Научная статья на тему 'Исследования субъектного уровня психической регуляции учебной деятельности'

Исследования субъектного уровня психической регуляции учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНЫЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА В ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РЕГУЛЯЦИИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ / SUBJECT LEVEL OF MENTAL REGULATION OF ACTIVITY / PERSONALLY — ACTIVITY AND COMPLEX APPROACHES / QUALITIES OF CHARACTER IN MENTAL REGULATION / INDIVIDUAL STYLE OF REGULATION / AGE FEATURES OF REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Славгородская Елена Львовна

Обобщается опыт научной школы О.В. Дашкевича по исследованию субъектного уровня психической регуляции подростков и педагогов, а также собственные исследования автора. Выявляется их новизна и значимость в сравнении с другими исследованиями психической регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of subject level of mental regulation

Experiment of school of sciences of O.V. Dashkevich on research of subject level of mental regulation of teenagers and teachers, and also own researches of the author on studying of students is generalized. Their novelty and the importance in comparison with other researchers of mental regulation comes to light.

Текст научной работы на тему «Исследования субъектного уровня психической регуляции учебной деятельности»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2013. № 4

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАТОТИКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТНОГО УРОВНЯ

ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Л. Славгородская

(кафедра психологии развития и профессиональной

деятельности МТОУ; e-mail: eleslav10@mail.ru)

Обобщается опыт научной школы О.В. Дашкевича по исследованию субъектного уровня психической регуляции подростков и педагогов, а также собственные исследования автора. Выявляется их новизна и значимость в сравнении с другими исследованиями психической регуляции.

Ключевые слова: субъектный уровень психической регуляции деятельности, качества характера в психической регуляции, индивидуальный стиль регуляции, возрастные особенности регуляции.

В 2014 г. исполняется 80 лет О.В. Дашкевичу (1934—2002) — профессору, доктору психологических наук, основателю научной школы, изучающей механизмы психической регуляции в различных видах деятельности. Более всего О.В. Дашкевич известен как спортивный психолог, но в данной статье обобщается опыт его научного руководства в рамках педагогической психологии. Эта работа проводилась в Московском государственном областном университете (ранее — в Московском педагогическом областном университете) на кафедре психологии, которой Дашкевич руководил с 1989 по 2002 г.

Изучение механизмов психической регуляции позволяет рационализировать деятельность и, в частности, может стать отправным пунктом решения организационных проблем педагогической психологии. Кроме того, применительно к организации педагогического процесса именно в регуляции психических состояний и закреплении правильных форм, переводе их в привычные типы поведения (в личностные качества) и состоит основной смысл обучения и воспитания.

Регуляцию психических состояний в педагогике рассматривали А.О. Прохоров, А.А. Обознов, Т.Т. Фомина, Л.С. Улановская и др. [1]. Чаще всего регуляцию психических состояний связы-

вают с обучением детей и учителей методам коррекции эмоционального состояния, но в последнее время расширяют до коррекции общения, поведения, двигательной сферы. Психологический анализ использования педагогических средств практически не изучался.

В настоящее время механизмы психической регуляции изучаются, но в основном в рамках одной концепции (структурно-функциональной O.A. Копоткина). Мы обращаемся к концепции субъектного уровня психической регуляции О.В. Дашкевича, рассматривающей роль различных качеств субъекта в механизмах психической регуляции. Эта концепция дает существенный потенциал повышения эффективности деятельности за счет рационализации средств педагогического и психологического воздействия в ходе учебно-воспитательной работы. Преимущество этого подхода мы видим в наличии большого количества экспериментальных исследований, его подтверждающих.

Нами изучалось соотношение индивидуальных особенностей (субъектных показателей) учащихся и деятельностных показателей, характеризующих включенность в учебную деятельность, выявляемых в процессе корреляционного и факторного анализов. Подобная организация исследования позволяет выявить идеальные модели и в соответствии с ними основные психологические трудности в процессе регуляции учебной деятельности, усвоения учебных программ, а затем подобрать пути оптимальной организации учебной деятельности.

