УДК 378
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН ЕВРОПЫ
© 2015 Е. А. Тимофеева
Аннотация. В данной статье автор предпринимает попытку рассмотреть особенности пенитенциарных систем ряда стран Европы и проанализировать организацию профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарных систем ФРГ, Австрии, Франции, Чехии, Швейцарии, Польши.
Ключевые слова: пенитенциарная система, тюрьма, заключенный, тюремный персонал, профессиональная подготовка, реабилитация, ресоциализация.
ABOUT PROFESSIONAL STAFF TRAINING OF THE PENITENTIARY SYSTEMS OF CERTAIN EUROPEAN COUNTRIES
© 2015 E. Timofeeva
Summary. In this article the author makes an attempt to consider features of penal systems of a number of the countries of the Romano-German legal family and to analyze the organization of vocational training of employees for penal systems, paying attention to contents of the program training the in the FRG, Austria, France, Czech Republic, Switzerland, Poland.
Keywords: penal system, prison, prisoner, prison personnel, vocational training, rehabilitation, re-socialization.
Усилившаяся тенденция взаимовлияния опыта пенитенциарного образования, а также доля в нем общего в каждой отдельной стране повышают целесообразность и возможность ассимиляции передового зарубежного опыта с целью подготовки сотрудников для УИС России. Провозглашенный в Федеральном законе «Об образовании» принцип интеграции отечественного образования в мировое пространство, а также предусмотренное Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.1 развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств делают значимыми изучение и возможность использования зарубежного опыта пенитенциарного образования при разработке путей совершенствования профессионального образования в вузах ФСИН России2.
В странах Западной Европы существует ряд учебных заведений, где осуществляется профессиональная подготовка сотрудников различных категорий для пенитенциарной системы. Будучи ограниченными рамками данного исследования, рассмотрим особенности профессиональной подготовки сотрудников отдельных стран Европы, среди которых Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Польша.
В ФРГ государственную политику превенции преступлений, международное европейское сотрудничество и задачи общего отправления правосудия осуществляет Министерство юстиции, являющееся федеральным органом исполнительной власти. Один из 6 директоратов Федерального министерства юстиции ФРГ решает общеправовые вопросы в сфере исполнения уголовных наказаний.
По данным статистики в 2013 г. на территории Германии насчитывалось 186 тюрем, из них закрытых (категория «А») - 171 тюрьма, открытых (категория «В») - 15. В ФРГ ежегодно рассчитывается стоимость содержания одного заключенного. Каждая федеральная земля самостоятельно выделяет в своем бюджете определенную сумму на их содержание. В 2010 г.
1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распор. Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. (в ред. распор. Правительства РФ от 31 мая 2012 г. № 874-р).
2 Тимофеева Е. А. Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: монография. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. - С. 215.
расходы на содержание одного заключенного в среднем по стране составляли в день 94,28 евро, то есть в год содержание одного заключенного обходится государству в среднем более 34 400 евро (около 26 400 евро в Баварии и 54 260 евро в Гамбурге)3.
В обслуживании заключенных задействовано почти 40 тысяч единиц персонала: охранники, медики, преподаватели предметов и ремесел и другие4. Сотрудники уголовно-исполнительной системы делятся на 4 основные категории. К первой относятся представители управленческого звена, имеющие, как правило, университетское образование. Это юристы - работники Министерства юстиции, региональных управлений, начальники тюрем и их заместители. Вторая категория представлена психологами, социальными работниками, педагогами т.д., специалистами, имеющими высшее профессиональное образование. Третью категорию составляют работники общей службы исполнения наказаний со средним или высшим специальным образованием, так называемые униформированные сотрудники (униформа лишена военной атрибутики: погон, кокард, эмблем и золотистых пуговиц). К четвертой категории относятся мастера производственного обучения и технический персонал5.
В федеральной земле Бавария функционируют 36 исправительных учреждений (21 основное ИУ и 15, подчиненных основным ИУ), а также 6 учреждений для содержания несовершеннолетних правонарушителей. Наряду со штатными единицами к исправительному учреждению могут быть прикреплены и такие внештатные сотрудники, как врачи, священники, психологи, учителя. Это объясняется тем, что существующая численность осужденных не оправдывает введение новых штатных единиц. Аттестованный персонал по надзору, социальному обслуживанию и обеспечению осужденных не только отвечает за порядок и безопасность исправительного учреждения, но и участвует в разработке реабилитационных мероприятий. В обязанности персонала, занятого в сфере обучения и трудовой деятельности осужденных, входит управление или участие в выполнении работ в производственных цехах, контроль за работой осужденных, их обучение на предприятиях и в учебно-производственных мастерских.
