УДК 159.9:37.015.3
ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ И ПРОГНОЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Михаил Алексеевич Шансков, кандидат биологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Борис Петрович Усольцев, кандидат технических наук, профессор,
Геннадий Дмитриевич Горбунов, доктор педагогических наук, профессор, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова (БГТУ «Военмех им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург),
Геннадий Николаевич Пономарев, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты применения средств диагностики, коррекции и прогноза эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вузов. Использование этих средств позволит преодолевать студентам стрессовые ситуации в процессе обучения в вузе с высокой результативностью и способствовать решению актуальных проблем, связанных с подготовкой специалистов.
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, диагностика, коррекция, прогноз.
DIAGNOSTICS, CORRECTION AND FORECAST OF THE EDUCATIONAL AND
PROFESSIONAL ACTIVITY EFFICIENCY OF THE HIGHER SCHOOLS
STUDENTS
Michael Alekseevich Shanskov, the candidate of biological sciences,
The Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg, Boris Petrovich Usoltsev, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Gennadii Dmitrievich Gorbunov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Baltic State Technical University “VOENMEKH” named after D.F.Ustinov,
St.-Petersburg,
Gennadii Nikolaevich Ponomarev, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The article shows the problems of application of diagnostic aids, correction and forecast of efficiency of the educational and professional activity of the students studying in higher schools. Application of these means will allow the students to overcome the stressful situations in the course of training in higher school with the highest productivity and contribute to the solution of the actual problems connected with the preparation of experts.
Keywords: educational and professional activity, diagnostics, correction, forecast.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность будущего специалиста, которого готовит вуз в процессе учебнопрофессиональной деятельности, в значительной мере определяется индивидуальнотипологическими особенностями его личности, а также психическими качествами, формируемыми с применением целенаправленных коррегирующих воздействий. Предметом учебно-профессиональной деятельности является понимание студентом своего соответствия требованиям профессиональной обстановки и типу профессионала [3].
Результативность обучения студентов вузов можно оценивать по психическим
изменениям и новообразованиям, которые формируются в учебно-профессиональной деятельности. Для высшей школы эти изменения и новообразования опосредованы развитием профессионально и социально значимых психологических качеств личности выпускаемого специалиста, определяющих его профессиональную компетентность и мастерство [3]. В каждом вузе создается локальная образовательная среда, в которой протекает учебно-профессиональная деятельность студентов. Для этой среды характерна специфическая интеграция биосоциокультурных процессов, определяющих становление личности специалиста. Возникает множество взаимодействий, взаимовлияний, взаимозависимостей участников образовательного процесса, которое может расширять возможности их саморазвития и самореализации [8].
Особенностями учебно-профессиональной деятельности студентов вуза являются постоянно возрастающий объем разнообразной учебной и научной информации, значительное эмоциональное и интеллектуальное напряжение, гипокинезия и стрессовые ситуации, негативно влияющие на психофизиологическое состояние студентов. Экзаменационный стресс, которым завершается каждый семестр, оказывает выраженное влияние на организм студентов, вызывая повышение уровня субъективной тревоги и объективные изменения в нервной и сердечно-сосудистой системах [12]. Психологические обследования студентов показали, что высокий уровень тревожности влияет на психологическую адаптацию, работоспособность и успеваемость в период экзаменационной сессии. Показано, что отчисленные из вуза студенты имели повышенный уровень тревожности. В конце учебного года состояние адаптационных механизмов организма студентов ухудшается, возникают признаки раннего перенапряжения. Под влиянием хронического экзаменационного стресса у большинства студентов наблюдаются значительные изменения биохимических и физиологических показателей, Эти нарушения не нормализуются некоторое время после экзаменов, а иногда и после зимних каникул [6].
Учебно-профессиональная деятельность студента протекает в условиях пребывания в составе малой группы, каковой является учебная группа. Она не требует достижения именно групповых результатов: когда от успеха одного члена группы зависит успех других его партнеров. Поэтому высокая личная ориентированность студента проявляет себя в данном случае как характеристика, существенная в основном для него самого, но нейтральная с точки зрения решения тех задач, которые иногда возникают перед студенческой группой. Однако, учебная группа может достигать высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерным для командной субкультуры. Поведение личности в группе представляет собой адаптивный процесс, уравновешивающий ее с окружающей социальной средой. Лица, отклоняющиеся от принятых норм, воспринимаются ведущими себя дисфункционально и дезадаптивно [5].
Анализ групповой деятельности должен учитывать психологическую совместимость в системе взаимодействия «личность - группа» так как это весьма важно для лучшего понимания процесса адаптации личности к группе, в целях оптимизации внутригрупповых взаимодействий, и с точки зрения эффективности группового функционирования [7].
Диагностика эффективности учебно-профессиональной деятельности должна включать оценку наличных индивидуально-типологических особенностей, текущего психологического состояния студента, социально-психологического климата в учебной группе. Что касается получения и анализа показателей психологического тестирования, то они должны основываться на применении современных аппаратнопрограммных диагностических комплексов (АПДК). В качестве примера подобной удачной разработки можно привести «Мультипсихометр». Особенностью АПДК «Мультипсихометр» является тщательный анализ и преобразование «сырых» показателей конкретного человека в стэны, что основывается на учете гистограмм распреде-
ления любого показателя каждого из всех тестов, составляющих основу данного комплекса [9]. Исследование социально-психологических аспектов деятельности студенческих групп, проведенное нами с использованием данного АПДК показало, что социально-психологический климат и лидерские качества являются существенным фактором их функционирования. Эффективность учебно-профессиональной деятельности может быть реализована различными поведенческими стратегиями в зависимости от места, занимаемого индивидом в данном социуме. Это позволяет студентам преодолевать стрессовые ситуации в процессе обучения в вузе с высокой результативностью. Ведомые студенты в учебной группе выбирают поведенческую стратегию, основанную на минимизации взаимодействия с лидерами и нейтралами. Это позволяет им снизить негативный социально-психологический фон по отношению к себе и уменьшить биосоциальную плату при адаптации к данным условиям.
