011) и др. Работы этих и других авторов показывают, что использование данной технологии гораздо шире, она способствует активизации познавательной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, эмоциональной сферы, речи [7; 9; 10; 11]. В то же время пескотерапия позволяет провести коррекционную работу мягко и ненавязчиво, увлекательно и интересно для детей. Педагоги и психологи все больше используют песочницу в развивающих и обучающих, а также коррекционных целях. Разрабатываются и успешно используются программы с использованием пескотерапии, в том числе и для детей с ОВЗ: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф. Бережной (2006), «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В. Валиевой (2014), «Чудеса на песке» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (1998), «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю. Кондратьевой (2005) и другие. Все авторы отмечают большие возможности данной технологии в развитии и коррекции познавательной сферы детей с ОВЗ дошкольного возраста [2; 3; 5; 8].

Как следует из названия, в качестве основного средства работы в процессе занятий пескотерапией используется песок. При этом ребенок включается в различные виды деятельности: игровую, изобразительную (рисование, скульптура), учебную. Но чаще всего это игровая деятельность, поэтому данный вид терапии имеет еще и другое название - sandplay - игра с песком. Н.А. Сакович (2010) отмечает, что использование песка развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Детей увлекает игра с песком, различные манипуляции с ним. Они рисуют песком, создают различные постройки, композиции, изображают отпечатки и следы, при этом сопровождают свои действия речью и выполняют задания педагога [12]. О.Г. Курдюкова (2016) указывает, что пескотерапия позволяет решать также такие задачи, как активизация познавательного интереса ребенка, развитие познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление), развитие творческого воображения; формирование представлений об окружающем мире, развитие саморегуляции и самоконтроля и др. [9].

В рамках формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована программа коррекционно-развивающих занятий «Чудесный песок», направленных на развитие и коррекцию познавательных процессов у дошкольников с ЗПР с применением технологии пескотерапии в условиях инклюзивной практики. Формирующий эксперимент проводился на базе МК ДОУ «Починковский детский сад № 8» г. Починки Нижегородской области. В нем принимали участие 11 детей с ЗПР с заключениями ПМПК «смешанное недоразвитие (когнитивного и вербального компонентов деятельности)», «парциальное недоразвитие когнитивного компонента деятельности». Возраст обучающихся 5-6 лет. Все испытуемые посещают старшую группу дошкольной образовательной организации. Коррекционные занятия были направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов дошкольников с ЗПР: восприятия, внимания, памяти, мышления. Отличительной особенностью наших занятий было привлечение технологии пескотерапии для реализации поставленных целей и задач по развитию и коррекции познавательных процессов у дошкольников. Программа коррекционных занятий «Чудесный песок» была рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводились 1-2 раза в месяц. Они были органично включены в имеющуюся в ДОО коррекционно-развивающую программу. Задачи коррекционно-развивающей программы «Чудесный песок»: 1) развивать способность к переключению внимания; развивать концентрацию внимания; развивать произвольное внимание; увеличивать объем внимания; 2) развивать восприятие формы, величины, цвета;

развивать точность восприятия, дифференцированность и осмысленность восприятия; развивать восприятие времени и пространства; 3) развивать обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков; развивать гибкость ума и сообразительность; 4) увеличивать объем памяти; формировать приемы ассоциативного и опосредованного запоминания; развивать произвольность запоминания и воспроизведения информации. Кроме задач, решаемых целенаправленно, в процессе занятий осуществлялось развитие речи дошкольников с ЗПР (увеличение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя речи), развитие мелкой моторики рук (способность согласованно действовать двумя руками, осуществлять дифференцированные движения, развивать силу мышц пальцев и кистей рук).

Занятия проводились с детьми подгруппами и индивидуально. Продолжительность группового занятия 30 минут, индивидуального - 20 минут. В коррекционно-развивающую программу вошло 8 подгрупповых занятий с применением песочной терапии, которые мы объединили в отдельный блок под названием «Чудесный песок». Учитывая специфику работы с песком, мы не могли одновременно проводить занятие со всей группой детей. Поэтому мы разделили группу на две подгруппы: 6 человек в одной и 5 в другой. В каждой подгруппе было проведено 8 занятий. Кроме того, было проведено по 5 индивидуальных занятий.