С целью подготовки и переподготовки служащих в г. Штраубинг в 1980 г. было создано высшее учебное заведение государственного управления и судопроизводства Баварии - Баварская школа правосудия. В Школе правосудия готовят сотрудников исправительных учреждений следующих уровней: сотрудники по надзору, социальному обслуживанию и обеспечению осужденных; сотрудники для обучения и контроля за трудовой деятельностью осужденных; консультанты административного здания исправительного учреждения. Необходимые теоретические знания в данном специализированном учебном заведении получают также заместители начальников исправительных учреждений (как правило, начальники отделов). Их практическое обучение идет на базе различных исправительных учреждений. Срок подготовки персонала на должности по надзору, социальному обслуживанию и обеспечению осужденных и сотрудников для обучения и контроля за их трудовой деятельностью составляет 20 месяцев, консультантов и сотрудников административного здания исправительного учреждения - 2 года.
Помимо этого ежегодно на территории Баварии и за ее пределами повышают квалификацию около 2000 сотрудников системы осуществления правосудия (180-200 мероприятий в год). В Баварии ежегодно организуются в среднем около 120 курсов повышения квалификации, в которых принимают участие до 1900 сотрудников. К ним относятся: основные и дополнительные курсы для сотрудников по надзору, социальному обслуживанию и обеспечению осужденных; курсы контроля и слежения; особые учебные курсы по ведению переговоров, решению задач управления, проблемам обучения; курсы для сотрудников, работающих с осужденными,
3 Быков А. В. Особенности пенитенциарных систем США, ФРГ, Франции, Великобритании // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института. - 2014. - № 2. - С. 30-34.
4 Павлов А. Gefängnis: тюрьмой и не пахнет. 23.10.2013. - Режим доступа: http: //germania-online.ru /publikacii/ehkspert/expertdetail/datum/2010/11/18/gefaengnis-tjurmoi-i-ne-pakhnet.html.
5 См.: Миссия, структура и организация деятельности пенитенциарных учреждений современной Европы (обзор зарубежного опыта): аналитический обзор / А. М. Бобров, О. А. Иванова, А. В. Степанов, Ю. В. Шилов. - Пермь: Пермский институт ФСИН России, 2013. - С. 41.
находящимися под следствием и ожидающими вынесения решения суда; курсы по социальной терапии и реабилитационной помощи осужденным; особые учебные курсы для сотрудников, работающих с несовершеннолетними осужденными, осужденными-наркоманами, а также социально опасными и трудными осужденными; учебные курсы по самообороне; курсы для инструкторов физкультуры и т.д.; специальные учебные курсы проводятся и для сотрудников, имеющих квалификацию и занятых в сфере обучения и трудовой деятельности осужденных6.
Кандидаты на службу должны обладать определенными умственными, психическими и физическими качествами (минимальный рост мужчин должен быть не менее 160 см, женщин - 155; избыток веса не должен превышать 10 % от нормы).
Вызывает интерес опыт профессиональной подготовки специалистов для пенитенциарной системы в федеральной земле Саксония7. В основанном в 1992 г. Специальном высшем учебном заведении Саксонского управления (г. Мейсен) осуществляется обучение как руководящего состава службы исполнения наказаний, так и рядовых сотрудников. При приеме на учебу претенденты проходят многоуровневый отбор Саксонским государственным министерством юстиции. Необходимо иметь немецкое гражданство (в соответствии со ст. 116 Конституции) или гражданство другого государства - члена Европейского Союза и документ об окончании соответствующего учебного заведения (институт/колледж). Кроме того, в момент поступления кандидат должен быть не старше 31 года.
В вышеуказанном высшем учебном заведении ведется подготовка высококомпетентных должностных лиц, способных осуществлять службу во всех сферах исправительного учреждения исполнения наказаний, а именно: 1) начальников отдела в исправительном учреждении; 2) начальников производственной деятельности; 3) начальников по экономическому управлению; 4) начальников отдела строительства.
