Научная статья на тему 'Психическая регуляция учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта'

Психическая регуляция учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК / ОБЪЕКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MECHANISM OF MENTAL REGULATION / PERSONALLY-ACTIVITY QUESTION / MOTIVATIONAL-ACTIVITY UNIT / OBJECTIVELY-ACTIVITY INDICATORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усманова Зухра Тахировна

В статье разработана структура психической регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов физкультурного вуза в его динамике от первого к пятому курсу, содержательные особенности которой изменяются на протяжении всего периода обучения в вузе. Доказывается, что центральным звеном механизма психической регуляции являются личностные качества, характеризующие личность студента со стороны объективных проявлений к учебно-профессиональной деятельности, определяющие направленность личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental regulation of teaching and professional activities of future specialist of physical culture and sport

The structure of mental regulation of teaching and professional activities of students of the institute of physical culture in its dynamics throughout teaching in higher education from the first to the fifth year of study is changing. It is proved that the central mechanism of mental regulation is the personal qualities that characterize the student.s personality by the objective manifestations of students. attitude to teaching and professional activities determining the orientation of the individual

Текст научной работы на тему «Психическая регуляция учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 159 9 : 796 01 З. Т. УСМАНОВА

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье разработана структура психической регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов физкультурного вуза в его динамике от первого к пятому курсу, содержательные особенности которой изменяются на протяжении всего периода обучения в вузе. Доказывается, что центральным звеном механизма психической регуляции являются личностные качества, характеризующие личность студента со стороны объективных проявлений к учебно-профессиональной деятельности, определяющие направленность личности.

Ключевые слова: механизм психической регуляции, личностно-деятельностный подход, мотивационно-деятельностный блок, объективно-деятельностные показатели.

Уровень профессиональной культуры специалиста сферы физической культуры и спорта — одна из наиболее актуальных проблем сегодняшней России, так как от этого зависят перспективы оздоровления и физического состояния населения страны. Особую актуальность проблема подготовки специалиста сферы физической культуры и спорта приобретает при формировании личности учителя физи-

ческой культуры, тренера по виду спорта, поскольку специфика их деятельности во многом определяет личностное и физическое развитие ученика, формирование его жизненных принципов, ценностей.

Немаловажным в профессиональном становлении тренера-специалиста по физической культуре является сформированность психологических механизмов регуляции учебно-профессиональной деятель-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

ности. Согласно общим положениям концепции овладения профессиональной деятельностью, основная роль в этом процессе отводится механизму психической регуляции, так как степень именно его развитости обеспечивает комплексное функционирование всех сфер личности (интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-деятельностной). Следует отметить, что проблема роли психологических механизмов в овладении физкультурноспортивной, профессиональной деятельностью мало рассмотрена в литературе, как в теоретическом, так и в практическом плане. Практически отсутствуют работы, раскрывающие роль целостного личностного механизма регуляции учебной деятельности студентов.

Проведенный анализ проблемы регуляции деятельности с позиций личностно-деятельностного подхода подтверждает сложность и многогранность взглядов и концепций исследуемой темы.

На основании вышесказанного, целью данной работы явилось исследование структурной организации психорегуляции учебно-профессиональной деятельности (УПД) студентов в динамике от первого к пятому курсу обучения в вузе.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что определены основные психологические особенности психорегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов физкультурного вуза в период их обучения.

Исследование осуществлялось в период с 2002 по 2007 гг. В эксперименте участвовало 192 студента Камского государственного института физической культуры (ныне КамГАФКСиТ).

Методы исследования подбирались таким образом, чтобы изучить целостный процесс психической регуляции УПД в его динамике от первого к пятому курсу.

К методическим процедурам изучения личности студентов относились: наблюдение, в том числе включенное, экспертные оценки, анализ результатов учебной деятельности и жизнедеятельности, методики изучения качеств личности (тест Р. Кеттелла, личностный опросник Э. Шострома РО1, Л.А. Рабинович, Я. Стреляу, В.А. Зобкова), методика Б.Б. Кос-сова по выявлению основных видов жизнедеятельности студента, социометрический метод, выявляющий положение спортсмена в системе межличностных отношений в спортивной и учебных группах.

Анализ корреляционных связей объективнодеятельностных и субъективно-деятельностных показателей исследуемых в данной работе, характеризующих отношения студентов ИФК в процессе их обучения с 1-го по 5-й курс, показал, что они образуют специфический для каждого курса обучения структурно-организованный механизм психорегуляции учебно-профессиональной деятельности, включающий ряд блоков: мотивационно-деятельностный, самооценочный, блок личностных качеств, индивидуально-типологический.

