Научная статья на тему 'Участие в следственных действиях малолетних с задержкой психического развития: возможность, ограничения, пределы'

Участие в следственных действиях малолетних с задержкой психического развития: возможность, ограничения, пределы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЛЕТНИЙ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ / ДЕФЕКТОЛОГ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дощицын Андрей Николаевич

В статье рассмотрены актуальные вопросы участия в следственных действиях малолетних лиц с задержкой психического развития. Автором проанализированы нормативные предписания ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, внесены предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION IN THE INVESTIGATION OF MINORS WITH MENTAL RETARDATION: OPPORTUNITY, CONSTRAINTS, LIMITS

The article considers the topical issues of participation in the investigation of minors with mental retardation. The author analyzes the regulations of article 191 of the Criminal procedure code of the Russian Federation made proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «Участие в следственных действиях малолетних с задержкой психического развития: возможность, ограничения, пределы»

6.5. УЧАСТИЕ В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ МАЛОЛЕТНИХ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ВОЗМОЖНОСТЬ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕДЕЛЫ

Дощицын Андрей Николаевич, старший научный сотрудник

Место работы: Научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

dosandre@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы участия в следственных действиях малолетних лиц с задержкой психического развития. Автором проанализированы нормативные предписания ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, внесены предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: малолетний, задержка психического развития, следственные действия, детский психолог, де-фектолог, педагог.

PARTICIPATION IN THE INVESTIGATION OF MINORS WITH MENTAL RETARDATION: OPPORTUNITY, CONSTRAINTS, LIMITS

Doxycin Andrey N., senior researcher

Place of employment: Research Institute Academy of the Prosecutor General Russian Federation

dosandre@mail.ru

Abstract: the article considers the topical issues of participation in the investigation of minors with mental retardation. The author analyzes the regulations of article 191 of the Criminal procedure code of the Russian Federation made proposals for its improvement.

Keywords: juvenile, mental retardation, investigations, child psychologist, speech pathologist, teacher.

Проблемы производства по уголовным делам, потерпевшими или свидетелями по которым являются малолетние (то есть дети, не достигшие возраста четырнадцати лет), а также криминалистическое обеспечение предварительного расследования по делам данной категории всегда находились в центре пристального внимания ученых и сотрудников правоохранительных органов, о чем свидетельствует множество диссертационных исследований, монографических работ, научных статей, методических рекомендаций, информационно-аналитических писем и др.

За последнее время число уголовных дел, в которых принимают участие малолетние лица, возросло.

В процессе осуществления предварительного расследования правоприменители неизбежно сталкиваются с трудностями, одной из которых является вопрос об участии в следственных действиях детей с задержкой психического развития (занимающих промежуточное положение между нормально развивающимися и умственно отсталыми).

Задержка психического развития (далее - ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Причины ЗПР подразделяются на:

- биологические: патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; генетическая обусловленность;

- социальные: длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые пси-

хотравмирующие ситуации1.

В каких формах проявляется ЗПР?

Нарушения интеллекта у детей с ЗПР носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Восприятие у таковых детей фрагментарно, замедленно и неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако малолетние испытывают трудности при формировании целостных образов окружающего мира, при этом у них лучше развито зрительное восприятие и хуже - слуховое.

Внимание у детей с ЗПР неустойчиво, кратковременно, поверхностно, любые посторонние стимулы отвлекают и переключают внимание, ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Память у детей с ЗПР характеризуется мозаично-стью запоминания материала, слабой избирательностью, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации. Следует отметить, развитие в большей степени наглядно-действенного мышления, нежели образного, при этом абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого.

Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом, синтезом, сравнением и обобщением; при этом не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у них отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения

1 [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/. (дата обраще-

ния: 10.12.2016).

УЧАСТИЕ В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ МАЛОЛЕТНИХ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ВОЗМОЖНОСТЬ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕДЕЛЫ

связного высказывания.

Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с ЗПР часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками .

ЗПР у ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждается психолого-медико-педагогической комиссией (п. 16 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). Такие дети направляются для обучения в специальные кор-рекционные школы, либо коррекционные классы общеобразовательных школ.

