Научная статья на тему 'Особенности психорегуляции учебной деятельности студентов института физической культуры в динамике от первого к пятому курсу'

Особенности психорегуляции учебной деятельности студентов института физической культуры в динамике от первого к пятому курсу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ / PSYCHO REGULATION MECHANISM / САМООЦЕНОЧНЫЙ БЛОК / БЛОК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / PERSONAL QUALITY BLOCK / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК / МОТИВАЦИОННОПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / SELF TESTED BLOCK / INDIVIDUAL TYPOLOGICAL BLOCK / MOTIVATED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманова З. Т.

статья информирует читателя об особенностях психической регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов института физической культуры в динамике: от первого к пятому курсу обучения. В процессе обучения в вузе у студенческой молодежи формируется целостный механизм психорегуляции учебно-профессиональной деятельности, состоящей из четырех блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES PSYCHOREGULATION EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF INSTITUTE OF PHYSICAL TRAINING IN DYNAMICS FROM THE FIRST TO THE FIFTH RATE

The article tells us about the particularity of psycho regulation of the students professional studying work of PC institute in the dynamics from the first course to the fifth. In the process of teaching students youth the whole mechanism of teaching activity psycho regulation is forming. Which consists of 4 blocks sphere.

Текст научной работы на тему «Особенности психорегуляции учебной деятельности студентов института физической культуры в динамике от первого к пятому курсу»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '

№8 (3/2008)

УДК 159.96:378

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДИНАМИКЕ

ОТ ПЕРВОГО К ПЯТОМУ КУРСУ

Кандидат психологических наук, старший преподаватель З.Т. Усманова Камская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма Набережные Челны

FEATURES PSYCHOREGULATION EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF INSTITUTE OF PHYSICAL TRAINING IN DYNAMICS FROM THE FIRST TO THE FIFTH RATE

Z.T. Usmanova, Ph.D., senior teacher Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: usmanova zt a list.ru

Ключевые слова: мотивация, механизм психической регуляции, самооценочный блок, блок личностных качеств, индивидуально-типологический блок, мотивационно-потребностная сфера.

Аннотация: статья информирует читателя об особенностях психической регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов института физической культуры в динамике: от первого к пятому курсу обучения. В процессе обучения в вузе у студенческой молодежи формируется целостный механизм психорегуляции учебно-профессиональной деятельности, состоящей из четырех блоков.

Key words: motivation, psycho regulation mechanism, self tested block, personal quality block, individual typological block, motivated

Summary: The article tells us about the particularity of psycho regulation of the students professional studying work of PC institute in the dynamics from the first course to the fifth. In the process of teaching students youth the whole mechanism of teaching activity psycho regulation is forming. Which consists of 4 blocks sphere.

Согласно возрастной периодизации, время обучения в вузе охватывает такой период жизни, который можно было бы обозначить как юность и раннюю взрослость. В этом возрасте изменения мышления, поведения и личности человека лишь в незначительной

степени обусловлены хронологическим возрастом или специфическими изменениями в организме; в гораздо большей степени они определяются личными, социальными и культурными факторами. Молодые люди оказываются перед необходимостью выбора и решения многих проблем. Позитивное разрешение противоречий и трудностей составляет основу взрослой деятельности.

Нам представляется, что получение высшего образования можно также отнести к важнейшим этапам формирования личности. Высшая школа оказывает непосредственное влияние на все сферы личности, развивает их и актуализирует те качества, которые необходимы студенту в его последующей профессиональной деятельности. В первую очередь изменениям подвергается мотивационно-потребностная сфера личности.

Установлено, что в ходе обучения иерархия мотивов претерпевает изменения: от ориентации на результат (отметка, уровень успеваемости в группе) к ориентации на процесс (оценка авторитетных преподавателей, удовлетворение от хорошей работы, получение новых знаний, возможность самореализации).

Мотивация к профессии учителя - это устойчивая педагогическая направленность, стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее преодолевать препятствия и трудности в работе. Мотивация будущего специалиста физической культуры к профессии проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности учителя и в отдельных педагогических ситуациях, определяет восприятие и логику поведения, весь его облик. По мере обучения в вузе у студента происходит детализация и коррекция будущей профессиональной деятельности. Образ будущей профессии от курса к курсу постоянно преобразуется и к концу обучения становится все более адекватным, приближается к нормативному эталону. Естественно, что следом за изменениями в представлениях изменяется учебная мотивация, представление о своем будущем и самом себе.

