Научная статья на тему 'Исследование эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вузов'

Исследование эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
289
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МЕНЕДЖМЕНТ В СПОРТЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL WORK OF STUDENTS / MANAGEMENT IN SPORTS / COMPUTER PSYCHODIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Усольцев Борис Петрович, Пономарев Геннадий Николаевич, Шансков Михаил Алексеевич

Проведено исследование эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вузов, обучающихся по специальностям «менеджмент в спорте» и «физическая культура». Выявлены тесты, позволяющие оценивать эффективность учебно-профессиональной деятельности студентов. Установлены методы применения тестовых заданий с использованием компьютерного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усольцев Борис Петрович, Пономарев Геннадий Николаевич, Шансков Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Division of specialities into the prestigious and usual causes change of system of values of vocational training. The modern line of development of manufacture leads to necessity of preparation of such experts, as the managers which basic function consists in realisation of operation of business in market conditions. Management in sports is direction of a professional training rather new in our country, therefore theoretical and practical aspects of its functioning as uchebno-professional discipline in high schools are insufficiently developed. Qualitative management of the personnel in the sports organisations should lean against accurate understanding managers of psychology of the person, and also the balanced motivation of the personnel in sphere of sports and sports and improving services. Sports managers in the course of performance of professional duties provide following major functions: administrative and information. For working off of problems facing to it the future manager in sports should possess a number of the is professional-significant qualities in which formation high school structures should be engaged. The purpose of our work was revealing of means and the methods of definition of efficiency of educational and professional work of students of high school trained on specialities «management in sports» and «physical training». Business and emotional leadership at the future sports managers is in a greater degree defined by a psychological climate both its emotional and behavioural components, and also sociability. At the future experts in physical training these indicators depend first of all on activity, cooperation and social desirability. Conclusions: 1. Leading is professional-important qualities at the future sports managers are persistence, responsibility, the strong-willed control, plasticity, aggressiveness, sociability and flexibility of behaviour. 2.. For an estimation of efficiency of educational and professional work of students of the high school trained on a speciality «management in sports» following tests can be used: a five-factorial questionnaire of the person 5-FLO, an estimation of a socially-psychological climate, diagnostics of formally-dynamic characteristics behaviour, a scale of organizational stress, an estimation of type of behaviour in a conflict situation. 3.. Optimum on expenses of time for research carrying out is the blank group method. 4. Use of a computer psychodiagnostic complex of Multipsihometr with application of scanning of forms raises productivity and accuracy of research.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вузов»

Б.П. Усольцев, Г.Н. Пономарев, М.А. Шансков

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Проведено исследование эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вузов, обучающихся по специальностям «менеджмент в спорте» и «физическая культура». Выявлены тесты, позволяющие оценивать эффективность учебнопрофессиональной деятельности студентов. Установлены методы применения тестовых заданий с использованием компьютерного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр».

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность студентов; менеджмент в спорте; компьютерная психодиагностика.

Актуальность исследования обусловлена теоретическими и практическими аспектами улучшения профессиональной деятельности специалистов в новых социально-экономических условиях. Высшее профессиональное образование в настоящее время играет ведущую роль в структуре системы подготовки кадров. Особенность современного этапа реализации образовательных программ состоит в том, что высшие учебные заведения должны разработать концепцию подготовки специалиста с перспективой на будущее. Очевидно, что создание опережающих образовательных программ позволит создать гибкую открытую развивающуюся систему непрерывного образования и должно способствовать качеству и фундаментальности образования [1].

Разделение специальностей на престижные и обычные обусловливает изменение системы ценностей профессионального образования. Современная тенденция развития производства приводит к необходимости подготовки таких специалистов, как менеджеры, основная функция которых состоит в осуществлении управления предприятием в рыночных условиях. От таких специалистов требуется высокий уровень предприимчивости, независимости, гибкости поведения, общей и профессиональной культуры, широта мышления. Менеджмент в спорте является относительно новым в нашей стране направлением подготовки кадров, поэтому теоретические и практические аспекты его функционирования как учебно-профессиональной дисциплины в вузах являются недостаточно разработанными. Качественное управление персоналом в спортивных организациях должно опираться на четкое понимание менеджерами психологии личности, а также сбалансированную мотивацию персонала в сфере спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. Спортивные менеджеры в процессе выполнения профессиональных обязанностей обеспечивают следующие важнейшие функции: управленческую и информационную. Для отработки стоящих перед ним задач будущий менеджер в спорте должен обладать рядом профессионально-значимых качеств, формированием которых должны заниматься вузовские структуры.

