Научная статья на тему 'Особенности правовой подготовки сотрудников пенитенциарных систем США и Великобритании'

Особенности правовой подготовки сотрудников пенитенциарных систем США и Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / LEGAL TRAINING / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПЕРСОНАЛ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / TRAINING OF STAFF / PERSONNEL OF PRISONS AND OTHER PENITENTIARY ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна

В статье анализируется опыт профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарных систем Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Рассматривая факторы и особенности правовой подготовки работников для пенитенциарной системы, автор предпринимает попытку определить основные возможности внедрения этого опыта в отечественную систему профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LEGAL TRAINING OF PERSONNEL OF THE PENITENTIARY SYSTEMS IN THE USA AND GREAT BRITAIN

In article is analyzed experience of vocational training of employees of penitentiary systems of the United States of America and UK. Considering factors and features of legal training staff for penitentiary systems, the author makes an attempt to define the main possibilities of introduction of this experience in domestic system of professional education.

Текст научной работы на тему «Особенности правовой подготовки сотрудников пенитенциарных систем США и Великобритании»

- социально-профессиональный, характеризующий приобретение опыта работы в трудовом коллективе и профессиональной общности5.

Таким образом, понятие и обобщенная структура готовности личности к труду широко отражены в психологических и педагогических исследованиях.

Она трактуется как многокомпонентное структурное образование, отражает отношение человека к труду, возможности и опыт самореализации в нем. Готовность личности к профессиональной деятельности активизирует развитие психических функций, необходимых для успешного ее выполнения.

Понятие о готовности студентов к будущей работе рассматривается учеными в аспекте их обучения, воспитания и развития в системе профессионального образования. Согласно психологическим исследованиям, структуру готовности к труду составляют моти-вационный, ориентировочный, познавательно-операционный, эмоционально-волевой, психофизиологический и оценочный компоненты. Педагоги в общей структуре готовности студентов к профессиональному труду выделяют аналогичные компоненты - мотива-ционный, ценностно-ориентированный, когнитивно-операционный, эмоционально-образный, психолого-педагогический, социально-профессиональный.

1 Вища педагопчна освгга i наука Украши: гсторш, сьогодення та перспективы розвитку. Харювська область: монографш / 1.Ф. Прокопенко, В.П. Андрущенко, В.1. Астахова, В.С. Баюров, В.Я. Бшоцерк1вський, А.Г. В^енко. - К.: Знання Украши, 2009. - С. 419-431.

2 Зшченко В.П. Готовшсть особистост до вибору та змши професп: методичний поибник // Володимир Павлович Зшче-нко. - К.: 1нститут пiдготовки кадргв Державно! служби зайнятост Украши, 2001.

3Ничкало Н.Г. Ринок працi i проблеми модершзацп тдготовки квалiфiкованих робiтникiв / Ничкало Нелля Григорiвна // Проф.-техн. освiта. - 2004. - № 1. - С. 4-12.

4П^рченко Н.А. Формування особиспсно! готовностi учшв загальноосвгшьо! школи до тдприемницько! дiяльностi: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.07 / П^рченко Неонша Антонiвна. - К., 2000.

5 ^мко Р.Т. Поняття готовностi до професшно! дiяльностi на сучасному етапi розвитку психолопчно! науки / Руслан Теодорович Сiмко // Проблеми сучасно! психологи. - 2011. - Вип. 13. - С. 415-425.

УДК 378.6

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

© 2013 Е. А. Тимофеева

Аннотация. В статье анализируется опыт профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарных систем Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Рассматривая факторы и особенности правовой подготовки работников для пенитенциарной системы, автор предпринимает попытку определить основные возможности внедрения этого опыта в отечественную систему профессионального образования.

Ключевые слова: правовая подготовка, пенитенциарная система, образование, подготовка кадров, персонал пенитенциарных учреждений.