В мотивационно-деятельностный блок показателей психорегуляции УПД студентов вошли показатели, характеризующие мотивацию — отношение студентов ИФК к учебной деятельности с объективной (внешней) стороны (объективно-психологические показатели), а также показатели, характеризующие основные виды деятельности, в которые непосредственно включен студент в конкретный период обучения.

К самооценочному блоку показателей были отнесены те, которые характеризовали внутреннюю регу-

лятивную сторону поведения, деятельности студентов и диагностируемые с помощью личностных стандартизированных методик РО1 Э. Шострома, МСО В. А. Зобкова, личностный опросник Л. А. Рабинович.

В блок личностных качеств, характеризующих студентов с различных сторон, а именно: моральнонравственной, эмоционально-волевой, коммуникативной, интеллектуальной — вошли показатели, полученные в процессе применения личностного стандартизированного опросника Р. Кеттелла (16 РБ).

Индивидуально-типологические особенности студентов диагностировались с помощью методики Я. Стреляу и отражали особенности проявлений нервной системы и темперамента.

Специфика динамики психорегуляции УПД студентов от 1-го к 5-му курсу характеризовалась своеобразием взаимосвязей показателей, входящих в каждый вышеназванный блок психорегуляции УПД.

Изучение структурной организации психорегуляции УПД студентов, обучающихся на 1-м курсе показало, что ведущими видами деятельности, в которых активно проявляются качества личности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта являются: 1) ежедневная подготовка к учебному процессу; 2) своевременная сдача сессии; 3) самовоспитание профессионально важных качеств личности будущего педагога-профессионала; 4) стремление выделиться в учебной группе с целью обеспечения своего авторитета у преподавателей; 5) домашний труд, семейные работы; 6) участие в мероприятиях института с целью формирования целостного представления о будущей деятельности в новых социальных условиях с возможной подготовкой себя к будущей руководящей деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Названные основные виды деятельности, в которые, по мнению студента, он включен обнаружили тесные корреляционные взаимосвязи с блоком само-оценочных показателей и блоком качеств личности (Р<0.05).

Объективно-деятельностные показатели, характеризующие отношение студентов ИФК 1-го курса к УПД, обнаружили взаимосвязи со всеми блоками показателей психорегуляции УПД студентов 1-го курса. Характерной особенностью психорегуляции УПД является то, что блок показателей, характеризующих индивидуально-типологические особенности личности студента, обнаружил непосредственную корреляционную связь с блоком мотивационно-деятельностных показателей, в частности, с показателями познавательной активности (Р<0.05), самостоятельности (Р<0.05), ответственности (Р<0.05).

Перед началом исследования мы предполагали, что показатели индивидуально-типологического блока будут опоср едованно влиять на показатели мотивационно-деятельностного блока, преломляясь через прижизненно сформированные качества студента-пер-вокурсника (рис. 1).

Однако, как показывают результаты исследования, это гипотетическое предположение не подтвердилось. В связи с этим следует сделать предположение, что студенты-первокурсники, обучающиеся в специфическом вузе сензитивны к различного рода ситуациям, связанным с переживанием успеха и неудач в спортивной деятельности, во взаимоотношениях, в жизнедеятельности в целом.

Можно предположить, что повышенная сензитив-ность к фактам успеха и неудач формируется не только под влиянием особенностей нервной системы и темперамента, но и вызвана спецификой спортив-

Рис. 1. Механизм психической регуляции УПД студентов 1 -го курса ИФК

ной деятельности, в которую они непосредственно включены и которая имеет черты экстремальности, дефицит времени, наличие соперников, ограниченность пространства и т.д.

Следует предположить, что индивидуально-типологические особенности студентов-первокурсников оказывают влияние, как указывалось выше, на формирование проявления — ответственность, самостоятельность, познавательная активность, а последнее, в свою очередь, как показывают исследования, будут, вероятно, оказывать существенное влияние на проявления качеств, характеризующих самооценочный механизм отношения студентов к УПД. Учитывая вышеизложенное, можно сделать рекомендации, связанные с обучением студентов-первокурсников ИФК: при обучении первокурсников следует учитывать их индивидуально-типологические особенности.

На втором курсе обучения студентов в ИФК существенно изменяются основные виды занятий. Это: 1) занятия по фундаментальным базовым дисциплинам; 2) подготовка письменных (курсовых) работ; 3) совершенствование коммуникационных качеств личности; 4) развитие практических умений, связанных с будущей педагогической деятельностью.

