УДК 340
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА КНР: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ КАДРОВ (из опыта пенитенциарной службы Шанхайского региона)
© 2017 Е. А. Тимофеева
Аннотация. В статье анализируются особенности функционирования пенитенциарной системы КНР с 40-х гг. ХХ в. по настоящее время, особое внимание автор уделяет исправительным учреждениям Шанхайского региона и подготовке сотрудников для работы в тюрьмах.
Ключевые слова: труд, трудовые лаге ря, трудовое перевоспитание, пенитенциарная система, Закон КНР о тюрьмах, тюрьма, Шанхайское тюремное общество, сотрудник.
PENAL SYSTEM OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: FEATURES OF DEVELOPMENT, FUNCTIONING, TRAINING (from experience of penitentiary service of the Shanghai region)
© 2017 E. Timofeeva
Summary. In article features offunctioning of a penal system of the People's Republic of China from 40th of the 20th century till present are analyzed, the author pays special attention to correctional facilities of the Shanghai region and training of employees for work in prisons.
Keywords: work, labor camp, labor re-education, penal system, Law People's Republic of China on prisons, prison, Shanghai prison society, employee.
Одной из определяющих целей деятельности пенитенциарных систем разных стран является оказание исправительного воздействия на осужденного. Это достаточно многогранный и сложный процесс, предусматривающий использование различных методов, средств и форм правового, идеологического, образовательного и воспитательного и т.д. воздействия на осужденных, способствующих их дальнейшей ресоциализации в обществе.
Успешность функционирования пенитенциарных учреждений обеспечивают высококвалифицированные сотрудники. Одним из важных направлений реформирования пенитенциарной системы Китайской Народной Республики (далее - КНР, Китай) является высококачественная профессиональная подготовка сотрудника.
В связи с вышеперечисленным, а также с учетом определенной схожести построения деятельности пенитенциарных учреждений в наших странах на протяжении ряда десятилетий прошлого столетия представляется актуальным исследование и возможное использование опыта КНР в данной сфере.
В течение ряда лет уровень преступности в одной из крупнейших стран мира по международным стандартам остается низким, а процент успешной ресоциализации осужденных достаточно высок, что можно считать показателем эффективности законодательства, работы правоохранительных органов, в частности пенитенциарной системы. В системе исполнения наказаний КНР особое внимание уделяется методам исправительного воздействия на осужденных, способствующим дальнейшей реабилитации правонарушителей: трудовой адаптации, образованию, досугу.
На современном этапе Китай переживает реформирование законодательной базы. В стране активно развивается система судопроизводства, разрабатываются стандартные уголовный, процедурный, гражданский и экономический кодексы. Для удовлетворения возрастающей потребности в адвокатах и судьях вновь открыты юридические школы, закрытые с конца 1950-х гг., и созданы новые. Правоохранительные организации были
также реорганизованы, власть передана гражданскому правительству, соответствующим судам и прокуратуре.
Пенитенциарная система Китая последних лет существенно отличается от «лаогай» середины XX в. «Лаогай» означает исправление посредством труда или перевоспитание с помощью работы. Через эту, родившуюся вместе с Китайской революцией 1949 г. огромную сеть исправительно-трудовых лагерей прошло более 50 млн китайцев. Несколько десятилетий назад в исправительно-трудовых лагерях был провозглашен лозунг: «Грех очищается работой». Лагеря часто были прикреплены к какому-либо большому предприятию: шахте, заводу или сельскохозяйственной ферме. В зависимости от потребности заключенных этапировали через весь Китай. С целью максимального увеличения доходности производства тюремные власти заставляли заключенных работать, питаться, спать и пользоваться туалетом в одной комнате, которая часто была заполнена токсичными парами и пылью1.
Труд всегда являлся своеобразным экономическим базисом пенитенциарной системы Китайской Народной Республики. В трудовых лагерях зачастую содержались преступники, совершившие незначительные правонарушения, а также люди, по каким-то причинам вызывающие нарекания местных властей. Размещенные по всей территории Китая данные лагеря подчинялись местным чиновникам. Особенностью пенитенциарной системы этого периода являлось то обстоятельство, что людей в них отправляли без решения суда, по решению местного полицейского начальства. Система позволяла подвергать наказанию очевидных правонарушителей при отсутствии достаточной для суда доказательной базы2.
До декабря 2013 г. правовая система КНР опиралась на два нормативных акта.
Первый - это Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) «Об утверждении Решения Государственного совета КНР «О вопросах трудового перевоспитания» от 3 августа 1957 г., которым система лагерей трудового перевоспитания была создана. В соответствии с решением 1957 г. в целях перевоспитания трудоспособных людей, занимающихся бродяжничеством, тунеядством, нарушающих закон или дисциплину, в Китае создавалась система лагерей3.