PECULIARITIES OF LEGAL TRAINING OF PERSONNEL OF THE PENITENTIARY SYSTEMS IN THE USA AND GREAT BRITAIN

© 2013 E. Timofeeva

Summary. In article is analyzed experience of vocational training of employees of penitentiary systems of the United States of America and UK. Considering factors and features of legal training staff for penitentiary systems, the author makes an attempt to define the main possibilities of introduction of this experience in domestic system of professional education.

Keywords: legal training, penitentiary system, education, training of staff, personnel of prisons and other penitentiary establishments.

Провозглашенный в Федеральном законе «Об образовании» принцип интеграции отечественного образования в мировое пространство, а также предусмотренное Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.1 развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств делают значимыми изучение и возможность использования зарубежного опыта пенитенциарного образования при разработке путей совершенствования профессионального образования в вузах ФСИН России.

Практика пенитенциарного образования за рубежом не строится на всеобщей согласованной системе научно обоснованных знаний с едиными методологическими подходами, принципами, теориями и существенно различается в зависимости от следующих факторов: правовой системы; особенностей социально-экономического, политического, культурного и научного развития; национально-этнических, территориально-географических и культурно-исторических традиций; менталитета; религии; развития образования; господствующих педагогических и психологических воззрений (прагматизм, фрейдизм, бихевиоризм и др.); места пенитенциарной системы в обществе; требований к служебным задачам в пенитенциарной деятельности; развития технологий (в том числе информационных, педагогических, управленческих)2.

При подготовке сотрудников для пенитенциарной системы США особую роль играют следующие из вышеперечисленных факторов:

- территориально-географические, культурно-исторические традиции, религия. В США помимо общепринятых культурологических норм («Mainstream culture») среднего «белого» класса американцев функционируют и иные культуры, нормы социального поведения, традиции и языки выходцев Европы, Африки, Азии, Индии и т. д. Однако к концу XX в. 91,4 % населения страны составляли люди, родившиеся на территории США3. Для большей части населения Америки свойственна двойная самоидентификация как граждан единого государства и как потомков других культурно-исторических общностей, живших когда-то на территории или за пределами США4;

- национально-этнические традиции. Рассматривая и изучая особенности языковых характеристик населения США, Институт Гэллапа отмечает, что при современных темпах и направлениях демографического и языкового развития страны число людей, для которых характерно активное двуязычие, достигнет к 2015 г. 70 %, причем доля американцев, для которых английский язык не является родным, неуклонно растет5;

- менталитет. В американском социальном поведении с середины 70-х гг. ХХ в. большое значение придается «политической корректности». Хорошо известно отношение американцев к праву каждого человека на «личное пространство» (private space) нарушать его нельзя никому. Существует множество жестких и мягких табу, соблюдение которых в той или иной степени обязательно для исполнения в социуме.

С точки зрения А. Подстраховой, изучение опыта США в подготовке сотрудников правоохранительных органов, в том числе пенитенциарных, показывает возросший интерес к социальным и гуманитарным аспектам, а именно: 1) к знанию научных основ педагогики и психологии; 2) к учету этнических, культурно-исторических, психологических особенностей участников вербальной коммуникации, в которую приходится вступать сотрудникам; 3) к наличию навыков устного и письменного общения в различных деловых и профессиональных ситуациях; 4) к владению в необходимой и достаточной

степени иностранными языками для организации общения с лицами, для которых

- 6 английский язык не является родным .

Системы подготовки сотрудников пенитенциарных систем в США и России различаются по ряду параметров:

1) учебные заведения США, готовящие кадры для пенитенциарной системы, представляют собой специальные курсы при университетах, где обучение ведется в сокращенные, по сравнению с российскими, сроки - от 8 до 16 недель. В США распространена практика «заказа» различных специальных образовательных программ для сотрудников пенитенциарных служб на базе гражданских университетов (колледжей, факультетов). Это позволяет правительству существенно экономить на финансировании и ориентировать обучение на практические аспекты. В учебных заведениях и учебных центрах самих ведомств сотрудники лишь дополняют образование и совершенствуют правовую подготовку, полученную в гражданских университетах или колледжах. В Российской Федерации существуют 8 высших учебных заведений ФСИН России, занимающихся подготовкой сотрудников для УИС по 5-летней программе обучения;

