Научная статья на тему 'Особенности подготовки кадров для пенитенциарной системы в США'

Особенности подготовки кадров для пенитенциарной системы в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / СПЕЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОТРУДНИКИ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / PENAL SYSTEM / PROFESSIONAL TRAINING / OFFICERS / PENITENTIARY INSTITUTIONS / PERSONAL QUALITIES / TRAINING / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Унтеров Владимир Анатольевич, Еремеева Елизавета Юрьевна

Статья посвящена изучению зарубежного опыта подготовки кадров для пенитенциарных систем. Его анализ и рассмотрение возможности внедрения отдельных элементов направлены на совершенствование системы подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы России, повышение их профессионального уровня, что в конечном счете будет способствовать достижению главной цели УИС исправлению осужденных. Авторы особое внимание уделяют изучению специально-профессиональных и личностных качеств, необходимых сотрудникам пенитенциарных учреждений. В статье рассматриваются особенности подготовки сотрудников пенитенциарной системы в Соединенных Штатах Америки. Важнейшей задачей образовательных учреждений и центров по подготовке кадров для пенитенциарной системы США является обеспечение будущих сотрудников знаниями, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей в рамках предстоящей деятельности. Также авторы подчеркивают важность развития при подготовке будущих сотрудников не только профессиональных, но и личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TRAINING STAFF FOR PENAL SYSTEM IN THE USA

The article is devoted to the study of foreign experience in order to improve the training system for the Russian penal correction system. In particular, the training of prison officials in the United States of America is considered as one of the most developed States in the modern world. The improvement of the training process for the Russian penal correction system implies the development of international cooperation with the prison systems of foreign countries. The study of foreign experience of penitentiary education contributes to the improvement of the professional level of the staff of the Penal Correction Service and, ultimately, to the achievement of the main goal correction of convicts. The authors pay particular attention to the study of specific professional and personal qualities required by potential prison staff. Since there have been significant positive changes in the formation of professional qualities of the future employee of the Russian penal correction system over the past decade, the main focus of the work is on the formation of personal (universal) qualities of the employee of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation, for which the positive experience of the United States is analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки кадров для пенитенциарной системы в США»

вестник сюи

DOI 10.26118/SUI.2019.36.5.025 УДК 378

Унтеров Владимир Анатольевич

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Еремеева Елизавета Юрьевна

курсант 2-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Vladimir A. Unterov

Senior Lecturer of the Department of state and legal disciplines,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

Elizaveta Yu. Eremeeva

2 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В США

Аннотация. Статья посвящена изучению зарубежного опыта подготовки кадров для пенитенциарных систем. Его анализ и рассмотрение возможности внедрения отдельных элементов направлены на совершенствование системы подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы России, повышение их профессионального уровня, что в конечном счете будет способствовать достижению главной цели УИС - исправлению осужденных.

Авторы особое внимание уделяют изучению специально-профессиональных и личностных качеств, необходимых сотрудникам пенитенциарных учреждений.

В статье рассматриваются особенности подготовки сотрудников пенитенциарной системы в Соединенных Штатах Америки. Важнейшей задачей образовательных учреждений и центров по подготовке кадров для пенитенциарной системы США является обеспечение будущих сотрудников знаниями, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей в рамках предстоящей деятельности.

Также авторы подчеркивают важность развития при подготовке будущих сотрудников не только профессиональных, но и личностных качеств.

Ключевые слова: пенитенциарная система, специально-профессиональное обучение, сотрудники, пенитенциарные учреждения, личностные качества, подготовка кадров, зарубежный опыт.

PECULIARITIES OF TRAINING STAFF FOR PENAL SYSTEM IN THE USA

Summary. The article is devoted to the study of foreign experience in order to improve the training system for the Russian penal correction system. In particular, the training of prison officials in the United States of America is considered as one of the most developed States in the modern world.

The improvement of the training process for the Russian penal correction system implies the development of international cooperation with the prison systems of foreign countries. The study of foreign experience of penitentiary education contributes to the improvement of the professional level of the staff of the Penal Correction Service and, ultimately, to the achievement of the main goal - correction of convicts.

The authors pay particular attention to the study of specific professional and personal qualities required by potential prison staff. Since there have been significant positive changes in the formation of professional qualities of the future employee of the Russian penal correction system over the past decade, the main focus of the work is on the formation ofpersonal (universal) qualities of the employee of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation, for which the positive experience of the United States is analyzed.

Keywords: Penal System, professional training, officers, penitentiary institutions, personal qualities, training, foreign experience.

Современная пенитенциарная система представляет собой систему правоприменительных органов государственной власти, реализующих функцию исполнения уголовных наказаний,

© 2019 Унтеров В. А., Еремеева Е. Ю.

трибуна молодого ученого

назначенных гражданам за посягательства на охраняемые уголовным законом общественные отношения.

