Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/53PDMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Максименко М.В., Губина А.В. Исправление осужденных как педагогическая составляющая профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и особенности подготовки к ней // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Maksimenko M.V., Gubina A.V. (2020). Correction of convicts as a pedagogical component of the professional activity of employees of the penal system and features the preparation for it. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN220.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.35.07
Максименко Марина Вячеславовна
ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний», Пермь, Россия Старший преподаватель кафедры «Уголовного и уголовно-исполнительного права»
Кандидат философских наук E-mail: m_maximenko@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3106-6486 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=589083
Губина Анастасия Викторовна
ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний», Пермь, Россия
Курсант 3 курса учебно-строевых подразделений E-mail: gubina.a99@gmail.com
Исправление осужденных как педагогическая составляющая профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и особенности подготовки к ней
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в контексте реализации цели уголовного наказания - исправления осужденных. Авторами приводится краткий анализ понятия «исправление осужденных», рассматриваются различные точки зрения на содержание данной функции уголовного наказания. Определяется роль сотрудников уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих организацию режима в пенитенциарных учреждениях, в процессе психолого-педагогического воздействия на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Эмпирическая составляющая исследования представлена в статье анализом педагогического процесса, реализуемого в Пермском институте Федеральной службы исполнения наказаний. Особенности подготовки курсантов к предстоящей профессиональной деятельности в контексте необходимости осуществления исправительной функции наказания посредством реализации педагогических приемов воздействия на личность осужденного рассматриваются в разрезе изучения отдельных дисциплин психолого-педагогического цикла: «Пенитенциарной психологии и педагогики», «Воспитательной работы с осужденными», «Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях». Авторами делается вывод о целесообразности
https:// mir-nauki. com
изучения данных дисциплин вариативной части учебного плана в процессе освоения основной образовательной программы по специальности «Юриспруденция», отмечается необходимость освоения компетенций, формируемых данными дисциплинами, для предстоящей успешной деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы. Авторами отмечается, что проведение занятий в различных формах, включая тренинги, творческие задания, типовые ситуационные задачи, управляемые дискуссии, позволяет преподавателю путем активного взаимодействия с обучаемыми реализовать цели изучения дисциплин, а итоги промежуточной аттестации свидетельствуют о потенциальной успешности предстоящей деятельности выпускника по выполнению служебных задач в исправительном учреждении.
Ключевые слова: цели уголовного наказания; исправление осужденных; сотрудники уголовно-исполнительной системы; курсанты; обучение; пенитенциарная педагогика; воспитательная работа с осужденными
Сложные и противоречивые тенденции развития современного российского общества наблюдаются во всех сферах социального бытия и находят отражение в упорядоченности процесса исполнения наказаний, состоянии пенитенциарной системы. Гуманизация уголовно-исполнительного законодательства предполагает расширение применения не связанных с лишением свободы наказаний за совершение преступлений, однако самым назначаемым видом наказания по-прежнему остается лишение свободы. Уголовно-исполнительная система в лице сотрудников учреждений, исполняющих наказания, призвана осуществлять целенаправленную деятельность по ресоциализации осужденных, то есть деятельность, направленную на повторное усвоение лицами, преступившими закон, социальных правил и ценностей, разделяемых большинством членов общества. В то же время серьезной проблемой, снижающей эффективность позитивного воздействия наказания на личность преступника, выступает опасность криминального заражения в условиях концентрации осужденных и воспроизводства элементов криминальной субкультуры в местах лишения свободы.
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство указывают на исправление осужденного как первоочередную цель назначения и исполнения наказаний.
Содержание понятия «исправление осужденных» вызывает множество вопросов у теоретиков права [1, а 64], несмотря на легальное определение, представленное в статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации - «формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». Подобное законодательное определение хотя и подвергается критике со стороны ученых и правоприменителей, однако, на наш взгляд, наиболее емко отражает сущность понятия исправления осужденных как деятельности уполномоченных субъектов воспитательного воздействия, целью которой выступает формирование сформулированных в тексте статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации системы ценностей и поведенческих стереотипов.
Вопрос целесообразности законодательного определения целей уголовно-исполнительного законодательства рассматривается учеными [2, а 5]. Существует мнение о необходимости рассмотрения целей наказания применительно к его ипостасям: как существующего в санкции статьи положения и как фактически осуществляемого процесса, то есть в статике и динамике [3, а 16]. Несмотря на то, что российское законодательство отказалось от формулировки такой цели исполнения наказания как «перевоспитание осужденного», фактически воспитание как этап процесса исправления либо как средство исправления осталось в содержании цели исправления осужденного.