Мы в нашем исследовании опираемся на понятие психической регуляции деятельности, предложенной О.В. Дашкевичем, на обобщение большого количества работ его самого и его учеников, к которым мы относим и себя, что позволяет дать следующее определение психической регуляции деятельности: психическая регуляция деятельности — это регуляция со стороны целостных структур личности, они несколько отличаются в регуляции различных видов общественно полезной деятельности, но все-таки представляют собой целостные механизмы. Экспериментально установлены параметры, которые всесторонне характеризуют эти механизмы в различных видах деятельности. Во всех исследованиях под руководством О.В. Дашкевича выделяются эмоционально-волевая, коммуникативная, интеллектуальная, нравственная, мотивационная, самооценки, биологически обусловленная сферы личности.

Всеми учениками Дашкевича применялась единая методология исследования: личностно-деятельностный подход, комплексное изучение человека во всей совокупности "сфер личности".

В более поздних исследованиях этот подход получил название "субъектно-деятельностный", так как применяемые методики исследования охватывали не только личностные, но и индивидуальные особенности психодинамического характера, не сводимые к личностным, и первоначальная концепция организации исследования за это критиковалась. Комплексный подход предполагал широкий и всесторонний охват исследуемых характеристик личности и их включенности в деятельность за счет большого количества используемых методов (наблюдение, экспертные оценки, данные тестов, экспериментов), использования современных методов математической обработки данных (корреляционный, факторный и кластерный анализы). Этот подход позволял создать целостное представление о субъекте, структуре и регуляции деятельности. Вначале при планировании исследований предполагалось, что будет задействован определенный стандартный банк методик, сходная процедура обработки данных, что позволит сравнивать полученные данные. И действительно, в исследованиях разных авторов применяется много общих используемых методик: наблюдения, экспертные оценки, анкетирование, тесты (Кеттелла, Личко, Стреляу, Климова, Смекала—Кучера, Зобкова), эксперименты. В частности, большинство учеников Дашкевича работали с разработанными ими мотивационно-результативными экспериментальными методиками. Применялись современные математические методы обработки полученных результатов (корреляционный, факторный и кластерный анализы). Кроме того, использовались и другие методики, приближающие авторов к предмету их исследования. Многими учениками Дашкевича проводился формирующий эксперимент.

При интерпретации полученных результатов строились идеальные модели — структуры деятельности, общения, личности, психорегуляции. Давались рекомендации по отбору более подготовленных людей, оптимальному воспитанию, обучению.

Итак, проведены многолетние (с конца 1980-х гг. до настоящих дней) экспериментальные исследования субъекта общественно значимой деятельности, его содержательных и структурных особенностей, его психорегулирующего влияния на деятельность, стилевых особенностей деятельности, связанных со своеобразием характера ее субъекта, возрастной динамики становления. Некоторые исследования в духе методологии О.В. Дашкевича продолжаются и после его смерти его учениками и последователями: О.И. Мысиным, М.В. Чумаковым, А.Ф. Филатовой, В.А. Зобковым, Е.Л. Славгородской и др. [2—6].

Объектом исследования были учебная деятельность школьника, студента педагогического вуза, спортивная деятельность, педагогическая деятельность учителя школы. Особое внимание уделялось подростковому возрасту и этапам развития и становления профессионала, характерологическим предпосылкам высокой продуктивности и творческой активности деятельности.

В работе принимала участие большая группа ученых, выполнявших исследования под руководством О.В. Дашкевича и при его непосредственном участии (В.Е. Абрамова, И.В. Галактионов, К.И. Дьяченко, В.А. Зобков и др., всего более 20 человек). Исследования проводились на кафедре психологии Московского педагогического областного университета (ныне Московский государственный областной университет).

Рассмотрим ряд направлений изучения психической регуляции деятельности субъектом, вытекающих из результатов проведенной работы.

1. Целостные механизмы психической регуляции различных видов деятельности

Большая часть исследований в области педагогической и возрастной психологии посвящена изучению психической регуляции учебной деятельности делового общения подростков. Рассмотрим результаты этих исследований, опираясь на результаты исследований М.В. Чумакова, А.Ф. Филатовой, Е.Е. Соловцовой, К.И. Дьяченко, В.Е.Абрамовой, Л.Н.Черных [3, 4, 7—10]. Кроме того, изучались механизмы психической регуляции педагогической деятельности и педагогического общения учителей школ. Здесь можно обратиться к исследованиям Т.М. Тихолаз, Р.С. Рахматулиной, Д.В. Журавлёва, Т.Н. Морозовой [11—14].

