ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья
УДК 343.83:316.46
doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).072-081
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Наталья Михайловна Мартынова1, Алексей Алексеевич Романов2
1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия
1 m4rt.natal@vandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5042-8003
2 a.romanov@365.rsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0066-6860
Аннотация. В статье характеризуется проблема формирования лидерских качеств у студенческой молодежи, являющаяся актуальной и для курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. Важнейшим условием раскрытия лидерского потенциала у студентов и курсантов становится правильно организованная развивающая и воспитывающая среда образовательной организации. Многие педагогические технологии имеют универсальный характер, могут применяться в гражданских и военных вузах. Однако в образовательных организациях силовых ведомств они обязательно учитывают специфику процесса обучения будущих офицеров, обусловленную соответствующей структурой общения, системой подчиненности, образом жизни курсантов, повышенными физическими и психологическими нагрузками. Необходимо учитывать, что курсанты готовятся стать сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний, которые не просто выполняют профессиональные обязанности, а несут службу в особых, иногда экстремальных, условиях, связанных с рисками для их жизни и здоровья. Результаты психологических исследований феномена лидерства в курсантских коллективах используются в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. При этом требуются новые разработки технологий развития способностей курсантов, их самореализации в процессе образования, формирования у них коммуникативных и лидерских качеств, которые соотносились бы с профессиональными компетенциями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования нового поколения. Группы личностных качеств, способствующих эффективному лидерству, отражают следующие компетенции: интеллектуально-творческие, организаторские, исполнительские, социально-коммуникативные. Под лидерскими качествами курсанта образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний понимается совокупность его личностных качеств, способностей и психологических особенностей поведения
© Мартынова Н. М., Романов А. А., 2023
(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
и взаимодействия в социальной группе, обеспечивающая эффективное осуществление лидерских функций. Дальнейшему исследованию подлежат вопросы классификации лидерских качеств, разработки психологических механизмов их изучения, организации учебно-воспитательного процесса образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний.
Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, формирование лидерских качеств, психолого-педагогические технологии, учебно-воспитательный процесс, феномен лидерства
Для цитирования
Мартынова Н. М., Романов А. А. Специфика формирования лидерских качеств у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). С. 72-81. DOI:
10.33463/2072-8336.2023.3(64).072-081.
Original article
THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES AMONG CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
Natal'ja Mihajlovna Martynova1,Aleksej Alekseevich Romanov2
1 2 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia
1 m4rt.natal@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5042-8003
2 a.romanov@365.rsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0066-6860
Abstract. The article characterizes the problem of the formation of leadership qualities among students, which is also relevant for cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service. The most important condition for the disclosure of leadership potential among students and cadets is a properly organized developing and educating environment of an educational organization. Many pedagogical technologies have a universal character, can be used in civil and military universities. However, in educational organizations of law enforcement agencies, they necessarily take into account the specifics of the training process of future officers, due to the appropriate communication structure, subordination system, lifestyle of cadets, increased physical and psychological stress. It should be borne in mind that cadets are preparing to become employees of the Federal Penitentiary Service, who not only perform professional duties, but serve in special, sometimes extreme, conditions associated with risks to their life and health. The results of psychological studies of the phenomenon of leadership in cadet collectives are used in educational organizations of the Federal Penitentiary Service. At the same time, new developments of technologies for the development of cadets' abilities, their self-realization in the process of education, the formation of their communicative and leadership qualities that would correlate with professional competencies in accordance with the federal state educational standards of higher
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
education of the new generation are required. Groups of personal qualities that contribute to effective leadership reflect the following competencies: intellectual and creative, organizational, performing, social and communicative. The leadership qualities of a cadet of an educational organization of the Federal Penitentiary Service are understood as the totality of his personal qualities, abilities and psychological characteristics of behavior and interaction in a social group, ensuring the effective implementation of leadership functions. The issues of classification of leadership qualities, development of psychological mechanisms for their study, organization of the educational process of educational organizations of the Federal Penitentiary Service are subject to further research.
Keywords: leadership, leadership qualities, formation of leadership qualities, psychological and pedagogical technologies, educational process, the phenomenon of leadership
For citation
Martynova, N. M. Romanov, A. A. 2023, 'The specifics of the formation of leadership qualities among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service', Applied legal psychology, iss. 3(64), pp. 72-81, doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).072-081.
Современное общественное развитие предполагает масштабную работу с подрастающим поколением, готовящимся вступить во взрослую жизнь. Особое место принадлежит студенческой молодежи, овладевающей не только профессией, но и нравственными основами. Молодые люди в полной мере должны унаследовать и продолжить совершенствовать лучшие достижения отечественной науки, культуры, искусства и др., взять на себя ответственность за укрепление могущества и благополучия своей страны.