2) большинство обучающихся в университетах будущих сотрудников пенитенциарной системы США уже имеют базовое образование не ниже степени бакалавра. При приеме на службу или для карьерного продвижения в пенитенциарных учреждениях требуется определенный уровень образования, правовой подготовки. Востребованными являются специальности, близкие по содержанию к работе в системе: социальная работа, правоведение, психология, управление персоналом и др. В России, в отличие от США, для приема на службу в пенитенциарную систему необходимо иметь базовое образование не ниже среднего специального;

3) заинтересованные организации отбирают отдельных (лучших) кандидатов на службу в соответствующие практические подразделения заранее, на завершающей стадии обучения. При комплектовании штатов тюремная администрация отдает предпочтение лицам, обладающим такими качествами, как политическая благонадежность, высокая степень квалификации и физическая пригодность. В Российской Федерации выпускники вузов ФСИН России распределяются по местам службы в те территориальные органы, которые их направляли на учебу;

4) развитие общекультурной грамотности с акцентом на профессиональный аспект подготовки является обязательной частью профессионального обучения пенитенциарных сотрудников в США, так как их деятельность предполагает общение с представителями разных культур. До 90 % времени сотрудника исправительного учреждения США уходит на общение с коллегами, подчиненными, осужденными или их родственниками7, представителями различных социальных групп населения. В ряде учебных заведений США стандартные программы английского языка, ораторского искусства, письменного и устного делового общения дополнены курсами выработки навыков эффективного речевого поведения в кризисных ситуациях, когда умение сотрудника убедить собеседника, корректно высказать свою точку зрения будет способствовать мирному разрешению конфликтной ситуации, а иногда и сохранению жизней людей. Подобные специальные дисциплины существуют и в вузах ФСИН России: «Пенитенциарная конфликтология», «Пенитенциарная психология», «Русский язык в деловой документации», «Религиоведение» и т. д.;

5) в США лингвистическая подготовка сотрудников пенитенциарной системы занимает важное место. Умение говорить на языке подавляющего большинства заключенных или на языке, который понимает большинство из них, - необходимое требование к компетентности сотрудника. Лингвистическая подготовка сотрудников в ряде штатов базируется на специально разработанных, непродолжительных языковых курсах, которые ставят задачу сформировать базовые навыки общения в ограниченных ситуациях. Для случаев, требующих более высокого уровня языковой компетенции, существуют группы граждан из числа добровольных помощников, свободно владеющих соответствующими

8 л

языками и выступающих в роли переводчиков . В последние годы в составе штатов исправительных учреждений увеличивается количество представителей национальных меньшинств. Считается, что это способствует повышению эффективности исправитель-

ных программ по отношению к заключенным, являющимся представителями тех же национальных меньшинств9. В России важность лингвистической подготовки сотрудников пенитенциарной системы по иностранным языкам в последнее время существенно возросла. Так, на протяжении последнего десятилетия количество часов, отводимых федеральным государственным стандартом на изучение курсантами иностранного языка, составляет 200 часов.

В США первые школы профессиональной подготовки сотрудников полиции и пенитенциарной системы возникли на базе образовательных учреждений различного уровня. Уже в начале 60-х гг. XX в. в этой стране имелось около 25 гражданских университетов и колледжей, в которых читались полные курсы лекций по полицейской и пенитенциарной тематике.

Подготовка персонала для пенитенциарных учреждений в США, как и в большинстве зарубежных стран, является многоуровневой10. В существующей с 1956 г. в США Академии сотрудников исправительных учреждений с целью подготовки кадров проводится курс обучения для вновь поступающих на службу. Он заключается в 30-дневной интенсивной подготовке сотрудников перед прохождением 5-месячного испытательного срока в одном из учреждений. Поступающие знакомятся с основами деятельности исправительного учреждения, с правилами обращения с заключенными и другими функциями сотрудника. Особое внимание в программе уделяется вопросам охраны, безопасности и контроля, а также гуманизации деятельности исправительного учреждения11.