Таким образом, можно судить о формальном закреплении процесса воспитания как неотъемлемой составляющей служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, призванных ресоциализировать осужденных, то есть оказать положительное воздействие на людей, преступивших закон, и вернуть их в общество правопослушными гражданами. Понятие исправления осужденного акцентирует внимание на объекте педагогического воздействия, то есть на личности осужденного, его жизненной позиции, которая должна подвергаться корректировке в процессе исполнения уголовных наказаний.
Декларируемые цели исполнения уголовного наказания в реалиях современной российской действительности не всегда достижимы и, как следствие, подвергаются критике. Так, Р.Ш. Уразбаев отмечает сомнительность реализации цели исправления в отношении некоторых категорий осужденных, например, в отношении лиц, совершивших неосторожные преступления. Автор отмечает, что совершение таких преступлений не перечеркивает имеющиеся у лиц, их совершивших, заслуги и принесенную ранее ими пользу для общества [4, а 221]. По мнению исследователя, исправление таких осужденных будет представлять собой только прекращение ими преступной деятельности в будущем. Аналогичное мнение о сращивании целей частной превенции и исправления осужденного, совершившего неосторожное преступление, высказывает И.В. Бушуев [5]. Дифференциация реализуемых целей в зависимости от вида наказания - еще одна интересная мысль, предлагаемая к обсуждению исследователями [6; 7].
Лица, осужденные к такому виду наказания как лишение свободы - это категория осужденных, о возможности коррекции и исправления которых можно и нужно говорить. Для решения этой непростой задачи необходим комплексный подход и объединение совместных усилий различных служб учреждений уголовно-исполнительной системы. Однако деятельность пенитенциарного психолога в этом направлении работы с осужденными безусловно играет главенствующую роль. Лишение человека свободы, его социальная изоляция - мощный фрустрирующий фактор, трансформирующий его поведение, обостряющий психические отклонения.
Таким образом, исходя из результатов анализа научных исследований педагогической составляющей деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, можно сделать следующие выводы:
1. Исправление осужденных как цель исполнения уголовного наказания включает в структуру деятельности специалистов уголовно-исполнительной системы, не являющихся профессиональными педагогами, педагогическую составляющую.
2. Эффективная реализация исполнения наказания в современных условиях продолжает оставаться целенаправленным процессом, закономерным результатом которого должны стать изложенные в статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации результаты.
3. Усвоение базовых педагогических знаний и минимума умений реализации педагогических приемов, а также знакомство с основами психодиагностической деятельности необходимы сотрудникам уголовно-исполнительной системы для успешного выполнения профессиональных служебных задач.
Таким образом, становится совершенно очевидно, что в современных условиях функционирования системы исполнения наказаний, и пенитенциарной системы в частности, залогом успешного выполнения служебных задач сотрудником уголовно-исполнительной системы является знание и понимание структуры и особенностей человеческой психики, а также владение элементарными приемами педагогического воздействия.
https:// mir-nauki. com
Актуализируя значимость психолого-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к выполнению служебных задач, необходимо отметить оценочность понятий «успешность» или «эффективность» деятельности и отсутствие четких критериев их понимания. Проблемой настоящего исследования выступает поиск корреляции между уровнем психолого-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, получающих непедагогическое высшее образование, и эффективностью их профессиональной служебной деятельности.
Диагностическая и психокоррекционная работа с осужденными осуществляется квалифицированными специалистами-психологами, однако объектом психологического изучения является не только сама личность осужденного, но и средовые явления, включающие взаимодействие с администрацией учреждения, исполняющего наказание. В то же время специалист-психолог в процессе своей деятельности опирается на информацию о конкретном осужденном, переданную ему в пределах полномочий сотрудником исправительного учреждения, например, начальником отряда. Следовательно, сотрудники пенитенциарных учреждений, в силу своих должностных обязанностей не реализующие психологическое исследование или консультирование, вовлечены в эти процессы опосредованно, причем как со стороны исследователя-психолога в качестве консультирующего специалиста, так и со стороны объекта исследования в качестве участника общественных отношений, выступающих контекстом отбывания наказания осужденными.
