Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
951
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ / ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трошин П.Л.

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Актуальность статьи связано с увеличением детей с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Вестник магистратуры. 2016. № 7(58). Т. I

ISSN 2223-4047

УДК 159.9

П.Л. Трошин

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Актуальность статьи связано с увеличением детей с ЗПР.

Ключевые слова: задержка психического развития, познавательная деятельность детей, психическое недоразвитие.

Задержкой психического развития у детей является такое состояние ребенка, при котором он по возрастным характеристикам может обучаться в школе, но в связи нарушением нормального развития остается в дошкольном образовательном учреждении. Термин «задержка психического развития» был сформирован Г. Е. Сухаревой. В случае минимального органического повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, у человека появляется задержка психического развития. Это возникает в результате хронических соматических заболеваний, воздействия патогенетических факторов внутриутробного периода и во время родов или в первые годы жизни ребенка. Психолого-педагогическую классификацию детей с задержкой психического развития построить трудно в связи с тем, что отставания в развитии и индивидуальные проявления у детей различаются. Общее у детей с ЗПР является отставание в психическом развитии к школьному возрасту. У ребенка появляется отставание в низкой познавательной активности, замедленной скоростью приема и обработки информации, ослаблен-ность запоминания знаний.

У детей с задержкой психического развития происходит нарушения в эмоциональной, познавательной и интеллектуальной сфере. Основные нарушения интеллектуальной деятельности ребенка основываются на недостаточности познавательных процессов. Л. С. Выготский писал: «... ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развитой, чем нормальные сверстники, но иначе развитой» [1, с. 7]. Дети с ЗПР страдают, нарушением речевой деятельности это проявляется, как: дефекты произношения, плохо владеют оборотами речи, ограниченный словарный запас слов. Нарушение речевой деятельности имеют системный характер. Дети ограничены в понимании лексических связей, у них плохо развит лексико-грамматический строй речи, формирование связанной речи, происходит нарушение фонематического слуха и восприятия. Эти дефекты плохо сказываются на обучении детей письму и чтению, а так как недоразвитие речи негативно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Можно выделить три уровня развития речи у детей с ЗПР:

1. уровень интеллектуального развития влияет на структуру семантического поля;

2. уровень формирования операций мыслительной деятельности отражается на развитии языковых процессов;

3. речевая деятельность соотноситься с процессами познавательной деятельности.

Дети воспринимают информацию поверхностно, не вникая в суть. У них проявляются недостатки в слухо-зрительно-моторной координации. В связи с нарушениями в зрительном и слуховом восприятии, дети плохо развито пространственно-временное представление, что отрицательно влияет на обучении ребенка. В произвольной памяти у детей с ЗПР обнаруживаются неточности воспроизведения, замедленное запоминание. Так же у детей снижена умственная работоспособность. Они плохо контролируют свою эмоциональную деятельность, связи с этим плохо приспосабливаются к новому школьному коллективу.

В школе каждый второй учащийся, который хронически не успевает, в обучении имеет, задержку психического развития. ЗПР состоит в следующем: развитие внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Проблемы родители начинают особенно замечать, когда ребенок идет учиться в школу. У детей продолжительное время проявляется игровое состояние. Производительное состояние ребенка плохо развито, то есть усидчивость, сосредоточенность, память. Дети с ЗПР очень быстро устают из-за напряженной умственной деятельности. Поведение ребенка с задержкой психического развития может быть, эмоциональная нестабильность это существенно отличает, от других детей. «У таких детей иногда эмоциональные вспышки носят характер ярко выраженных двигательных и вегетативных реакций. Такого ребенка трудно привести в норму. Это состояние доволь-

© Трошин П.Л., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 7(58). Т. I

но стойкое, причем, у некоторых детей после конфликта сохраняется желание мстить. У некоторых детей встречается, напротив, эйфорический фон настроения. Они дурашливы, смешливы, с двигательной активностью» [3], пишет, в своих исследованиях К.С. Лебединская. Эмоциональная нестабильность приводит к тому, что ребенок либо очень возбудим, агрессивен, либо, наоборот, заторможен, пуглив.

Как же должен работать учитель с детьми с ЗПР? Преподаватель должен правильно оценивать потенциальные возможности ребенка с ЗПР. Обучающиеся при коррекционной работе имеют благоприятный прогноз развития.

Мы видим, что у детей с задержкой психического развития недостаточность формирования моти-вационной стороны психической деятельности. Дети испытывают трудности в словесно-логическом мышлении. Задержку психического развития можно отнести к полиморфному типу психического недоразвития. «Вместе с тем дети этой категории резко отличаются от умственно отсталых своими потенциальными возможностями» [2, с. 245]. У детей с ЗПР при помощи специалистов, есть возможность преуспеть в борьбе со свой проблемой. Для большей эффективности работы с ребенком с задержкой психического развития нужно прибегать к разным видам деятельности. Заинтересовать детей с ЗПР во время учебы можно при помощи красочного дидактического материала. Нужно учить детей с задержкой психического развития проверять качество и готовность своей работы.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики. М.: «Педагогика», 1983.

369 с.

2. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Педагогика. 1984. 256 с.

3. Психофизическая характеристика детей с ЗПР [Электронный ресурс]. URL: http://www.purimcro.ru/rpmpk/method/pedagog/499/ (дата обращения 02.06.2016).

ТРОШИН ПАВЕЛ ЛЕОНИДОВИЧ - студент дефектологического факультета, Московский педагогический государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.