Основным направлением нашего исследования является выделение среди профессиональных компетенций специалиста лидерских качеств. Формирование будущих лидеров во всех сферах общественной жизни становится важной задачей для высших учебных заведений, включая ведомственные военные образовательные организации России. Поставленная проблема стала в последние годы частью образовательных и научно-исследовательских программ в образовательных организациях Федеральной службы
исполнения наказаний (ФСИН России), включая Академию ФСИН России.
В деятельности образовательных организаций разного уровня накоплен существенный опыт формирования лидерских качеств у обучающихся. Приоритетное значение отводится разработке условий, позволяющих эффективно решать эту задачу. Среди педагогических условий называются организация личностно ориентированного взаимодействия преподавателей и студентов, включение студентов в совместную с педагогическими работниками творческую деятельность; педагогическая поддержка проявлений лидерства студентами; создание информационных и образовательных сред, содействующих самоактуализации личности; использование в образовательном процессе педагогических технологий, нацеленных на развитие лидерских качеств, и многое другое [8, с. 105].
В широком спектре исследовательских работ, включая диссертационные, заметно, что авторы приоритетное место отдают необходимости создания обра-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
зовательной среды, способствующей самоопределению обучающихся в том или ином виде деятельности, в построении взаимодействия в различных социальных и профессиональных сообществах. Важным условием становится «ориентация формирования лидерских качеств личности учащегося на видение «эталона» современного лидера; построение социально-воспитательной модели, направленной на развитие лидерских качеств молодого человека; обеспечение взаимодействия модусов социально-воспитательного пространства вуза в течение всего времени обучения молодого человека» [2, с. 10-11].
Среди приоритетных условий эффективного формирования лидерских качеств выделяется правильная организация духовно-нравственного направления воспитательной работы с обучающимися, а также позитивный климат и внимание к эмоциональной сфере личности. Особое значение при этом имеет «проявление лидерских качеств с позиций профессионального становления, когда нормы и принципы профессии приобретают личностный смысл. Значимо и обеспечение позитивного восприятия студентом формирующих воздействий, переход их во внутреннее состояние обучаемого» [1, с. 11].
В диссертациях, рассматривающих психологические основы развития лидерских качеств у студентов гражданских вузов, отмечается необходимость психолого-педагогического сопровождения этого процесса, научно обоснованный отбор диагностических методик, создание общественных объединений, мотивирующих обучающихся к самосовершенствованию. Так, А. И. Давлетова характеризует школу лидеров, отмечая, что «в школе лидеров развитие лидерских качеств студентов происходит через формирование педагогической системы ценностей и организационно-коммуникативных навыков. Коммуникативные и организаторские
способности развиваются через вовлечение студентов в групповую работу, содействие в реализации себя в поведении и деятельности (психологические тренинги, деловые игры, круглые столы, дискуссии, диспуты, экскурсии и др.)» [3, с. 11-12].
Ю. С. Кулинцева предметом своего исследования избрала лидерские устремления студентов вуза, представляющие собой «форму нацеленности личности на достижение высоких результатов в определенной сфере социального взаимодействия, в некоторой предметной области или проблемной ситуации в составе группы, признающей доминирование в течение некоторого промежутка времени, автономного или увязанного с какими-либо жизненными обстоятельствами. Как особое психологическое образование, стимулирующее и ориентирующее активность человека, они включают в себя ценностно-смысловую, мотивационную и поведенческую составляющие, отражающие разные аспекты функционирования лидерских устремлений студентов вуза» [7, с. 12]. Важнейшим условием формирования устремлений обучающихся к лидерству выступает правильно организованная комфортная среда образовательной организации, способствующая проявлению потенциала обучающихся [7, с. 18].
По формам организации воспитательного взаимодействия большинство педагогических условий могут иметь универсальный характер, применяться и в гражданских, и в военных вузах. При этом в образовательных организациях силовых ведомств все формы работы должны учитывать специфику обучения будущих офицеров.
В современном обществе осознается необходимость разработки опережающей реформы военного образования, поэтому исследователи подтверждают наличие и важность проблемы формирования лидерских качеств у курсантов военных вузов. Однако на практике обучение в об-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
разовательных организациях военного профиля еще тяготеет к традиционным подходам к формированию личности, разработанным еще в советский период. В итоге, утверждает Д. М. Кожевников, «формирование лидерских качеств в военных вузах представляет собой педагогическую проблему, основанную на противоречии между необходимостью формирования у будущих офицеров лидерских качеств и строго регламентированными условиями образовательной среды вуза, которые не всегда способствуют формированию этих качеств. В этом особенность обучения в военном вузе - формирование качеств лидера имеет меньший приоритет, чем формирование качеств исполнителя» [6, с. 207-208].