В лагеря трудового перевоспитания должны были помещаться:
1) тунеядцы, лица без определенного места жительства, мелкие воры и мошенники (в силу малозначительности проступков не подлежащие привлечению к уголовной ответственности), которые неоднократно нарушают общественный порядок и не поддаются исправлению;
2) контрреволюционные и антисоциалистические реакционные элементы, совершившие малозначительные преступления или не подлежащие привлечению к уголовной ответственности в силу малозначительности проступков;
3) способные к труду лица, уволенные (снятые с должностей) в государственных и партийных органах, общественных организациях, предприятиях, учебных заведениях в связи с отказом от труда или нарушением трудовой дисциплины, нарушением общественного порядка и находящиеся в безвыходной жизненной ситуации;
4) лица, не выполняющие правила распределения труда или перевода на другую работу, постоянно и необоснованно устраивающие драки и скандалы, причиняющие вред общественным делам и не поддающиеся исправлению4.
1 Тимофеева Е. А. Пенитенциарная система Китайской Народной Республики: история и современность // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: сборник трудов Международной научно-практической межведомственной конференции. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - С. 768-774.
2 См.: Тюремная система Китая - реформы или переименования? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mikle1.livejoumal.com/3471552.html (дата обращения: 29.08.2016).
3 Бажанов П. В Китае ликвидирована система трудового перевоспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cnlegal.ru/criminal_law/ china_labour_reeducation_system_abolished (дата обращения: 29.08.2016).
4 Там же.
Трудовое перевоспитание в соответствии с данным документом являлось одним из видов принудительного перевоспитания и организации трудоустройства для данных лиц. В зависимости от результатов труда названным лицам должна была выплачиваться заработная плата, часть которой могла удерживаться в целях материальной помощи родственникам лица, находящегося в лагере трудового перевоспитания, или для накопления этим лицом средств к моменту выхода из лагеря. В лагерь трудового перевоспитания помещали по заявлению местного органа гражданской администрации, общественной безопасности (полиции), организации-работодателя (бывшего работодателя), общественной организации, предприятия, учебного заведения, главы семьи или опекуна. Заявление должно быть утверждено комитетом населения провинции, автономного района, города центрального подчинения или уполномоченным комитетом, государственным органом.
Второй нормативный правовой акт, касающийся системы трудового перевоспитания и отмененный ПК ВСНП, - это Решение ПК ВСНП «Об утверждении дополнительных положений Государственного совета КНР «О трудовом перевоспитании» от 29 ноября 1979 г. Данный документ установил сроки трудового перевоспитания: срок мог составлять от 1 года до 3 лет; при необходимости он мог быть продлен еще на 1 год. В лагерях трудового перевоспитания должна применяться 6-дневная рабочая неделя с отдыхом в воскресенье и официальные праздники. Решение 1979 г. предусматривало создание комитетов трудового перевоспитания на уровне провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и отдельных комитетов в крупных и средних городах. Комитеты состояли из представителей управлений общественной безопасности, гражданской администрации и осуществляли руководство работой лагерей трудового перевоспитания. Надзор за работой лагерей был возложен на органы прокуратуры. В дальнейшем руководство работой лагерей трудового перевоспитания было возложено на Министерство юстиции КНР5.
Одновременно с отменой двух решений 1957 и 1979 гг. Министерство юстиции КНР в тот же день выпустило решение об отмене 40 нормативных правовых актов, касающихся условий содержания в лагерях трудового перевоспитания.
28 декабря 2013 г. ПК ВСНП принял знаковое решение о признании утратившими силу положений законов, касающихся системы лагерей трудового перевоспитания. Данное решение означало окончательное упразднение системы лагерей трудового перевоспитания в Китае. ПК ВСНП отменил два нормативных правовых акта, на которых была основана система лагерей трудового перевоспитания в Китае.
Все решения о помещении в лагеря трудового перевоспитания, вынесенные в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, сохраняют силу до полной ликвидации лагерей трудового перевоспитания. После ликвидации лагеря лица, ранее помещенные в лагерь, освобождаются от трудового перевоспитания в оставшийся срок. Решения ПК ВСНП и Министерства юстиции КНР вступили в силу 28 декабря 2013 г., со дня опубликования.
В современной пенитенциарной системе КНР все взрослые заключенные, за исключением тех, у кого есть проблемы со здоровьем, должны трудиться и подвергаться воспитательному воздействию. Государство также предоставляет для организации работы осужденных необходимую производственную инфраструктуру. В организации их труда участвуют и частные предприниматели. Государство полностью обеспечивает осужденных одеждой, питанием и медицинским обслуживанием.
5 Тимофеева Е. А. Особенности функционирования пенитенциарной системы Китайской Народной Республики на современном этапе // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 3(21)/2016. - С. 75-82.