Рост свободного экономического рынка спорта привел к появлению новых потребителей индустрии спортивных услуг. Усилились политическое значение спорта и его роль во всемирной экономике и торговле. Повышение объема массовой информации, увеличение числа телевизионных трансляций крупнейших спортивных событий резко актуализировали вопросы менеджмента в спорте. Современные спортивные менеджеры работают в условиях новых административных структур с использованием инновационных техноло-

гий. С начала 1980-х гг. начали действовать образовательные проекты, а с 1991 г. появилась сеть учебных менеджерских центров в высших учебных заведениях [2].

Целью нашей работы явилось выявление средств и методов определения эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вуза, обучающихся по специальностям «менеджмент в спорте» и «физическая культура».

Методы и организация исследования. Для оценки эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов мы использовали методики оценки свойств личности (по тестам 5-ФЛО, Г. Айзенка и Я. Стреляу), оценку социально-психологического климата в учебных группах по О. Михалюк и А. Шалыто [3], методики оценки хронического утомления, субъективного психологического статуса, личностной тревожности, типов поведения в конфликтной ситуации, нервно-психического напряжения, а также методику оценки делового и эмоционального лидерства по Р.Л. Кричевскому в модификации С.Е. Поддубного (ДЭЛ). В исследовании приняли участие студенты

3-го и 4-го курсов БГТУ «Военмех», обучающиеся по специальности «менеджмент в спорте», и студенты

4-го курса факультета физической культуры РГПУ

им. А.И. Герцена. Исследование проводилось бланковыми методами с применением компьютерного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр».

Данный комплекс позволяет интегрально оценивать уровни развития широкого спектра профессионально важных качеств, психологических и психофизиологических свойств, характеристик психологического состояния по результатам выполнения тестовых заданий и их комбинаций. Он дает возможность проведения процедур кадрового менеджмента (отбор, подбор и распределение персонала, формирование резерва на выдвижение и т.п.); оказывать психологическое консультирование и профессиональную ориентацию и др. Показатели тестов приведены в шкале стэнов. Анализу были подвергнуты 82 показателя. Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики и корреляционного анализа с использованием пакета STATISTICA 6.

Некоторые результаты и их обсуждение. Высокие показатели по тесту 5-ФЛО (по Х. Тсуйи в модификации А.Б. Хромова) настойчивости, ответственности, волевого контроля, пластичности и любопытства. Они превышают 7 стэнов. Достоверные различия между студентами 3-го и 4-го курсов отмечаются по показателям любопытства, депрессивности и самокритики (выше у 4-курсников), а также предусмотрительности и аккуратности (выше у 3-курсников). По тесту Г. Айзенка показатели снижаются и находятся в области средних значений. Наиболее высо-

кие величины отмечаются по показателям ассертивности (напористости), экстраверсии, импульсивности, психо-тизма, склонности к риску. Достоверно выше только один показатель у 3-курсников - это социальная желательность. Аналогичные величины отмечены по показателям опросника Я. Стреляу. Наибольшие показатели по динамичности и выносливости наблюдаются у студентов 3-го курса, однако достоверных различий нет.

Дальнейшее снижение показателей отмечается по тесту СП-климат. Большинство параметров ниже средних величин (5,5 стэна). Только показатель когнитивного компонента достоверно выше у студентов 3-го курса (6,07) против 4,80 у 4-курсников. Эти данные подтверждаются невысокими показателями деловой (30,8 и 28,8%) и эмоциональной (29,4 и 31,2%) интеграции студентов, определенными по методике ДЭЛ.

Поведение в ситуации конфликта различается у студентов 3-го и 4-го курсов. Третьекурсники отличаются выраженным соперничеством (7,22), активностью (7,00) в сочетании с низким компромиссом (2,89). Данная модель поведения оказывает существенное влияние

на особенности нервно-психического напряжения, которые оценивались по шкале Мак-Лина. Обе группы студентов отличаются высокими показателями гибкости поведения (6,64 у 4-курсников и 5,89 у 3-кур-сников), а также активности и продуктивности у студентов 4-го курса (5,82). Но достоверные различия отмечаются по показателю широты интересов, который выше у старшекурсников (5,27 против 4,00).

