Научная статья на тему 'Становление пенитенциарной педагогики'

Становление пенитенциарной педагогики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1117
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / PEDAGOGICAL WORK WITH INMATES / ИСПРАВЛЕНИЕ / CORRECTION / ТЮРЬМА / PRISON / УЧЕНЫЕ-ПЕНИТЕНЦИАРИСТЫ / SCIENTISTS IN THE FIELD OF PENOLOGY / PENAL PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусова Ольга Александровна, Ивашко Наталья Николаевна

Статья посвящена истории становления пенитенциарной педагогики в России. Основываясь на принципах историзма, авторы раскрывают специфику и особенности организации системы пенитенциарной деятельности, определяют направления, формы и методы воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками с учетом развития общества и достижений педагогики на различных этапах развития общественных отношений. Уже в XIX в. потребности государства, общественные гуманистические идеи, экономические и политические интересы господствующих классов требовали изменения общего традиционно негативного отношения к преступникам. Этим и было обусловлено зарождение пенитенциарной педагогики как науки об исправлении осужденных. Ученые-пенитенциаристы конца XIX начала ХХ вв. основной упор делали на перевоспитание малолетних преступников. В начале 1920-х гг. советская власть заявила о необходимости перевоспитания осужденных, находящихся в местах лишения свободы, вне зависимости от их возраста. Особое внимание советская власть уделяла организации целенаправленной учебно-воспитательной работы с несовершеннолетними, перевоспитанию подрастающего поколения. Цели и задачи, ставившиеся перед местами лишения свободы, на протяжении ХХ в. в нашей стране менялись сообразно конкретной исторической ситуации. Пенитенциарная педагогика, сложившаяся в 1960-е гг. в самостоятельную науку, ставила перед собой цели перевоспитание осужденных и предупреждение преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление пенитенциарной педагогики»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

General pedagogics, history of pedagogics and education

УДК 37.013

О. А. Белоусова, Н. Н. Ивашко СТАНОВЛЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Статья посвящена истории становления пенитенциарной педагогики в России. Основываясь на принципах историзма, авторы раскрывают специфику и особенности организации системы пенитенциарной деятельности, определяют направления, формы и методы воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками с учетом развития общества и достижений педагогики на различных этапах развития общественных отношений.

Уже в XIXв. потребности государства, общественные гуманистические идеи, экономические и политические интересы господствующих классов требовали изменения общего традиционно негативного отношения к преступникам. Этим и было обусловлено зарождение пенитенциарной педагогики как науки об исправлении осужденных. Ученые-пенитенциаристы конца XIX — начала ХХ вв. основной упор делали на перевоспитание малолетних преступников. В начале 1920-х гг. советская власть заявила о необходимости перевоспитания осужденных, находящихся в местах лишения свободы, вне зависимости от их возраста. Особое внимание советская власть уделяла организации целенаправленной учебно-воспитательной работы с несовершеннолетними, перевоспитанию подрастающего поколения.

Цели и задачи, ставившиеся перед местами лишения свободы, на протяжении ХХ в. в нашей стране менялись сообразно конкретной исторической ситуации. Пенитенциарная педагогика, сложившаяся в 1960-е гг. в самостоятельную науку, ставила перед собой цели перевоспитание осужденных и предупреждение преступности.

Ключевые слова: пенитенциарная педагогика; воспитательная работа с осужденными; исправление; тюрьма; ученые-пенитенциаристы.

О. А. Belousova, N. N. Ivashko FORMATION OF PENAL PEDAGOGICS

The article is devoted to the history of formation of penal pedagogics in Russia. The authors reveal the specifics and peculiarities of the organization of the penal system activity, identify directions, forms and methods of educational work with juvenile offenders, taking into account the development of society and the achievements ofpedagogics at various stages of development ofpublic relations.

In the XIX century needs of the state, public humanistic ideas, economic andpoliti-cal interests of the ruling classes demanded changes in general traditionally negative attitude towards criminals. It was caused of the origin of penal pedagogics as a science for the correction of convicts. In the end of XIX early XX centuries scientists in the field of penology made the emphasis on rehabilitation of juvenile delinquents. In the early 1920s, soviet authorities declared the necessity of re-education of convicts despite their age.