Можно сделать заключение о существовании единого механизма психической регуляции для разных видов деятельности и общения. Он структурно организован и включает в себя содержательные (направленность, самооценку) и психодинамические (свойства нервной системы и эмоциональности) особенности характера, волю, интеллект и коммуникативные качества. Системообразующими являются содержательные характеристики характера и воля (их можно объединить понятием "характер"). Для различных видов деятельности и общения внутри структурных компонентов выделяются интегральные показатели, на которые можно ориентироваться при мониторинге субъективной успешности в этих видах деятельности и общения и коррекционно-развивающей работе.

2. Индивидуальные стили психической регуляции деятельности

О.В. Дашкевич считал характер психологической личностной детерминантой стиля деятельности. Ядром характера является личностное образование, отражающее единство требований общественно значимых видов деятельности к ее субъекту. Оно представлено системой нравственных качеств личности [4, 15].

Выделены два основных стиля психической регуляции деятельности: активный (волевой) и пассивный (с ослабленной волей). Активный тип характеризуется сочетанием разумной осторожности, решительности и настойчивости целеполагания, адекватной уверенностью в успехе на высоком уровне активности исполнительских операций и эффективностью результатов. Этот тип регуляции осуществляется психорегулирующим механизмом, включающим высокий уровень развития нравственных качеств, выраженный мотив достижения, высокую самооценку, комплекс стенических свойств личности, нервной системы и эмоциональности. Эмоциональная регуляция пассивного типа осуществляется с участием механизма, включающего антиподные свойства, благоприятно влияющие на регуляцию [8].

3. Возрастные особенности психической регуляции деятельности

О.В. Дашкевич говорил об особой роли подросткового этапа психического развития в становлении характера, когда интериори-зируются социальные нормы нравственного содержания, происходит активное системообразование характера как целостной структуры личности, ориентированной на ведущую деятельность [15]. Именно в этот период происходит формирование механизмов психической регуляции деятельности.

Механизмы психической регуляции на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту находятся в стадии становления и характеризуются недостаточной зрелостью. Моральные свойства воли (нравственные качества) оттеснены на второй план, самооценка еще только складывается, и у волевых подростков имеется тенденция к неадекватному завершению, активность психодинамических свойств личности еще продолжает доминировать [8].

Субъект профессиональной деятельности, с точки зрения О.В. Дашкевича, является носителем характера, представленного целостной системой свойств личности, принимающих активное

участие в регуляции профессиональной (в нашем случае педагогической, спортивной) деятельности. По интегральным, системообразующим показателям для данного типа деятельности в системе психической регуляции можно судить о личностных психологических условиях продуктивности профессиональной деятельности [15]. У профессионалов механизм психической регуляции деятельности более сформированный и является эталонной моделью для организации профессиональной подготовки.

Особенности психической регуляции в студенческом возрасте изучались И.В. Галактионовым, а также уже после смерти О.В. Дашкевича О.И. Мысиным, Е.Л. Славгородской. Они проводились на единой с исследованием подростков и педагогов методической и методологической основе. Было выделено следующее: показан целостный механизм психической регуляции студентами своей учебно-профессиональной деятельности, выделены значимые для нее компоненты. По исследованиям И.В. Галактионовым творческой личности студента, это — нравственно-волевые, эмоциональные, интеллектуальные качества, свойства нервной системы, черты характера. Причем значимы просоциальная направленность, высокая коммуникативность, гибкость, оригинальность мышления [16]. По исследованиям О.И. Мысина, изучающего студентов факультета физического воспитания, значимы в деятельности студентов волевая сфера, лидерские тенденции и коммуникативные качества [2]. По нашим исследованиям студентов биолого-химического факультета, выделены эмоциональная стабильность и сила торможения, воля, абстрактное мышление, активность, адекватная профилю обучения, мотивация, ответственность [6]. В наших исследованиях и исследованиях О.И. Мысина выявлены деформации в развитии личности студентов, когда их нравственные качества не лидируют в механизмах регуляции их деятельности [2, 6].