Значению труда в положительном формировании личности осужденных уделяется внимание в ст.ст. 69-73 Закона о тюрьмах:
- все осужденные, способные работать, должны участвовать в трудовой деятельности;
- организация труда должна быть рациональной и направлена на исправление осужденных, устранение у них вредных привычек, развитие трудовых навыков, подготовку осужденных к жизни на свободе;
- труд осужденных должен быть организован в соответствии с национальным трудовым законодательством Китая. В основном осужденные не работают в нерабочие и праздничные дни. Все остальные дни являются рабочими для лиц, лишенных свободы. Средняя продолжительность рабочего дня составляет 8 часов;
- в соответствии с трудовым законодательством Китая труд осужденных должен быть оплачиваемым;
- все лица, участвующие в трудовой деятельности, должны пройти процедуру обя-
6
зательного страхования .
Ведущие китайские ученые, педагоги, психологи после многолетних исследований пришли к выводу о том, что положительному формированию личности осужденных, их дальнейшей успешной реабилитации способствует получение ими образования.
В рамках исправительного воздействия на заключенных в китайских тюрьмах была применена система «5 + 1 + 1». Данная программа новой системы перевоспитания внедряется в пенитенциарных учреждениях КНР с 2010 г. В основу системы был положен принцип сочетания трудового воспитания осужденных (5 дней в неделю) с их образованием (1 день в неделю). В воскресенье - 1 день в неделю - осужденные могут отдыхать.
Для участия в эксперименте были выбраны 675 китайских тюрем. В последущем в программу были включены все пенитенциарные учреждения страны. Новая система исправления китайских осужденных «5 + 1 + 1» пришла на смену старой «6 + 1», предусматривавшей лишь трудовое перевоспитание преступников. Данные изменения произошли благодаря национальной реформе образования, затронувшей и сферу уголовных наказаний.
Законодательно эта система была закреплена 17 ноября 2009 г., когда приказом Министерством юстиции Китая было утверждено Положение о повышении эффективности управления безопасности в тюрьмах («Приказ 35»).
Законодатели КНР, следуя социалистической конституционно-правовой традиции, делают основной упор на права гражданина, а не человека вообще. Конституция КНР отрицает концепцию «естественных прав»: права и свободы предоставляются гражданам КНР самим социалистическим государством, и только оно определяет их перечень и объем. Закрепленные в Конституции КНР личные права и свобода человека служат прежде всего целям и задачам строительства социализма в Китае. Многие права и свободы классифицируются по социально-классовому признаку. В Конституции не закреплено право на жизнь - главное право человека. За многие преступления, от политических до общеуголовных, а также за ряд экономических предусматривается наказание в виде смертной казни.
Многие положения, касающиеся исполнения наказаний, закреплены в Уголовном кодексе Китая, который был принят на 5-й сессии ВСНП шестого созыва 14 марта 1997 г.7 Согласно нормам §§ 1-8 гл. 3 Общей части УК КНР наказания делятся на две подсистемы -основные и дополнительные. Как предусматривает ст. 33 УК КНР, к основным относятся
6 См.: Новиков Е. Е. Правовое регулирование и организация исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в Китайской Народной Республике // Вестник Кузбасского института. - № 2(15)/2013. - С. 55-64; http://china.org.cn/ russian/33371.htm.
7 Фумм А. М. Пенитенциарная система Китайской Народной Республики // Энциклопедия пенитенциарного права. - Самара, 2013. - С. 367-368.
пять видов: общественный надзор, арест, срочное заключение, бессрочное (пожизненное) заключение и смертная казнь. Тремя дополнительными видами являются штраф, лишение политических прав и конфискация имущества, они могут применяться и самостоятельно. К иностранным правонарушителям в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может применяться высылка из страны. Виновные лица обязаны возместить причиненный преступлением материальный ущерб8.
В современной КНР система исполнения уголовных наказаний занимает важное место. Китай имеет одну из самых высоких численность заключенных в мире.
В стране функционируют 704 тюрьмы, около 30 учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. При этом общая численность спецконтингента составляет порядка 1,5 млн человек (115 человек на 100 000 населения).
В современном Китае основным источником уголовно-исполнительного права является Закон КНР о тюрьмах, принятый на 11-й сессии ПК ВСНП 8-го созыва 20 декабря 1994 г.
Данный закон определил, что органы Госсовета заведуют деятельностью тюрем во всей стране, Министерство юстиции КНР создает Управление тюрьмами в качестве функционального органа Министерства юстиции по контролю за тюрьмами по всей стране.
Управления юстиции провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, часто получающие названия в соответствии с географическим местонахождением, руководят деятельностью тюрем в пределах соответствующих административных единиц. Каждая из провинций КНР имеет Бюро тюремной администрации. Управление тюремной системой Китая построено на провозглашенных правительством в 1999 г. принципах: «настойчивость, совершенствование, развитие и усовершенствование» .