Для квалифицированных сотрудников исправительных учреждений в указанной академии предусмотрен курс переподготовки, на котором слушатели изучают новые достижения, методы и технические средства охраны, огнестрельное оружие и специальные средства; классификацию и характер видов режима; методы и приемы надзора и работы с заключенными с психическими отклонениями; сложные юридические и административные случаи, а также другие служебные ситуации12.

Профессиональное обучение проводится для сотрудников и непосредственно в пенитенциарных учреждениях, где, как правило, преподаватели академии освещают следующие вопросы: служебное делопроизводство; оказание первой медицинской помощи; методика обыска; наставление по применению огнестрельного оружия (в учреждениях, не имеющих стрельбища); общественная информация; режим содержания заключенных; новшества в исправительном деле; самозащита без оружия; закон и его применение; симуляция душевных расстройств; программа борьбы с наркоманией13.

Сегодня пенитенциарное образование в США все в большей степени ориентируется на формирование личности сотрудника, способного решать социальные задачи, уважающего права и свободу граждан. В связи с этим возрастает значимость качества его правовой подготовки, содержание и уровень которой во многом зависит от сроков, формы получения образования, требований заказчика и др.

Правовая подготовка сотрудников для пенитенциарной системы в учебных заведениях и учебных центрах США способствует: а) формированию правового сознания и правового мышления; б) умению принимать законные и обоснованные решения; в) пониманию демократических принципов и конституционных прав; г) принятию системы уголовного правосудия в целом; д) развитию толерантности по отношению к людям, имеющим другие уклады жизни или иное мировоззрение; е) развитию у них основ правомерного поведения и др.

Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы США включает в себя как традиционные дисциплины, так и специализированные предметы: «Огневая подготовка», «Физическая подготовка», «Культурные различия», «Противодействие жестокости», «Отношения в рабочем коллективе», «Карьерный рост», «Человеческое поведение» и др. Среди факультативных предметов можно выделить следующие: 1) корректировочный курс, направленный на умение владеть кризисной ситуацией; 2) обучающий взаимодействию (общению); 3) по правовой защите сотрудников пенитенциарной системы; 4) для руководителей подразделений и др. Как видно из проведенного анализа содержания право-

вой подготовки, основная задача учебных заведений и центров, готовящих сотрудников пенитенциарной системы США, - дать им профессионально необходимые знания.

Исходя из принятой в пенитенциарной системе США методики обучения на первый план выдвигается проблема применения тех или иных правовых знаний, навыков и умений для решения конкретных практических повседневных задач (реальных ситуаций, типовых моделей) в профессиональной деятельности. Основной акцент при этом делается на осознании правильности и целесообразности выбора и соблюдения права в повседневных условиях. В целом американская правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы носит практико-ориентированный характер.

В Великобритании, в тюрьмах Англии и Уэльса, работают около 30 тысяч сотрудников пенитенциарной системы, около 5 тысяч сотрудников административного персонала и около 3 тысяч человек обслуживающего персонала. Все тюрьмы (кроме 8 тюрем строгого режима, которые имеют своего директора) подчиняются начальникам тюремных участков (аналоги управлений ФСИН России), выделяемых по географическому признаку (всего 13)14. Сотрудники тюрьмы делятся на младших (надзирателей), старших, главных сотрудников и начальников пяти различных степеней15. Кроме того, в Великобритании существуют и частные тюрьмы. Стаж службы в частной тюрьме не входит в срок государственной службы.