Анализ диссертационных исследований, касающихся проблематики формирования лидерских качеств у будущих офицеров, позволил определить отдельные аспекты специфики формирования и развития лидерских качеств у курсантов, в том числе образовательных организаций ФСИН России, их отличие от решения подобных задач в гражданских вузах. Так, в воинском коллективе становлению качеств лидера способствуют оптимальные психологические условия: «создание эмоционально-комфортной атмосферы занятий, службы и досуга, ситуаций успеха и сотрудничества; осуществление педагогической поддержки личностного развития учащихся, их социализации в коллективе, обществе, семье, учебной и профессиональной деятельности, межличностных отношениях; формирование у учащихся позитивной Я-концепции и адекватной самооценки» [4, с. 11].
Ключевым словом, подчеркивающим специфику работы воинского (служебного) коллектива, является понятие «служба». Особенность в том, что служба осуществляется в небольших коллективах, например, взводах, состоящих из
20-30 военнослужащих (сотрудников). Это приводит, считает Е. М. Ермолов, «к тенденции меньшего общения членов группы друг с другом и более частого обращения к лидеру, роль которого возрастает. В группе, где более пяти человек, лидер, как правило, обращается ко всей группе в целом, а не к отдельным ее членам. При этом лидер становится центром коммуникации, он осуществляет прием и передачу информации. Исходя из этого, статусное положение члена группы определяется результатами его усилий в процессе самоутверждения. Подчеркивается важность признания ведущего положения лидера другими членами группы» [4, с. 14-15].
Изучение научных трудов, связанных с тематикой формирования лидерского потенциала курсантов в условиях вузов силовых ведомств, включая образовательные организации ФСИН России, показало, что сама проблема лидерства в курсантских коллективах масштабна, решается с помощью разных методологических подходов и характеризуется множественностью аспектов изучения. При этом во всех исследованиях на первое место выдвигается главное отличие от гражданского вуза, заключающееся в существовании регламентированной структуры подчинения в коллективах образовательных организаций силовых ведомств. Отдельно характеризуется образ жизни курсантов, имеющий фактически экстремальный характер, определяемый уставными регламентациями, иерархическими взаимоотношениями, повышенными физическими и психологическими нагрузками.
Заинтересованность отечественных педагогов и психологов в многопрофильных исследованиях проблемы формирования лидерских качеств обучающихся в вузах разной профессиональной направленности подтверждает необходимость проведения аналогичной работы с кур-
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
сантами образовательных организаций ФСИН России.
Уточним, что ФСИН России представляет собой систему государственных органов, имеющих военизированную организацию: форменная одежда, специальные звания, дисциплина, субординация, специфика профессиональной деятельности (службы), требующая специальной, строевой, боевой и физической подготовки. Сотрудники ФСИН России несут службу в особых условиях, предполагающих не только нарушение графиков рабочего времени, но и риски для жизни, возможность применения специальных средств и оружия. Они должны обеспечить правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в следственных изоляторах и др. Выполняя служебные задачи, сотрудники ФСИН России обязаны иметь такие профессиональные качества, как самообладание, терпимость, эмоциональная устойчивость, стойкий иммунитет к возможному воздействию криминальной субкультуры.
К специфическим особенностям службы сотрудников ФСИН России относится наличие открытого или скрытого противодействия осужденных, приводящего часто к непредвиденным ситуациям экстремального характера. Подобные условия профессиональной деятельности могут способствовать чрезмерному психическому напряжению, стрессовым состояниям, связанным с опасениями за свою жизнь и здоровье. Контингент заключенных и сложные условия деятельности сотрудников, удаленность большинства пенитенциарных учреждений от крупных центров, сами по себе создают стресс-факторы их службы, приводящие к профессиональным деформациям и профессиональному выгоранию. Свою специфику имеют и отдельные службы учреждений ФСИН России (оперативная, безопасности, воспитательной работы и др.).