Обучение, длящееся 3 года, состоит из 2 блоков: теоретического и практического. Теоретические разделы изучаются в специальном высшем учебном заведении юстиции по направлению «Исполнение наказания» в Бад-Мюнстерайфель (Северный Рейн-Вестфалия). Практическое обучение проходит в пенитенциарных заведениях Саксонии. В отличие от других колледжей и университетов ФРГ при завершении учебы специалист получает отзыв со службы и жалованье.
Помимо руководящего состава в данном учебном заведении ведется подготовка сотрудников исправительных учреждений общей тюремной службы. Сотрудники пенитенциарной системы осуществляют надзор, уход и поддержку заключенных во время их содержания под стражей. В то же время эти сотрудники несут ответственность за обеспечение личных нужд и решение проблем заключенных. Например, они решают следующие задачи: 1) обеспечение безопасности: осмотр камер, контроль при посещении заключенного родственниками и иными лицами, проверка почты, мониторинг заключенных во время работы и отдыха, сопровождение заключенных на образование и представления (просмотр фильмов); 2) уход и лечение: распределение еды, организация досуга, участие в групповых обсуждениях и терапии, участие в планировании и исполнении отбывания наказания, своевременная и полная подготовка к освобождению; 3) решение проблем поддержания и развития контактов заключенных с их семьями и друзьями, а также организация вежливого приема посетителей у ворот учреждения.
В общую тюремную службу Саксонии могут быть устроены лица с 18 до 35 лет (как и инвалиды до 40 лет), имеющие высшее образование (эквивалентный или профессионально-квалификационный уровень образования), физически здоровые и психически устойчивые.
Процесс обучения сотрудников исправительных учреждений длится 24 месяца. Теоретическое обучение занимает от 8 до 12 недель. В план обучения включены правовые и гуманитарные науки, этические основы взаимодействия с заключенными и методы деэскалации конфликтов. Особое место занимают спортивные занятия. Изучение вышеперечисленных дисциплин способствует освоению основ профессионального мастерства будущим сотрудником пенитенциарной системы.
6 Официальная статистика тюремной системы Германии, 2010. - Режим доступа: http://www.destatis.de.
7 Правосудие в Саксонии. - Режим доступа: http://www.justiz.sachsen.de/content/3223.htm.
Обобщая вышесказанное, отметим, что немецкую модель подготовки кадров отличают наличие в содержании обучения, независимо от специализации, общих образовательных компонентов; основательность базовой подготовки; сбалансированность теоретических и практических занятий, проводящихся на базе отдельных пенитенциарных учреждении; логическая последовательность и преемственность уровней образования; обязательное дополнительное обучение перед назначением на новую должность и т.д. Достаточно жесткой в Германии является система контроля. Так, пропуск занятий даже по уважительной причине может повлечь исключение из учебного заведения или требование повторить курс. Экзаменационная система контроля качества усвоенных знаний зачастую осуществляется группой экзаменаторов, опрашивающих каждого учащегося в течение 2-3 часов, что исключает протекционизм. По результатам экзамена обучающиеся получают отзыв. Однако несмотря на полученное образование, на основе учета существующих потребностей в персонале учреждений, на работу принимаются наиболее квалифицированные кадры (показавшие наиболее высокие результаты при обучении). В дальнейшем сотрудники, непосредственно работающие с заключенными в отделениях тюрем, подразделяются на надзирателей и их помощников, ассистентов, секретарей, старших, первых и главных секретарей юстиции. Прохождение государственной службы на испытательном сроке не гарантирует дальнейшего трудоустройства.
Рассматривая опыт профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной службы Австрии, отметим, что пенитенциарная система в данной стране является составной частью Министерства юстиции. Непосредственный контроль за работой службы осуществляет Директорат тюрем, в состав которого входят 5 управлений с общей численностью личного состава 70 человек. Кроме того, в Министерстве юстиции создан департамент, который осуществляет руководство тюремной системой и непосредственно подчиняется министру юстиции.
В состав пенитенциарной службы Австрии входит 27 учреждений исполнения наказаний, из них 17 следственных изоляторов, 6 тюрем (в т.ч. одна для содержания осужденных женщин) и 4 специальных учреждения для содержания несовершеннолетних, а также осужденных, имеющих психические отклонения, проблемы с алкогольной и наркотической зависимостью. Помимо этого, есть 18 участков сельскохозяйственного назначения .
