Б.П. Усольцев, М.А. Шансков, Г.Н. Пономарев, Г.Д. Горбунов
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проведено исследование социально-психологических аспектов функционирования учебных групп среди студентов вузов, обучающихся по специальностям «менеджмент в спорте» и «физическая культура». Для будущих спортивных менеджеров существенными будут роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера. Обе роли осуществляются у них через поведенческий компонент психологического климата. Ведомые студенты в учебной группе выбирают поведенческую стратегию, основанную на минимизации взаимодействия с лидерами и нейтралами.
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность студентов; деловое и эмоциональное лидерство; социальнопсихологический климат.
Профессиональная надежность будущего специалиста, которого готовит вуз в процессе учебнопрофессиональной деятельности, во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями личности и психическими качествами, вырабатываемыми с применением целенаправленных корректирующих воздействий. Предметом учебно-профессиональной деятельности является понимание субъектом своего соответствия запросам профессиональной обстановки и типу профессионала [1].
Об эффективности обучения студентов вуза можно судить по психологическим результатам, т.е. психическим изменениям и новообразованиям, которые формируются в учебно-профессиональной деятельности. Для высшей профессиональной школы психологический результат выступает, в основном, в форме профессионально и социально значимых психологических качеств личности выпускаемого специалиста, определяющих его профессиональную компетентность и профессиональное мастерство [2].
Современная тенденция развития производственных отношений обусловливает необходимость подготовки менеджеров, осуществляющих управление предприятием в рыночных условиях. От данных специалистов требуются высокий уровень умения руководить коллективом, предприимчивость, независимость, широта мышления, гибкость поведения, общая и профессиональная культура. Менеджмент в спорте является относительно новым в нашей стране направлением подготовки кадров, поэтому отдельные аспекты его функционирования как учебно-профессиональной дисциплины в вузах являются недостаточно разработанными [3].
Учебно-профессиональная деятельность студента протекает в условиях пребывания в составе малой группы, каковой является учебная группа. Она не требует достижения именно групповых (когда от успеха одного члена группы зависит успех других его партнеров) результатов. Поэтому высокая личная ориентированность студента проявляет себя в данном случае как характеристика, существенная в основном для него самого, но нейтральная с точки зрения решения тех задач, которые иногда возникают перед студенческой группой. Тем не менее учебная группа может достигать высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры. Поведение лично -сти в группе представляет собой адаптивный процесс,
уравновешивающий ее с окружающей социальной средой. Лица, отклоняющиеся от принятых норм, воспринимаются как ведущие себя дисфункциональным и дезадаптивным образом [4].
Анализ групповой деятельности должен учитывать психологическую совместимость в системе взаимодействия «личность - группа». Учет именно этого аспекта совместимости крайне важен и для лучшего понимания процесса адаптации личности к группе, и в целях оптимизации внутригрупповых взаимодействий, и, естественно, с точки зрения эффективности группового функционирования [5].
Целью работы является исследование социально-психологических аспектов функционирования студенческих групп в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Мы использовали методики оценки социальнопсихологического климата по О. Михалюк и А. Шалыто, хронического утомления (Работоспособность), субъективного психологического статуса (СПС), личностной тревожности по Ч. Спилбергеру и делового и эмоционального лидерства по Р.Л. Кричевскому в модификации С.Е. Поддубного (опросник ДЭЛ). Исследование выполнялось бланковым методом с использованием психодиагностического комплекса Мультипсихометр. Подробное описание тестов представлено в Методическом руководстве к Мультипсихометру [6]. Показатели тестов, кроме ДЭЛ, приведены в шкале стэнов.
Результаты исследования обработаны методами вариационной статистики и корреляционного анализа с использованием пакета 81аЙ81юа 6.0. Для выявления роли социометрического статуса студента в конкретной учебной группе при диагностике эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов использовался кластерный анализ. В качестве кластери-зируемых признаков мы применили показатели делового и эмоционального лидерства, а также хронического утомления и социально-психологического климата. В исследовании принятии участие студенты БГТУ «Во-енмех» им. Д.Ф. Устинова, обучающиеся по специальности «менеджмент в спорте», и студенты факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена.