Основные виды занятий студентов занимают центральную позицию в мотивационно-деятельностном блоке, тем самым объединяя вокруг себя все объективно-деятельностные проявления отношения студентов к УПД.

Мотивационно-деятельностный блок психорегуляции студентов 2-го курса УПД занимает в структуре психорегуляции центральную позицию. Доминирующую роль в психорегуляции студентов 2-го курса к УПД, так же как и в психорегуляции студентов 1-го курса, занимает блок показателей, характеризующий индивидуально-типологические особенности лич-

ности. Обнаружена непосредственная корреляционная связь показателей индивидуально-типологического блока, с успеваемостью студентов как интегральным показателем их отношения к учебной деятельности.

Обобщая результаты исследований, касающихся изучения механизма психорегуляции к УПД студентов 2-го курса ИФК, укажем, что индивидуальнотипологические особенности личности играют ведущую роль в механизме психорегуляции УПД студентов 2-го курса (рис. 2).

Наиболее важными видами деятельности, оказывающими позитивное влияние на психорегуляцию УПД студентов 3-го курса являются следующие: лекции и семинарские занятия по избранной специальности, сдача сессии, производственная практика, общественно-спортивная деятельность, подготовка себя к возможной руководящей, управленческой деятельности.

Перечисленные виды деятельности относятся к учебной и профессиональной направленностям. Следует заметить, что хотя структурный механизм психорегуляции УПД студентов 3-го курса и обладает целостностью, однако показатели, характеризующие спортивную результативность (мотивацию) и умение совместно работать в группе имели опосредованную корреляционную связь с ведущими видами деятельности студентов. На наш взгляд, развитие коммуникативных и морально-нравственных качеств личности студентов 3-го курса ИФК позволит повысить их адаптивность к требованиям УПД, окажет позитивное влияние на повышение уровня спортивной мотивации и рост спортивного мастерства (рис. 3).

При анализе корреляционных взаимосвязей, характеризующих психологический механизм регуляции УПД студентов 4-го курса ИФК было установ-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

170

Рис. 2. Механизм психической регуляции УПД студентов 2-го курса ИФК

Блок индивидуально - типологических показателей

Блок мотивационно - де

ятельностных показателей

І і й І в I

ІІІ і @1 Из I

— С = р -> и

I к *

а і

і! І і е

э £.= І і 11 і 11 пт

І І в

І

І

1&й

"Р" щ

3

Б?’ ц

й

"Г' 2

а

££■

£ в

Блок

Й

ЛК РТ!

Факторы Факторы

“В” “СГ

“Е”

“КГ “О”

;дг? “К1'

£чза”

«я»

Блок личнссткых

качеств

Факторы Факторы

“А15 “Г

Блок лично стных качеств

Рис. 3. Механизм психической регуляции УПД студентов 3-го курса ИФК

Рис. 4. Механизм психической регуляции УПД студентов 4-го курса ИФК

Блок пнлпвпдуально - тппологпческпх особенностей

Мотивационно - деятельное гкый блок

Успеваемость Основные виды Дисшплиниров анность

Инициативность деятельности Самоконтроль

Организованность студентов Честность

С амостоятельность Уверенность

Умение совместно Ответственность

работать Наблюдательность

Настойчивость Общительность

Чувство змпатаи Спортивная

Познавательная результативность

активность

Елок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самооценочных

показателей

Блок качеств личности

Рис. 5. Механизм психической регуляции УПД студентов 5-го курса ИФК

лено, что все показатели, характеризующие отношение студентов к УПД, взаимосвязаны, образуют тем самым целостный личностный структурно-организованный механизм психической регуляции УПД. Данный механизм характеризовала компактность корреляционных взаимосвязей анализируемых показателей, чего не наблюдалось на первых трех курсах обучения. В связи с этим можно утверждать, что у студентов 4-го курса завершился этап спортивной

специализации и наступает этап профессиональной направленности (рис. 4).

Структурная организация механизма психорегуляции УПД студентов 5-го курса во многом совпадает с таковой структурной организацией психорегуляции УПД студентов 4-го курса. Структурный механизм психорегуляции УПД студентов 5-го курса, так же как и на 4-м курсе, отличается компактностью и количеством положительных корреляционных вза-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

имосвязей. Отличие заключается в том, что основные виды деятельности, в которые включен студент-выпускник и которые оказывают позитивное влияние на отношение студентов к УПД и на формирование личности будущего профессионала, занимают в мотивационно-деятельностном блоке центральную позицию, а не направляющую, как у студентов 4-го курса, объединяя тем самым объективно-деятельностные проявления отношения студентов в целостное образование.

