ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and technique of professional education
УДК 343.83
В. Б. Дворцов, А. В. Диденко
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ США
В статье представлена система профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы США. Авторами на основании обзора зарубежной литературы показаны уровневый и этапный характер профессиональной подготовки и повышения квалификации с акцентами на тематических, специализированных на отдельных служебных задачах образовательных программах — тематических курсах повышения квалификации. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников исправительных учреждений США носит ярко выраженный практический характер и направлена на освоение сотрудником определенных компетенций, требуемых в профессиональной деятельности. Характерной чертой повышения квалификации является узкотематическая направленность, зависящая от должностной категории и характера профессиональной деятельности, а система стимулирования мотивации к получению знаний и повышению квалификации имеет разностороннюю направленность, носящую личностно значимый, правовой и финансовый характер.
Ключевые слова: профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной США; тематические курсы усовершенствования.
V. B. Dvortzov, A. V. Didenko
THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF CORRECTIONAL FACILITIES STAFF IN USA
In article the system of professional training and improvement of professional skill of employees of criminally-executive system of the USA is presented. By authors on the basis of the review of the foreign literature, are shown шnsisting of levels and stages, the character of professional training and improvement of professional skill, with accents on thematic, specialised educational programs on separate office problems — thematic courses of improvement of qualification. The system of vocational training andprofession-al development of staff of correctional facilities of the USA has pronounced practical character and is directed to development by the employee of the certain competences demanded in professional activity. Characteristic feature of professional development is the narrow and thematic orientation depending on official category and nature of professional activity, and the system of stimulation of motivation to knowledge acquisition and professional development has the versatile focus having personal and significant, legal and financial character.
© Дворцов В. Б., Диденко А. В., 2016.
Key words: professional training of matic advanced training courses.
Реформирование уголовно-
исполнительной системы России во многом обусловлено фактом интеграции нашей страны в европейское и мировое сообщество. Вступив в члены Совета Европы, Россия взяла на себя обязательства следовать международно-правовым принципам и нормам, в том числе и в отношении осужденных. В этой связи анализ зарубежного опыта подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы позволит учесть все положительное в организации подготовки сотрудников пенитенциарных систем и развивать отечественную систему профессиональной подготовки с учетом всех зарубежных позитивных тенденций.
В этой связи интересен опыт реализации системы профессиональной подготовки и повышения квалификации в США, поскольку для пенитенциарной системы этой страны характерна много-профильность и многофункциональность исправительных учреждений, отличающихся своими целями и задачами, а также территориальной подчиненностью, формой собственности, историческими, географическими особенностями, отражающимися в конечном счете на специфике и качестве подготовки специалистов.
В США в ведении Федерального министерства юстиции (Федерального бюро тюрем) и управлений исправительных учреждений штатов находятся тюрьмы (states and federal prisons, reformatories), исправительные учреждения — тюремные фермы и мастерские (prison farms), центры приема, диагностики, классификации и коррекции заключенных (reception, diagnostics, and classification centers, correction centers), а также специальные медицинские учреждения — тюремные больницы и центры для лечения алкогольной и наркотической зависимости [1].
Следственные тюрьмы (jails), а также исправительные учреждения
ployees criminally-executive the USA; the-
(community based confinement facilities, residential facilities), предназначенные для реабилитации и ресоциализации правонарушителей, подведомственны муниципалитетам и окружным властям. В исправительных учреждениях местного подчинения (restitution centers, prerelease, work release, study release centers) более половины находящихся там правонарушителей имеют разрешение без сопровождения на определенное время покидать охраняемую территорию для работы по найму или обучения какой-либо профессии. В тюрьмах штатов и федеральных тюрьмах режим может быть также дифференцирован и представлен подразделениями с мягким режимом, что соответствует целям ре-социализации осужденных и дифференциации режима отбывания наказания.
Указанная структура исправительных учреждений с различиями и дифференциациями в функциях в пределах одного исправительного учреждения, различиями в административной подчиненности, а также с некоторыми региональными особенностями отбывания уголовного наказания, связанными с развитием особых видов производства, этническим и классовым составом общества, обусловливают различия в системе подготовки специалистов для исправительных учреждений.