Специальных вузов для подготовки сотрудников тюремной службы в Великобритании нет. Будущие тюремные служащие обучаются в обычных университетах, где получают необходимую правовую подготовку. Для того чтобы занять руководящую должность в тюрьме, высшее образование необязательно, но для продвижения по служебной лестнице необходимо периодически проходить курсы повышения квалификации. Одной из форм подготовки надзирателей в пенитенциарных учреждениях Англии является изучение основ пенитенциарного дела на базе одной из частных тюрем в течение месяца. Надзиратели должны иметь, как минимум, среднее образование. Затем принятые на службу сотрудники направляются в учебный центр на двухмесячные курсы, по окончании которых и при условии успешного прохождения годичного испытательного срока считаются полноправными служащими пенитенциарной системы16.

В основу правовой подготовки сотрудников британской пенитенциарной системы положено изучение документов трех различных уровней: стандартов; инструкций, действующих сроком 1 год и более; текущих инструкций, действующих менее 1 года17. Особое место занимает Акт о правах человека, принятый парламентом в 1998 г. Кроме того, важное значение для правовой подготовки имеет изучение Руководства по организации работы персонала (далее - Руководство) и Дисциплинарного кодекса тюремной службы18 (далее - Кодекс).

Данные документы регламентируют правовое поведение сотрудников английской тюремной системы, их отношение к функциональным обязанностям, взаимоотношения с осужденными и друг с другом. В обоих нормативных актах приводится перечень деяний, не совместимых с интересами службы, за которые сотрудники могут привлекаться к ответственности. Это могут быть как административные или дисциплинарные проступки, так и другие формы поведения, противоречащие нравственным требованиям, которые предъявляются к сотруднику тюремной службы19.

Зачастую в английском законодательстве и практике требования Руководства рассматриваются как нормы (стандарты) поведения сотрудников тюремной системы, то есть основы их правовой подготовки. В зависимости от того, в какой степени сотрудник отвечает этим стандартам, формируется мнение руководства тюрьмы об уровне его правовой подготовки, что впоследствии отражается в аттестации. Руководство тюремной системы предъявляет следующие требования сотрудникам: 1) выполнять возложенные на них обязанности добросовестно и честно; 2) быть вежливыми, разумными и справедливыми в деловых отношениях с заключенными, коллегами и другими лицами независимо от расы, вероисповедания, пола, физических дефектов, сексуальной ориентации и т.д.; 3) быть тактичными в общении с осужденными, их друзьями и родственниками, бывшими осуж-

денными, их друзьями и родственниками, не допуская оскорблений, искажения фактов или использования служебного положения20.

Особое положение сотрудников тюремной службы в государстве налагает на них соответствующие обязанности: 1) ни при каких обстоятельствах не использовать служебное положение в личных интересах; 2) своим поведением как в рабочее, так и нерабочее время не дискредитировать тюремную службу. Вместе с тем в нормативных актах нет перечня дискредитирующих поступков: сотрудник сам должен избрать нужную линию поведения. Во избежание возможных подозрений в том, что они вовлечены в преступную или иную противоправную деятельность, сотрудники должны быть осторожными в выборе круга общения вне тюремной службы. Если же такое случилось (вольно или невольно), если их обвиняют в совершении преступления, они должны немедленно сообщать об этом непосредственному начальнику.

В процессе правовой подготовки особо подчеркивается, что сотрудники тюремной службы должны: 1) не распространять секретную и иную служебную информацию; 2) быть бдительными при обсуждении общественных и политических вопросов; 3) соблюдать правила, установленные для государственной службы, касающиеся участия в мероприятиях политического характера21. Иными словами, интересы службы для сотрудника должны быть всегда выше его политических предпочтений. Если отклонение от приведенных выше норм поведения произошло впервые, то руководство может ограничиться воспитательной беседой или даже оставить его без внимания.

Однако существуют составы правонарушений, перечисленные в Кодексе, совершение которых влечет обязательную дисциплинарную ответственность22.

С течением времени учебные заведения США и Великобритании, занимавшиеся подготовкой сотрудников пенитенциарной системы, систематически увеличивали правовую составляющую, то есть расширяли и углубляли правовое содержание программ, качественно улучшали преподавательский состав по юридическим дисциплинам, развивали научно-методическую и материально-техническую базу.

