Научная статья на тему 'Методические основы повышения эффективности организации и оценки комплексных межкафедральных учений, проводимых в образовательных организациях ФСИН России'

Методические основы повышения эффективности организации и оценки комплексных межкафедральных учений, проводимых в образовательных организациях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЕ МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ / INTERDEPARTMENTAL COMPLEX EXERCISES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY-BASED APPROACH / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ / THE METHODOLOGY OF THE BUSINESS GAME / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION CRITERIA / PRACTICE-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баров Юрий Анатольевич, Реймер Ольга Александровна

Статья посвящена вопросам методики проведения комплексных межкафедральных учений (КМУ), проводимых на базе образовательных организаций ФСИН России в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Рассматриваются вопросы повышения эффективности организации и критерии оценки КМУ, отработки слаженности действий всех учебных подразделений и совершенствования практических навыков участников учений при чрезвычайных обстоятельствах. Ставится вопрос о методическом обосновании и взаимосвязи практических заданий, формулируемых на каждом этапе учений. Рассмотрены методические основы формирования мотивации и удержания интереса у обучающихся к проводимому мероприятию, способствующему воспитанию проявления инициативы и решительности при принятии оперативных решений. Особое внимание уделяется активным и интерактивным формам обучения при подготовке к комплексным межкафедральным учениям (работа малыми группами, деловая игра) и подведении итогов мероприятия (дискуссия, круглый стол). Также рассматриваются отдельные вопросы, связанные с педагогическим мастерством организаторов учений, которое предполагает умелую подготовку тактического замысла. Делаются выводы по организации и проведению комплексных межкафедральных учений в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, которые будут способствовать формированию профессионально компетентного выпускника ведомственного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баров Юрий Анатольевич, Реймер Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical bases of increase of efficiency of organization and evaluation of integrated inter-departmental exercises conducted in educational institutions of the FSIN of Russia

The article is devoted to methods of conducting integrated inter-departmental exercises conducted on the basis of educational institutions of the FSIN of Russia in accordance with the requirements of FSES HPE. Deals with improving organizational effectiveness and evaluation criteria of the Cabinet, testing the coherence of all academic units and improvement of practical skills of participants in emergencies. Raises the question of methodological justification and relationship of practical tasks formulated at each stage of the exercise. The idea of the article implies the study of methodological principles of formation of motivation and retention of the students interest in the event, contributing to the education initiative and decisiveness, when making operational decisions. Emphasis on active and interactive forms of training in preparation for the comprehensive inter-departmental exercise (working in small groups, role play) and when summing up activities (discussion, round table). Also discusses special issues associated with the teaching skill of the organizers of the exercise, which involves skilled training tactical plan. Conclusions on the organization and conduct of a comprehensive inter-departmental exercises (CMU) in accordance with the requirements of the FSES HPE, which will contribute to the formation of professionally competent graduates of governmental universities.

Текст научной работы на тему «Методические основы повышения эффективности организации и оценки комплексных межкафедральных учений, проводимых в образовательных организациях ФСИН России»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Theory and technique of professional education

УДК 372.881.111.1

Ю. А. Баров, О. А. Реймер

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНЫХ МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ

Статья посвящена вопросам методики проведения комплексных межкафедральных учений (КМУ), проводимых на базе образовательных организаций ФСИН России в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Рассматриваются вопросы повышения эффективности организации и критерии оценки КМУ, отработки слаженности действий всех учебных подразделений и совершенствования практических навыков участников учений при чрезвычайных обстоятельствах. Ставится вопрос о методическом обосновании и взаимосвязи практических заданий, формулируемых на каждом этапе учений. Рассмотрены методические основы формирования мотивации и удержания интереса у обучающихся к проводимому мероприятию, способствующему воспитанию проявления инициативы и решительности при принятии оперативных решений. Особое внимание уделяется активным и интерактивным формам обучения при подготовке к комплексным межкафедральным учениям (работа малыми группами, деловая игра) и подведении итогов мероприятия (дискуссия, круглый стол). Также рассматриваются отдельные вопросы, связанные с педагогическим мастерством организаторов учений, которое предполагает умелую подготовку тактического замысла. Делаются выводы по организации и проведению комплексных межкафедральных учений в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, которые будут способствовать формированию профессионально компетентного выпускника ведомственного вуза.