Необходимость владения приемами педагогического воздействия вытекает из самой сущности функционирования исправительного учреждения. Получившая широкое распространение в середине прошлого столетия отрядная система содержания осужденных остается и по сей день средством исправительного воздействия коллектива на личность осужденного. Для того, чтобы подобное воздействие не способствовало дальнейшей криминализации лиц, преступивших закон, необходимо обеспечить позитивную направленность влияния коллектива, а это, прежде всего, является задачей начальника отряда и других сотрудников, обеспечивающих организацию режима в пенитенциарных учреждениях. На этапе становления отрядной системы содержания осужденных реализация исправительной цели наказания усматривалась в деятельности начальника отряда, направленной на достижение высокой производительности труда и качества выполняемых осужденными работ [8, а 34]. На современном этапе труд, наряду с организацией режима отбывания наказания, обеспечения возможности получения общего образования и профессионального обучения осужденных, проведением воспитательной работы и позитивным общественным воздействием, признается на законодательном уровне средством исправления осужденного.
Изложенное выше позволяет заключить, что изучение основ психологии и педагогики сотрудниками пенитенциарных учреждений в процессе освоения образовательных программ высшего образования является совершенно необходимым условием становления будущих профессионалов. Велика также значимость профессионально-психологической подготовки, направленной на формирование определенных личностных качеств будущих сотрудников правоохранительных органов [9, а 214]. Подавляющее большинство учебных планов специальностей и направлений подготовки гуманитарного профиля включает курсы общей психологии и педагогики в перечень изучаемых дисциплин. Особенностью обучения в профилизированном учебном заведении, к разряду которых относится Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, является включение в рабочий план и изучение в определенной последовательности курсантами специально-психологических и педагогических дисциплин, развивающих и углубляющих познания обучаемых в отраслевых областях психологии и педагогики. Такими дисциплинами вариативной части учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» со специализациями «Организация охраны и
конвоирования в уголовно-исполнительной системе» и «Организация режима в уголовно-исполнительной системе» являются:
• «Пенитенциарная психология и педагогика», преподаваемая на втором курсе и логически завершающая процесс формирования общих представлений о психике человека, способах воздействия на нее, полученных в ходе изучения общей психологии;
• «Воспитательная работа с осужденными», преподаваемая на четвертом курсе, когда курсанты уже освоили большинство дисциплин базовой части, уяснили содержание правовых основ деятельности: отраслевых норм материального и процессуального права;
• «Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях», преподаваемая на четвертом курсе и завершающая процесс формирования навыков саморегуляции и самоконтроля, необходимых сотруднику для успешного выполнения служебных задач в условиях возникновения ситуаций чрезвычайного характера.
Необходимость изучения курсантами учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний дисциплины «Пенитенциарная психология и педагогика» обусловлена тем обстоятельством, что основным вектором развития системы исполнения наказаний в настоящее время является гуманизация наказаний, что означает установление приоритета исправительной функции наказания как цели деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Изучение закономерностей психических процессов и явлений, происходящих в условиях отбывания наказания, связано с необходимостью реализовывать воспитательный процесс в исправительных учреждениях. Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, определяющей восприятие человеком действительности и регулирующей его поведение, исследует разнообразные психические процессы, состояния и свойства, формирующиеся в процессе развития человека, его воспитания. Она вооружает пенитенциарную педагогику знаниями многих уже познанных наукой условий и механизмов протекания внутренних процессов исправления личности. Изучение пенитенциарной педагогики предполагает осознанность и целенаправленность будущей профессиональной деятельности выпускников, ориентируя их на результат педагогического воздействия - уровень нравственного изменения личности осужденного [10, а 183].
Изучение дисциплины «Воспитательная работа с осужденными» предполагает в качестве результата ее усвоения:
• формирование у курсантов способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия;
• закрепление знаний об основных направлениях и содержании воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе, особенностях проведения воспитательной работы с осужденными, как в исправительных учреждениях, так и при отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества;
• выработку умений планирования, организации и оценки эффективности воспитательной работы с осужденными, как в комплексе, так и компонентно;
• овладение методикой принятия и реализации педагогически значимых решений, способами педагогического воздействия на осужденных.
Освоение дисциплины «Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях» предполагает не только получение новых сведений, их интеграции с имеющимися познаниями в области правовых наук, но и формирование умений действовать в стрессовой обстановке, способности быстро принимать решения в условиях дефицита времени и информации.
