Научная статья на тему 'Особенности организации работы с кадрами пенитенциарных учреждений США: вопросы профессионального образования'

Особенности организации работы с кадрами пенитенциарных учреждений США: вопросы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КАДРОВАЯ РАБОТА / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБЪЕДИНЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / PENITENTIARY INSTITUTIONS / PERSONNEL WORK / INITIAL TRAINING / ADVANCED TRAINING / FEDERAL LAW ENFORCEMENT TRAINING CENTRES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликов Михаил Вячеславович

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации кадровой работы в пенитенциарной системе США. Освещены вопросы приема на службу, организации первоначальной подготовки и повышения квалификации работника. Рассмотрены особенности подготовки сотрудников в национальных учебных центрах и учебных заведений на уровне штата (на примере Университета Спрингфилда, штат Иллинойс).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликов Михаил Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of work with the personnel of the penitentiary institutions of the USA: issues of professional education

In the article some aspects of organization of personnel work in the penitentiary system of the USA are considered. The issues of admission to the service, the organization of initial training and further training of the employee are considered. Features of staff training in national training centers and educational institutions at the state level are considered (by the example of the University of Springfield, Illinois).

Текст научной работы на тему «Особенности организации работы с кадрами пенитенциарных учреждений США: вопросы профессионального образования»

11. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.

12. Юркевич, В. С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». — М.: Знание, 1986. — № 11.

Сведения об авторе

Косарев Кирилл Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Information about the author

Kosarev Kirill Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the senior lecturer of the Chair of Civil Law. E-mail: writer99@mail. ru

УДК 343.85

© Куликов М. В., 2018

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАДРАМИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ США: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации кадровой работы в пенитенциарной системе США. Освещены вопросы приема на службу, организации первоначальной подготовки и повышения квалификации работника. Рассмотрены особенности подготовки сотрудников в национальных учебных центрах и учебных заведений на уровне штата (на примере Университета Спрингфилда, штат Иллинойс).

Ключевые слова: пенитенциарные учреждения; кадровая работа; первоначальная подготовка; повышение квалификации; Объединенные федеральные центры подготовки сотрудников правоохранительных органов.

© Kulikov M. V., 2018

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF WORK WITH THE PERSONNEL OF THE PENITENTIARY INSTITUTIONS OF THE USA: ISSUES OF PROFESSIONAL EDUCATION

In the article some aspects of organization of personnel work in the penitentiary system of the USA are considered. The issues of admission to the service, the organization of initial training and further training of the employee are considered. Features of staff training in national training centers and ed ucational institutions at the state level are considered (by the example of the University of Springfield, Illinois).

Keywords: penitentiary institutions; personnel work; initial training; advanced training; Federal law enforcement training centres.

Концепция развития уголовно - чения. Данные аспекты представля-

исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. [6] предполагает одним из основных направлений развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями, что актуализирует важность изучения и внедрения зарубежного опыта, в том числе в области подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты работы с кадрами пенитенциарной системы Соединенных Штатов Америки (далее — США), касающиеся их приема на работу и профессионального обу-

ют интерес и в связи со значительными отличиями в подходах к организации работы с персоналом исправительных учреждений, что дает возможность проведения сравнительного анализа данных явлений с целью обнаружения как положительных, так и отрицательных сторон для дальнейшей корректировки правоприменительной практики.

Работа с кадрами представляет собой один из основных элементов всякого профессионального института в развитом обществе. Особое значение это имеет для института исполнения наказаний с его установкой на исправительное воздействие на осужденных, требующей от

работника специальных знаний, умений и навыков. Первые школы профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы в США возникли на базе образовательных учреждений различного уровня, число которых к началу 60-х гг. XX в. достигло двадцати пяти гражданских университетов и колледжей. Исследования, проведенные в это время, выявили острую необходимость в качественной, экономичной подготовке профессиональных кадров с использованием современных средств обучения и стандартизированного содержания курса. В ответ на это Конгресс США санкционировал выделение средств на планирование и строительство Объединенных федеральных центров подготовки сотрудников правоохранительных органов (Federal law enforcement training centres) [10]. В 1970 г. FLETC (далее — Центр) был создан в качестве бюро Министерства финансов и приступил к учебным мероприятиям в Вашингтоне, округ Колумбия.

