Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ДЛЯ СЛУЖБЫ В ОТДЕЛАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ДЛЯ СЛУЖБЫ В ОТДЕЛАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний / отдел воспитательной работы с осужденными / психологопедагогическая подготовка / практико-ориентированный подход / служебная деятельность / cadets of educational organizations of the FPS of Russia / units (departments) of educational work with convicts / psychological and pedagogical training / practice-oriented approach / official activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виктория Викторовна Сундукова

В статье рассматриваются особенности психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, которые обучаются для прохождения службы в отделах воспитательной работы с осужденными, непосредственно отбывающими наказание в местах лишения свободы. Актуальность темы исследования обусловлена вызовами и перспективами развития Федеральной службы исполнения наказаний. В процессе обучения курсантов особое внимание уделяется формированию у них не только профессиональных навыков и знаний, но и понимания психологических особенностей осужденных, что, в свою очередь, требует от профессорско-преподавательского состава образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний особого подхода к процессу обучения и разработке инновационных методик обучения. В рамках психолого-педагогической подготовки курсанты изучают основные принципы психологии и педагогики воспитания осужденных, а также получают практические умения и навыки работы с указанной категорией лиц. Психолого-педагогическая подготовка курсантов Федеральной службы исполнения наказаний играет важную роль в формировании высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выстраивать воспитательный процесс в исправительном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виктория Викторовна Сундукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA FOR SERVICE IN DEPARTMENTS OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS

The article examines the peculiarities of psychological and pedagogical training of cadets of educational organizations of the FPS of Russia, who are trained to serve in the departments of educational work with convicts directly serving sentences in places of deprivation of liberty. The relevance of the research topic is due to the challenges and prospects for the development of the FPS of Russia. In the process of training cadets studying for further service in educational work units with convicts, special attention is paid not only to the professional skills and knowledge that they should receive in the learning process, but also to the formation of their understanding of the psychological characteristics of convicts, which, in turn, requires the teaching staff of educational organizations of the Federal Penitentiary Service Russia has a special approach to the learning process and the development of innovative teaching methods. Within the framework of psychological and pedagogical training, cadets study the basic principles of psychology and pedagogy of convict education, as well as gain practical skills and skills to work with this category of persons. It follows from this that the psychological and pedagogical training of cadets of the FPS of Russia plays an important role in the formation of highly qualified specialists who are able to effectively build the educational process in a correctional institution.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ДЛЯ СЛУЖБЫ В ОТДЕЛАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ»

82 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Научная статья УДК 159.9:343.83

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ДЛЯ СЛУЖБЫ В ОТДЕЛАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Виктория Викторовна Сундукова1

1 Самарский юридический институт ФСИН России, г. Самара, Россия, vika.sundukova94@. mail.ru, https://orcid.org/00 00-00 02-9774-5740

Аннотация. В статье рассматриваются особенности психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, которые обучаются для прохождения службы в отделахвоспитательной работы с осужденными, непосредственно отбывающими наказание в местах лишения свободы. Актуальность темы исследования обусловлена вызовами и перспективами развития Федеральной службы исполнения наказаний. В процессе обучения курсантов особое внимание уделяется формированию у них не только профессиональных навыков и знаний, но и понимания психологических особенностей осужденных, что, в свою очередь, требует от профессорско-преподавательского состава образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний особого подхода к процессу обучения и разработке инновационных методик обучения. В рамках психолого-педагогической подготовки курсанты изучают основные принципы психологии и педагогики воспитания осужденных, а также получают практические умения и навыки работы с указанной категорией лиц. Психолого-педагогическая подготовка курсантов Федеральной службы исполнения наказаний играет важную роль в формировании высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выстраивать воспитательный процесс в исправительном учреждении.

Ключевые слова: курсанты образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, отдел воспитательной работы с осужденными, психолого-педагогическая подготовка, практико-ориентированный подход, служебная деятельность

Для цитирования

Сундукова В. В. Особенности психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний для службы в отделах воспитательной работы с осужденными // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 2(03). С. 82-87.