Показатели, характеризующие хроническое утомление, более выражены у 3-курсников, причем два из них: хроническое утомление и физиологический дискомфорт достоверно выше по сравнению со старшекурсниками. Самооценка психологического состояния показала достоверное преобладание 3-курсников, только по самочувствию (5,86 против 5,00), остальные показатели не различаются. Также отсутствуют различия между группами по личностной тревожности, показатели которой ниже среднепопуляционных норм (4,30 и 4,14).

Анализ различий между студентами специальности «спортивный менеджмент» и «физическая культура» показан на рис. 1-6.

Рис. 1. Показатели теста 5-ФЛО у студентов 3-го и 4-го курсов специальности «спортивный менеджмент» (СМ-3, СМ-4) и факультета физической культуры (ФФК)

Показатели общительности, доверчивости, аккуратности и тревожности теста 5-ФЛО располагаются в основном в диапазоне среднего и ниже среднего уровня.

Выделяется низкий уровень общительности у 3-го курса «спортивного менеджмента» (3,89) и высокий уровень тревожности (6,25) у студентов-педагогов. Первое может рассматриваться как резерв для последующего развития в процессе обучения, а высокий уровень тревожности объясняется, на наш взгляд, тем,

что обследование проводилось незадолго до окончания вуза студентами факультета физической культуры, что наложило свой отпечаток на состояние повышенной тревожности.

Высокий уровень депрессивности (6,22) у 3-го курса «спортивного менеджмента» (6,22) компенсируется такими хорошо проявляющимися качествами, как любопытство (6,67) и пластичность (6,00). По всем этим показателям 3-курсники достоверно выше по сравнению с 4-курсниками той же специализации.

7.00

6.00

5.00

4.00

3.00

:.оо

ІІІііНі

I см-з

СМ-4 і ФФК

*

ж

Рис. 2. Показатели теста 5-ФЛО у студентов См-3, СМ-4 и ФФК

Рис. 3. Показатели теста «Социально-психологический климат» у студентов СМ-3, СМ-4 и ФФК

Социально-психологический климат (СПК) в обследованных учебных группах наиболее благоприятен у студентов 4-го курса «спортивного менеджмента». Они доминируют по интегральному показателю «психологический климат» (5,11) и «эмоциональный компонент» СПК (5,44). И лишь по когнитивному компоненту, основным критерием которого избрана переменная «знание - незна-

ние особенностей членов коллектива», они уступают 3-курсникам (6,22) и студентам факультета физической культуры (5,83). Однако, в целом, показатели СПК ниже средних величин (5,5 стэна). Эти данные совпадают с невысокими показателями деловой и эмоциональной интеграции, определенными по методике делового и эмоционального лидерства (от 19,7 до 30,8%).

Рис. 4. Показатели теста Стреляу у студентов СМ-3, СМ-4 и ФФК

Наибольшие показатели по динамичности (5,67) и выносливости (6,11) наблюдаются у студентов

3-го курса. Динамичность может быть определена как тенденция быстро реагировать на различные события и явления, выполнять свои ответные действия в высоком темпе и легко приспосабливать их к особенностям актуальной ситуации. Выносливость определяется двумя составляющими: физическая выносливость (как способность сопротивляться утомлению, перегрузке) и выносливость в ситуации отвлечения (способность адекватно реагировать, несмотря на влияние сбивающих факторов, всевозможных помех). При этом они существенно уступают студентам-педагогам по показателю «настойчивость» (4,44 против 5,92 стэна). Настойчивость понимается как мера определенного постоянства в поведении, тенденции к продолжению, возврату и повторению своих действий после завершения вызвавшей их причины (ситуации). Она включает следующие компоненты: повторяемость как повторение того же поведения после прекращения стимуляции

и упорство как сохранение способов поведения после пре кращения вызвавшей их стимуляции [4].

Показатель организационного стресса «гибкость поведения» обнаруживает выраженное преимущество у студентов 4-го курса «спортивного менеджмента» (6,22 стэна) по сравнению со студентами-педагогами (4.50). Данный показатель способствует повышению стрессоустойчивости. Следует отметить, что показатель широты интересов у 3-курсников спортивного менеджмента отличается невысокими значениями (4,11 стэна) и существенно уступает по величине показателю студентов-педагогов (5,83).

Поведение в ситуации конфликта различается у студентов обследованных групп. Третьекурсники «спортивного менеджмента» отличаются выраженным соперничеством (7,22), активностью (7,33) в сочетании с низким компромиссом (2,78). В известной мере это можно объяснить тем, что данные студенты являются в отличие от студентов других групп активными спортсменами, выступающими в соревнованиях. Бесспорно,

это накладывает отпечаток на характер межличностных отношений в данной учебной группе. В то же время поведенческая стратегия «компромисс в ситуации конфликта» более характерна для старшекурсников

4-го курса «спортивного менеджмента» (4,33) и факультета физической культуры (4,75). Это в известной мере совпадает с данными С.А. Пакулиной [5], полученными на студентах педагогического вуза.