По результатам проведения кластерного анализа были выделены три социометрические группы, которые мы назвали «лидеры», «ведомые» и «нейтралы». Лидеров в общей выборке было 30,23%, ведомых - 11,63%, нейтралов - 58,14%. Под нейтралами мы понимаем тех, кто подчиняются, не забывая о своих претензиях на лидерство в определенные моменты. По результатам выполнения тес-
та «Социально-психологический климат» (рис. 1) наиболее низкие показатели отмечаются у ведомых. Так, психологический климат у них составляет 3,60 ± 0,91, эмоциональный компонент - 3,20 ± 1,19, поведенческий ком-
понент - 2,80 ± 0,65. Эти показатели достоверно (р < 0,05) ниже, чем показатели в группе нейтралов: 5,28 ± 0,30; 4,40 ± 0,33; 4,84 ± 0,30 соответственно. Достоверные различия с лидерами отсутствуют в обеих группах.
7,00
6,00
5,00
4,00
3,00
2,00
□ ПК
□ ЭК
□ ПК
□ КК
Лидеры
Ведомые
Нейтралы
Рис. 1. Психологический климат (ПК), эмоциональный (ЭК), поведенческий (ПК) и когнитивный (КК) компоненты у студентов различных социометрических групп
Таким образом, ведомые студенты при нахождении в учебной среде вуза испытывают существенные трудности при взаимодействии с другими участниками образовательного процесса, особенно в эмоциональной и поведенческой сферах деятельности. В то же время лидеры студенческих групп ощущают себя достаточно комфортно, занимая среднее место при оценке ими социально-психологического климата в учебной группе.
На рис. 2 приведены показатели делового и эмоционального лидерства по социометрическим рангам у лидеров, ведомых и нейтралов. Естественно, что наиболее высокими рангами обладают лидеры: ДЛ у них
9,15 ± 0,76, ЭЛ - 11,08 ± 0,86; у ведомых —1,80 ± 0,65 и -1,00 ± 0,71, а у нейтралов - 5,20 ± 0,38 и 3,48 ± 0,47. Все различия достоверны (р < 0,001). Эти результаты подтверждают точность проведенного кластерного анализа по выделению социометрических групп студентов.
Результаты исследования теста «работоспособность» показаны на рис. 3.
Самые низкие показатели хронического утомления наблюдаются в группе ведомых (3,40 ± 1,15), большее утомление у лидеров (4,77 ± 0,41), самые высокие показатели - у нейтралов (5,08 ± 0,42). Достоверно различаются ведомые с лидерами и нейтралами (р < 0,05). Аналогичные результаты отмечаются по показателям физиологического дискомфорта: ведомые имеют
3,00 ± 1,06, лидеры - 4,69 ± 0,48 и нейтралы -5,20 ± 0,40. Также достоверно различаются ведомые с лидерами и нейтралами (р < 0,05). По показателям когнитивного дискомфорта достоверные различия (р < 0,05) отмечаются между ведомыми (2,80 ± 1,424) и нейтралами (5,00 ± 0,48). Таким образом, ведомые студенты, находясь «на обочине» межличностных отношений в учебной группе, выбирают поведенческую
стратегию, основанную на минимизации взаимодействия с лидерами и нейтралами. Это позволяет им снизить негативный социально-психологический фон по отношению к себе и уменьшить биосоциальную плату при адаптации к данным условиям.
По результатам корреляционного анализа всего массива студентов видно, что поведенческий компонент психологического климата имеет положительные связи с деловым лидерством (г = 0,41) и демотивацией (г = 0,32), а отрицательные связи наблюдаются у эмоционального компонента (г = -0,35) и интегрального показателя психологического климата (г = -0,31) с уровнем личностной тревожности по Спилбергеру. Показатели делового и эмоционального лидерства тесно связаны между собой (г = 0,70).