Согласно УК КНР заключение бывает двух видов:
- срочное;
- бессрочное (пожизненное).
Срочное, как правило, назначается на срок от 6 месяцев до 15 лет, за исключением случаев, когда при наличии установленных в ст. 50 условий смертная казнь заменяется либо бессрочным (пожизненным) заключением, либо срочным заключением на срок от 15 до 20 лет, или когда лицу назначается наказание по совокупности преступлений на срок до 20 лет. Осужденные к срочному или к бессрочному (пожизненному) заключению отбывают наказание в тюрьмах или в других учреждениях, исполняющих наказание. Срок срочного заключения исчисляется со дня провозглашения, вступления в силу приговора. При этом один день предварительного заключения до исполнения приговора приравнивается к одному дню срочного заключения.
В Китае существуют два основных вида пенитенциарных учреждений:
1) тюрьма - место заключения преступников, приговоренных народным судом к тюремному заключению на определенный срок, пожизненному лишению свободы и смертной казни с отсрочкой исполнения на 2 года. Тюрьмы подразделяются на мужские, женские, для пожилых людей, осужденных со слабым здоровьем, готовящихся к выходу на свободу. В зависимости от меры и срока наказания преступников существуют тюрьмы для совершивших тяжкие преступления и для совершивших преступления иной степени тяжести;
2) исправительная колония для несовершеннолетних преступников - место содержания приговоренных народным судом к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы или которым вынесен смертный приговор с отсрочкой исполнения на 2 года. Они предназначены для содержания лиц до 18 лет. Исправительная
8 Юрковский А. В. Наказания и исправительные учреждения в Китайской Народной Республике // Энциклопедия пенитенциарного права. - Самара, 2013. - С. 370-371.
9 Фумм А. М. Указ. соч. - С. 367-368.
колония для несовершеннолетних может также называться тюрьмой для несовершеннолетних преступников или тюрьмой для малолетних. В Китае несовершеннолетним предоставляются особые права, действие которых распространяется и на несовершеннолетних преступников. В работе с этими осужденными используются более гуманные, чем со взрослыми преступниками, принципы и методы10.
Тюрьмы в соответствии с законом используют землю, полезные ископаемые и другие природные ресурсы, а также тюремное имущество, им также предоставлены правовые гарантии недопущения захвата или нанесения вреда со стороны отдельных учреждений или лиц.
Тюрьма возглавляется начальником, который имеет в штате нескольких заместителей в зависимости от численности контингента пенитенциарного учреждения. В соответствии с практическими потребностями учреждения создается необходимый кадровый аппарат, обычно включающий в себя административный и производственно-хозяйственный аппарат, а также персонал по инженерно-технической безопасности, охране здоровья, воспитанию заключенных, 1Т-технологиям и т. д. (от 5 до 16).
В теории китайского права отмечается, что тюремная администрация является важной частью пенитенциарной системы, деятельность которой ориентирована на реализацию следующих направлений работы:
исполнение наказания в виде лишения свободы; привлечение осужденных к труду; перевоспитание лиц, лишенных свободы.
Закон о тюрьмах определяет: в тюрьмах работает персонал народной полиции, это -одно из ее подразделений наряду с полицией общественной безопасности и транспортной полицией.
Согласно Закону КНР о тюрьмах расходы на тюремную полицию, на перевоспитание преступников, на жизнь заключенных, на коммунальные нужды и другие специальные расходы пенитенциарного учреждения вносятся в статьи расходов государственного бюджета.
Деятельность сотрудников учреждения должна быть направлена на создание эффективной системы надзора в тюрьме, основная цель которого - защита всех лиц, находящихся на территории мест лишения свободы. В свою очередь в соответствии с пенитенциарным законодательством Китая организация надзора зависит от решения администрацией тюрьмы указанных ниже задач:
поддержание порядка в тюрьме с целью обеспечения точного исполнения приговоров; предотвращение внешних атак на тюрьмы для обеспечения безопасности их функционирования;
создание условий для положительного преобразования осужденных; охрана жизни и здоровья лиц, лишенных свободы11.
В Законе о тюрьмах отмечается, что тюрьма препятствует сохранению и восстановлению социально полезных связей (система сохранения социально полезных связей). В этой связи администрация тюрьмы по заявлению осужденного может разрешить общаться с родственниками или иными лицами. Встречи должны проходить в соответствии с установленными правилами. Родственники осужденных или иные лица могут передавать осужденным передачи и деньги. В данном случае администрация вправе производить досмотр передачи. Количество денежных средств, которые родственники осужденного или иные лица желают передать лицу, лишенному свободы, определяется администрацией тюрьмы.