Характерным для учебных заведений Великобритании и США, готовящих сотрудников пенитенциарной системы, является четкая регламентация действий всех субъектов педагогического процесса. Организаторы правовой подготовки подробно описывают каждый шаг преподавателей и учащихся. Такие материалы могут быть действительно полезными, поскольку они указывают, что необходимо делать (или не следует делать) в той или иной ситуации; как сделать обучение более эффективным; как оценивать учащихся; надо ли оценивать работу преподавателя. Разработка таких пособий часто проводится авторитетными университетами по специальным заказам правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений.

Методическое обеспечение в виде многочисленных инструкций, памяток, учебных пособий, методических материалов обеспечивает эффективный процесс правовой подготовки. Печатная продукция обычно дублируется электронными версиями различных банков данных. По каждой дисциплине и учебному курсу учащиеся также получают дидактические материалы, учебные тетради, пособия, в которых внимание акцентируется на юридическом обеспечении деятельности сотрудников пенитенциарной системы. Каждому обучающемуся предоставляется вспомогательный материал правового характера, который содержит информацию об учебном заведении, его уставе, правах и обязанностях учащихся, расписании занятий.

В целом правовая подготовка сотрудников тюрем Англии и Уэльса решает следующие задачи: расширение правовых взглядов и подходов, применимых в пенитенциарной деятельности; обновление правовых знаний и умений, выведение их на более высокий уровень; развитие способности руководить персоналом и поднадзорным контингентом; формирование правового мышления при реализации уголовно-исполнительной политики государства, способности принимать юридически обоснованные решения. Согласно по-

ставленным задачам тщательно подбирается содержание правовой подготовки сотрудников. Среди специальных тем, непосредственно касающихся деятельности пенитенциарной системы, приоритет отдается защите прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, борьбе с коррупцией среди сотрудников, а также распространением и употреблением наркотиков в пенитенциарных учреждениях.

Служба в пенитенциарной системе в США и Великобритании требует от сотрудников выполнения определенных обязанностей и соблюдения следующих ограничений и прин-ципов23: 1) подчинение вышестоящему руководителю. В случае если отданные распоряжение или приказ незаконны и ведут к совершению преступления, сотрудник пенитенциарной системы не только имеет право, но и обязан его не выполнять; 2) невозможность совмещения службы в УИС с иным трудом, связанным с извлечением доходов, помимо работы в сфере науки, искусства и литературы. Однако в США сотрудники пенитенциарной системы могут быть держателями акций, совладельцами или компаньонами фирм, но лишь в тех случаях, если занятие бизнесом не наносит вреда интересам службы; 3) отсутствие личной заинтересованности в судьбе конкретного осужденного, отбывающего наказание в данном учреждении УИС. Сотрудники не должны принимать подарки и вознаграждения от родственников и заинтересованных лиц, кроме государственной и региональной администрации, руководства пенитенциарной системы; 4) ограничение на участие в политической жизни общества. Законодательство, в той или иной форме запрещает сотрудникам пенитенциарной системы состоять в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели; 5) неразглашение служебных сведений, необходимость сохранения в тайне информации конфиденциального характера; 6) «равная доступность», то есть все граждане имеют равные права на занятие должностей, если они обладают для этого необходимыми способностями и личностными качествами.

В соответствии с документами Совета Европы, касающимися исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, обращения с правонарушителями и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотрены единые требования к содержанию правовой подготовки сотрудников пенитенциарной системы24. По рекомендациям экспертов Совета Европы и руководителей ведомственных образовательных учреждений правовая подготовка должна включать следующие пункты (предметы, дисциплины): право (пенитенциарное, уголовное, гражданское, конституционное, уголовные и карательные процедуры, права человека); психологию, (предупреждение преступности и обучение действиям в конфликтных ситуациях); управление (основные принципы) и административные знания; социологию (молодежные и национальные проблемы, проблемы с наркотиками) и др.