Цель работы заключалась в экспериментальном выявлении механизма психической регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов института физической культуры; в обосновании средств и методов психолого-педагогической работы по формированию целостного личностного механизма психической регуляции учебно-профессиональной деятельности.

Научная новизна полученных результатов заключается в следующем:

- проведено комплексное экспериментальное исследование психической саморегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов ИФК с первого по пятый курс, в котором нашли подтверждение идеи Р.В. Габдреева, О.В. Дашкевича, О.А. Конопкина, С. Л. Рубинштейна о целостности процесса психической регуляции деятельности;

- определены основные психологические особенности психорегуляции учебно-

профессиональной деятельности студентов ИФК в период их обучения в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами-тренерами в качестве рекомендаций по формированию и коррекции качеств студентов, обеспечивающих эффективность и надежность учебно-профессиональной деятельности.

С нашей точки зрения, немаловажным в профессиональном становлении личности специалиста по физической культуре и спорту является развитость психологических механизмов регуляции учебно-профессиональной деятельности, личностный подход к своему делу овладения профессией, изучаемому предмету. Профессиональная подготовка будущего специалиста, реализуясь через познавательную деятельность, в своей структуре опирается на уровень сформированности механизма саморегуляции студентов.

В связи с вышеизложенным, перед учебными заведениями, ответственными за подготовку специалистов по физической культуре и спорту, стоит сложная социальная задача, связанная с формированием личности будущего учителя, отвечающего требованиям социального заказа, педагогической деятельности. Период обучения в педагогическом учебном заведении - это не только период овладения научными знаниями, формирования мировоззрения и педагогических убеждений, а в большей степени важнейший этап в формировании и становлении личности учителя, его педагогической направленности, способностей и характера. В зависимости от того, как пройдет этот период формирования личности будущего профессионала, будут зависеть результаты его педагогического труда. Помимо приобретения профессиональных навыков будущий специалист должен пройти сам через процесс становления личности будущего учителя физической культуры, тренера по виду спорта. Это делает особо значительным исследование проблемы отношения студентов к деятельности, тесно связанной с проблемой становления личности, формирования механизмов психической регуляции деятельности.

Исследование осуществлялось в период с 1999 по 2004 г. г. В эксперименте участвовало 192 студента Камского государственного института физической культуры.

Методы исследования подбирались таким образом, чтобы изучить целостный процесс психической регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов в его динамике от первого к пятому курсу. Методика диагностики формирующегося профессионала содержала экспертные оценки, включенное наблюдение, анализ результатов учебной деятельности и жизнедеятельности, методики изучения качеств личности (тест Р. Кеттелла, личностный опросник Э. Шострома РО1, личностные опросники Л. А. Рабинович, Я. Стреляу, В.А. Зобкова), методику Б.Б. Коссова по выявлению основных видов жизнедеятельности студента, социометрический метод, выявляющий положение спортсмена в системе

межличностных отношений в спортивной и учебной группах. Следует заметить, что, хотя перечисленные методики позволяют диагностировать особенности становления личности профессионала, однако они не дают информации о «механизме» формирования профессионала от первого к пятому курсу. Эту задачу решало применение корреляционного и факторного анализа. Факторный анализ осуществлялся по алгоритму построения максимального корреляционного пути методом Л.К. Выханду. Данный вариант анализа позволяет наглядно проследить и выявить ведущие и дополнительные «механизмы» формирования профессионала.

Анализ корреляционных связей объективно-деятельностных и субъективных показателей, характеризующих отношения студентов ИФК в процессе их обучения с 1-й по 5-й курс, показал, что они образуют специфический для каждого курса обучения структурно-организованный механизм психорегуляции учебно-профессиональной деятельности (УПД), включающий ряд блоков:

1. мотивационно-деятельностный;

2. самооценочный;

3. блок личностных качеств;

4. индивидуально-типологический.

Специфика динамики психорегуляции УПД студентов от 1-го к 5-му курсу характеризовалась своеобразием взаимосвязей показателей, входящих в каждый вышеназванный блок психорегуляции УПД.

