Научная статья на тему 'Психическая регуляция учебно-профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта'

Психическая регуляция учебно-профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ / PSYCHICAL MECHANISM OF REGULATION / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH / МОТИВАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК / ОБЪЕКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / OBJECTIVELY-ACTIVITY INDICATORS / MOTIVATIONALACTIVITY BLOCK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усманова З.Т.

В статье разработана структура психической регуляции учебнопрофессиональной деятельности студентов КамГАФКСиТ от первого к пятому курсу, содержательные особенности которой изменяются. Доказывается, что центральным звеном «механизма» психической регуляции являются личностные качества, характеризующие личность студента со стороны объективных проявлений отношения студентов к учебнопрофессиональной деятельности, определяющие направленность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHICAL REGULATION OF EDUCATIONAL-PROFESSIONAL ACTIVITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SPECIALIST

In This article a framework of psychical training and regulation of professional activity of KamGAFKSiT students from first to the fifth course, which in developed features substantive change. It is proved that the central element of «mechanism» of psychical regulation present personal qualities that characterize the personality of a student by the objective manifestations of the relationship of students to educational-professional activities, defining the orientation of the individual.

Текст научной работы на тему «Психическая регуляция учебно-профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта»

ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма

PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

УДК 159.96:378

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

З.Т. Усманова - кандидат психологических наук, старший преподаватель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

PSYCHICAL REGULATION OF EDUCATIONAL- PROFESSIONAL ACTIVITIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SPECIALIST

Z.T. Usmanova - Ph.D., senior teacher Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

usmanova_zt@list. ru

Ключевые слова: механизм психической регуляции, личностно-деятельностный подход, мотивационно-деятельностный блок, объективно-деятельностные показатели.

Аннотация: В статье разработана структура психической регуляции учебно-профессиональной деятельности студентов КамГАФКСиТ от первого к пятому курсу, содержательные особенности которой изменяются. Доказывается, что центральным звеном «механизма» психической регуляции являются личностные качества, характеризующие личность студента со стороны объективных проявлений отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности, определяющие направленность личности.

Key words: Psychical mechanism of regulation, personality-Activity approach, motivational-Activity block, objectively-Activity indicators.

Abstract: In This article a framework of psychical training and regulation of professional activity of KamGAFKSiT students from first to the fifth course, which in developedfeatures substantive change. It is proved that the central element of «mechanism» of psychical regulation present personal qualities that characterize the personality of a student by the objective manifestations of the relationship of students to educational-professional activities, defining the orientation of the individual.

Уровень профессиональной культуры специалиста физической культуры и спорта - одна из наиболее актуальных проблем сегодняшней России, так как от этого зависят перспективы оздоровления и физического состояния населения страны. Особую актуальность проблема

4707014459010

подготовки специалиста физической культуры и спорта приобретает при формировании личности учителя физической культуры, тренера по виду спорта, поскольку специфика их деятельности во многом определяет личностное и физическое развитие ученика, формирование его жизненных принципов, ценностей.

Профессиональная подготовка будущего специалиста физической культуры, реализуясь через познавательную деятельность, опирается на уровень сформированности личностных компонентов отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающих комплексное функционирование всех сфер личности (интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-деятельностной).

Немаловажным в профессиональном становлении тренера-специалиста по физической культуре является сформированность психологических механизмов регуляции учебно-профессиональной деятельности. Согласно общим положениям концепции овладения профессиональной деятельностью, основная роль в этом процессе отводится механизму психической регуляции, так как степень именно его развитости обеспечивает комплексное функционирование всех сфер личности (интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-деятельностной). Следует отметить, что проблема роли психологических механизмов в овладении физкультурно-спортивной, профессиональной деятельностью мало рассмотрена в литературе как в теоретическом, так и в практическом плане. Практически отсутствуют работы, раскрывающие роль целостного личностного механизма регуляции учебной деятельности студентов.

Проведенный анализ проблемы регуляции деятельности с позиций личностно-деятельностного подхода подтверждает сложность и многогранность взглядов и концепций исследуемой темы.

На основании вышесказанного, целью данной работы явилось исследование структурной организации психорегуляции учебно-профессиональной деятельности (УПД) студентов в динамике от первого к пятому курсу обучения в вузе.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что: определены основные психологические особенности психорегуляции учебно-профессиональной деятельности студентов института физической культуры в период их обучения.