При внедрении в отечественную систему профессионального образования опыта правовой подготовки сотрудников для пенитенциарных систем США и Великобритании необходимо учитывать, что ее эффективность и результативность достигается за счет: 1) использования в методике и системе таких образовательных технологий, как дистанционное, открытое и непрерывное обучение; 2) практико-ориентированности, высокого процента практической составляющей в правовой подготовке сотрудников пенитенциарной системы (когда теоретическая часть заменяется практической отработкой ситуаций); 3) высокой интенсивности занятий: обычно 8-9 часов в день. Это формирует навыки правомерного поведения, уверенности в себе, активности и самостоятельности в получении правовых знаний; 4) четкой регламентированности всех действий субъектов педагогического процесса, мощного методического обеспечения; 5) осуществления «обратной связи» между обучающимися, преподавателями, администрацией, выпускниками, практическими работниками на всех уровнях обучения посредством анкетирования, опросов, рецензирования и т. д., что способствует созданию банка данных, позволяющего разрабатывать предложения по совершенствованию правовой подготовки специалистов пенитенциарной системы. Например, управленческими качествами, формируемыми в ходе правовой под-

готовки и необходимыми для руководящих должностей, в пенитенциарной системе США являются администрирование, наличие собственного мнения, владение инициативой, принятие законных решений, навыки делегирования и построения отношений; 6) тестирования учащихся, с помощью которых выявляют степень сформированности данных качеств; 7) жесткой системы контроля качества усвоенных знаний, осуществляемого путем компьютерного тестирования оператором, что исключает протекционизм. Пропуск занятий даже по уважительной причине может повлечь исключение из учебного заведения или требование повторить курс; 8) целенаправленности правовой подготовки сотрудников пенитенциарной системы для конкретного учреждения, так как большинство выпускников обычно заранее знают место своей будущей службы и предполагаемую должность; 9) правового обучения и правового воспитания, направленных на формирование личност-но-значимых и профессионально необходимых правовых качеств (принципиальность, верность службе, патриотизм, благородство, смелость, твердый характер, храбрость, порядочность, честность и др.); 10) развития коммуникативных качеств, навыков и умений общения (техника общения; ведение разговора; искусство убеждения), изучения иностранных языков; 11) взаимодействия с представителями национальных и секс-меньшинств, психически неуравновешенными людьми; разрешения семейных споров;

12) установления связей с общественностью; отношений с представителями власти, прессы, радио и телевидения; подготовки, организации и проведения собраний (презентаций);

13) использования активных методов обучения, которые применяются в групповых формах: дискуссиях, ролевых играх, совместном решении проблем, при обсуждении случаев из пенитенциарной практики, взаимообучении, имитации, практических занятиях, демонстрации, презентации, упражнениях и др.; 14) чередования обучения в учебных заведениях и учебных центрах пенитенциарной системы с практическими стажировками в оперативных и практических службах, в результате чего происходит актуализация содержания и результатов их правовой подготовки; 15) значительного числа бывших и действующих практических работников, совмещающих службу с преподаванием в учебных заведениях и учебных центрах пенитенциарной системы; 16) составления учебных планов и программ по инициативе администрации и руководства тюрем.

Итак, на современном этапе развития пенитенциарного образования в США и Великобритании прослеживаются следующие тенденции: демократизация процесса отбора в систему; гуманизация образовательного процесса; интеллектуализация обучения; стремление к построению пенитенциарного высшего образования в соответствии со стандартами общегражданского и общеуниверситетского образования; формирование творческого мышления личности сотрудника пенитенциарной системы; обязательность начальной базовой профессиональной подготовки для всех поступающих на службу, независимо от имеющегося образования; стремление образовательных систем рассматриваемых стран в сфере подготовки пенитенциарных специалистов к интеграции и кооперации.

Таким образом, образовательные системы США и Великобритании имеют особенности в области комплектования и подготовки кадров для пенитенциарной системы. Это обусловлено тем, что правовая подготовка будущих сотрудников пенитенциарной системы непосредственно связана, во-первых, с постоянным изменением правовых норм как регуляторов уголовно-исполнительной деятельности; во-вторых, с особенностями развития правового мировоззрения будущего сотрудника в зависимости от ценностных ориен-таций, присущих данной стране; в-третьих, с высокой социальной значимостью их деятельности, необходимостью уважать права, свободу и достоинство граждан.