4. Система формирующей работы по совершенствованию психической регуляции деятельности

В исследовательских работах учеников О.В. Дашкевича выделялись психодиагностические критерии, на основе которых целесообразно строить ход деятельности и контролировать психическую регуляцию субъектом этой деятельности. Разрабатывались должные (модельные) характеристики параметров, участвующих в психической регуляции деятельности. Так, в учебной деятель-

ности значимыми являются показатели эмоциональной устойчивости, лидерства, ответственности, волевого самоконтроля, абстрактного мышления, уравновешенности. На базе стандартизированного многофакторного опросника личности Кеттелла разрабатывались способы готовности к учебной деятельности.

Проводилась и апробировалась система формирующей работы по улучшению эффективности различных видов общественно полезной деятельности путем активного включения субъекта в них. Эта работа велась в рамках психологической службы образования как путем сотрудничества с другими педагогами, так и в качестве самостоятельной работы исследователей. Основной упор при организации работы делался на формировании просоциальной направленности личности, формировании нравственных качеств как в процессе учебной деятельности, так и за счет специальных тренингов. Давались и апробировались рекомендации по индивидуальной работе с субъектами разных типов психической регуляции деятельности.

Концепция психической регуляции О.В. Дашкевича не противоречит существующим на сегодняшний день представлениям о механизмах психической регуляции, но в то же время дополняет их. Точки зрения большинства исследователей вполне сочетаются с концепцией психической регуляции О.В. Дашкевича. По существу, его концепция изучает психологический (высший) уровень психической регуляции, показывая влияние разных психических составляющих на механизм психической регуляции. Причем приоритет отдается изучению личностного уровня — мотивации, системы нравственных ценностей, самооценки и их влияния на систему регулирования деятельности. Можно проследить возрастную динамику развития механизмов психической регуляции от подросткового к студенческому возрасту и взрослости.

Итак, концепция субъектного уровня психической регуляции О.В. Дашкевича дает возможность предложить организационные решения следующих педагогических и психологических задач: психодиагностического и коррекционно-развивающего обеспечения работ с разными типами учащихся, подбор активных форм обучения с учетом механизмов психической регуляции деятельности.

Список литературы

1. Улановская Л.С. Диагностика структуры индивидуального стиля саморегуляции психических состояний студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011.

2. Мысин О.И. Изучение динамики профессионального становления личности учителя физической культуры на этапе обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.

3. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: Дис.....докт. психол. наук. Ярославль, 2007.

4. Филатова А.Ф. Характер подростка как субъекта учебной деятельности и делового общения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

5. Зобков В.А. Психология отношения человека к жизнедеятельности: теория и практика. Владимир, 2011.

6. Славгородская Е.Л. Организация учебно-профессиональной деятельности студентов на основе механизмов психической регуляции ими этой деятельности // Вестник МГОУ. Сер. "Психологические науки". 2011. № 1. С. 157—162.

7. Соловцова Е.Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1999.

8. Дьяченко К.И. Эмоционально-волевая регуляция учебной деятельности младшего подростка: Автореф. дис.....канд. психол. наук. М., 1999.

9. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравствено-делового общения подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

10. Черных Л.Н. Личностная модель механизма регуляции мыслительной деятельности в учебной работе школьников-подростков: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

11. Тихолаз Т.М. Личность учителя как субъекта педагогического общения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

12. Рахматулина Р.С. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.

13. Журавлёв Д.В. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя-мастера: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.

14. Морозова Т.Н. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя физики: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

15. Дашкевич О.В. Психическая регуляция деятельности и характер ее субъекта // Тезисы конференции "Образ в регуляции деятельности" к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина. М.: Российская академия образования. Психологический институт, 1997.

16. Талактионов И.В. Психологические особенности творческой личности студента педвуза: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1997.

ON THE BASIS OF SUBJECT LEVEL

OF MENTAL REGULATION

E.L. Slavgorodskaya

Experiment of school of sciences of O.V. Dashkevich on research of subject level of mental regulation of teenagers and teachers, and also own rese-

arches of the author on studying of students is generalized. Their novelty and the importance in comparison with other researchers of mental regulation comes to light.

Key words: subject level of mental regulation of activity, personally — activity and complex approaches, qualities of character in mental regulation, individual style of regulation, age features of regulation.

Сведения об авторе

Славгородская Елена Львовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и профессиональной деятельности МГОУ, старший научный сотрудник лаборатории № 17 ИПУ РАН. Тел.: 8 (495) 338-50-18, 8-963-769-37-06; e-mail: eleslav10@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.