Исследование осуществлялось в период с 2002 по 2007 г. г. В эксперименте участвовало 192 студента Камского государственного института физической культуры (ИФК).

Методы исследования подбирались таким образом, чтобы изучить целостный процесс психической регуляции УПД в его динамике от первого к пятому курсу.

К методическим процедурам изучения личности студентов относились: наблюдение, в том числе включенное, экспертные оценки, анализ результатов учебной деятельности и

жизнедеятельности, методики изучения качеств личности (тест Р. Кеттелла, личностный опросник Э. Шострома, РО1 Л.А. Рабинович, Я. Стреляу, В.А. Зобкова), методика Б.Б. Коссова по выявлению основных видов жизнедеятельности студента, социометрический метод, выявляющий положение спортсмена в системе межличностных отношений в спортивной и учебных группах.

Полученные данные (всего 133 параметра) прошли математическую обработку, которая включала описательную статистику и факторный анализ.

Анализ корреляционных связей объективно-деятельностных и субъективно-деятельностных показателей исследуемых в данной работе, характеризующих отношения студентов ИФК в процессе их обучения с 1-го по 5-ый курс, показал, что они образуют специфический для каждого курса обучения структурно-организованный механизм психорегуляции учебно-профессиональной деятельности, включающий ряд блоков:

1. Мотивационно-деятельностный

2. Самооценочный

3. Блок личностных качеств

4. Индивидуально-типологический.

В мотивационно-деятельностный блок показателей психорегуляции УПД студентов вошли показатели, характеризующие мотивацию - отношение студентов ИФК к учебной деятельности с объективной (внешней) стороны (объективно-психологические показатели), а также показатели, характеризующие основные виды деятельности, в которые непосредственно включен студент в конкретный период обучения.

К самооценочному блоку показателей были отнесены те, которые характеризовали внутреннюю регулятивную сторону поведения, деятельности студентов и диагностируемые с помощью личностных стандартизированных методик РО1 Э. Шострома, МСО В.А. Зобкова, личностный опросник Л.А. Рабинович).

В блок личностных качеств, характеризующих студентов с различных сторон, а именно: морально-нравственной, эмоционально-волевой, коммуникативной, интеллектуальной - вошли показатели, полученные в процессе применения личностного стандартизированного опросника Р. Кеттелла (16 РБ).

Индивидуально-типологические особенности студентов диагностировались с помощью методики Я. Стреляу и отражали особенности проявлений нервной системы и темперамента.

Специфика динамики психорегуляции УПД студентов от 1-го к 5-му курсу характеризовалась своеобразием взаимосвязей показателей, входящих в каждый вышеназванный блок психорегуляции УПД.

Изучение структурной организации психорегуляции УПД студентов, обучающихся на 1-ом курсе показало, что ведущими видами деятельности, в которых активно проявляются качества

личности будущего специалиста физической культуры и спорта являются: 1) ежедневная подготовка к учебному процессу; 2) своевременная сдача сессии; 3) самовоспитание профессионально важных качеств личности будущего педагога-профессионала; 4) стремление выделиться в учебной группе с целью обеспечения своего авторитета у преподавателей; 5) домашний труд, семейные работы; 6) участие в мероприятиях института с целью формирования целостного представления о будущей деятельности в новых социальных условиях с возможной подготовкой себя к будущей руководящей деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Названные основные виды деятельности, в которые, по мнению студента, он включен, обнаружили тесные корреляционные взаимосвязи с блоком самооценочных показателей и блоком качеств личности (Р<0.05).

Объективно-деятельностные показатели, характеризующие отношение студентов ИФК 1-го курса к УПД, обнаружили взаимосвязи со всеми блоками показателей психорегуляции УПД студентов 1-го курса. Характерной особенностью психорегуляции УПД является то, что блок показателей, характеризующий индивидуально-типологические особенности личности студента, обнаружил непосредственную корреляционную связь с блоком мотивационно-деятельностных показателей, в частности, с показателями познавательной активности (Р<0.05), самостоятельности (Р<0.05), ответственности (Р<0.05).

Перед началом исследования мы предполагали, что показатели индивидуально-типологического блока будут опосредованно влиять на показатели мотивационно-деятельностного блока, преломляясь через прижизненно сформированные качества студента первокурсника (см. рис. 1).