При анализе корреляционных взаимосвязей, характеризующих психологический механизм регуляции УПД студентов 4-го курса ИФК было установлено, что все показатели, характеризующие отношение студентов к УПД, взаимосвязаны, образуют тем самым целостный личностный структурно-организованный механизм психической регуляции УПД. Данный механизм характеризовала компактность корреляционных взаимосвязей анализируемых показателей, чего не наблюдалось на первых трех курсах обучения. В связи с этим можно утверждать, что у студентов 4-го курса завершился этап спортивной специализации и наступает этап профессиональной направленности.

Изучение структуры и содержания УПД студентов ИФК базировалось на результатах многостороннего изучения качеств и свойств личности студентов, на основе анализа ее объективно-психологических проявлений в УПД.

В результате обобщения всей совокупности данных о качествах и свойствах, достоверно коррелирующих с различными объективными проявлениями УПД студентов ИФК, было сформулировано представление о механизме психической регуляции УПД студентов ИФК.

Исследованиями установлено, что структура и содержательные особенности механизма психической регуляции УПД студентов ИФК от 1-го к 5-му курсу изменяются. Необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе вуза особенности психической регуляции УПД студентов ИФК, выявленные в ходе исследования.

Данные, полученные в ходе исследования, говорят о том, что в психическую регуляцию УПД студентов ИФК вовлечены все совокупности свойств личности, которая не ограничивается регулирующим влиянием одних лишь мотивационно-деятельностных показателей. Производимое воздействие осуществляется через посредство индивидуально-типологических особенностей и групп личностных качеств и свойств. Можно утверждать, что центральным звеном механизма психической регуляции УПД студентов ИФК являются качества, характеризующие личность студента со стороны объективных проявлений отношения студентов к УПД, выполняющие мотивирующую и смысловую функцию и определяющие направленность личности. Следует указать, что мотивационно-потребностная и смысловая сферы личности студентов находятся под влиянием индивидуально-типологических свойств, сохраняющих свое определяющее влияние в течение всего периода обучения в вузе.

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

2. Габдреев, Р.В. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью / Р.В. Габдреев, А.И. Фукин. - Набережные Челны, 2000. - 146 с.

3. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. - СПб.: Речь, 2001. - 346 с.

4. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

5. Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося / В.А. Зобков. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1992. - 155 с.

6. Зобков, В.А. Психология отношения учащегося к деятельности: автореф. дисс. ... док-ра психол. наук / В.А.Зобков. - М., 1993. - 30 с.

7. Иванов, Б. М. Физическая культура младших школьников с учетом социально-бытовых условий: дисс. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2000. - 20 с.

8. Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального сознание будущего педагога / Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 57-66.

9. Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г. // Официальные документы в образовании. - 2002. - № ? . -

10. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

11. Майорова, Л.В. Повышение уровня профессиональной культуры будущего специалиста физической культуры и спорта и перспективы развития социологического центра РГАФК / Л.В. Майорова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 10. - С. 55-56.

12. Морозова, О.В. Психологические основы профессионального становления личности учителя изобразительного искусства: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / О.В. Морозова. - Владимир, 2003. - 23 с.

13. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И. Моросанова. - М., 2001. - 192 с.

14. Мысин, О.И. Изучение динамики профессионального становления учителя физического культуры на этапе обучения в вузе: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / О.И. Мысин. - М., 2003. - 19 с.

15. Николаев, Ю.М. Интегративная сущность физической культуры. Отражение понимания человека как целостности / Ю.М. Николаев // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры. - СПб., 2002. - С. 76-84.

16. Попова, Т.В. Формирование мотивационной составляющей психологической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: автореф. дисс. . канд. психол. наук / Т.В. Попова. - Казань, 2002. - 24 с.

17. Хрусталева, Т.М., Шведчикова Ю. С. Специальные способности учителя в процессе его профессионального становления / Т.М. Хрусталева, Ю.С. Шведчикова // Вестник Пермского государственного педуниверситета: серия психология. - 2001. — № 1 - С. 45-55.

18. Чернышев, А. С. Психологическая подготовка будущих педагогов / А.С. Чернышев // Вопросы психологии. - 2001. - № 2 - С. 140-142.

19. Ялом, И.К. Теория и практика групповой психотерапии / И.К. Ялом. - СПб.: Питер, 2000. - 640 с.

20. O'Donoghue, T. A. Ross Brooker R. The rhetoric and the reality of the promotion of reflection during practice teaching: An Australian case study / Т. А. O'Donoghue, R. Ross Brooker // J. Teaching Education - 1996. - V.47. - N.2 . - March-April. - Р. 99-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.