© Сундукова В. В., 2024

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 83

Original article

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA FOR SERVICE IN DEPARTMENTS OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS

Victoria Viktorovna Sundukova1

1 Samara Law Institute of the FPS of Russia, Samara, Russia, vika.sundukova94@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9774-5740

Abstract. The article examines the peculiarities of psychological and pedagogical training of cadets of educational organizations of the FPS of Russia, who are trained to serve in the departments of educational work with convicts directly serving sentences in places of deprivation of liberty. The relevance of the research topic is due to the challenges and prospects for the development of the FPS of Russia. In the process of training cadets studying for further service in educational work units with convicts, special attention is paid not only to the professional skills and knowledge that they should receive in the learning process, but also to the formation of their understanding of the psychological characteristics of convicts, which, in turn, requires the teaching staff of educational organizations of the Federal Penitentiary Service Russia has a special approach to the learning process and the development of innovative teaching methods. Within the framework of psychological and pedagogical training, cadets study the basic principles of psychology and pedagogy of convict education, as well as gain practical skills and skills to work with this category of persons. It follows from this that the psychological and pedagogical training of cadets of the FPS of Russia plays an important role in the formation of highly qualified specialists who are able to effectively build the educational process in a correctional institution.

Keywords: cadets of educational organizations of the FPS of Russia, units (departments) of educational work with convicts, psychological and pedagogical training, practice-oriented approach, official activity

For citation

Sundukova, V. V. 2024, 'Features of psychological and pedagogical training of cadets of educational organizations of the FPS of Russia for service in departments of educational work with convicts', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 2(03), pp. 82-87.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года устанавливаются цели, задачи и приоритетные направления развития Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), которые разработаны в соответствии с современными тенденциями уголовно-исполнительной политики РФ и условиями общественного и социального прогресса.

В условиях реформирования и перестройки приоритетных направлений деятельности уголовно-исполнительная система (УИС) сталкивается с рядом важных задач.

84 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Во-первых, возникает потребность в совершенствовании воспитательного, социального и психологического воздействия, оказываемого на личность осужденных, с целью формирования у них законопослушного поведения и обеспечения успешной социальной реинтеграции в общество. Во-вторых, для обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для воспитательных отделов учреждений и органов УИС необходимо разрабатывать и внедрять в процесс обучения курсантов передовые техники, методы и педагогические приемы.

Согласно приказу ФСИН России от 21 декабря 2022 г. № 888 «Об утверждении квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных ФСИН России» выпускники образовательных организаций ФСИН России, подготовленные для службы в подразделениях воспитательной работы с осужденными, должны уметь:

- планировать и осуществлять воспитательную работу с различными категориями осужденных и лицами, содержащимися под стражей;

- использовать в работе с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, различные формы воспитательной работы и методы психолого-педагогического воздействия, с учетом их личностных особенностей;

- осуществлять взаимодействие с различными отделами и службами исправительных учреждений, с общественными организациями при осуществлении воспитательной работы с осужденными в учреждениях УИС;

- анализировать достигнутые результаты воспитательной работы с осужденными;

- оказывать осужденным помощь в социальной адаптации.

Следовательно, процесс подготовки к проведению воспитательных мероприятий с осужденными требует от сотрудников воспитательного отдела высокого профессионального уровня подготовки и глубокого знания руководящих и нормативно-правовых документов Российской Федерации. Результативность воспитательного воздействия, оказываемого на личность осужденных, зависит от учета индивидуально-психологических характеристик при выборе способов, приемов и подходов к проведению воспитательной работы.

Следует подчеркнуть, что при реализации воспитательных мероприятий с осужденными необходимо стремиться к выстраиванию целостной психолого-педагогической системы. В качестве основной цели функционирования данной системы выступает не только коррекция девиантного поведения и развитие интеллектуальных и духовных способностей осужденных, но и обеспечение соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства. В рамках проведения воспитательных мероприятий должно осуществляться целенаправленное формирование позитивных изменений в личности осужденного через его вовлечение в процесс самосовершенствования, способствующего осознанию содеянного, формированию чувства раскаяния и социальной адаптации после освобождения [1, с. 185].