Уголовно-процессуальное законодательство России не запрещает проведение следственных действий с детьми с ЗПР, но содержит ряд условий и ограничений. В соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ «При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет .... участие педагога или психолога обязательно.. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля».

В данной правовой норме законодатель не акцентировал внимание на детях с ЗПР, однако установил обязательные и общие правила проведения указанных в ч. 1 ст. 191 УПК РФ следственных действий со всеми малолетними - обязательное участие педагога или психолога и временные рамки следственных действий.

Ст. 191 УПК РФ регламентирует правовые отношения, которые возникают уже в процессе осуществления следственных действий. Вместе с тем, огромное значение имеют подготовительные мероприятия: процессуальные (назначение и производство судебной экспертизы) и внепроцессуальные (мероприятия по непосредственной подготовке к следственным действиям). Рассмотрим их более детально.

I. В целях установления возможности проведения следственных действий с участием ребенка с ЗПР, имеющего статус потерпевшего, следователь обязан назначить судебную экспертизу его психического состояния. Так, в соответствии с п. 4 ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Полагаем, что ЗПР является достаточно весомым основанием для назначения и производства соответствующей комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Экспертное исследование в отношении детей с ЗПР должны проводить специалисты в области дет-

ской психологии, психиатрии, а также дефектологии. Основным научным центром, работники которого занимаются в том числе проблематикой детей с ЗПР, является Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, в структуру которого входят лаборатории:

- комплексной диагностики и коррекции;

- содержания и методов обучения детей с нарушением зрения;

- содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями;

- содержания и методов обучения детей с нарушением слуха и речи;

- содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии, коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта3

Основным вопросом, который должны исследовать эксперты - это возможность участия ребенка с ЗПР в уголовном судопроизводстве. При производстве экспертизы изучаются:

а) физическое состояние и развитие:

- динамика физического состояния (анамнез);

- состояние слуха, зрения;

- особенности развития двигательной сферы, состояния общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

- характеристика работоспособности (утомляемость, исто-щаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, жалобы на головную боль);

б) особенности и уровень развития познавательной сферы:

- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

- особенности внимания (объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания);

- особенности памяти (точность, постоянство, возможность долговременного запоминания, индивидуальные особенности памяти), преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная), преобладание логической или механической памяти;

- особенности мышления, уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия, способность обобщать и делать самостоятельные выводы, умение устанавливать причинно-следственные связи);

- особенности речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, специфика грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи: интонации, выразительности, ясности);

в) особенности эмоционально-личностной сферы:

- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

- способность к волевому усилию;

- преобладающее эмоциональное состояние (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);

- внушаемость;

- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

- наличие фобических реакций (страхи темноты, замкнутого пространства, одиночества и т.д.);

- отношение к самому себе (недостаткам, возможностям), особенности самооценки;

2 [Электронный ресурс] иК1_: http://www.knasotaimedicina.ru/ сН8еазе8/сЫИгеп/тегЛа1-^аг(Мюп (дата обращения: 11.12.2016).

3 [Электронный ресурс] иК1_: Ир://институт-коррекционной-педагогики.рф/ (дата обращения: 12.12.2016).

- отношения с окружающими (положение в коллективе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);

- особенности поведения в школе и дома;

4

- нарушения поведения, вредные привычки .

Заключение эксперта оценивается следователем и

учитывается при принятии решения о производстве следственных и иных процессуальных действий с ребенком.

Отметим, что требования ч. 4 ст. 196 УПК РФ целесообразно распространить также и на малолетнего свидетеля с ЗПР.

II. На этапе подготовки к следственным действиям, в которых будет принимать участие малолетний с ЗПР, в целях выбора наиболее приемлемых тактических приемов, следователю целесообразно обратиться к помощи детского психолога и дефектолога5.

Остановимся более подробно на вышеназванных специалистах.

Детский психолог оценивает особенности развития ребенка с ЗПР, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни. Кроме того, детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику ребёнка, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми и т.д.6

Для психологов разработан этический кодекс, в основе которого лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, то есть такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей:

- профессиональная деятельность психолога характеризуется особой ответственностью перед детьми;

- в случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами воспитательно-образовательного учреждения психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью;

- в работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности;

- психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях;

- психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным людям;

- дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие

третьих лиц, включая учителей или законных представителей7.