10 Юрковский А. В. Указ. соч. - С. 371.
11 См.: НовиковЕ. Е. Указ. соч. - С. 55-64; http://china.org.cn/russian/33371.htm.
Ст. 57 рассматриваемого нормативного акта устанавливает всего две возможные меры поощрения, которые можно применить к исследуемой категории осужденных: благодарность (по тексту Закона о тюрьмах - «дать похвалу») и материальное вознаграждение. Можно выделить следующие основания применения мер поощрения:
соблюдение осужденными режима отбывания наказания, получение образования, активный труд и признание себя виновным в совершении преступления;
оказание помощи в предотвращении совершения правонарушений; заблаговременное окончание строительства с целью избежания производственных
затрат;
сохранение собственности учреждения или его сырьевой базы; введение какой-либо технической инновации или обучение технологиям производства других осужденных;
оказание помощи в предупреждении или ликвидации стихийных бедствий, техногенных катастроф, несчастных случаев, способных нанести вред функционированию тюрьмы;
иная деятельность осужденного, направленная на улучшение деятельности тюрьмы или приносящая пользу обществу12.
Система мер взыскания состоит из предупреждения, выговора и изолирования от остальной массы осужденных (по тексту Закона о тюрьмах - «заключение»). В отношении лица, лишенного свободы, взыскание может быть наложено за совершение следующих противоправных действий:
1) нарушение режима отбывания наказания (по тексту Закона о тюрьмах - «создавать шум в тюрьме»);
2) применение физического насилия в отношении сотрудников полиции;
3) запугивание других осужденных;
4) воровство, азартные игры, применение насилия в отношении других осужденных;
5) отказ от участия в трудовой деятельности или создание видимости выполнения таковой;
6) членовредительство с целью уклонения от работы;
7) умышленное нарушение правил трудового производства или намеренное повреждение инструментов труда;
8) иные деяния осужденного, способствующие нарушению функционирования тюрьмы.
Выбор меры взыскания зависит от тяжести совершенного правонарушения и характеристики личности осужденного. Срок изоляции нарушителя (в качестве меры взыскания) - от семи до пятнадцати дней. Законодатель Китая установил, что если совершенные правонарушения представляют собой деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Китая, то осужденный будет привлечен к уголовной ответственности.
Здания тюрем отличаются от европейских малоэтажностью корпусов (не более двух этажей - так проще выводить спецконтингент на работу) и мощной системой охраны. В китайских тюремных учреждениях практически нет одиночных и маломестных камер.
В соответствии с Законом о тюрьмах создание, упразднение и перемещение тюрьмы утверждается административными органами Госсовета, что:
способствует рациональному размещению создаваемых тюрем на основе сочетания исторических, экономических и иных факторов;
гарантирует единое, эффективное и справедливое исполнение наказания13.
12 Новиков Е. Е. Указ. соч. - С. 55-64.
13 Там же. - С. 55-64.
Особенностью женских тюрем является то, что непосредственное управление в них обязан нести женский персонал тюремной народной полиции. Основной состав сотрудников (более 90 %) - женщины. Беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе грудных детей, может быть предоставлена отсрочка от отбывания наказания в тюрьме при наличии соответствующего поручительства. Это правило не распространяется на лиц, приговоренных к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года. Осужденные не могут отбывать тюремное наказание вместе с детьми.
Как было указано выше, тюрьмами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения руководят управления юстиции соответствующих административных единиц.
В качестве примера рассмотрим деятельность Шанхайского управления муниципальными тюрьмами. Данное управление включает в себя 15 исправительных заведений Шанхайского региона (тюрьмы, исправительное учреждение для несовершеннолетних и госпиталь), а также Шанхайское тюремное общество.
В Шанхайское тюремное общество входят руководители и сотрудники исправительных учреждений, а также более 800 специалистов, в том числе сотрудники Шанхайского муниципального бюро юстиции, полицейских учреждений, системы вузовского и школьного образования, юридических факультетов шанхайских университетов. Одним из основных направлений его деятельности является проведение научных исследований, способствующих совершенствованию деятельности пенитенциарных учреждений г. Шанхая.
Научное обоснование использования практических инструментов процесса реабилитации, основанных на применении методов исправительного воздействия, их научной совместимости, является краеугольным камнем применения средств реабилитации в Шанхайском регионе. Использование администрацией пенитенциарных учреждений 3 методов исправительного воздействия - средств трудовой адаптации, образования, а также организации досуга осужденных - является определяющим фактором реабилитации правонарушителей в тюрьмах г. Шанхая.
Приведем примеры содержания осужденных и работы с ними в ряде известных тюрем Шанхайского региона14.