Ключевые слова: комплексные межкафедральные учения; компетентност-ный подход; практико-ориентированное обучение; методика деловой игры; критерии оценки.

Y. A. Barov, O. A. Rejmer

METHODICAL BASES OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ORGANIZATION AND EVALUATION OF INTEGRATED

INTER-DEPARTMENTAL EXERCISES CONDUCTED IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FSIN OF RUSSIA

The article is devoted to methods of conducting integrated inter-departmental exercises conducted on the basis of educational institutions of the FSIN of Russia in accordance with the requirements of FSES HPE. Deals with improving organizational effectiveness and evaluation criteria of the Cabinet, testing the coherence of all academic units and improvement of practical skills of participants in emergencies. Raises the question of methodological justification and relationship ofpractical tasks formulated at each stage of

© Баров Ю. А., Реймер О. А., 2016.

the exercise. The idea of the article implies the study of methodological principles of formation of motivation and retention of the students interest in the event, contributing to the education initiative and decisiveness, when making operational decisions. Emphasis on active and interactive forms of training in preparation for the comprehensive interdepartmental exercise (working in small groups, role play) and when summing up activities (discussion, round table). Also discusses special issues associated with the teaching skill of the organizers of the exercise, which involves skilled training tactical plan. Conclusions on the organization and conduct of a comprehensive inter-departmental exercises (CMU) in accordance with the requirements of the FSES HPE, which will contribute to the formation ofprofessionally competent graduates of governmental universities.

Keywords: interdepartmental complex exercises; competency-based approach; practice-based learning; the methodology of the business game; evaluation criteria.

Выпускник высшего учебного заведения ФСИН России «должен обладать глубокими знаниями в специальных дисциплинах, уметь пользоваться ими в профессиональной деятельности. Новое время потребовало от выпускников глубоких знаний в широком объеме, как правоохранительного дела, так и педагогики, психологии, гибкости мышления, самостоятельности и творчества в принятии профессиональных решений. Компетентностный подход в обучении слушателей становится определяющим» [1, с. 3]. Будущий специалист готовится к таким видам профессиональной деятельности, как правотворческая, право-

применительная,

консультационная,

служебная,

управленческая,

исследовательская

и

экспертно-оперативно-организационно-научно-педагогическая.

Следовательно, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО выпускник вуза должен обладать рядом компетенций, уровень сформированности которых выявляется в процессе проведения комплексных межкафедральных учений. Прежде всего это компетенции общекультурные: способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма. В области правотворческой деятельности выделяют в качестве основополагающей способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. В области оперативно-служебной деятельности в

приоритете — способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав и др. [3]. Спектр компетенций достаточно обширен, поэтому мы, не претендуя на глобальность охвата проблемы, остановимся лишь на некоторых аспектах их формирования и развития.

В целях оптимизации практико-ориентированного обучения и в соответствии с реализацией компетентност-ного подхода, отвечающего требованиям ФГОС третьего поколения, закрепления знаний и умений, полученных в период теоретического обучения, а также отработки действий в чрезвычайных ситуациях, возникающих при осложнении обстановки, в учреждениях УИС проводятся комплексные межкафедральные учения (далее — КМУ). Не исключение и высшие учебные заведения ФСИН России, где доминирующим фактором учебного процесса должно стать практико-ориентированное обучение. Нельзя не согласиться с мнением, что «существующая практика подготовки специалистов для пенитенциарных учреждений не обеспечивает в должной мере решения новых задач, для этого необходимы планомерные усилия по организации обучения этой категории кадров с учетом требований, предъявляемых сегодня к профессиональным способностям и личным качествам

специалистов, связанные, прежде всего, с подготовленностью принятия профессиональных решений в экстремальных ситуациях»[1, с. 3].