ГкЛОК" II Н.Ч.И К И.ЧУ -А. I К Н [Н И I Ш. I М I ИЧ ССК'И х нем Пен шмгги 11

Ело х Ы'МНЕ :гщн о нн о -рс я т сльн о с г къ и о о к ач а I еле й

^ -

= с 1-: =

I к

■Ц.

качгс ил (мп оршеа ^ Кеп^ла, 16Р11')

л * - ~ 1

и ^ * ^ "

5 ?;; г ■И N *

2 -

£ I

•-■^.■-ЧЛ-Ы

Рис. 1. Механизм психической регуляции УПД студентов 1 курса

Однако, как показывают результаты исследования, это гипотетическое предположение не подтвердилось. В связи с этим следует сделать предположение, что студенты первокурсники, обучающиеся в специфически спортивном вузе сензитивны к различного рода ситуациям, связанным с переживанием успеха и неудач в спортивной деятельности, во взаимоотношениях, в жизнедеятельности в целом.

Можно предположить, что повышенная сензитивность к фактам успеха и неудач формируется не только под влиянием особенностей нервной системы и темперамента, но и вызвана спецификой спортивной деятельности, в которую они непосредственно включены и которая имеет черты экстремальности, дефицит времени, наличие соперников, ограниченность пространства и т.д.

Следует предположить, что индивидуально-типологические особенности студентов-первокурсников оказывают влияние, как указывалось выше, на формирование проявления ответственности, самостоятельности, познавательной активности, а последние в свою очередь, как показывают исследования, будут, вероятно, оказывать существенное влияние на проявления качеств, характеризующих самооценочный механизм отношения студентов к УПД. Учитывая вышеизложенное, можно сделать рекомендации, связанные с обучением студентов-первокурсников ИФК: при обучении первокурсников следует учитывать их индивидуально-типологические особенности.

Установлено, что на проявление названных объективно-деятельностных показателей оказывает существенное влияние наличие у студентов особенностей подвижности - инертности нервной системы. Чем больше подвижность нервной системы, тем более ответственен студент (Р<0.05), тем выше его познавательная активность (Р<0.05) и самостоятельность (Р<0.05).

На втором курсе обучения студентов в ИФК существенно изменяются основные виды занятий. Это: 1) занятия по фундаментальным базовым дисциплинам; 2) подготовка письменных (курсовых) работ; 3) совершенствование коммуникационных качеств личности; 4) развитие практических умений, связанных с будущей педагогической деятельностью.

Основные виды занятий студентов занимают центральную позицию в мотивационно-деятельностном блоке, тем самым объединяя вокруг себя все объективно-деятельностные проявления отношения студентов к УПД.

Мотивационно-деятельностный блок психорегуляции отношения студентов 2-го курса УПД занимает в структуре психорегуляции центральную позицию. Доминирующую роль в психорегуляции отношения студентов 2-го курса к УПД, так же как и в психорегуляции отношения студентов 1 курса, занимает блок показателей, характеризующий индивидуально-типологические особенности личности. Обнаружена непосредственная корреляционная связь

показателей индивидуально-типологического блока, с успеваемостью студентов как интегральным показателем их отношения к учебной деятельности.

Обобщая результаты исследований, касающихся изучения механизма психорегуляции к УПД студентов 2-го курса ИФК, укажем, что, индивидуально-типологические особенности личности играют ведущую роль в механизме психорегуляции УПД студентов 2-го курса (см. рис. 2).

Рис. 2. Механизм психической регуляции УПД студентов 2 курса

Наиболее важными видами деятельности, оказывающими позитивное влияние на психорегуляцию УПД студентов 3-го курса являются следующие: лекции и семинарские занятия по избранной специальности, сдача сессии, производственная практика, общественно-спортивная деятельность, подготовка себя к возможной руководящей, управленческой деятельности.

Перечисленные виды деятельности относятся к учебной и профессиональной направленностям. Следует заметить, что хотя структурный механизм психорегуляции УПД студентов 3-го курса и обладает целостностью, однако показатели, характеризующие спортивную результативность (мотивацию) и умение совместно работать в группе имели опосредованную корреляционную связь с ведущими видами деятельности студентов. На наш взгляд, развитие коммуникативных и морально-нравственных качеств личности студентов 3-го курса ИФК позволит повысить их адаптивность к требованиям УПД, окажет позитивное влияние на повышение уровня спортивной мотивации и рост спортивного мастерства (см. рис. 3).