Реализация образовательной программы, включающей подобные специфические отраслевые психолого-педагогические дисциплины, обеспечивает подготовку компетентного, мотивированного на успешное выполнение служебных задач, обладающего всеми необходимыми знаниями выпускника. Проведение занятий в различных формах, включая тренинги, творческие задания, типовые ситуационные задачи, управляемые дискуссии, позволяет преподавателю путем активного взаимодействия с обучаемыми реализовать обусловленные программой цели изучения дисциплин, а итоги промежуточной аттестации свидетельствуют о потенциальной успешности предстоящей деятельности выпускника по выполнению служебных задач в исправительном учреждении.
Результаты освоения курсантами очной формы обучения уровня бакалавриата направления подготовки «Юриспруденция» дисциплин «Пенитенциарная педагогика и психология» и «Воспитательная работа с осужденными» можно представить в виде графика (рисунок 1). Выборка проведенного исследования составила 473 обучавшихся по указанной специальности в период с 2010 по 2018 годы: всего шесть наборов, окончивших обучение и поступивших на службу в соответствии с распределением в учреждения уголовно-исполнительной системы. В качестве показателя качества основания психолого-педагогических дисциплин обучающимися представлены средние баллы по промежуточному контролю знаний, проводимому в учебном процессе преподавания дисциплин «Пенитенциарная психология и педагогика» и «Воспитательная работа с осужденными» (данные промежуточной аттестации не могут выступить таким показателем, так как дифференцированная оценка в баллах в соответствии с учебными планами предусмотрена лишь по одной из этих дисциплин).
Рисунок 1. Средний балл по результатам промежуточного контроля уровня освоения изучаемых дисциплин
Одним из показателей уровня подготовленности к реализации сформированных в процессе обучения психолого-педагогических компетенций может выступить анализ результатов анкетирования выпускников. Результаты самооценки усвоения основ психолого-педагогических знаний, умений и навыков можно представить в виде данных, полученных в результате анкетирования выпускников 2019 года, включающего исследование вопросов об удовлетворенности педагогическим процессом в институте. Выборка исследования составила 109 респондентов (рисунок 2-4).
Насколько Вы удовлетворены формированием способности налаживать контакты в коллективе?
7,04 0
I Да, удовлетворен полностью
| Скорее да, чем нет
| Скорее нет, чем да
| Нет, совершенно не удовлетворен
Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос об удовлетворенности формированием способности налаживать контакты в коллективе в % к числу опрашиваемых
Насколько Вы удовлетворены психологической подготовленностью к службе?
5,63 1,41
Да, удовлетворен полностью
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет, совершенно не удовлетворен
Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос об удовлетворенности психологической подготовленностью к службе в % к числу опрашиваемых
Насколько Вы удовлетворены формированием навыков самоорганизации?
2,82_\0 ■ Да, удовлетворен полностью
45,07 Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
■ Нет, совершенно не удовлетворен
Рисунок 4. Ответы респондентов на вопрос об удовлетворенности формированием навыков самоорганизации в % к числу опрашиваемых
Таким образом, анализируя результаты ответов респондентов на представленные вопросы, а также на другие вопросы, включенные в анкету, можно сделать вывод о достаточно
https:// mir-nauki. com
высокой самооценке сформированности психолого-педагогических компетенций у курсантов очной формы обучения. Эту тенденцию можно проследить и в ответах респондентов-выпускников за последние пять лет.
Для получения объективных данных об успешной реализации полученных в процессе обучения знаний и умений, в том числе по дисциплинам психолого-педагогического профиля, необходимо обратиться к ежегодно проводимому анализу удовлетворенности территориальных органов ФСИН России качеством подготовки кадров для учреждений и органов УИС в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. Данные анализа, к сожалению, не содержат указания на оценку уровня психологической подготовленности к несению службы. По результатам мониторингов, проводимых территориальными органами ФСИН России, в которые поступили на службу выпускники института, отражающих информацию по итогам первого года несения службы, выпускники Пермского института ФСИН России по данным за 2015-2018 годы входят в тройку лидеров среди выпускников вузов, осуществляющих подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы.
Давая высокую оценку готовности выпускников Пермского института ФСИН России к несению службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, территориальные органы ФСИН России отмечают несколько важных замечаний к качеству подготовки выпускников, одним из которых является указание на отсутствие у отдельных выпускников 2016 года психолого-педагогических навыков и наличие трудностей в общении со спецконтингентом. Таким образом, результаты мониторинга подготовленности выпускников к профессиональной деятельности и результаты самооценки несколько не совпадают, однако в целом свидетельствуют о высоком уровне сформированности психолого-педагогических компетенций у выпускников.