В подблок основных видов деятельности студентов 5-го курса вошли: занятия по фундаментальным, базовым дисциплинам (спортивные сооружения, технологии спортивно-зрелищных мероприятий, технологии физкультурно-спортивной деятельности и др.); производственно-педагогическая практика, практические занятия и деятельности по специальности; развитие у себя творческого мышления, умение решать новые, нестандартные задачи (рис. 5).

Таким образом, на 4-м и 5-м курсах складывается компактный иерархический структурный психологический механизм регуляции УПД интегрированной личности студента ИФК. Изучение структуры и содержания УПД студентов ИФК базировалось на результатах многостороннего изучения качеств и свойств личности студентов, на основе анализа ее объективно-психологических проявлений в УПД.

В результате обобщения всей совокупности данных о качествах и свойствах, достоверно коррелирующих с различными объективными проявлениями УПД студентов ИФК, было сформулировано представление о механизме психической регуляции УПД студентов ИФК.

Исследованиями установлено, что структура и содержательные особенности механизма психической регуляции УПД студентов ИФК от первого к пятому курсу изменяются. Необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе вуза особенности психической регуляции УПД студентов ИФК, выявленные в ходе исследования.

Данные, полученные в ходе исследования, говорят о том, что в психическую регуляцию УПД студентов ИФК вовлечены все совокупности свойств личности, которая не ограничивается регулирующим влиянием одних лишь мотивационно-деятельностных показателей. Производимое воздействие осуществляется через посредство индивидуально-типологических

особенностей и групп личностных качеств и свойств. Можно утверждать, что центральным звеном механизма психической регуляции УПД студентов ИФК являются качества, характеризующие личность студента со стороны объективных проявлений отношения студентов к УПД, выполняющие мотивирующую и смысловую функцию и определяющие направленность личности. Следует указать, что мотивационно-потребностная и смысловая сферы личности студентов находятся под влиянием индивидуально-типологических свойств, сохраняющих свое определяющее влияние в течение всего периода обучения в вузе.

Результаты исследования будут полезны учителям физической культуры, преподавателям и студентам физкультурных вузов, специалистам сферы физической культуры и спорта.

Библиографический список

1. Габдреев, Р.В. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью / Р.В. Габдреев, А.И. Фукин. — Набережные Челны, 2000. — 146 с.

2. Зобков, В.А. Психология отношения учащегося к деятельности: автореф. дисс. ... док-ра психол. наук / В.А. Зобков. — М., 1993. - 30 с.

3. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учебное пособие / Л.И. Лубышева. - М. : Академия, 2001. — 240 с.

4. Майорова, Л.В. Повышение уровня профессиональной культуры будущего специалиста физической культуры и спорта и перспективы развития социологического центра РГАФК / Л.В. Майорова // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 10. — С. 55-56.

5. Попова, Т.В. Формирование мотивационной составляющей психологической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Т.В. Попова. — Казань, 2002. — 24 с.

УСМАНОВА Зухра Тахировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

Адрес для переписки: e-mail: usmanova-zuchra@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2010 г.

© З. Т. Усманова

Книжная полка

Заренков, В. А. Управление проектами [Т екст] / В. А. Заренков. — 2-е изд. - М. : АСВ ; СПб. : Изд-во

С-Пегерб. гос. архитектур.-строит. ун-та, 2006. — 310, [1] с. : рис., табл., портр. — Предм. указ.: с. 297-304.—Библиогр.: с. 305-308.—ISBN 5-93093-438-8. — ISBN 5-9227-0038-3.

Излагаются ключевые вопросы теории управления проектами, а также особенности управления инвестиционно-строительными проектами. Рассмотрены фазы и жизненный цикл проекта, управление предметной областью, качеством, временем, стоимостью и финансированием проекта, а также управление человеческими и материальными ресурсами.

Материал изложен логично и доступно, проиллюстрирован таблицами и схемами. Пособие содержит глоссарий, в котором дается определение ключевых понятий, предметный указатель и список литературы.

Автор опирается на ряд зарубежных и отечественных источников, многие из которых критически переосмыслены, а также на собственный богатый практический опыт.

Учебное пособие адресовано студентам вузов, аспирантам, преподавателям и управленческому персоналу компаний, использующих в своей практической деятельности теорию управления проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.