УДК 340
О ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА © 2017 В. О. Белоносов
Аннотация. В статье критически рассматривается фундаментальный вопрос уголовно-исполнительного права - его целеполагание, который закреплен в ч. 1 ст. 1 УИК РФ и сформулирован как исправление осужденных.
В законодательстве Франции ни исправлением осужденных, ни их воспитанием сотрудники уголовно-исполнительной системы не занимаются.
Ввиду того что термин «исправление» имеет педагогический оттенок, мы анализируем педагогическую теорию на предмет возможности исправления и воспитания различных субъектов, в том числе и взрослых сформировавшихся личностей с отрицательной социальной установкой, которыми являются осужденные. Делается вывод о том, что если теоретически исправление осужденных и возможно, то на практике это недостижимо, так как для исправления необходимы соответствующая методология, знания, компетентные в педагогической теории кадры, соответствующий опыт. Практический опыт деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы свидетельствует о дилетантском подходе к воспитанию и исправлению.
Делается вывод о целесообразности отказа от исправления осужденных как главной цели уголовно-исполнительной деятельности и замены ее на исполнение наказаний.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные, исправление, воспитание, пенитенциарная педагогика.
ABOUT THE PURPOSE OF PENAL LAW © 2017 V. Belonosov
Summary. The article critically explores the fundamental question of penal law - its goal, which is enshrined in part 1 article 1 of the code, and formulated in terms of correction of convicts.
In French law the staff ofpenal system of France neither corrects criminals nor educates them.
Due to the fact that the term "correction" has a pedagogical overtone, the author analyzes the pedagogical theory for the purpose of possibility of correction and education for various actors, including adults and Mature individuals with a negative social setting, which are convicted. The conclusion is that the rehabilitation is possible in theory, in practice it is not achievable, so as to correction the methodology is necessary as well as expertise, personnel competent in pedagogical theory, relevant experience. Practical experience of employees of the penal system shows the amateurish approach to education and correction. It is considered that certain events can bring someone up and more than that correct.
The conclusion about practicability of refusal ofprisoners correction as the main purpose of penal activities and its replacement on execution of punishment is made.
Keywords: penal system, convicts, correction, upbringing, penitentiary pedagogy.
Мы уже привыкли к мысли о том, что основной целью уголовно-исполнительного права является исправление осуждённых, тем более что это положение закреплено в ч. 1 ст. 1 УИК РФ. Мы недостаточно критично оцениваем это положение, думая, что раз оно записано в законе, то так оно и есть на самом деле. Да и в многочисленных комментариях к УИК исправление осуждённых обосновывается почему-то такими вещами, которые не имеют прямого к нему отношения: трудовой деятельностью, учёбой, досугом и т.д. Хотя на самом деле исправление - термин педагогический.
На критическое отношение к процессу исправления осуждённых натолкнуло общение с представителями делегации Национальной административной пенитенциарной школы Франции (г. Ажан), которые пояснили, что уголовно-исполнительная система Франции не занима-
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
ется вопросами исправления и воспитания осуждённых, она занимается исключительно вопросами исполнения наказания.
Сомнения по поводу исправления осуждённых породили многочисленные вопросы. Действительно ли уголовно-исполнительная система должна исправлять осуждённых? Что по этому поводу думает педагогическая теория и практика? Что является критерием исправления? Есть ли для исправления осуждённых в уголовно-исполнительной системе соответствующие условия: кадры, методология, знания, умения, навыки? По поводу исправления уже сформировавшейся личности народная мудрость гласит, что горбатого могила исправит, а почему у уголовно-исполнительной системы другая точка зрения?
Исходя из ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ достаточно смело (если не самонадеянно) формулирует цель исправления не только осуждённых, но и неопределённого числа субъектов, именуемых «иными лицами». Обычно цель должна конкретизироваться в задачах. Однако сформулированные в этой же статье задачи не соответствуют заявленной цели. Если на первом месте была сформулирована воспитательная цель (исправление осуждённых), то в качестве задачи на первом месте стоит - и совершенно справедливо - задача регулирования порядка и условий исполнения наказаний. А на втором месте задача, которая только частично соответствует заявленной цели - определение средств исправления осуждённых. Но зачем надо определять средства исправления, если они давно известны и описаны в любом учебнике по педагогике?