Бюджет системы формируется на 3 года с последующей ежегодной корректировкой. При этом правительством принят ряд специальных государственных программ - например, до 2022 г. действует 10-летняя программа по модернизации и переоборудованию следственных изоляторов.
Персонал пенитенциарной системы Австрии насчитывает 4050 человек, соотношение персонала к осужденным - 1 к 2,3. Средняя заработная плата среднего начальствующего состава составляет 2200 евро, младшего начальствующего состава - 1800 евро, социальных гарантий нет. Пенсионный возраст для аттестованного персонала - 60 лет, для неаттестованного - 659.
Сотрудники подразделяются на следующие разряды: управленческое звено, тюремные офицеры, медики, юристы, психиатры, психологи, зубные врачи, работники сферы социальных услуг, медицинские сестры, учителя и инструкторы, капелланы.
На работу принимаются лица, которые имеют среднее образование и прошли военную службу, возрастной диапазон - от 20 до 40 лет. При оформлении на работу кандидат проходит собеседование и тесты по математике, пишет диктант и сдает нормативы по физической подготовке, а также проходит психологическое тестирование10.
После принятия на службу работник направляется для прохождения начальной подготовки в Академию юстиции. Курс обучения составляет 1 год. Служба тюремной охраны подчиняется непосредственно министру юстиции. Ее обязанность - обеспечение охраны ис-
8 Шульгина А. Тюрьма европейского образца // Судебно-юридическая газета. - № 39 (207). - 3.10.2013. - Режим доступа: http://sud.ua/newspaper/2013/10/03/55388-tyurma-evropejskogo-obraztsa/print (дата обращения: 18.05.2015).
9 Там же.
10 Там же.
правительных центров и заключенных тюрем, наряду с работой в различных учреждениях пенитенциарной системы, например, в тюремных мастерских11.
Рассматривая опыт профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарной службы Австрийской республики, отметим, что обучение в основном ведется в ведомственной школе подготовки сотрудников тюремной службы Федерального министерства юстиции Австрии в г. Вена и в Центре повышения квалификации для сотрудников исправительных учреждений. Теоретические занятия чередуются или идут параллельно с практической подготовкой непосредственно в пенитенциарном учреждении.
Обучение специалистов в Венской школе начинается трехмесячной теоретической подготовкой, включающей изучение нормативно-правовых актов, служебной документации и психологических дисциплин. Затем следует 9-месячная практическая деятельность слушателя в исправительном учреждении, сопровождающаяся подготовительными курсами в школе тюремной службы на протяжении 3 месяцев. Практика заканчивается итоговым экзаменом. К самостоятельному исполнению служебных обязанностей сотрудник приступает только спустя 12 месяцев после приема на службу12.
Через 4 года службы сотрудники могут быть назначены на должность тюремного офицера. Спустя 6 лет службы офицеры могут повысить свой разряд, однако в этом случае они должны пройти 4-месячные курсы повышения квалификации в колледже тюремной службы, а потом сдать экзамен.
В 2005 г. на базе школы тюремной службы и центра повышения квалификации была создана Академия пенитенциарной службы Австрии.
Персонал высшего управленческого звена тюремных учреждений подбирается, как правило, из специалистов, прошедших государственную гражданскую службу. Они должны иметь университетское образование, пройти обучение в Академии тюремной службы и один год практики в тюремном учреждении. Кандидаты на руководящие посты во время 2-го года обучения проходят интенсивную профессиональную подготовку, которая охватывает различные аспекты исполнения наказаний. По окончании академии кандидаты должны сдать экзамен, и только после этого они могут быть назначены руководителями.
Управление всеми местами заключения во Франции сосредоточено в ведении Министерства юстиции, в составе которого создана специальная дирекция пенитенциарной администрации. Управление пенитенциарными учреждениями является одним из 5 направлений деятельности Министерства юстиции Франции, при котором создан Высший совет пенитенциарной администрации. Возглавляет пенитенциарную систему директор пенитенциарной администрации13.
В стране функционируют 188 пенитенциарных учреждений; медицинское учреждение для осужденных; 102 службы реабилитации и пробации; служба пенитенциарной занятости и Национальная школа пенитенциарной администрации14. Заключенные содержатся, как правило, по одному человеку в камере, однако из-за нехватки мест иногда и по двое. Министерство юстиции Франции строит новые тюрьмы за счет средств частного капитала, что позволяет решить проблему переполнения тюрем и создания для лиц, содержащихся в них, нормальных условий отбывания наказаний.