Осужденные Шанхая содержатся в тюрьмах с разными уровнями безопасности: максимальным, средним и минимальным. Шанхайская тюрьма «Shanghai Bei Xinjing Prison», основанная еще в 1551 г., расположена в районе западного пригорода Шанхая. Начиная с 2013 г. в ней содержатся заключенные, срок наказания которых - менее 1 года.
Для исправления заключенных в тюрьме существует практика управления, использующая в качестве основы для поощрений и наказаний оценку поведения осужденного по степени признания и раскаяния в совершении преступлений, соблюдения им норм и правил поведения, участия в процессе получения образования.
Данная тюрьма известна реализацией новой образовательной модели, направленной на ресоциализацию заключенных и возвращение их в общество законопослушными гражданами. С этой целью создаются группы инструкторов, которые каждую неделю читают лекции по правовым вопросам и нравственно-этическим темам. Создаются «бригады культуры» проводящие занятия, направленные на повышение культуры осужденных. Для приобретения заключенными профессиональных навыков администрация организует обучение по специальным учебным программам.
В данной тюрьме успешно функционирует психологический центр, деятельность которого направлена на устранение негативных психологических установок и построение позитивного мышления и поведения осужденного. Особую роль в вышеуказанном процессе играет психологическое обследование и психологическое консультирование.
14 General Introduction of Shanghai Municipal Prison Administration. - Shanghai, 2015. - Р. 15.
В последние годы тюрьма получила известность благодаря высокому инженерно-техническому оснащению системами видеонаблюдения и сигнализации, в частности созданием так называемой «3-уровневой структуры бдительности».
Шанхайская тюрьма «Shanghai Jun Tianhu», созданная в 1958 г., находится в г. Куритиба провинции Аньхой, в 318 км от Шанхая. Данное пенитенциарное учреждение было реконструировано в 2004 г. и изменило название «Shanghai Jun Tianhu Prison».
Ее администрация особое внимание уделяет реформе системы образования осужденных. Девиз тюрьмы: «Наказание, дисциплина, покаяние, стремление» реализуется, в том числе в проводимых многочисленных культурных мероприятиях (выставках произведений искусства и каллиграфии и т. п.) и спортивных соревнованиях.
Тюрьма имеет ряд наград, среди которых: «Шанхайская цивилизованная современная тюрьма» (2006 г.), звание передовой тюрьмы нации (2007 г.), «Цивилизованная современная тюрьма на уровне министерства» (2008 г.), «Самое цивилизованное муниципальное образование под юрисдикцией города» (2011, 2015 гг.) и др.
Тюрьма «Wu Jiawa Prison», построенная в 1955 г., находится в национальной заповедной зоне. После реформирования там отбывают наказание женщины, осужденные за нетяжкие преступления. Площадь тюрьмы - около 50 000 квадратных метров, на которой находятся здания администрации, сотрудников полиции, учебные аудитории для заключенных, здание отеля для родственников, здание обучения искусствам и многофункциональный обеденный зал.
В данном пенитенциарном учреждении готовят инструкторов исправительной колонии для несовершеннолетних, а также преподавателей труда и центра образования. В 2015 г. тюрьма приняла первую партию заключенных и стала одним из первых «центров коррекции-исправления» Шанхая.
Тюрьма «Baoshan Prison», построенная в 1998 г., специализируется на содержании осужденных мужчин, совершивших тяжкие преступления, приговоренных к фиксированному сроку тюремного заключения или которым вынесен смертный приговор с отсрочкой. Начиная с марта 2014 г. в тюрьме содержат преступников из Гонконга, Макао и Тайваня. Общая площадь здания составляет 49 000 квадратных метров, в который включены камеры, помещение для образования, блок управления, полицейские казармы и парковка. С 2011 г. это учреждение было трижды удостоено почетного звания «Шанхайский цивилизованный блок».
Тюрьма строгого режима «Qin Pu» была построена в 1994 г. Один из ее лозунгов -«Наказание за преступления посредством покаяния». Тюрьма содержит осужденных мужчин, в том числе иностранных граждан. Это единственная тюрьма в г. Шанхае, в которой содержатся иностранные заключенные 40 национальностей. Лимит тюрьмы - 2200 человек, в настоящее время содержится около 1700.
Особое внимание в тюрьме уделяется привлечению осужденных к труду, реабилитационной, психологической работе, развитию спорта. Заключенные приобретают определенные профессиональные навыки, которые могут им быть полезны по возвращению в общество. Основными видами трудовой занятости являются: резка по камню нефрит, швейное дело, традиционная старинная вышивка «Гусю», работа с акварелью, изготовление скульптур из бумаги, резка скульптур из бамбука Jia Ding и художественное написание иероглифов.
Администрация тюрьмы поощряет заключенных к участию в различных учебных программах. Тюрьма реализует образовательную модель «5 + 1 + 1».