Важнейшее место в пенитенциарной системе любого современного государства занимают вопросы подготовки кадров [1]. Сотрудник, реализующий функцию исполнения уголовных наказаний, с одной стороны, призван обеспечивать изоляцию осужденных от общества, а с другой -должен способствовать исправлению лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Таким образом, оптимальная работа пенитенциарной системы немыслима без качественного обучения и профессиональной подготовки будущих сотрудников.

В настоящее время обучение курсантов в вузах ФСИН России осуществляется по стандартам высшего профессионального образования третьего поколения. На их основе были разработаны учебные и учебно-методические материалы для обеспечения учебного процесса.

Благодаря этому уровень подготовки сотрудников УИС за последние годы существенно повысился. В частности, в 2018 г. значительно возросла доля сотрудников младшего и среднего начальствующего состава, получивших высшее образование в вузах ФСИН России.

Совершенствование процесса подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России предполагает развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств. Изучение зарубежного опыта пенитенциарного образования способствует повышению профессионального уровня сотрудников и в конечном счете достижению главной цели УИС - исправлению осужденных. Рассмотрим особенности подготовки кадров для пенитенциарной системы Соединенных Штатов Америки.

В настоящее время пенитенциарная система США представлена комплексом учреждений, реализующих политику государства в сфере изоляции и исправления осужденных. Возглавляет пенитенциарную систему Министерство юстиции США, которым руководит Генеральный прокурор [2]. К основным полномочиям Минюста США относятся вопросы управления федеральными тюрьмами, а также обеспечение безопасности судей, свидетелей, присяжных заседателей и иных участников уголовного судопроизводства.

Важнейшей задачей образовательных учреждений и центров по подготовке кадров для пенитенциарной системы США является обеспечение будущих сотрудников знаниями, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей в рамках предстоящей деятельности [3, с. 46].

В США функционирует около 25 учебных заведений, в которых осуществляется полноценное обучение сотрудников для пенитенциарной системы. Подавляющее большинство выпускников распределяется в различные пенитенциарные учреждения и лишь незначительная часть в иные правоохранительные органы.

Ключевым показателем успешной реализации пенитенциарной политики в США считается повышение требований к уровню образования и культуры кандидатов на службу в пенитенциарную систему. Прием на службу осуществляется посредством конкурсного отбора, критерии которого постоянно обновляются.

Подготовка персонала для пенитенциарных учреждений в США, как и в большинстве иностранных государств, является многоуровневой. Например, в академии США с 1956 г. обязательным условием для кандидатов на обучение является наличие специального целевого направления. Лица, только начинающие обучение, изучают распорядок пенитенциарных учреждений, особенности обращения с осужденными, а также другие правила прохождения службы. Особое внимание уделяется задачам охраны и защищенности сотрудников при исполнении ими своих служебных обязанностей. Программа подготовки будущих сотрудников пенитенциарных учреждений предусматривает возможность параллельно с обучением исполнять свои профессиональные обязанности.

В процессе специально-профессионального обучения персонала для пенитенциарных учреждений США особое внимание уделяется следующим направлениям подготовки:

- изучению системы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с исполнением уголовных наказаний;

- учету социально-экономического, культурного и политического развития отдельных регионов США;

вестник сюи

- анализу господствующих педагогических и психологических теорий общественного развития;

- исследованию особенностей взаимодействия пенитенциарных учреждений с институтами гражданского общества;

- изучению требований к служебным задачам в пенитенциарной деятельности [4].

Развитию пенитенциарной системы в США уделяется повышенное внимание со стороны

федеральных органов государственной власти, о чем, в частности, может свидетельствовать финансирование данной отрасли. Так, в 2018 г. на пенитенциарную систему в бюджете было заложено более 20 млрд долларов США, из них примерно две трети было направлено на выплату денежного содержания сотрудникам, остальные средства были потрачены на модернизацию пенитенциарных учреждений.

Служба в исправительных учреждениях США не предполагает обязательного наличия высшего образования. Для того чтобы начать трудовую деятельность в данной сфере необходимо иметь диплом о среднем общем (специальном) образовании или документ, подтверждающий прохождение GED-теста. Дальнейшее обучение сотрудников пенитенциарных учреждений позволяет им:

- получить набор новых знаний;

- расширить свои профессиональные функции;

- иметь перспективы продвижения по службе;

- повысить свое денежное содержание;

- получить диплом о высшем образовании.

Подготовка сотрудников для пенитенциарной системы США носит практико-ориентированный характер, направленный на освоение сотрудником определенных требований в профессиональной деятельности.

Опыт англоязычных стран показывает, что при обучении сотрудников пенитенциарных учреждений, помимо формирования специально-профессиональных качеств, значительное внимание уделяется развитию личности как таковой [5, с. 87]. При этом исходят из тезиса, что «можно быть хорошим, профессиональным сотрудником, но плохим и бездушным человеком».

При формировании личностных качеств сотрудников особое внимание уделяется мотивам поведения; способности совладать со стрессом; степени конфликтности; акцентуации характера и т. д.