Для ответа на эти вопросы стоит обратиться к международному опыту. Например, в Пенитенциарном законе (Loi pénitentiaire) Франции № 2009-1436 от 24 ноября 2009 г.1 термины «воспитание» и «исправление» вообще не употребляются. В ст. 2 указанного закона основные задачи пенитенциарной службы сформулированы следующим образом: «Общественная пенитенциарная служба участвует в исполнении уголовных наказаний. Она содействует интеграции и реинтеграции лиц, переданных судебными властями, для предотвращения рецидива, обеспечения общественной безопасности в интересах общества, прав потерпевших и осужденных. Она призвана обеспечить индивидуальный подход при исполнении наказаний осужденными».
Специалисты знают, что эффективность воспитательного процесса зависит не от массовой, а именно от индивидуальной работы. Однако индивидуальный подход при исполнении наказания - это совсем не исправление осуждённых.
Близкий к исправлению термин «образовательный (воспитательный)» (éducatif) встречается в ст. 60 указанного закона и только применительно к несовершеннолетним: «С несовершеннолетними осужденными, не подлежащими обязательному образованию, необходимо проводить образовательные (или воспитательные) мероприятия». Таким образом, это положение относится исключительно к несовершеннолетним и имеет преимущественно образовательную направленность. О воспитании как формировании каких-либо личностных качеств речи не идёт.
Указанное общее правило Пенитенциарного закона находит свою конкретизацию в декретах № 2013-368 от 30 апреля 2013 г. о типовом внутреннем регламенте пенитенциарных учреждений и № 2015-1486 от 16 ноября 2015 г. о типовом внутреннем регламенте пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних. Оба декрета представляют собой единый документ, в котором несовершеннолетним посвящена отдельная гл. 3 «Особые положения, касающиеся несовершеннолетних заключенных в пенитенциарных учреждениях»2.
Хотя о воспитании, а тем более об исправлении осуждённых там речи не идёт, тем не менее здесь можно встретить категории, которые в российской пенитенциарной практике принято включать в воспитательную работу с осуждёнными. Например, в ст. 17 говорится о возможности несовершеннолетних осуждённых получать дистанционное образование, организованное службами министерства национального образования, и, следовательно, о возможности иметь в камере учебные материалы и педагогические документы. В ст. 18 говорится о
1 Droit pénitentiaire: Recueil de textes. Collection Enap-pédagogia, 2016. - P. 5-18.
2 Ibid. - P. 55-74.
духовной помощи осужденным, которая предусматривает возможность удовлетворения ими своих религиозных потребностей. В ст. 19 - о социокультурных мероприятиях, согласно которым существует возможность доступа осуждённого к письменным и мультимедийным публикациям в медиатеке пенитенциарного учреждения, территориальным библиотекам, прослушиванию радио- и телепередач, пользованию информационными системами. В ст. 53 говорится о необходимости как можно раньше несовершеннолетнему встретиться с представителем службы юридической помощи молодёжи, который проинформирует о роли и способах организации образовательных услуг в заключении. В ст. 56 - о том, что питание основывается на принципах диетологии и осуществляется на условиях, позволяющих обучать сбалансированному и регулярному питанию.
Большой интерес в этом плане представляет ст. 57 «Подготовительные мероприятия к ресоциализации», согласно которой: образование и обучение несовершеннолетних осуждённых являются наиболее важными частями графика отбывания наказания; сотрудники национальных образовательных учреждений (!) составляют индивидуальный педагогический график работы с каждым несовершеннолетним. В каждом конкретном случае несовершеннолетнему осужденному предлагается начать или продолжить образование или обучение; несовершеннолетние имеют право посещать мероприятия социально-воспитательного, спортивного характера в соответствии с их возрастом; в распорядок дня включаются беседы с сотрудниками и другими лицами, отвечающими за образование и ресоциализацию; с несовершеннолетними осуждённые, начиная с 16-летнего возраста, проводятся мероприятия воспитательного (образовательного) характера с целью содействия развитию их личности и облегчению их социальной, образовательной и профессиональной интеграции.