Подбор высококвалифицированного персонала для пенитенциарной системы - одна из актуальных проблем кадровых подразделений Франции. В 1989 г. в стране был создан Национальный совет обучения тюремного персонала, который занимается разработкой основных направлений в обучении, где особое внимание уделяется вопросам юридической подготовки, здравоохранения, обеспечения безопасности, менеджмента, компьютерной грамотности и др.15
11 Австрия. Служба тюремной охраны. - Режим доступа: http://polis.osce.org/countries/details.
12 См.: Доттер-Шиллер К. Зарубежный опыт исполнения наказаний // Уголовное наказание: правовая идеология, законотворчество и пенитенциарная практика: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Вологда: Вологодский институт права и экономики Минюста России, 2004. - Ч. 1. - С. 83-84.
13 Слепцов И. В. Пенитенциарная система Франции (краткий обзор) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 2. - С. 39.
14 Там же.
15 Александров Ю. Отбывание уголовного наказания во Франции и в России. Краткий сравнительный обзор // Тюрьма: интернет-приложение к журналу "Индекс". - Режим доступа: http://index.org.ru/turma/ft/po/020527-3.htm// (дата обращения: 15.02.2015).
Служба в системе считается достаточно престижной и высокооплачиваемой, поэтому среди желающих проводится тщательный конкурсный отбор16. К примеру, месячное жалованье директора региональной пенитенциарной администрации составляет от 3064 до 4659 евро, сотрудника отдела охраны - от 1 284 до 1983 евро. Кроме того, служащие пенитенциарной системы имеют право на различные социальные льготы, получение беспроцентных займов на приобретение недвижимости, право на отдых детей или всей семьи в центрах досуга или в учреждениях гостиничного типа и т. д. Сотрудники тюрем приглашаются на работу в основном через рекламные агентства17. В стране всего одна специальная Национальная школа пенитенциарной системы18, готовящая тюремную администрацию.
Первоначально это была Школа подготовки персонала для пенитенциарной администрации (ШПППА) и находилась в городках Альзаса (сначала в Альбэ, потом в Обернэ) (1945). Потом она была преобразована в Школу пенитенциарной администрации и с апреля 1965 г. находилась в Плеси-ле-Комт во Флери-Мероги (департамент Эссоны). 20 июля 1977 г. она стала Национальной школой тюремной администрации. В 90-е гг. прошлого века руководство пенитенциарной системы рассматривает подготовку кадров как главную задачу. С этой целью задумывается структурная и педагогическая реорганизация обучения в НШТА. После переезда в г. Ажен в августе 2000 г. и преобразования в государственное административное учреждение в подчинении Министерства юстиции в декабре 2000 г. школа увеличила набор с 2005 г. после строительства новых корпусов. Один из них (площадью 1850 кв. м) предназначен для проведения практических занятий, обучения новым методам профессионального мастерства посредством подробного воссоздания тюремной обстановки и помещений: одиночные камеры, имитационные подступы и т.д.
Ежегодно школа готовит 3500 выпускников для всех уровней французской пенитенциарной системы, в том числе 2500 выпускников высококвалифицированного (повышенного) контингента. При обучении студенты имеют право пользоваться развитой службой документации (партнер Национальной библиотеки Франции); бесплатным общежитием.
Подготовка предполагает сочетание теоретического и практического обучения, что приводит к эффективным результатам, так как соответствует высоким стандартам Европейских пенитенциарных правил19.
Обучаемые категории: 1) руководящий состав: начальники тюремных учреждений (подготовка - 1 год, стаж - 1 год); 2) персонал для контроля (категории В и С командующего списка, подготовка от 6 месяцев до 1 года); 3) персонал для служб восстановления и пробации (помощники и руководители); 4) административный персонал (секретари и помощники); 6) технический персонал (технический директор, техники и их помощники); 5) специалисты информационных служб, кадровых аппаратов, спортивных инструкторов и т. п.). Только помощники не проходят данную подготовку, они назначаются сразу в пенитенциарные учреждения после окончания регионального административного института.