Дефектолог занимается исследованием психофизических особенностей и уровня развития детей с психическими и физическими недостатками, ЗПР, закономерностях их обучения и воспитания. Дефектолог выявляет уровень умственного развития ребенка, темп работы, работоспособность, отношение к учебной работе, моти-вационную составляющую, обучаемость и т.д.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество спе-

4 Шевченко С.Г., Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: кор-рекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1 - М.: Школьная пресса, 2005. С. 22-24.

5 В специальных коррекционных школах, а также в учебных учреждениях, где имеются классы коррекционно-развивающего обучения, эти специалисты составляют школьный психолого-медицинско-педагогический консилиум.

6 [Электронный ресурс] URL: http://ipsyholog.ru/detskiy-psiholog/ (дата обращения: 12.12.2016).

7 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. за-

ведений: в 3 кн. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд. - М., 1998.

С. 514-524.

циальностей:

- сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми),

- олигофренопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки умственного развития),

- тифлопедагог (занимается с детьми, имеющими недостатки зрения),

- логопед (работает с детьми с речевыми нарушениями)8.

Отдельно следует остановиться на логопеде, который

устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения, определяет и реализует необходимые методики по устранению дефектов речи. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза) и т.д.9

Следует отметить, что сам порядок подготовки к следственным действиям не урегулирован нормами российского уголовно-процессуального законодательства. Следователь свободен в выборе методов и приемов подготовительных действий. Вместе с тем, полагаем, что привлечение детского психолога, дефектолога целесообразно, в связи с тем, что в дополнение к заключению эксперта, вышеназванные специалисты на основе профессиональных знания и опыта могут пояснить:

- как установить контакт с ребенком;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- являются ли подготовленные следователем вопросы понятными для ребенка;

- какие выражения, фразы, слова целесообразно использовать следователю при беседе с ребенком;

- какие выражения, фразы, слова наиболее часто употребляет малолетний и их семантический смысл;

- кого из законных представителей (отца, мать или др.) предпочтительней привлечь к следственным действиям10.

Оказывая практическую помощь следователю, детский психолог и дефектолог (действуя согласованно между собой) предварительно беседуют с ребенком (совместно или с учетом заранее распределенных ролей), а также его законными представителями, при необходимости - иными лицами, после чего дают соответствующие рекомендации.

Заметим, что в отличие от экспертного исследования, целью которого является установление возможности участия ребенка с ЗПР в уголовном судопроизводстве, задача указанных специалистов - оказание содействие следователю в правильном выборе тактических приемов предстоящего следственного действия.

Итак, проведение рассматриваемых в настоящей статье подготовительных мероприятий (процессуальных /назначение и производство судебной экспертизы/ и внепроцессуальных /по непосредственной подготовке к следственным действиям/) с одной стороны явля-

8 [Электронный ресурс] URL: http://logoped18.ru/logopedist/kto-takoy-uchitel-defektolog.php (дата обращения: 12.12.2016).

9 [Электронный ресурс] URL: http://simptomer.ru/doctor/logoped (дата обращения: 12.12.2016).

10 Нередки случаи, когда родители оказывают крайне негативное влияние на детей. Это может выражаться в систематическом оскорблении ребенка, унижении его человеческого достоинства, угрозах, запугивании, необоснованных обвинениях, причинении физической боли и страданий, истязаниях, сексуальном насилии и др. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологические травмы, которые, в свою очередь, могут являться причиной ЗПР. В этой связи представление законных интересов детей в уголовном судопроизводстве невозможно. В соответствии с ч. 2.2 УПК РФ по постановлению дознавателя, следователя, судьи или определению суда законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего потерпевшего. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего.

УЧАСТИЕ В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ МАЛОЛЕТНИХ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ВОЗМОЖНОСТЬ, ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕДЕЛЫ

ется необходимым условием для правильного решения вопроса о возможности участия ребенка с ЗПР в следственных действиях, с другой - способствует правильному выбору тактических приемов с учетом его психического состояния.