Психологические исследования ученых образовательных и научных организаций ФСИН России предлагают различные технологические варианты развития личностных качеств курсантов. При этом многие вопросы, связанные с изучением феномена лидерства в курсантских коллективах, способами организации учебно-воспитательного процесса, имеющего свою профессиональную специфику, остаются открытыми. Среди них мы называем расширение психологической тематики, диагностических методик, направленных на формирование и развитие лидерских качеств курсантов в процессе их обучения. В число первоочередных задач необходимо включить освоение новых подходов к развитию личностных задатков и способностей курсантов, их самореализации в процессе образования, а также формированию коммуникативных и лидерских качеств, направленных на решение задач групповой деятельности обучающихся.
Формирование лидерских качеств курсантов в образовательных организациях ФСИН России требует уточнения количества необходимых качеств, соответствующей модернизации учебно-воспитательного процесса, в целом усиления воспитательной составляющей в образовательном процессе. В инновационных подходах нуждается и работа по интеграции личностных качеств курсантов и формируемых у них компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования нового поколения.
Динамика формирования лидерских качеств у курсантов в образовательных организациях ФСИН России оценивается в первую очередь по развитию их профессионального, коммуникативного и креативного уровней. Только совокупность положительных качеств личности позволит обучающимся реализовать в полной мере творческий потенциал будущего офицера.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Комплекс положительных свойств курсантов - ориентир в учебно-воспитательном процессе. Исследования подтвердили, что лидером может быть не каждый человек, а лишь тот, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.
Во многих проанализированных нами исследованиях авторы используют разные формулировки в определении понятия «качества личности», как синоним используется и термин «способности». Это лишь подтверждает тот факт, что в психологической науке на протяжении многих лет шли дискуссии об определении понятий «способности» и «качества». Разногласия, согласно точке зрения известного психолога Е. П. Ильина, существуют и сегодня «в использовании и толковании близких друг другу понятий - способности, одаренность, качества, характеризующие возможности человека». В одном случае отказываются от понятия «качества» и говорят только о способностях, в другом -эти два понятия используются как синонимы. Например, В. Д. Шадриков «не разграничивает понятия «способности» и «качества», хотя и считает второе понятие более широким, чем первое» [5, с. 45]. По мнению Е. П. Ильина, понятие «качества» от понятия «способности» отличается тем, что «первое может характеризовать не только функциональные возможности человека, но и человека как личность (личностные качества), поэтому, наряду с двигательными качествами, качествами ума и т. п., выделяют нравственные, волевые качества, причем они не связаны с врожденными особенностями человека, а приобретаются в процессе его социализации и воспитания» [5, с. 47].
Термином «качество» обозначается свойство личности, которое формируется в процессе ее образования, воспитания, социализации, через овладение знания-
ми, умениями, навыками, развитие способностей в конкретном виде деятельности. Под лидерскими качествами курсанта образовательной организации ФСИН России мы понимаем совокупность его личностных качеств, способностей и психологических особенностей поведения и взаимодействия в социальной группе, обеспечивающую эффективное осуществление лидерских функций.
Анализ нормативных правовых актов, литературных источников, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, квалификационных требований к выпускникам позволяет предложить следующие компетенции, отражающие личностные качества, способствующие эффективному лидерству.
1. Интеллектуально-творческие компетенции, связанные со способностями курсантов генерировать идеи, оценивать ситуацию, анализировать ее условия, вычленять главное и второстепенное, целесообразно использовать информацию и принимать нестандартные решения и т. д.
2. Организаторские компетенции, включающие в себя способность работать в команде, умение брать ответственность за решение задач, поставленных перед группой, взаимодействовать в группе, управлять собой, принимать решения в интересах группы и др.
3. Исполнительские компетенции, выражающиеся в готовности к продолжительной, продуктивной деятельности, ее самооценке, своевременной корректировке действий по достижению цели.
4. Социально-коммуникативные компетенции, способствующие выстраиванию доброжелательных взаимоотношений, конструктивному разрешению конфликтов, пониманию чувств и эмоций других, своевременному учету изменений эмоционального состояния группы. Системным качеством выступает креативность лидера курсантского подразделения.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследователи подтверждают, что признание одного из членов курсантского коллектива лидером происходит лишь при наличии у него неких дополнительных качеств, которые принимаются другими субъектами деятельности. Такие качества распределены в нашем исследовании по нескольким группам (личностные, управленческие, перцептивные).
Группа личностных качеств включает в себя цельность натуры, уверенность в себе, адекватность самооценки, знание своих сильных сторон, умение ими пользоваться; активную жизненную позицию, волю, стремление к лидерству; верность собственным убеждениям и принципам; внутреннее духовно-нравственное богатство, умение поступать ответственно, по совести, честно и справедливо.