В тюрьме работают группы инструкторов, проводящих семинары, лекции по вопросам морали, права и духовных ценностей. В учреждении также организуются культурные мероприятия и программы обучения для осужденных с учетом особенностей традиционной китайской культуры. Учебные программы включают в себя изучение икебаны, чаевых искусств, народной музыки и танцев, работу с глиной и т. д.
Данное пенитенциарное учреждение обладает модернизированой материальной базой, включающей современную систему пропускного режима. Так, при входе посетителей фотографируют (сканируется сетчатка глаза), и им выдается электронный бейдж, при помощи которого осуществляется пропускной режим при переходе из одного помещения в другое.
Особую роль в процессе ресоциализации осужденных играют общественные исправительные центры. Данные центры имеются в каждом из 16 муниципальных районов Шанхая.
Персонал исправительных центров включает в себя социальных работников, психологов, педагогов по работе с несовершеннолетними, судебных работников и общественных наблюдателей. Максимальная численность каждого центра составляет 37 человек. За каждым сотрудником закрепляется до 10 поднадзорных. В данных центрах используют электронные браслеты для контроля за осужденными.
На учете в центре состоят следующие категории:
- освобождающиеся из тюрем;
- осужденные условно;
- осужденные к домашнему аресту;
- лица, которые не могут отбывать наказание в тюрьме по состоянию здоровья;
- склонные к совершению повторных преступлений;
- осужденные за совершение насилия в семье и педофилы;
- больные игроманией.
Постановка осужденных на учет осуществляется на основании судебного решения, которое поступает в центр в течение 3 рабочих дней после вынесения приговора. В течение 10 рабочих дней осужденный обязан явиться в центр.
Отбывание наказания начинается с психологического тестирования, на основании которого разрабатывается программа коррекции личности.
Основными средствами исправления являются труд и обучение. Кроме того, 2 раза в неделю с осужденными проводят тренинги судебные, пенитенциарные, социальные работники и психологи. Данные служащие осуществляют свою деятельность на постоянной основе.
В случае нарушения режима по решению суда осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания в тюрьму.
Успешность функционирования пенитенциарных учреждений обеспечивают высококвалифицированные сотрудники.
Одним из важных направлений реформирования пенитенциарной системы, реализуемых в тюрьмах КНР, является профессиональная подготовка сотрудника: юридически, педагогически, технически грамотного, ответственного, способного работать в команде.
Следует отметить, что профессия пенитенциарного сотрудника (полицейского) в стране достаточно престижна и высокооплачиваема. Сотрудник обеспечивается социальным пакетом. Бесплатное жилье не выделяется, однако он имеет возможность получить на льготных условиях кредит, достаточный для его приобретения. Денежное довольствие молодых сотрудников составляет примерно 1500 долларов. Пенсионное обеспечение сотрудников сравнимо с пенсией служащих муниципалитета.
В процессе подготовки кадров для пенитенциарной системы КНР задействованы как высшие, так и средние учебные заведения.
Рассмотрим опыт подготовки специалистов для пенитенциарной системы на базе Шанхайской исправительной полицейской академии.
Академия ведет свою историю с 1984 г. В 1999 г. образовательное учреждениие начало подготовку полицейских для пенитенциарной системы.
Данное образовательное учреждение обладает развитой материально-технической и учебно-методической базой. Она занимает территорию площадью 4 гектара, состоит из
5 учебных и административных корпусов и площадки для спортивной тренировки полицейских. В академии располагается 6 лекционных аудиторией, 6 конференц-залов. В академии могут проживать до 300 человек одновременно.
Помимо административного отдела в академии функционирует отделение политической пропаганды, отдел логистики, отдел тылового обеспечения, финансовый отдел и т. д. Руководство академией осуществляет ректор. В штат входят 3 проректора, начальник отдела кадров, начальник по учебной работе, начальник по научной работе, начальник по научно-исследовательской работе, начальник по соблюдению общественного порядка, руководитель центра подготовки судебных сотрудников и т. д.
Главной задачей академии является подготовка разносторонне образованного, высококвалифицированного специалиста для тюрем Шанхая.
Специалисты с высшим юридическим образованием, закончившие университет, имеют возможность устроиться на службу в пенитенциарную систему, пройдя достаточно серьезный конкурсный отбор (5-6 человек на место).
В настоящее время в академии обучаются более 500 человек. Большинство из обучающихся младше 35 лет.
Подготовка сотрудников для пенитенциарной системы осуществляется в 2-х формах. Во-первых, первоначальная подготовка впервые поступивших на службу. Это лица, имеющие высшее юридическое образование. Срок обучения составляет от 2 недель до 3 месяцев. Во-вторых, повышение квалификации действующих сотрудников с целью повышения ранга. Обучение проходит не менее 15 дней с отрывом от основной работы.
