Научная статья на тему 'Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки'

Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2917
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ИСПРАВЛЕНИЕ / CORRECTION / ПЕРЕВОСПИТАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL INSTITUTIONS / REFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюгаева Нина Алексеева

Педагогика возникла в глубокой древности как наука о воспитании подрастающих поколений. Однако человеческое общество, постоянно развиваясь, предъявляет все новые требования к воспитанию и образованию людей, что привело к изменению области применения педагогики. Поэтому под педагогикой в настоящее время понимается наука о воспитании, обучении и образовании человека. Объектами педагогики являются воспитательные системы, охватывающие становление и развитие человека во всех сферах его жизни и деятельности, а предметом закономерности процесса воспитания, обучения и образования, особенности их проявления в конкретных социально-исторических условиях, в конкретных воспитательных системах. Каждая воспитательная система связана со специальной отраслью педагогической науки. Так, специфика осуществления воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы обусловили необходимость вычленения из педагогической науки самостоятельной отрасли знаний пенитенциарной педагогики. Содержание данной статьи раскрывает понятие, основные категории, методологию пенитенциарной педагогики и ее связь с другими науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Penitentiary pedagogy as a branch of pedagogical science

Pedagogy as a science originated in ancient as a science about the younger generation. However, human society is always evolving poses new challenges to the unbringing and education of the people which led to the measurement applications of pedagogy. Now under the pedagogy currently refers to the science of education and education training. Pedagogy’s objects are the educational systems covering the formation and development of the people in all spheres of life and activities. Pedagogy’s subjects are the patterns of learning, education, features of their manifestation in the contest of social historical conditions, in specific educational systems. Each educational system is connected with the social branch of pedagogical science. Penitentiary pedagogy is the branch of pedagogical science exercising educational influence with the prisoners. The article reveals the notion of the basic categories of methodology of penitentiary pedagogics and its links with other sciences.

Текст научной работы на тему «Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки»

Сведения об авторе

Тресвятский Лев Алексеевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор культурологии. E-mail: [email protected]

Information about the author

Tresvyatsky Lev Alekseevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), associate professor of the Department of Penal Psychology and Penal Pedagogics, doctor of Culturology, associate professor. E-mail: [email protected]

УДК 37.013

Н. А. Тюгаева

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Педагогика возникла в глубокой древности как наука о воспитании подрастающих поколений. Однако человеческое общество, постоянно развиваясь, предъявляет все новые требования к воспитанию и образованию людей, что привело к изменению области применения педагогики. Поэтому под педагогикой в настоящее время понимается наука о воспитании, обучении и образовании человека. Объектами педагогики являются воспитательные системы, охватывающие становление и развитие человека во всех сферах его жизни и деятельности, а предметом — закономерности процесса воспитания, обучения и образования, особенности их проявления в конкретных социально-исторических условиях, в конкретных воспитательных системах.

Каждая воспитательная система связана со специальной отраслью педагогической науки. Так, специфика осуществления воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы обусловили необходимость вычленения из педагогической науки самостоятельной отрасли знаний — пенитенциарной педагогики. Содержание данной статьи раскрывает понятие, основные категории, методологию пенитенциарной педагогики и ее связь с другими науками.

Ключевые слова: воспитательная система; исправление; перевоспитание; адаптация; ресоциализация; исправительные учреждения.

N. A. Tyugaeva

PENITENTIARY PEDAGOGY AS A BRANCH OF PEDAGOGICAL SCIENCE

Pedagogy as a science originated in ancient as a science about the younger generation. However, human society is always evolving poses new challenges to the unbring-ing and education of the people which led to the measurement applications of pedagogy. Now under the pedagogy currently refers to the science of education and education training. Pedagogy's objects are the educational systems covering the formation and development of the people in all spheres of life and activities. Pedagogy's subjects are the patterns of learning, education, features of their manifestation in the contest of social historical conditions, in specific educational systems.

© Тюгаева Н. А., 2016.

Each educational system is connected with the social branch of pedagogical science. Penitentiary pedagogy is the branch of pedagogical science exercising educational influence with the prisoners. The article reveals the notion of the basic categories of methodology of penitentiary pedagogics and its links with other sciences.

Keywords: the educational system; correction; reformation; adaptation; resociali-zation; the correctional institutions.

В начале 60-х гг. ХХ столетия произошли существенные изменения в исправительно-трудовой политике нашего государства. Началась перестройка всей деятельности исправительно-трудовой системы: на повестку дня были поставлены задачи не только карать и изолировать преступников, но и добиваться в процессе исполнения наказания их нравственной переориентации, исправления и перевоспитания. Возникла необходимость разработки педагогических проблем реализации названных процессов. Такое положение дел обусловило выделение из исправительно-трудового права новой отрасли науки — исправительно-трудовой педагогики.

Официальное признание

исправительно-трудовая педагогика как самостоятельная наука получила в 1963 г. после выступления академика И. А. Каирова, который внес предложение расширить систему педагогических наук, включив в нее исправительно-трудовую педагогику [1].