Федеральное бюро тюрем США в своем составе имеет Федеральное образовательное учреждение по подготовке специалистов для уголовно-
исполнительной системы — Национальную Исправительную Академию National Corrections Academy (NCA), находящуюся в г. Аврора, штат Колорадо (Aurora, Colorado). В состав Академии входит специализированный учебный центр, национальный исследовательский институт, а также информационный центр [5].
Специализированные федеральные межведомственные учебные центры (Federal Law Enforcement Training
Centers (FLETC)), находящиеся в городах Artesia, Charleston, Cheltenham и Glynco, обеспечивают специализированное обучение сотрудников федеральных правоохранительных органов, направленное на выполнение конкретных служебных задач, оказание помощи в комплектовании персоналом исправительных учреждений, приобретение знаний и поддержку их на должном профессионально-ориентированном уровне в интересующих функциональных областях с учетом постоянных изменений (повышение квалификации), а также реализацию дистанционных программ обучения, что существенно снижает затраты на обучение специалистов. Кроме этого, FLETC осуществляет функции контроля и управленческие функции по международным программам International Law Enforcement Academies (ILEA) в Габороне (Ботсвана) и Бангкоке (Таиланд). FLETC также поддерживает обучение в ILEAs в Венгрии и Сальвадоре [4].
Одним из основных направлений работы федеральных учебных центров является первоначальная подготовка сотрудников УИС. Необходимо отметить, что система первоначальной подготовки в рамках Федерального бюро тюрем США состоит из программ, реализуемых на первом году службы и далее [2]. На первом году службы реализуется программа «Ориентация и обучение исправительному процессу» (Orientation & Correctional Training). Реализация данной программы происходит непосредственно на месте несения службы. Непосредственно в исправительном учреждении сотрудник получает обучение по программе «Введение в исправительные техники — Фаза 1» (Introduction to Correctional Techniques Phase I). В процессе обучения сотрудник знакомится со своим исправительным учреждением, изучает политику (основные направления, цели и задачи) Федерального бюро тюрем и основные процедуры, реализуемые в рамках действующего законодательства (прием,
освобождение, режим, надзор), обучается техникам наблюдения (надзора) за осужденными, общению с осужденными при реализации своих ежедневных функций.
Второй этап — «Специализированное исправительное обучение» (Specialized Correctional Training). В течение первых 60 дней после назначения на должность, сотрудника направляют на учебу в Академию подготовки кадров, находящуюся в Федеральном учебном центре по исполнению законодательства в Глинко (Glynco), штат Джорджия, где сотрудник обучается по программе «Введение в исправительные техники — Фаза 2» (Introduction to Correctional Techniques Phase II). Это специализированное обучение включает в себя 4 компонента: «Огневая подготовка — владение огнестрельным оружием», «Самооборона», «Письменный академический тест на знание всех правовых процедур, законодательства», «Тест физических способностей — способностей осуществлять службу». Тест физических способностей включает в себя способность выполнить следующие задачи:
- ходить (передвигаться пешком), вставать, двигаться в течение часа;
- видеть человеческую цель, фигуру на расстоянии 400 метров или цель на расстоянии 23 метров;
- услышать и обнаружить движение объектов;
- использовать огнестрельное оружие (когда это необходимо);
- осуществлять движения, направленные на самооборону;
- поднимать, тянуть тяжести и переносить объекты;
- уловить запах дыма и наркотиков;
- полностью преодолевать препятствия в течение 58 секунд;
- тянуть (поднимать) муляжи человека весом 34 кг в течение 3-х минут непрерывно на расстоянии не менее 212 метров;
- подниматься по ступенькам лестницы и восстанавливать свое состояние в течение 7 секунд;
- бежать на протяжении одной четвертой мили и применить наручники в течение 2 минут и 35 секунд;
- подъем вверх и спуск вниз на 108 ступеней с весом 9 кг в течение 45 секунд.
Успешно закончившие обучение проходят в течение первого года службы так называемый «Испытательный период» — Probationary Period.
Каждый вновь поступивший на службу сотрудник в течение года проходит испытательный период. Во время этого периода его контролирует супервизор (наставник), который также руководит его деятельностью. Для перевода сотрудника из испытательного периода в постоянную занятость супервизор должен оценить действия сотрудника положительно по ряду позиций, прежде всего его профессиональные действия и поведение на службе. В этот период также определяется совместимость (сочетание) навыков и стремлений сотрудника. После года службы каждый сотрудник, успешно прошедший испытательный период, получает свою определенную специализированную должность (до этого периода четкой специализации в деятельности сотрудника нет).
