Научная статья на тему 'Эволюционные особенности воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы'

Эволюционные особенности воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОЛОНИИ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / PENITENTIARY SYSTEM / EDUCATIONAL IMPACT / COLONIES / BASIC MEANS OF CORRECTION / CONCEPT / CONVICTED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городинец Федор Михайлович

В статье рассматривается развитие основных мер исправительного воздействия на осужденных, подвергаемых уголовному наказанию в виде лишения свободы. Представлены варианты ученыхпенитенциаристов России и советского периода И.Я. Фойнцикого, С.В. Познышева и Н.А. Беляева. Рассмотрены особенности, предусматриваемые Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 г., относительно процесса воспитательного воздействия в местах лишения свободы. Сравнительные характеристики позволяют рассмотреть эволюцию данного института пенитенциарной системы в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolutionary characteristics of educational influence on condemned to imprisonment

The article discusses the development of the main measures of correction of convicted persons subjected to criminal penalties in form of imprisonment. The options presented penitentiaries scientists of Russia and the Soviet period Pointiage I. Y., S. V. Poznyshev and N. And.Belyaev. Considered are the peculiarities envisaged by the development Concept criminally-Executive system of the Russian Federation for the period until 2020 with regard to the process of educational influence in places of deprivation of liberty. Comparative characteristics allow us to consider the evolution of this institution of the penitentiary system in our country.

Текст научной работы на тему «Эволюционные особенности воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы»

Криминалистика, криминология, ОРД

УДК 343

Ф. М. Городинец*

Эволюционные особенности воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы

В статье рассматривается развитие основных мер исправительного воздействия на осужденных, подвергаемых уголовному наказанию в виде лишения свободы. Представлены варианты ученых-пенитенциаристов России и советского периода - И.Я. Фойнцикого, С.В. Познышева и Н.А. Беляева. Рассмотрены особенности, предусматриваемые Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 г., относительно процесса воспитательного воздействия в местах лишения свободы. Сравнительные характеристики позволяют рассмотреть эволюцию данного института пенитенциарной системы в нашей стране.

Ключевые слова: пенитенциарная система, воспитательное воздействие, колонии, основные средства исправления, концепция, осужденные.

F.M. Gorodinets*. Evolutionary characteristics of educational influence on condemned to imprisonment. The article discusses the development of the main measures of correction of convicted persons subjected to criminal penalties in form of imprisonment. The options presented penitentiaries scientists of Russia and the Soviet period Pointiage I. Y., S. V. Poznyshev and N. And.Belyaev. Considered are the peculiarities envisaged by the development Concept criminally-Executive system of the Russian Federation for the period until 2020 with regard to the process of educational influence in places of deprivation of liberty. Comparative characteristics allow us to consider the evolution of this institution of the penitentiary system in our country.

Keywords: penitentiary system, educational impact, colonies, basic means of correction, concept, convicted.

Современный процесс уголовного наказания в виде лишения свободы в России предполагает не только изоляцию виновного от общества, ограничение его в правах и возможностях, но и воздействие на него с целью изменения взглядов на происходящее, в т.ч. на его преступное поведение. Процесс воздействия на лиц, подвергаемых уголовному наказанию, видоизменяется в зависимости от государственного устройства (при монархическом строе это был вариант истребления тех, кто посягал на устои монарха, и т.п., при диктатуре советского периода это были способы подавления позиции тех, кто противился или препятствовал утверждению советского режима, в т.ч. в худших его формах), от экономического положения, а также от состояния общества, развития его гражданского состояния.

В настоящее время Россия с принятием Конституции 1993 г. закрепила основополагающие принципы государства, где личность провозглашается в числе приоритетов для защиты, в т.ч. и посредством уголовного законодательства.

Когда впервые в России в 1841 г. в Петербурге была создана колония для несовершеннолетних нарушителей, на основе опыта работы в ней были сформированы основополагающие принципы воздействия на преступников:

- привлечение к труду;

- уважение личности воспитанника;

- самоуправление;

- сотрудничество педагогов и воспитанников.

Профессор Санкт-Петербургского университета И.Я. Фойницкий разработал курс «Тюрьмоведение», где были представлены вопросы обращения с преступниками, изложены и охарактеризованы средства и методы воздействия на осужденных в период нахождения их в тюремных учреждениях [1].

* Городинец, Федор Михайлович, профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-19. E-mail: gorodinets58@mail.ru.

* Gorodinets, Fyodor Mikhailovich, Professor, Department of Criminology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of law, Professor. Address: 198206, Russia, St. Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Tel. 744-70-19. E-mail: gorodinets58@mail.ru.