Приведенные нормы не дают основания полагать, что вопросы воспитания осуждённых возложены на сотрудников уголовно-исполнительной системы Франции. Отдельные упоминаемые положения воспитательного характера относятся к учебному процессу и выполняются не пенитенциарными сотрудниками, а педагогическим персоналом образовательных учреждений.
Но зато хочется привести один любопытный пример, имеющий отношение к рассматриваемому вопросу. Согласно ст. 38 вышеназванного декрета, если задержанное лицо желает воспользоваться одиночным содержанием в условиях, когда количество лиц в камере не позволяет это обеспечить, оно может обратиться с просьбой к руководству пенитенциарного учреждения, чтобы его перевели в ближайший арестный дом. В 2-месячный срок ему обязаны сообщить, куда он может быть переведён. Если задержанный примет то или иное предложение, перевод должен быть произведён незамедлительно.
А что говорит педагогическая наука по поводу воспитания, перевоспитания и исправления вообще и в частности осуждённых? В педагогической теории понятие «воспитание» тесно связано с понятиями «социализация личности» и «формирование личности»3.
Воспитание - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Социализация - это процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, который продолжается в течение всей жизни. Формирование личности - это внутренняя сторона воспитания. Воспитанию присущи следующие черты4: многофакторность и стихийность, которые трудно полностью учесть с исчерпывающей полнотой, из-за чего воспитание не всегда видно; сложность, динамичность и подвижность процесса; разнонаправленность взаимного воздействия воспитателя и воспитанника; продолжительность, результаты которой видны не сразу. Если в молодом возрасте нервная система субъектов пластична и более восприимчива к воспитанию, то со временем возможность воспитания ослабевает либо даже становится невозможной; непрерывность, систематичность и комплексность воздействия. Распространённым заблуждением является мнение, что одно пусть и яркое «мероприятие» способно изменить поведение индивида; необходимость индивидуального (а не формального) подхода, в силу чего этот процесс часто отождествляется с искусством; необходимость приложения не-
3 Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебник: в 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2. - С. 6.
4 См.: Подласый И. П. Там же. - С. 8-10; Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С. 92-93.
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
малых (а может быть очень больших) усилий, терпения в последовательных действиях воспитателя, его высокие личностные качества.
Для воспитательного процесса необходима соответствующая методология. К методам воспитания относятся5: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций и т.д.); организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, создание воспитательных ситуаций и т.д.); стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий); самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчёт, самоодобрение, самоосуждение и т.д.); контроля (наблюдение, беседа, опрос, анализ и т.д.).
Из этих непростых требований видно, что: а) педагогической деятельностью (как и любой другой) должны заниматься профессионалы, а отступление от этого требования ведёт к формальному, поверхностному, дилетантскому подходу; б) эти требования рассчитаны в основном на детей школьного возраста, хотя в учебниках не сформулировано запретов и для лиц взрослого или преклонного возраста. Но с возрастом возможности воспитания резко ослабевают либо становятся невозможными.
А теперь риторический вопрос: сотрудники УИС могут реально обеспечить выполнение этих требований в той деятельности, которую они называют воспитательной работой с осуждёнными?
Под перевоспитанием в общей педагогике понимается процесс корректировки поведения ребёнка, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения6. Перевоспитание начинается с определения уровня воспитанности, причин неправильного поведения и выработки на этой основе программы перевоспитания.
В пенитенциарной педагогике вместо термина «перевоспитание» в настоящее время используется термин «исправление». Хотя произошло осознание, что лиц взрослого или преклонного возраста вряд ли можно перевоспитать, тем не менее ещё остаются иллюзии по поводу возможности исправления. Например, если у осуждённого проявляются такие качества, как неуважительное отношение к человеку, труду, обществу, нормам и т.п., то согласно ч. 1 ст. 9 УИК его исправление заключается в воспитании у него уважительного отношения к человеку, труду, обществу, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и пра-вопослушному поведению. Но такая слишком оптимистичная формулировка уголовно-исполнительного законодательства отличается от того, что думают по этому поводу профессиональные воспитатели.