Для сотрудников уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в исправительных учреждениях штатов и округов (например, Law Enforcement & Public Safety Traning — Clark Training Center California [3]), процесс первоначальной подготовки реализуется в учебных центрах штатов и округов без определенной ведомственной подчиненности и направлен на реализацию базовых программ (например, базовый 5-недельный курс сотрудника, поступившего на службу в исправительное учреждение штата — Introduction to law enforcement and physical conditioning for basic academy students). Изучение данного курса направлено на практики правоприменения в штате
(права осужденных и сотрудников, порядок исполнения уголовного наказания, уголовный процесс и пр.) и физическую подготовку сотрудника для действий в экстремальных условиях. При этом получение документов по окончании данного базового курса позволяет сотруднику осуществлять службу только на территории данного округа или штата, поскольку данный курс в правовом плане привязан к действующему на данной территории законодательству.
Кроме этого некоторые учебные центры реализуют базовые сертифицированные программы, которые признаются большинством штатов США (например, базовый стандартный курс — Regular basic course) и позволяют окончившему его сотруднику проходить службу в правоохранительных органах в течение трех лет. Курс стандартизирован (Commission on Peace Officer Standards and Training) и разработан для выполнения минимальных требований к офицерам трех уровней, начиная с подразделений безопасности, охраны (в том числе и полиции). Структура компетенций, которые приобретает обучающийся, различна, в зависимости от уровня подготовки (первый, второй или третий уровень).
Первый модуль, продолжительностью 474 часа (high-discipline/high-stress), ориентирован на действия сотрудников при возникновении чрезвычайных обстоятельств, например, вождение транспорта в экстремальных условиях, физическое выживание, тактика патрулирования, исследования дорожных происшествий, методы задержания, оборона при нападении, огневая подготовка и техники владения оружием, работа с документацией. Важным аспектом подготовки является обучение строевой подготовке (drill training), хождению строем, передвижением с оружием, физическая подготовка (подтягивание, прыжки, силовые комплексы, бег и пр.), а также участие в инспектировании территории (учреждения) в качестве помощника.
В течение курса обучения слушатели сдают 12 базовых зачетов (контрольных точек), с тем, чтобы выполнить модуль № 1. Чтобы полностью закончить весь модуль обучения, необходимо пройти практические испытания (Scenario Training), сдать физическую подготовку (Physical Training), тактику защиты от нападения (Defensive Tactics) и сдать огневую подготовку. Таким образом, закончив данный модуль, курсанту присваивается квалификация «Офицер первого уровня» с правом работы в правоохранительных органах.
При получении квалификации «Офицер второго уровня» (длительность 250 часов) акценты в программе ставятся на взаимодействии с окружающими людьми (психологические и социальные аспекты взаимодействия), физической подготовке, изучении культурного многообразия США, тактике и методике обороны, проведении задержания, оформлении документации, изучении химических веществ и совершенствованию в стрельбе из огнестрельного оружия (винтовки), оказание неотложной медицинской помощи. Кроме этого, в курсе обучения предусмотрены участие в дежурствах, патрулировании, строевая подготовка и физическая подготовка. При получении квалификации «Офицер третьего уровня» программа (длительность 189 часов) направлена на формирование профессионализма с позиций профессиональной этики, навыков в принятии управленческих решений, подготовки необходимой документации. Специфические аспекты подготовки офицеров для уголовно-исполнительной системы связаны с освоением и совершенствованием таких компетенций, как:
- понимание и соблюдение правил, устных и письменных инструкций;
- установление контакта с осужденными и контроля над их поведением, проведение интервью и опроса осужденных, методы применения специальных средств (газы, наручники и пр.), ограничения передвижения осужденных;
- строевая подготовка и проведение различных мероприятий с осужденными (построение, проверка, обыск) и т. д.;
- способность к анализу обстановки и к решительным действиям в напряженных ситуациях; действия сотрудника при захвате заложников, способы поведения при возникновении угрозы и обучение экстренному реагированию;
- оказание экстренной скорой доврачебной помощи и транспортировка пострадавших;
- эксплуатация пассажирских автобусов для перевозки заключенных (автомобилей);
- обнаружение условий, затрудняющих безопасную эксплуатацию транспортного средства;
- наблюдение и запоминание фактической информации;
- грамматически и стилистически правильная речь и письмо, освоение базового курса английского языка и грамматики (актуально для сотрудников — представителей этнических групп);
- выполнение основных арифметических вычислений;
- работа с информационными средствами — структурирование, обновление файлов, записей, баз данных;
- установление и поддержка эффективных рабочих отношений с другими сотрудниками и общественностью, недопустимость неслужебных связей между сотрудниками (сексуальные отношения, сексуальное домогательство и пр.), недопустимость сексуальных домогательств и отношений с осужденными.