Современные тенденции развития этой самостоятельной отрасли педагогических знаний связаны с гуманизацией условий отбывания наказаний, учетом требований международных актов, широким привлечением общественных организаций к исправлению осужденных и др. К тому же труд осужденных постепенно потерял свое первоначальное значение и приобрел качество одного из основных средств воздействия, главного критерия трудовой адаптации (приспособление к условиям труда, формирование трудовых навыков, получение специальности) и ресоциализа-ции (восстановление и развитие общественно полезных связей и опыта) осужденных. Поэтому употребление термина «пенитенциарная» вместо

«исправительно-трудовая» педагогика является наиболее обоснованным применительно к сфере исправления осужденных в местах лишения свободы. Термин «пенитенциарная педагогика» введен в научный оборот в 90-е годы ХХ в. [2, с. 370].

Слово «пенитенциарный» в переводе с латинского языка означает «покаянный, исправительный». Покаяние — признание в проступке, основа нравственного возрождения человека. Покаяние подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра. В отличие от раскаяния, которое также означает признание своих грехов, покаяние содержит в себе важный момент их практического преодоления [3, с. 203204]. Пенитенциарная педагогика как раз и призвана привести осужденного к раскаянию, покаянию, нравственному самоопределению. Таким образом, пенитенциарная педагогика — наука об исправлении осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.

Как любая самостоятельная наука, пенитенциарная педагогика имеет свой объект и предмет исследования. Оба эти понятия еще не получили принятой всеми исследователями трактовки. Автор руководствуется разграничением, принятым в философии [4, с. 357-358], а также в психологии [5, с. 246-247], и под объектом понимает определенную сферу (область) объективной действительности, а под предметом — ее стороны (аспекты, разделы, компоненты, явления), которые данная наука исследует.

В связи с этим положением объектом пенитенциарной педагогики является воспитательная система исправительных учреждений (исправительные

колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения), охватывающая педагогическую составляющую деятельности этих учреждений, а ее предметом — закономерности воспитания и особенности их проявления в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственно принуждения.

Пенитенциарная педагогика имеет свой понятийный аппарат (основные категории): воспитание, перевоспитание, исправление. Поскольку воспитательная система исправительного учреждения получает результаты деятельности других воспитательных систем, причем в деформированном виде, то процесс воспитания в ее рамках принято было обозначать термином «перевоспитание». Он употребляется и в других отраслях педагогики, предполагая устранение дефектов предшествующего воспитания. Реальный воспитательный процесс нельзя представить как постоянное поступательное восхождение личности без отступлений, срывов и борьбы противоположностей. В результате стихийных, подчас непредсказуемых обстоятельств могут сформироваться негативные отношения личности к окружающей действительности, основным социальным ценностям, целенаправленным педагогическим воздействиям. Перед воспитателями в таких условиях стоит задача разрушения подобных отношений, формирование социально одобряемого поведения, т. е. задача исправления личности. Однако разрушение каких-либо свойств и качеств личности не означает их простого устранения с тем, чтобы на освободившемся пространстве сформировались новые. Диалектика развития личности такова, что процесс замены идет как вытеснение одних свойств и качеств другими. Таким образом, воспитание и перевоспитание, развитие и исправление в реальном педагогическом процессе выступает как некая целостность.

Субъект воспитания в рамках исполнения уголовного наказания сталки-

вается с дефектными отношениями личности и необходимостью их изменения, ломки. Здесь противоречия в развитии личности выступают наиболее ярко, в силу чего и способы их разрешения приобретают более жесткий, принудительный характер. Поэтому и возникла необходимость обозначения данного процесса специальным термином — «исправление осужденных», под которым следует понимать двусторонний педагогический процесс, включающий совместную целенаправленную деятельность субъекта по организации внешних воздействий и объекта (осужденного) по усвоению этих воздействий. Результатом такого воздействия (а не противостояния) является тот или иной уровень нравственного изменения личности осужденного. При такой трактовке исправление осужденных выступает и как процесс самодвижения, саморазвития, и как результат совместной деятельности сотрудников — воспитателей осужденных; вся система внешних воздействий, ими применяемая, с одной стороны, и исправление осужденных как нравственное изменение их личности — с другой, и есть не что иное, как сущность процесса исправления.

Пенитенциарная педагогика как наука имеет прочную методологическую основу (теорию познания, гносеологию), играющую роль ориентира в выборе направления теоретических исследований и путей совершенствования практической деятельности в сфере исправления осужденных. Слово «методология» переводится как учение о методах познания. Однако в настоящее время это понятие трактуется более широко. Оно включает в себя объект и предмет научного познания, сущность изучаемого явления, его закономерности и принципы, а также принципы и методы исследования. Диалектика как общая теория и метод научного познания, философская теория и основные философские категории составляют всеобщую методологию. Она является методологической и общетеоретической основой

и для разработки коренных вопросов воспитания в обществе, и для исправления осужденных.