Соотношение приводимых выше показателей и результатов промежуточной аттестации позволяет предположить наличие корреляционных связей между результатами освоения дисциплин «Пенитенциарная психология и педагогика» и «Воспитательная работа с осужденными» и оценкой качества подготовки выпускников работодателем -территориальными органами ФСИН России: как видно из результатов промежуточной аттестации (рисунок 1) средний балл по данным дисциплинам у выпускников 2016 года ниже, чем аналогичный показатель у выпускников 2017, 2018 и 2019 годов (дисциплина «Пенитенциарная психология и педагогика» выпускниками 2016 года изучалась в 2013 году, а дисциплина «Воспитательная работа с осужденными» в 2015 году). Такая зависимость, выявленная в ходе проведенного исследования, носит гипотетический характер и должна быть проверена путем проведения более детального изучения комплекса условий эффективности профессиональной деятельности, определяемой через удовлетворенность территориальных органов ФСИН России уровнем подготовки выпускников и их способностью к выполнению служебных задач.
https:// mir-nauki. com
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Минязева Т.Ф., Добряков Д.А. Исправление осужденного (преступника) как цель наказания // Евразийская адвокатура. 2016. № 2 (21). С. 63-66.
Бутенко Т.П., Руденко А.С., Темирханов М.А. Исправление осужденных как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства: монография. - Рязань, ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2018. 112 с.
Темирханов М.А. Цели уголовного наказания и процесса наказывания: дис ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 21 с.
Уразбаев Р.Ш. О достижимости и приоритетности целей наказания // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 4. С. 210-225.
Бушуев И.В. Наказания за преступления, совершенные по неосторожности // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 3.
Павлухин А.М. О целях наказания в советском уголовном праве / А.Н. Павлухин // Учебно-методические материалы по итогам межкафедрального теоретического семинара. Рязань: Рязанская ВШ МВД СССР. 1990. 18 с.
Евлоев Н.Д. К вопросу о целях наказания за неосторожные преступления // Общество и право. 2010. № 4(31). С. 114-119.
Кузьмин С.И. Отрядная система содержания осужденных: опыт, проблемы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 11. С. 34-36.
Максименко М.В., Крыжевская Н.Н. Психолого-педагогические условия формирования профессионально важных качеств курсантов ведомственных вузов // Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика: материалы всероссийской научно-практической конференции. Составители А.С. Душкин, Е.М. Марченко. 2018. С. 211-216.
Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки // Вестник Кузбасского института. 2016. № 3(28). С. 181-185.
Maksimenko Marina Vyacheslavovna
Perm institute of the federal penal service, Perm, Russia E-mail: m_maximenko@inbox.ru
Gubina Anastasiya Viktorovna
Perm institute of the federal penal service, Perm, Russia E-mail: gubina.a99@gmail.com
Correction of convicts as a pedagogical component of the professional activity of employees of the penal system and features the preparation for it
Abstract. The article discusses the pedagogical aspects of the performance of employees of the penal system in the context of the implementation of the goal of criminal punishment - correction of convicts. The authors provide a brief analysis of the concept of "correction of convicts", consider various points of view on the content of this function of criminal punishment. The role of the employees of the penal system, ensuring the organization of the regime in penal institutions, in the process of psychological and pedagogical influence on convicts serving a sentence of imprisonment is determined. The empirical component of the study is presented in the article by an analysis of the pedagogical process implemented at the Perm Institute of the Federal Penal Service. Peculiarities of preparing cadets for their upcoming professional activities in the context of the need to implement the corrective function of punishment through the implementation of pedagogical techniques for influencing the personality of a convicted person are considered in the context of studying individual disciplines of the psychological and pedagogical cycle: "Prison psychology and pedagogy", "Educational work with convicts", "Psychological training employees to action in extreme situations". The authors conclude that it is advisable to study these disciplines of the variable part of the curriculum in the process of mastering the main educational program in the specialty "Jurisprudence", the need for mastering the competencies formed by these disciplines for the upcoming successful activity of the penal system employees is noted. The authors note that conducting classes in various forms, including trainings, creative assignments, typical situational tasks, guided discussions, allows the teacher through active interaction with students to realize the objectives of studying disciplines, and the results of intermediate certification indicate the potential success of the graduate's upcoming activities in fulfilling official tasks in a correctional facility.
Keywords: purposes of criminal punishment; correction of convicts; employees of the penal system; cadets; training; prison pedagogy; educational work with convicts