В школе расположено хранилище Габриэль-Тард, которое представляет собой информационный блок для обучающихся, исследователей, учеников и сотрудников пенитенциарной системы. Слушатели имеют доступ к фондам, но только для работы на месте. Центр исследований предлагает для свободного использования специализированную библиотеку по истории (2500 документов), которая содержит современный справочный материал по вопросам исполнения наказаний, криминологии, криминальной психиатрии, уголовной юстиции и известных процессов, преступления и преступников в средствах информации и литературе, а также публикации современных историков по данным вопросам. С июня 2007 г. работает цифровая библиотека20, насчитывающая 15 000 документов.
16 Официальный сайт Министерства юстиции Франции. - Режим доступа: http//www metiersjusticegouvfr.
17 КалужинаМ. Как «у них» утоляют кадровый голод // Преступление и наказание. - № 11/2014. - С. 68-69.
18 École nationale d'administration pénitentiaire (дата обращения: 15.02.2015).
19 Там же.
20 http://enap-mediatheque.paprika.net/enap1/// (дата обращения: 15.02.2015).
В Швейцарии, насчитывающей 168 учреждений исполнения наказания, которые рассчитаны в общей сложности на 6500 мест21, для работы в тюрьме отбираются люди, имеющие профессию или образование, полезные при соответствующей должности (например, социальный работник, психолог, юрист и др.), и обладающие жизненным опытом. Средний возраст составляет 30-35 лет, а пенсионный возраст наступает по достижении 65 лет. Работа в системе исполнения наказания в Швейцарии является достаточно высокооплачиваемой и престижной.
Персонал тюрем работает по контракту, заключаемому с кантоном22. В связи с тем, что возможности отдельных кантонов Швейцарии недостаточны для надлежащего обучения персонала учреждений исполнения наказания, кантоны объединились для создания единого Швейцарского учебного центра по подготовке персонала для учреждений исполнения наказаний (Фри-бург). После года работы отдельные сотрудники тюрем направляются на обучение в данный учебный центр. В среднем в течение года здесь проходят обучение до ста человек. Срок обучения -15 недель. Значительное внимание уделяется изучению юридических дисциплин и проблемам защиты прав человека. В курс обучения входят различные дисциплины, позволяющие персоналу наиболее эффективно работать с заключенными. Через 2 года лица, прошедшие обучение, направляются в учебный центр для повышения профессионального уровня. Однако обучение в центре не является обязательным условием работы в тюрьмах. Лица, обладающие достаточно высокой квалификацией и большим опытом, в центр обучения могут и не направляться23.
Обучение сотрудников пенитенциарной системы Швейцарии осуществляется также и в частных центрах подготовки, преподавательский состав которых формируется в основном из сотрудников правоохранительных органов. Выплата зарплаты, закупка оборудования, продовольствия и другие расходы, связанные с обучением, покрываются за счет самих обучающихся24.
В Чешской Республике уголовно-исполнительная служба носит название Тюремный надзор. В настоящее время все вновь принимаемые сотрудники 8 месяцев проходят основную профессиональную подготовку, включая практику (специальная подготовка), которая осуществляется непосредственно в пенитенциарных учреждениях.
Система повышения квалификации рассчитана на весь персонал, обучение по программе длится 15 (!) лет для каждого работника. Сама же программа состоит из 10 ступеней, первые из которых - это профессиональная (теоретическая) и специальная (практическая) базовая подготовка. Далее следует получение «аттестата зрелости», являющегося одним из условий приема на работу в тюрьму, и обучение в вузах для получения требуемой квалификации с целью занятия определенной должности. Основной ступенью программы повышения квалификации считаются организуемые Институтом образования курсы. Их содержание строится «на основе профессиональных требований и отражает актуальную ситуацию в пенитенциарной системе». Следом идут контакты с негосударственными организациями (напр., Penal Reform International) и учеба в рамках программы Европейского сообщества, затем стажировки за рубежом, контакты с зарубежными организациями. Высшая ступень программы повышения квалификации сотрудников чешской пенитенциарной системы - это послевузовская учеба, научно-исследовательская деятельность, печатные труды и лекции. Завершающей ступенью является «энвироментальное» воспитание, т.е. экологическое воспитание, воспитание социальной средой и различные мероприятия, осуществляемые в свободное время25. На наш взгляд, данная программа носит, скорее, гуманитарный, социально-научный характер и вряд ли может быть безоговорочно применима ко всем категориям служащих Тюремного надзора Чехии в полном объеме. Видится, что, например, «часовой третьего класса» без готовности, способности и иной мотивации к обучению едва ли пройдет даже чет-
21 См.: АндреасВ. Исполнение наказания и применение уголовно-правовых мер в Швейцарии в отношении совершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2005. - С. 43.