1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 31 мая 2012 г. № 874-р).

2 Stevenson D. K. American Life and Traditions. - Washington, 1998.

3 Stevenson D. K. American Life and Traditions. - Washington, 1998.

4 Стернин И. А., Стернина М. А. Американское коммуникативное поведение. - Воронеж: ВГУ, 2001.

5 Подстрахова А. Общеобразовательная и профессиональная подготовка в юридическом вузе: проблемы интеграции отечественного и зарубежного опыта // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - М., 2009. - № 8 (87). - С. 36.

6 Подстрахова А. Указ. соч. - С. 36.

7 Pope R. R. Russian-American Law Enforcement Exchanges: What one program has accomplished. - Law Enforcement Executive Forum, vol. 4, summer 2004.

8 Подстрахова А. Указ. соч.

9 Подстрахова А. Указ. соч.

10 Алферов Ю. А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово: РИПК, 1993. - С. 81.

11 Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / под ред. проф. А. Г. Перегудова. - Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1996. - С. 672.

12 Алферов Ю. А. Указ. соч. - С. 81.

13 Алферов Ю. А. Указ. соч. - С. 82.

14 См: Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / под ред. проф. А. Г. Перегудова. - Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1996. - С. 645.

15 Звонова И. А. и др. Тюремная служба Англии и Уэльса: исторический опыт. - М., 2008. - С. 116.

16 Тюрьмы Великобритании // Российский тюремный журнал. - 2009. - № 2.

17 См.: Алферов Ю. А. Указ. соч. - С. 88-89.

18 Маруков А. Ф. Влияние уголовного права Англии на реализацию тюремной политики государства // Российский следователь. - 2003. - № 9. - С. 42-45.

19 Тепляшин П. В. Тюремная система Англии и Уэльса: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Уголовное право и современность: межвузовский сборник научных трудов. - Красноярск: Изд-во Сиб. юрид. ин-та МВД России, 2003. - Вып. 7. - С. 202-212.

20 Чорный В. Поведение и дисциплина сотрудников тюремной службы Англии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 2. - С. 19-22.

21 Андреященко Р. А., Смыкалин А. С. Современные пенитенциарные системы России и Великобритании: сравнительный анализ // Академический юридический журнал. - 2009. - № 2 (36). - С. 44-55.

22 Бембеев А. А. Пенитенциарная система Великобритании и Северной Ирландии: история и современность // Теоретические и прикладные аспекты юридической деятельности: материалы межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов. 26 мая 2010 г. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2010. - С. 17-20.

23 Чорный В. Указ. соч. - С. 19-22.

24 Административное право зарубежных стран. - М., 1996. - С. 191. УДК 37.017

ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОФИЦЕРА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© 2013 Е. Э. Попова

Аннотация. В статье дан анализ понятий «норма», «традиции» как составляющих элементов культуры личностного развития офицера. Представлен процесс формирования критериев «исправления осужденного», который должен знать любой сотрудник УИС.

Ключевые слова: российский офицер, исправление осужденного, социальные ценности и нормы, традиция, норма.

THE CORRECTION OF CONVICTED AS A FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT OF OFFICER OF PENITENTIARY SYSTEM

© 2013 E. Popova

Summary. The article the analysis of the concepts of «norm», «tradition» as constituent elements of the culture ofpersonal development officer. Shows the process of the formation of the criteria «of correction of a prisoner», who must know any employee of the CES».

Keywords: Russian officer, correction of the convict, social values and norms, tradition, norm.

Проблема духовно-нравственного воспитания российского офицера является важной и актуальной. Понятие «российский офицер» всегда ассоциируется у граждан с такими понятиями как «честь», «культура», «достоинство», «образованность», «защита», «интеллигент-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.