Блок личностных качеств

Рис. 3. Механизм психической регуляции УПД студентов 3 курса

При анализе корреляционных взаимосвязей, характеризующих психологический механизм регуляции УПД студентов 4-го курса ИФК было установлено, что все показатели, характеризующие отношение студентов к УПД, взаимосвязаны, образуют тем самым целостный личностный структурно-организованный механизм психической регуляции УПД. Данный механизм характеризовала компактность корреляционных взаимосвязей анализируемых показателей, чего не наблюдалось на первых трех курсах обучения. В связи с этим, можно утверждать, что у студентов 4-го курса завершился этап спортивной специализации и наступает этап профессиональной направленности (см. рис. 4).

Рис. 4. Механизм психической регуляции УПД студентов 4 курса

Структурная организация механизма психорегуляции УПД студентов 5-го курса во многом совпадает с таковой структурной организацией психорегуляции УПД студентов 4-го курса. Структурный механизм психорегуляции УПД студентов 5-го курса так же, как и на 4-ом курсе отличается компактностью и количеством положительных корреляционных взаимосвязей. Отличие заключается в том, что основные виды деятельности, в которые включен студент-выпускник и которые оказывают позитивное влияние на отношение студентов к УПД и на формирование личности будущего профессионала, занимают в мотивационно-деятельностном блоке центральную позицию, а не направляющую, как у студентов 4-го курса, объединяя тем самым объективно-деятельностные проявления отношения студентов в целостное образование.

В подблок основных видов деятельности студентов 5-го курса вошли: занятия по фундаментальным, базовым дисциплинам (спортивные сооружения, технологии спортивно-зрелищных мероприятий, технологии физкультурно-спортивной деятельности и др.); производственно-педагогическая практика, практические занятия и деятельности по специальности; развитие у себя творческого мышления, умение решать новые, нестандартные задачи (см. рис. 5).

Рис. 5. Механизм психической регуляции УПД студентов 5 курса

Таким образом, на 4-ом и 5-ом курсах складывается компактный иерархический структурный психологический механизм регуляции УПД интегрированной личности студента ИФК. Изучение структуры и содержания УПД студентов ИФК базировалось на результатах многостороннего изучения качеств и свойств личности студентов, на основе анализа ее объективно-психологических проявлений в УПД.

В результате обобщения всей совокупности данных о качествах и свойствах, достоверно коррелирующих с различными объективными проявлениями УПД студентов ИФК, было сформулировано представление о механизме психической регуляции УПД студентов ИФК.

Исследованиями установлено, что структура и содержательные особенности «механизма» психической регуляции УПД студентов ИФК от первого к пятому курсу изменяются. Необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе вуза особенности психической регуляции УПД студентов ИФК, выявленные в ходе исследования.

Данные, полученные в ходе исследования, говорят о том, что в психическую регуляцию УПД студентов ИФК вовлечены все совокупности свойств личности, которая не ограничивается регулирующим влиянием одних лишь мотивационно-деятельностных показателей. Производимое воздействие осуществляется через посредство индивидуально-типологических особенностей и групп личностных качеств и свойств. Можно утверждать, что центральным звеном «механизма» психической регуляции УПД студентов ИФК являются качества, характеризующие личность студента со стороны объективных проявлений отношения студентов к УПД, выполняющие мотивирующую и смысловую функцию и определяющие направленность личности. Следует указать, что мотивационно - потребностная и смысловая сферы личности студентов находятся под влиянием индивидуально-типологических свойств, сохраняющих свое определяющее влияние в течение всего периода обучения в вузе.

Список литературы

1. Габдреев, Р.В. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью / Р.В. Габдреев, А.И. Фукин. - Набережные Челны, 2000. - 146 с.

2. Зобков, В.А. Психология отношения учащегося к деятельности: автореф. дисс. ... док-ра психол. наук / В.А. Зобков. - М., 1993. - 30 с.

3. Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика. / А.С. Запесоцкий - М.: Наука, 2002. - 456 с.

4. Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального сознание будущего педагога / Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 57-66.

5. Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2005 г. // Официальные документы в образовании. - 2002.

6. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

7. Майорова, Л.В. Повышение уровня профессиональной культуры будущего специалиста физической культуры и спорта и перспективы развития социологического центра РГАФК / Л.В. Майорова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 10. - С. 55-56.