2 Кантон - это единица административно-политического деления. Всего в Швейцарии 26 кантонов, наделенных широкими полномочиями самоуправления, со своим правительством, законами и судом.
23 Батычко В. Т. Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право». - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007 // http://netprava.ru/ek/b23/7_1.htm (дата обращения: 20.07.2013).
24 Моторова Н. В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений // Ведомости УИС. - 2010.
- № 9. - С. 7-10.
25 Юзл М. Система повышения квалификации сотрудников пенитенциарных учреждений в Республике Чехии // Там же.
- С. 120-123.
вертую ступень (обучение в вузе). Хотя говорить о результатах, принесенных программой, начатой менее 10 лет назад, наверное, еще преждевременно. Однако опыт разработки и реализации таких программ заслуживает самого пристального внимания ученых и практиков26.
Выявляя положительное в профессиональной подготовке сотрудников для пенитенциарных учреждений, нельзя обойти вниманием опыт Польши, где специалистов для тюремной службы готовят 12 центров совершенствования кадров, Центр совершенствования кадров тюремной службы (г. Попов) и Главный центр подготовки сотрудников тюремной службы (г. Ка-лиш) (далее - Главный центр подготовки)27.
Согласно уставу о службе (далее - устав) работником «может стать польский гражданин с безупречной характеристикой, несудимый, пользующийся полностью публичными и гражданскими правами, имеющий не менее чем среднее образование, профессиональную квалификацию, физическую и психическую способность служить в вооруженной структуре»28. Исходя из положений устава сотрудники должны обладать определенной квалификацией, которая обеспечивается соответствующей профессиональной подготовкой, совмещенной с профессиональной деятельностью. На службу принимаются граждане, уже имеющие среднее или высшее профессиональное образование. Каждый претендент должен пройти два года подготовительной службы, которую можно сократить при наличии особых служебных достижений или продлить в случае объективных причин (например, болезни).
В тюремной службе Польши отсутствуют учебные заведения, предлагающие «общепрофессиональное образование». Система обучения кадров - трехуровневая и включает начальную (вводную) специальную подготовку, профессиональное образование и повышение квалификации. Вся система ведомственного образования направлена на переподготовку и специализированное образование будущих и действующих сотрудников пенитенциарных учреждений. При этом они обучаются по программам, различающимся по объему и содержанию в зависимости от предполагаемой должности, и существенная доля времени отводится на освоение правовых дисциплин, тактико-специальную и физподготовку. Все 3 уровня объединены процессом непрерывной и систематической профессиональной подготовки.
Начальная (вводная) специальная подготовка состоит из практики в тюремном учреждении (от 3 до 11 месяцев) и стационарного подготовительного курса в Главном центре подготовки. В ходе практики начинающий сотрудник знакомится с условиями и характером службы во всех отделениях, условиями безопасности согласно программе, за которую отвечает директор учреждения. После сдачи итогового экзамена будущий сотрудник направляется на подготовительный курс, который утвержден генеральным директором тюремной службы. Обучение ведется по 12 предметам (112 часов) независимо от того, на каком отделении потом придется работать. После обучения слушатели сдают экзамены. В случае неудачи на повторном экзамене кандидат признается непригодным к службе29. Вторую часть системы обучения составляют школы: унтер-офицерская, прапорщиков и офицеров. В унтер-офицерскую направляются лица со средним общим образованием, в школу прапорщиков - окончившие унтер-офицерскую школу, в офицерскую школу - лица с высшим образованием. Третья часть системы обучения ориентирована на повышение квалификации сотрудников, так как постоянно меняются общественные требования, международные стандарты, исполнительный за-
26 Шульгина А. Тюрьма европейского образца // Судебно-юридическая газета. - № 39 (207). - 3.10.2013. - Режим доступа: http://sud.ua/newspaper/2013/10/03/55388-tyurma-evropejskogo-obraztsa/print (дата обращения: 18.05.2015).
27 Пилявец Ю. Г. Система подготовки кадров для пенитенциарной системы Польши // Взаимодействие правоохранительных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по противодействию преступности и соблюдению прав человека: материалы Международной научно-практической конференции, 8 декабря 2006 г. - Псков: Изд-во Псков. юрид. ин-та ФСИН России, 2007. - С. 337-344.