Свое постоянное местоположение Центр обрел на бывшей Военно -морской аэростанции Глинко, штат Джорджия, в 1975 г. В 2003 г. Центр

официально перешел из Министерства финансов в только что созданное Министерство внутренней безопасности. Этот шаг выражал объединение усилий государства по обеспечению национальной безопасности, которое было начато после террористических нападений, совершенных 11 сентября 2001 г. В структуру Центра входят специализированные федеральные правоохранительные учебные центры, находящиеся в городах Артезия, Чарльстон, Челтенхэм и Глинко, которые обеспечивают профессиональное обучение сотрудников для более чем семидесяти пяти федеральных ведомств, а также работников местных, племенных (индейских) и международных правоохранительных органов, приобретение ими знаний и подготовку на необходимом практико-ориентированном уровне в интересующих функциональных областях с учетом постоянных изменений, а также реализацию дистанционных программ обучения, существенно снижающих затраты на обучение специалистов.

В своей деятельности Центр руководствуется установкой, что консолидированная федеральная подго-

товка сотрудников правоохранительных органов обеспечивает общие принципы профессионального обучения для всех сотрудников правоохранительных органов, что повышает эффективность затрат федерального правительства, а также дает обучающимся возможность совместных занятий офицеров и агентов разных ведомств, что должно обеспечить в дальнейшем их лучшее взаимодействие при выполнении служебных задач. Помимо подготовки сотрудников правоохранительных органов в США, Центр реализует ряд международным программам по подготовке специальных агентов в Международной академии правоохранительных органов Габороне (Ботсвана) и ее подразделениях в Венгрии, Таиланде и Сальвадоре.

Основным направлением работы Центра является первоначальная подготовка работников различных федеральных ведомств, в том числе сотрудников тюремных учреждений. Как осуществляется процедура трудоустройства в пенитенциарные учреждения США? Работа в исправительном учреждении в США, как и во многих странах, не требует высшего образования. Трудоустройство

в пенитенциарное учреждение доступно только для граждан США и начинается с подачи онлайн заявки на сайте Федерального бюро тюрем США (далее — Бюро) (www.bop.gov) [11]. Первоначальное назначение работников на правоохранительную должность возможно до наступления тридцатисемилетнего возраста. Это правило касается всех должностей в исправительном учреждении, за исключением таких, как медицинский работник, стоматолог, медсестра, психолог или капеллан.

Трудоустройство осуществляется на равных возможностях, не допускается дискриминация по признаку расы, религии, национальности, возраста, физических недостатков, семейного положения, членства кандидата в общественных организациях, сексуальной ориентации. В случае если кандидат на работу соответствует имеющейся вакансии, его имя заносится в сертификат правомочных кандидатов, после чего ему направляется вызов на групповое интервью (собеседование), которые проводятся специальными группами по трудоустройству в учреждениях Бюро. В случае удовлетворительного результата интервьюирования в

отношении кандидата на должность проводится так называемое «фоновое расследование», которое представляет собой правоохранительные и уголовно-процессуальные проверки, проверки банковской кредитной истории кандидата, запросы по предыдущим местам работы и изучение личных рекомендаций. По итогам этого расследования определяется пригодность кандидата к выполнению своих обязанностей.

Далее кандидат на должность проходит процедуру бесплатного медицинского освидетельствования, в том числе сдает анализы для обнаружения приема наркотиков. Положительные результаты анализа на наркотики являются основанием для отказа в приеме на работу.

После того, как кандидат на должность успешно прошел необходимые процедуры, с ним заключается условный контракт. Первые дни работы пройдут для стажера в прохождении первого этапа обучения, который называется «Ориентация и коррекция» (Orientation & correctional training), во время которого он непосредственно ознакомится с тем исправительным учреждением, где он будет работать, с доку-

ментами, регламентирующими цели, задачи и политику Бюро, а также поучаствует в непосредственном наблюдении за поведением осужденных, распорядком их дня, спецификой деятельности работника тюрьмы.

В течение первых шестидесяти дней после назначения работник отправляется на обучение в Федеральный правоохранительный учебный центр в городе Глинко, штат Джорджия, где будете проходить второй этап его обучения, который называется «Введение в коррекционные техники» (Introduction to correctional techniques). Работник проходит в Центре специализированный тренинг, который включает в себя четыре компонента: огнестрельное оружие, самооборона, правовое обеспечение работы с осужденными, оценка физических способностей (тест PAT, от англ. Physical abilities test). Тест определяет способность выполнять основные функции работника исправительного учреждения. Так, в частности, ему необходимо уметь выполнять следующие задачи:

- свободное передвижение пешком в течение часа в определенном темпе;

- обнаружение человеческой фигуры на расстоянии одной четверти мили (400 м) или цели на расстоянии 250 ярдов (228 м);

- обнаружение движения с помощью слуха;

- использование огнестрельного оружия;

- выполнение приемов самообороны;

- поднятие, перетаскивание и переноска предметов;