© Городинец Ф.М., 2016

Криминалистика, криминология, ОРД

В 1923 г/ профессор Московского университета С.В. Познышев [2] в работе «Основы пенитенциарной науки», давая характеристику процессу воздействия на осужденных, акцентирует внимание на следующих направлениях педагогики перевоспитания осужденных:

- юридическое и нравственное исправление;

- общеобразовательное обучение;

- культурно-просветительная работа;

- трудовое воспитание.

В 60-е гг. XX в. профессор Санкт-Петербургского университета Н.А. Беляев указал основные средства исправления осужденных, учитывая те особенности, которые были характерны для данного периода развития общества [3]. Государство получило возможность локализовать учреждения, в которых находились осужденные, а именно: вместо лагерей, которые были основными институтами, реализующими наказание в виде лишения свободы, устанавливались исправительно-трудовые колонии. В этих учреждениях процесс воздействия был организован так, что основными средствами исправления были законодательно определены:

- режим;

- общественно-полезный труд;

- воспитательная работа;

- общеобразовательное и профессионально-техническое обучение.

Каждое из основных средств исправления осужденных предполагало фактическое создание служб или подразделений, которые обеспечивали бы их реализацию при организации работы исправительно-трудовых колоний. Это были структурно-образующие категории, на основе которых строилась работа по воздействию на осужденных. Их научно обоснованное закрепление в диссертационных исследованиях, монографиях, учебных материалах и научных публикациях предлагали авторы работ на протяжении полувекового периода ХХ в. Но времена уходят в историю, и реалии жизни вынуждают специалистов вести поиск новых форм и инструментов, позволяющих осуществлять эффективное воздействие на лиц, подвергаемых принудительным мерам со стороны государства, в т.ч. уголовному наказанию в виде лишения свободы. Обстоятельное и качественное разъяснение современной методологии воздействия на личность в условиях принудительного воздействия дано норвежским криминологом Н. Кристи [4].

За последние годы в России существенно изменились система и содержание политической власти, экономические отношения, в т.ч. потенциальные их перспективы, духовная составляющая, которая в поисках опорных позиций избрала религиозный вектор и в современных условиях достаточно эффективно его придерживается. Преобразования, проводимые в стране, касаются фактически всех сторон жизни общества и государства, сопровождаются серьёзными препятствиями, которых не было в прежние периоды развития нашего общества. В числе этих препятствий можно назвать и значительный рост преступности, её качественные преобразования. Элементы преступного поведения становятся нормой в самых высоких эшелонах власти (губернаторы Сахалинской области и республики Коми, министр обороны РФ, директор ФСИН МЮ РФ) [5]. Организованная преступность проникает в политику и экономику, растёт её влияние над значительной частью финансовых потоков в стране и на международном уровне, что представляет реальную угрозу безопасности России. В то же время нет и речи о снижении т.н. бытовой преступности. В российской глубинке выросло уоличество преступлений в состоянии алкогольного опьянения. По статистике в 2014 г. почти каждое третье преступление в России было совершено в состоянии алкогольного опьянения. Сохраняются экономические стимуляторы роста преступности, провоцирующие хищения на бытовом уровне и другие преступления. Так, предприниматель из Красноярского края по причине неспособности выплаты долгов по кредиту расстрелял семью и застрелился сам) [6]6. Лица, совершающие преступления на бытовой почве, из хулиганских побуждений, после изобличения их в совершении преступлений должны будут отбывать наказание в исправительных колониях вместе с теми, кто изобличен в организации преступных сообществ, должностных преступлениях и т.п. преступной деятельности. Находясь вместе, они не передают друг другу положительный опыт развития экономики, производства и т.п. сфер деятельности государства. В лучшем случае их влияние не отразится на принципах и гражданской позиции человека, находящегося в местах лишения свободы. На практике деятельность исправительных учреждений показывает, что там вакуума не бывает. Если администрация не контролирует какой-либо сегмент в жизни учреждения, то его контролируют сами осужденные. То, как они это делают, и какие при этом используются методы и средства, иногда даже представлять нежелательно.

Современные тенденции в уголовно-исправительной политике государства заслуживают уважения. Мы за последние пять лет фактически на сто тысяч сократили число лиц, находящихся в местах лишения свободы [7]. В рамках повышения эффективности деятельности учреждений внесены существенные изменения в уголовно-исполнительное законодательство России. Уместно вспомнить об упразднении ст. 111 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, где были закреплены положения о работе самодеятельных организаций осужденных. Их создавали в те времена, когда государство не имело реальной возможности организовать работу во всех сферах жизнедеятельности осужденных. Нам известны времена, при которых даже функции охраны и надзора выполняли сами осуждённые, когда они контролировали друг друга, выполняли работу по поддержанию дисциплины и порядка. Это участие оценивалось как содействие администрации и поощрялось ею. Но фактически это было стремление более активной части осуждённых продемонстрировать свою приверженность правопорядку перед

Городинец Ф.М. Эволюционные особенности воспитательного воздействия на осужденных.