Вторая группа объединяет качества, отнесенные к управленческим: стремление лидера к созданию команды единомышленников, умение мотивировать соратников к совместной деятельности, распределению поручений; способность выстраивать перспективные линии развития коллектива. Такой лидер отличается коммуникабельностью, гибкостью поведения в процессе совместной работы группы, последовательностью в принятии решения, настойчивостью в достижении поставленной цели.
Перцептивно-лидерские качества являются во многом определяющими при
выборе лидера членами группы, они, по сути, наделяют его этими качествами. Ведущее место в этой группе занимают способность лидера понимать потребности других людей, готовность поддержать их в трудную минуту; его харизматичность, обаятельность, открытость, веселый нрав. Важны также восприятие индивида группой как лидера, признание его лидерского статуса и авторитета; наличие единомышленников, личных ожиданий у членов группы от деятельности лидера; делегирование членами группы части личной активности лидеру и т. п.
Выводы
В качестве вывода отметим, что установить универсальные лидерские качества или определить полный перечень лидерских качеств, присущих всем лидерам, вероятно, невозможно. Однако можно выделить те качества, которые будут необходимы специалисту определенной профессиональной направленности для достижения лидерской позиции в конкретных условиях.
Анализ научной литературы позволил обозначить имеющиеся подходы к изучению специфики и других проблем формирования лидерских качеств у курсантов образовательных организаций ФСИН России. Дальнейшему исследованию подлежат вопросы классификации лидерских качеств, разработки психологических механизмов их изучения.
Список источников
1. Авдеева А. В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2010. 24 с.
2. Голубь А. Б. Социально-воспитательные условия формирования лидерских качеств студентов в учебном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2009. 21 с.
3. Давлетова А. И. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.
4. Ермолов Е. М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2015. 27 с.
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
5. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб. : Питер, 2001. 464 с.
6. Кожевников Д. М. Формирование лидерских качеств курсантов в современных условиях как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6(91). С. 207-209.
7. Кулинцева Ю. С. Формирование лидерских устремлений у студентов вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2011. 25 с.
8. Лукаш С. М., Тимченко П.В. Педагогические условия развития лидерских качеств у студенческой молодежи // Человек и образование. 2015. № 2. С. 104-108.
9. Мартынова Н. М., Романов А. А. Особенности лидерских качеств курсантов-юношей образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Прикладная юридическая психология. 2022. № 4(61). С. 11-22.
Reference
1. Avdeeva, A. V. 2010, 'Formation of leadership competencies in the process of professional formation of a specialist at a university' : abstract. dis.... cand. of ped. sciences. Tambov, 24 p.
2. Golub', A. B. 2009, 'Socio-educational conditions for the formation of leadership qualities of students in the educational process of the university' : abstract. dis.... cand. of ped. sciences. Komsomolsk-on-Amur, 21 p.
3. Davletova, A. I. 2007, 'Development of leadership qualities of pedagogical university students' : abstract. dis.... cand. psychol. sciences. Мoscow, 24 p.
4. Ermolov, E. M. 2015, 'Formation and development of the qualities of a leader of a military team among cadets and Suvorovites' : abstract. dis.... cand. of ped. sciences. SPb, 27 p.
5. Il'in, E. P. 2001, 'Differentialpsychophysiology. St. Petersburg : Peter, 464 p.
6. Kozhevnikov, D. M.2021, 'Formation of leadership qualities of cadets in modern conditions as a pedagogical problem'. The world of science, culture, education, iss. 6(91), pp. 207-209.
7. Kulinceva, Ju. S. 2011, 'Formation of leadership aspirations among university students' : abstract. dis.... cand. psychol. sciences. Sochi, 25 p.
8. Lukash, S. M., Timchenko, P. V. 2015, 'Pedagogical conditions for the development of leadership qualities among students'. Man and education, iss. 2, pp. 104-108.
9. Martynova, N. M., Romanov, A. A. 2022, 'Features of leadership qualities of cadets-young men of educational organizations of the Federal Penitentiary Service'. Applied Legal Psychology, iss. 4(61), pp. 11-22.
Информация об авторах
Н. М. Мартынова - преподаватель кафедры психологи и профессиональной деятельности в УИС;
А. А. Романов - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, почетный профессор РГУ имени С. А. Есенина.
Information about the authors
N. M. Martynova - lecturer of the Department of Psychology of Professional Activity in the UIS;
A. A. Romanov - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Honorary Professor of S. A. Yesenin Russian State University
ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред.
Статья поступила в редакцию 07.08.2023; одобрена после рецензирования 10.08.2023; принята к публикации 15.08.2023.
The article was submitted 07.08.2023; approved after reviewing 10.08.2023; accepted for publication 15.08.2023.