Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ "БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ", ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ "БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ", ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
238
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР / БАРЬЕР / ХАРАКТЕР / ЭМОЦИИ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абдуллина Н.И.

В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры - это препятствия на пути к пониманию собеседника. Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, выяснить причины возникновения «барьера» и стремиться к взаимопониманию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ "БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ", ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Корищенко, С. А. Курганцева, Ю. Любимцева, Л. В. Новоселовой, А. А. Селищева, И. Соловьева, В. Тамбовцева, Е. Н. Чебаненко, Н. А. Щепочкиной.

Несмотря на широкий круг исследуемых проблем, не решен вопрос о теоретических основах взаимосвязи сегментов финансового рынка, которые являются важными для функционирования мегарегулятора финансового рынка и составляют базу для определения направлений воздействия на финансовый рынок с целью уменьшения деформации его экономической роли. То есть остается неисследованными важные направления, которые являются значимыми для развития финансового рынка России.

Использованные источники:

1. Аристова Е.В. Теоретические основы взаимосвязи сегментов финансового рынка России. Томск 2014. -С. 227

2. Инновационная Россия и малый бизнес (статья) Актуальные проблемы управления современным обществом: посткризисное развитие и модернизация (экономические, социальные, философские, правовые тенденции). Материалы международной научно-практической конференции.- Саратов: Изд-во «Наука», 2012. -С.208-210.

Абдуллина Н.И. магистр

ФГБОУВО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ «БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ», ПУТИ ИХ

ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры - это препятствия на пути к пониманию собеседника. Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, выяснить причины возникновения «барьера» и стремиться к взаимопониманию.

Ключевые слова: деловое общение, коммуникативный барьер, барьер, характер, эмоции, самооценка.

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека вообще, и руководителя, в частности, общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность [1, с.92]. Каждую минуту мы получаем и передаем информацию, какой бы полезной или бесполезной она ни была. Однако далеко не всегда информация может быть получена или передана верно. Тогда говорят о возникновении барьеров в общении.

Коммуникативные барьеры - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [1, с. 89].

Цель статьи - изучить понятие барьеров общения, их виды и причины. Задачи следующие:

• Проанализировать подходы к определению «общения».

• Дать определение понятию «барьер общения».

• Изучить виды барьеров, возникающих при общении, выделяемые разными авторами и дать их краткую характеристику.

Рассмотрим классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной [3]. Она выделяет следующие барьеры:

> Барьер темперамента.

Темперамент - это общее реагирование нашей нервной системы на окружающую среду, это фундамент характера. С давних времен различают четыре основных типа темпераментов: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Так как люди, относящиеся к различным типам темперамента, обладают различными, часто противоположными свойствами и характеристиками, то в ситуации общения между ними могут возникать недопонимание и конфликты.

> Барьер характера.

Характер представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей человека. В результате систематизации особенностей мышления людей, мотивов поведения и эмоциональных проявлений получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров.

>Барьер акцентуации характера.

Немецкий психиатр Карл Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера или темперамента заострены, что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам. Акцентуации личности могут стать причиной формирования барьеров в общении.

> Барьер самооценки.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей и мест среди других людей. Несоответствие самооценки и оценки окружающих является одним из распространенных источников обид и конфликтов. Возникнуть барьеры в общении могут при наличии неадекватно завышенной самооценки; подчеркивания личностью собственных достоинств; отсутствия похвалы, заслуженной человеком; «ударов» по особо уязвимым местам человека; общей отрицательной оценки личности вместо замечания по конкретному поводу.

> Барьер манеры общения.

Манера - это тот или иной образ действия, способ что-либо делать, та или иная особенность поведения, например, странная манера разговора, странная манера поведения и т.д. Как индивидуализированная, программа манера общения формируется на базе характера, темперамента и типа акцентуаций личности.

>Барьер отрицательных эмоций.

Эмоции способны резко ослабить или усилить робость в общении, скованность. Однако серьезный барьер на пути нормального общения может воздвигнуть только лишь устойчивая отрицательная эмоция. К таким эмоциям относятся гнев, горе, презрение, страх, отвращение и другие [4].

Л.Л.Попова описывает следующие виды барьеров отрицательных эмоций [5]:

^ Барьер страдания.

Часто случаются ситуации, когда с человеком, у которого произошла какая-либо трагедия очень тяжело завести беседу, найти общий язык, подобрать нужные слова. Мы пытаемся подбодрить человека, поддержать его в сложившейся ситуации, но он может отреагировать на эти попытки очень агрессивно. И иногда из-за этого между людьми увеличивается дистанция, они начинают реже видеться, меньше общаться, а в результате могут вообще прекратить какие-либо отношения.

^ Барьер гнева. Может возникнуть, например, в ответ на неожиданное препятствие, оскорбление и т.д. В порыве гнева человек может не контролировать свои слова, поступки. Именно в гневе мы говорим самым родным людям слова, которые причиняют им боль, и не замечаем этого. Но именно из-за этих слов мы теряем друг друга, реже видимся, реже делимся своими впечатлениями и переживаниями. Чтобы такого не происходило надо научиться сдерживать себя и свои эмоции, научиться подбирать правильные слова для того, чтобы не обидеть собеседника и преодолеть данный барьер [6].

Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимания, то гигиенические отклонения они не приемлют всегда [3].

^ Барьер презрения (предрассудки, аморальные поступки и т.д.).

^ Барьер страха.

^ Барьер вины и стыда. Данный барьер может возникнуть как результат неумеренной похвалы, критики, боязни показаться неловким, быть осмеянным.

^ Барьер плохого настроения.

• Барьер речи.

Барьер речи может возникнуть в результате допущения речевых ошибок. Так как речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова партнера по общению.

На самом деле, барьеры общения - это препятствие только до того момента, пока вы не задумались, как их преодолеть. Больше практики, внимания к собеседнику, искреннего интереса к тому, что вам рассказывают, и половина проблемы будет решена [7, с.12 - 13].

В заключение отметим, что общение с собеседником зависит от нашего поведения, от нашего настроения, от нашего психического и физического здоровья, от нашей культуры речи. И именно от нас зависит то, каким будет исход у нашего контакта с собеседником. Да, существует

множество факторов, не зависящих от нас, которые мы не контролируем, но есть и то, над чем нам необходимо работать.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. С. 92 - 95.

2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

3. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии [текст]: Учебное пособие / Г.Г.Камардина. - Ульяновск, 2000. - 52с.

4. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе [текст]: Кн. для учащихся / Е.С.Жариков, Е.Л.Крушельницкий. - М.: Просвещение, 1991. -224с.

5. Измайлова М.А. Деловое общение [текст]: Учебное пособие / М.А.Измайлова. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. - 252с.

6. Панфилова А.П. Психология общения [текст]: Учебник для студентов сред. проф. образования / А.П.Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368с.

7. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

Абубякярова Д.А. аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Аннотация: Статья посвящена подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру. В настоящее время преподаватель высшей школы должен в совершенстве знать целый комплекс педагогических и ораторских приемов и уметь выступать перед аудиторией.

Ключевые слова: публичное выступление, преподаватель, ораторское мастерство, психологическое искусство.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ним, подготовка кадров высшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.