Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абубякярова Д.А.

Статья посвящена подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру. В настоящее время преподаватель высшей школы должен в совершенстве знать целый комплекс педагогических и ораторских приемов и уметь выступать перед аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

множество факторов, не зависящих от нас, которые мы не контролируем, но есть и то, над чем нам необходимо работать.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. С. 92 - 95.

2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

3. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии [текст]: Учебное пособие / Г.Г.Камардина. - Ульяновск, 2000. - 52с.

4. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе [текст]: Кн. для учащихся / Е.С.Жариков, Е.Л.Крушельницкий. - М.: Просвещение, 1991. -224с.

5. Измайлова М.А. Деловое общение [текст]: Учебное пособие / М.А.Измайлова. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. - 252с.

6. Панфилова А.П. Психология общения [текст]: Учебник для студентов сред. проф. образования / А.П.Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368с.

7. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

Абубякярова Д.А. аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Аннотация: Статья посвящена подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру. В настоящее время преподаватель высшей школы должен в совершенстве знать целый комплекс педагогических и ораторских приемов и уметь выступать перед аудиторией.

Ключевые слова: публичное выступление, преподаватель, ораторское мастерство, психологическое искусство.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ним, подготовка кадров высшей

квалификации через аспирантуру претерпела особенно серьезные изменения. Согласно новому закону, аспирантура - это третий уровень высшего профессионального образования (а не послевузовское образование, как было раньше): первый уровень - бакалавриат, второй - специалитет и магистратура, третий - аспирантура (глава 2, статья 10 нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»).

При этом в дипломе выпускника аспирантуры указывается квалификация «Преподаватель-исследователь». А это значит, что аспирант в период обучения теперь будет получать значительную подготовку по педагогическим специальностям, предусмотренным учебным планом.

Сегодня Башкирский государственный аграрный университет по праву считается своеобразной «кузницей» подготовки руководящих кадров и специалистов для агросектора Башкортостана. Поэтому перед нами преподавателями стоит главная задача - давать такие знания, формировать такие общекультурные и профессиональные компетенции, такие ценностные ориентации и установки, обладая которыми наши выпускники - будущие специалисты, смогут успешно трудиться во всех сферах многофункциональной экономики республики [1, с.7].

Таким образом, в настоящее время, преподаватель высшей школы должен быть специалистом не только в определенной предметной области, но и обладать навыками педагогической деятельности, знанием психологических особенностей студентов и технологии преподавания, в том числе, выступления перед публикой. В то же время, для успешного преподавания необходимо в совершенстве знать целый комплекс педагогических и ораторских приемов и уметь использовать их в процессе изложения материала.

Главная цель преподавателя - донести до студентов необходимый материал, а главное, помочь усвоить новые знания, и сделать это наиболее комфортным способом для слушателей и самого лектора.

Многие признанные ораторы и мастера слова сходятся на том, что хорошее выступление зависит от многих факторов. Так, известный специалист по ораторскому мастерству Е. Адамов сформулировал шесть требований к оратору, которые он образно назвал «шесть Е», а именно: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этика, эстетика [2, с.37].

Содержание, идейная направленность лекции - главное, но от формы его отрывать нельзя. «Можно научиться технике говоренья, - подчеркивал А.В. Луначарский, - но оратор, который не имеет, что сказать, конечно, нуль...» [3, с.18].

Известно, что лексикон преподавателя составляет 10-12 тыс. слов, не считая терминологии. Но богатая лексика и отличная ориентированность в научной терминологии сами по себе еще не создают ораторского искусства. Необходимы умение отобрать из личного запасника нужные слова и образовать точные фразы, верно и доходчиво выражающие авторскую

мысль.

Большое значение в выразительности языка лектора имеют прилагательные, характеризующие явления, факты, события, придающие им зримость, наглядность, вызывающие нужные ассоциации.

Одним из наиболее распространенных ораторских приемов являются повторы. Повторение, с одной стороны, углубляет и усиливает ораторскую мысль, вскрывает не всегда легко видимую сущность факта или предмета, с другой - дает возможность конспектирования. Кроме того, повторы способствуют концентрации внимания слушателей.

Эмоциональность речи придают тропы, т.е. метафоры, сравнения, метонимии, гиперболы, изучаемые в средней школе, а затем незаслуженно забываемые нами. Они уместны в учебной лекции, выделяя на строгом фоне специальной информации отдельные ее моменты, трудные для восприятия и художественно трансформированные с целью фиксации внимания и лучшего понимания [4, с.153].

В речи оратора или лектора могут успешно использоваться ассоциации, пословицы, поговорки, афоризмы, исторические анекдоты и подлинные забавные истории из жизни знаменитых ученых по профилю лекции. Они купируют «пики внимания», наступающие через каждые 15-20 минут, развивают ассоциативное мышление слушателей, расширяют их кругозор, повышают уровень общей культуры, оказывают эмоциональное воздействие на аудиторию. Лектор должен любить иронию, юмор и быть способным на сарказм в воспитательных целях. Используя крылатые слова и литературные образы, следует следить за тем, чтобы они были понятны, а в случае надобности - разъяснять их смысл и источники.

Умение держаться перед аудиторией - также одно из слагаемых ораторского мастерства. Слово и действие должны быть едины. У оратора действие выражается мыслью и жестом, позой, мимикой.

Важным элементом является также психологическое искусство преподавателя. Главная психологическая задача оратора - пробуждать и поддерживать интерес аудитории к произносимым словам. Пробуждение, формирование, развитие и поддерживание внимания слушателей к речи лектора наряду с удовлетворением их интереса к тематике лекции или выступления - едва ли не самое трудное из слагаемых ораторского искусства. Как уже отмечалось выше, кризисы внимания наступают через определенные промежутки времени: первый наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс. Психологическое искусство оратора проявляется в умении максимально сгладить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: переключением внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и т.д.

Результаты социологического опроса показали, что слушатели ценят в лекции, докладе, выступлении различные компоненты:

43% - актуальность тематики, профессионализм;

39% - искренность, правдивость лектора;

32 % - глубину анализа поднятых проблем;

32 % - конкретность подхода к рассматриваемым вопросам;

31,5% - обоснованность, доказательность, убедительность;

31 % - выразительность речи, остроумие;

19% - логику изложения материала [5, с.151].

Таким образом, для успешного, логичного, доступного доклада необходимо стремится сочетать в выступлении все вышеназванные аспекты, а также развивать в себе ораторские, психологические, педагогические навыки и успешно применять их на практике.

В заключение отметим, что карьера любого специалиста многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров [6, с.62].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам.// Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

2. Адамов Е.А. Выдающиеся русские ораторы: Из истории ораторского искусства. - М.: Знание, 1961. - Вып. 2. - С.5-60.

3. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

4. Луначарский А. В. Собрание сочинений в восьми томах., т. 7. - М.: 1967. -685 с.

5. Савкова З. В. Искусство оратора / З. В. Савкова. - М.: 2007. - 139 с.

6.Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.

Азитова З.Ш. старший преподаватель Академия управления "ТИСБИ" Факультет среднего профессионального образования

Россия, г. Казань ВЕЧНО ГОНИМЫЙ ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ Статья посвящена великому философу Аристотелю. Это был одаренный ученый древней эпохи, который сделал много открытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.