Тематический план программы коррекционно-развивающих занятий «Чудесный песок»

Месяц Номер занятия Тема

Сентябрь 1 занятие Знакомство с Песочной страной и Песочной Феей

2 занятие Копаем - насыпаем

Октябрь 3 занятие Осенний дождик

Ноябрь 4 занятие Мы едем, едем, едем

5 занятие Что спряталось в песке

Декабрь 6 занятие Секретики

Март 7 занятие В гости к Солнышку

Апрель 8 занятие Отпечатки

Занятия проводились в соответствии с представленной ниже структурой.

1. Организационный этап. Детей приводят в песочницу, рассаживают. Если занятие первое, то происходит знакомство с песочницей, с игрушкой-посредником, с ритуалом приветствия. Детям сообщают или напоминают правила поведения в песочнице. 2. Ритуал приветствия. 3. Разминка (разогревающие игры). На данном этапе организуются прикосновения и игры на поверхности сухого песка. Проводятся упражнения на снятие эмоционального напряжения. 4. Основной этап. На этом этапе педагог организует различные манипуляции и игры с песком, направленные на развитие познавательных процессов. Это могут быть прикосновения к песку различными способами, игры с песком, с дополнительными предметами в песке, рисование песком, игры с мокрым песком и др. При этом педагог не просто наблюдает за деятельностью детей в песке, а организует эту деятельность с тем, чтобы она способствовала решению коррекционно-развивающих задач. 5. Заключительный этап. На этом этапе педагог подводит итоги занятия, обращает внимание на ощущения и эмоции детей во время занятия, мотивирует и побуждает их высказываться. 6. Ритуал прощания. 7. Демонтаж. На этом этапе дети помогают убрать игрушки по местам, разбирают созданные постройки и композиции.

В процессе занятия использовались разнообразные игры и упражнения с песком и соответствующим оборудованием, направленные на развитие познавательных процессов дошкольников. При подборе игр мы опирались на пособия, разработанные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко (1998; 2005) [5; 7]. Для развития познавательных процессов можно предлагать детям разнообразные игры: познавательные и обучающие. Познавательные игры и упражнения: «Волшебные превращения», «Узнавалки», «Художники» и другие. Обучающие игры и упражнения: «Найди и покажи фигуру», «Разрежь пирог», «Подсказка», «Вылечи букву», «Узнай цифру» и другие.

Песочница дает возможность проводить работу по развитию и коррекции практически всех познавательных процессов. Приведем несколько примеров. Развитие восприятия: узнать на ощупь спрятанные в песке игрушки. Развитие внимания: по отпечаткам пуговиц найти недостающую пуговицу на рубашке; рисовать на песке обеими руками, одной рукой рисовать круг, другой - квадрат. Развитие памяти: найти недостающую игрушку (ребенку предлагается запомнить 4-7 фигурок. Когда ребенок закрывает глаза, педагог прячет в песок одну из фигурок. Ребенок должен сказать, какого предмета недостает, отыскать его в песке и назвать его). Развитие мышления: найти в песке разноцветные предметы и разложить их в цветные ведерки в соответствии с цветом; найти в песке спрятанные предметы, определить какой из них лишний и указать, почему.

Как правило, вначале дети бывают очень скованны или действуют импульсивно. Они не могут копать песок руками, действуют, сжимая пальчики, действуют не координированно, не согласованно. Приведем примеры игр и упражнений, используемых на этапе «Разминка»: 1) положить ладошки на песок, закрыть глаза, ощутить, какой он; открыть глаза, рассказать о своих ощущениях; 2) оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней; 3) щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка; 4) провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам; 6) погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки и др. Важным мы считаем тот факт, что в процессе работы с песком дети познают окружающий мир. У них формируются определенные представления и знания о качествах и свойствах песка, способах работы с ним, формируется интерес к данному виду деятельности, положительная эмоциональная реакция на занятия. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Поэтому занятия с детьми проводились в игровой форме, включались игровые моменты. Большое место в процессе занятий мы уделяли организации исследовательской деятельности с детьми: опытов и экспериментов. Был использован такой игровой и дидактический материал, как совочки, сита, лупы, пульверизаторы, кисточки, формочки и др. Опыты помогали уяснить свойства и признаки песка, сформировать представления об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от емкости, в которую он насыпается или накладывается. Мы учили детей различным способам познания: наблюдение, исследование (потрогать, надавать, растереть, намочить и др.), сравнение, рассуждение, обобщение, описание.