8. Морозова, О.В. Психологические основы профессионального становления личности учителя изобразительного искусства: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / О.В. Морозова. - Владимир, 2003. - 23 с.

9. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И. Моросанова. - М., 2001. - 192 с.

10. Мысин, О.И. Изучение динамики профессионального становления учителя физического культуры на этапе

обучения в вузе: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / О.И. Мысин. - М., 2003. - 19 с.

11. Николаев, Ю.М. Интегративная сущность физической культуры. Отражение понимания человека как целостности / Ю.М. Николаев // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры. - СПб., 2002. - С. 76-84.

12. Попова, Т.В. Формирование мотивационной составляющей психологической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Т.В. Попова. - Казань, 2002. - 24 с.

13. Пости, Е.Е. Психологические основы профессионального становления личности учителя начальных классов / Е.Е. Пости. - Владимир. - 2000. - 19 с.

14. Усманова, З.Т. Особенности психорегуляции учебной деятельности студентов института физической культуры в динамике от первого к пятому курсу [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - №8. - Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

15. Хрусталева, Т.М. Специальные способности учителя в процессе его профессионального становления / Т.М. Хрусталева, Ю.С. Шведчиков // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. - Серия психология - №1 - 2001. -с.45-55

16. Чернышев, А.С. Психологическая подготовка будущих педагогов / А.С. Чернышев // Вопросы психологии. -2001. - №2. - C. 140-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Gabdreev, R.V Psychological mechanisms of mastering the profession / R.V Gabdreev, A.I Fukin // - Naberezhnye Chelny, 2000. - 146 pp.

2. Zobkov, V.A Student's psychological attitude to the work: Author. diss. ... Dr. Psycho. Science / V.A Zobkov. - M., 1993.

- 30 pp.

3. Zapesotsky, A.S Education: philosophy, cultural studies, politics. / A.S Zapesotsky - M.: Science, 2002. - 456 pp.

4. Isaev, E.I Formation and development of professional consciousness of future teachers / E.I Isaev, S.G Kosaretsky, V. I Slobodchikov // Questions of psychology. - 2000. - № 3. - P. 57-66.

5. The concept of development of physical culture and sports in Russia for the period up to 2005 / / Official documents of education. - 2002.

6. Lubysheva, L.I The concept of the formation of Physical culture / L.I Lubysheva. - M.: GTSOLIFK, 1992. - 120 pp.

7. Mayorova, L.V Raising the professional culture of the future specialist of physical education and sport and the prospects for the development of a sociological point. RGAFK / L. Mayorova // Theory and Practice of Physical Culture. - 2003. - № 10.

- S. 55-56.

8. Morozova, O.V The psychological basis of the professional development of the individual teacher of art: Abstract. diss. ... Kand. Psycho. Science / O. Morozov. - Vladimir, 2003. - 23 pp.

9. Morosanova, V.I Individual style of selfregulation / V.I. Morosanova. - M., 2001. - 192 pp.

10. Mysin, O.I The study of physical culture teachers of the professional development dynamics at the stage of learning at high school: Author. diss. ... PhD. Psycho. Science / O.I Mysin. - M., 2003. - 19 pp.

11. Nikolaev, Y.M Integrative nature of physical education. Reflection of human understanding as value/ YM Nicolaev / / Actual problems of the theory and practice of physical education. - SPb., 2002. - P. 76-84.

12. Popova, T.V Forming part of students psychological motivation of self-learning activities, Faculty of Philology: Author. diss. ... Kand. Psycho. Sciences / T.V Popova. - Kazan, 2002. - 24 pp.

13. Posti. E.E The psychological basis of primary classes teacher individuality professional development / E.E Posti. -Vladimir. - 2000. - 19 pp.

14. Usmanova, Z.T Features of psichoregulation of physical culture institute students training in the dynamics of the first to the fifth course [electronic resource] // Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. - 2008. - № 8. - Mode of access: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.

15. Khrustaleva, T.M The special ability of teachers in the process of professional development / T.M Khrustaleva, J.S Shvedchikov // Gazette of Perm State. ped. un-ta. - Series of psychology - № 1 - 2001. - P. 45-55.

16. Chernyshev, A.S. Psychological preparation of future teachers / A.S. Chernishev / / Questions of psychology. - 2001. - № 2. - P. 140-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.