После окончания обучения предусматривается возможность повышения уровня профессионализма и расширение функциональных обязанностей сотрудника за счет системы повышения квалификации. Особенностью системы повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы США является сочетание лежащей в ее основе личной мотивации сотрудников к получению необходимых
компетенций (возможность карьерного роста), финансовой (увеличение должностного оклада в связи с расширением функций) и правовой (необходимость иметь соответствующий документ об образовании для реализации профессиональных функций) составляющей.
Для сотрудников Федерального бюро тюрем после прохождения первоначального обучения через год каждый сотрудник имеет право на повышение квалификации в течение года в объеме от 16 до 40часов, в зависимости от своих функциональных обязанностей [2]. Кроме этого, можно пройти дополнительную специализацию (в неслужебное время), овладев дополнительными навыками, расширив таким образом сферу функциональных обязанностей. Аналогичная ситуация существует и в отношении сотрудников региональных исправительных систем (исправительной системы штата), когда прохождение повышения квалификации позволяет сотруднику расширить спектр служебных задач и расширить должностные обязанности. Например, для исправительного офицера, прошедшего базовую подготовку, возможно расширение должностных обязанностей по следующим направлениям:
- поддержание безопасности в исправительном учреждении с помощью специальной техники, распределение осужденных в камеры, использования оборудования видеонаблюдения;
- фотографирование осужденных и взятие отпечатков пальцев;
- прием в исправительное учреждение посетителей, родственников;
- обработка документов заключенного, контроль телефонных звонков, свиданий;
- оформление бланков, запросов;
- подготовка к этапированию: подготовка ведомостей и документов, применение специальных средств в условиях ограничения передвижения, досмотр;
- контроль за проникновением в колонию запрещенных предметов и обыск осужденного;
- контроль осужденных во время принятия пищи и культурно-массовых (развлекательных) мероприятий;
- выполнение работы по учету денежных средств осужденного, ведению записей по денежным операциям;
- специальный учет осужденных (начало, конец срока, судимости и пр.);
- осуществление контроля за лечением (приемом лекарственных препаратов), назначенным врачом.
Ежегодно учебные центры (местные и федеральные) реализуют программы повышения квалификации, краткосрочные (от 6 часов) и длительные семинары, в результате которых слушателями осваивается одна или несколько компетенций. Спецификой этих учебных курсов является их узкий тематический характер, когда повышение квалификации осуществляется не в контексте должностных обязанностей, с повторением всей тематики, отраженной в должностной инструкции сотрудника, а направлено на расширение должностных обязанностей и освоение какого-либо нового навыка или направления работы. Тематика повышения квалификации может носить следующий характер:
- базовая классификация осужденных;
- изучение химических средств;
- функциональные обязанности офицеров исправительного учреждения;
- дополнительный курс для помощника шерифа;
- средства безопасности;
- неотложная медицинская помощь;
- совершенствование управленческих навыков;
- применение нелетальных устройств (Less Lethal Devices), например, дубинки, электрошокера;
- кризисные вмешательства при психических расстройствах у осужденных;
- отчетность по осужденным (составление отчетной документации).
Широко применяется такая форма организации учебного процесса, как тренинги и супервизии с опытными в своей области специалистами по следующей тематике:
- инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем и через кровь (туберкулез, ВИЧ, гепатит и др.);
- программы обучения методике проведения тренингов для супервизоров, работающих в исправительных учреждениях;
- превенция суицидов и убийств в исправительных учреждениях;
- тренинг лидерских качеств у сотрудников.