Рис. 5. Показатели теста Организационный стресс у студентов СМ-3, СМ-4 и ФФК

Рис. 6. Показатели теста Томаса у студентов СМ-3, СМ-4 и ФФК

При анализе корреляционных связей между исследованными показателями в первую очередь мы обратили внимание на параметры, характеризующие деловое и эмоциональное лидерство, которые оценивались величинами социального статуса и ранга данного студента в учебной группе. У будущих спортивных менеджеров деловое лидерство имеет достоверные связи с общительностью (0,61), напряженностью (0,59), психологическим климатом (0,70), его эмоциональным (0,76) и поведенческим компонентами (0,73). Аналогичная картина отмечается по эмоциональному лидерству, характеризующему экспрессивную сферу деятельности. Этот показатель достоверно связан с общительностью (0,63), напряженностью (0,64), склонностью к риску (-0,52), психологическим климатом (0,59), его эмоциональным (0,74) и поведенческим компонентами (0,57). Следует отметить, что оба показателя тесно коррелируют между собой (0,83).

У студентов, обучающихся по специальности «физическая культура», количество и состав связей между деловым и эмоциональным лидерством с психологическими характеристиками существенно различаются со студентами специальности «спортивный менеджмент».

Деловое лидерство имеет достоверные связи с самокритикой (-0,53), подавленностью (-0,53), физической активностью (-0,69), настойчивостью (-0,53), выносливостью (-0,53), активностью (0,72), соперничеством (-0,56), компромиссом (0,66) и адаптированностью (0,59). Эмоциональное лидерство у данного контингента студентов достоверно связано с сотрудничеством по Г. Айзенку (0,76), артистичностью (-0,69), практичностью (0,61) и его противоположным полюсом, дающим возможность воспринимать мир искусства - игривостью (-0,67), склонностью к риску (-0,54), социальной желательностью (0,70) и компромиссом (0,52).

Следовательно, деловое и эмоциональное лидерство у будущих спортивных менеджеров в большей степени определяется психологическим климатом и его эмоциональным и поведенческим компонентами, а также общительностью. У будущих специалистов по физической культуре эти показатели зависят в первую очередь от активности, сотрудничества и социальной желательности.

Таким образом, учебно-профессиональная деятельность студентов на протяжении 3-4 лет по специальности «менеджмент в спорте» ведет к развитию у буду-

щих спортивных менеджеров таких профессиональноважных качеств, как настойчивость, ответственность, волевой контроль, пластичность, ассертивность (напористость), гибкость поведения. К отрицательным моментам, выявленным в процессе диагностики, можно отнести низкую деловую и эмоциональную интеграцию в учебных группах, высокую степень соперничества и низкую степень компромисса в ситуации конфликта у студентов 3-го курса, что сказывается на выраженности у них симптомов хронического утомления.

Использованные средства и методы психодиагностики могут применяться для определения эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте», а также ряда других специальностей инженерно-технического и гуманитарного профиля обучения.

Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Ведущими профессионально-важными качествами у будущих спортивных менеджеров являются настойчивость, ответственность, волевой контроль, пластичность, напористость, общительность и гибкость поведения.

2. Для оценки эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вуза, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте», могут быть использованы следующие тесты: пятифакторный опросник личности 5-ФЛО, оценка социально-психологического климата, диагностика формально-динамических характеристик поведения, шкала организационного стресса, оценка типа поведения в конфликтной ситуации.

3. Оптимальным по затратам времени на проведение исследования является бланковый групповой метод.

4. Использование компьютерного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр» с применением сканирования бланков повышает производительность и точность исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пономарев Г.Н. Личностно-ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре //

Теория и практика физической культуры. 1997. № 12. С. 32-35.

2. ЗолотовМ.И., КузьмичеваЕ.В. Спортивный менеджмент в Европе // Теория и практика физической культуры. 2005. № 6. С. 61-63.

3. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой и К.М. Гуревича. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003. С. 315.

4. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических

характеристик поведения). М.: Смысл, 2005. 104 с.

5. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: Дис. ... канд. психол. наук: Челябинск,

2004. 182 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.