Помимо подгрупповых занятий, нам были проведено несколько индивидуальных коррекционных занятий, в процессе которых мы отрабатывали с детьми отдельные приемы и способы действий, вызывающие у них затруднения. Кроме того, мы уделяли внимание именно тем познавательным психическим процессам, которые у конкретного ребенка были нарушены больше всего. Либо на индивидуальном занятии мы создавали основу для последующего подгруппового занятия, чтобы ребенок смог более уверенно справляться с предлагаемыми заданиями, выполнять их совместно с другими детьми.

В результате апробации программы коррекционно-развивающих занятий с использованием пескотерапии нами были выделены организационно-методические условия, обеспечивающие эффективность их проведения. 1. Наличие специальной подготовки педагога к проведению коррекционных занятий с применением пескотерапии. 2. Проведение занятий при условии согласия и желания ребенка. Нельзя настаивать на продолжении игры, если песок неприятен ребенку, или он чувствует себя грязным от соприкосновения с песком. 3. Учет противопоказаний при работе с песком: эпилепсия и шизофрения; навязчивые состояния; аллергия на пыль и мелкие частицы; легочные заболевания; кожные заболевания и порезы на руках. 4. Соблюдение детьми простых правил во время работы с песком (нельзя выбрасывать песок из песочницы; нельзя бросать песок в других и брать его в рот; после игры надо помочь убрать все игрушки на свои места; после игры в песке надо помыть руки). 5. Использование на занятиях игрушек-посредников для предъявления требований к ребенку, правил поведения, поощрений, предъявления заданий. 6. Коррекционное занятие должно быть структурировано (используемая нами структура приведена выше). Важным моментом при организации занятия мы считаем то, что необходимо оставлять некоторое время для свободной игры детей с песком (2-3 минуты). 7. Оптимальный выбор методов и приемов организации деятельности детей. В процессе занятий могут быть использованы разнообразные методы - наглядные, словесные, практические. В частности, к словесным методам относятся: объяснение (краткое, четкое, эмоциональное); указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально); вопросы (четкие, понятные); пояснения, уточнения; к практическим - упражнения, рисование на песке, создание композиций и др. Практические методы являются ведущими и первостепенными в работе с детьми с ЗПР дошкольного возраста. Кроме указанных основных дидактических методов применятся следующие дидактические приемы: обследование дидактического материала; совместное выполнение задания, выполнение задания по подражанию, помощь другого ребенка; комментирование действий ребенка, выполнение задания «под диктовку» и др. 9. Могут использоваться следующие формы работы: индивидуальные занятия, групповые занятия и игры. 10. Наличие в педагогической копилке педагога большого количества разнообразных по реализуемым задачам, способам организации и проведения игр с песком.

Выводы. Проведенный нами формирующий эксперимент был нацелен на разработку и апробацию программы коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие и коррекцию познавательных процессов у дошкольников с ЗПР с применением технологии песочной терапии. В основу содержания программы коррекционных занятий «Чудесный песок» были положены игры и упражнения песочной терапии. В процессе реализации данной программы решались задачи по коррекции и развитию восприятия, памяти, внимания и мышления у дошкольников с задержкой психического развития. Учитывая цель нашего формирующего эксперимента, нами специально были подобраны такие игры и упражнения, которые воздействовали на развитие определенных познавательных процессов. Апробация программы позволила сделать вывод о том, что проведение коррекционно-развивающих занятий с применением пескотерапии с соблюдением предлагаемых нами организационно-педагогических и методических условий ее реализации способствует развитию и коррекции познавательных процессов у дошкольников с ЗПР. Использование пескотерапии также обеспечивает решение ряда задач: усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»; в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика; совершенствуется предметно-игровая деятельность.

Литература:

1. Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьникам с задержкой психического развития // Дефектология.2016. № 2. С. 53-59.

2. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4. С. 56-59.

3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду. 2014. № 3. С. 30-36.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо, 2005. 512 с.

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 50 с.

6. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница : [адаптированный перевод с англ.]. М.: ИНТ, 2010. 94 с.

7. Зинкевич-Естигнеева Т.Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005. 256 с.

8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика. 2005. № 3. С. 39-41.

9. Курдюкова О.Г. Песочная терапия в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся с интеллектуальной недостаточностью // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. 2(6). С. 256-259.

10. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. 256 с.

11. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2011. 139 с.

12. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2010. 176 с.

13. Сухова Е.И., Карпова С.И. Инклюзивное образование дошкольников (опыт отечественного и зарубежного образования) // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 3. С. 4-13.

14. Тупоногов Б.К. Дефектологические принципы построения коррекционно-педагогического процесса // Дефектология. 2013. № 5. С. 56-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.