© Белоусова О. А., Ивашко Н. Н., 2016.

Soviet authorities paid special attention to organization of educational work with minors, rehabilitation of the young generation.

During the twentieth century penal institutions of our country changed goals and objectives according to the particular historical situation. Penal pedagogics was established in 1963 as an independent science. Its goals were correction convicts and crime prevention.

Key words: penal pedagogics; pedagogical work with inmates; correction; prison; scientists in the field of penology.

Зарождение пенитенциарной педагогики как науки, синтезирующей теорию и практику исправления осужденных, связано с возникновением потребности общества в изменении личности преступника, возвращении его к честной жизни в обществе. Эта необходимость появляется в определенном историческом периоде развития государства и определяется социальными условиями жизни общества, экономическими и политическими интересами господствующих классов, сложившимися моральными и правовыми взглядами.

Как самостоятельная наука отечественная пенитенциарная педагогика сформировалась в 1960-е гг., однако истоки ее уходят корнями в XIX в.

Во времена первых Романовых тюремное заключение рассматривалось исключительно как дополнительная, не основная мера наказания. В период правления Петра I каторжные работы стали применяться достаточно широко, однако лишь во второй половине XVIII в. под влиянием идей французских просветителей в России на государственном уровне стали высказываться идеи о ценности человеческой жизни.

Екатерина II определила задачи исполнения наказания как раскаяние преступника и обращение его на путь исправления. Под непосредственным руководством императрицы был разработан проект «Положения о тюрьмах» (1787 г.). Проект предусматривал принципиально иную, значительно более гуманную систему тюремных учреждений, определял правовой статус не только осужденных, но и администрации тюрем. В силу ряда обстоятельств проект так и остался лишь на бумаге, но

с этого момента в отечественной пенитенциарной практике постепенно начала утверждаться идея исправления преступников.

Еще одним нововведением в складывающейся в XVIII в. системе российских тюрем явилось создание смирительных и работных домов, где труд приобрел элементы воспитательного воздействия и, в отличие от каторжного труда, рассматривался как средство, способное отвлечь от дурных привычек и наклонностей.

Следующий шаг к гуманизации тюремной системы был сделан при Александре I. В 1819 г. под Высочайшим покровительством императора в России было основано Попечительное о тюрьмах общество, поступившее в ведение Министерства юстиции по главному тюремному управлению. Общество являлось благотворительной организацией, его деятельность контролировалась МВД и императором.

Общество имело своей целью «нравственное исправление содержащихся под стражею преступников, а также улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей». В уставе давался перечень средств исправления арестантов, среди которых были «наставления их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной» [1].

Обществом была предпринята попытка вести некий распорядок дня и тюремную дисциплину: появились часы для занятий, часы работы и отдыха, началось обучение арестантов ремеслам. Особый акцент ставился на вопросах религиозного воздействия на арестантов. Предписывалось проводить

церковные службы, а в воскресные и праздничные дни устраивать благочестивые чтения, беседы и молитвы [1].

Таким образом, Попечительное о тюрьмах общество стало первой общественной структурой, которая не только предприняла реальные шаги по улучшению положения осужденных в тюрьмах, но и участвовала в управлении тюрьмами. Впервые в отечественной науке и практике усилиями Общества сформулированы пять средств исправления осужденных, которые содержат воспитательные функции: ближайший и постоянный надзор за заключенными; размещение их по роду преступлений и обвинений; наставление их в правилах христианского благочестия и доброй праведности; занятия их приличными упражнениями; заключение провинившихся или буйствующих в уединенное место [6].

Со временем данные пункты претерпели значительные изменения. Однако основная идея о том, что средства исправления осужденных должны быть гуманными, ориентированными на нравственное изменение личности, получила дальнейшее развитие в пенитенциарной науке и практике.

Попечительное о тюрьмах общество, являясь организацией благотворительной, не способно было решить главные проблемы пенитенциарной системы России XIX в. Его деятельность носила четко выраженный социально-педагогический характер, а практические шаги получили последующее обоснование в теоретической базе зарождающейся пенитенциарной педагогической науки.

С середины XIX в. старая система взаимоотношений государства с осужденными, построенная на карательной основе, находилась в явном противоречии с общественными требованиями времени. В первую очередь это касалось вопросов наказания несовершеннолетних преступников, на исправление которых общество особенно надеялось.