Прогноз эффективности учебно-профессиональной деятельности может базироваться на оценке ведущих факторов, определяющих подготовку будущих специалистов. Так, у студентов специальности «спортивный менеджмент» нами выявлены факторы социальной ответственности, коммуникативной регуляции, волевой регуляции, когнитивной пластичности [11]. Учебно-профессиональным прогнозом можно назвать научно-обоснованное суждение о вероятном состоянии и возможных достижениях студента в процессе обучения в вузе и последующего становления его как специалиста. Прогнозы должны являться основой программно-целевого планирования подготовки студента. Прогнозирование - это многоступенчатый процесс, с пошаговой коррекцией на различных этапах подготовки специалиста, учитывающий разные задачи на каждом этапе обучения. Используемые психодиагностические показатели должны обладать определенной прогностической силой, т.е. не только фиксировать текущее состояние студента, но и достаточно точно предсказывать его изменение в будущем. Прогностические показатели позволяют по исходным данным судить о величине этих показателей в конце заданного учебного периода или в процессе профессиональной деятельности. Прогностичность признака тем больше, чем меньше он изменяется при подготовке.
Коррекция эффективности учебно-профессиональной деятельности может быть реализована использованием психотренингов, сеансов психорегуляции, направленных на раскрытие ресурсных возможностей и творческого потенциала студентов. Она позволяет не только усвоить знания и сформировать полезные для жизни и профессиональной деятельности навыки, но и обеспечить соответствующее развитие и совершенствование студентов. По мнению Т.Ю. Артюховой психологическими механизмами коррекции состояния тревожности являются мотивационный и рефлексивный механизмы, способствующие формированию адекватного восприятия человеком ситуации. При использовании рефлексивно-перцептивного тренинга и специальных приемов оптимизации мотивационного потенциала личности снижается ситуативная тревожность студентов [1].
В нашем исследовании группе студентов был прочитан краткий курс психологии самосовершенствования с психогигиеническим уклоном. В теоретической части излагалась информация о признаках психического напряжения и перенапряжения в учебном процессе (особенно в период сессий), завершающаяся конкретными практическими рекомендациями по их устранению и предупреждению. В практической части курса студенты в сеансах гетеротренинга обучались основам релаксации и аутогенной тренировки, с установками использования полученных знаний и навыков в режиме учебного дня. Дополнительно, в измененных состояниях сознания, использовались специальные формулы внушений, направленные на повышение качества учебной деятельности, формирование уверенности в себе и активизацию творческого потенциала. Проведенные исследования показали, что подобного рода обучение способствует продуктивности учебного процесса и процесса коммуникации в учебной деятельности, а так же повышению успеваемости. При этом отмечалось снижение ряда показателей,
характеризующих хроническое утомление [10].
Таким образом, комплексное применение диагностики, коррекции и прогноза эффективности учебно-профессиональной деятельности, а также тесное взаимодействие специалистов по психодиагностике и практических психологов позволит преодолевать студентам стрессовые ситуации в процессе обучения в вузе с высокой результативностью и способствовать решению актуальных проблем, связанных с подготовкой специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхова, Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Артюхова Т.Ю. - Новосибирск, 2000. - 22 с.
2. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М. : Советский спорт, 2007. - 296 с.
3. Зенина, С.Р. Психологические факторы становления учебно-
профессиональной деятельности студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зенина С Р. - СПб., 2009. - 19 с.
4. Караванов, А.А. Психологическое сопровождение учебно-
профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Караванов А.А. - Курск, 2004. - 23 с.
5. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубровская. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 318 с.
6. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю.В. Мой-кин, А.И. Киколов, В.И. Тхоревский, Л.Е. Милков. - М. : Медицина, 1987. - 256 с.
7. Поддубный, С. Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы : дис. канд. ... психол. наук / Поддубный С.Е. - М., 2001. -174 с.
8. Пономарев, Г.Н. Развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Пономарев Г.Н. - СПб., 2003. - 35 с.
9. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс Мультипсихо-метр : методическое руководство. Ч. 1 / К.В. Сугоняев, А.Ю. Чуплин, Е.В. Медведев и [др.]. - М. : ЗАО «Научно-производственный центр ДИП», 2008. - 366 с.
10. Коррекция психологического состояния студентов вуза, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте» в процессе учебно-профессиональной деятельности / Б.П. Усольцев, Г.Д. Горбунов, Г.Н. Пономарев, М.А. Шансков // Здоровье - в школы! : сборник статей по материалам II Международного конгресса учителей физической культуры. - Петрозаводск, 2010. - С. 283-287.
11. Шансков, М.А. Факторы, обеспечивающие эффективность учебнопрофессиональной деятельности студентов педагогических и инженерно-технических вузов / М.А. Шансков, Б.П. Усольцев, Г.Н. Пономарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 115-119.
12. Щербатых, Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова. - 2000. - № 6. - С. 959-965.
Контактная информация: [email protected]