В то же время каждая наука разрабатывает свою специальную методологию, которая призвана определить место конкретной отрасли знаний в системе научных знаний, формы и содержание ее связей с другими науками, ее гносеологические источники применительно к изучаемой области действительности. Пенитенциарную педагогику питает практически вся совокупность наук о человеке, его становлении и развитии. Необычайная сложность изучаемого объекта (воспитательные системы), его ярко выраженная специфичность (функционирование в местах лишения свободы) приводят к тому, что данные ряда других наук и практики нельзя использовать в готовом виде, а необходимо трансформировать таким образом, чтобы, не отбрасывая общие подходы и положения, суметь выявить специфические отношения человека с окружающим миром через призму государственного принуждения.

Методологическая роль философии в формировании и развитии теории и практики исправления осужденных проявляется как непосредственно, поскольку в данном социальном явлении с необходимостью действуют ее законы и категории, так и опосредованно, через методологию таких отраслей знаний, как общая педагогика, психология, социология и др. Пенитенциарная педагогика использует основные законы и категории философии: соотношение целого и части, общего и особенного, категории качества и количества и др.

Общая педагогика как система ведущих научных идей, положений, методологических принципов, раскрывающих общие закономерности воспитания, обучения и развития, также служит гносеологическим источником пенитенциарной педагогики.

Применительно к своему предмету исследования пенитенциарная педагогика призвана теоретически осмысли-

вать и основные положения, и данные таких наук, как психология и физиология. Достижения физиологии о пластичности нервной системы человека, возможности перестройки его внутреннего мира, законах и принципах изменения динамического стереотипа выступают объективной основой принципа исправимости личности, без которого существование данной отрасли педагогики бессмысленно.

Общая и юридическая психология, психология управления и социальная психология также служат гносеологическими источниками формирования научных основ пенитенциарной педагогики, поскольку объектом педагогического воздействия являются коллективы, группы, личности во всех их связях и отношениях. Использование в исправительном деле закономерностей развития психики человека, его свойств и качеств позволяет избежать примитизма и ошибок в организации процесса исправления осужденных.

Педагоги-исследователи широко используют категории, результаты и методы социологии. Невозможно представить педагогические исследования без конкретно-социологических методов, статистического анализа, социально-педагогических и социально-правовых экспериментов.

Педагогическое руководство процессом исправления осужденного рассматривается как сознательная и целенаправленная деятельность. Она выступает как разновидность социального управления, поэтому закономерности и принципы общей теории управления служат в качестве методологических источников, определяющих деятельность субъектов управления педагогическим процессом в исправительных учреждениях.

В настоящее время педагогика начала устанавливать связи с кибернетикой. Совсем не случайно появление такой новой отрасли педагогической науки, как педагогическая кибернетика. Можно назвать те области педагогической

деятельности, в которых возможна и перспективна опора на кибернетику: программированное обучение, создание компьютеров, использование вычислительной техники для анализа и синтеза образовательного процесса, разработка критериев оценки знаний, моделирование педагогических процессов, построение алгоритмов для сходных ситуаций, улучшение методов и средств педагогических исследований с помощью теории информатики и математической логики.

Существенное отличие пенитенциарной педагогики от всех других отраслей заключается в ее особом соотношении с правом, в частности, такой отраслью, как уголовно-исполнительное право. С одной стороны, основные педагогические положения находят отражение в принципах уголовно-исправительного права, в отдельных статьях закона, с другой — педагогическая практика во многом детерминирована регламентацией ее средств, форм и методов воздействия правовыми рамками. Право устанавливает различного рода ограничения, не всегда способствующие полному и всестороннему раскрытию потенций средств, форм и методов педагогического воздействия. В связи с этим пенитенциарная педагогика постоянно учитывает противоречия между жесткими требованиями права и педагогиче-

ской целесообразностью, дает рекомендации по их разрешению. В свою очередь, пенитенциарная педагогика призвана оказывать воздействие на уголовно-исполнительное право, постоянно предъявляя к нему требования максимальной педагогизации его конкретных норм, институтов. Особенно остро этот процесс идет в условиях гуманизации деятельности исправительных учреждений, приведение ее в соответствие с требованиями международных принципов и правил обращения с заключенными.

Пенитенциарная педагогика не свободна от воздействия экономики во многих ее проявлениях, так как эта сфера деятельности исправительных учреждений напрямую связана с трудовой адаптацией осужденных. Для того, чтобы в полной мере раскрыть воспитательные возможности труда, нужно всесторонне учесть требования экономики в сфере как производства, так и его организации.

Таким образом, пенитенциарная педагогика является самостоятельной наукой, имеющей объект, предмет исследования, понятийный аппарат, методологию, и интегрирующей знания о человеке в процессе его изменения, становления и развития в период отбывания уголовного наказания.

Литература

1. Каиров И. А. Новая Программа КПСС и задачи педагогической науки. — М., 1963.

2. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

3. Психология: словарь. — М., 1990.

4. Словарь иностранных слов. Изд. 15-е, испр. — М., 1988.

5. Философский словарь. — М., 1980.

Сведения об авторе

Тюгаева Нина Алексеева: Академия ФСИН России (г. Рязань), профессор кафедры юридической психологии и педагогики, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук профессор. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Tyugaeva Nina Alekseevna: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), professor of the chair of law psychology and pedagogics, the honored employee of higher school of Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.