На протяжении длительного времени в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные исправительные учреждения для содержания подростков-правонарушителей. Дети содержались в общих камерах со взрослыми преступниками. Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была организована в 1819 г. в Гомельском имении графа Румянцева Я. Гердом. В 1878 г. его сын А. Я. Герд стал первым директором колонии, где он сумел создать подлинный воспитательный коллектив. Вся система воспитания А. Я. Герда была проникнута идеями гуманизма, уважения человеческого достоинства детей. Главным была забота о воспитаннике, о его завтрашнем дне. Важным считалось человеколюбивое отношение и добрый пример.

В основе системы работы с правонарушителями лежали идеи трудового воспитания, гуманизма и уважения к личности несовершеннолетнего, руководящей роли воспитателя, сотрудничества педагогов и воспитанников, его личного влияния на подростков, самоуправления.

Уже в середине XIX в. А. Я. Гердом были успешно апробированы многие формы и методы индивидуальной и коллективной работы с несовершеннолетними правонарушителями, которые впоследствии были применены А. С. Макаренко. Однако в то время прогрессивные педагогические идеи А. Я. Герда не нашли поддержки властей [2].

Большое значение в развитии идей исправления личности преступника имели выводы специальной общегосударственной Комиссии, созданной в 1872 г. для составления систематизированного проекта тюремного преобразования. После многолетней работы комиссия пришла к выводу, что «наказание не достигает своей цели, если преследует только возмездие и не содержит в способах наполнения элементов исправительных, возбуждающих в

преступнике желание достигнуть лучшей участи хорошим поведением и отлучающих его от праздности» [4].

Эта мысль получила развитие в трудах выдающегося отечественного пенитенциариста И. Я. Фойницкого. Им с 1873 г. для студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета в качестве самостоятельной дисциплины впервые стал преподаваться курс «Тюрьмоведение». До этого вопросы пенитенциарной проблематики изучались лишь в рамках уголовного права. В своем развитии тюрьмоведение обращалось к ряду неюридических наук — педагогике, психологии, психиатрии, гигиены и т. д., т. е. изначально занималось вопросами не только наказания, но и исправления преступников. Начиная с 1880 г. эта дисциплина стала преподаваться как самостоятельная правовая наука в Московском и Саратовском университетах.

Первые ученые-пенитенциаристы расходились в вопросе о том, может ли тюрьма являться средством исправления преступника. Н. С. Таганцев и С. П. Мокринский утверждали, что тюрьма не способна к нравственному исправлению заключенных. С. В. Поз-нышев являлся сторонником той точки зрения, что достижение цели исправления заключенных в условиях тюрьмы вполне реальна. По его мнению, «если исправление человека вообще возможно, то оно возможно и в тюрьме» [5].

При этом С. В. Познышев вовсе не утверждал, что тюремное заключение способно рецидивиста превратить в высоконравственного человека. «Тюрьма должна исправлять; это значит, что подвергавшегося режиму человека она должна выпустить настолько изменившимся, социально годным, чтобы он был способен жить непреступно, честным трудом». Процессу исправления должны способствовать: образование — религиозное и светское, чтение и размышление о прочитанном, жизнь в чистоте и строгом распорядке дня, труд, обучение специальностям. «И если

тюрьма исправит не всякого, кто в нее входит, она исправит многих, а других — неисправившихся, социально-негодных — заставит, по крайней мере, известное время жить порядочною трудовою жизнью» [5].

В своих работах С. В. Познышев уделял большое внимание разработке теоретических основ наказания, его цели, определению понятий «исправление осужденных», «тюремное воспитание» и другим аспектам пенитенциарной деятельности.

Несмотря на разные подходы к проблеме исправления преступников, в России на рубеже XIX — XX вв. происходит заложение теоретических и методологических основ пенитенциарной педагогики как науки. Научная мысль и общественное сознание сформулировали основные средства воздействия на осужденных в целях их исправления. К ним стали относить: труд, как оплачиваемый, так и нет, обучение грамоте, получение образования общего и профессионального, тюремная дисциплина (режим), тюремное воспитание, преимущественно религиозно-нравственное. Предпринимались попытки дифференцировать преступников по группам, исходя из их психолого-педагогических и социальных особенностей, применять к ним соответствующие методы воздействия.