Сущность КМУ состоит в том, чтобы обучаемые выполняли свои функциональные обязанности по управлению группами на фоне конкретной, непрерывно изменяющейся обстановки; также они направлены на развитие слаженности и повышения оперативности работы будущих сотрудников УИС. Перед курсантами ставится задача совершенствования навыков организации служебной деятельности в любых условиях обстановки, в том числе при чрезвычайных ситуациях. Поскольку КМУ являются комплексным мероприятием, то и подготовительная работа осуществляется в комплексе. В содержании дисциплин разных кафедр предусмотрены дидактические единицы, работающие на перспективу. Методическое обеспечение каждой из составляющих учений так или иначе опирается на интерактивные формы и методы обучения.

На базе Кузбасского института ФСИН России комплексные межкафедральные учения проводятся на протяжении последних трех лет, поэтому представляется возможным обобщить опыт проделанной работы за 20132015 гг. На первом этапе (2013 г.) перед организаторами учений стояла задача — дать оценку учений в целом, т. е. отрабатывались элементарные формы взаимодействия курсантов в условиях, приближенных к служебной деятельности (общий балл за учения составил 3,2). В соответствии с рекомендациями центрального аппарата ФСИН России на втором этапе (2014 г.) решалась задача: работа в группах, имитирующих функционирование отдельных структурных подразделений (средний балл по результатам учений составил 3,6). Для того чтобы дать оценку работы каждого курсанта, в 2015 г. работодатель усложнил задачу. План учений был ориентирован на отработку навыков работы в

микрогруппах по 5-6 человек (средний балл — 3,9).

С каждым годом цели и задачи комплексных межкафедральных учений усложняются в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, более того, работодатель предписывает проводить оценку каждого обучающегося на предмет формирования заявленных во ФГОС профессиональных компетенций. Перед началом учений с курсантами проводится входящее тестирование, определяющее уровень остаточных базовых знаний. На завершающем этапе учений также проводится итоговый тест. Подобная организация КМУ позволяет проследить динамику качества образования. В предстоящем году работодатель предписывает включить в задачу комплексных межкафедральных учений оценочный показатель обучающихся по исполнению обязанностей дежурного помощника начальника колонии (ДПНК).

Проведение КМУ осуществляется в несколько этапов: каждый из этапов учений включает содержательно значимые элементы, требующие отдельной отработки на практике. На подготовительном этапе важным будет умение работать в малых группах, тем более что вышеуказанная форма организации КМУ предполагает умение организовать работу курсантов в малой группе, а именно — в дискурсе «руководитель-подчиненный» занять посильную позицию (или выбрать роль). Некоторые участники КМУ будут чувствовать себя достаточно комфортно в роли исполнителя и будут хорошими исполнителями, другие, более требовательные курсанты легко справятся с ролью руководителя группы (здесь, чаще всего, срабатывает принцип формальный/неформальный лидер, т. е. каждый может реализовать свои амбиции). Главное, что подобная работа направлена на достижение поставленной работодателем цели (результата). Выбранный «руководитель» каждой малой группы берет на себя формирование мотивации к

решению поставленных задач, распределяет «роли-обязанности» в группе, принимает решения. В целом вся группа способна самостоятельно справиться с латентными конфликтными ситуациями при решении общей профессиональной задачи.

Опыт работы курсантов малыми группами в процессе обучения может быть эффективно использован и при проведении КМУ. Навыки такой работы формируются в курсе «Профессиональная этика и служебный этикет», в содержание которого включены темы, предполагающие формирование навыков работы в коллективе с учетом экстремальной ситуации (тема 7 «Моральный фактор и моральный выбор в деятельности сотрудников УИС», тема 8 «Нравственные отношения в служебном коллективе»). В рамках этих тем рассматриваются такие важные вопросы, как нравственные факторы и условия эффективной деятельности служебных коллективов УИС, стили руководства служебным коллективом, этика взаимоотношений руководителя и подчиненного, моральный выбор в ситуациях риска. Цели изучения дисциплины и методика организации занятий по дисциплине разрабатываются с учетом отдаленной перспективы, чтобы в дальнейшем курсант мог ориентироваться в сложившейся служебной обстановке (например, при выполнении тактических задач КМУ).