Подготовка курсантов, обучающихся для прохождения службы в подразделениях воспитательной работы с осужденными, должна иметь психолого-педагогическую направленность. В данном контексте акцент будет сделан на научный подход к обобщению основных направлений процесса психолого-педагогической подготовки курсантов, обучающихся в вузах ФСИН России. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на их теоретическую подготовку, которая является ключевой для эффективного выполнения практических задач. К ним следует отнести знания о методологии и принципах

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 85

построения воспитательного процесса; теоретические положения инновационных технологий и методов воспитания; знание социально-психологических, уголовных и половозрастных особенностей осужденных, а также форм и направлений воспитательной работы с различными категориями осужденных [2, с. 569].

Психологические знания, необходимые для эффективной деятельности воспитательных служб, требуют использования значительного многообразия аспектов личностных характеристик осужденных:

- понимание индивидуальных психологических особенностей, эмоционального состояния и психологических механизмов, а также изучение адаптационных стратегий личности в местах лишения свободы;

- знание форм и признаков деструктивного поведения осужденных, а также детерминант преступного поведения;

- представление о структуре личности, особенностях психических процессов, состояний и свойств личности осужденных, которые характеризуются наличием различных форм девиантного поведения;

- понимание динамики личностных изменений осужденных под влиянием форм и методов воспитательного воздействия.

Данные знания являются ключевыми для разработки психологических профилей и характеристик лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Они также необходимы для выявления и последующего корректирования отклонений в поведении, что позволяет более точно выстраивать индивидуальную воспитательную работу с учетом личностных характеристик осужденного. Кроме того, «понимание психологических закономерностей поведения осужденных, в отношении которых реализуется воспитательная работа, позволяет более точно определить задачи воспитания, разрешения конфликтных ситуаций в отряде» [3, с. 111].

Психолого-педагогическая подготовка представляет собой систематический и целенаправленный процесс, осуществляемый руководящими структурами высшего учебного заведения, включая отделы и службы, в частности, профессорско-преподавательский состав кафедр и сотрудников учебно-строевых подразделений, направленный на развитие компетентности курсантов для эффективного решения профессиональных задач в будущей служебной деятельности.

Главная цель психолого-педагогической подготовки заключается в культивировании и усовершенствовании психологических качеств, которые являются неотъемлемыми для успешного выполнения профессиональных обязанностей в разнообразных условиях служебной деятельности, а также в развитии устойчивости к воздействию стрессоген-ных факторов при выполнении служебных обязанностей. Основополагающим элементом психолого-педагогической подготовки является развитие способности к успешному решению задач как в обычных, так и в нестандартных, критических обстоятельствах.

При подготовке курсантов ключевым направлением в образовательном процессе является применение практико-ориентированного подхода. После прохождения практической подготовки в виде учебной, производственной и преддипломной практики курсанты должны применять полученные умения и навыки на учебных занятиях. В ходе практических занятий преподавателями моделируются различные ситуации, которые приближены к реальным условиям служебной деятельности. Данный подход способствует формированию и развитию у курсантов психологической готовности к реализации различных профессиональных задач, психологической устойчивости. Отметим также,

86 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

что подобный подход к обучению курсантов будет способствовать развитию критического и проблемного мышления [4, с. 213].