- распознание по запаху дыма и наркотиков;

- прохождение полосы препятствий в течение 58 секунд;

- перетаскивание 75-фунтового (34 кг) манекена в течение 3 минут на расстояние минимум 694 футов (21 м);

- быстрый подъем по ступенькам лестницы;

- выполнение приема борьбы и надевание наручников за время не более 2 минут 35 секунд;

- подъем вверх и вниз протяженностью 108 шагов с поясом весом 20 фунтов (9 кг) за время не больше 45 секунд;

После прохождения обучения в центре еще целый год для работника продолжается испытательный пери-

од (Probationary period), в течение которого определяется квалификация работника для дальнейшего трудоустройства. В течение этого времени за молодым работником закрепляется наставник (supervisor), который контролирует и дает рекомендации сотруднику и от положительной характеристики которого будет зависеть дальнейшая работа новичка. После прохождения одногодичного испытательного срока с работником заключается постоянный контракт.

Дальнейшее обучение тюремного работника заключается в прохождении подготовки в объеме 16 до 40 часов в зависимости от назначенного места службы. Помимо этого, для лиц, желающих повышения в карьере, обязательно необходимо прохождение курсов подготовки по выбранной специальности. В процессе организации повышения квалификации применяются тренинги, приглашаются опытные специалисты в своей области знания. Спецификой курсов повышения квалификации является их узкая направленность, связь с характером профессиональной деятельности обучающегося, мотивирование к обучению за счет механизмов финансового характера.

Для работников пенитенциарных учреждений, которые проходят службу в тюрьмах штатов и округов, процесс первоначальной подготовки реализуется в учебных центрах штатов и округов и направлен на реализацию базовых программ (например, базовый 5-недельный курс). Изучение данного курса (Introduction to law enforcement and physical conditioning for basic academy students) предполагает освоение комплекса знаний о правах осужденных и работников (порядок исполнения наказания, уголовный процесс, основы психологии и прочее) и физическую подготовку для действий работника тюрьмы в экстремальных условиях. Особенностью данных курсов является то, что документы, выданные по их окончании, позволяют им работать только на территории данного округа или штата, так как правовой блок данного курса связан с действующим на данной территории законодательством [8, с. 220].

Так, Департамент исполнения наказаний штата Иллинойс имеет в своей структуре отдел управления развитием и подготовкой кадров, который занимается подготовкой пер-

сонала, разработке и внедрении учебных программ. Подготовка осуществляется в специализированной Академии на базе Университета Спрингфилда. В течение первых трех месяцев назначения в качестве стажера все новобранцы в обязательном порядке должны пройти шестинедельную подготовку в Академии обучения сотрудников исправительных учреждений. Подготовка предусматривает 240-часовую программу обучения, включающую: процедуры обыска, огневую подготовку, тактику действий при пожаре, обеспечение дисциплины среди осужденных, антинаркотическую подготовку, профессиональную этику, докумен-товедение, радиосвязь. За успешным завершением курса следует назначение на должность с испытательным сроком в 4,5 месяца [7, с. 170-172]. Сотрудниками отдела, а также приглашенными экспертами проводятся регулярные занятия по служебной подготовке для действующих сотрудников по таким курсам, как огневая подготовка, действия в кризисных ситуациях, ведение переговоров при захвате заложника, служебная дисциплина, базовая подготовка оперативного сотрудника,

работа с бюро идентификации, сертифицированный советник по алкогольной и наркотической зависимости, распознавание химических веществ, действия агента условно -досрочного освобождения и многие другие.

Помимо учебных программ для работников тюрем, Академия реализует восьминедельный курс по первоначальной подготовке для сотрудников, обеспечивающих условно-досрочное освобождение.

В отличие от Российской Федерации в США отсутствуют специальные средние или высшие учебные заведения уголовно-исполнительной системы, поэтому действующий сотрудник для получения высшего образования обращается к услугам «гражданских» учебных заведений. Вообще вопрос о том, какая из систем подготовки сотрудников, американская или отечественная, является более эффективной, остается дискуссионным. Конечно, получение высшего образования в специализированном учебном заведении уголовно-исполнительной системы способно заложить в обучающегося больший объем знаний, умений и навыков, чем обучение на кратко-

срочных практикоориентированных курсах, однако представляется куда более затратным делом с финансовой точки зрения. Кроме того, подавляющее большинство кандидатов на службу в пенитенциарных учреждениях США — это люди с уже имеющимся дипломом о среднеспециаль-ном или высшем образовании в возрасте старше 23 лет, т. е. люди, совершающие вполне осознанный выбор относительно своей карьеры в пенитенциарном учреждении. Отечественный же опыт предполагает обучение курсанта — выпускника школы в возрасте 17-18 лет, личность которого еще не сформирована окончательно, в связи с чем возникают значительные трудности, связанные с его адаптацией к служебной деятельности (подробнее см. [3; 4]).