В педагогической литературе утверждается: «На самом деле исправление осуждённых -это противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью»7. Это нейтральное высказывание следует понимать таким образом, что на воспитательном процессе отрицательно сказываются некоторые факторы уголовно-исполнительной действительности: изоляция осуждённых на длительное время; создание особой среды с субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами, правилами и традициями; порождение специфических межличностных отношений; низкий уровень психолого-педагогической компетентности сотрудников УИС; возложение воспитательного процесса на тех же субъектов, которые исполняют наказание, что смешивает кару и воспитание; возрастной барьер: чем старше субъект, тем меньше он поддаётся исправлению; формальный, жёсткий или даже жестокий подход к осуждённым.
Само собой разумеется, что исправление является более сложным процессом по сравнению с воспитанием, так как предполагает замену в индивиде ранее сформированных отрицательных качеств на положительные. Снова риторический вопрос: сотрудникам УИС под силу более сложный, чем воспитание процесс исправления осуждённых?
5 Коджаспирова Г. М. Указ. соч. - С. 229-230.
6 Там же. - С. 92.
7 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - С. 195-196.
Такая отрасль педагогической науки как пенитенциарная педагогика до 90-х гг. называлась исправительно-трудовой педагогикой, а соответствующая отрасль права - исправительно-трудовым правом. Но несмотря на исчезновение термина «исправление» из названия отрасли права, это понятие осталось в качестве его главной цели, судя по его нахождению в ч. 1 ст. 1 УИК РФ.
Однако на этом сокращение исправительно-воспитательных направлений деятельности в уголовно-исполнительной системе не закончилось. В 2011 г. были упразднены самодеятельные организации осуждённых8 (ст. 111 УИК РФ), но это не сказалось отрицательно на общей практике исполнения наказаний в УИС, что косвенно подтвердило их несущественное значение. К тому же всё то, что принято понимать под воспитательной работой, в учреждениях УИС осталось. Тут мы подходим к главному вопросу. А кто сказал, что обучение, профессиональная подготовка, культурно-массовая, спортивная, кружковая работа - это именно воспитание? Ведь педагогика под воспитанием понимает совершенно другое. Не являются ли эти направления деятельности сторонами исполнения наказания? С чего вдруг мы взяли, что отдельные мероприятия, пусть даже и яркие, могут кого-то воспитывать, а тем более исправлять? Ведь мы говорили о том, что воспитание - это не массовая, а преимущественно индивидуальная постоянная, кропотливая работа.
Правильность именно такого понимания подтверждает и практика. Если то, что считается воспитательной работой, охватывает практически всех осуждённых, то тогда почему согласно даже официальной статистике уровень рецидива достигает 70 %9? А практические сотрудники уверены, что он гораздо выше - доходит до 90 %? Не является ли это показателем недостижения исправления в воспитательном процессе? Не является ли исправление осуждённых в УИС счастливым исключением из общего правила отсутствия какого-либо исправления осуждённых в местах лишения свободы? Когда это тюрьма кого-либо исправляла? Может быть, цель, заявленная в ч. 1 ст. 1 УИК РФ, требует принципиально другого подхода?
Однако из этого не следует, что в местах лишения свободы нужно отказаться от обучения, профессиональной подготовки, культурно-массовой, спортивной, кружковой работы. Эти направления деятельности очень важны. Но их надо рассматривать не как воспитательную работу, а как необходимую часть исполнения наказания.
Библиографический список
Droit pénitentiaire: Recueil de textes. Collection Ënap-pédagogia, 2016.
Выступление директора ФСИН России Г. А. Корниенко на расширенном заседании коллегии ФСИН России 11 марта 2015 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ФСИН России. - Режим доступа: http://фсин.рф/news (дата обращения: 09.08.2017).
Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учебник: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2003. -Кн. 2. - 256 с.
8 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.09.2017).
9 Выступление директора ФСИН России Г. А. Корниенко на расширенном заседании коллегии ФСИН России 11 марта 2015 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ФСИН России. - Режим доступа: http://фсин.рф/news (дата обращения: 02.07.2017).