Если рассмотреть раздельно показатели студентов-менеджеров и студентов-педагогов, то можно отметить некоторые различия. У будущих менеджеров (студентов БГТУ) поведенческий компонент психологического климата имеет положительные связи с деловым (г = 0,40) и эмоциональным (г = 0,36) лидерством и демотивацией (г = 0,36). Интегральный показатель психологического климата отрицательно связан с уровнем личностной тревожности по Спилбергеру (г = -0,35). Показатели делового и эмоционального лидерства у них также тесно связаны между собой (г = 0,72). У будущих педагогов (студентов РГПУ) общее количество взаимосвязей существенно меньше. Интегральный показатель психологического климата у них отрицательно связан с уровнем эмоционального лидерства (г = -0,65). Деловое лидерство также отрицательно связано с уровнем физической активности теста СПС (г = = -0,72). Показатели делового и эмоционального лидерства у данных студентов не связаны друг с другом (г = 0,16).
13.00
10.00
7.00
4.00
1.00 -2,00
□ДЛ
□ ЭЛ
Лидеры
Ведомые
Нейтралы
Рис. 2. Деловое (ДЛ) и эмоционально (ЭЛ) лидерство у студентов различных социометрических групп
6,00
5,00
4,00
3,00
2,00
ПЧ=
// А
п
□ ХрУ □ФД
□ КД □АН □ДМ
Лидеры
Ведомые
Нейтралы
Рис. 3. Хроническое утомление (ХрУ), физиологический дискомфорт (ФД), когнитивный дискомфорт (КД), аффективные нарушения (АН) и демотивация (ДМ) у студентов различных социометрических групп
Исходя из полученных результатов, можно обозначить некоторые существенные различия между будущими спортивными менеджерами и педагогами в сфере физической культуры. Для менеджеров существенными будут обе лидерские роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера. И та и другая ролевые функции будут реализовываться через поведенческий компонент психологического климата. Отсутствие взаимосвязи между деловым и эмоциональным лидерством у будущих педагогов, а также отрицательная связь эмоционального лидерства с интегральным показателем психологического климата, возможно, указывают на необходимость развития данных качеств в процессе обучения в вузе через разработку соответствующих спецкурсов и факультативов.
Таким образом, экспериментальное исследование социально-психологических аспектов функционирования студенческих групп в процессе учебно-профессиональной деятельности показало, что социальнопсихологический климат и лидерские качества являются существенным аспектом функционирования студенческих групп в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Эффективность учебно-профессиональной деятельности может быть реализована различными поведенческими стратегиями в зависимости от места, занимаемого индивидом в данном социуме. Это позволяет студентам преодолевать стрессовые ситуации в процессе обучения в вузе с наивысшей результативностью.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Для будущих спортивных менеджеров существенными будут обе лидерские роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера. Обе роли реализуются у них через поведенческий компонент психологического климата.
2. Лидеры студенческих групп ощущают себя достаточно комфортно, занимая среднее место при оценке ими социально-психологического климата в учебной группе. Ведомые же студенты при нахождении в учеб-
ной среде вуза испытывают существенные трудности при взаимодействии с другими участниками образовательного процесса, особенно в эмоциональной и поведенческой сферах деятельности.
3. Ведомые студенты в учебной группе выбирают поведенческую стратегию, основанную на минимизации взаимодействия с лидерами и нейтралами. Это позволяет им снизить негативный социальнопсихологический фон по отношению к себе и уменьшить биосоциальную плату при адаптации к данным условиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зенина С.Р. Психологические факторы становления учебно-профессиональной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. ... канд. пед.
наук. СПб., 2009. 19 с.
2. Караванов А.А. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза: Авто-
реф. дис. . канд. психол. наук. Курск, 2004. 23 с.
3. Усольцев Б.П., Шансков М.А. Средства и методы определения эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вуза, обу-
чающихся по специальности «менеджмент в спорте» // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Науч. тр. XII Междунар. науч.-практ. конф. Ростов, 2009. Т. II. С. 315-316.
4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. М.: АспектПресс, 2001. 318 с.
5. Поддубный С.Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.
174 с.
6. Сугоняев К.В. и др. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс Мультипсихометр: Методическое руководство. М., 2008. Ч. 1.
366 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 1 октября 2010 г.