В период обучения курсантов могут задействовать в разрешении чрезвычайных ситуаций в составе сил полиции шанхайских тюрем.
В штате академии насчитывается около 100 преподавателей и сотрудников. Штатные преподаватели (инструкторы) - 16 человек; совместители - 304 (руководители и специалисты тюрем, опытные чиновники судебной системы и т. д.); периодически приглашаемые специалисты вузов, академий, общественных организаций и т. д. - 46.
Организацию подготовки полицейских для тюрем можно обозначить схемой «1+1+15». Первая «1» означает полицейскую академию. Вторая «1» - оперативные отделы Управления, которые в основном отвечают за специальную подготовку. «15» - число тюрем в г. Шанхае. В каждой тюрьме имеется филиал академии - центр подготовки, отвечающий за формирование необходимых профессиональных знаний и компетенций для сотрудников конкретного пенитенциарного учреждения.
Особое внимание в процессе подготовки уделяется дисциплине, строевой подготовке и выработке практических навыков обучающихся по предотвращению беспорядков в тюрьмах со стороны осужденных. Данные навыки будущие сотрудники получают в рамках специальных учебных дисциплин.
Важную роль при подготовке сотрудников для пенитенциарной системы играет научно-исследовательская деятельность. В образовательном учреждении сформирована группа научных исследователей, занимающихся проблемами профилактики преступности.
С 2016 г. в образовательных организациях, осуществляющих подготовку сотрудников для пенитенциарной системы, проводится конкурс «Молодой исследователь». В конкурсе могут принимать участие лица до 30 лет. Для организации конкурса выделяется примерно 50 000 юаней, что соответствует 400 000 р.
Кроме того, академия тесно сотрудничает с высшими учебными заведениями для создания новых образовательных инициатив. По итогам 2016 г. в образовательном учреждении прошли обучение 26 групп общей численностью 1343 сотрудника, по программе коррекции - 9 групп (747 сотрудников). Другие виды обучения - 180 групп (30 000 сотрудников).
Опыт функционирования пенитенциарной системы КНР, безусловно, представляет интерес для изучения. В настоящее время стало активнее развиваться сотрудничество
между пенитенциарными системами России и КНР. Об этом, в частности, свидетельствует состоявшийся 7 июня 2016 г. официальный визит в Китай делегации ФСИН России, возглавляемой директором ФСИН России Геннадием Александровичем Корниенко. В рамках визита состоялись рабочие встречи с руководством пенитенциарной службы КНР, руководством Департамента политического планирования Министерства юстиции КНР, обсуждались вопросы трудовой адаптации осужденных, кадрового обеспечения пенитенциарной службы, а также содержания особо опасных преступников и т. д. Руководство пенитенциарного управления Министерства юстиции КНР выразило желание заключить меморандум о сотрудничестве пенитенциарных ведомств двух стран. Представители Китайской Народной Республики проявили особый интерес к сотрудничеству и обмену опытом с территориальными органами ФСИН России, расположенными на приграничных с КНР территориях15.
Библиографический список
Бажанов, П. В Китае ликвидирована система трудового перевоспитания [Электронный ресурс] / П. Бажанов. - Режим доступа: http://cnlegal.ru/criminal_law/china_labour_reeducation_ system_abolished (дата обращения: 29.08.2016).
Делегация ФСИН России посетила Китайскую Народную Республику [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://limited.ФСИН.РФ/news/index.php (дата обращения: 16.08.2016).
Новиков, Е. Е. Правовое регулирование и организация исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в Китайской Народной Республике / Е. Е. Новиков // Вестник Кузбасского института. - № 2(15)/2013. - С. 55-64.
Тимофеева, Е. А. Особенности функционирования пенитенциарной системы Китайской Народной Республики на современном этапе / Е. А. Тимофеева // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 3(21)/2016. - С. 75-82.
Тимофеева, Е. А. Пенитенциарная система Китайской Народной Республики: история и современность / Е. А. Тимофеева // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: сборник трудов Международной научно-практической межведомственной конференции. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - С. 768-774.
Тюремная система Китая - реформы или переименования? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mikle1.livejournal.com/3471552.html (дата обращения: 29.08.2016).
Фумм, А. М. Пенитенциарная система Китайской Народной Республики / А. М. Фумм // Энциклопедия пенитенциарного права. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. - С. 367-368.
Юрковский, А. В. Наказания и исправительные учреждения в Китайской Народной Республике / А. В. Юрковский // Энциклопедия пенитенциарного права. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. - С. 370-371.
General Introduction of Shanghai Municipal Prison Administration. - Shanghai, 2015.
15 Делегация ФСИН России посетила Китайскую Народную Республику [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://limited.ФСИН.РФ/news/index.php (дата обращения: 16.08.2016).