администрацией, подавляя менее активную часть спецконтингента или же игнорируя все мыслимые и немыслимые права личности в местах лишения свободы, доказывая руководству учреждения, что они ратуют за порядок, неважно какой ценой и с помощью каких методов они этого достигают. В большинстве случаев этот порядок устанавливался и даже какое-то время поддерживался за счёт этих мер со стороны самих осуждённых. В принципе идея, заложенная в использовании активной («здоровой») части осуждённых, сама по себе неплохая, тем более что, анализируя историческое прошлое, когда была такая часть осуждённых, как «политические», это была очень даже продуктивная сила, и ей можно было во многом доверять [8]. Но те категории лиц, которые сегодня содержатся в исправительных учреждениях, ни нравственно, ни потенциально не готовы к такому участию. По мнению пенитенциаристов советского периода, самодеятельные организации осуждённых должны были оказывать содействие администрации мест лишения свободы: «В создании оптимальных условий для исправления и перевоспитания осуждённых; формировании коллектива таких лиц и положительно-направленного общественного мнения в их среде; в развитии общественной активности осуждённых; в организации трудового соревнования; в обеспечении выполнения производственных заданий, повышении производительности труда и качества выпускаемой продукции; в воспитании у осуждённых дисциплины и неуклонного исполнения Правил внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений; в проведении массово-политических и культурно-воспитательных мероприятий; в организации общеобразовательного и профессионально-технического обучения у осужденных» [9]. В 2011 г. из уголовно-исполнительного законодательства России были удалены нормы, закрепляющие деятельность в самодеятельных организациях осуждённых. Этим решением было подтверждено положение о том, что в воспитательном процессе с осуждёнными приоритет необходимо отдавать работе специальных служб и подразделений исправительных учреждений, а не строить работу, опираясь на инициативы осуждённых. Распоряжением правительства Российской Федерации № 1772-р от 14 октября 2010 г. принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., согласно которой предусматривалось изменение условий содержания осуждённых к лишению свободы и рассматривался вариант замены основного института, реализующего наказания в виде лишения свободы - колонии - на двухступенчатый вариант: тюрьмы; колонии-поселения.

Но в 2015 г. вышеназванная Концепция была скорректирована и в новой редакции раздел, предусматривающий реформирование системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и совершенствования их организационно-структурного построения, исключён (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р). В нынешних условиях чёткого определения новой модели пока не дано, предполагается, что тип учреждений в виде исправительных колоний будет сохранён, но будут предприняты меры по локализации различных групп осуждённых. В первую очередь это будут отрицательно направленные категории, а далее классификация может осуществляться в зависимости от поведения осуждённых и их особенностей криминального характера. Такого рода разрядная классификация позволит, с одной стороны, локализировать различные группы осуждённых, а с другой, дифференцировать работу с ними, учитывая индивидуальные и групповые особенности.

На наш взгляд, в результате такого разделения законодательно будут закреплены правовые особенности условий содержания различных групп осуждённых. Для действенной реализации такого рода деления лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, необходимо создать профессионально квалифицированный механизм. Основным институтом в этом механизме должны стать службы по социальной и психологической работе, которые в своей деятельности будут опираться на рекомендации представителей других служб, в частности:

- организации труда осуждённых (согласно Концепции должна быть приоритетной);

- оперативно-розыскной работы (учитывая криминальный опыт содержащихся в исправительных учреждениях);

- иные направления в зависимости от вида учреждения.

Положительных перемен возможно достичь, если эта работа будет организована при взаимодействии служб и подразделений исправительного учреждения.

Список литературы

1. Фойницкий, И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. - СПб., 1889.

2. Познышев, С. В. Основы пенитенциарной науки. - М. 1923.

3. Беляев, Н. А. Цели наказания и средства их достижения. - Л., 1963.

4. Кристи, Н. Причиняя боль. Роль наказания в уголовной политике / под. общ. ред. Я.И. Гилинского. - СПб: Алетейя, 2011. - Гл. 5.

5. Российская газета: Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rg.ru.

6. Информационный портал Ульяновска. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// misanec.ru.

7. Социальная сеть «Макспарк». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maxpark.com.

8. Городинец, Ф. М. Субкультура в среде осуждённых к лишению свободы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 2 (62).

9. Советское исправительно-трудовое право : учебник / под. ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского - М.: Юрид. лит., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.