Одним из направлений практико-ориентированного подхода в образовательных организациях ФСИН России является проведение комплексных межкафедральных учений (КМУ) на выпускном курсе. В качестве цели КМУ выступает формирование у обучающихся определенных профессиональных компетенций, предусмотренных образовательной программой. При проведении КМУ решаются задачи, связанные с отработкой навыков организации и проведения воспитательной работы в условиях осложнения оперативной обстановки, в том числе проводится оценка компетенций и уровень сформированности умений и навыков в максимально приближенных условиях с последующей корректировкой учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Основным видом занятий в процессе проведения учений являются практические занятия в интерактивной форме и ряд таких методов обучения, как: обучение в малых группах, включающее в себя дидактические игры (ролевые и деловые игры, имитационные упражнения и другие образовательные практики, позволяющие достичь эффективного взаимодействия участников и стимулирования их активности в процессе обучения), обсуждение и разрешение проблем (мозговой штурм), метод кейсов, аналитическая работа, работа с документами, самостоятельная работа. Практическая подготовка курсантов направлена на формирование компетенций в ходе осуществления специфических видов их будущей профессиональной деятельности.

Задачами практической подготовки курсантов являются глубокое усвоение и закрепление теоретических и специальных знаний, полученных в ходе образовательного процесса, которые могут быть эффективно применены в реальной работе. Кроме того, важно улучшать профессиональные умения и навыки, учитывая специфику выбранной специализации. Необходимо также освоить способы организации воспитательной работы с осужденными, принимая во внимание их личностные и психологические особенности.

Таким образом, практико-ориентированный подход можно рассматривать как одно из направлений психолого-педагогической подготовки курсантов вузов ФСИН России. Для повышения эффективности воспитательного воздействия, оказываемого на личность осужденных, профессиональная деятельность сотрудников подразделений воспитательной работы с осужденными должна базироваться на знаниях об индивидуально-психологических особенностях лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, и закономерностях процесса обучения. Это определяет необходимость анализа существующих образовательных технологий и разработку инновационных подходов к образовательному процессу курсантов ФСИН России.

Список источников

1. Ивашко Н. Н., Игумнова О. В., Кароян В. В. Педагогическая составляющая профессиональной деятельности начальников отрядов // Вестник Кузбасского института ФСИН России. 2015. № 1(22). С. 183-188.

2. Шумаров А. П. Психолого-педагогическая подготовка курсантов вузов ФСИН России: основные проблемы и пути решения // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. межвед. конф. Воронеж, 2016. С. 568-571.

3. Игумнова О. В. Педагогическая составляющая профессиональной деятельности начальников отрядов // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 87

науки и практики : материалы науч.-практ. конф. Новокузнецк : Кузбасский институт ФСИН России, 2015. С. 110-115.

4. Караваев А. Ф. Психолого-педагогические условия обеспечения подготовки курсантов // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292-I. С. 211-218.

References

1. Ivashko, N. N., Igumnova, O. V., Karoyan, V. V. 2015, 'The pedagogical component of the professional activity of the chiefs of detachments', Bulletin of the Kuzbass Institute of the FPS of Russia, iss. 1(22), pp. 183-188.

2. Shumarov, A. P. 2016, 'Psychological and pedagogical training of cadets of universities of the FPS of Russia: the main problems and ways solutions', in Technique and safety of facilities of the penal enforcement system: collection of materials of the International scientific and practical conference, pp. 568-571, Voronezh.

3. Igumnova, O. V. 2015, 'Pedagogical component of the professional activity of the chiefs of detachments', in Penal enforcement system today: interaction of science and practice: materials of scientific and practical conference, pp. 110-115, Kuzbass Institute of the FPS of Russia, Novokuznetsk.

4. Karavaev, A. F. 2006, 'Psychological and pedagogical conditions for ensuring the training of cadets', Bulletin of the Tomsk State University, iss. 292-I, pp. 211-218.

Информация об авторах

В. В. Сундукова - кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии, педагогики и организации воспитательной работы с осужденными.

Information about the author

V. V. Sundukova - PhD (Psychology), Associate Professor of the Department of legal psychology, pedagogy and organization of educational work with convicts.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).

Статья поступила в редакцию 10.03.2024; одобрена после рецензирования 25.03.2024; принята к публикации 01.04.2024.

The article was submitted 10.03.2024; approved after reviewing 25.03.2024; accepted for publication 01.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.