Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
448
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гатиятуллин И.Р.

Статья посвящена особенностям публичного выступления. Каждый специалист должен владеть искусством публичного выступления, хотя бы его основами, так как в процессе работы придется произносить перед сотрудниками речи или доклады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ»

Гатиятуллин И.Р.

аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО

ВЫСТУПЛЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена особенностям публичного выступления. Каждый специалист должен овладевать искусством публичного выступления хотя бы его основами, так как в процессе работы придется произносить перед сотрудниками речи или доклады. Ключевые слова: публичное выступление, специалист, ораторское мастерство.

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность [1, с.92].

Известно, что во многих странах мира проблеме общения уделяется большое внимание. К примеру, курсы «Речь», «Деловое общение», «Корпоративная культура» включены в учебные программы университетов и колледжей. В нашей стране эти предметы только начинают пробивать себе дорогу. А ведь для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать» [2, с.60].

Речь - лучший паспорт человека. Поэтому кто хочет успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области деловых коммуникаций. Коммуникативные навыки необходимы в любом виде профессиональной деятельности. От взаимопонимания будут зависеть результаты совместной работы, ее эффективность [3, с.5].

Публичное выступление - это передача одним выступающим информации разного уровня в ходе общения с широкой аудиторией.

Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Много лет людей волнует одна и та же проблема: как изложить свои мысли с наибольшей ясностью, легкостью и доходчивостью.

Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему возникает страх перед публичным выступлением?

Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20 - 25 мин, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.

Если материала достаточно, и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана - сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок [4, с.173].

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, уметь обращаться со словом и со своими эмоциями. Успех любого выступления зависит от умения преподнести нужную информацию в правильной форме аудитории, от невербальных средств, которыми мы пользуемся в нашем выступлении, и от внешнего вида. Первое восприятие публикой оратора начинается с внешнего вида. Если выступление имеет место быть на деловой конференции, то, логично, что внешний вид оратора должен соответствовать деловому стилю. Выступающий должен быть безупречен и приятен слушателям.

Если выступающий достаточно сильно нервничает, то слова его будут несвязными и, возможно, неразборчивыми. Скорее всего, уже после первых пяти минут такого выступления, аудитория перестанет слушать его. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите. В выступлении следует стараться избегать ошибок.

В большинстве своем неудачи ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и рискнул предстать перед публикой.

Малейшая оплошность - и аудитория перестанет слушать. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога чрезвычайно расширяются. Так же, как и в диалоге, следует смотреть на слушателей [5, с.271].

Многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе, если заметно его особое участие. Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Кроме того, необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей.

Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей.

Не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Вы хорошо сделаете, если окинете всех слушателей дружеским, уверенным взглядом. Этот прием является первым возможным контактом оратора со слушателем. Первое позитивное впечатление, которое слушатели получат от вас, часто является решающим.

Немаловажно и то, как закончить выступление. Это объясняется тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы. Заключение придает завершенность повествованию, обобщает сказанное, содержит выводы. Заключение занимает примерно 5-7 процентов времени всей речи.

Основные функции заключения - дать почувствовать слушателям, что выступление подходит к концу; подвести итог и резюмировать основную идею. Готовить заключение, также как и вступление, необходимо заранее и подходить к этому процессу творчески. Рекомендуется готовить несколько вариантов заключения, так как реакцию аудитории в точности предсказать невозможно. Можно закончить речь яркой цитатой. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом [6, с.252].

В заключение отметим, что овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. [7, с. 53-54].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. С. 92 - 95.

2. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.

3. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. Уфа, Башкирский государственный аграрный университет, 2010. - 112с.

4. Коноваленко М. Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко - М.: Юрайт, 2013. - 468 с.

5. Дускаева Л. Р. Стилистика официально-деловой речи : учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Л. Р. Дускаева, О. В. Протопопова. - М.: Академия, 2011. - 264 с.

6. Сидоров, П. И. Деловое общение: учебник / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - 2-е изд., перераб.- М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 с.

7. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 -С.53 - 55.

Гибадуллина Е.Д. студент 3 курса экономический факультет ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, посвященные невербальным средствам общения и их видам. Знание невербального языка позволяет лучше понять собеседника и почувствовать необходимость изменений своего поведения и речи для достижения желаемого результата.

Ключевые слова: невербальное общение, невербальная коммуникация, невербальное поведение.

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека вообще, и руководителя, в частности, общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность. От эффективного делового общения во многом зависят успех, служебное продвижение и в целом карьера делового человека [1, с.92].

Для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела, что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу [2, с.96].

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [3, с.72].

Невербальное общение - вид общения без использования слов. Оно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.