На первом этапе осуществляется проверка готовности путем сбора курсантов и привлекаемых на учение участников «сбор по тревоге». После этого личному составу вручается или озвучивается тактическое задание, доводится замысел учения, участники (курсанты) распределяются по группам («игровым коллективам»,) внутри группы назначается руководитель, в каждой группе проводится тестирование на знание законодательства и основных положений по теме комплексного межкафедрального учения. До каждой группы доводятся вводные и предостав-

ляется необходимое время, которое соответствует реальному объему выполняемых задач. Руководители и посредники изучают и анализируют работу и действия руководителя группы по принятию решений, планирование и постановку задач подчиненным в группе. Главное внимание обращается на умение курсантов организовать и спланировать действия групп, своевременно выполнить поставленные задачи. Отработка замысла комплексного межкафедрального учения осуществляется непрерывно на основе решений, принятых руководителями групп и отданных ими распоряжений.

На втором этапе учения курсанты проверяются на выносливость путем проведения марш-броска в полной экипировке. При этом они выполняют свои функциональные обязанности, предусмотренные штатной структурой исправительного учреждения при несении службы в роли дежурной смены и караула, в повседневной деятельности, а также при получении вводных о происшествиях, а посредники оценивают деятельность всего состава курсантов. В ходе учения посредники не должны навязывать курсантам свои решения и необоснованно отвергать уже принятые.

На этапе оформления необходимой документации в ходе учений осуществляется контроль остаточных знаний по ранее изученным дисциплинам («Делопроизводство и режим секретности», «Русский язык в деловой документации»). Проверяется реализация компетенций в области оформления служебных документов (тема 2 «Правила составления и оформления документов. Виды документов в УИС»), сформированных ранее (1 курс).

Захват и удержание заложников, например, эффективно отрабатывается при использовании методики деловой и ролевой игры с участием как преподавателей юридических дисциплин, так и «гуманитариев» (педагоги, психологи). Этот этап включает как педагогические и психологические знания, так и умение

осуществлять ведение деловых переговоров, т. е. помимо хорошей физической подготовки курсанты должны показать коммуникативные навыки (общение с разными категориями граждан).

Профессорско-преподавательский состав института успешно осуществляет внедрение методики деловой игры на учебных занятиях по разным дисциплинам. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют воссоздать в реальности конкретную служебную ситуацию. Содержания деловой игры носит максимально практико-ориентированный характер. Подобным образом в учебный процесс вводится элемент соревнования, который позволяет достичь цели обучения и способствует формированию профессиональных компетенций курсантов. Важнейшая роль в проведении подобного рода занятий отводится организации рефлексии, когда курсанты совместно с преподавателем анализируют ход и результаты игры.

Особенности проведения деловой игры в образовательном процессе ведомственного вуза представлены в «Методических рекомендациях по проведению учебных занятий в активных и интерактивных формах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России», утвержденных 21 июня 2012 г. Согласно позиции разработчиков методических рекомендаций, деловая игра представляет «моделирование разнообразных условий профессиональной деятельности, воспроизведение реальных жизненных ситуаций в игровой форме» [2, с. 5]. Отличительной особенностью деловой игры является активизация познавательной деятельности обучающихся, учебно-познавательной направленностью, ориентированной на конечный результат, что отвечает требованиям ФГОС ВПО. Работа в данном направлении начинается на первых курсах обучения в ведомственном вузе при изуче-

нии дисциплин гуманитарного цикла («Иностранный язык», «Философия», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Логика», «Русский язык в деловой документации»). Как показывает практика, курсанты демонстрируют явный интерес при выполнении какой-либо практико-ориентированной роли, направленной на решение задач, связанных с будущей служебной деятельностью. На старших курсах навыки работы с использованием методики деловой игры закрепляются на практике. При проведении межкафедральных комплексных учений содержание деловой игры включает имитацию принятия решений в разнообразных практико-ориентированных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам (преследование преступника по горячим следам, работа ВРП, наблюдение, опрос, наведение справок, отождествление личности, применение ПТК АКУС). Это способствует не только отработке слаженности действий подразделений и совершенствованию практических

навыков участников учений при чрезвычайных обстоятельствах, но и формированию профессиональных компетенций, заявленных во ФГОС ВПО по соответствующей специальности.