Итак, в США существует децентрализованная система подготовки работников пенитенциарных учреждений. Вновь прибывшие кандидаты обучаются в отличающихся друг от друга учебных заведениях по весьма различным как по продолжительности, так и по содержанию программам. Это имеет под собой объективные причины, связанные со значительной степенью федерализма,

независимости штатов, их весьма отличающегося друг от друга законодательства. Эта децентрализован-ность отнюдь не есть нечто негативное. Эффективность такого рода системы достигается за счет использования дистанционного и непрерывного обучения, проведения большого числа практико-ориентированных занятий, четкой регламентированности всех действий субъектов педагогического процесса, жесткой системы контроля качества усвоенных знаний, чередования обучения в учебных центрах пенитенциарной системы с практическими стажировками в оперативных и практических службах, привлечению к занятиям значительного числа практических работников, совмещающих службу с преподаванием в учебных центрах пенитенциарной системы [9, с. 428].

В США понятия «подготовка работника пенитенциарного учреждения» и «образование работника пенитенциарного учреждения» разграничены. Под подготовкой понимается получение офицером теоретических и практических знаний в серти-

фицированном учебном центре или академии штата, по окончании которой выпускник может приступать к выполнению своих профессиональных обязанностей. Первоначальная подготовка является обязательной для всех сотрудников тюрьмы. В свою очередь, под образованием сотрудника понимается обучение в «гражданском» учебном заведении с получением диплома по специальности. При этом гражданин может получить среднее специальное или высшее образование, а затем поступить на работу в тюрьму, но он все равно будет направлен на специализированные курсы.

Данные особенности в области комплектования и подготовки кадров для пенитенциарной системы связаны со спецификой правовой системы США, зависят от ценностных ориен-таций, сложившихся в данном обществе, и, на взгляд автора, характеризуют профессию сотрудника американского пенитенциарного учреждения как обладающую высокой социальной значимостью.

Литература

1. Быков, А. В. Пенитенциарные системы США, ФРГ, Франции и Великобритании: особенности организации и деятельности // Юридическая наука: история и современность. — 2013. — № 11.

2. Бялт, В. С. Правовое регулирование условий прохождения службы в правоохранительных агентствах США / В. С. Бялт, М. М. Султыгов //Юридическая наука: история и современность: федеральный научно-практический журнал. — 2011. — № 5.

3. Ивашко, Н. Н. Адаптация курсантов вузов ФСИН России к образовательному процессу в современных условиях // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : сб. материалов конференции, 25-26.10.2017, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015.

4. Ивашко, Н. Н., Игумнова, О. В. Введение в профессию : учебное пособие / канд. пед. наук Н. Н. Ивашко, канд. пед. наук О. В. Игумнова. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. — 94 с.

5. Калужина, М. Как «у них» утоляют кадровый голод // Преступление и наказание. — 2014. — № 11.

6. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р // http://docs.cntd.ru/document/902241566.

7. Сергевнин, В. А. Актуальные проблемы подготовки сотрудников для исправительной системы штата Иллинойс // Права человека и подготовка специалистов для правоохранительных органов в контексте реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства: отечественный и зарубежный опыт : материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2013. — Ч. 1.

8. Тимофеева, Е. А. Особенности правовой подготовки сотрудников пенитенциарных систем в образовательном процессе некоторых стран англосаксонской правовой семьи // Вестник Владимирского юридического института. — 2013. — № 3 (28).

9. Тимофеева, Е. А. К вопросу об особенностях подготовки сотрудников пенитенциарной системы США // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 2 (24).

10. Federal Law Enforcement Training Centers (FLETC) : официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fletc.gov (дата обращения: 20.08.2018).

11. Федеральное бюро тюрем США [Электронный ресурс]: официальный сайт. — URL: http://www.bop.gov (дата обращения: 20.08.2018).

Сведения об авторе

Куликов Михаил Вячеславович, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат философских наук. E-mail: [email protected]

Information about the author

Kulikov Mikhail Vyacheslavovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Department of Humanities, SocioEconomic and Natural Science Disciplines, candidate of philosophy. E-mail: [email protected]

© Мазеина О. Н., 2018 ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены понятия «готовность», «профессиональная готовность», «воспитательная работа», «профессиональная готовность к воспитательной работе». Автор в статье опирается на компоненты профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности, предложенные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.