Кроме этого, существуют учебные курсы с выдачей сертификата для осуществления особых, сертифицируемых видов деятельности в исправительном учреждении, например:
курс инструктора по защите; контроль за использованием
Таким образом, представленная система профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников исправительных учреждений США отличается следующими особенностями:
- сформирована система базовой подготовки к профессиональной деятельности в исправительных учреждениях (так называемое первоначальное обучение), имеющая региональный и федеральный уровни, что отражает специфику взаимоотношений между федеральной пенитенциарной системой (Федеральным бюро тюрем) и пенитенциарной системой отдельных штатов США;
- профессиональная подготовка и повышение квалификации носят ярко выраженный практический характер с направленностью на освоение сотрудником определенных компетенций, требуемых в профессиональной деятельности;
- характерной чертой системы повышения квалификации является узкотематическая направленность программ обучения, в большинстве случаев — без привязки к определенной должностной категории;
- сформирована система стимулирования мотивации сотрудников к получению знаний и повышению квалификации, которая носит личностно-значимый характер и связана с финансовым стимулированием освоения новых направлений деятельности.
личного оружия;
- сертификационный курс по использованию дубинки (например, Straight Expandable Baton (RCB));
- базовый курс инструктора по коммуникации;
- курс по безопасности диспетчера центра наблюдения за осужденными;
- проведение переговоров в кризисных ситуациях;
- проведение переговоров при захвате заложников;
- процедура по оценке суицидального риска и переговоры с суицидентом.
Литература
1. Ковалев О. Г., Шереметьева М. В. Пенитенциарная система США: особенности организации и современные тенденции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2013. — № 4. — С. 19-22.
2. Федеральное бюро тюрем США. Официальный сайт. Обращение 15.02.2016. http://www.bop.gov.
3. Clark Training Center. California. Официальный сайт. Обращение 15.02.2016. http://www.clarktraining.org/catalog/basic.asp.
4. Federal Law Enforcement Training Centers (FLETC). Официальный сайт. Обращение 15.02.2016. https://www.fletc.gov.
5. National Corrections Academy, Aurora, CO. Официальный сайт. Обращение 15.02.2016. http://nicic.gov.
Сведения об авторах
Дворцов Василий Борисович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск), начальник; Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт. E-mail: [email protected]
Диденко Александр Владимирович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск), заместитель начальника института по учебной и научной работе, доктор медицинских наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Dvortsov Vasiliy Borisovich: Tomsk Institute of the professional development of employees of the FPS of Russia (Tomsk), chief; Academy of the FPS of Russia (Ryazan), postgraduate. E-mail: [email protected] Didenko Aleksandr Vladimirovich: Tomsk Institute of the professional development of employees of the FPS of Russia (Tomsk), the deputy chief of institute on educational and scientific work, doctor of medicine, assistant professor. E-mail: [email protected]
УДК 651
Е. А. Тимофеева, В. О. Белоносов
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ
В статье рассматривается структура пенитенциарной системы Франции на современном этапе и особенности профессиональной подготовки специалистов для пенитенциарных учреждений страны на примере деятельности Национальной административной пенитенциарной школы Франции в г. Ажан.
Это специализированное образовательное учреждение осуществляет подготовку: специалистов кадровых служб для пенитенциарных учреждений; сотрудников региональной группы захвата и обеспечения безопасности; сотрудников для сопровождения в суды; технических инструкторов по освобождению заложников, стрельбе, пенитенциарной и противопожарной безопасности.
В современном пенитенциарном образовании Франции прослеживаются следующие тенденции: демократизация процесса отбора в систему профессионального обучения; значимость морально-этической составляющей в образовательном процессе; обязательность среднего образования для поступающих; высокая степень практико-ориентированности обучения будущих пенитенциарных сотрудников; реализация компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов; гуманизация и индивидуализация образовательного процесса; стремление к построению пенитенциарного образования в соответствии с европейскими стандартами.
Ключевые слова: пенитенциарная система; профессиональное обучение; компетентностный подход; практико-ориентированная подготовка; надсмотрщик; офицер; сотрудник пробации.
© Тимофеева Е. А., Белоносов В. О., 2016.