Выполнение поставленных на КМУ задач способствует в полной мере реализации междисциплинарных связей на практике. Поскольку учения проводятся на старших курсах, то имеется возможность при их оценке выявить эффективность освоения многих дисциплин по остаточному принципу: что усвоено лучше, какие знания перешли в разряд профессиональных навыков? Для достижения этой цели необходимо детально продумать методику оценки проводимых учений.

Одной из важных составляющих в подведении итогов комплексных межкафедральных учений должна стать детализация критериев оценок. Из педагогического опыта авторов известно, что самыми существенными (грубыми)

ошибками являются ошибки, на первый взгляд незначительные (как, например, при оформлении документа — незнание размера полей, необходимых для конкретного вида документа реквизитов). При оформлении служебной документации, как в любой другой сфере деятельности, имеются правила-постулаты, но также есть и факультативные правила, допускающие вариативное использование. Оформление реквизитов документа — это демонстрация фундаментальных знаний изученного материала, в то время как содержательная (распорядительная) его часть может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации.

В рекомендациях по разработке критериев оценок учений не совсем четко проговаривается оценка результатов работы курсантов: «Обучаемый правильно и грамотно составляет документы — оценка "5"». Обучаемый правильно и грамотно составляет документы и допускает незначительные ошибки при составлении документов — оценка "4"». Обучаемый правильно и грамотно составляет документы и допускает существенные ошибки при составлении документов — оценка "3"». Обучаемый испытывает затруднения при составляет документов и допускает значительное количество ошибок — оценка "2"» [5]. Возникает вопрос, что подразумевается под формулировкой «правильно и грамотно», «незначительные ошибки», «существенные ошибки», какое количество ошибок считать значительным? Оценка «5» предполагает безошибочное и безупречное оформление документации с соблюдением правил орфографии, синтаксиса и морфологии — это и является грамотностью. Правильность — это все-таки реализация собственно профессиональных компетенций, а именно — контроль усвоения основных регламентирующих документов в этой области [4]. «Незначительные ошибки» могут касаться вариативных аспектов в содержательной части документа. Их количество может варьироваться от од-

ной до трех — оценка «4». «Существенные ошибки» касаются знания обязательных реквизитов, правил орфографии и пунктуации, согласования лексических единиц в тексте основной части документа. Количество их может варьироваться от трех до шести на оценку «3». Более этого количества ошибок и до семи оцениваться должно на неудовлетворительную оценку. Подобная конкретизация оценок данного этапа КМУ позволит составить более объективную и детальную картину результатов проделанной работы, мотивирует курсантов с большей внимательностью и ответственностью отнестись к этой части учений.

Важной частью подведения итогов учений является детальный разбор деятельности всех подразделений. Вопрос уточнения содержательного компонента подведения итогов остается до сих пор открытым, так как каких-либо четких рекомендаций не имеется, поэтому практическим работникам ведомственных вузов приходится опираться на собственный опыт работы с личным составом. При анализе проведенных учений имеется возможность выявить и проанализировать допущенные ошибки и пути их дальнейшего устранения, отработать организацию последующих учений, поставить соответствующие задачи перед педагогическим коллективом. Проведение анализа должно строиться на сравнительном анализе основных моментов самих учений: «как должно было получиться» и «что реально получилось/не получилось», «по каким причинам», «какие факторы мешали», «какие способствовали выполнению поставленных задач», «какова роль человеческого фактора»? При анализе итогов проведения КМУ предлагается использовать методику организации дискуссии или круглого стола, когда все участники (в том числе и курсанты) будут приводить аргументированные высказывания по факту проведенных учений. Организация рефлексии поможет курсантам переосмыслить проведенные