Тюремная инструкция от 1915 г., а затем и тюремные приказы периода Временного Правительства подчеркивали, что главной задачей наказания является исправление человека, свершившего преступление в силу обстоятельств или особенностей своего характера.

Провозглашение в октябре 1917 г. Советского государства, декларирование справедливых социалистических принципов построения общества требовало проведения новой пенитенциарной политики. Первые организационно-правовые мероприятия советской власти, предпринятые в этом направлении, хотя и были идеологизированными и базировались на утопических представлениях о

всесильности коммунистического мировоззрения в изменении поведения и сознания личности вообще и осужденных в частности, тем не менее, имели четко выраженный гуманистический характер [6].

Большую роль в утверждении гуманистического направления в пенитенциарной политике сыграл Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. В нем на законодательном уровне была закреплена цель наказания — перевоспитание осужденных, сформулированы воспитательные задачи в деятельности ИТУ, дана характеристика основных средств исправления осужденных. К основным средствам исправления осужденных были отнесены проведение силами органов Наркомата просвещения культурно-просветительской работы, обязательные курсы ликвидации безграмотности для всех заключенных, труд, режим.

Фактически в этот период происходит заложение теоретических основ советской исправительно-трудовой педагогики, закрепление ее идей в практике исправления осужденных. В развитие советской исправительно-трудовой педагогики значительный вклад внесли видные деятели партии и государства, юристы, практические работники: Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская,

А. В. Луначарский, П. П. Постышев, С. Т. Шацкий, П. И. Стучка и др., которые принимали участие в совещаниях пенитенциарных работников, выступали по проблемам исправительно-трудовой политики, посещали места лишения свободы, одобряли новые формы и методы работы с осужденными, оказывали помощь научным и практическим работникам.

Проблемы перевоспитания осужденных находили свое отражение в трудах ученых-пенитенциаристов Ю. Ю. Бехтерева, М. Н. Гернета,

П. П. Постышева, Б. С. Утевского,

Е. Г. Ширвиндта и др. Большое значение для теории пенитенциарной педаго-

гики сыграла монография С. В. Позны-шева «Основы пенитенциарной науки» (1923 г.), в которой целый раздел был посвящен проблемам пенитенциарной педагогики (общеобразовательному обучению, культурно-просветительной работе, трудовому воспитанию).

В конце 1920-х гг. в связи с общими изменениями во внутренней политике государства изменилась и уголовно-исполнительная система, ведущее место в которой стали занимать исправительно-трудовые лагеря. Создание ГУЛАГа сместило акценты в целях и задачах, ставившихся перед местами заключения. Официально в них продолжали заниматься перевоспитанием осужденных. В августе 1933 г. был принят новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, в нем политико-воспитательная работа нашла законодательное закрепление. Однако содержание ее во многом носило формальный характер. Проведение политико-воспитательной работы было возложено на самих осужденных в лице культсове-та под председательством помощника начальника места лишения свободы по политико-воспитательной части. При этом лицам, осужденным за политические преступления, как правило, имеющим наиболее высокий образовательный и культурный уровень, запрещалось принимать участие в руководящей работе ячеек самоуправления культсо-вета. Культурно-массовая, учебная работа в лагерях были вытеснены потребностями индустриализации в дешевой рабочей силе. Труд стал основной, если не единственной формой перевоспитания преступников. В целом же работа заключенного рассматривалась как мера искупления своей вины перед Родиной.

Великая Отечественная война дала новую форму средствам искупления (уход на фронт, труд в тылу во имя Победы), но общей цели наказания не изменила: не исправление, а искупление вины. Поэтому говорить о развитии пенитенциарной педагогики как науки в 1930-е — 1950-е гг. не приходится.