Как отмечалось выше, обязательным условием проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний несовершеннолетним потерпевшим и свидетелем, не достигшим возраста шестнадцати лет (в т.ч. малолетним с ЗПР) является участие педагога или психолога.

В соответствии с п. 62 ст. 5 УПК РФ педагог - педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся.

В указанной статье содержатся понятия, которые раскрываются в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

- педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ч. 1 ст. 2 );

- образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ч. 1 ст. 2);

- организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ч. 1 ст. 2);

- обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (п. 3 ч. 1 ст. 2);

- воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 2 ч. 1 статьи 2);

- обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (п. 15 ч. 1 ст. 2).

- Применительно к детям с ЗПР, также применяется п. 16 ч. 1 ст. 2:

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Таким образом, из буквального анализа правовых норм следует, что педагог, приглашаемый для участия в следственных действиях на момент их производства должен работать в соответствующей должности. Следователю необходимо точно знать, что приглашенное лицо состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это предопределяет проведение проверки на предмет легитимности его участия в следственных действиях (затребование выписки из приказа о назначении на должность и справки о занимаемой должности на момент участия в уголовном процессе). Участие в процессе лица, не состоящего в трудовых (служебных) отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может повлечь негативные последствия - признание конкретного следственного действия незаконным.

Педагогические должности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Перечень этих должностей достаточно широкий и в целях привлечения в уголовный процесс квалифицированных педагогов, лицам, производящим предварительное расследование, целесообразно использовать указанный нормативный правовой акт в своей практической деятельности.

К участию в следственных действиях с детьми с ЗПР целесообразно привлечь учителя-дефектолога или учителя-логопеда, которые обладают соответствующими знаниями в области специальной педагогики, умеющие правильно общаться с соответствующей категорией детей, и знающие ребенка, участвующего в уголовном судопроизводстве.

Общение с детьми с ЗПР требует от педагога большой гибкости и разнообразия поведенческого репертуара, поскольку такие дети непредсказуемы и мотивы их поведения неочевидны11.

Педагог, являющийся для воспитанников и учащихся авторитетом, оказывает на них сильное воспитательное воздействие. Авторитет возникает в процессе педагогической деятельности, поэтому он является не исходным, первичным, а вторичным компонентом мастерства педагога. На наш взгляд, приглашение педагога, не пользующегося авторитетом, или вообще незнакомого ребенку, превратит его участие в следственных действиях в лучшем случае в безуспешных (как правило) попытках установить психологический контакт с ребенком, а в худшем - в простую формальность, пассивное созерцание происходящего.

Вместе с тем по делам о половых преступлениях следователю целесообразно принять меры к тому, чтобы в следственных действиях принимал участие педагог того же пола, что и ребенок.

В отличие от дефиниции «педагог» понятие «психолог» в уголовно-процессуальном праве России не раскрыто.

Психолог (др.-греч. фихп - душа; Л6YO^ - знание) -это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения12.

Одновременное употребление в ч. 1 ст. 191 УПК РФ понятий «педагог» и «психолог» предопределяет вопрос: как соотносятся их правовые статусы, являются ли они специалистами в уголовно-процессуальном смысле?

Разрешение указанной проблемы имеет важное прикладное значение, ведь определенный правовой статус предполагает наличие соответствующих правоотношений с другими участниками следственных действий. Наделение педагога или психолога статусом специалиста означает вывод об обладании их правами и обязанностями, предусмотренными ст. 58 УПК РФ.

Полагаем, что педагог и психолог имеют разные

11 Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк». 2008. С. 122.

12 [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/ Психолог. (дата обращения - 12.12.2016).

процессуальные статусы: психолог является специалистом в уголовно-процессуальном аспекте, педагог же обладает самостоятельным правовым статусом.

Согласно части 1 статьи 58 УПК РФ специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Таким образом, функции специалиста носят исключительно технический и консультативный характер. Так, специалист-психолог, предварительно изучив личность ребенка с ЗПР, оказывает содействие следователю в ходе следственного действия при выборе тактических приемов и разрешении различного рода трудностей. В качестве такого специалиста можно пригласить детского психолога, ранее оказывавшего помощь в подготовке к следственным действиям.