Особенностью системы повышения квалификации является узкое направление, которое напрямую зависит от должности и характера выполняемой сотрудником профессиональной деятельности. Немаловажное значение уделяется контактам с негосударственными организациями (напр. Penal Reform International) и учебе в рамках программы Европейского сообщества, а также стажировкам за рубежом и контактам с зарубежными организациями.

После прохождения обучения еще целый год для работника продолжается испытательный период (Probationary period), в течение которого определяется квалификация работника для дальнейшего трудоустройства. В течение этого времени за молодым сотрудником закрепляется наставник (supervisor), который его контролирует и дает рекомендации. От характеристики наставника зависит дальнейшая служебная деятельность новичка [6, с. 84]. По окончании одногодичного испытательного срока с работником заключается постоянный контракт.

Подводя итог, можно отметить, что процесс первоначальной подготовки будущих сотрудников пенитенциарных учреждений осуществляется в учебных центрах штатов. Изучение курса по подготовке кандидатов на службу (Introduction to law enforcement and physical conditioning for basic academy students) предполагает освоение комплекса знаний о правах осужденных и работников (порядок исполнения наказания, уголовный процесс, основы психологии и прочее) и тактико-специальную подготовку для действий работника тюрьмы в экстремальных условиях [7]. Особенностью данных курсов является то, что документы, выданные по их окончании, позволяют сотрудникам работать только на территории определенного округа или штата, так как правовой блок данного курса связан с действующим на этой территории законодательством.

Проанализировав зарубежный опыт организации профессионального обучения сотрудников пенитенциарных учреждений, можно сделать вывод, что весьма важным является про-

трибуна молодого ученого

должение курса по становлению будущего сотрудника не только как профессионала своего дела, способного решить любую практическую ситуацию, но и как высоконравственного человека, что, безусловно, не менее важно, учитывая особенности служебной деятельности, связанной с постоянным взаимодействием с людьми, оказавшимися в сфере действия уголовного закона.

Библиографический список

1. Колонтаевская И. Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: анализ, оценка, использование опыта: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 452 с.

2. Clark Training Center. California [Электронный ресурс]. URL: http://www.clarktraining.org/catalog/basic.asp (дата обращения: 04.09.2019).

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р г. Москва) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.10.2019).

4. Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / под ред. проф. А. Г. Перегудова. Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1996.

5. Подстрахова А. Общеобразовательная и профессиональная подготовка в юридическом вузе: проблемы интеграции отечественного и зарубежного опыта // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 8/2009. С. 87.

6. Федотов К. А. Общая характеристика состояния уголовно-исполнительной системы англоязычной правовой семьи США, Новой Зеландии и Австралии [Электронный ресурс] // Предпринимательство и право: информационно-аналитический портал. URL: http://lexandbusiness.ru/view-artide.php?id=2415 (дата обращения: 03.09.2019).

7. Шупилов В. П. Система исполнения уголовного наказания в Англии. М.: Академия МВД СССР, 1977. 46 c.

References

1. Kolontaevskaya I. F. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya kadrov politsii zaru-bezhnykh stran: analiz, otsenka, ispol'zovanie opyta Diss. dokt. ped. nauk [Pedagogy of Professional Education of Police Personnel of Foreign Countries: Analysis, Evaluation, Use of Experience. Doctor's of Pedagogics thesis]. Moscow, 2002, 452 p. [in Russian].

2. Clark Training Center. California. URL: http://www.clarktraining.org/catalog/basic.asp (Accessed: 04.09.2019) [in English].

3. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 23 sentyabrya 2015 g. no. 1877-r (Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 23 sentyabrya 2015 g. no. 1877-r) [Concept of development of the penal correction system of the Russian Federation until. 2020. Approved by Order of the Government of the Russian Federation no. 1877-r of 23 September 2015 (Order of the Government of the Russian Federation no. 1877-r of 23 September 2015)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 19.10.2019) [in Russian].

4. Kurs lektsii po obespecheniyu bezopasnosti, poryadka ispolneniya i otbyvaniya nakazaniya v ITU [Course of lectures on ensuring safety, order of execution and serving of sentence in ITU]. In A. G. Peregudov (ed.). Ufa, 1996 [in Russian].

5. Podstrakhova A. Obshcheobrazovatel'naya i professional'naya podgotovka v yuridicheskom vuze: problemy integratsii otechestvennogo i zarubezhnogo opyta [General education and vocational training at the Law School: problems of integration of domestic and foreign experience]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Reports of the penal correction system], 2009, no. 8, p. 87 [in Russian].

6. Fedotov K. A. Obshchaya kharakteristika sostoyaniya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy angloyazychnoi pravovoi sem'i SShA, Novoi Zelandii i Avstralii [General description of the state of the

becthhk cm

penal correction system of the English-speaking legal family: on the example of the USA, New Zealand and Australia]. Predprinimatel'stvo i pravo: informatsionno-analiticheskii portal [Entrepreneurship and law: information and analytical portal]. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2415 (Accessed: 03.09.2019) [in Russian].

7. Shupilov V. P. Sistema ispolneniya ugolovnogo nakazaniya v Anglii [System of execution of criminal punishment in England]. Moscow, 1977, 46 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.