После смерти И. В. Сталина начинается процесс свертывания ГУЛАГа. Под амнистию и реабилитацию попадают политические заключенные. Численность лагерного контингента падает, часть подразделений просто закрывают. С 1954 г. усиливается роль политико-воспитательной работы, в которую под руководством политорганов. Это была большая и многоплановая деятельность, в условиях которой и зародилась (в 1957 г.) отрядная система. В конце 1960-х гг. отряды стали основной формой объединения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в коллективы [3]. Отрядная система подразумевает наличие таких должностей, как начальник отряда, заместитель начальника по политико-

воспитательной работе. Перед администрацией колоний снова ставится вопрос о необходимости воспитательной работы с заключенными, конечной целью которой должно стать их перевоспитание. При этом к воспитательной работе стали активно привлекать самих осужденных.

Отрядная система, несомненно, способствовала формированию пенитенциарной педагогики как непосредственно связанной с организацией воспитательного процесса в исправительных учреждениях. Активизировались научные исследования в сфере исправления и перевоспитания осужденных.

Для полноценных научных исследований в области пенитенциарной педагогики нужна была не только теоретическая, но и экспериментальная база. С 1960-х гг. активизировалась научно-исследовательская работа. В 1960 г. было проведено две всесоюзных методических конференции, посвященные применению идей А. С. Макаренко в

воспитательной работе с осужденными. Появились первые работы по педагогике Б. С. Утевского, В. И. Куфаева,

A. Л. Ременсона, В. И. Монахова,

B. Ф. Клюкина.

В 1960-1961 учебном году исправительно-трудовая педагогика была впервые включена в учебные планы Высшей школы МВД СССР и средние учебные заведения союзных республик. Начальник кафедры исправительно-трудового права Б. С. Утевский разработал первый тематический план по педагогике и написал по этой дисциплине первые лекции. В 1966 г. Б. С. Утевским, А. П. Евграфовым и И. В. Шмаровым издается первое учебно-методическое пособие «Исправительно-трудовая педагогика» [6]. Официальное признание в качестве самостоятельной отрасли науки исправительно-трудовая педагогика получила в 1963 г. по предложению Президента Академии педагогических наук СССР И. А. Каирова.

Педагогический опыт 1960-х гг. способствовал педагогизации практики перевоспитания осужденных, что нашло законодательное закрепление в Основах исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик (1969), где цель наказания определена как исправление и перевоспитание осужденных, и в соответствии с ней закреплены основные ее средства.

Таким образом, в период так называемой «оттепели» были заложены основы формирования новой исправительно-трудовой системы и определены гуманистические тенденции развития пенитенциарной науки и практики на последующие годы.

Наибольшего развития и как наука, и как практика пенитенциарная педагогика достигла в 1970-е — 1980-е гг.

Литература

1. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. — М.: Госюриздат, 1951. — Т. 1.

2. Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013.

3. Киселев М. В., Ивашко Н. Н., Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013.

4. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: История и современность. — М.: Академия управления МВД России, 2000.

5. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения / издание Г. А. Лемана и Б. Д. Плетнева. — М., 1915.

6. Силенков В. И. Становление и развитие теории и практики исправления и перевоспитания личности осужденных : лекция. — Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2010.

Сведения об авторах

Белоусова Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат исторических наук, доцент. E-mail: kifsin@mail.ru

Ивашко Наталья Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат педагогических наук. E-mail: ivashkon@mail.ru

Information about the authors

Belousova Olga Aleksandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), Head of the Department of humanities, social, economic and natural disciplines, candidate of historical sciences, docent. E-mail: kifsin@mail.ru Ivashko Natalya Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), Head of the Department of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of pedagogical sciences. E-mail: ivashkon@mail.ru

УДК 376.1

Д. С. Долгин

О ПОНЯТИЯХ «ВОСПИТАНИЕ», «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС», «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

В статье представлена попытка экскурса в историю педагогики с целью рассмотрения некоторых этапов становления и развития такой категории, как воспитание. Несмотря на достаточно длительное время формирования российской педагогической мысли, до сих пор нет единого подхода к рассмотрению данного понятия. Кроме того, не разработаны такие педагогические понятия, как «воспитание», «воспитательная работа», «воспитательный процесс» применительно к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, что представляется особенно актуальным сегодня в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Представлены некоторые собственные воззрения по данному вопросу, а также сформулированы определения обозначенных понятий применительно к сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Представляется справедливым рассматривать воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы как сложную систему взаимоотношений, в которой принимают участие не только две стороны (воспитатель — воспитанник), но и задействованы государственные и

© Долгин Д. С., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.