В отличие от психолога, участие педагога необходимо для создания комфортной обстановки малолетнему с ЗПР, быстрейшей его адаптации к следственным действиям, исключения возможности произвольного или непроизвольного давления на ребенка.

Несмотря на то, что педагоги обладают основами специальных знаний в области детской психологии, ставить знак равенства между ними и психологами нельзя. Акцент в деятельности психологов делается на познании закономерностей психики ребенка. Педагог же, являясь специалистом в области воспитания и образования, не может обладать всем набором психологических знаний.

Таким образом, участие педагога в следственных действиях делает его самостоятельной процессуальной фигурой, отличной от специалиста, поэтому при производстве следственных действий с его участием разъяснение прав, предусмотренных ст. 58 УПК РФ, является излишним.

В части 1 статьи 191 УПК РФ говорится об обязательном участии педагога или психолога в следственных действиях с несовершеннолетним потерпевшим (свидетелем), не достигшего возраста шестнадцати лет.

Вместе с тем, как говорилось выше, педагог и психолог - не идентичные процессуальные фигуры. Поэтому к участию в следственных действиях с ребенком целесообразно привлекать и психолога, и знакомого ребенку педагога, которому он полностью доверяет.

В ст. 191 УПК РФ предусмотрено, что законные представители вправе присутствовать при следственных действиях.

На наш взгляд, участие законного представителя в следственных действиях с ребенком с ЗПР должно быть обязательным, что предопределено: во-первых, малолетним возрастом, во-вторых, особым состоянием психики, в-третьих, нормативным урегулированием данного вопроса.

Так, в п. 1 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их заменяющими), а в определенных случаях - органами опеки и попечительства, а согласно ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, при этом родители являются законными представителями своих

детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Кроме того, в ч. 2 ст. 45 УПК РФ установлено, что для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними ... к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.

В заключение хотелось бы отметить, что предписания ст. 191 УПК РФ распространяются не на все следственные действия, ее требования применимы к допросу, очной ставке, опознанию и проверке показаний. В этой связи, УПК РФ целесообразно дополнить соответствующими правилами, относительно возможного участия малолетних потерпевших и свидетелей (в том числе с ЗПР) в других следственных действиях.

Список литературы:

1. Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк». 2008.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. заведений: в 3 кн. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд. - М., 1998.

3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., «Высш. школа», 1973.

4. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. -Москва: Проспект, 2011.

5. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1 - М.: Школьная пресса, 2005.

6. URL: http://институт-коррекционной-педагогики.рф/

7.URL:http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/me ntal-retardation

8. URL: http://logoped18.ru/logopedist/kto-takoy-uchitel-defektolog.php

9. URL: http://simptomer.ru/doctor/logoped

10. URL: https://ru.wikipedia.org/.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье А.Н. Дощицына рассматриваются вопросы участия в следственных действиях, лиц, не достигших возраста 14 лет и с задержкой психического развития, не связанной с психиатрическим заболеванием.

В своей работе автор дал определение задержки психического развития у детей, перечислил возможные причины и формы ее проявления.

В статье проанализированы предписания статьи 191 УПК РФ, регламентирующей вопросы производства следственных действий с участием несовершеннолетних с учетом рассматриваемой проблематики.

Автором затронуты вопросы подготовки к следственным действиям (как процессуальные, так внепроцессуальные), а также участия в следственных действиях с детьми с задержкой психического развития педагога, психолога, законных представителей.

Интерес настоящей статьи обусловлен также тем, что в ней, помимо исследования и соотношения процессуальных статусов педагога, психолога, даны предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Кроме того, в работе А.Н. Дощицына содержится ряд рекомендаций, полезных для использования в правоприменительной деятельности.

Статья представляет интерес для научных работников, а также для студентов, аспирантов, практических работников правоохранительных органов, занимающихся проблематикой уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних.

Вывод: настоящая работа может быть опубликована в журнале, рекомендованном ВАК. Ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук

Е.В. Быкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.