28 Гавор К. Система обучения и повышения квалификации кадров в школах тюремной службы в Польше в 2004-2005 годах // Проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних: сборник материалов Международной научно-практической конф. (Вологда, 7 декабря 2005 г.): в 2 ч. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - Ч. 1. - С. 129-134.
29 Моторова Н. В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений // Ведомости УИС. - 2010. - № 9. - С. 7-10.
30
кон, уголовный закон, внутренние законы, распоряжения и правила , в связи с чем постоянное совершенствование профессиональной подготовки и развитие правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы являются обязательными. Подобная практика позволяет точечно решать задачи по подготовке специалистов, оперативно реагировать на потребности пенитенциарной системы и минимизировать потерю подготовленных кадров.
Профессиональная подготовка сотрудников тюремной службы Польши на каждом уровне образования носит все более специализированный характер с ярко выраженной практической направленностью31. Так, в рамках правовой подготовки сотрудники осваивают упражнения, имитирующие профессиональные ситуации, и решают их с позиции действующего законодательства. К таким упражнениям относятся тренинги по имитации конфликтных ситуаций, превентивному их преодолению; подготовке к выполнению различных служебных задач; развитию руководящих способностей.
Система контроля и оценки качества профессиональной подготовки сотрудников формируется на основании ответов сотрудников на вопросы анкет, разработанных для каждого учебного заведения. В учебных заведениях слушатели добровольно заполняют анкеты в рамках каждой из специальностей и на всех курсах по окончании учебы, отвечая на вопросы, касающиеся соответствия правовой составляющей данной дисциплины выполнению служебных задач, способа реализации учебного материала юридической направленности, атмосферы занятий, их динамики, методов и форм, применяемых преподавателем в ходе занятий32.
Отметим, что будучи ограниченными рамками данной статьи, мы дали весьма краткий анализ опыта организации профессиональной подготовки специалистов для пенитенциарных систем ряда стран Европы. Отдельные элементы вышеуказанного передового опыта могут быть успешно интегрированы в процесс совершенствования образовательного процесса вузов ФСИН России.
Библиографический список
Александров, Ю. Отбывание уголовного наказания во Франции и в России. Краткий сравнительный обзор [Электронный ресурс] / Ю. Александров // Тюрьма: интернет-приложение к журналу «Индекс». - Режим доступа: http://index.org.ru/turma/ft/po/020527-3.htm// (дата обращения: 15.02.2015).
Быков, А. В. Особенности пенитенциарных систем США, ФРГ, Франции, Великобритании / А. В. Быков // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института. - 2014. - № 2. - С. 30-34.
Калужина, М. Как «у них» утоляют кадровый голод / М. Калужина // Преступление и наказание. - № 11/2014. - С. 68-69.
Миссия, структура и организация деятельности пенитенциарных учреждений современной Европы (обзор зарубежного опыта): аналитический обзор / А. М. Бобров, О. А. Иванова, А. В. Степанов, Ю. В. Шилов. - Пермь: Пермский институт ФСИН России, 2013.
Моторова, Н. В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений / Н. В. Моторова // Ведомости УИС. - 2010. - № 9. - С. 7-10.
Тимофеева, Е. А. Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: монография / Е. А. Тимофеева. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013.
Фумм, А. М. Пенитенциарная система Франции / А. М. Фумм // Энциклопедия пенитенциарного права. - Самара, 2013.
Юзл, М. Система повышения квалификации сотрудников пенитенциарных учреждений в Республике Чехии / М. Юзл // Ведомости УИС. - 2010. - № 9. - С. 120-123.
30 Качмарек А. Основные критерии подбора и переаттестации сотрудников тюремной службы Польши и их роль в реализации уголовной политики // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: тезисы Международной научно-практической конференции (Вологда, 14-15 декабря 2006 г.): в 2 ч. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - Ч. 1. - С. 88-90.
31 Гавор К. Система обучения и повышения квалификации кадров в школах тюремной службы в Польше в 2004-2005 гг. // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Вологда, 7 декабря 2005 г.): в 2 т. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - С. 129-134.
32 Моторова Н. В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений // Ведомости УИС. - 2010. - № 9. - С. 7-10.