учения, изнутри увидеть проблемы и кафедральные учения, как показывает

собственные ошибки в процессе кон- практика, являются одной из эффектив-

структивного диалога. Поскольку ком- ных форм обучения, гарантирующих

плексные оперативные учения являются формирование профессионально компе-

формой совместного обучения всех ка- тентного выпускника ведомственного

федр института, то и при подведении вуза. В целях повышения эффективно-

итогов должны принимать участие сти организации и оценки КМУ педаго-

представители всех задействованных гическим коллективом Кузбасского ин-

кафедр с целью совершенствования ститута ФСИН России систематически

собственного педагогического мастер- применяются интерактивные методы

ства и корректировки методической ра- обучения (деловая игра, работа малыми

боты структурных подразделений ин- группами, круглый стол, дискуссия и

ститута. др ), что соответствует требованиям

Таким образом, комплексные меж- ФГОС ВПО.

Литература

1. Киселев М. В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений в системе непрерывного образования : автореф. ... канд. пед. наук. — Томск, 2007. — 23 с.

2. Методические рекомендации по проведению учебных занятий в активных и интерактивных формах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. — М., 2012. — 11 с.

3. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» (квалификация (степень) «специалист»): приказ Минобрнауки России от 14.01.2011 № 20.

4. О внесении изменений в приказ ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»: приказ ФСИН России от 31.10.2013 № 615.

5. О проведении комплексного оперативного учения в 2015 г. с курсантами 5 курса учебно-строевого подразделения факультета правоохранительной деятельности, обучающихся по специальности 030501.65 — «Юриспруденция», квалификация — юрист: приказ ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России от 16.04.2015 № 150.

Сведения об авторах

Баров Юрий Анатольевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры организации режима и надзора в уголовно-исполнительной системе. E-mail: [email protected] Реймер Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат филологических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования. E-mail: [email protected]

Information about authors

Ba^v Yuriy Anatoljevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the head of the department of organization and supervision regime. E-mail: kifsin_orln@mail. ru

Reymer Olga Aleksandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), associate professor of the Chair of the Humanities, Social-Economic and Natural

Sciences, candidate of philology, associate professor, honorary worker of higher education. E-mail: [email protected]

УДК 378:343.85

В. Б. Дворцов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года уделяется особое внимание к подготовке персонала исправительных учреждений. Сотрудники уголовно-исполнительной системы наряду с общими профессиональными качествами должны обладать и соответствовать ряду специальных требований, среди которых требования о профессиональной компетентности.

Особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС обусловливают необходимость наличия еще одного из требований к подготовке курсантов — формированию достаточного уровня готовности к применению имеющихся знаний, умений и навыков в служебной деятельности. В статье рассматриваются вопросы формирования готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к обеспечению режима в исправительных учреждениях. На основе анализа результатов проведенных исследований автором формулируется понятие «готовность курсантов к обеспечению режима», доказывается необходимость ее формирования в процессе обучения, обозначаются ее компоненты и уровни.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; образовательные организации; ФСИН России; формирование готовности; обеспечение режима.

V. B. Dvortsov

THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF READINESS OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL

PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA TO THE REGIME IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The Concept of development criminally-executive system of the Russian Federation until 2020 a special attention is paid to the training of correctional staff. Employees of criminally-executive system, along with general professional qualities and meet certain specific requirements, including the requirement of professional competence.

Peculiarities of professional activities of the prison staff require the presence of another one of the requirements for the training of cadets — the formation of a sufficient level of readiness to use knowledge, skills and abilities in the performance. In the article the questions of formation of readiness of cadets of educational institutions of the Federal penitentiary service of Russia to the regime in correctional institutions are considered. Based on the analysis of the results of the research, the author formulates the notion «the willingness of students to the regime» proved the necessity of its formation in the learning process, indicated its components and levels.

© Дворцов В. Б., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.